Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ'

СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагог/ вокал/ музыка/ учитель/ голосовой аппарат/ пения/ современный учитель/ связь музыки с физической минуткой. / teacher / vocals / music / teacher / vocal apparatus / singing / modern teacher / connection of music with a physical moment.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Статья предназначена для широкого круга учителей: учителей музыки, педагогов музыкантов, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и связь музыки с физической минуткой и повысить свой педагогический уровень. Цель статьи – расширить представления учителей о современных курсах и методиках по педагогическому искусству и возможностях повышения уровня педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PHYSICAL EXERCISES IN MUSIC LESSONS

The article is intended for a wide range of teachers: music teachers, music teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and the connection between music and physical moment and improve their pedagogical level. The purpose of the article is to expand the ideas of teachers about modern courses and methods in pedagogical art and the possibilities of increasing the level of pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для широкого круга учителей: учителей музыки, педагогов музыкантов, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и связь музыки с физической минуткой и повысить свой педагогический уровень. Цель статьи - расширить представления учителей о современных курсах и методиках по педагогическому искусству и возможностях повышения уровня педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагог/ вокал/ музыка/ учитель/ голосовой аппарат/ пения/ современный учитель/ связь музыки с физической минуткой.

STRUCTURE OF PHYSICAL EXERCISES IN MUSIC LESSONS

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for a wide range of teachers: music teachers, music teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and the connection between music and physical moment and improve their pedagogical level. The purpose of the article is to expand the ideas of teachers about modern courses and methods in pedagogical art and the possibilities of increasing the level of pedagogical skills.

Key words: teacher / vocals / music / teacher / vocal apparatus / singing / modern teacher / connection of music with a physical moment.

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Если бы человек не умел обрабатывать полученную информацию, то к концу дня наша голова была бы забита огромным количеством бесполезной информации, и любые мыслительные процессы были бы крайне затруднительны.

4

-N

Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его

преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно. Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет.

Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности и обеспечения на этой основе высокой работоспособности. Учитель музыки должен: иметь представление о социальной сущности физической культуры и спорта; владеть основными понятиями в области физической культуры и музыка; знать основные формы физической культуры и их целевое назначение, роль физической культуры в структуре профессионального образования в сфере физическая минутка. Физическую минутку рекомендуются использовать в самом середине урока, после 20 минут с начало урока. Учитель должен связать физических упражнений с ритмическими движениями музыки. Ритм обычно означает «движение, отмеченное регулируемой последовательностью сильных и слабых элементов или противоположных или различных состояний».

Исполнение музыкальной композиции невозможно без ритма. Это основа, без которой нельзя сочинить и воспроизвести мелодию. Музыка не обходится без ритма, зато он существует и вне какой-либо композиции. В окружающем мире наблюдаются различные ритмы: биение сердца, работа механизмов, падение капель воды.

Этим термином обозначается четкая организация музыкальных звуков во времени. Между собой чередуется пауза и длительный отрезок музыки. Каждая нота звучит отведенный ей промежуток времени. Она объединяется с другими нотами, образуя ритмический рисунок. В музыке нет конкретной величины, которая измеряла бы длительность звучания ноты. Так что эта характеристика относительна: у каждой последующей ноты звук получается более коротким или длинным, чем у предыдущей, в несколько раз - 2, 4 и так далее. За внутреннюю организацию ритма отвечает метр. Общее время звучания нот распределяется на доли, которые бывают слабыми или сильными. Последние акцентируются, то есть проигрываются с большей силой - так получается музыкальный такт.

В природе существует большое количество различных ритмов. С определенной последовательностью возникают биологические, физические, астрономические и другие явления. День сменяется ночью, вслед за летом приходит осень, существует новолуние и полнолуние. У живых существ спустя определенные временные промежутки наступает бодрствование или сон.

Обучение в начальной школе — это сложный процесс не только с дидактической, но и с физиологической точки зрения. Дети ещё не совсем адаптированы к новой социальной роли учеников, быстро теряют интерес к занятию и устают. Поэтому каждый урок в 1-4 классах необходимо планировать так, чтобы малыши могли расслабиться, переключиться на другую деятельность. Для этих целей и предназначены физ. минутки. В организме ребят 6-10 лет некоторые функциональные системы ещё не сформировались до конца. Речь идёт о: центральной нервной системе; зрительных и слуховых анализаторах; опорно-двигательном аппарате.

Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физ. минутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха. Кроме того, физ. минутки в 1-4 классах помогают:

• переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);

• настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физ. минутка как раз таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);

• дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования), глазам (на занятиях чтению), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);

• расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физ. минутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);

• поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).

Более того, физ. минутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие

паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физ. Минутки. Физ. минутки этой категории предполагают музыкальное сопровождение. Причём это не обязательно живой аккомпанемент. Вы можете использовать и магнитофон, и компьютер. Главное, чтобы запись можно было быстро найти, легко остановить и при необходимости повторить. Музыкальная пауза может быть записана со словами или же просто мелодией. В последнем варианте предполагается, что учитель сам придумывает или подбирает слова (желательно, в стихотворной форме). Также к этому виду физ. минуток относятся разговоры с закрытыми глазами под звуки природы. Под запись шума моря, шороха листьев учитель задаёт вопросы, на которые детки должны отвечать сразу же (например, какой цвет вы сейчас видите, какой вкус ощущаете — сладкий, кислый, горький, о ком думаете и т.д.). Учтите только, что подобная пауза должна быть обязательно одобрена детским психологом, так как затрагивает область подсознания малышей. Танцевальные двигательные паузы перекликаются с музыкальными физ. минутками. Но довольно часто они не предполагают повторения слов песенки или же текста в сопровождении содержится минимум. Для таких перерывов важно задействовать руки, ноги, туловище ребят, а не приобщать их к заучиванию песен или стихов.

Рифмованные физ. минутки не только отвлекают карапузов от монотонного усвоения информации, но и тренируют их память и речь. Такие минутки обычно предполагают шуточный стишок, который может сопровождаться элементарными действиями (сгибанием-разгибанием пальчиков, движением глаз по кругу, приседаниями и так далее). Например:

Мы ногами гоп-гоп. Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок, И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку,

А потом вприсядку, И снова— по порядку.

Побежим мы по дорожке. Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки, Раз, два, три!

И покрутим головами. Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами. Раз, два, три!

"Умывалась наша киска, И сложила лапки близко Показала язычок.

И закрыла свой глазок. Лапкой мышку прогнала... Нам опять писать пора.

Поднимает руки класс—это раз. Завертелась голова—это два, Три — руками три хлопка. На четыре—руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — на место тихо сесть.

Особенность таких перерывов в том, что дети встают со стульев и выходят к доске или в коридор. Такие паузы особенно уместны в конце дня, когда ребята уже сильно утомлены.

• «Дружный хоровод». Дети берутся за руки, становятся в круг. В центре остаётся ведущий, который говорит, какое движение участники должны сделать (присесть, подпрыгнуть), дети повторяют.

• «Весёлый крокодил». Ребята по очереди показывают животных, класс должен угадать, какой зверь представлен.

• «Ручеёк». Детки становятся в пары, поднимают сцепленные руки. Ведущий проходит «под аркой» и выводит одного участника, его пара становятся в «хвост», а оставшийся без пары выходит в начало.

Отдельной категорией пауз на уроке выделяются зрительные физ. минутки. Их целью является

• расслабление зрительных мышц;

• фокусировка взгляда;

• активизация периферического зрения.

К наиболее универсальным упражнениям относятся

Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Электронные физ. минутки позволяют заниматься профилактикой, и не допустить зрительного утомления. Дети выполняют движения глазами в соответствии, с музыкой, воспринимаемой на слух, движением предметов на экране под расслабляющую музыку.

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз физ. Минутка и музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов физического воспитания.

REFERENCES

1.ХОЛИКОВ КБ. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.

2.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443

4.ХОЛИКОВ К.Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.

5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

6.ХОЛИКОВ КБ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11. ХОЛИКОВ К. Б. «КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ХОРОМ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

16. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 1 2021 ISSN: 2181-1601

17. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

18. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

20. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

22. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

23. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

24. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

25. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

26. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

27. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

28. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

29. ХОЛИКОВ К. Б. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

30. ХОЛИКОВ К. Б. О СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ АККОРДОВ - ТОНИКИ, СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.