4. Dant W. Using critical incidents as a tool for reflection. In S. M. Fowler and M. G. Mumford (Eds.), Intercultural Sourcebook: Cross-cultural training methods. Yarmouth, MN: Intercultural Press, 1995. Pp. 141-146.
5. Flanagan J. The critical incident technique. Psychological Bulletin, №51, 1954. Pp. 327-358.
6. Furnham A., Bochner S. Social difficulty in a foreign culture: An empirical analysis. In S. Bochner (Ed.), Culture in contact: Studies in cross-cultural interaction Oxford: Pergamon, 1982. Pp. 161-198.
7. Kelley C., Meyers J. The Cross-Cultural Adaptability Inventory. In S. Fowler & M. Mumford (Eds.), Intercultural Sourcebook: Cross-Cultural Training Methods, Yarmouth: Intercultural Press, 1999. Pp. 53-70.
8. Mumford D. B. The measurement of culture shock // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 33, 1998. Pp. 149-158.
9. Ong A. S.-J., Ward C. The construction and validation of a social support measure for sojourners: The Index of Sojourner Social Support // Journal of Cross-cultural Psychology. November, 2005. Vol. 36. Pp. 637-661.
10. Pedersen P. B. The five stages of culture shock: Critical incidents around the world. Westport, CT: Greenwood Press, 1995.
11. Taft R. Coping with unfamiliar cultures. In Warren N. Studies in cross-cultural psychology. Vol. 1, Academic press, London, 1977. Pp. 121-153.
12. Ward C., Kennedy A. The measurement of sociocultural adaptation. International Journal of Intercultural Relations, №23, 1999. Pp. 659-677.
Н. А. Шаталова
СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА «ШЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
И ЕГО ДИАГНОСТИКА У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Приведены варианты психологической структуры феномена «социальный капитал». Разработана и обоснована авторская трехкомпонентная структура феномена «социальный капитал». Раскрыто психологическое содержание компонентов. Подобраны и апробированы методики диагностики.
Ключевые слова: феномен «социальный капитал», психологическая структура.
N. Shatalova
Structure of the phenomenon “social capital” testing pre-service managers
The article presents the options of the psychological structure of the phenomenon of “social capital. ” A three component structure of the phenomenon of “social capital” has been developed and the content of the psychological components is described. The methods of testing have been selected.
Keywords: phenomenon of “social capital”, psychological structure.
Социальный капитал — сравнительно новое понятие в экономике, в социологии, в психологии, в политологии. Можно отметить большое количество работ в социологии и в
экономике, посвященных изучению социального капитала. В социальной психологии проблемам социального капитала посвящены исследования Т. А. Нестик, Л. Г. Поче-
бут и Л. В. Марарица [4], А. Н. Татарко, П. Н. Шихирева и других авторов.
Так, П. Н. Шихирев видит большую практическую перспективу в системном анализе и в управлении социальным капиталом с акцентом на феномене «отношения». Отмечается важность разработок социальной психологии в качестве теоретических основ для работы с понятием «социальный капитал». По мнению П. Н. Шихирева, «социальный капитал есть качество отношений» [11]. А. Н. Татарко, выделяя общее в определениях экономистов и социологов и учитывая подход П. Н Шихирева, отмечает, что социальный капитал может быть охарактеризован с использованием психологической категории «отношения».
Одной из важных проблем для исследования социального капитала является проблема обозначения его структуры. Определяя структуру социального капитала, А. Н. Татарко и Т. А. Нестик включают в нее те психологические элементы, которые предлагают экономисты и социологи в своих исследованиях социального капитала.
В структуру социального капитала для групп А. Н. Татарко включает: доверие (межличностное, институциональное), толерантность к представителям иных групп, гражданскую идентичность (точнее, ее характеристики, такие, как выраженность, степень позитивности), восприятие группами социального капитала общества [6].
Т. А. Нестик в структуре социального капитала для организаций выделяет две группы компонентов — содержательные и структурные. К содержательным характеристикам относятся: уровень организационного доверия, ряд характеристик корпоративной культуры, организационная идентичность,
склонность сотрудников к внутриорганиза-ционному просоциальному поведению (организационное гражданское поведение), со-циокогнитивные характеристики организации (опора в совместной деятельности на групповые представления, наличие командных ментальных моделей), правила обмена
и санкции за их нарушение. К структурным характеристикам автор относит: конфигурацию, устойчивость и тесноту социальных сетей в организации, интенсивность участия сотрудников организации в неформальных сообществах [1].
Мы разделяем точку зрения В. П. Познякова, который отмечает, что использование категории «психологические отношения» для описания и анализа взаимоотношений между людьми имеет принципиальное значение для развития социально-психологической теории [3]. В более ранних публикациях нами была предпринята попытка раскрыть понятие «социальный капитал» при помощи различных аспектов категории «отношения» [10].
Более того, есть основания, чтобы использовать эту категорию для обозначения структуры социального капитала. Полагаем, что в качестве еще одной основы для выделения данной структуры целесообразно использовать триаду «когниции — эмоции — поведение», которая, согласно А. В. Юревичу, приобрела статус «фундаментальной» [12].
Получена следующая структура социального капитала. Когнитивный компонент включает в себя две формы рефлексии: са-морефлексию — рефлексию собственной деятельности, социорефлексию — рефлексию внутреннего мира другого человека. В качестве третьего элемента выбран социальный интеллект как «понимание принятых в обществе отношений» [8].
Диагностика когнитивного компонента осуществлялась при помощи методик М. Гранта, А. В. Карпова и В. В. Понамо-ревой. Д. В. Ушаковым были получены существенные положительные корреляции социального интеллекта с показателями социометрии [7]. Это послужило основанием использовать социометрическую методику Дж. Морено для оценки уровня социального интеллекта.
В эмоциональном компоненте можно выделить значимость социальных эмоций как
показатель эмоционального отношения к другим. Эмоциональный интеллект, то есть понимание и управление как своими эмоциями, так и эмоциями других людей, второй элемент эмоционального компонента.
Для диагностики эмоционального компонента использовались: шкала оценки значимости эмоций, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина, методика М. Холла для определения уровня эмоционального интеллекта.
Исходя из того, что поведение — это действия и высказывания [2], [9, с. 54], в качестве первого элемента поведенческого компонента были выделены стратегии взаимодействия, которые проявляются в сочетании отношений доминирования и подчинения. В качестве второго элемента выделены «высказывания об отношениях с другими». В тексте мини-сочинения, в тексте устных сообщений и высказываний он наблюдается в виде упоминаний о других, в виде вербально выраженных оценок других и себя как субъектов отношений.
Учитывая, что поведенческий компонент включает в себя осознанное поведение (в личностных опросниках выражается как Я-идеальное) и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне (возможно диагностировать посредством проективных методик), считаем уместным диагностирование как первого, так и второго. Диагностика поведенческого компонента осуществлялась посредством опросника аффилиации, теста ДМО Л. Н. Собчик (модифицированный опросник интроперсонального диагноза Т. Лири), мини-сочинения «Пять лет».
Можно предположить, что данная структура феномена «социальный капитал» и комплекс диагностических методик позволит оценить социальный капитал будущих менеджеров.
Менеджерам как представителям социо-номической профессии, в которой роль социального капитала наиболее высока, необходимо знакомиться с этим понятием на ранних этапах их профессионализации.
Данный факт послужил основанием для проведения пилотажного исследования.
Цель исследования — апробация психологического практикума и диагностических методик для измерения компонентов феномена «социальный капитал». Наряду с проверкой эффективности реализации практикума была поставлена специальная задача определения информативности используемых диагностических методик с целью выбора достаточного количества наиболее релевантных для исследования.
Пилотажное исследование было осуществлено в 2010-2011 учебном году со студентами дневного отделения II курса факультета экономики и менеджмента КГУ, будущими менеджерами, маркетологами и экономистами. Общая численность участников двух экспериментальных групп — 68 человек, двух контрольных групп — 72 человека. В качестве экспериментальных и контрольных были определены максимально равноценные группы по таким параметрам, как: объем группы, возраст студентов, их успеваемость, будущая специальность и наличие опыта работы по выбранной специальности.
В контрольных группах практические занятия проходили в виде классических семинаров, а в экспериментальных — в виде психологического практикума. Психологический практикум разработан на основе нескольких социально-психологических тренингов и содержит диагностические методики, психотехнические упражнения и игры, технологии саморазвития. В психологическом практикуме выделены теоретическая, практическая и диагностическая части.
Данные, полученные в пилотажном исследовании, проверялись статистически по критерию Фишера ф* (угловое преобразование Фишера). Результаты расчетов показали статистически достоверные различия в тестируемых показателях в экспериментальных группах до и после воздействия (практикум) (р < 0,05) и в эксперименталь-
ных и в контрольных группах после воздействия (практикум и классические семинары соответственно) (р < 0,05).
Приведем результаты пре- и постэкспе-риментальной диагностики показателей феномена «социальный капитал» в контрольной и экспериментальной группах.
Для когнитивного компонента.
Первичная диагностика уровня рефлексии по методике А. В. Карпова показала, что примерно 42% студентов экспериментальной и 43% — контрольной группы обладают оптимальным для будущих руководителей средним уровнем рефлексии. После проведения практикума в экспериментальной группе этот показатель изменился на 31% и составил 73%. В контрольных же группах конечный результат данного показателя изменился на 5% и составил 48%. Оптимальное сочетание саморефлексии и социорефлексии по результатам первичного тестирования (методика М. Гранта) было выявлено у 23% студентов как в контрольной, так и в экспериментальной группах. По окончании практикума у 58% студентов экспериментальной группы выявлено сочетание умеренного уровня саморефлексии и высокого уровня социорефлексии. В контрольных группах данный показатель изменился до 29%.
Для эмоционального компонента.
О высоком влиянии психологического практикума на эмоциональную сферу студентов говорит прирост показателей эмоционального компонента социального капитала в экспериментальных группах после проведения практикума. Он составил: для показателя «Значимость социальных эмоций» — 33%, для показателя «Общий эмоциональный интеллект» — 35%, для показателя «Интегративный уровень эмоционального интеллекта» — 28%. В контрольной группе значение тех же показателей составил 1%, 11% и 4% соответственно.
Для поведенческого компонента.
Первичная диагностика межличностных отношений при помощи теста ДМО показа-
ла, что 30,9% студентов экспериментальной и 30,6% студентов контрольной группы имеют результаты по всем октантам в пределах 4-8 баллов. По мнению Л. Н. Собчик, «характеристики, не выходящие за пределы восьми баллов, свойственны гармоничным личностям» [5]. В экспериментальной группе гармоничный тип межличностных отношений проявили 66,2% студентов. Контрольное тестирование студентов контрольной группы выявило 43,1% студентов с гармоничным типом межличностных отношений.
В мини-сочинении «Пять лет», которое студенты экспериментальных и контрольных групп писали до психологического практикума, 17,6% и 18,1% студентов соответственно упомянули других людей, находящихся рядом с ними в прошлом, настоящем и будущем. В аналогичном мини-сочинении, написанном после практикума или классических семинаров, данный показатель изменился до 60,3% в экспериментальных группах и до 29,2% в контрольных группах.
Претест показал, что 5,9% в экспериментальных группах и 8,3% в контрольных — имеют наиболее благоприятный для профессий типа «Человек-Человек» сочетанием обоих мотивационных стремлений. В посттесте эти показатели составили 45,6% и 13,9% соответственно.
Проведенное пилотажное исследование дает основание для следующих выводов:
1. В структуре феномена «социальный капитал» целесообразно выделить три взаимосвязанных между собой компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
2. В качестве наиболее информативных методик для диагностики компонентов социального капитала определены следующие: методика диагностирования рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Понаморе-вой, методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта, методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено, шкала оценки значимости
эмоций, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина; мини-сочинение «Пять лет, диагностика межличностных отношений (ДМО)» Л. Н. Собчик (модифицированный опросник интроперсонального диагноза Т. Лири).
3. Эффективность применения психологического практикума подтверждена статистически значимыми различиями в показателях компонентов феномена «социальный капитал», измеренных в контрольной и экспериментальной группах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нестик Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Часть 1 // Психологический журнал. 2009. Том 30. № 1. С. 52-63.
2. Никандров В. В. Методологические основы психологии: Уч. пособ. СПб.: Речь, 2008. С. 156.
3. Позняков В. П. Роль психологического отношения в анализе взаимосвязи психического и социального // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 402-405.
4. Почебут Л. Г., Марарица Л. В. Социальный капитал личности и стратегии его накопления и использования // Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва 14-18 февраля 2012 / Под ред. Ю. П. Зинченко, А. Л. Журавлева. М.: Российское психологическое общество, 2012. С. 277-278.
5. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. М.: ВНИИТЭМР, 1990. 48 с.
6. Татарко А. Н. Социальный капитал как объект психологического исследования: Монография. М., 2011. 174 с.
7. Тихомирова Т. Н., Ушаков Д. В. Измерение социального интеллекта у школьников // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 334.
8. Ушаков Д. В., Ивановская А. Е. Практический интеллект и адаптация к среде у школьников // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 161-175.
9. Чуприкова Н. И. Методы и методология психологической науки // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 1. С. 51-60.
10. Шаталова Н. А. О содержании понятия «социальный капитал» // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 369-398.
11. Шихирев П. Н. От капитала физического к капиталу социальному [Электронный ресурс] Сообщение. 2002. № 6. — Режим доступа: http://www.soob.ru/n/2002/6/a/8 (14.01.09).
12. Юревич В. А. Интеграция психологии: утопия или реальность // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. С. 503-523.
REFERENCES
1. Nestik T. A. Sotsial’nyj kapital organizatsii: sotsial’no-psihologicheskij analiz. Chast’ 1 // Psiholo-gicheskij zhurnal/ 2009. Tom 30. № 1. S. 52-63.
2. Nikandrov V. V. Metodologicheskie osnovy psihologii: Uchebnoe posobie. SPb.: Rech’, 2008. S. 156.
3. Poznjakov V. P. Rol’ psihologicheskogo otnoshenija v analize vzaimosvjazi psihicheskogo i sotsial’nogo // Razvitie psihologii v sisteme kompleksnogo chelovekoznanija. Chast’ 2 / Otv. red. A. L. Zhuravlev, V. A. Kol’cova. — M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. S. 402-405.
4. Pochebut L. G., Mararitsa L. V. Sotsial’nyj kapital lichnosti i strategii ego nakoplenija i ispol’zo-vanija // Materialy V sjezda Obshcherossijskoj obshchestvennoj organizatsii «Rossijskoe psihologicheskoe obshchestvo», Moskva 14-18 fevralja 2012 / Pod. red. Ju. P. Zinchenko, A. L. Zhu-ravleva.M.: Rossijskoe psihologicheskoe obshchestvo, 2012. S. 277-278.
5. Sobchik L. N. Diagnostika mezhlichnostnyh otnoshenij: modifitsirovannyj variant interpersonal’noj diagnostiki T. Liri: Metodicheskoe rukovodstvo. M.: VNIITEMR, 1990. 48 s.
6. Tatarko A. N. Sotsial’nyj kapital kak objekt psihologicheskogo issledovanija: Monografija. M., 2011. 174 s.
7. Tihomirova T. N., Ushakov D. V. Izmerenie sotsial’nogo intellekta u shkol’nikov // Sotsial’nyj intellekt: teorija, izmerenie, issledovanija / Pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004. S. 334.
8. Ushakov D. V., Ivanovskaja A. E. Prakticheskij intellekt i adaptatsija k srede u shkol’nikov // Sotsial’nyj intellekt: teorija, izmerenie, issledovanija / Pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004. S. 161-175.
9. Chuprikova N. I. Metody i metodologija psihologicheskoj nauki // Metodologija i istorija psihologii, 2007. Tom 2. Vypusk 1. S. 51-60.
10. Shatalova N. A. O soderzhanii ponjatija «sotsial’nyj kapital» // Razvitie psihologii v sisteme komp-leksnogo chelovekoznanija. Chast’ 2 / Otv. red. A. L. Zhuravlev, V. A. Kol’tsova. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. S. 369-398.
11. Shihirev P N. Ot kapitala fizicheskogo k kapitalu sotsial’nomu [Elektronnyj resurs] Soobshchenie. 2002. № 6. — Rezhim dostupa: http://www.soob.ru/n/2002/6/a/8 (14.01.09).
12. Jurevich V. A. Integratsija psihologii: utopija ili real’nost’ // Teorija i metodologija psihologii: postneklassicheskaja perspektiva / Otv. red. A. L. Zhuravlev, A. V. Jurevich. M.: Izdatel’stvo «Institut psihologii RAN», 2007. S. 503-523.
А. П. Якунин
ЖИЗНЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОТРАЖЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РОЛЕЙ ВЗРОСЛОГО
Обосновывается гипотеза о жизненном отношении как результате отражения смысловой сферы человека действительности. Предлагается решение данной проблемы на основе анализа речевых высказываний подростков 12-15 лет об экономических ролях взрослого.
Ключевые слова: жизненное отношение, субъект жизнедеятельности, смысловая сфера, речевое высказывание, отражение.
A. Yakunin
Attitude to life as a result of 12-15 year old teenagers’ reflection of the sense sphere of the economics roles adults
The article puts forward the hypothesis about the attitude to life as a result reflection of sense sphere of the reality. It is suggested that the solution of the problem should be based on the analysis speech of 12-15 year old teenagers concerning the economic roles of adults.