Научная статья на тему 'Структура факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям'

Структура факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ФАКТОРЫ / БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОПАСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Зайцев О.С.

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям. В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Зайцев О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 796.011

Болотин Александр Эдуардович

д.пед.наук, профессор ИФКС СПб ПУ Петра Великого E-mail: a_bolotin@inbox.ru О. С. Зайцев канд.пед.наук, заместитель начальника кафедры гимнастики ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ

СТРУКТУРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОПАСНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям.

В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.

Ключевые слова

Военнослужащие; факторы; боевая деятельность; физическая готовность; опасные упражнения.

В настоящее время, когда на военнослужащих возлагаются серьезные двигательные задачи на поле боя, роль и значение обучения опасным упражнениям, значительно возрастает. [1-4,6]. Соответственно, возрастают и требования к подготовке всего личного состава Вооруженных сил России. Без качественной и целенаправленной работы по обучению военнослужащих опасным упражнениям выполнить такие ответственные задачи невозможно. Поэтому, первоочередное значение придается гимнастике, в ходе которой происходит обучение военнослужащих опасным упражнениям. [1-3,6].

В гимнастике имеется множество методических приемов, которые помогают воспитывать воинов психологически для преодоления страха при выполнении опасных упражнений. Для этого используются упражнения, включающие в себя элементы риска и опасности. Анализ зарубежного опыта по использованию таких упражнений также свидетельствует об их эффективности[1-2,5,6].

Начальный этап обучения сложным и рискованным упражнениям часто связан с возникновением у военнослужащих неблагоприятных эмоциональных состояний, которые в значительной мере не только отрицательно влияют на технику изучаемых упражнений, но и осложняют применение помощи и страховки. [2-3,6]. Поэтому, изучение факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, а также разработка методов по устранению и предупреждению у военнослужащих неблагоприятных эмоциональных состояний являются в настоящее время весьма актуальными.

Практика показывает, что многие военнослужащие испытывают большие трудности при освоении опасных упражнений. Это негативно сказывается на уровне их физической и психологической готовности к эффективной военно-профессиональной деятельности в боевых условиях. Данная проблема не нашла серьезного научного обоснования в соответствующей научной и методической литературе. Поэтому

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

требуется поиск новых подходов к совершенствованию методики обучения военнослужащих опасным упражнениям. До настоящего времени не раскрыт широкий арсенал использования средств и методов гимнастики для обучения военнослужащих опасным упражнениям в процессе физической подготовки.

Таким образом, проведенный анализ данной проблемы позволил выделить следующие противоречия:

- между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню физической готовности военнослужащих для выполнения боевых задач и недостаточным научным обоснованием использования средств и методов для обучения военнослужащих опасным упражнениям;

- между объективной необходимостью повышения уровня физической готовности военнослужащих к решению боевых задач и недостаточным теоретическим обоснованием факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям.

В процессе освоения опасных упражнений военнослужащие овладевают различными боевыми приемами, развивают ловкость, точность движений, координацию, быстроту в действиях, воспитывают уверенность в своих силах, преодолевают страх, проявляют находчивость. Это способствует более эффективному решению задач по формированию физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

Для определения ранговой структуры факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, был проведен опрос 73 преподавателей кафедр по физической подготовке разных военных вузов города Санкт-Петербурга. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям (n=78)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих 18,7

2 Эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска 17,5

3 Использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений 15,2

4 Высокий уровень развития ловкости и быстроты у военнослужащих 14,3

5 Устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений 10,7

6 Высокий уровень развития точности и координации движений у военнослужащих 9,8

7 Правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности 7,5

8 Применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих 6,3

В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.

На основе проведенного научного исследования были намечены следующие пути улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими по освоению опасных упражнений:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

- необходимо повышение уровня профессиональных знаний у преподавательского состава кафедры гимнастики по использованию методических приемов для преодоления страха у военнослужащих;

- необходимо совершенствование разных элементов методики обучения военнослужащих опасным упражнениям;

- необходимо совершенствование разных элементов оказания помощи и страховки при обучении военнослужащих опасным упражнениям;

- необходимо определение объективных критериев оценки умений военнослужащих преодолевать страх при освоении опасных упражнений.

Таким образом, учет выявленных факторов позволил наметить пути улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими по освоению опасных упражнений.

Вывод. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими, осваивающими опасные упражнения.

Список использованной литературы:

1. Бакаев В.В. Содержание педагогической модели физической подготовки курсантов вузов воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков организации и проведения самостоятельной физической тренировки / В.В. Бакаев, В.В. Лапин, А.В. Стафеев // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной памяти В.Г. Стрельца. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015. - с. 22-27.

2. Бакаев В.В. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам при развитии основных физических качеств / В.В. Бакаев, В.С. Васильева // Путь науки. Международный научный журнал. Волгоград. №12(22), 2015 - с. 69-71.

3. Бакаев В.В. Показатели физической готовности выпускников образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля необходимые для эффективной оперативно-розыскной деятельности / В.В. Бакаев, А.М. Сабанин // Научно-теоретический журнал. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб. № 11(129), 2015 - с.39-42.

4. Бакаев В.В. Показатели готовности студентов к здоровье сберегающему поведению / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб. № 12(106) - 2013 г. С.36-39.

5. Бакаев В.В. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб. № 03(109) - 2014 г. С.33-35.

6. Физическая культура (Физическая подготовка): учебник / А.Ю. Чихачев [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. - 368 с.

© Болотин А.Э., Зайцев О.С., 2016

УДК 1174

Борисова Татьяна Сергеевна,

к.п.н., Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования,

заведующая лабораторией изучения влияния социальной педагогики на социокультурное развитие общества Москва, РФ. tsborisova60@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЁЖИ: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФИНИЦИИ

Аннотация

В статье анализируются дефиниции «молодежь», «социальный», «потенциал». Представлено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.