Научная статья на тему 'Структура энергопотребления на автомобильном транспорте'

Структура энергопотребления на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / НЕФТЬ / ГАЗ / РОССИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / WORLD ENERGY MARKETS / AUTOMOBILE TRANSPORT / OIL / GAS / RUSSIA / ALTERNATIVE ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немов Василий Юрьевич

В исследовании представлена структура мирового энергопотребления по секторам экономики, показана роль автомобильного транспорта в формировании спроса на нефтепродукты. Проанализирована структура потребления различных видов энергоносителей на автомобильном транспорте. Проведен анализ структурных сдвигов в энергопотреблении на автомобильном транспорте, представлен прогноз изменения спроса на традиционные и альтернативные энергоносители на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Немов Василий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF ENERGY CONSUMPTION BY VEHICLE

The study presents the structure of world energy consumption by sectors of the economy, shows the role of road transport in shaping the demand for petroleum products. The structure of consumption of various types of energy carriers in road transport is analyzed. The analysis of structural shifts in energy consumption in road transport is analyzed, the forecast of changes in demand for traditional (oil, diesel) and alternative (oil and natural gas, electric power) energy carriers on vehicle.

Текст научной работы на тему «Структура энергопотребления на автомобильном транспорте»

УДК 336.02:332.1

DOI: 10.18303/2618-981 X-2018-2-228-23 3

СТРУКТУРА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Василий Юрьевич Немов

Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Коптюга, 3, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, тел. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

В исследовании представлена структура мирового энергопотребления по секторам экономики, показана роль автомобильного транспорта в формировании спроса на нефтепродукты. Проанализирована структура потребления различных видов энергоносителей на автомобильном транспорте. Проведен анализ структурных сдвигов в энергопотреблении на автомобильном транспорте, представлен прогноз изменения спроса на традиционные и альтернативные энергоносители на транспорте.

Ключевые слова: мировые энергетические рынки, автомобильный транспорт, нефть, газ, Россия, альтернативная энергетика.

STRUCTURE OF ENERGY CONSUMPTION BY VEHICLE

Vasiliy Yu. Nemov

Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics SB RAS, 3, Prospect Аkademik Koptyug St., Novosibirsk, 630090, Russia, Ph. D., Senior Researcher, phone: (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

The study presents the structure of world energy consumption by sectors of the economy, shows the role of road transport in shaping the demand for petroleum products. The structure of consumption of various types of energy carriers in road transport is analyzed. The analysis of structural shifts in energy consumption in road transport is analyzed, the forecast of changes in demand for traditional (oil, diesel) and alternative (oil and natural gas, electric power) energy carriers on vehicle.

Key words: world energy markets, automobile transport, oil, gas, Russia, alternative energy.

Введение

Транспорт является одним из наиболее крупных потребителей энергии в экономике. Так, в России за последние 10 лет доля транспортного сектора выросла на 4 %. В настоящее время на транспортный сектор приходится около 25 % конечного потребления энергии (рисунок).

Согласно отчету «Energy Efficiency Indicators: Fundamentals on Statistics» (OECD/IEA, 2014), доля транспортного сектора в мировом энергопотреблении в 1973-2015 гг. выросла с 23 до 28 %.

Среди различных видов транспорта наибольшую долю в общем объеме энергопотребления в России занимает автомобильный транспорт. Так, с 2000 по 2015 г. доля автомобильного транспорта в структуре потребления энергии выросла с 50 до 55 %.

■ Неэнергетические нужды ■ Жилищный сектор ■ Сфера услуг

■ Коммунальные услуги «Транспорт «Сельское хозяйство

■ Строительство ■ Промышленность

Структура потребления конечной энергии в России по секторам потребления, %

В настоящее время около 93 % потребляемой энергии автомобильным транспортом генерируется из нефтепродуктов, которые отличаются высокими энергетическими характеристиками. Для этого вида топлива наиболее развита заправочная инфраструктура. Однако в настоящее время в отрасли происходят структурные изменения, которые, в частности, оказывают влияние на структуру потребления различных видов энергоносителей на автомобильном транспорте.

Материалы и методы

В качестве методологической основы в статье реализован системный подход как общенаучный метод познания, а также прикладные методы синтеза, классификации, обобщения и группировки, сравнительного и структурного анализа. На основе методов системного анализа проанализированы различные аспекты развития мирового рынка энергоносителей.

Результаты и обсуждение

За последние 10 лет доля транспорта в структуре энергопотребления в России выросла с 21 до 25 %. В структуре энергоносителей на транспорте большую долю занимают нефтепродукты (93 %), на природный газ приходится около 4 % [1-6]. Анализ топливно-энергетического баланса показал, что около 62 % спроса на нефть формируется транспортным сектором. При

229

этом крупнейшим сегментом транспортного сектора по энергопотреблению в России является автомобильный транспорт (54 %), доля трубопроводного транспорта составляет 32 %, железнодорожного - 6 %. Автомобильный транспорт играет ключевую роль в формировании спроса на энергоносители, прежде всего на нефтепродукты.

В период 2000-2010 гг. около 66 % прироста потребления энергии на транспорте пришлось на автомобили. Однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению темпов прироста. В России в течение последних 5 лет потребление энергии автотранспортом возрастало в среднем на 1,5 % в год. При этом в Центральном федеральном округе наблюдается устойчивая тенденция к сокращению абсолютного потребления энергоносителей автотранспортом. Как отмечалось ранее, в этих округах происходит рост количества автомобильного транспорта. Таким образом, в России темп прироста количества автомобилей более чем в 3 раза превышает темп прироста потребления автомобильного топлива. Это соответствует общемировым тенденциям к повышению энергоэффективности на автотранспорте.

В России автомобильным транспортом потребляется около 65 млн т н.э. энергоресурсов. В Европе крупнейшими странами по энергопотреблению транспортного сектора являются Германия (51 млн т н.э.), Франция (42 млн т н.э.), Великобритания (37 млн т н.э.) и Италия (33 млн т н.э.). В группу стран со средним значением этого показателя входят Испания (25 млн т н.э.), Турция (18 млн т н.э.), Польша (15 млн т н.э.), Нидерланды (11 млн т н.э.). В остальных странах этот показатель находится в диапазоне от 0,8 (страны Балтии) до 8 млн т н.э. (Бельгия и Австрия).

В России прирост потребления энергии на транспорте происходит существенно более медленными темпами, чем прирост количества автомобилей. Это связано с ростом энергоэффективности транспорта. Так, в России удельное потребление энергии на одно автотранспортное средство в период 2010-2015 гг. сократилось на 15 %: с 1,56 до 1,33 т н.э.

Россия является уникальной страной по разнообразию природно-климатических зон и величине территории. Это влияет на существенные различия в уровне удельного энергопотребления в различных регионах страны. Наименьшее потребление энергии единицей автотранспортного средства приходится на южные территории. Так, в Республике Крым в год одним автомобилем потребляется 0,99 т н.э., в Южном федеральном округе - 1,19 т н.э., в Приволжском федеральном округе - 1,17 т н.э. В регионах с более суровыми природно-климатическими условиями удельное потребление энергии автотранспортом составляет около 1,5 т н.э. в год (Северо-Западный, Сибирский федеральные округа).

Особое внимание к повышению энергоэффективности экономики России появилось в 2010 г., когда Минэнерго России разработало Государственную программу Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Эта программа была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 21.10.2010 и утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р (ред. от 16.02.2013). Эта программа явилась инструментом решения масштабной задачи по снижению к 2020 г. энергоемкости ВВП на 40 % [7-9].

Одним из важнейших разделов этой программы является подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте». Одними из основных задач программы являются: увеличение топливной экономичности новых легковых автомобилей к 2020 г. на 15 %, повышение доли легковых автомобилей с гибридными двигателями среди продаваемых новых автомобилей к 2020 г. до 4,6 %.

Особое внимание к повышению эффективности энергопотребления на транспорте уделяется в проекте «Энергетической стратегии России на период до 2035 года», разработанным совместно Институтом энергетической стратегии (ГУ ИЭС), Институтом энергетических исследований РАН, Аналитическим центром при Правительстве РФ, а также экспертами ИЭОПП СО РАН, ИПНГ РАН, ЭНИН им. Г. М. Кржижановского, ИСЭМ СО РАН им. М. А. Мелентьева, ИНКРУ, НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля и ОИВТ РАН [10, 11]. Согласно «прорывному» варианту развития мировой энергетики, ожидается интенсивное развитие таких технологий, как гибридные автомобили и электромобили, включая автомобили на водородном топливе, роботизированные автомобили без водителя.

Для мониторинга развития прорывных энергосберегающих технологий на транспорте предлагаются следующие индикаторы:

- стоимость аккумуляторных батарей электромобилей и водородных топливных элементов;

- возможный пробег электромобилей без подзарядки;

- доля водородных и электромобилей в мировом автопарке.

Традиционное топливо (нефтепродукты - бензин и дизельное топливо/средние дистилляты). До середины 1990-х гг. доля нефтепродуктов по странам Еврозоны и Европейскому Союзу составляла более 98 %, т. е. влияние прочих источников было незначительным. Основное сокращение доли нефтепродуктов в структуре энергоносителей происходило с середины 2000-х гг. В результате доля нефтепродуктов в структуре энергоносителей на транспорте в странах Евросоюза сократилось с 98 до чуть более чем 90 %.

Биотопливо/биодизелъ. Столь значительное сокращение доли нефтепродуктов в структуре энергопотребления на транспорте связано прежде всего с наращиванием потребления биотоплива, в частности биодизеля. Однако необходимо отметить, что производство биотоплива экономически выгодно только в условиях субсидирования или высоких цен на нефть, так как сталкивается со значительными трудностями и ограничениями.

Сжиженный нефтяной газ. Использование пропан-бутановой смеси в Европе на транспорте относительно распространено. Это позволяет осуществлять значительное сокращение выбросов СО2. В дальнейшем, учитывая значительные экологические, экономические и геополитические ограничения для наращивания традиционных видов энергоносителей на транспорте, роль пропан-

бутановых смесей на транспорте должна возрастать. Однако рост будет ограничен перспективами развития мирового и европейского нефтяного производства, поскольку СНГ - продукт нефтеперерабатывающей промышленности.

Природный газ. Потребление природного газа на транспорте в Европе относительно невелико. В некоторых странах Европы предполагается перевести на природный газ до 10 % автомобильного транспорта к 2020 г. В России количество автомобилей, работающих на природном газе, составляет менее 1 % автопарка страны. Стимулами внедрения природного газа в качестве автомобильного топлива являются снижение вредных выбросов в окружающую среду, поддержка правительства и стоимость эксплуатации автомобилей, работающих на природном газе. Россия обладает уникальными запасами природного газа и разветвленной сетью газопроводов, однако использование метана в качестве топлива на автотранспорте относительно мирового опыта невелико.

Электричество. Несмотря на рост тенденции к использованию электромобилей и увеличении их общего количества в мире, в настоящее время потребление электроэнергии электромобилями не превышает 0,1 %. С учетом современных тенденций развития производственных мощностей, инфраструктуры и популяризации электромобилей доля электроэнергии как вида энергоносителя на автотранспорте в ближайшие десятилетия может достичь нескольких процентов. Ожидается, что при реализации интенсивного сценария развития потребление электроэнергии в Европе на транспорте возрастет до 2-3 %. В России в силу объективных факторов, таких как холодный климат, слабо развитая инфраструктура, распространение автомобильного транспорта будет ограничено.

Заключение

Анализ структурных сдвигов в потреблении энергоносителей автомобильным транспортом на макроуровне показал, что к 2035-2040 гг. спрос на традиционные источники энергии (нефтепродукты) в структуре ТЭБ при интенсивном варианте сократится на 15 %. В результате доля традиционных энергоносителей на транспорте снизится с 95 до 80 % на конец прогнозируемого периода.

Интенсивный вариант предполагает относительно высокий уровень цен на нефть, развитие технологий и удешевление производства энергии из альтернативных источников. Дальнейшее снижение рассматриваемого показателя технологически представляется маловероятным.

Статъя выполнена в рамках грантов РФФИ № 17-0600537, гранта Президента МД-6476.2018.6.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Oil industry of major historical centers of the Volga-Ural petroleum province: past, current state, and long-run prospects / A. E. Kontorovich, L. V. Eder, I. V. Filimonova et al. // Russian Geology and Geophysics. - 2016. - Vol. 57, Issue 12. - P. 1653-1667.

2. Development of hydrocarbon raw material deep processing in Russia / A. E. Kontorovich, A. G. Korzhubaev, A. G. Filimonova, L. V. Eder // Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry. - 2008. -P. 24-27.

3. Strategy of Development of an Oil-And-Gas Complex Siberia / A. G. Korzhubaev, I. V. Filimonova, L. V. Eder, I. A. Sokolova // Neftyanoe Khozyaystvo - Oil Industry. - 2009. -P. 14-17.

4. The current state of the petroleum industry and the problems of the development of the Russian economy / L. V. Eder, I. V. Filimonova, I. V. Provornaya, V. Y. Nemov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - 2017. - Vol. 84 (1). - 012012.

5. Current state and problems of integrated development of mineral resources base in Russia / I. V. Filimonova, L. V. Eder, M. V. Mishenin, T. M. Mamakhatov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - 2017. - Vol. 84 (1). - 012011.

6. Kontorovich A. E., Eder L. V., Filimonova I. V. Paradigm oil and gas complex of Russia at the present stage // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - 2017. - Vol. 84 (1). -012010.

7. Eder L. V., Nemov V. Y. Forecast of energy consumption of vehicles // Studies on Russian Economic Development. - 2017. - Vol. 28 (4). - P. 423-430.

8. Forecasting of energy and petroleum consumption by motor transport in the regions of the Russian Federation / L. V. Eder, I. V. Filimonova, V. Y. Nemov, I. V. Provornaya // Economy of Region. - 2017. - Vol. 13 (3). - P. 859-870.

9. Regional innovation cluster: Environmental issues and efficient use of resources / L. V. Eder, A. E. Kontorovich, I. V. Filimonova et al. // International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM. - 2017. - Vol. 17 (53). - P. 719-726.

10. Regional smart specialisations in fostering innovation development of resource regions of Russia / L. V. Eder, I. V. Filimonova, I. V. Provornaya et al. // International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM. - 2017. -Vol. 17 (53). - P. 727-734.

11. Kontorovich A. E., Eder L. V., Nemov V. Yu. Oil and gas in the Russian economics // Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry. - 2013. - P. 4-8.

© В. Ю. Немов, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.