Научная статья на тему 'Структура динамической веб–программы спецкурса: Electronic literature and digital writing space'

Структура динамической веб–программы спецкурса: Electronic literature and digital writing space Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
175
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ВЕБ ПРОГРАММА / НАРРАТИВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / БЛОГ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кучина Светлана Анатольевна

В статье рассмотрены основные содержательные и структурные особенности модели динамической веб программы спецкурса Electronic literature and digital writing space. Динамическая веб программа представляет собой мультимедийный гипертекст, позволяющий включить в рамки онлайн курса большое количество необходимой информации в разнообразных форматах: аутентичное видео, аудио ряд, эффекты анимации, изображение, графика. В настоящее время динамическая программа может быть доступна не только на специальных веб ресурсах со стационарных компьютеров, но и в виде мобильного приложения. Мобильный формат динамической программы открывает новые возможности ее применения в процессе обучения, расширяя спектр заданий и предоставляя новые способы реализации интерактивности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура динамической веб–программы спецкурса: Electronic literature and digital writing space»

УДК 372.882+372.881.11.1+82.091

Кучина Светлана Анатольевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Новосибирского государственного технического университета, sa_kuchina@teacher.edu.nstu.ru, Новосибирск

СТРУКТУРА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВЕБ-ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА: ELECTRONIC LITERATURE AND DIGITAL WRITING SPACE

Аннотация. В статье рассмотрены основные содержательные и структурные особенности модели динамической веб программы спецкурса Electronic literature and digital writing space. Динамическая веб программа представляет собой мультимедийный гипертекст, позволяющий включить в рамки онлайн курса большое количество необходимой информации в разнообразных форматах: аутентичное видео, аудио ряд, эффекты анимации, изображение, графика. В настоящее время динамическая программа может быть доступна не только на специальных веб ресурсах со стационарных компьютеров, но и в виде мобильного приложения. Мобильный формат динамической программы открывает новые возможности ее применения в процессе обучения, расширяя спектр заданий и предоставляя новые способы реализации интерактивности образовательного процесса.

Ключевые слова: динамическая веб программа, нарратив, электронный художественный текст, блог, мобильное приложение, интерактивность

Kuchma Svetlana Anatolevna

Candidate of Philological Science, Associate Professor of Humanitarian Faculty, Novosibirsk State Technical University, sa_kuchina@teacher.edu.nstu.ru, Novosibirsk

THE STRUCTURE OF DYNAMIC WEB-BASED PROGRAM: ELECTRONIC LITERATURE AND DIGITAL WRITING SPACE

Abstract. The article surveys the main content and structural features of the dynamic web-based program: Electronic literature and digital writing space. The dynamic web-based program is a multimedia hypertext contained authentic video, audio, animation, images etc. Nowadays dynamic web-based programs are available not only as specific resources for teachers but also as mobile applications. Mobile format opens new opportunities of dynamic web-based program usage and enlarges its interactive assignments.

Keywords: Dynamic web-based program, narration, electronic fiction text, blog, mobile application, interactivity

Век информационных технологий и технократических открытий расширяет возможности человека во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Большинство учебных курсов в зарубежных университетах имеют естественное дополнение в виде динамических веб-программ, которые становятся все более и более популярными и в нашей стране, поскольку обладают рядом несомненных преимуществ по сравнению с печатными аналогами. Основным плюсом использования динамических программ в образовательном процессе является интерактивность, т.е. возможность постоянного диалога между преподавателем и студентом или синхронного/асинхронного

полилога между всеми студентами группы в случае применения форума, телеконференции, новостной группы и т.д. Такой вид обучающей деятельности позволяет учащимся развивать культуру общения (в том числе и на иностранном языке), логику мышления, способность принимать самостоятельные решения, анализировать, вести проектную деятельность и т.д.

Динамическая веб-программа представляет собой мультимедийный гипертекст, позволяющий включить в рамки онлайн курса огромное количество необходимой информации в разнообразных форматах (аутентичное видео, аудио ряд, эффекты анимации, изображение, графика и др.). Таким образом,

две основные функции процесса обучения -информационная и коммуникативная - актуализированы в обучающей веб программе в динамическом равновесии.

Контентная наполняемость динамической веб программы основана на следующих модулях:

- содержательный модуль, включающий основные материалы для изучения, вопросы к ним, задания, тесты для промежуточного и итогового контроля и т.д.;

- метаинформационный модуль, представляющий гипертекст с локальными и глобальными ресурсами по курсу;

- коммуникативный модуль, отвечающий за интерактивность курса (электронная почта, учебный форум, чат, блог);

- демонстрационный модуль включает групповые проекты студентов, личные страницы преподавателя и студентов, архив студенческих работ по курсу;

- оценочный модуль, предполагающий как систему для самооценки и интерактивного самоконтроля, так и промежуточный и итоговый контроль со стороны преподавателя/тьютера.

Безусловно, формат электронного обучающего ресурса - динамическая веб программа - обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебными материалами, а также может выступать в качестве структурированного сборника дополнительных материалов с аутентичной информацией и заданиями к базовому УМК.

На сегодняшний день динамическая программа может быть использована не только на специальных веб ресурсах со стационарных компьютеров, но и в виде мобильного приложения. Мобильный формат динамической программы открывает новые перспективы ее применения в процессе обучения, расширяя спектр заданий и предоставляя новые способы реализации интерактивности образовательного процесса.

Самым оптимальным решением на данном этапе развития мобильных технологий в образовании является формирование динамической программы на базе, доступной одновременно со стационарного ПК и в виде мобильного приложения, в частности мобильные блоги (на www.blogger.com) и мобильные приложения Moodle. В отличие от мобильного приложения для определенной

операционной системы (Android, App Inventor), преподавателю для создания авторской динамической программы по курсу достаточно базовых навыков пользователя ПК.

На сайте blogger.com есть функция добавления мобильного устройства. Зарегистрированный пользователь получает возможность оставлять краткие сообщения посредством MMS или бесплатно с приложения «Почта» на телефоне с прикрепленного к блогу мобильного устройства. Также сервисы Blogger позволяют читать и комментировать блог с мобильного устройства с помощью функции мобильного шаблона. Эта функция подключается автором блога и действует на всех мобильных устройствах, просматривающих блог. Полноценный спектр функций блога доступен с мобильного устройства, этот инструмент способен функционально заменить почту в качестве средства коммуникации и обмена информацией в учебных целях.

В обучающей среде Moodle преподаватель создает свой контент со стационарного компьютера, затем предоставляет обучающимся доступ к ресурсам динамической программы через любой веб обозреватель. Далее для использования динамической программы в мобильном формате необходимо настроить мобильную версию блога для работы с мобильных устройств.

С помощью динамической программы на базе мобильного приложения автор курса может систематизировать все дополнительные мультимедийные материалы по дисциплине, мобильные задания, а также мобильные коммуникативные инструменты в одном доступном и удобном в применении ресурсе.

Основным элементом содержательного модуля динамической программы на базе мобильного приложения становится календарь событий (например, интегрированный в программу Google). Посредством напоминаний календаря слушатели могут следить за сроками выполнения и сдачи работ по дисциплине.

Учебный курс на базе мобильного приложения позволяет осуществить переход на качественно новую ступень развития информационной и коммуникационной функций динамической веб программы Целью динамической программы является оптимизация

работы слушателей курса с неограниченным потоком информации за счет подробного аннотированного метаинформационного модуля программы. Поисковые задания с точно заданными критериями поиска в мобильных справочных системах отчасти решают проблему беспорядочное обращение к непроверенным ресурсам.

Метаинформационный модуль динамической программы на базе мобильного приложения дает возможность преподавателю проводить ряд поисковых заданий непосредственно в аудитории (при условии наличия мобильной версии сайта, что становится одним из критериев отбора). Весьма важно, что мобильные технологии, на которых строится динамическая программа, модернизируют проектную и творческую деятельность обучающихся как в аудитории, так и при самостоятельной работе, привнося в нее элементы дополнительной реальности (augmented realty).

Мобильный формат динамической программы позволяет использовать многочисленные платформы для осуществления обратной связи - моноблог (опции комментарий к нему), twitter, facebook, SRS системы и тд. Посредством обратной связи, наравне с платформами для создания языковых упражнений типа множественного выбора, могут создаваться мобильные задания для закрепления языкового материала, а также контроля (промежуточного и итогового).

Обратимся более детально к проекту мобильной динамической программы по спецкурсу «Electronic literature and digital writing space» для студентов направления Лингвистика 035 700 (НГТУ). На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни принципиально новые форматы текста: это электронный текст с интегрированным аудио, видео, анимационным и др. компонентами. Синтетический характер современного текста влечет за собой серьёзные изменения в структуре литературного пространства, делая его поликодовым. Использование иконических и других невербальных средств (паралингвистических компонентов) в тексте не только придает ему зрительную чувственную наглядность, но и является неиссякаемым источником его информационного насыщения, расширяет его

прагматический потенциал.

Спецкурс по электронной литературе предполагает возможность знакомства студентов со знаковыми произведениями современной электронной литературы, а также основными способами создания электронных художественных текстов.

Содержательный модуль программы представлен восьмью обучающими модулями:

1. Introduction: Electronic Literature;

2. Early computer-mediated fiction;

3. Hypertext;

4. Cybertext;

5. Interactive fiction and text adventure games;

6. Automated poetics and text generators;

7. Locative media fiction;

8. Visual Poetry.

Курс ориентирован на развитие навыков анализа электронного мультимодального и мультимедийного художественного текста. Письменные задания курса (эссе) сформулированы таким образом, что акцент в них делается не только на разбор технических особенностей электронного художественного текста, но и на анализ его нарратоло-гической структуры. В качестве финального задания предполагается создание электронного гипертекста (10-12 страниц), который должен быть представлен студентом в собственном тематическом блоге, чья система гиперссылок, интерфейс и содержательная часть будут отражать основные структурные и содержательные аспекты понятия «электронная литература» в современном медиа пространстве. В конце семестра все работы студентов аккумулируются на сайте, посвященном спецкурсу «Electronic literature and digital writing space».

Основными организационными требованиями к курсу является:

- посещение аудиторных занятий и участие в дискуссиях на заявленную тему (с учетом одного подготовленного выступления на 3- 5 минут) - 20%;

- еженедельная активность в блоге, посвященного курсу (мини эссе 300-500 слов) - 20 %;

- выполнение промежуточного контроля в виде эссе (1000-1500 слов) по заявленной проблематике - 20%;

- выполнение итогового проекта web-based essay project - 40%.

С точки зрения технической подготовки, от студентов не требуется владения специфическими навыками программирования, в течение семестра учащиеся освоят основные принципы использования и создания собственных тематических блогов.

Остановимся более подробно на формах учебной активности в спецкурсе «Electronic literature and digital writing space». Безусловно, что успешность освоения материалов спецкурса напрямую зависит от степени индивидуального участия и подготовки слушателей. Сложность работы над материалам спецкурса обусловлена не традиционным характером учебного и художественного материала. Многие представленные в курсе электронные художественные произведения имеют нетрадиционную повествовательную структуру (эргодический характер текста, аудио - видеоряд, анимационные, графический компоненты), что усиливает степень сложности освоения материала. Адекватность подготовки к работе на аудиторном занятии определяется не только прочтением электронного художественного текста, но и способностью и готовностью учащегося обсудить прочитанное, четко сформулировав и высказав собственную позицию.

Подготовка презентации на одном из аудиторных занятий спецкурса предполагает прочтение и анализ одного из электронных художественных произведений, не заявленных и не рассматриваемых в рамках спецкурса. Задачей выступающего является:

1) представление электронного текста (сюжет, веб структура, особенности нарра-тива, система персонажей, средства художественной выразительности);

2) анализ структуры произведения (по одной из предложенных схем).

Еженедельное мини-эссе (ответ в блоге) предполагает письменное обсуждение художественного и исследовательского материала по теме спецкурса. Предполагается, что слушатели курса знакомятся также с эссе своих коллег непосредственно перед аудиторным занятием, посвященным обсуждению заявленного произведения.

Промежуточный контроль в виде эссе (1000-1500 слов) предполагает возможность

для слушателей курса развернутого тренировочного анализа одного из электронных художественных текстов, не рассматриваемых в рамках спецкурса. Тренировочный анализ предполагает комплексное рассмотрение структуры электронного текста с учетом его мультимодальных особенностей и основных элементов веб дизайна (гиперссылки, аудио, видео, анимация и т.д.).

Итоговый проект - web-based essay project - представляет собой аналитическую работу (эссе 3 000-4 000 печатных знаков) на материале как минимум двух электронных художественных текстов, представленных и рассмотренных в спецкурсе. Основная цель итогового проекта заключается в проверке усвоения навыков анализа медиа-специфических художественных текстов, установлении и описании связей между тремя аспектами электронного нарратива: формой текста (его повествовательной структурой), формальными особенностями веб дизайна электронного текста (аудио, видео, анимация и другие компоненты веб структуры) и содержанием.

Изучение феномена электронного художественного текста является неотъемлемой частью современного филологического дискурса. Смена печатного формата текста на электронный в XXI веке повлекло ряд необратимых изменений в художественной структуре электронных произведений, обогатило их повествовательную структуру, расширило свойства средств художественной выразительности и обусловило специфику их восприятия. Все перечисленные особенности электронных произведений определяют высокий потенциал электронного текста в современной образовательной среде, в том числе и в качестве отдельного предмета изучения в специализированном курсе.

Создание же и применение динамической программы любой дисциплины на базе мобильного приложения блога или Moodle никак не ограничивает, а отчасти модернизирует работу с ней посредством стационарного компьютера, расширяя спектр интегрированных в нее заданий, доступных для выполнения только при помощи мобильных технологий.

Библиографический список

1. Дьяконов Б. П. Новые роли педагога при асинхронном обучении// Педагогическое образование и наука. - 2013. - №4. - С. 109-113.

2. Андриенко Е. В. Актуальные проблемы профессионального сотрудничества педагогов системы высшего профессионального образования// Педагогическое образование и наука. - 2013. -№2. - С. 36-40.

3. Панин М. С. Пути интеграции вуза в мировое образовательное пространство// Педагогическое образование и наука. - 2013. - №2. -С. 70-78.

4. Патаракин Е. Д.Формирование личного учебного пространства в сети электронных коммуникаций // Educational Technology & Societ. -2008. № 11(2). - С. 416-425. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://ifets.ieee.org/russian-/depository/ v11i2/html/8.htm (дата обращения: 06.11.2013).

5. Розина И. Н. Технологии исследования и продвижения компьютерно-опосредованной коммуникации // Образовательные технологии и общество: науч.-теорет. - 2007. - № 10(2). -С. 230 - 244. [Электронный ресурс]. URL: http:// ifets.ieee.org/russian/-depository/v10_i2/html/1.htm (дата обращения: 06.11.2013).

6. Титова С. В. Информационно-коммуникационная компетенция педагогов и новые образовательные стандарты высшей школы// Вестник МГУ, XXI, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - №4. - С. 35-47.

7. Трухина О. А. Взаимосвязь профессионально-личностного самосовершенствования и субъ-ектности преподавателя вуза// Педагогическое образование и наука. - 2013. - №3. - С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.