Научная статья на тему 'Структура бухгалтерского учета нефинансовых активов в автономных учреждениях'

Структура бухгалтерского учета нефинансовых активов в автономных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М.В.

В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета основных средств и материальных запасов на примере автономного учреждения «Профессиональный хоккейный клуб «Тамбов». Автор на практических примерах приводит учет нефинансовых активов в учреждении, рассматривает организационную структуру клуба, анализирует особенности учета материальных ценностей в учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура бухгалтерского учета нефинансовых активов в автономных учреждениях»

Учет в некоммерческих организациях

СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет

им. Г. Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация

В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета основных средств и материальных запасов на примере автономного учреждения «Профессиональный хоккейный клуб «Тамбов». Автор на практических примерах приводит учет нефинансовых активов в учреждении, рассматривает организационную структуру клуба, анализирует особенности учета материальных ценностей в учреждении.

Ключевые слова: учет, нефинансовые активы, основные средства, материальные запасы, автономное учреждение, материальные ценности

Тамбовское областное государственное автономное физкультурно-спортивное учреждение «Профессиональный хоккейный клуб «Тамбов», (ТОГАФСУ «ПХК «Тамбов») создано на основании постановления администрации области от 02.06.2009. Учреждение является некоммерческой организацией — областным государственным (бюджетным) автономным физкультурно-спортивным учреждением. Учредителем и собственником имущества данного учреждения является Тамбовская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет управление по физической культуре, спорту и туризму области.

Предметом деятельности учреждения является осуществление специализированной подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва

в целях достижения высоких спортивных результатов, позволяющих войти в состав спортивных сборных команд Тамбовской области, Российской федерации по хоккею.

Учреждение получает следующие виды субсидий:

— субсидию на выполнение государственного задания из областного бюджета;

— субсидию на осуществление капитальных вложений из областного и федерального бюджетов;

— субсидию на иные цели.

Учреждение выполняет работы, оказывает

услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, в пределах установленного государственного задания. Кроме государственного задания учреждение получает доход от реализации входных билетов на хоккейные матчи, массовое катание и билетов на прокат коньков, оказания платных услуг по проведению мероприятий по хоккею с шайбой и катанию на коньках для любительских хоккейных команд и организаций.

Бухгалтерский учет и отчетность в учреждении ведутся в соответствии:

— с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— с Инструкцией по применения Плана счетов бухгалтерского учета автономных учрежде-

ний, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;

— с учетной политикой учреждения.

Пример 1. Численность персонала учреждения

по штатному расписанию составляет 100 единиц, что на 5 единиц больше, чем на 01.01.2014, штат был увеличен в связи с вводом в эксплуатацию крытого катка. На 01.01.2015 занятых штатных единиц — 92, штат укомплектован на 92 %, вакансий — 8.

Для достижения показателей результативности деятельности в 2014 г. учреждением произведены запланированные расходы на сумму 409 981 164,55руб., из них:

— собственные доходы учреждения — 19 318 864,55руб.;

— субсидии на иные цели — 1 000 000руб.;

— субсидии на выполнение государственного задания — 52 003 700руб.;

— субсидии на осуществление капитальных вложений — 33 7 658 600руб.

Балансовая стоимость основных средств на 01.01.2015 составляет 686 059 407,68руб., что на 306110 219,17руб. (80,6 %%) больше, чем на 01.01.2014.

К нефинансовым активам учреждения относятся:

— основные средства;

— непроизведенные активы;

— материальные запасы.

Нематериальные активы в данном учреждении

отсутствуют.

В составе основных средств учитываются материальные объекты имущества со сроком полезного использования более 12 мес., независимо от их стоимости, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду. Единицей учета основных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств по каждому отдельному объекту недвижимого и движимого имущества (кроме объектов, стоимость которых составляет до 3 000 руб. включительно) присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который сохраняется за ним весь период нахождения в учреждении.

В структуре основных средств учреждения используется следующая группировка:

• недвижимое имущество;

• особо ценное движимое имущество;

• иное движимое имущество.

В группу недвижимого имущества включены:

— три крытых катка с искусственным льдом;

— трансформаторная подстанция;

— парковка для легковых автомобилей;

— наружные сети канализации, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения.

В группу особо ценного движимого имущества включено имущество стоимостью более 500 тыс. руб., без которого учреждением будет существенно затруднено выполнение основных видов деятельности, закрепленных уставом. Сюда включается такое имущество, как машины для заливки и уборки льда, станки для заточки коньков и лезвий для подрезных машин, холодильная установка, хоккейные борта. Также в группу особо ценного движимого имущества относятся основные средства, используемые непосредственно для проведения хоккейных матчей, а именно четырехгранный куб с видеоэкраном и табло, трибуны для зрителей, электронное табло для трансляции матчей.

Все оставшееся имущество, не включенное в состав недвижимого и особо ценного движимого имущества, включается в состав иного движимого имущества. Сюда относят:

— мебель;

— предметы интерьера;

— спортивное оборудование (клюшки, коньки и прочий инвентарь);

— тренажеры для подготовки спортсменов;

— имущество, предназначенное для работы административного персонала;

— индивидуальные места для переодевания хоккеистов.

Все недвижимое и особо ценное движимое имущество используется учреждением на праве оперативного управления — получено от учредителя или куплено за счет средств, выделенных учредителем, поэтому учреждение не вправе распоряжаться данными активами по своему усмотрению. Что касается иного движимого имущества, то учреждениие может самостоятельно распорядиться только тем имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности.

Аналитический учет основных средств ведется на следующих инвентарных карточках:

— инвентарной карточке учета основных средств;

— инвентарной карточке группового учета основных средств.

При приобретении объектов основных средств в зависимости от источника финансового обеспечения в 18-м разряде номера счета бухгалтерского учета хоккейным клубом указывается код вида деятельности:

— «2» — за счет приносящей доход деятельности (собственных доходов учреждения);

— «4» — за счет субсидии на выполнение государственного задания;

— «5» — за счет субсидии на иные цели;

— «6» — за счет субсидий на цели осуществления капитальных вложений.

Особенности принятия основных средств к бухгалтерскому учету зависят от их стоимости. При выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно их стоимость списывается с баланса в момент принятия к учету. Одновременно данные объектов отражаются на забалансовом сч. 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации». Выдача таких объектов оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения. Данные объекты основных средств не амортизируются.

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью свыше 3 000 руб. оформляется требованием-накладной.

В учете учреждения амортизация по основным средствам начисляется линейным способом. Важно отметить, что амортизируется только то имущество, стоимость которого превышает 40 000 руб.

Амортизация начинает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств был принят к бухгалтерскому учету. Объекты продолжают амортизироваться до полного погашения их стоимости либо списания с бухгалтерского учета. Начисление амортизации свыше 100 % на объекты основных средств недопустимо.

Если стоимость объекта основных средств не превышает 3 000 руб., то амортизация по таким объектам не начисляется. Их стоимость списывается со сч. 101 одновременно с вводом в эксплуатацию основного средства. Если стоимость объекта основных средств составляет от 3 000 руб. до 40 000 руб. (включительно), то амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости одновременно с вводом в эксплуатацию.

Также основные средства в данном учреждении можно представить в виде следующей классификации по укрупненным группам имущества:

• нежилые помещения;

• сооружения;

• машины и оборудование;

• транспортные средства;

• производственный и хозяйственный инвентарь.

Жилые помещения и библиотечный фонд в данном учреждении отсутствуют.

К группе нежилых помещений относятся три здания, относящиеся к дворцу спорта, с искусственным льдом и здание котельной. Ко второй группе сооружений отнесены уличное ограждение, трибуны для зрителей, трансформаторная подстанция, наружные сети коммуникаций, парковка для легковых автомобилей.

К группе машин и оборудования отнесены хоккейный борт, пандусы для инвалидов, машины для заливки и уборки льда, станки для заточки лезвий и коньков, монтажные подъемники. В группу транспортных средств входит служебный автомобиль учреждения. Все остальное имущество учреждения включено в группу «производственный и хозяйственный инвентарь».

Пример 2. Учреждение приобрело основное средство (домкрат) за счет собственных средств на сумму 9 000 руб. Домкрат был принят к учету по фактической стоимости. Расходы поставщику оплачены на основании товарной накладной. При учете основных средств учреждением делаются в учете следующие записи:

Д-т сч. 210631310 К-т сч. 230231730 — 9 000руб. — поступило основное средство от поставщика за счет собственных средств;

Д-т сч. 230231830 К-т сч. 220111610 — 9 000 руб. — перечислены денежные средства поставщику;

Д-т сч. 210136310 К-т сч. 210631410 — 9 000 руб. — основное средство введено в эксплуатацию;

Д-т сч. 210961271 К-т сч. 210436410 —

9 000 руб. — начислена амортизация.

Далее отметим, что материальными запасами, которые учитываются на сч. 105 «Материальные запасы», являются материальные ценности в виде сырья, материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также произведенной готовой продукции и приобретенных для продажи товаров.

Все материальные запасы в учреждении разделяются на группы и учитываются на следующих счетах:

• сч. 105.31 — медикаменты и перевязочные

средства;

• сч. 105.32 — продукты питания;

• сч. 105.33 — горюче-смазочные материалы;

• сч. 105.34 — строительные материалы;

• сч. 105.35 — мягкий инвентарь;

• сч. 105.36 — прочие материальные запасы.

В состав медикаментов и перевязочных средств включаются все средства, приобретенные для медицинского кабинета учреждения, для оказания первой медицинской помощи при травмах спортсменам.

В группу «продукты питания» включаются материальные запасы, приобретенные для проведения хоккейных матчей и иных массовых мероприятий.

К группе «горюче-смазочные материалы» относится в первую очередь бензин, используемый для заправки служебного автомобиля учреждения, а также машин для заливки, уборки и подрезки льда. Кроме того, к данной группе относятся прочие смазочные материалы, используемые для обслуживания машин (моторное масло, смазка и пр.).

К группе «строительные материалы» относятся товарно-материальные ценности, используемые для обслуживания зданий.

К группе «мягкий инвентарь» относится вся хоккейная форма, учитываемая на балансе учреждения, ветошь, приходуемая после списания формы, а также мягкий инвентарь бытового назначения (полотенца, тряпки и т. д.).

К группе «прочие материальные запасы» относятся все оставшиеся материальные ценности, не вошедшие в указанные группы: канцелярские товары, используемые для работы административного персонала, бытовая химия для уборки помещений и пр.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), которые предъявлены учреждению поставщиками и подрядчиками.

В учреждении материальные запасы могут приобретаться за счет средств от приносящей доход

деятельности (ИФО-2) и субсидий на выполнение государственного задания (ИФО-4). Также на приобретение материальных запасов учреждению может быть выделена учредителем целевая субсидия (ИФО-5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступление в учреждение материальных запасов отражается в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, полученных от поставщиков. Если материальные запасы приобретены учреждением по безналичному расчету, то для их получения у поставщиков бухгалтерией выдается доверенность уполномоченным работникам учреждения для получения товарно-материальных ценностей. В этом случае данные материальные запасы будут приняты к учету на основании выданных поставщиком накладных или иных отгрузочных документов. При этом материально ответственное лицо, которому выдана доверенность на получение материальных ценностей, расписывается в накладной, полученной от поставщика.

В данном учреждении материальные запасы могут приобретаться как по безналичному расчету, так и за счет средств, выданных из кассы подотчетным лицам. Если материальные запасы приобретаются через подотчетных лиц, то их оприходование осуществляется на основании авансового отчета с приложением к нему соответствующих документов (товарных и кассовых чеков, квитанции к приходному кассовому ордеру).

Стоимость материальных запасов, которые были использованы при производстве продукции, оказании услуг, выполнении работ, а также при создании основных средств и иных нефинансовых активов, подлежит списанию.

В данном учреждении списание материальных запасов согласно учетной политике осуществляется по фактической стоимости каждой единицы. Списание с учета использованных в деятельности учреждения материальных запасов осуществляется на основании следующих документов:

• акта о списании материальных запасов;

• акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря.

Рассмотрим примеры учета материальных запасов.

Пример 3. Учреждением за счет субсидии на выполнение государственного задания была приобретена питьевая вода на сумму 1 560руб. Расходы оплачены поставщику на основании товарной накладной, вода списана на себестоимость. При этом в учете отражены следующие проводки:

Д-т сч. 410532340 К-т сч. 430234730 — 1 560

руб. — приобретена питьевая вода за счет средств субсидии;

Д-т сч. 430234830 К-т сч. 420111610 — 1 560

руб. — произведена оплата поставщику;

Д-т сч. 410961272 К-т сч. 410532 40 —

1 560 руб. — стоимость воды списана на себестоимость.

Пример 4. Работник учреждения приобрел краску для покраски фасада здания на сумму 78 7,55 руб., предоставил подтверждающие документы (товарный и кассовый чеки, авансовый отчет). Документы были приняты к учету, денежные средства возвращены работнику. Краска принята к учету и списана после использования.

В учете учреждения сделаны следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 210534340 К-т сч. 2208 34660 — 787,55 руб. — принят к учету авансовый отчет работника;

Д-т сч. 220834560 К-т сч. 220134610 — 787,55руб. — выданы из кассы денежные средства работнику на основании авансового отчета;

Д-т сч. 210961272 К-т сч. 210534440 — 787,55руб. — краска списана с учета материально ответственным лицом в результате использования.

В заключение следует отметить, что все нефинансовые активы учреждения делятся на основные средства и материальные запасы. В состав основных средств включены следующие группы:

— недвижимое имущество;

— особо ценное движимое имущество;

— иное движимое имущество.

Данные группы подразделяются и включают в себя:

— нежилые помещения;

— сооружения;

— машины и оборудование;

— транспортные средства;

— производственный и хозяйственный инвентарь.

Материальные запасы в данном учреждении делятся:

— на медикаменты;

— продукты питания;

— на горюче-смазочные материалы;

— строительные материалы;

— мягкий инвентарь;

— прочие материальные запасы.

Учреждение приобретает нефинансовые активы за счет различных источников:

— за счет средств субсидии на выполнение государственного задания;

—за счет собственных (внебюджетных) средств;

— за счет субсидий, выделенных на иные цели.

Список литературы

1. Беспалов М. В. Инвентаризация основных средств бюджетного учреждения: механизм проведения, сроки, документооборот // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 4. С. 32—35.

2. Беспалов М. В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2—9.

3. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2—9.

4. Беспалов М. В. Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях: общие принципы, порядок документооборота, нормативное регулирование // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 15. С. 2—7.

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

7. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.