Оригинальная статья / Original article УДК 330
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-1 -133-142
СТРОИТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Н.Ю. Яськоваа
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Российская Федерация, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Экспертный формат интенсивного обмена мнениями становится распространенной формой выработки новых взаимосогласованных позиций в отношении экономических смыслов и оценочных суждений. Проблемы реформы государственного управления, налоговой системы, перспектив и популярных технологий экономического роста, интеграции российской системы высшего образования в различные программы подготовки и переподготовки госслужащих и персонала для бизнеса, вызовы глобализации и другие вопросы достаточно детально были представлены представителями Правительства РФ и экспертного сообщества. МЕТОДЫ. В противоположность Гайдаровскому форуму, на Всемирном экономическом форуме в Давосе внимание было сосредоточено на новых оценочных подходах к развитию. Их особенность - гуманизация оценочных показателей, обеспечивающая стремление различных и по экономическому развитию, и по политическим устремлениям стран к выработке общих ценностей. Это проявилось в отказе от оценок масштаба экономики вне понимания достигнутого качества жизни и уровня удовлетворенности жизнью человека. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Сформированная система оценок предъявляет новые требования к каркасу и пространству жизнедеятельности, ставя перед строительством новые масштабные задачи реструктуризации каркаса и пространства жизнедеятельности, внедрения механизмов проектного финансирования, преодоления проблем ценообразования, диджитализа-ции инвестиционно-строительной деятельности, контроля, преодоления административных барьеров, создания эффективных коммуникационных механизмов. ВЫВОДЫ. Сформировавшийся общемировой тренд фокусировки на повышение удовлетворенности жизнью обязывает ускоренно развиваться отрасли, обеспечивающие устойчивый рост национальных экономик. Отвечая за качество каркаса жизнедеятельности, создавая и поддерживая функционирование капитальных фондов, строительство должно с максимальной экономической эффективностью решать задачу формирования комфортной среды. Это значит способствовать развитию и реализации потенциала человеческого капитала, создавая «умное жилье», развивая общественные пространства, обеспечивая личностное развитие, решая проблему транспорентной доступности, достаточности и удобства рабочих мест и др. В целом, значение строительства в реализации стратегических целей экономического развития существенно возрастает.
Ключевые слова: экономический рост, устойчивое развитие, показатели экономического развития, оценочные механизмы, инклюзивное развитие, реструктуризация пространства жизнедеятельности, инвестиционно-строительная деятельность.
Информация о статье. Дата поступления 20 января 2018 г.; дата принятия к печати 03 февраля 2018 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2018 г.
Формат цитирования: Яськова Н.Ю. Строительство в контексте новых взглядов на цели экономического развития // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 1. С. 133-142. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-1-133-142
CONSTRUCTION IN THE CONTEXT OF NEW VIEWS ON THE GOALS OF ECONOMIC DEVELOPMENT
N.Yu. Yaskova
National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoye shosse, Moscow, 129337, Russian Federation
эЯськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, e-mail: [email protected]
Natalia Yu. Yaskova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of economics and management in construction, e-mail: [email protected]
ABSTRACT. PURPOSE. Expert format of intensive exchange of points of views is becoming a common form of developing new mutually agreed positions in relation to economic meanings and value judgments. The problems of public administration reform, tax system, perspectives and popular technologies of economic growth, integration of Russian system of higher education in different programs for training and retraining of civil servants and personnel for business, challenges of globalization and other issues were presented quite in detail by the representatives of the Government of Russian Federation and the expert community. METHODS. In contrast to Gaidar Forum, the main attention at the World Economic Forum in Davos was focused on new appraisal approaches to development. Their peculiarity is humanization of the estimated indicators which provides the aspiration of various countries both according to economic development, and the political aspirations to the development of common values. This was shown in the refusal to assess the scale of the economy outside the understanding of the achieved quality of life and the level of satisfaction with human life. RESULTS AND THEIR DISCUSSIONS. Created system of assessments presents new requirements to the framework and space of life, setting new large-scale tasks for the restructuring of the framework and the space of life, before the construction, the introduction of project financial mechanisms, overcoming the problems of pricing, digitalization of investment and construction activities, control, overcoming administrative barriers, and creation of effective communication mechanisms. CONCLUSIONS. Created global trend of focusing on increasing life satisfaction requires industries to provide steady growth for national economies. Being responsible for the quality of life framework, creating and maintaining functions of capital funds, construction should solve the problem of creating a comfortable environment with maximum economic efficiency. This means that we should encourage the development and realization of the potential of human capital, creating "smart housing", developing public spaces, providing personal development, solving the problem of transport accessibility, sufficiency and convenience of jobs, etc. Overall, the importance of construction in the implementation of strategic goals of economic development increases significantly.
Keywords: economic growth, sustainable development, indicators of economic development, evaluation mechanisms, inclusive development, restructuring of living space, investment and construction activities
Article info. Received January 20, 2018; accepted for publication February 03, 2018; available online March 29, 2018.
For citation: Yaskova N.Yu. Construction in the context of new views on the goals of economic development. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2018, vol. 8, no. 1, pp. 133-142. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-29172018-1-133-142.
Введение
Стартовавшие в начале нынешнего года IX Гайдаровский форум «Россия и мир: цели и ценности», а также Всемирный экономический форум «Создание совместного будущего в раздробленном мире» (Давос) традиционно обсуждали основные тенденции социально-экономического развития, состояние бизнес-среды, инвестиционный климат, предпринимая попытки создать общее будущее в разобщенном мире. И если в Давосе глобалисты попытались скорректировать экономическую политику, то российский форум сосредоточил усилия на обмене мнений по поводу перспектив дальнейшего экономического роста и интеграции России в мировую экономику.
В официальной концепции форума его директором, главой Ассоциации инновационных регионов Рос-
сии Иваном Федотовым было заявлено: «Форум не занимается политикой. У нас не экономический форум, а экспертный». Действительно, экспертный формат интенсивного обмена мнениями становится распространенной формой выработки новых взаимосогласованных позиций в отношении экономических смыслов и оценочных суждений.
Заметим, что в Москве экспертное сообщество отвечало на вопрос, что еще требуется от макроэкономики для обеспечения экономического роста. И в этом отношении заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики МГУ им. Ломоносова А.А. Аузан очень точно отметил, что «проектные методы важнее институциональных возможностей» и наступает необходимость действовать с тем, чтобы преодолеть «эффект колеи» [1].
Методы
Пятнадцать тысяч человек собралось на Гайдаровский форум в стенах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, чтобы обсудить актуальную повестку экономического развития и выбраться наконец из периферийной зоны эволюционных трендов мировой экономики. Проблемы реформы государственного управления, налоговой системы, перспектив и популярных технологий экономического роста, интеграции российской системы высшего образования в различные программы подготовки и переподготовки госслужащих и персонала для бизнеса, вызовы глобализации и другие вопросы достаточно детально были представлены представителями Правительства РФ, международных организаций и экспертного сообщества. При этом бюджетные маневры в направлении увеличения расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру в российской интерпретации должны обеспечиваться не за счет увеличения доходной базы бюджета в результате роста экономики, а за счет налогового маневра.
Реакция представителей российского бизнеса на традиционно осторожные заявления представителей внешнего эшелона исполнительной власти была на панельных дискуссиях явно настороженной. Частое изменение условий нарушает стабильность, а, по мнению президента фонда «Сколково» В. Вексельберга, при стабильности основных показателей совокупных изменений в регулировании реальная нагрузка на бизнес растет [2]. Возрастающее давление «центра» ощущают и регионы. Так, глава Татарстана Рустам Минниханов выступил против передачи полномочий регионам, предложив не изменять никаких условий хотя бы пять лет. «Тогда мы будем понимать, сколько мы заработали» [3]. В целом, в панельных дискуссиях доминировало
общее понимание, что внутренних стимулов для обеспечения экономического роста явно недостаточно. Именно поэтому, при общей позитивной коррекции внешнего для страны конъюнктурного фона, общеэкономическая ситуация изменилась незначительно. Причем, заметим, что поставки сырья из России стабильны и даже выросли в физических объемах. Эта тенденция с большой вероятностью будет сохраняться, так как глобальная экономика демонстрирует все признаки устойчивого роста. Ее темпы превысили ожидаемые и составили более 3,8%. А Китай, с ожиданием 6-7 процентного роста, становится уже с 2018 г. крупнейшим и надежным потребителем российской нефти. Более того, мировые цены на нефть (марки Brent) выросли с января 2016 года более чем в 2 раза, природного газа - на 70%, медь подорожала более чем в 2 раза, алюминий - на 50%, золото - на 25% и др. [4]. Значит, что по объективным причинам российская экономика имеет шансы роста, а веские основания опасаться свертывания федеральных программ развития просто отсутствуют. В этой связи Правительством РФ уже предусмотрена льготная поддержка отдельных проектов и отраслей. О необходимости механизмов денежной трансмиссии, которые обеспечат приток средств в реальный сектор, говорил М. Ершов, главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов [5]. Озабоченность научного сообщества на Гайдаровском форуме касалась необходимости мер, предупреждающих возвратно-поступательный тип развития. Обнаруженный «эффект сползания» тренда развития и необъяснимой с экономической точки зрения потери темпов перемен, по мнению академика РАН В.М. Полтеровича, должен быть устранен путем согласования целей развития на основе создания специального органа государственного управления [6].
Давос отвечал на иные вопросы, касающиеся способности идеи глобализма создать общее будущее. Собрав три тысячи участников из 134 стран, Всемирный экономический форум уточнял, каким должно быть это общее будущее, как оценить его контуры. В 2018 г. внимание было сфокусировано на методах преодоления разобщенности мира. Борьба за единые и разделяемые ценности, человеческий капитал, мировое доминирование в установлении нового миропорядка особенно остро воспринимается лидерами развития, сосредоточенными в англосакском мире. При этом все острее ощущается противоречивость позиций Старого и Нового Света. Объединенная Европа выступает против протекционистской политики США, считая протекционизм угрозой сформировавшемуся миропорядку. Выход из кризиса глобализации европейские политики видят в продолжении традиции равенства, неограниченности экономических свобод, обсуждения проблем в режиме диалога, поддержке сообщества экспертов и других европейских ценностей. В то же время разобщенность мира не слишком волнует США. Концепция «Америка прежде всего» легла в основу выступления президента США. Противоречия современного миропорядка становятся столь очевидными, что потребуют разработки новых подходов к оценке действий, концепций и уровня экономического развития стран [7]. Современные подходы, продекларированные экспертным сообществом на Давосском форуме, не абсолютизируют экономический масштаб, а оценивают качество жизни!
Таким образом, оценивать успешность экономической политики в наступившем году эксперты Всемирного экономического форума предложили не по ВВП, а по индексу инклюзивного развития (Inclusive Development Index - IDI). По задумке Давос-ского форума, этот показатель дол-
жен информировать общество и помогать его устойчивому и инклюзивному экономическому развитию. Инк-люзивность развития - сравнительно новый для российской экономики термин, означающий в общепринятом международном контексте равнодоступность благ, стимулов, ресурсов развития и правовых гарантий. Показатель Ю1 учитывает не только ВВП, но еще одиннадцать показателей, включая коэффициент расслоения общества по доходам, ожидаемую продолжительность жизни и др.
В целом Ю1 основывается на трех группах показателей:
1) показатели роста и развития. Они включают рост ВВП, уровень занятости, производительность труда, ожидаемую продолжительность жизни населения;
2) показатели инклюзивности, характеризующиеся медианным доходом домохозяйств, уровнем бедности и неравенства;
3) социальными показателями межпоколенческой справедливости и устойчивости. В их числе уровень сбережений, демографическая нагрузка, государственный долг, уровень загрязненности окружающей среды.
Предложенный в Давосе индекс отражает, по мнению экспертов, целостную картину экономического развития. Разумеется, если его цель трактуется как устойчивое повышение уровня жизни населения - в противовес общепринятому увеличению производства товаров и услуг.
Базируясь на новом методе оценок, в рамках Всемирного экономического форума были проранжиро-ваны 29 развитых и 78 развивающихся стран. В Докладе форума [8] пояснено, что разделение стран на группы производилось по критерию уровня бедности. «Водораздел» был очерчен между Грецией, попавшей в разряд «развитых стран», и Литвой, возглавившей по Ю1 группу «развивающихся стран».
В верхних строчках рейтинга развитых стран оказались небольшие европейские страны. При этом Норвегия признана самой инклюзивно развитой экономикой. Австралия - единственная неевропейская страна, которая входит в десятку лучших, занимая 9-е место. США оказались только на 23 месте из 29 развитых стран. Германия занимает самое высокое место в рейтинге среди стран G7, располагаясь на 12-й строчке. За ней следуют: Канада (17-е место); Франция (18-е); Великобритания (21-е); США (23-е); Япония (24-е) и Италия (27-е). Россия заняла по индексу инклюзивного развития 19-е место среди развивающихся стран, или 48-е место в общем рейтинге.
«Десятилетия, в течение которых отдавался приоритет экономическому росту перед социальной справедливостью, привели к исторически высоким уровням неравенства в благосостоянии и доходах», - поясняется в докладе ВЭФ [8]. Действительно, во многих странах правительства пропустили благотворный для развития цикл, в котором рост мог усиливаться благодаря более широкому распределению доходов между различными слоями населения, а генерация доходов могла достигаться без чрезмерного давления на окружающую среду и обременения будущих поколений. В этом отношении Россия не исключение. Результат - провалы развития, несмотря на, казалось бы, безупречную макроэкономическую политику.
По данным Давосского форума, за последние пять лет, на фоне роста мировой экономики, уровень социальной инклюзивности снизился или не изменился в 20 из 29 развитых экономик, а уровень межпоколенче-ской справедливости упал в 56 из 74 развивающихся экономик. За анализируемый период менее половины стран с развитой экономикой достигли успеха в сокращении масштабов нищеты и лишь восемь добились сокращения неравенства в доходах.
Обсуждение проблемы неравенства позволило экспертам прийти к единому мнению, что использование ВВП в качестве основного экономического показателя сильно деформирует наши представления об уровне экономического развития, поскольку он отражает текущее производство товаров и услуг и не характеризует социально-экономический прогресс, который позволяет повысить степень удовлетворенности жизнью. Она проявляется и в среднем доходе домохо-зяйств, и в возможностях трудоустройства, и в экономической безопасности, и, в конечном счете, в сформированном качестве жизни.
Результаты и их обсуждение
Итак, в мировых экономических трендах доминирует гуманизация оценочных подходов, в том числе по регионам, отраслям и сферам национальной экономики. При этом важность человека как такового проявляется в борьбе за человеческий капитал, являющийся доминирующим фактором роста. Его доля в богатстве наций оценивается на уровне 65%.
Современный характер гуманизации оценочных подходов имеет ряд особенностей.
Во-первых, ориентация на рост удовлетворенности жизнью не исключает, а усиливает процессы глобализации при том, что политика протекционизма и проявления «национального эгоизма» наносит урон эффективности глобализации и ведет к раздробленности мира. Вместе с тем процессы перетекания человеческого капитала способствуют выравниванию восприятия ценностей и создают условия их эффективной реализации.
Во-вторых, гуманизация экономического развития должна осуществляться в рамках происходящих трансформационных процессов из-за растущей роли цифровой экономики. Заметим, что Гайдаровский и Давос-ский форумы были едины в оценке важности и угроз новых информационно-коммуникационных режимов,
изменяющих профессиональную структуру, операционные процессы, инвестиционные механизмы и др.
Таким образом, глобализация, информатизация и гуманизация формируют новый облик мировой экономики, вписаться в который необходимо и России. Что же предлагает российское экспертное сообщество? Помимо так называемых «разноплановых решений, которые должны включать в себя и процентные послабления, и налоговые стимулы, и повышение реальных доходов населения» [1], речь - о реализации совершенно конкретных, базирующихся в реальном секторе экономики, отраслевых программах развития. При этом, о какой бы программе или проекте ни шла речь, во всех случаях требуется реструктуризация пространства жизнедеятельности [9]. И значит - либо новое строительство (промышленное, жилищное, дорожное и др.), либо реструктуризация или реновация имеющихся капитальных фондов. При этом создание комфортных условий жизнедеятельности человека, как основного драйвера развития, с точки зрения обеспеченности современным качественным жильем, объектами транспортной и социальной инфраструктуры является прямой задачей для строительной отрасли. Как она будет решаться? Ответ на этот вопрос и предопределит параметры эффективности использования ресурсов развития, в том числе человеческого капитала, «омертвление» и утечка из страны которого должны быть минимизированы.
Эпицентр обсуждения проблем развития строительства лежит в настоящее время главным образом в следующих проблемных зонах:
1) жилищном строительстве и решении проблем обеспечения безопасности долевого участия населения;
2) размещении государственного строительного заказа, покрывающего большую часть строительства
инфраструктурных объектов и характеризующегося крайне низкой эффективностью реализации;
3) сфере осуществления контрольно-надзорных функций, обеспечивающих целевое расходование средств, соблюдение нормативных требований, обеспечение качества и сроков строительства;
4) в сметном ценообразовании в строительстве, по-прежнему не отражающем реальный уровень затрат;
5) сложившейся судебной практике разрешения хозяйственных споров на всех этапах реализации проектных циклов.
Своего рода «панацеей от всех бед» признано не бесконечное совершенствование механизма долевого строительства, или процедур реализации государственных заказов, или корректировка сметных норм и правил, а переход к «проектному финансированию» [10]. Общеизвестно, что только в новой истории России этот метод не единожды пытались широко внедрять. Чего стоят эксперименты и попытки освоить проектный подход в период деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства?! Отработка механизмов проектного финансирования при реализации проектов «Пресня-Сити», «Басманный, 5», «Царская Площадь», выполненных девелоперской компанией «Коалко», показала, что во всех случаях банковское сопровождение строительных проектов наталкивалось на отсутствие профессиональных кадров в кредитных учреждениях. А финансовый контроль был и остается явно недостаточным для обеспечения экономически эффективного управления.
Множество обсуждений и проведенных круглых столов на площадках Минстроя РФ, РАНХ и ГС, МГСУ и др. выявили существенные препятствия внедрения проектного подхода: это отсутствие в стране полноценного рыночного сегмента проектного биз-
неса; несформированность подхода к проектному аудиту; неготовность проектных мощностей к оцифровке; дефицит подготовленных кадров и
др. [11].
Что касается государственного строительного заказа, современное состояние дел показало, что при отсутствии качественного проекта, проектной экспертизы и режима ответственности государственных органов за принимаемые решения никакие законодательные поправки не исправят сложившееся положение [12, 13].
В отношении строительного контроля давно назрел вопрос оценки его эффективности и обоснованности нормативной базы [14, 15].
Ценообразование, без преувеличения титаническими усилиями, преобразовывалось последние три года. Были внедрены элементы цифровой экономики, скорректирована сметная база и реализован новый подход к обоснованию сметы [16]. Его эффективность подтвердит или опровергнет практика.
Судебная система показала свою явную неготовность как к решению проблем долевого строительства, так и в отношении исполнения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в строительной отрасли. Если в мире в критических ситуациях предполагается санация деятельности, то в российской практике это чаще всего рейдерство или ликвидация [17]. Оценить масштаб реального ущерба от банкротства застройщиков пока не представляется возможным, но утверждать с большой степенью достоверности, что это не решает проблему «обманутых», можно и нужно.
Сложившееся положение дел, так же как генеральные направления отраслевого развития, продвигаемые Минстроем РФ, не оставляют сомнения, что отрасли вряд ли удастся сделать посильный вклад в оценочный уровень экономического развития страны (Ю1). Продолжая пассивно на-
блюдать за сжатием строительного рынка и поддерживая судебную практику банкротств, уровни занятости, доля бедных, разрыв реальных доходов вряд ли изменятся. Ну а показатели межпоколенческой справедливости и устойчивости, имеющие тенденцию к снижению, только ускорят свое падение.
Выводы
Подводя итог деятельности дискуссионных площадок, отметим: строительная отрасль нуждается в ревизии не только методов решения стоящих задач, но и в выявлении истинных проблем возникновения хронических противоречий в деятельности участников, явной «затененности» отрасли, ее инновационной отсталости и высокой рисковости инвестиционно-строительной деятельности.
Сформировавшийся общемировой тренд фокусировки на повышение удовлетворенности жизнью обязывает ускоренно развиваться отрасли, обеспечивающие устойчивый рост национальных экономик. Отвечая за качество каркаса жизнедеятельности, создавая и поддерживая функционирование капитальных фондов, строительство должно с максимальной экономической эффективностью решать задачу формирования комфортной среды. Это значит способствовать развитию и реализации потенциала человеческого капитала, создавая «умное жилье», развивая общественные пространства, обеспечивая личностное развитие, решая проблему транспорентной доступности, достаточности и удобства рабочих мест и др.
Отсюда следует:
во-первых, востребованность существенной реструктуризации строительных мощностей. Их необходимо привести в соответствие с современными требованиями. Это значит, что производственные мощности строительного комплекса в диапазоне от проектных мощностей до мощностей специализированных строитель-
ных организаций должны быть приведены в соответствие с перспективной программой строительства, государственными и региональными целями и приоритетами. Речь идет как о территориальном, так и об отраслевом контекстах. Имея в виду, что многие проектные институты, предприятия промышленного строительства и др. были ликвидированы/преобразо-ваны/диверсиифицированы/погло-щены и т.д., их придется создавать заново. При этом только управляемый режим способен придать процессам экономически эффективный характер. Следовательно, должна быть скорректирована, а, возможно, и создана новая, Концепция управления строительством;
во-вторых, необходимость исключения воспроизводства отсталости, имея в виду, что создание морально устаревших капитальных фондов должно быть невозможно как на законодательном и нормативном уровне, так и в практике контроля. Нормативно-правовое и контрольно-надзорное сопровождение инвестиционно-строительной деятельности предлагается сфокусировать на достижение качественно иных целей, а именно на обеспечение инновационного маневра отрасли;
в-третьих, понимая специфику строительства и наблюдающийся лавинообразный рост количества хозяйственных споров, развитие альтерна-
тивных (несудебных) методов их разрешения должно стать нормой хозяйственной практики [18];
в-четвертых, безальтернатив-ность создания механизмов снижения рисков неэффективного управления инвестиционно-строительной деятельностью на всех ее этапах и применительно ко всем типам участников. Комплекс мер: гарантийных, фондовых, страховых и др. должен быть сбалансирован с учетом структурных сдвигов (региональных, продуктовых, субъектных), а также изменившихся целей и задач развития строительства;
в-пятых, востребованность непрерывной корректировки и изменения образовательных стандартов, преобразования рынка образовательных услуг с учетом возможностей индивидуализации образования, необходимости приобретения цифровых компетенций, востребованности коррекционного образования и др. [1].
Совершенно очевидно, что диджитализация инвестиционно-строительной деятельности, прозрачный режим подконтрольной деятельности, государственно-частное партнерство, краудинвестинг, краудстрои-тельство и другие модели строительства создают условия, объективно необходимые для ускорения движения в обеспечении удовлетворенности жизнью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Официальный сайт IX Гайдаровского форума «Россия и мир: цели и ценности» [Электронный ресурс]. URL: http://gaidarforum.ru/ (13.02.2018).
2. В России растет реальная нагрузка на бизнес [Электронный ресурс]. URL: http:// https://ria.ru/economy/20180117/1512799019.ht ml (13.02.2018).
3. Рустам Минниханов на Гайдаровском форуме: «Моя просьба - пять лет не трогайте ничего» [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/news/369632 (13.02.2018).
4. Официальный сайт Национального исследовательского института мировой эко-
номики и международных отношений имени Е.М. Примакова [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/ (13.02.2018).
5. Ершов М.В. О новых аспектах в денежно-кредитной сфере Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 3. С. 13-21.
6. Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С. 34-56. DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.2.
7. Docquier F., Rapoport H. Globalization, Brain Drain, and Development. Journal of
Economic Literature. 2012, vol. 50, no. 3, pp. 681-730.
8. World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/ (13.02.2018).
9. Сарченко В.И. Жилищный лифт и резервы его ускорения. М.: Спутник+, 2015. 216 с.
10. Путин: переход к проектному финансированию должен быть цивилизованным [Электронный ресурс]. URL: https://realty.ria.ru/news_house/20171220/1511 348503.html (13.02.2018).
11. Яськова Н.Ю., Фомина Л.Л. Проектное дело - от лозунгов к внедрению // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 11. С. 1219-1230.
12. Яськова Н.Ю. Проблемы реализации инвестиционного потенциала государственного строительного заказа // Строительство. Экономика и управление. 2012. № 2. С. 15-20.
13. Силка Д.Н., Пискарев А.И. Не формализованные подходы оценки эффек-
тивности государственного строительного заказа // Экономика и предпринимательство. 2016. № 7 (72). С. 1015-1019.
14. Сотникова Л.В. Строительный контроль и надзор: содержание, бухгалтерский и налоговый учет // Бухучет в строительных организациях. 2016. № 2. С. 7-22.
15. Мандрюков А.В. Что такое строительный контроль? // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 10.
16. Материалы II Международной научно-практической конференции «Научно-технологическое развитие России: новые горизонты экономики, управления, права». Москва, 2016. РАНХиГС, 338 с.
17. Аузан А. Ловушка «колеи» [Электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/ society/8428/ (13.02.2018).
18. Зайцева Л.И. Альтернативные способы разрешения споров в контексте межгосударственных отношений и экономического правосудия в Российской Федерации. М.: Оригинал-макет, 2015. 216 с.
REFERENCES
1. Oficial'nyj sajt IX Gajdarovskogo fo-ruma «Rossija i mir: celi i cennosti» [Official site of the 9th Gaidar forum "Russia and the World: Goals and Values"]. Available at: http://gaidarforum.ru/ (accessed on 13 February 2018). (In Russian).
2. V Rossii rastet real'naja nagruzka na biznes [The real burden on business is growing in Russia]. Available at: http:// https://ria.ru /economy/20180117/1512799019.html (accessed on 13 February 2018). (In Russian).
3. Rustam Minnihanov na Gajdarovskom forume: «Moja pros'ba - pjat' let ne trogajte nichego» [Rustam Minnikhanov at Gaidar forum: "My request - do not touch anything for five years"]. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/369632 (accessed on 13 February 2018). (In Russian).
4. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo issle-dovatel'skogo instituta mirovoj jekonomiki i mez-hdu-narodnyh otnoshenij imeni E.M. Primakova [Official site of the National Research Institute of the World Economy and International Relations named after E.M. Primakov]. Available at: https://www.imemo.ru/ (accessed 13 February 2018). (In Russian).
5. Ershov M.V. O novyh aspektah v denezhno-kreditnoj sfere Rossijskoj Federacii [About New Aspects in Monetary and Credit Sphere of Russian Federation]. Jekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Law]. 2017, no. 3, pp. 13-21. (In Russian).
6. Polterovich V.M. Instituty dogonja-jushhego razvitija (k proektu novoj modeli jeko-nomicheskogo razvitija Rossii) [Institutes of catching up development (to the draft of a new
model of economic development of Russia]. Je-konomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast]. 2016, no. 5, pp. 34-56. DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.2. (In Russian).
7. Docquier F., Rapoport H. Globalization, Brain Drain, and Development. Journal of Economic Literature. 2012, vol. 50, no. 3, pp. 681-730.
8. World Economic Forum. Available at: https://www.weforum.org/ (accessed 13 February 2018).
9. Sarchenko V.I. Zhilishhnyj lift i rezervy ego uskorenija [Housing elevator and reserves of its acceleration]. Moscow, Sputnik + Publ., 2015, 216 p.
10. Putin: perehod k proektnomu finansi-rovaniju dolzhen byt' civilizovannym [Putin: transition to project financing should be civilized]. Available at: https://realty.ria.ru/news_ house/20171220/1511348503.html (accessed on 13 February 2018). (In Russian).
11. Yaskova N.Yu., Fomina L.L. Proektnoe delo - ot lozungov k vnedreniju [Project business - from slogans to implementation]. Kreativnaja jekonomika [Creative economics]. 2017, vol. 11, no. 11, pp. 1219-1230. (In Russian).
12. Yaskova N.Yu. Problemy realizacii investicionnogo potenciala gosudarstvennogo stroitel'nogo zakaza [Problems of realizing the investment potential of the state construction order]. Stroitel'stvo. Jekonomika i upravlenie [Construction. Economics and Management]. 2012, no. 2, pp.15-20. (In Russian).
13. Silka D.N., Piskarev A.I. Ne formal-izovannye podhody ocenki jeffektivnosti gosu-darstvennogo stroitel'nogo zakaza [Non formalized approaches to assess the effectiveness of the state building order]. Jekonomika i pred-prinimatel'stvo [Economics and Entrepreneur-ship]. 2016, no. 7 (72), pp. 1015-1019. (In Russian).
14. Sotnikova L.V. Stroitel'nyj kontrol' i nadzor: soderzhanie, buhgalterskij i nalogovyj uchet [Construction control and supervision: content, accounting and tax accounting]. Buhu-chet v stroitel'nyh organizacijah [Accounting in construction organizations]. 2016, no. 2, pp. 722. (In Russian).
15. Mandryukov A.V. Chto takoe stroitel'nyj kontrol'? [What is construction control?]. Stroitel'stvo: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie [Construction: Accounting and Taxation]. 2015, no. 10. (In Russian).
16. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossii: novye gori-zonty jekonomiki, upravlenija, prava» [Materials of the II International Scientific and Practical Conference "Scientific and Technological Development of Russia: New Horizons of Economics, Management, Law"]. Moscow, 2017, RANEPA Publ., 358 p. (In Russian).
17. Auzan A. Lovushka «kolei» [Trap of a "rut"]. Available at: http://www.colta.ru/articles/society/8428/ (accessed on 13 February 2018). (In Russian).
18. Zaitseva L.I. Al'ternativnye sposoby razreshenija sporov v kontekste mezhgosu-darstvennyh otnoshenij i jekonomicheskogo pra-vosudija v Rossijskoj Federacii [Alternative ways to solve disputes in the context of international relations and economic justice in Russian Federation]. Moscow, Original-mock Publ., 2015, 216 p. (In Russian).
Критерии авторства
Яськова Н.Ю. провела исследования, подготовила статью к публикации и несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Yaskova N.Yu. has conducted the studies, prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The author declares no conflict of interests regarding the publication of this article.