Научная статья на тему 'СТРОИТЕЛЬСТВО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1942 ГГ.)'

СТРОИТЕЛЬСТВО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1942 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
428
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / КАВКАЗ / ДАГЕСТАН / АЭРОДРОМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабаев А.М.

В статье освещена работа партийно-советских органов по превращению Дагестана в эшелонированную оборонительную полосу в 1941-1942 гг. Рассмотрены вопросы, связанные с сооружением оборонительных рубежей в Дагестане в первый период войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРОИТЕЛЬСТВО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1942 ГГ.)»

УДК 94(470/67) «1941/1942»:623.1/.3

Строительство оборонительных рубежей в Дагестане в первый период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.)

А.М. Бабаев

Дагестанский государственный университет, e-mail: patmat@rambler.ru

В статье освещена работа партийно-советских органов по превращению Дагестана в эшелонированную оборонительную полосу в 1941-1942 гг. Рассмотрены вопросы, связанные с сооружением оборонительных рубежей в Дагестане в первый период войны.

Ключевые слова: строительство, оборонительные объекты, Кавказ, Дагестан, аэродромы.

The article deals with the work of the Soviet and - Party organs on turning Daghestan into echelonized defence line in 1941-1942. The article considers the questions related to the construction of the defence line in Daghestan in the first period of the War.

Keywords: construction, defense objects, Caucasus, Daghestan, aerodromes.

Огромное значение для укрепления обороны Северного Кавказа и Закавказья имело строительство оборонительных рубежей в Дагестане, расположенном на узком перешейке между Каспийским морем и Главным Кавказским хребтом. Дагестан по своему геополитическому и географическому положению является важным стратегическим районом. Дагестан -ворота в Закавказье.

В связи с угрозой проникновения немецко-фашистских захватчиков на Северный Кавказ необходимо было построить оборонительные рубежи в районе реки Терек (особенно в Дагестане).

Строительство оборонительных рубежей на Северном Кавказе, частью которого является и Дагестан, имело важное значение для укрепления обороны Кавказа. Поэтому X пленум Дагобкома ВКП (б) особо отметил необходимость превращения республики в самый кратчайший срок в неприступную крепость на пути врага, стремившегося к Баку [1, д. 9, л.97], к нефтяным месторождениям и нефтеперерабатывающим предприятиям Азербайджана. Азербайджан в те годы давал 75 % всей добычи нефти Советского Союза.

Строительство оборонительных рубежей в Дагестане проходило в 2 этапа: 1-й этап - с 15 октября 1941 года по 15 января 1942 года и 2-й этап - с 15 июля 1942 года.

На первом этапе основной задачей являлось строительство рубежей 1-го внешнего оборонительного кольца: по рекам Терек, Аликазган, нижнему течению Сунжи, Аксай, Акташ и Сулак, расположенным в Бабаюртовском, Хасавюртовском, Кизилюртовском и Казбековском р-нах. Кроме того, намечалось приступить к строительству 2-го внешнего оборонительного кольца, состоящего из двух рубежей: 1-го - по каналу им. Октябрьской революции и р. Сулак до Ботлиха и Ансалты, и 2-го - баррикадной обороны г. Ма-

хачкалы [2, д. 4, л. 328]. Кроме того, сооружались оборонительные линии в районе городов Дербента и Буйнакска.

На втором этапе, когда весной 1942 года немцы развернули новое наступление на южном крыле советско-германского фронта, перед Дагестаном Военный Совет Закавказского фронта поставил новые задания: завершить строительство 2-го внешнего оборонительного кольца и приступить к строительству 3-го внешнего оборонительного кольца состоящего из трёх рубежей: 1-й рубеж - от Карабудахкента по реке Параул-озень до Нижнего Дженгутая; 2-й рубеж - Каякент - Сергокала - Леваши - Гуниб; 3-й рубеж - Кумух - Ураги [2, д. 1, л. 61]. Одновременно надлежало закончить на территории Дагестана строительство 14 оперативных аэродромов [3, д. 3, л. 115].

На 1 и 2-м этапах оборонительного строительства Дагобком ВКП (б) и Махачкалинский городской комитет обороны организовали оборонительные работы в республике. Был создан штаб оборонительного строительства во главе с председателем СНК ДАССР и заместителем Махачкалинского городского комитета обороны А.Д. Данияловым. В состав этого штаба также вошли: И.П. Сухинин, заместитель завотделом пропаганды и агитации Даг-обкома ВКП (б); А.И. Бырдаев, представитель НКВД; А.М. Шиманов, представитель Наркомата пищевой промышленности; А.Д. Магомаев, помпроку-рора республики; И.П. Коробцев от Наркомата здравоохранения [2, д. 1, л. 10]. На особо важные работы строительства рубежей назначались уполномоченные МГКО. Так, трассе 1-го внешнего оборонительного кольца уполномоченными МГКО были секретарь обкома партии А.П. Чекменов и заместитель заведующего отделом обкома ВКП (б) А.Ф. Матросов [2, д. 1, л. 61].

Строительство оборонительных рубежей началось на основе постановления ГКО СССР от 13 октября 1941 года и приказа Наркомата внутренних дел СССР от 15 октября 1941 года, которыми было намечено создание оборонительного рубежа от Каспийского моря по реке Терек до Минеральных Вод. 24 октября 1941 года бюро Дагобкома ВКП (б) и СНК ДАССР приняли постановление «О проведении оборонительных работ в районах ДАССР». Строительство оборонительных сооружений предусматривалось в районе Терека (Хасавюртовский и Бабаюртовский р-ны). Согласно разнарядке, которую дали бюро обкома и СНК ДАССР, для строительства должны были быть выделены 30 тысяч человек из 33 сельских районов республики и 15 тысяч человек из 4 городов [4, с. 57; 5].

Работы начались в конце октября 1941 года. По решению бюро Дагобкома ВКП (б) и СНК ДАССР от 25 октября 1941 года в район Терека было направлено около 29 тыс. чел., 2,8 тыс. подвод, 62 трактора и 31 автомашина [2, д. 6, л. 487]. Строительство линии обороны по Тереку проходило в чрезвычайно тяжёлых условиях суровой зимы 1941-1942 гг., не хватало инструментов, тракторов, взрывчатых материалов, жилья. Несмотря на эти трудности, строители самоотверженно трудились, работая по 15 часов в сутки. Колхозники Гунибского, Ахтынского, Курахского, Докузпаринского,

Лакского, Хасавюртовского, Кумторкалинского и Дербентского р-нов, включившись в соревнование, ударно трудились. Многие из них ежедневно выполняли по 12-13 и более кубических метров земляной работы при норме 2,8 кубометра [2, д. 6, л. 1-13]. Колхозники из селения Мекеги Левашин-ского р-на Магомед Сулейманов, Магомед Меликов и другие ежедневно выбрасывали по 16 кубометров земли [2, д. 5, л. 115]. Горянки Десте Ибрагимова, Сафинат Ашниева из сел. Ахты Ахтынского р-на выбрасывали по 12 кубометров земли в день, а Аминат Алиева из колхоза имени Дахадаева Унцукульского р-на - по 13 кубометров и т. д. [2, л. 26, 131]. Коммунист Г. Гюльмагомедов из Касумкентского р-на ежедневно выбрасывал по 14 кубометров земли, А. Баявов. М. Магомедов, В. Нуцалканов из Бабаюртов-ского р-на - по 10 кубометров. Всего на трассе работало 942 члена партии, 429 кандидатов партии и более 1700 комсомольцев. Для руководства строительством на Тереке Махачкалинский городской комитет обороны направил 7 своих уполномоченных, 30 секретарей райкомов партии (всего 61 ответственный партийный работник) [2, д. 6, л. 7, 8, 11]. В результате в короткий срок - с 28 октября 1941 г. до 15 января 1942 г. - на Тереке была построена мощная линия обороны. Усилиями трудящихся Дагестана были построены и сдали строительному управлению 6 сбросных каналов, противотанковый ров протяжённостью 73,8 км, незаконченный противотанковый ров длиной 19,2 км, 171 огневую точку, 45 землянок для войск, 15,1 км ходов-сообщений, подготовили зоны затопления [2, д. 6, л. 489]. Для поднятия уровня воды на отдельных участках реки Терек вдоль оборонительных сооружений была построена дамба [6]. Общий объём земляных работ составил 1 642 500 м3 земли. Он превышал объём земляных работ на строительстве канала им. Дзержинского в 19 раз [д. 6, л. 489].

Работа дагестанцев была высоко оценена командованием 10-й сапёрной армии и 10-м Управлением оборонительных работ НКО СССР. Так, 400 строителей были награждены почётными грамотами Верховного Совета ДАССР и 360 - почётными грамотами командования 10-й сапёрной армии [7, д. 3, л. 68].

Основная масса строителей оборонительных рубежей проявила высокую сознательность, дисциплинированность, все силы они отдавали делу защиты Родины. Вместе с тем на строительстве имели место и случаи самовольных уходов с работы, халатного отношения к своим обязанностям. Некоторые руководители строительных батальонов, вместо того чтобы выяснить, в чем нуждаются строители оборонительных объектов, стали применять к уклонистам административные меры. Руководитель штаба оборонительного строительства, председатель Совнаркома ДАССР Г.Д. Даниялов критиковал этих руководителей. Он потребовал, чтобы были приняты меры для возвращения дезертиров на строительство рубежей. Для этого необходимо было создать нормальные условия работы. Даниялов подчеркивал, что руководители не должны прибегать к силовым мерам, допускать мордобой и т. д. [8]. Всего за время работы по 1-му району полевого строительства из

11-ти тысяч работающих самовольно покинул стройку 1951 чел., по 2-му району полевого строительства из 22 тысяч строителей - 3344 чел. Значительная часть их была возвращена на трассу и работала до окончания строительства [2, д. 6, л. 497]. Основными причинами ухода с работы послужили плохая организация, перебои в снабжении строителей продуктами питания, медикаментами (Казбековский, Табасаранский р-ны), неправильный подбор людей для отправки на строительство. Так, из Кайтагского и Гумбе-товского р-нов прислали более 100 стариков в возрасте от 60 до 70 лет, из Касумкентского р-на - значительную группу людей, страдающих хроническими заболеваниями, а некоторые - детей в возрасте 13-14 лет.

Проводилась массово-разъяснительная работа среди строителей, была правильно организована работа (постановление МГКО от 17 декабря 1941 года «О факторах массового дезертирства колхозников с работы первого полевого строительства НКО СССР»). После принятия этих мер число случаев бегства со стройки резко сократилось. А когда колхозники узнали, что согласно постановлению ГКО СССР от 27 декабря 1941 года вся работа на трассе должна быть закончена к 15 января 1942 года, то с ещё большим усердием принялись за строительство огневых точек, противотанковых рвов и выполняли все задания, возложенные на них командованием 10-й сапёрной армии [2, д. 6, л. 498].

Осенью 1941 года более 10 тысяч кизлярцев, в основном женщины, подростки и старики, самоотверженно работали на строительстве оборонительных рубежей в районе Терека. Первая очередь оборонительных сооружений протянулась по правому берегу Терека, в районе Гудермес - Буруны, вторая очередь Тарумовка - Аневская - Сары-су.

В ноябре 1941 года Совнарком СССР принял решение о строительстве железнодорожной ветки Кизляр - Астрахань протяжённостью 348 км. Более 7 тысяч человек из Кизлярского округа было мобилизовано для строительства этой стратегически важной железной дороги. До середины января 1942 года были проложены первые 54 км железнодорожной линии Кизляр -Астрахань, а к 18 августа 1942 года открылось движение поездов с суточной переброской подвижных составов до 450-500 вагонов - 10 поездов с горюче-смазочными нефтепродуктами, боевой техникой, вооружением боеприпасами, продовольствием и войсками.

Одновременно со строительством линии обороны на Тереке развернулись работы по укреплению подступов к городам Махачкала. Дербент, Буйнакск и других важных рубежей. С 25 октября 1941 г. по 15 января 1942 г. строительные работы по Махачкалинскому рубежу были выполнены на 101,3 % [9]. Задания по строительству оборонительных рубежей в районе города Дербента также полностью были выполнены. Так, по 47-му Армейскому управлению военно-полевого строительства на 20 декабря 1941 г. объём одних земляных работ составил около 518 тыс. куб. м [2, д. 4, л. 343].

Труженики Дагестана - строители оборонительных рубежей, преодолевая большие трудности и лишения, не жалея сил и энергии, стремились по-

мочь Красной Армии сдержать натиск гитлеровских полчищ, остановить их наступление и разгромить врага на Северном Кавказе, не допустить гитлеровцев к Бакинской нефти.

Но к середине 1942 года часть оборонительных линий, подготовленных в поймах рек, пришла в негодность, так как весной их затопила вода.

Весной и в начале лета 1942 года, когда возникла угроза нового наступления врага на Кавказ, Ставка ВГК и Военный Совет Северо-Кавказского военного округа приняли более решительные меры по укреплению обороны Северного Кавказа. Для создания глубокоэшелонированной обороны с севера в мае 1942 года на Северном Кавказе началось строительство ряда оборонительных рубежей, в т. ч. по Тереку и на территории Дагестана. Здесь силами 44-й армии готовились рубежи на Бакинском направлении по рекам Терек и Сулак, оборудовались дербентские и самурские позиции и строились два промежуточных рубежа [10, с. 204]. В связи с осложнением обстановки на южном крыле советско-германского фронта Ставка ВГК 7 июня приказала штабу Закавказского фронта «разработать и к 20 июня представить в Ставку план обороны Закавказья с севера» [11, с. 102].

Штаб Закфронта разработал план организации обороны, по которому предусматривалось «удержать противника на берегу реки Сулак, в дефиле у узких Махачкалинских ворот», считая, что «там и укрепления почти готовы, а пределы фронта ограничены Дагестаном» [12, с. 160].

Но этот план имел ряд недостатков. Он лишал советские войска необходимого пространства для маневра. Обрекая на пассивную оборону, в то время как противник получал свободу маневра, да и вражеская авиация, базируясь на аэродромах Северного Кавказа, имела возможность наносить удары по жизненным центрам Закавказья. Кроме того, этот план создал серьёзные трудности для перехода советских войск в контрнаступление. Вместе с тем отвод советских войск на берег Сулака означал потерю большой территории, заключённой между реками Урух, Терек и горами Главного Кавказского хребта, с её природными богатствами и развитой промышленностью, а также важнейших стратегических плацдармов в районах Грозного и Орджоникидзе. В силу отмеченных недостатков Ставка не утвердила этот план, 29 июля начальник Генерального штаба А.М. Василевский в переговорах с новым командующим фронта И.В. Тюленевым высказал мысль о необходимости занятия оборонительных позиций по рубежу реки Терек. При этом А.М. Василевский указал, что прочно следует укрепить направление на Кизляр, Махачкалу, Дербент, а также перевалы Главного Кавказского хребта и не забывать об обороне Черноморского побережья.

В тот же день генерал армии И.В. Тюленев, приняв новый план, сообщил о нём в Генеральный штаб. По этому плану первый (главный рубеж) намечался по реке Терек от устья Шелковской и далее на Гудермес, второй - по реке Сулак, в глубине создавался оборонительный рубеж от Махачкалы до Буйнакска, а третий (тыловой) - по реке Самур в районе Дербентских ворот.

Для обороны крупных административных и экономических центров предлагалось создать особые оборонительные районы: Махачкалинский, Грозненский, Орджоникидзевский [13, с. 93-94]. Ставка 30 июля утвердила новый план обороны Кавказа.

Партийно-советские органы Дагестана, учитывая важное стратегические положение республики, особенно в организации оборонительных рубежей на пути врага, стремившегося во что бы то ни стало захватить богатые азербайджанские месторождения нефти, мобилизовала все силы и средства для претворения в жизнь директивы Ставки ВГК от 30 июля 1942 года, в которой предусматривалось создание одного из главных рубежей по реке Сулак, а также строительство глубинного рубежа от Махачкалы до Буйнакска и тыловой рубеж по реке Самур в районе Дербентских ворот. Несмотря на трудности, горцы своим самоотверженным трудом на 11 дней раньше срока закончили строительство Сулакского рубежа. В сентябре 1942 года досрочно было окончено сооружение Капчугай-Буйнакского рубежа. Но здесь были продолжены работы по его расширению до Шамхала и усилению его за счёт создания дополнительного рубежа на Кривой балке, в начале канала им. Октябрьской революции [2, д. 10, л. 98]. За короткий срок в Махачкале одних только каменных и деревоземляных огневых точек было создано 50, баррикад - 132, огневых точек в окнах и на чердаках домов -500, а также десятки километров противотанковых препятствий, много траншей, окопов и т. д. Трудящиеся Махачкалы опоясали свой город тремя линиями оборонительных сооружений [14]. Усилиями трудящихся Южного Дагестана под Дербентом в течение сентября-октября 1942 года было построено 7532 различных сооружений, 40 км противотанковых препятствий, 148 км ходов - сообщения, а в самом г. Дербенте создано около 125 баррикад и сотни огневых точек [2, д. 7, л. 129].

Летом и осенью 1942 года для сооружения оборонительных рубежей было мобилизовано около 150 тысяч человек, что в два с лишним раза больше, чем в 1941 году, когда было мобилизовано 68 тысяч человек [15, д. 281, л. 51]. Основную массу трудармейцев составляли колхозники и колхозницы. Несмотря на то, что рабочих в численном отношении было меньше среди строителей оборонительных рубежей, доля вклада вложенного ими в это дело значительна. В напряжённый момент - в августе и сентябре - на строительство оборонительных объектов выходили целые рабочие коллективы Махачкалы, Буйнакска, Каспийска, Дербента, Хасавюрта и других городов и посёлков республики. Кроме того, предприятия промышленности и транспорта изготовили противотанковые ежи, пулемётные колпаки огневых точек и т. д., не прекращая при этом выпуска продукции. Одних только противотанковых ежей было изготовлено свыше 10 тысяч штук, а также большое количество строительных инструментов и материалов.

Военное командование, руководившее работами, неоднократно отмечало исключительный самоотверженный труд дагестанцев на строительстве оборонительных сооружений. Начальник 25-го Управления военно-полевого строительства полковник Черных Н.Г. в своём рапорте о результатах

проверки работ писал о дагестанцах так: «Такой дисциплины труда, напряжения и подъёма мы ещё не встречали» [7, д. 12, л. 80]. Не случайно 127 строителей оборонительных рубежей были награждены орденами и медалями. Свыше 1000 человек получили почётные грамоты Верховного Совета ДАССР. Всего более 20 тысяч тружеников Дагестана было награждено медалями «За оборону Кавказа».

Благодаря организаторской деятельности областной партийной организации, государственных органов местной власти и управления, доблестному труду колхозников и колхозниц, рабочих и служащих Дагестана летом и осенью 1942 года было построено 8 оборонительных рубежей (Терский, Су-лакский, Капчугай-Буйнакский, Махачкалинский, Манасский, Каякентский, Дербентский, Самурский) протяжённостью 700 км с большой системой противотанковых рвов, дотов, дзотов, пулемётных гнёзд, баррикад, горных завалов, разливов рек и т. д. Было построено 21 120 дотов и дзотов, 117 противотанковых и 86 противопехотных препятствий, 369 км ходов-сообщений. Были созданы мощные оборонительные полосы по берегам рек Терека, Сулака, в районе Махачкалы и Дербента с промежуточными линиями. Одновременно с этим было построено 15 оперативных аэродромов, отремонтировано и частично построено 620 км грунтовых дорог, имеющих оборонное значение.

Итак, трудящиеся Дагестана в первый период Великой Отечественной войны несмотря на трудности развернули огромную оборонную работу в республике и превратили её в неприступную крепость для врага, выполнив свой долг перед Родиной.

Литература

1. ГА РД, ф. 1, оп. 21.

2. ГА РД, ф. 1040, оп. 1.

3. ГА РД, ф. 168-р, оп. 23.

4. Мунчаев Ш.М. О деятельности Дагестанской областной организации по созданию оборонительных сооружений на территории республики в годы Великой Отечественной войны // Учёные записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 11. - Махачкала, 1963.

5. ГА РД, ф. 1, оп. 22, д. 17, л. 110.

6. ГА РД, ф. 1040, оп. 1, д. 6, л. 487.

7. ГА РД, ф. 168-р, оп. 24, д. 3, л. 68.

8. ГА РД, ф. 1-п, оп. 1, д. 4890, л. 42-43.

9. ГА РД, ф. 1, оп. 23, д. 187, л. 175.

10. История Второй мировой войны 1939-1945 гг. - М., 1975. Т. 5.

11. Гречко А.А. Битва за Кавказ. - М., 1969.

12. Тюленев И.В. Через три войны. - М., 1972.

13. Гучмазов А., ТраскуновМ., Цкитишвили К. Закавказский фронт Великой Отечественной войны. - Тбилиси, 1971.

14. РГА СПИ, ф. 17, оп. 8, д. 381, л. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.