Научная статья на тему 'Строительство нового общества на новом этапе развития науки'

Строительство нового общества на новом этапе развития науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
286
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / ГУМАНИЗМ / HUMANITY / РАСХОЖДЕНИЕ НАУКИ И ГУМАННОСТИ / DIVERGENCE BETWEEN SCIENCE AND HUMANITY / НАУЧНЫЙ СУПРЕМАТИЗМ / SCIENTIFIC SUPREMATISM / СЦИЕНТИЗМ / SCIENTISM / ГАРМОНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / HARMONIOUS SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цзя Инлунь, Ли Шэншэн

Рассматриваются причины и следствия расхождения науки и гуманности. C одной стороны, благодаря научной революции и техническому прогрессу люди небывалыми темпами и в потрясающих масштабах преобразовывают мир, с другой достижения современной науки и техники привели к кризису человеческой цивилизации: гармоничные отношения человека и природы разрушаются, духовный сад человечества опустел, что чревато возникновением многих проблем. Обсуждается роль научного супрематизма в расхождении науки и гуманности. Выражается уверенность в том, что строительство совершенного общества может осуществиться за счет гармоничного развития науки и гуманности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of a new society at the new period of science's development

Causes and effects of divergence between science and humanity are considered. On one hand, due to scientific revolution and technical progress people transform the world at an unprecedented speed and in amazing extent, while on the other hand, progress of modern science and technology results in crisis of human civilization when harmonious relations between a man and the nature are destroying, spiritual garden of mankind becomes empty carrying the risk of generating of new problems. The role of scientific suprematism in divergence between science and humanity is discussed. Confidence that construction of a perfect society can be due harmonious development of science and humanity is expressed.

Текст научной работы на тему «Строительство нового общества на новом этапе развития науки»

ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Проблемы психологии

Аннотация. Рассматриваются причины и следствия расхождения науки и гуманности. C одной стороны, благодаря научной революции и техническому прогрессу люди небывалыми темпами и в потрясающих масштабах преобразовывают мир, с другой - достижения современной науки и техники привели к кризису человеческой цивилизации: гармоничные отношения человека и природы разрушаются, духовный сад человечества опустел, что чревато возникновением многих проблем. Обсуждается роль научного супрематизма в расхождении науки и гуманности. Выражается уверенность в том, что строительство совершенного общества может осуществиться за счет гармоничного развития науки и гуманности.

Ключевые слова: наука; гуманизм; расхождение науки и гуманности; научный супрематизм; сциентизм; гармоничное общество.

Abstract. Causes and effects of divergence between science and humanity are considered. On one hand, due to scientific revolution and technical progress people transform the world at an unprecedented speed and in amazing extent,

и социологии:

вести с сопряженных

культур

Ли Шэншэн, Цзя Инлунь

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ОБЩЕСТВА НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ

while on the other hand, progress of modern science and technology results in crisis of human civilization when harmonious relations between a man and the nature are destroying, spiritual garden of mankind becomes empty carrying the risk of generating of new problems. The role of scientific suprematism in divergence between science and humanity is discussed. Confidence that construction of a perfect society can be due harmonious development of science and humanity is expressed.

Keywords: science; humanity; divergence between science and humanity; scientific suprematism; scientism; harmonious society.

Наука — система знаний о природе и обществе

Наука через классификацию вносит порядок и систематизацию явлений и вещей

«Начала» И. Ньютона — одно из величайших произведений в истории естествознания

1. Понятия науки и гуманизма

Согласно авторитетному китайскому словарю "Cihai", наука есть система знаний о природе, обществе и мышлении. Наука, являясь детищем человеческой практики, рождается и развивается в зависимости от требований человечества к производству и классовой борьбе.

Во французской энциклопедии сказано: наука отличается от общеизвестных истин тем, что упорядочивает явления и вещи через классификацию. Кроме того, наука открывает закономерность управления явлениями и вещами, объясняя их.

Этимология английского слова science (наука) восходит к латинскому слову scio. Его исходный смысл — знания и эрудиция.

Известный японский просветитель, писатель, переводчик и философ Фукудзава Юкити (Fukuzawa Yukichi, 1835—1901), работая над созданием англо-японского словаря (English-Japanese Dictionary, 1860), перевел английское слово science на японский язык как «наука». В 1893 году китайский мыслитель, каллиграф Кан Ювэй (Kang Youwei, 1859—1927) позаимствовал это слово из японского языка. Другой китайский философ и переводчик Ян Фу (Yan Fu, 1854-1921) также пользовался словом «наука». С тех пор это слово стало популярным в Китае. Однако профессор Пекинского университета Ву Гуо-шэнг (Wu Guosheng) считает, что слово «наука» (science) пришло в китайский язык напрямую из английского [1]. При этом слово «наука» на китайском языке тождественно англоязычному термину natural science («естественная наука»).

Под естественной наукой, в первую очередь, подразумеваются математика и физика, в основе которых лежит наука Исаака Ньютона [2]. Но такое понимание науки резко сужает круг изучаемых тем. Если следовать этим взглядам, то, например, естественную исто-

Гуманизм — атрибутное свойство культуры

Гуманизм — особый тип философского мировоззрения

Гуманизм признает за человеком право на традиционные ценностные ориентации

рию (natural history), геономию или экологию, а также многие другие, наукой считать нельзя

Ограничивая науку рамками математики и физики, мы не сможем узнать, откуда произошла наука И. Ньютона, которая относится к «типичной» науке. Ведь, входя в историческое звено, мы видим, что наука И. Ньютона не возникла с чистого листа, а уходит своими корнями к еще более древним законам. К каким именно? В данном случае — к западным, где уже были свои научные законы, а наука И. Ньютона просто стала одним из видов, родившимся из этих законов.

Что такое гуманизм? Гуманизм (от лат. humanitas — человеческая природа, образованность, духовная культура) — атрибутное свойство культуры.

Гуманитарные науки — общественные науки (история, политическая экономия, психология и др.). Понятие «гуманизм» указывает на уникальную способность, возможность и нацеленность человека на собственное развитие и совершенствование. Происхождение термина «гуманизм» связывают с латинским выражением studia humanitatis (гуманитарные студии), возникшим на начальном этапе эпохи Возрождения в XV веке как комплекс специальных мер, обучающих средств и способов в целях всестороннего и гармоничного развития людей. Тогда же были разработаны и предложены конкретные меры, направленные на раскрытие человеческих способностей, формирующих и возвышающих личность, ее достоинство.

Гуманизм (от лат. homo — человек, humanus — человеческая природа) — особый тип философского мировоззрения, в центре которого стоит человек с его земными заботами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношений. В широком смысле гуманизм — доброжелательное отношение к человеку, утверждающее свободу и достоинство независимо от исполняемых им социальных ролей [3, с. 567].

Согласно китайскому словарю "Cihai", гуманизм включает в себя различные культурные явления человеческого общества. Известно, что культура есть система знаков, ценностные ориентации и правила одной нации или группы народов. Система знаков — это основа культуры, ценностная ориентация, ее центр, правило, включающее привычки, нравы и законы, основное содержание. В китайском языке слово «гуманитарность» состоит из двух иероглифов — человек (А) и культура и означает, что человек выражает гуманизм

В эпоху Древней Греции философия, науки и гуманизм составляли единое целое

В эпоху Ренессанса наука приобрела особое значение

О единстве научного и гуманитарного духа

через культуру. Слово «гуманизм» впервые появилось в «Книге Перемен» «И цзинь» jing"): наблюдая астрономические изменения, мы узнаем об изменении времени; изучая гуманизм — просвещаем мир. Здесь выражается идея просвещения мира культурой.

2. Последствия расхождения науки и гуманизма

На Западе в эпоху Древней Греции наука и гуманизм сливались в единое целое. Гуманитарная наука и естественная наука были неразделимы. Сократ, Платон, Аристотель, другие философы — практически каждый их них был деятелем науки и вместе с тем мыслителем. Ренессанс* стал возрождением не только гуманного духа, но и научного, вследствие чего в научных исследованиях того времени постепенно сложилось два направления — наука и гуманизм как забота о человеке.

Ренессанс освободил человечество от средневековых оков богословия, рационалистический дух науки возродился, что содействовало бурному и устойчивому развитию науки и техники, расцвету экономики и культуры в капиталистическом обществе Нового времени. В этот период наука обрела почитание у человечества, а непоколебимая вера в ее безграничные возможности породила научный супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший). С XIX века научный супрематизм начал быстро распространяться: весь мир стремился к инструментальной науке, и на фоне бурного развития науки и техники гуманизм постепенно стал утрачивать свое значение. Наука и гуманность все больше отдалялись друг от друга.

В видении Сунь Щаоли, в познании мира западные ученые придерживались философского подхода к разделению природы и человечества, что привело к сознательному кризису и непониманию в вопросах существования и места человека, заставило взглянуть в лицо природе, открыть ее тайны и закономерности, найти силы покорять ее, чтобы она радовала существование человечества. Это подтолкнуло к небывалому развитию западной науки и техники, особенно естественной, прецизионной** [5]. К настоящему времени люди безгранично возвысили роль науки, считая ее всемогущей, единственным вариантом

1 Ренессанс (фр. renaissance — возрождение), или эпоха Возрождения, — общественно-политическое и культурное движение, которое началось в Италии в XIV в., в других странах Западной Европы в XV—XVI вв. и отражало интересы развивавшейся буржуазии. — Ред.

** Прецизионный — обладающий высокой точностью. — Ред.

решения всех мировых проблем и видя в ее возможностях универсальное средство избавления от всех болезней.

Сегодня люди все больше и больше наслаждаются благами науки — отклонение в сторону научного супрематизма становится все сильнее и сильнее. Основное отличие научного супрематизма от простого поклонения науке состоит в том, что супрематизм принимает науку за доктрину, веря, что наука и техника решат все проблемы человечества. Супрематизм принимает науку и технику за опору в рассуждении о разумности вещей и явлений.

Научный супрематизм имеет и другое название — scientism (сциентизм). В своей книге «Природа и происхождение сциентизма» ("The Nature and Origin of Scientism") Джон Уэллмут (John Wellmuth) писал: «Слово Scientism, его смысл понимается как вера в то, что только наука в осмыслении Новейшего времени и описываемый учеными научный метод являются единственным средством для получения знаний, применяемых в любой реальности» [6]. О сути прагматизма Обобщая суть прагматизма*, Джон Дьюи говорил, что опыт есть жизнь, а жизнь есть противодействие окружающей обстановке. На самом же деле это идеология утилита**

ризма , которая понимает жизнь как простое выживание и противодействие окружающей обстановке, призывает людей прекратить поиск смысла и ценностей жизни, а в действительности призывает отбросить стремление к истине. Это и есть самый большой недостаток сциентизма***. Реально научный Приведем простые примеры. В быту, считая что-либо

подход имеет немало неразумным, мы не говорим, что это не разумно, а гово-

ограничений

рим: это не научно, что отражает наше подсознательное почитание науки. Люди часто бессознательно принимают науку за критерий суждения о вещах и явлениях,

* Прагматизм (гр. pragma — дело, действие) — 1. Субъективно-идеалистическое течение в современной буржуазной философии (преимущественно американской), где истинным считается то, что дает практически полезные результаты; 2. В истории — направление, характеризующееся изложением событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития. — Ред.

** Утилитаризм (лат. utilitas — выгода, польза, полезность) — принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. — Ред.

*** Сциентизм (лат. scientia — знание, наука) — 1. Мировоззрение, рассматривающее науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения социальных проблем; 2. Течение в социальной науке в XIX—XX вв., ставящее задачей уподобление социальных наук естественным как по методам, так и по функции в обществе. — Ред.

Сегодня люди все больше пользуются благами науки

Технологический прогресс дает возможность преобразовывать мир

Современная наука привнесла кризис в развитие человеческой цивилизации

Сепаратизм науки и гуманизма

тогда как научный подход имеет немало ограничений и допускает ошибки. Например, в 1975 году ученые считали похолодание Земли неизбежным, но уже в 1992 году все ученые заговорили о неизбежном потеплении климата планеты. Это свидетельствует об ограниченности возможностей науки и техники: наука, конечно, может решать вопросы, но далеко не все. Немало новых проблем возникло как раз по причине бурного развития науки и техники. В качестве примера приведем открытие атомного ядра: с одной стороны, возможность выработки электроэнергии с помощью ядерного реактора порадовала человечество, а с другой — ядерное оружие стало одной из самых страшных угроз нашего существования. Загрязнение окружающей среды также оказалось побочным эффектом развития науки и техники.

Благодаря революции в науке и технологическому прогрессу люди небывалыми темпами и в огромных масштабах преобразовывают мир, но передобыча природных ресурсов привела к тому, что окружающая среда все более ухудшается, множество городов стали непригодными для жизни.

Современная наука привнесла кризис и в развитие человеческой цивилизации: гармоничные отношения человека и природы стремительно разрушаются, духовный сад человечества опустел, что привело к возникновению многих проблем — непомерной жажде денег, стремлению к материальному богатству и стимуляции органов чувств, к потере одухотворенности, к усталости тела и души, к потере душевного спокойствия. Душевное состояние под давлением тягот цивилизации привело к тому, что люди «низко падают», теряют совесть, морально опустошаются, потакают себе в чувственных удовольствиях, коррумпируются и разлагаются в нравственном отношении. Одним словом, человечество на пути к пропасти. В последние десятки лет наука и техника на Западе стремительно развиваются, но при этом материальная цивилизация не обогащает духовный мир многих людей. Напротив, новые достижения вызывают у человечества множество психологических проблем, и прежде всего — тревогу и тоску...

В начале XX века историк науки Джордж Сартон обратил внимание на все углубляющееся расхождение науки и гуманизма. Он громко призывал «построить мост» между научными работниками и гуманитариями. В качестве такого «моста» химик Дж. Сартон избрал историю науки, считая, что его строительство является основной культурной потребностью нашей эпохи.

В 1959 году в Кембриджском университете британский физик и беллетрист Чарльз Перси Сноу прочитал знаменитую лекцию на тему «Две культуры и революция в науке», четыре года спустя он прочитал еще одну лекцию: «Вторая лекция о двух культурах». Ученый отметил, что между деятелями естественной науки и гуманитариями в современном западном обществе образовалась пропасть в различии исследовательских предметов, в методах, форме обучения и в подготовке дисциплин. Ученые двух лагерей Ученые двух лагерей противостоят друг другу по

по сей день основному представлению культуры и ее социальных

находятся

ценностей. У этих противоборцев обычно отсутствуют

в противостоянии

взаимопонимание и диалог; они искажают образ другой стороны, с неприязнью и гадливым чувством относятся друг к другу, даже не пытаясь вникнуть в противоположные взгляды. Такое явление получило название «пропозиции* Сноу».

Чарльз Сноу системно и углубленно рассмотрел ситуацию, когда в современном мире естественная и гуманитарная науки все больше и больше отдаляются друг от друга, отметив это как тупиковый путь. Выводы Ч. Сноу вызвали в мире огромный резонанс. Приведем типичный пример разделения науки и гуманности: многие нацистские лидеры были хорошо образованными людьми, они имели ученые степени, неплохо разбирались в музыке и живописи, но это не мешало им воплощать в жизнь человеконенавистнические теории фашизма. Их так и называли: «убийцы, умеющие играть на рояле».

3. Строительство нового общества за счет гармоничного развития науки и гуманности

Строительство нового общества возможно только за счет гармоничного развития науки и гуманизма. Научный дух привел к научному супрематизму, внесшему свой вклад в отмежевание науки и техники от гуманизма, а внедрение науки и техники в экономическую систему инструментализма и утилитаризма и вовсе вызвало равнодушие и вражду к гуманизму. Потеря гуманизма может привести к узкому релятивизму** цены

Перспективы и условия развития нового общества

* Про- (лат. pro-) — приставка, обозначающая: 1) сторонник, действующий в интересах кого-либо; 2) заместитель, исполняющий обязанности. Пропозиция (лат. propositio) — предложение, суждение, утверждение. — Ред.

** Релятивизм (лат. relativus относительный) — идеалистическое учение об относительности познания, отрицающее объективное содержание знания; этический релятивизм — отрицание обязательных нравственных норм и объективных социальных

В ранний период истории знания развивались из общеизвестного опыта

Современные ученые почти не уделяют внимания предшествующей философии и конкретным гуманитарным знаниям

Наука и гуманизм — детища накопления знаний

и субъективизму и даже к нигилизму постмодернизма. Таким образом, либо наука, либо гуманизм. Если же любая из этих сторон будет стремиться к одностороннему развитию, не проявляя уважения к другой и не понимая необходимости общего гармоничного развития, это приведет к катастрофе и стихийному бедствию.

В эпоху раннего развития культуры знания зарождались из общеизвестных истин, серьезная естественная наука еще не стала независимой, она сливалась совместно с гуманитарной в философию. Но по причине постоянного накопления и дифференциации знаний и возникновения научного супрематизма естественная и гуманитарная науки стали постепенно расходиться, причем отчужденность этих наук все усиливалась.

Подъем и развитие науки и техники Нового времени позволил естественной науке занять ведущее место в культуре. С середины 40-х годов XX века, по мере свершения новой технической революции, специализация естественных наук становится все сильнее и сильнее, а разделение труда приобретает все более выраженные черты. Это обстоятельство привело к тому, что научным работникам приходится ограничивать себя узкой сферой научного исследования и сосредоточивать силы на проведении высокотехнической и высокоспециализированной работы.

Ученые почти не уделяют внимания предшествующей философии и конкретным гуманитарным знаниям, посвященным проблемам существования естественной науки.

Профессор Цзянь Сяоюань (Jiang Xiaoyuan) в своей лекции «Серьезное значение конфликта науки и гумани-тарности» рассмотрел источники и историю этого вопроса. Он отметил: «В течение долгих лет наука и гумани-тарность, эти две культуры, не только не полюбили друг друга по-настоящему, но и расходятся все дальше и дальше. Сейчас многие ученые чувствуют, что естественная наука все больше и больше преобладает над гуманитарной». Нетрудно понять, что имеется в виду доминирование науки над гуманизмом. В лекции «Второй раз о науке и гуманности» (2001) профессор Ву Гошен (Wu Guosheng) подчеркнул, что в настоящее время ценностная система науки и техники имеет элемент прагматичного стремления к выгоде, предпочитая количество качеству, превознося науку и пренебрегая гуманностью.

Наука и гуманизм — детища долгого накопления

критериев нравственности; распространенный среди идеологов реакционного мировоззрения метод обоснования аморализма.

Выдающиеся личности постигали и науку, и гуманитарные ценности

Наука создала гуманитарную концепцию, а литература и искусство внесли ее в душу человека

В Китае много ученых, которые стремились к слиянию науки и гуманитарности

человеческих знаний. Научный и гуманный дух является квинтэссенцией ума, знания и мышления человечества. Он отражает человеческую созидательную силу, прогрессивную силу, уверенность в себе и заботу о себе. Наука стремится к инструментальной разумности, ставя акцент на понимание, знание и преобразование материального мира. Но только гуманизм, уделяя внимание ценностям и чувствам, способен определить окончательную цель и смысл человеческой деятельности.

Представители науки верят во всеобщность естественной науки, гуманисты возражают против отношения человечества к научно-разумному существованию и призывают изучать смысл так называемого неразумного существования: саму жизнь, инстинкт, чувства, волю...

Выдающиеся исторические личности, такие как Михаил Васильевич Ломоносов, Леонардо да Винчи, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др., постигали и естественную, и гуманитарную науку, доказывая всей своей деятельностью, что только их слияние позволит одержать совместную победу, что им нужно объединяться, учиться друг у друга, перенимать друг у друга все положительное, служа развитию и процветанию мира.

Можно сказать, что наука с разумной точки зрения создала гуманитарную концепцию, а литература и искусство внесли ее в душу человека. Это вселяет надежду в то, что человечество сможет идти вперед в правильном направлении.

В Китае много ученых на протяжении долгих лет прилагали усилия к слиянию науки и гуманитарности. Сунь Щаоли писал: «В последние двадцать лет господин Гон Ющи, не жалея сил, призывает к слиянию науки и гуманитарности. Дважды занимая должность президента Китайского общества изучения диалектики природы и дважды президента Комиссии содействия объединению естественной науки и гуманитарной науки при Китайской научной ассоциации, он много работал над темой защиты достоинства науки, развития научного духа и слияния науки и гуманитарности. Он изучил много исторических и современных, отечественных и зарубежных работ, провел глубокий анализ, написал много статей и прочитал много лекций. Он отметил, что гуманитарный дух, который мы поощряем, должен быть гуманитарным духом с современным научным сознанием, научный дух, который мы поощряем, должен быть научным духом, полным гуманитарной заботы, — это и есть взаимное проникновение, слияние и объединение современного научного и гуманитарного духа» [5].

С обсуждаемыми идеями нельзя не согласиться, строительство совершенного общества может осуществляться только за счет гармоничного развития науки и гуманитарности.

1. Ву Гуошэн. Пересмотрение науки и гуманости. Выступление в Южно-Восточном университете. Режим доступа: www.people.com.cn/GB/14738/27939/27984/2798 5/1895886/html (дата обращения: 03.04.2011).

2. Ньютон И. Математические начала натуральной философии: пер. с лат. - Изд. 3-е. - М., 2008. - (Классики науки).

3. Межуев В.М. Гуманизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1: А-Д. - М., 2000. - С. 567-569.

4. Ли Шэншэн. Человечность: существование и преодоление себя - сравнительный анализ идеологий и практик о моральном воспитании в Китае и западных странах. - Пекин, 1999.

5. Сунь Щаоли. О единстве научного духа и гуманитарного духа. Жэньминь жибао. - 2009, 6 янв.

6. Wellmuth J. The Nature and Origin of Scientism. -Milwaukee: Marquette University Press, 1944.

References

1. Vu Guoshen. Peresmotrenie nauki i gumanosti. Vys-tuplenie v Yuzhno-Vostochnom universitete. Rezhim dos-tupa: www. people.com.cn/GB/14738/27939/27984/27985/1 895886/html (data obrashcheniya: 03.04.2011) (in Chinese).

2. Newton I. Matematicheskie nachala natural'noj filosofii. Per. s lat. 3rd ed. Moscow, 2008 (in Russian).

3. Mezhuev V.M. Gumanizm. Novaya filosofskaya entsiklopediya. In 4 vol. Vol. 1: A-D. Moscow, 2000, pp. 567-569 (in Russian).

4. Li Shenshen. Chelovechnost': sushchestvovanie i preodolenie sebya - sravnitel'nyj analiz ideologij ipraktik o moral'nom vospitanii i v Kitae i zapadnykh stranakh. Pekin, 1999 (in Chinese).

5. Sun' Shchaoli. O edinstve nauchnogo dukha i gumanitarnogo dukha. Zhen'min' zhibao, 2009, 6 January (in Chinese).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Wellmuth J. The Nature and Origin of Scientism. Milwaukee: Marquette University Press, 1944.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.