ГИАБ. Горный информационно-аналитический бюллетень / MIAB. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2020;(3-1):518-529 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER
УДК 622.682 DOI: 10.25018/0236-1493-2020-31-0-518-529
СТРОИТЕЛЬСТВО КОНВЕЙЕРНЫХ ПОДЪЕМНИКОВ НА БОРТАХ КАРЬЕРОВ
В.А. Берсенёв1, А.В. Семёнкин1, И.Г. Сумина1
1 Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук (ИГД УрО РАН)
Аннотация: данная статья посвящена размещению крутонаклонных конвейеров в карьерах, разрабатывающих глубокозалегающие, крутопадающие месторождения полезного ископаемого, которые имеют небольшие размеры в плане. Выполнен анализ применения циклично-поточной технологии (ЦПТ) с ленточным конвейером. Приведен обзор известных способов строительства традиционных ленточных конвейеров на бортах карьеров. Для карьеров, имеющих малые размеры в плане, имеется ограничение применения ленточных конвейеров: отсутствие прямолинейных участков для их расположения. В таких карьерах эффективно применять крутонаклонные конвейеры (с прижимной лентой, трубчатые, Pocketlift и др.). Предложена схема, при которой конвейер располагают так, чтобы его хвостовая часть была установлена на горизонтальной берме вдоль уступа борта карьера со стороны лежачего бока залежи полезного ископаемого. Такое размещение исключает необходимость консервации целика пород с частью полезного ископаемого. Приведены технологические схемы возможного размещения крутонаклонного конвейера в карьере, имеющего ограниченные размеры в плане. Проведено технико-экономическое сравнение вариантов применения крутонаклонного конвейера с прижимной лентой и экскаваторно-автомобильного комплекса (ЭАК) применительно к условиям реального карьера. Расчет затрат произведен при высотах подъема горной массы 400 и 470 метров с изменением годовой производительности комплексов от 1 до 20 млн т/год. Установлены зависимости изменения затрат на применение комплекса циклично-поточной технологии и экскаваторно-автомобильного комплекса при отмеченных изменениях производительности и высоты подъема горной массы.
Ключевые слова: циклично-поточная технология, крутонаклонный конвейер, карьер, строительство конвейерного подъемника, глубокозалегающее месторождения, разработка открытым способом, крутонаклонный трубчатый конвейер, крутонаклонный конвейер с прижимной лентой.
Благодарность: Статья выполнена в рамках государственного задания №075-00581-19-00, тема №0405-20190005
Для цитирования: Берсенёв В.А., Семёнкин А.В., Сумина И.Г. Строительство конвейерных подъемников на бортах карьеров // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2020. - № 3-1. - С. 518-529. DOI: 10.25018/0236-1493-2020-31-0-518-529.
Construction of conveyor lifts on the sides of pits
V.A. Bersenev1, A.V. Semenkin1, I.G. Sumina1
1 The Institute of Mining of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Russia
Abstract: This article is devoted to the placement of steeply inclined conveyors in quarries that develop deep-lying, steep-falling mineral deposits, which have small dimensions in terms of.
© В.А. Берсенёв1, А.В. Семёнкин1, И.Г. Сумина. 2020.
The analysis of the application of cyclic-flow technology (CFT) with a belt conveyor is carried out. A review of known methods for the construction of traditional conveyor belts on the sides of the quarries. For quarries that are small in size, there is a restriction on the use of belt conveyors: the absence of straight sections for their location. In such quarries it is effective to use steeply inclined conveyors (with pressure tape, tubular, Pocketlift, etc.). The conveyor is positioned so that its tail section is mounted on a horizontal berm along the ledge of the pit side from the lying side of the mineral deposit. This placement eliminates the need for conservation of the pillar of rocks with part of the mineral. A technical and economic comparison of the options for using a steeply inclined conveyor with a clamping belt and an excavator-automobile complex (EAQ is carried out in relation to the conditions of a real quarry. Costs were calculated at heights of 400 and 470 meters with a change in the annual productivity of the complexes from 1 to 20 million tons / year. The dependences of changes in costs for the use of a complex of cyclic-flow technology and an excavator-automobile complex are established with marked changes in productivity and height of the rock mass.
Key words: cyclic-flow technology, steeply inclined conveyor, pit, construction of conveyor lifts, deep deposit, open pit mining, steeply inclined tubular conveyor, steeply inclined conveyor with pressure belt.
Acknowledgment: the article was completed within the framework of the state task no 07500581-19-00, subject no 0405-20190005.
For citation: Bersenev V.A., Semenkin A.V., Sumina I.G. Construction of conveyor lifts on the sides of pits. MIAB. Mining Inf. Anal. Bull. 2020;(3-1):518-529. [In Russ]. DOI: 10.25018/02361493-2020-31-0-518-529.
Введение
Ранее циклично-поточная технология (ЦПТ) широко применялась на железорудных карьерах Украины и России с использованием дробильно-конвейерных комплексов с дробилками крупного дробления и ленточных конвейеров, располагаемых в подземных выработках и в галереях на борту карьера [1]. На сегодняшний день в практике строительства ленточных конвейеров в карьерах сложилось 3 основные схемы их размещения, каждая из которых имеет свои недостатки. Недостатком применения подземных выработок для расположения конвейера являются большие капитальные затраты. При размещении ленточных конвейеров на борту карьера в траншеях необходимо формирование площадок под строительные краны, дорог для движения тракторной тележки, на которой к месту монтажа доставляют оборудование (при этом траншея
будет широкой), что зачастую требует разноса борта карьера с большим объемом вскрышных работ. Третий способ размещения ленточных конвейеров — на целике пород. И хотя разнос борта практически отсутствует, такая схема вызывает существенные потери руды в законсервированных целиках под дробильно-конвейерным комплексом.
В настоящее время ЦПТ используется во всем мире. В России ЦПТ применяется, например, на Михеев-ском ГОКе с традиционным ленточным конвейером на борту карьера, на Оле-негорском ГОКе используется крутонаклонный конвейер с прижимной лентой, на Михайловском ГОКе сроится дробильно-конвейерный комплекс с крутонаклонным конвейером, а также одобрен ввод ЦПТ на Лебединском ГОКе.
Значимой проблемой для более широкого применения ЦПТ является ряд ограничений при размещении дро-
бильно-конвейерного комплекса в глубоких карьерах с малыми размерами в плане, одно из которых — отсутствие прямолинейных участков для размещения ленточных конвейеров.
Методы
Для проведения исследования применялись методы научного анализа, графоаналитический, технико-экономический анализ.
Результаты
В карьерах строительство конвейерных галерей и монтаж в них традиционных ленточных конвейеров на бортах карьеров производится с помощью строительных кранов. Для доставки к месту монтажа конвейерного оборудования, строительных конструкций и галерей используются тракторные тележки. Можно выделить два способа формирования участков бортов карьера для строительства, которые используются чаще других. Они отличаются друг от друга местом размещения площадок для установки строительного крана и дороги для движения тракторной тележки с оборудованием.
В одном из способов галерея с конвейером, площадки для установки строительного крана и дорога для движения тракторной тележки располагаются на основании полутраншеи, расположенной на конечном борту карьера, такое расположение ведет к значительному увеличению ширины основания траншеи.
При другом способе строительства конвейерного подъемника галерея с ленточным конвейером размещается частично в траншее на каждом пересекаемом уступе, а частично — на опорах, расположенных на всех пересекаемых бермах борта карьера во временной консервации. Гусеничный кран осуществляет строительство с площадок,
расположенных на каждом горизонте, который пересекает трассу подъемника. Все участки борта карьера, на которых располагаются площадки для крана, находятся во временной консервации. Оборудование и строительные конструкции доставляются на площадки по предохранительным бермам.
Описанные выше способы формирования участков бортов карьера для строительства конвейера требуют предварительного разноса борта карьера, что ведет к выемке дополнительных больших объемов вскрыши и, следовательно, увеличению капитальных затрат.
В результате анализа способов строительства ленточных конвейерных подъемников в галереях на бортах железорудных карьеров с использованием строительного крана и тракторной тележки выявлено, что это требует формирования на конечных бортах карьеров дополнительных вскрывающих выработок и строительных площадок с заездами на них или оставления постоянных целиков пород с потерей в них части объема полезного ископаемого.
При этом существуют способы формирования участков конечных бортов карьера для строительства галерей с ленточными конвейерными подъемниками без дополнительных вскрывающих выработок и строительных площадок и, соответственно, без выемки дополнительной вскрыши и оставления постоянных целиков пород.
В одном из известных способов формирования участка конечного борта карьера с полутраншеей под конвейерный подъемник часть основания полутраншеи служит для размещения строительно-транспортной коммуникации, включающей горизонтальные площадки для строительного крана и дорогу для тракторной тележки.
После окончания строительства галереи с подъемником эта часть основания полутраншеи не используется. Целик пород под ней разработан быть не может из-за неизбежного повреждения подъемника.
Для решения этой проблемы авторами ранее разработан способ строительства конвейера. Основание полутраншеи включает только полосу для размещения конвейерного подъемника, оно является наклонной предохранительной бермой, заменяющей по трассе подъемника участки горизонтальных предохранительных берм карьера. Способ заключается в следующем. По мере постановки рабочих уступов на конечный контур карьера на нем формируют полутраншею с основанием шириной, обеспечивающей размещение конвейерной галереи и необходимые зазоры. От рабочего борта вдоль погашенного борта карьера до основания полутраншеи формируют временные насыпи пустых пород. Породы доставляют с рабочих горизонтов карьера. Бульдозером в одной плоскости с основанием полутраншеи формируют строительно-транспортную коммуникацию с площадками для установки монтажного крана и дорогой для движения тракторной тележки с грузом. После окончания строительства галереи и монтажа в ней конвейерного подъемника временную насыпь срабатывают без ведения взрывных работ.
Недостатком данного способа строительства галереи ленточного конвейерного подъемника является создание временных насыпей под строительно-транспортную коммуникацию с последующей их отработкой.
Однако их отрабатывают без ведения взрывных работ, что исключает возможность повреждения конвейера. Объем временных насыпей будет
значительно меньше объема выемки вскрыши от разноса конечного борта карьера под строительно-транспортную коммуникацию.
При использовании другого способа основание конвейерной полутраншеи на конечном борту карьера полностью используется под строительно-транспортную коммуникацию, а галерея с конвейерным подъемником размещается на опорах над боковыми откосами полутраншеи. При таком размещении галереи просыпь горной массы с холостой ветви ленты через люки в основании галереи сбрасывают на основание полутраншеи, откуда ее удаляют бульдозером или погрузчиком [2].
В третьем из рассматриваемых способов формирования участка борта карьера строительно-транспортная коммуникация размещается в одной, а галерея с подъемником в другой полутраншеях, отделенных друг от друга откосом уступа. Каждая из полутраншей представляет собой наклонную предохранительную берму, заменяющую по трассе участки горизонтальных предохранительных берм и не требующую дополнительных горноподготовительных работ от разноса борта карьера [3].
Таким образом, предложенные схемы размещения ДКК позволяют существенно сократить, а при наличии прямолинейных участков на конечном борту карьера практически исключить его дополнительный разнос.
Однако в карьерах, разрабатывающих глубокозалегающие, крутопадающие, с малой площадью в плане залежи полезных ископаемых для их выдачи с нижних горизонтов, отсутствуют прямолинейные участки для размещения традиционных ленточных конвейеров, и потому вышеприведенные схемы будут неэффективны. А между тем проблема снижения себестоимости
транспортирования для таких карьеров за счет применения ЦПТ весьма актуальна и требует научно-технического решения.
В таких случаях эффективно могут быть использованы дробильно-кон-вейерные комплексы с крутонаклонными конвейерами. В качестве крутонаклонных в таких карьерах, могут применяться вертикальные конвейеры РоскеША: [4 — 6], двухконтурные крутонаклонные конвейеры с прижимной лентой [7 — 10], крутонаклонные трубчатые конвейеры [11 — 13] и др.
Двухконтурные с прижимной лентой и трубчатые крутонаклонные конвейеры имеют длинную хвостовую загрузочную часть. Поэтому конвейер необходимо размещать на конечном борту карьера таким образом, чтобы его хвостовая часть была расположена на горизонтальной берме параллельно уступу борта карьера со стороны лежачего бока залежи полезного ископаемого, к которому примыкает дробильно-перегру-зочный пункт (ДПП), и нижележащему уступу. Это исключит необходимость оставления под нее целика пород с потерей в нем части объема полезного ископаемого. При этом автомобильный съезд в верхней части карьера необходимо сформировать с петлевой трассой, чтобы исключить его пересечение с трассой конвейера. Это обеспечит минимальное расстояние от съезда до мест монтажа подъемника, установленного на опорах, расположенных на предохранительных бермах карьера, и совмещение капитального съезда с заездом автосамосвалов на разгрузочную площадку ДПП.
При разработке крутопадаюших, глубокозалегающих, с малой площадью в плане месторождений полезных ископаемых требуется выемка больших объемов вскрышных пород в верхней части карьера. Для их разработки рационально использовать авто-
самосвалы большой грузоподъемности и соответствующее им горное оборудование. В то же время для разработки полезного ископаемого и прилегающих к нему вскрышных пород требуется использование автосамосвалов относительно малой грузоподъемности и соответствующих им экскаваторов с целью снижения объема вскрышных пород на нижних горизонтах. По той же причине их использование требуется для разработки временных целиков пород, образуемых под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности по глубине в средней части карьера. При таком залегании полезного ископаемого для выдачи его с глубоких горизонтов на поверхность может быть использован автомобильно-конвейерный транспорт с использованием крутонаклонного конвейерного подъемника, а скальные вскрышные породы, доставляемые с этих горизонтов автосамосвалами малой грузоподъемности, могут быть размещены на ранее сформированных транспортных бермах для автосамосвалов большой грузоподъемности на конечном борту карьера.
Для таких карьеров характерен относительно небольшой объем транспортировки руды со средних и нижних горизонтов (3 — 5 млн т/год). В этих условиях эффективными могут стать трубчатые крутонаклонные конвейеры, которые при достаточных углах наклона имеют относительно простую конструкцию (в сравнении с конвейерами с прижимной лентой) и приемлемую стоимость. Проблемой остается поиск рациональной схемы их размещения в карьере с учетом большой длины их хвостовой части.
Как пример решения этой проблемы, на рис. 1 представлен способ доработки глубокозалегающих, крутопадающих месторождений, верхняя часть которых
Рис. 1. Доработка карьера по циклично-поточной технологи с крутонаклонным трубчатым ленточным конвейерным подъемником: 1 — щековая дробилка крупного дробления; 2 — пластинчатый питатель; 3 — конусная дробилка среднего дробления; 4 — крутонаклонный трубчатый ленточный конвейерный подъемник; 5 — съезд для автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой; 6 — съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности; 7 — вскрышные породы, складированные на берме съезда 6 для автосамосвалов большой грузоподъемности. Fig. 1 Refinement of the quarry by cyclic-flow technology with a steeply inclined tubular conveyor belt elevator: 1 — Large crushing jaw crusher; 2 — plate feeder; 3 — cone crusher medium crushing; 4 — steeply inclined tubular conveyor belt elevator; 5 — exit for dump trucks with articulated frame; 6 — exit for heavy trucks; 7 — overburden, stored on the berm of exit 6 for heavy trucks.
имеет большую площадь в плане и разрабатывается с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности, а их нижняя часть имеет конусообразную форму и разрабатывается по циклично-поточной технологии с использованием автомобильно-конвейерного транспорта с крутонаклонным трубчатым ленточным конвейером и автосамосвалами, преодолевающими повышенный уклон. Берма с капитальным съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности должна быть использована для складирования пустых пород.
При доработке таких месторождений, когда площадку под дробильно-
перегрузочный пункт невозможно разместить на конечном борту карьера без его разноса, она может быть сформирована в верхней части бермы последнего по глубине широкого капитального автомобильного съезда между смежными горизонтами карьера, как показано на рис. 2 [14, 15].
Авторами предложено новое устройство участка для размещения на нем дробильно-перегрузочного пункта (ДПП) (рис. 3). ДПП со щековой дробилкой крупного дробления размещается в нише, сформированной в уступе карьера. Разгрузочная площадка полноприводных автосамосвалов, преодолевающих повышенный уклон (до 18 %
Рис. 2. Разработка нижней конусообразной части глубокозалегающего месторождения по циклично-поточной технологии: 1 — автосамосвал, преодолевающий повышенный уклон; 2 — ДПП с щековой дробилкой; 3 — пластинчатый питатель; 4 — конусная дробилка среднего дробления; 5 — крутонаклонный ленточный трубчатый конвейерный подъемник; 6 — съезд для автосамосвалов, преодолевающих повышенный уклон; 7 — съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности
Fig. 2. Development of the lower cone-shaped part of a deep-seated field using cyclic-flow technology: 1 — a dump truck that overcomes an elevated slope; 2 — a DPP with a jaw crusher; 3 — a plate feeder; 4 — a medium crusher cone crusher; 5 — steeply inclined belt tubular conveyor lift; 6 — exit for dump trucks, overcoming the increased slope; 7 — exit for heavy trucks
Рис. 3. Карьер, нижние горизонты которого разработаны с использованием дробильно-конвейерного комплекса с крутонаклонным трубчатым ленточным конвейером: 1 — щековая дробилка крупного дробления в нише; 2 — пластинчатый питатель; 3 —
конусная дробилка среднего дробления; 4 — крутонаклонный трубчатый ленточный конвейер
Fig. 3. A quarry, the lower horizons of which are developed using a crushing and conveyor complex with a steeply inclined tubular belt conveyor: 1 — a large crushing jaw crusher in a niche; 2 — plate feeder; 3 — cone crusher medium crushing; 4 — steeply inclined tubular belt conveyor
в сравнении со стандартным 8 — 11-%-ным уклоном для автосамосвалов с колесной формулой 4х2), граничит с разворотной площадкой капитального автомобильного съезда. С разворотной площадки в нишу устроен заезд для вспомогательной техники. Дробленая в щековой дробилке горная масса пластинчатым питателем подается в конусную дробилку среднего дробления, установленную над хвостовой частью ленточного конвейерного подъемника, сворачивающегося в трубу. Для разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений с значительной производительностью по руде (5 — 20 млн т/год) применение трубчатых конвейеров нецелесообразно в виду их низкой производительности. В таких случаях при выборе конвейерного подъемника следует ориентироваться на крутонаклонные конвейеры с прижимной лентой. ДКК с такими конвейерами требует большей площадки для размещения ДПП, что как правило, ведет к консервации целиков руды или разносу борта. Следовательно, их применение в рассматриваемых карьерах возможно при благоприятных горно-геологических условиях: когда формирование площадок с необходимыми размерами обусловлено формой рудных тел и не требует дополнительного разноса борта.
В рамках исследования крутонаклонных конвейеров проведено технико-экономическое сравнение применения комплекса циклично-поточной
технологии с крутонаклонным конвейером с прижимной лентой и экс-каваторно-автомобильного комплекса по укрупненным расчетам применительно к условиям крутопадающего алмазорудного месторождения с устойчивым бортом карьера и крутым углом откоса конечного борта (до 450). Варианты сравнивались в идентичных горно-геологических условиях. Одной из особенностей технико-экономических расчетов является более дорогое дизельное топливо по сравнению с электроэнергией в условиях крайнего Севера страны. Затраты рассчитаны при годовой производительности комплексов от 1 до 20 млн т/год и высоте подъема горной массы 400 и 470 метров. Длина транспортирования горной массы по поверхности 4 км. Высота подъема горной массы крутонаклонным конвейером в комплексе ЦПТ составляет 220 и 325 метров соответственно.
Ряд исследований говорит о цеелсо-образности применения полустационарных и мобильных дробильно-перегру-зочных пунктов, например [16]. Однако с учетом целого ряда проблем, связанного с переносом таких ДПП в расчетах для годовой производительности от 1 до 10 млн т/год, в комплексах ЦПТ приняты стационарные дробилки семейства щековых ЩДП 15x21, а в комплексах с производительностью 15 и 20 млн т/ год предусматривается использование дробилок крупного дробления ККД-1500/180. В обоих комплексах используются экскаваторы вместимостью ковша 15 м3 и автосамосвалы грузоподъемностью 130 тонн. В результате установлены зависимости изменения стоимости владения для указанных выше вариантов от годовой производительности при указанных выше высотах подъема горной массы, которые представлены на рис. 4, 5.
Затраты и стоимость владения комплекса циклично-поточной технологии и экскаваторно-автомобиль-ного комплекса снижаются с ростом годовой производительности. Причем в интервале производительности от 1 до 10 млн т/год снижение затрат достаточно интенсивное. После 10 млн т/год интенсивность снижения затрат уменьшается. Стоимость владения за 10 лет на комплекс ЦПТ больше, чем на ЭАК при производительности от 1 до 3 млн т/год. После производительности 4 млн т/год стоимость владения комплексом ЦПТ становится меньше, чем на ЭАК.
Поэтому при выборе применяемого транспорта в карьерах, имеющих ограниченные размеры в плане и значительную глубину (например, алмазорудные, золоторудные, меднорудные и др.), не стоит изначально отбрасывать вариант использования циклично-поточной технологии с крутонаклонным конвейером даже при относительно небольшом объеме перевозок (от 4 млн т/ год). Важно, чтобы выполнялось условие окупаемости инвестиций, а потому срок полезного использования ДКК должен составлять не менее 8 — 10 лет. При таком объеме можно эффективно применять трубчатые крутонаклонные конвейеры.
Заключение
В результате исследования предложен новый способ размещения крутонаклонных конвейеров в условиях, когда карьер имеет ограниченные размеры в плане с отсутствием прямолинейных участков для размещения традиционных ленточных конвейеров, но с возможностью формирования площадки под хвостовую часть крутонаклонного конвейера и дробильно-пере-грузочный пункт.
В рамках исследования крутонаклонных конвейеров проведено их технико-
10 15
Q, млн.т/год
Puc. 4. Стоимость владения комплекса ЦПТ и ЭАК при высоте подъема горной массы 400 метров
Fig. 4. Cost of ownership of the complex of cyclic-flow technology and EAC at a height of 400 meters
Puc. 5. Стоимость владения комплекса ЦПТ и ЭАК при высоте подъема горной массы 470 метров
Fig. 5. The cost of ownership of the complex of cyclic-flow technology and EAC at a height of 470 meters
экономическое сравнение с экскава-торно-автомобильным комплексом в условиях крайнего Севера страны для алмазорудного крутопадающего месторождения. По результатам расчетов выявлены зависимости изменения затрат на комплекс ЦПТ и ЭАК
от годовой производительности при высотах подъема горной массы 400 и 470 метров.
Установлено, что для рассматриваемых условий при выборе применяемого в карьере транспорта не стоит изначально отбрасывать вариант при-
менения ЦПТ даже при относительно небольшом объеме перевозок. Так расчетами показано, что в условиях значительной разницы стоимости дизельного топлива и электроэнергии нижняя граница эффективности ЦПТ в сравнении с автомобильным транспортом лежит в пределах 4—5 млн т/ год. При таком объеме эффективно применять ЦПТ с трубчатым крутонаклонным конвейером.
Циклично-поточная технология имеет перспективы применения, однако
имеются технические и технологические проблемы, которые необходимо решать: 1) При использовании крутонаклонного конвейера на карьерах с малыми размерами в плане (в том числе и на больших карьерах) необходимо рационально располагать длинную хвостовую часть конвейера на борту карьера;
2) Наращивание крутонаклонного конвейера и формирование площадок под перегрузочные пункты при углублении карьера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кармаев Г.Д., Глебов А.В. Выбор горно-транспортного оборудования циклично-поточной технологии карьеров. — Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2012. — 296 с.
2. Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенев В.А. Устройство дробильно-конвейерных комплексов на глубоких карьерах. — Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2003. — 42 с.
3. Глебов А.В., Семенкин А.В., Кармаев Г.Д., Берсенев В.А. Новые подходы и решения по применению циклично-поточной технологии на карьерах // Горный журнал. — 2017. — №7. — С. 48 — 52.
4. Paelke J.W., Ginther R., Kessler F. Преимущества вертикальных конвейерных систем POCKETLIFT и POCKETROPE по сравнению с традиционными системами вертикальной транспортировки сыпучих материалов // Горная промышленность. — №5 (75). — 2007. — С. 24 — 29.
5. Калмыков В.Н., Гоготин А.А., Яркеев А.Р. Обоснование способа выдачи рудной массы на поверхность при отработке запасов переходный зоны железорудного месторождения малый Куйбас // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2015. — №S4. — 2. — С. 122 — 129.
6. [Сетевой ресурс]. Режим доступа: http://www.alrosa.ru/%D0%B0%D0%BB %D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D 1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8 2%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5/ (дата обращения: 13.12.2019).
7. Санакулов К.С., Шеметов П.А. Развитие циклично-поточной технологии на основе крутонаклонных конвейеров в глубоких карьерах // Горный журнал. — 2011. — №8. — С. 34—37.
8. Решетняк С.П. Современные тенденции в проектировании циклично-поточной технологии на карьерах // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2015. — №S56. — С. 126 — 133.
9. Glebov A.V., Karmaev G.D., Bersenev V.A. Innovative engineering design of the highangle conveyor for mining of deep-seated mineral deposits. Aspects in Mining and Mineral Science. 2018, T. 2, no 2, Pp. 233 — 239. DOI: 10.31031/AMMS.2018.02.000535.
10. Dos Santos J.A. Sandwich Belt High Angle Conveyors Coal Mine to Prep Plant and Beyond. Proceedings of the XVIII International Coal Preparation Congress. Cham: Springer International Publishing, 2016, Pp. 111 — 118.
11. Жариков Г.В., Бочков В.С. Конвейерный транспорт для глубоких карьеров // Проблемы недропользования. — 2019. — №1. — С. 50 — 55. DOI: 10.25635/23131586.2019.01.050.
12. Минкин А., Вольперс Ф.М., Хелльмут Т. Новая концепция циклично-поточного крутонаклонного транспорта с применением внутрикарьерной системы дробления и транспортировки (IPCC) для добычи открытым способом // Уголь. — 2018. — №5. — С. 34 — 39.
13. Minkin A., Botsting P., Becker N. Pipe Conveying the next Stage — A new Technology for steep Incline High Capacity Open Pit Conveying. Bulk Solids Handling, 2016, no 2/3.
14. Берсенев В.А., Семенкин А.В., Сумина И.Г. Новые способы разработки карьера с применением автомобильного и автомобильно-конвейерного транспорта //Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2019. — № 11 (специальный выпуск 37). — С. 60-68. DOI: 10.25018/0236-1493—2019-11-37-60-68.
15. Патент РФ № 2018126598, 22.04.2019. Глебов А.В., Берсенёв В.А., Кармаев Г.Д., Семёнкин А.В. Перегрузочный пункт карьера. 2018. Бюл. №12.
16. Argimbaev K.R., Maya B.O. The experience of the introduction of mobile crushing and screening complexes on a deposit of building materials. Research journal of applied science, 2016, T. 11, no 6, Pp. 300—303. ЕЛЗ
REFERENCES
1. Karmaev G.D., Glebov V.A. Vybor gorno-transportnogo oborudovaniya tsiklichno-potochnoi tekhnologii kar'erov [Choice in the systems mining equipment cycli-flow technology jobs], Ekaterinburg, IGD UrO RAN, 2012, 296 p. [In Russ].
2. Yakovlev V.L., Smirnov V.P., Bersenev V.A. Ustroistvo drobil'no-konveiernykh kompleksov na glubokikh kar'erakh [Arrangement of crushing and conveyor complexes in deep quarries], Ekaterinburg, IGD UrO RAN, 2003, 42 p. [In Russ].
3. Glebov A.V., Semenkin A.V., Karmaev G.D., Bersenev V.A. New approaches and solutions for the application of cyclic-flow technology in quarries, Gornyi zhurnal. 2017, no 7, pp. 48—52. [In Russ].
4. Paelke J.W., Ginther R., Kessler F. Advantages of vertical conveyor systems POCKETLIFT and POCKETROPE in comparison with traditional systems of vertical transportation of bulk materials, Gornaya promyshlennost'. 2007, no 5(75), pp. 24—29. [In Russ].
5. Kalmykov V.N., Gogotin A.A., Yarkeev A.R. Rationale method of dispensing of ore to the surface during mining of iron ore deposits transition zone small Kuybas, Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten' (nauchno-tekhnicheskii zhurnal). 2015, no S4-2, pp. 122 — 129. [In Russ].
6. Available at: http://www.alrosa.ru/%D0%B0%D0%BB%D1%80%D0%BE%D1%81% D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D 0%B0-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D-1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5/, 2019.
7. Sanakulov K.S., Shemetov P.A. Development of conveyor ore transportation technology on the base of high-angle conveyors in deep quarries, Gornyi zhurnal. 2011, no 8, pp. 34 — 37. [In Russ].
8. Reshetnyak S.P. Present-day design tendencies of cyclical-and-continuous methods for open pit mining. MIAB. Mining Inf. Anal. Bull. 2015, no S56, pp. 126—133. [In Russ].
9. Glebov A.V., Karmaev G.D., Bersenev V.A. Innovative engineering design of the highangle conveyor for mining of deep-seated mineral deposits. Aspects in Mining and Mineral Science. 2018, T. 2, no 2, pp. 233 — 239. DOI: 10.31031/AMMS.2018.02.000535.
10. Dos Santos J.A. Sandwich Belt High Angle Conveyors Coal Mine to Prep Plant and Beyond. Proceedings of the XVIII International Coal Preparation Congress. Cham: Springer International Publishing, 2016, pp. 111 — 118.
11. Zharikov G.V., Bochkov V.S. Conveyor transport for deep open-pit mines, Problemy nedropol'zovaniya. 2019, no 1, pp. 50 — 55. DOI: 10.25635/2313-1586.2019.01.050. [In Russ].
12. Minkin A., Vol'pers F.M., Khell'mut T. New steep conveying concept for opencast mines using an in-pit crushing and conveying system (IPCC), Ugol'. 2018, no 5, pp. 34 — 39. [In Russ].
13. Minkin A., Botsting P., Becker N. Pipe Conveying the next Stage — A new Technology for steep Incline High Capacity Open Pit Conveying. Bulk Solids Handling, 2016, no 2/3.
14. Bersenev V.A., Semenkin A.V., Sumina I.G. New ways to develop a quarry with the use of road and road-conveyor transport, Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten' (nauchno-tekhnicheskii zhurnal). 2019, no 11, pp. 60 — 68. DOI: 10.25018/0236-1493 — 2019-11-37-60-68. [In Russ].
15. Patent RU 2693798 Glebov A.V., Bersenev V.A., Karmaev G.D., Semenkin A.V. 22.04.2019. [In Russ].
16. Argimbaev K.R., Maya B.O. The experience of the introduction of mobile crushing and screening complexes on a deposit of building materials. Research journal of applied science, 2016, T. 11, no 6, pp. 300—303.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Берсенёв Виктор Анатольевич1 — канд. техн. наук, ст. научн. сотр., Семёнкин Александр Владимирович1 — мл. научн. сотр., Сумина Ирина Геннадиевна1 — инженер,
1 Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук (ИГД УрО РАН), 620075 г. Екатеринбург, ГСП-219, Мамина-Сибиряка 58. Для контактов: А.В. Семёнкин, е-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Bersenev V.A.1, Cand. Sci. (Eng.), senior researcher, Semenkin A.V1, junior researcher, Sumina I.G.1, engineer;
The Institute of Mining of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, 620075, Ekaterinburg, Russia.
Corresponding author: A.V. Semenkin, е-mail: [email protected].
Получена редакцией 21.11.2019; получена после рецензии 19.02.2020; принята к печати 20.03.2020. Received by the editors 21.11.2019; received after the review 19.02.2020; accepted for printing 20.03.2020.