Научная статья на тему 'Строительство и ремонт автомобильных дорог в республике Тыва'

Строительство и ремонт автомобильных дорог в республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / РЕГИОН / АСФАЛЬТ / ASPHALT / АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД / ASPHALT PLANT / РЕМОНТ / REPAIR / AREA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шавыраа Чечек Деспи-Ооловна

Развитие экономики вызывает рост перевозок, повышается уровень и возможности перевозочных услуг, благотворно влияющих на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе. Большое внимание уделяется строительству и содержанию на надлежащем уровне качества автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шавыраа Чечек Деспи-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION AND REPAIR OF ROADS IN THE REPABLIC OF TUVA

Economic development is the increase in traffic, increases the level of transportation services and opportunities that are beneficial to the level of investment and economic growth in the region. Currently, much attention is paid to the construction and maintenance of an appropriate level of quality roads, which has beneficial effects on the economy and social situation in the region.

Текст научной работы на тему «Строительство и ремонт автомобильных дорог в республике Тыва»

УДК 629

СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Шавыраа Ч.Д.

Тувинский государственный университет, Кызыл

CONSTRUCTION AND REPAIR OF ROADS IN THE REPABLIC

OF TUVA

Shavyraa Ch.D.

Tuvan State University, Kyzyl

Развитие экономики вызывает рост перевозок, повышается уровень и возможности перевозочных услуг, благотворно влияющих на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе. Большое внимание уделяется строительству и содержанию на надлежащем уровне качества автомобильных дорог.

Ключевые слова: строительство, регион, асфальт, асфальтобетонный завод, ремонт.

Economic development is the increase in traffic, increases the level of transportation services and opportunities that are beneficial to the level of investment and economic growth in the region. Currently, much attention is paid to the construction and maintenance of an appropriate level of quality roads, which has beneficial effects on the economy and social situation in the region.

Key words: construction, area, asphalt, asphalt plant, repair.

Современная автомобильная дорога представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для выполнения транспортной работы и обслуживания пользователей дорожных услуг - водителей и пассажиров [1].

От качества выполнения строительных, ремонтных работ и обустройства в сфере автомобильных дорог зависит состояние основных и вспомогательных сооружений. Основными сооружениями автомобильной дороги являются земляное полотно, дорожная одежда, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены. К вспомогательным сооружениям условно можно отнести автомобильные станции, гаражи, заправочные, ремонтные, медицинские пункты, здания дорожной службы. К обустройству относят ограждения, дорожные знаки, озеленение, освещение, смотровые площадки и площадки отдыха [1].

В зависимости от организации строительных работ, технологии их выполнения, региона, расстояния доставки строительных материалов, а также состояния фирм, владеющих строительной техникой, и других факторов стоимость механизации строительных работ может сравнительно отличаться. На нее влияют экономические отношения, инфляция, изменение цен на технику, запчасти, горюче-смазочные материалы, электроэнергию, уровень оплаты труда,

Тувинский государственный университет

от которого зависит не только материальное благополучие работников, но и их психологическое состояние, отношение к труду и технике.

С позиций потребителей наиболее важными являются транспортно-эксплуатационные качества дороги, которые обеспечивают непрерывность, оптимальную скорость, удобство и безопасность дорожного движения, высокую пропускную способность, возможность продвижения транспортных средств с допустимыми габаритным размерами, осевыми нагрузками и общей массой в любое время года и в любых погодных условиях, высокий уровень дорожного сервиса, удовлетворение эстетическим и экологическим требованиям.

По автомобильным дорогам движутся разные типы грузовых и легковых автомобилей, поэтому элементы дорог проектируют или на наиболее характерный в транспортном потоке автомобиль, или на движение расчётного автомобиля.

Для предупреждения несоответствия между элементами автомобильных дорог и конструкций автомобилей должны быть жестко нормированы требования к габаритным размерам и массе автомобилей. В настоящее время таким нормативным документом является Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом России, МВД России и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27.05.1996 (с изм. от 22.01.2004) №1146, в которой нормированы максимально возможные габаритные размеры грузовых автомобилей и их масса.

В соответствии с указанной Инструкцией все транспортные средства в зависимости от осевых масс подразделяют на две группы:

- группа А - транспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т (до 10 т включительно), предназначенные для эксплуатации на дорогах 1-111 категорий, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т;

- группа В - транспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дрогах.

Автомобильные дороги, которые проложены в Республике Тыва, принимают до 99% всех нагрузок от перевозок грузов и пассажиров, приходящихся на все виды транспорта. Поэтому автомобильные дороги очень важны для региона. И, в первую очередь, надежность автомобильных дорог, предусматривающая обеспечение среднегодовой скорости движения транспортного потока, близкой к оптимальной скорости.

В настоящее время наиболее детально разработаны вопросы надежности для дорожных одежд. Основой оценки прочностного состояния дорожной одежды является учет случайных изменений прочностного состояния дорожной одежды.

В первую очередь, мы понимаем, что дорожная одежда - это многослойная конструкция. Качество дорожной одежды зависит от материалов, из которых она состоит.

Материалы, которые в основном применяются для строительства и ремонта автомобильных дорог в Республике Тыва - горячие, реже теплые асфальтобетонные смеси.

Асфальт - смесь битумов (60-75 % в природном и 13-60 % в искусственном) с минеральными материалами (щебень или гравий, песок и минеральный порошок) [2].

Асфальтовые смеси изготавливаются тремя способами: горячим, теплым и холодным (в зависимости от способа смешивания компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки). Сами смеси при этом могут быть двух видов: подогретые или холодные [2].

Подогретые смеси получают путём соединения подогретого щебня и подогретого связующего вещества. Холодные смеси получают путём смешивания холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество.

Асфальтовые смеси любых типов могут изготавливаться в удалении от места производства работ (на заводе), либо на самом месте укладки [2].

В соответствии с общей технологической методикой выполнения асфальтовых работ, а также способа и места добавления или смешивания углеводородного связующего вещества с агрегатом (наполнителем), их температуры или от технологии работ по укладке покрытия, различаются следующие виды асфальтовых смесей и покрытий.

Горячие асфальтобетоны [2], которые в широком понимании этого слова делятся на:

- катаные асфальтобетоны в более узком смысле этого слова, когда смешивание асфальтовой массы происходит не на месте самого покрытия, например, в асфальтовых установках, а покрытие наряду с остальными работами производится с помощью обязательной укатки уложенного слоя асфальтового покрытия;

- литые асфальты, когда смешивание асфальтовой массы производится или в асфальтовых установках ("тр1аШ;"), удаленных от места покрытия, или в особых смесителях, размещающихся на грузовиках, на самом месте покрытия ("^йи"), а само покрытие асфальтовой массой осуществляется с помощью литья на основание без использования машинного прокатывания уложенного слоя асфальтового покрытия (поверхность выравнивается с помощью легких ручных деревянных вальков в том случае, если при покрытии не используются особые финишеры);

- разбрызганные (а затем катаные) асфальты, при употреблении которых смешивание асфальтовой массы производится на месте производства работ ("^йи"), т. е. покрытие наряду с прочим предполагает смешивание составляющих (подогретого или холодного битума в качестве связующего вещества с холодным щебнем); разбрызганные асфальты с учетом способа внесения связующего вещества делятся на:

Тувинский государственный университет

- однослойные, двухслойные, многослойные или усиленные поверхностные обработки (при использовании последних на основу в первую очередь наносится связующее вещество, а затем слой щебня, который после этого прокатывается катком);

- однослойные или многослойные полупенетрированные или пенетрированные дорожные покрытия (при которых вначале наносится слой щебня, а затем на этот слой разбрызгивается или заливается связующее вещество, которое затем "пенетрируется" или проникает в слой щебня при условии обязательного закрытия выполненных таким путем дорожных покрытий с помощью поверхностной обработки);

- асфальтовые дорожные покрытия, являющиеся технологическими комбинациями выполнения несущих слоев или покрытий из асфальтобетона и разбрызганных асфальтов (асфальтобетонные смеси особенно важны с учетом конструкции проезжей части, что является технологической классификацией асфальтовых смесей и покрытий в зависимости от конструкций слоев).

Асфальтовые стабилизации [2], представляют форму "^йи", укрепление слоев щебня холодным или подогретым битумом в роли связующего вещества наподобие стабилизации, при которой связующим веществом является цемент или известь.

С точки зрения системы механизмов и оборудования при производстве массовых асфальтовых работ при укладке чаще всего используются катаные асфальтобетоны. Для катаных асфальтобетонов характерен горячий способ их выполнения, т. е. производство (смешивания) и уплотнение с помощью катков. При этом должна быть соблюдена технология хранения асфальтобетонных смесей с учетом соблюдения температурных режимов:

- рекомендуемые температуры хранения битума на складе в баках (резервуарах) асфальтовых установок в зависимости от разновидности используемого дорожного битума от 130 Со до 170 Со;

- рекомендуемые температуры асфальтовой смеси на выходе из смесителя асфальтовой установки в зависимости от вида (сорта) дорожного битума от 130 Со до 180 Со;

- рекомендуемые температуры асфальтовой смеси на месте покрытия в зависимости от вида (сорта) дорожного битума от 130 Со до 170 Со, соответственно не ниже 110 Со

В нашей республике асфальтобетонный завод отсутствует. Сырье для изготовления асфальтовых смесей привозное, поэтому строительство автомобильных дорог довольно затратное дело.

Рассмотрим устройство и принцип работы асфальтобетонного завода.

Асфальтобетонные заводы (АБЗ) [2]

Асфальтовая база (асфальтовый завод) является сложной машинной системой, задачей которой является производство качественной горячей асфальтобетонной смеси заданного состава и заданной температуры на выходе. Основные процессы и технологии производства горячей асфальтобетонной смеси

- складирование составляющих компонентов (щебня, отсева, наполнителя, битума и природного асфальта), их дозирование, т. е. измерение (путем взвешивания или в потоке с помощью расходомера), подогрев и смешивание, а также временное складирование горячей асфальтовой смеси.

Технологические и конструктивные характеристики асфальтового завода определяют способ приготовления (и, в особенности, смешивание асфальтовой массы), который может быть двоякого рода: периодическим и непрерывным. В целом периодическая (циклическая) форма приготовления горячей асфальтобетонной смеси является более качественной, чем непрерывная, прежде всего по причине более точного измерения количества компонентов асфальтовой массы при помощи взвешивания в отличие от непрерывной установки, где дозировка компонентов осуществляется непрерывно - по объему [2].

Различают следующие типы АБЗ [2]:

• Заводы непрерывного действия.

• Заводы циклического действия.

• Заводы по вторичной переработке.

• Передвижные ремонтные комплексы.

Схема асфальтосмесительной установки непрерывного действия [2]:

1. Бункер-дозатор

2. Сборный конвейер

3. Конвейер с контролем влажности

4. Сушильно-смесительный барабан

5. Дозатор и подача старого асфальтобетона

6. Смесительная зона

7. Бункер ожидания скипа

8. Пылесос-вентилятор

9. Накопительный бункер

10. Кабина управления

11. Силос минерального порошка

12. Бункер старого асфальтобетона

13. Конвейер с контролем влажности

15. Пылеуловитель и силос пыли

16. Битумный бак-цистерна

17. Нагреватель масла

18. Конвейер сушильного барабана

Тувинский государственный университет

Схема асфальтосмесительных установок циклического действия [2]:

1. Бункер-пред. дозатор

2. Сборный конвейер

3. Конвейер сушильного барабана

4. Сушильный барабан

5. «Горячий» элеватор

6. Смесительная башня

7. Накопительный бункер

8. Элеватор минерального порошка

9. Силос минерального порошка

11. Пылеуловитель и силос пыли

12. Пылесос-вентилятор

13. Битумный бак-цистерна

14. Нагреватель масла

15. Кабина управления

На сегодняшний день ведущими производителями асфальт-смесительных установок являются [2]:

• Benninghoven, Германия;

• Ammann Asphalt, EC (Швейцария, Германия, Италия, Франция);

• Parker Plant Limited, Англия;

• BernardiImpianti S.P.A., Италия;

• Marini (FayatGroup), Италия;

• Ermont (FayatGroup), Франция;

• Astec, США;

• SIM, Италия.

В Российской Федерации установки выпускают ОАО «Саста», ОАО «Центросвар», ОАО «УралНИТИ». Библиографический список

1. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц: учебник для студ. высш. учеб.заведений/ В.В. Сильянов, Э.Р. Домке. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Электронный ресурс: editor@asphalt. ru Bibliograficheskiy spisok

1. Transportno-ekspluatatsionnye kachestva avtomobilnykh dorog i gorodskikh ulits: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy/ V.V. Silyanov, E.R. Domke. M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 2007. 352 s.

2. Elektronnyy resurs: editor@asphalt.ru

Шавыраа Чечек Деспи-ооловна - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой транспортно-технологические средства Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: Shavyraa@mail.ru

Shavyraa Chechek - Ph.D., Associate Professor, Head of transport andtechnological means of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: Shavyraa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.