Научная статья на тему 'СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА СВ. САВВЫ В БЕЛГРАДЕ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ОДНОГО ПРОЕКТА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ'

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА СВ. САВВЫ В БЕЛГРАДЕ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ОДНОГО ПРОЕКТА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
церковно-государственные отношения / православие / церковь / общественные организации / монументальное искусство / Сербия / church-state relations / church and society / Orthodoxy / Serbia / monumental art / St. Sava

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хошев Андрей Юрьевич

Статья посвящена истории создания храма св. Саввы в Белграде – одного из крупнейших православных храмов в Европе – как амбициозного церковно-общественного проекта, реализация которого с перерывами заняла свыше 120 лет. В общественно-политических и экономических условиях каждого конкретного исторического периода усилия церкви, государства и общества творчески объединялись во имя достижения поставленной цели. В работе задействован ряд неопубликованных документов из Российского государственного исторического архива, Исторического архива Белграда и Архива отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE ST. SAVA CATHEDRAL IN BELGRADE: INTERACTION BETWEEN CHURCH AND COMMUNITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT OF NATIONAL IMPORTANCE

The article is devoted to the history of the construction and decoration of the Church of St. Sava on Vračar (Belgrade, Serbia), which is one of the largest Orthodox churches in Europe. The author focuses on the organizational aspect of this process as an ambitious project of national importance, the implementation of which with long interruptions took over 120 years. In the political and economic conditions of each specific historical period, the project creatively combined the efforts of the church, state and society. The work involves some unpublished archival documents.

Текст научной работы на тему «СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА СВ. САВВЫ В БЕЛГРАДЕ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ОДНОГО ПРОЕКТА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

ХОШЕВ Андрей Юрьевич — кандидат технических наук, магистр теологии, доцент кафедры цер-ковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия (115035, Россия, г. Москва, ул. Пятницкая, 4/2; ocad.khoshev@patriarchia.ru)

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА СВ. САВВЫ В БЕЛГРАДЕ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ОДНОГО ПРОЕКТА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена истории создания храма св. Саввы в Белграде - одного из крупнейших православных храмов в Европе - как амбициозного церковно-общественного проекта, реализация которого с перерывами заняла свыше 120 лет. В общественно-политических и экономических условиях каждого конкретного исторического периода усилия церкви, государства и общества творчески объединялись во имя достижения поставленной цели. В работе задействован ряд неопубликованных документов из Российского государственного исторического архива, Исторического архива Белграда и Архива отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Ключевые слова: церковно-государственные отношения, православие, церковь, общественные организации, монументальное искусство, Сербия

Храм св. Саввы в Белграде, расположенный в районе Врачар, является на сегодня крупнейшим храмом Сербской православной церкви (СПЦ), а также важной градостроительной доминантой и украшением столицы Сербии.

Размеры храма св. Саввы делают его одним из крупнейших православных храмов Европы и всего мира: длина здания по оси «восток-запад» составляет

91.4 м, по оси «север-юг» - 81,3 м [Мемориальный храм... 2015: 9], высота храма с крестом - 79 м [Заветный храм. 2009: 3], внешний диаметр купола -

39.5 м (с кольцевой галереей), а внутренний - 30,5 м [Мемориальный храм. 2015: 12]. Для сравнения уместно вспомнить, что высота храма св. Софии Константинопольской (с XV в. - без креста) равна 55,6 м, в то время как храм св. Саввы крупнее по высоте - 65 м от земли до основания креста [Заветный храм. 2009: 3] и по диаметру главного купола (у храма св. Софии - 31 м).

Уникальным делает храм и мозаичное убранство, по своей площади (17 тыс. кв. м) не имеющее аналогов в христианской монументальной живописи.

Холм Врачар - высшая точка Белграда - известен как место сожжения турками в 1595 г. мощей основателя автокефальной Сербской архиепископии и первого архиепископа Сербского Саввы ^ 1236). Издавна это место было особым образом связано в сознании сербов с памятью о главном национальном святом; в его честь на Врачаре был построен небольшой храм, просуществовавший до 1757 г., когда он был разрушен турками [ДурковиЬ^акшиЬ 1981: 10-12]. В 1893 г., в канун 300-летия сожжения его останков, под влиянием архиепископа Белградского и митрополита Сербского Михаила (Йовановича) возникла идея посвятить Врачар св. Савве [ДурковиЬ^акшиЬ 1981: 14-15]: в частности, его именем было решено назвать одну из улиц и в его честь воздвигнуть сначала небольшой временный, а затем и полномасштабный монументальный соборный храм. Инициатива имела церковно-общественный характер. Среди активных членов Общества по строительству временного храма, освященного 27 апреля 1895 г., были лица разных профессий и социального положения [ДурковиЬ^акшиЬ 1981: С. 16-18, 20].

25 марта 1895 г. 100 наиболее видных представителей сербской общественности во главе с митрополитом Михаилом обратились с воззванием о поддержке строительства храма св. Саввы к сербам во всем мире и к друзьям сербского народа [ДурковиЬ^акшиЬ 1981: С. 12-14]. Тогда же было учреждено и Общество по строительству храма св. Саввы - общественная структура, выступавшая собственником и концентрировавшая в своем ведении все вопросы подготовки строительства храма, включая сбор пожертвований, скупку и оформление земли, а также все аспекты проектных и строительных работ.

Высшим органом Общества был Главный комитет, должность председателя которого устав Общества закрепил за действующим предстоятелем Сербской православной церкви [Правила Друштва... 1896: 5]1, чем обеспечивалось полноправное участие Церкви в проекте. Митрополит Сербский Иннокентий (Павлович) в 1904 г. обратился за экспертной помощью к вице-президенту Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге2, которая в ответ на просьбу Общества в 1904-1906 гг. оказала содействие в проведении первого конкурса на лучший проект здания храма и представила авторитетную оценку представленных проектов [Журналъ... 1907: 74-76].

Согласно уставу Общества, положение митрополита Сербского Михаила как председателя Главного комитета было пожизненным (Чл. 11) [Правила Друштва. 1896: 6]3, остальные его члены ежегодно избирались из числа жертвователей с определенным цензом. Устав не отводил какую-либо позицию в руководстве Общества лицам, занимавшим ту или иную должность в органах гсоударственной или муниципальной власти. Лишь внешний контроль за «деятельностью и имуществом как Главного, так и Исполнительного комитетов» предоставлялся министру просвещения и церковных дел Королевства Сербии (Чл. 22), чьей прерогативой являлось утверждение как самого Устава, так и вносимых в него впоследствии поправок (Чл. 27-29) [Правила Друштва. 1896: 11, 13].

Проекты храма, представленные на первый конкурс, экспертами были признаны не отвечавшими в достаточной степени критериям монументальности и канонам сербско-византийского стиля. Вскоре развитие проекта прервала Первая мировая война. В 1919 г. Общество по строительству храма св. Саввы было воссоздано во главе с митрополитом Белградским Димитрием (в 1920 г. избран патриархом Сербским). В 1926 г. Общество провело новый конкурс на лучший проект здания храма. Для выработки окончательного проекта Главный комитет отобрал конкурсные работы архитекторов Б. Несторовича и А. Дероко, которые было решено объединить в итоговом проекте. Данный вариант, вполне отвечавший, наконец, изначальному замыслу, получил 31 декабря 1931 г. одобрение Св. Синода Сербской православной церкви [Питанье. 1932: 10].

В условиях Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Королевство Югославия) проект монументального собора в честь сербского святого стал

1 „Председник ]е Главног одбора Митрополит Србще" (Чл. 10).

2 Письмо Архиеп. Белградского и Митр. Сербского Иннокентия Вице-председателю Императорской Академии Художеств графу И.И. Толстому. Бланк «Друштво за подизаае храма Светоме Сави». Бр. 52. 30 шня 1904 г. Рус. яз. Рукопись. Автограф. - Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 13 1904. Д. 156 «Дело Академии художеств о конкурсе на составление проекта храма Святого Саввы в Белгороде столице Сербии». Л. 3, 3(об).

3 „№егово Вицокопреосвештенство Митрополит Госп. Михаило оста]е председник док ]е жив" (Чл. 11).

предметом нападок со стороны представителей космополитической интеллигенции и хорватских политических кругов [Храм. 2021: 23-24].

Строительство, начавшееся в 1935 г. на пожертвования верующих, стало живым свидетельством важнейшей роли СПЦ в истории и современности сербского народа. Оно имело особое символическое значение в условиях отделения церкви от государства (1929), нараставшей секуляризации югославского общества и «конкордатского кризиса» (1937), вызванного подготовкой кабинетом М. Стоядиновича конкордата с Ватиканом, и других проблем в церковно-государственных отношениях в Югославии 1930-х гг.

В 1939 г. был заложен и освящен фундамент храма. К весне 1941 г. были возведены стены высотой 7,40-12 м, велась работа по установке колонн; был согласован новый этап по доведению стен до 44,34 м, который не удалось начать в связи с оккупацией Югославии в апреле 1941 г. и остановкой стройки. Погибла почти вся техническая документация. Устроенные гитлеровцами в строившемся здании храма гаражи сохранились и после освобождения города в 1944 г. как знак враждебного отношения к Сербской православной церкви со стороны коммунистических властей новой Югославии [ТаниЬ 2018: 322].

В 1948 г. Главный комитет принял решение о самороспуске Общества, передав все его имущество, включая архив, Синоду СПЦ. В 1953 г. район стройки был секвестирован, а имущество Общества - национализировано.

25 раз Синод СПЦ и 88 раз лично патриарх Герман обращались к властям с ходатайствами о разрешении на возобновление строительства храма св. Саввы, получить которое удалось лишь в 1984 г. В 1985 г. началась расчистка почти полувекового долгостроя и санация возведенных в 1930-е гг. конструкций.

Свыше 100 тыс. православных верующих со всех концов Югославии собрались на первую Божественную литургию в стенах храма св. Саввы на Врачаре, которую 10 мая 1985 г. патриарх Герман совершил в сослужении двадцати архиереев Сербской православной церкви [Хошев 2023: 3362].

Поскольку Общество по строительству храма св. Саввы как юридическое лицо было упразднено в 1948 г., все его функции при возобновлении проекта с 1985 г. приняла на себя непосредственно Сербская православная церковь. На основе Архиерейского собора СПЦ был создан подотчетный ему Центральный орган по завершению строительства храма1, в котором каждая из епархий была представлена клириком или мирянином по предложению правящего архиерея. В работе органа участвовали видные иерархи своего времени: в роли первого вице-президента Центрального органа - епископ Жичский Стефан (Боца, 1916-2003), а председателя Наблюдательного комитета - епископ Шумадийский Савва (Вукович, 1930-2001) ^евий, Ацовий, Миловановий 2009: 18-19]. В 1989 г. на здание был поднят главный купол, на который в день 600-летия Косовской битвы 28 июня 1989 г. был водружен крест.

Работы, осуществлявшиеся в атмосфере общенационального энтузиазма, затормозились в 1991-1995 гг. в условиях гражданских войн, сопровождавших распад СФРЮ, и международных санкций против Югославии, а в 1996 г. были совершенно заморожены. Их возобновлению препятствовала также агрессия НАТО против СРЮ в 1999 г. и непростая внутриполитическая ситуация.

В 2000 г. Синод СПЦ принял решение о продолжении работ, избрав про-тонеимаром (срб. - главный строитель) профессора строительного факультета

1 Сербское название органа: Централно тело за довршеае храма Светог Саве на Врачару.

Белградского университета доктора В. Миловановича - сотрудника видного архитектора Б. Пешича (1921-2006), который руководил возведением храма в 1985-1996 гг. [Заветный храм. 2009: 17]. В период 2001-2004 гг. Милованович занимал пост министра по делам религий Республики Сербия. Обнищание основной массы населения в условиях военно-политических и экономических потрясений 1990-х гг. не позволяло обеспечить успешное завершение строительства храма за счет традиционного сбора пожертвований.

Поэтому возобновление строительства было связано с решением проблемы бесперебойного финансирования проекта. В 2001 г. премьер Сербии З. Джинджич (1952-2003) выдвинул идею постепенного воссоздания Общества по строительству храма св. Саввы на Врачаре в форме консорциума компаний-жертвователей. Озвученная епископами Шумадийским Саввой (Вуковичем) и Зворницко-Тузланским Василием (Качавендой) на заседании Синода СПЦ 4 июля 2001 г. с участием Джинджича инициатива была единогласно поддержана патриархом Павлом и Св. Синодом Сербской православной церкви.

3 сентября 2001 г. подготовленный при содействии З. Джинджича договор о создании консорциума был подписан. Члены консорциума обязались ежегодно отчислять средства на нужды строительства храма, а также обеспечивать информационную и иную необходимую поддержку проекта. К этой деятельности привлекались также церковь и государство1.

В 2002 г. консорциум принял название Общества по строительству храма св. Саввы ^евий, Ацовий, Миловановий 2009: 20-26]. Президентом Общества был избран патриарх Сербский Павел, а председателем Главного комитета Общества - премьер-министр Сербии З. Джинджич. После убийства Джинджича в 2003 г. должность председателя Главного комитета перешла к новому премьеру Сербии З. Живковичу ^евий, Ацовий, Миловановий 2009: 25, 27]. Подобное распределение ролей в руководстве Общества сохранилось и в дальнейшем. Должность президента Общества устав отводил патриарху Сербскому2, а пост председателя Главного комитета Общества - президенту Республики Сербия3.

Хотя президент Сербии занимал вторую по значимости должность в Обществе ex officio, его непосредственное участие и влияние предопределяло особую заботу и внимание со стороны государства. Консорциум, в отличие от довоенного Общества, не имел статуса юридического лица (ст. 3 договора)4. Получателем и распорядителем средств, а также организатором и координатором всех работ по строительству и благоукрашению храма выступал Синод Сербской православной церкви. Воссоздание Общества в форме консорциума было предпринято на финальном этапе строительства и облицовки здания храма в целях ускорения оставшихся работ, которые были завершены в 2004 г.

1 Уговор о осниваау конзорцщума за финансираае наставка изградае храма Светог Саве у Београду. 03.09.2001. ПК-распечатка. С. 4. - Исторщски Архив Београда (ИАБ). Ф. «Легат Воjислава Миловановийа».

2 Чл. 11. «Председник Друштва ]е Патрщарх српски (ex-officio)». См. в: Статут Друштва за подизаае Храма Светог Саве на Врачару, Београд. 2016. ПК-распечатка. С. 4. - ИАБ. Ф. «Легат Воjислава Миловановийа».

3 Чл. 13. «Председник Главног одбора ]е Председник Републике Србще (ex-officio)». См. в: Статут Друштва за подизаае Храма Светог Саве на Врачару, Београд. 2016. ПК-распечатка. С. 5. - ИАБ. Ф. «Легат Воjислава Миловановийа».

4 Чл. 3. «Конзорцщум... нема сво]ства правног лица». См. в: Уговор о осниваау конзорцщума за финансираае наставка изградае храма Светог Саве у Београду. 03.09.2001. ПК-распечатка. С. 1. - ИАБ. Ф. «Легат Воjислава Миловановийа».

[Хошев 2023: 3364]. Новый формат руководства и финансирования проекта имел вместе с тем значение и для решения выступившей в начале нулевых годов на первый план задачи внутреннего благоукрашения храма св. Саввы, оказавшейся наиболее затратной и сложной.

Важной деталью исторического момента стало также развитие отношений с Россией и РПЦ, где имелся передовой опыт монументального храмового строительства в рамках воссоздания храма Христа Спасителя в Москве. Налаживанию этих контактов придал импульс прошедший в декабре 2002 г. визит в Белград мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова, который 12 декабря 2002 г. встретился с патриархом Сербским Павлом, побывал в строившемся храме св. Саввы1 и выразил готовность оказывать содействие как завершению его строительства, так и внутреннему художественному оформлению.

В этот период у руководства Общества по строительству храма св. Саввы завязались контакты с одним из руководителей художественных работ в храме Христа Спасителя А.Н. Оболенским, который в конце 2003 г. посетил Белград, а также сам принял в Москве главного архитектора по внутреннему оформлению храма св. Саввы Д. Ацовича. К работе Синодальной комиссии по внутреннему благоукрашению и иконописи храма св. Саввы на Врачаре2 приглашался и видный российский художник Н.А. Мухин.

В данный момент, на стыке двух эпох - строительства храма в XX в. и создания его интерьера в XXI в. - произошла и смена поколений координировавших проект иерархов СПЦ. В 2001 г. скончался епископ Шумадийский Савва (Вукович). Его функции в Комиссии по внутреннему благоукрашению храма и иконописи3 перешли к митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (Радовичу, 1938-2020), игравшему в дальнейшем важнейшую роль в проекте благоукрашения храма св. Саввы на Врачаре.

Объединение усилий церкви, государства и бизнес-сообщества наглядно проявилось в сотрудничестве с Россией и Русской православной церковью. 17-20 сентября 2003 г. по благословению патриарха Павла делегация СПЦ в составе митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия и протонеи-мара В. Миловановича посетила Москву, где имела встречи в мэрии Москвы4 и в отделе внешних церковных связей Московского патриархата5, выразив пожелание участия российских художников в благоукрашении храма и проведения в Москве благотворительного ужина с участием представителей крупного бизнеса (подобная акция к тому времени с успехом уже была проведена в Белграде 26 ноября 2002 г.) ^евий, Ацовий, Миловановий 2009: 33].

Благотворительный вечер состоялся 15 ноября 2004 г. в храме Христа

1 Сербский патриарх встретился с мэром Москвы. 12.12.2002. Доступ: http://pravoslavie.ru/ огШо(1охс1шгсЬе8/40274.Ь1т (проверено 24.03.2024).

2 Сербское название комиссии: Комисща за иконописаае и унутрашае уре^еае Спомен-храма Светог Саве на Врачару. Состав комиссии см. в: Састав Комисще за иконописаае и унутрашае уре^еае Спомен-храма Светог Саве на Врачару. 2004. - ИАБ. Ф. «Легат Воjислава Миловановийа».

3 Сербское название комиссии: Комисща за иконописаае и унутрашае уре^еае Спо-мен-храма Светог Саве на Врачару. Состав комиссии см. в: Састав Комисще за иконописаае и унутрашае уре^еае Спомен-храма Светог Саве на Врачару. 2004. - ИАБ. Ф. «Легат Вошслава Миловановийа».

4 Визит в Москву делегации Сербской Православной Церкви. - Информационный бюллетень отдела внешних церковных связей (ИБ ОВЦС). 2003. № 9. С. 52.

5 Митрополит Кирилл встретился с митрополитом Черногорско-Приморским Амфи-лохием и министром по делам веры Сербии Воиславом Миловановичем. - ИБ ОВЦС. 2003. № 9. С. 46-47.

Спасителя в Москве в формате торжественного акта солидарности с сербским и черногорским народами под девизом «С Сербией вместе!»1 ^евиЬ, АцовиЬ, МиловановиЬ 2009: 152-153]. Визит в Москву патриарха Сербского и президента Сербии, представлявших Общество по строительству храма на самом высоком уровне, в некоторой мере обусловили развитие контактов с российским государственным руководством.

25 февраля 2008 г. в ходе своего визита в Белград храм св. Саввы на Врачаре посетил первый вице-премьер РФ Д.А. Медведев [Заветный храм. 2009: 25], пообещав содействие в организации участия российских художников.

Контакты патриархов Алексия II ^ 2008) и Павла ^ 2009) по теме благо-украшения храма св. Саввы в 2009-2010 гг. были продолжены их преемниками патриархом Сербским Иринеем и патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Усилия РПЦ по поддержке проекта благоукрашения храма св. Саввы координировал председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион, который впоследствии вспоминал: «Когда Сербская Православная Церковь обратилась к нам с предложением принять участие в этом проекте, Святейший Патриарх Кирилл, не раздумывая, дал свое согласие. Но, учитывая масштаб проекта и объем предстоящих работ, стало ясно, что его невозможно будет осуществить без поддержки Российского государства. Поэтому Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту Российской Федерации»2.

Начались долгие переговоры о параметрах проекта внутреннего благоукра-шения храма св. Саввы и о формате возможного участия в нем российской стороны; продвигался также процесс выработки российско-сербского межгосударственного соглашения по данному вопросу.

Решающий импульс развитию идеи российского участия в благоукрашении храма св. Саввы был получен в ходе визита в Белград председателя правительства РФ В.В. Путина 23 марта 2011 г. Посетив храм и осмотрев его в сопровождении патриарха Сербского Иринея, В.В. Путин пообещал содействие Российской Федерации в благоукрашении общенациональной сербской святыни.

В дальнейшем проект обретает выраженный церковно-государственный формат, в котором Общество по строительству храма св. Саввы было лишь одним из участников, наряду с Синодом Сербской православной церкви и государственным руководством Республики Сербия. 16 июня 2011 г. Синод СПЦ уполномочил митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия как председателя Синодальной комиссии по созданию иконописного и внутреннего убранства храма св. Саввы, а также главу МИДа Сербии В. Еремича и протонеимара В. Миловановича «от имени Сербской Православной Церкви сотрудничать с Русской Православной Церковью и Российской Федерацией в реализации проекта внутреннего благоукрашения Храма-памятника»3.

16 марта 2012 г. в Москве состоялось подписание Протокола между Министерством культуры России и МИД Сербии о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде, под-

1 15 ноября 2004 года в Москве пройдет акт солидарности с сербским и черногорским народами под девизом «С Сербией вместе!». - ОВЦС МП. Официальный сайт. Доступ: https://mospat.ru/ru/news/80280/ (проверено 24.03.2024).

2 Председатель ОВЦС посетил Белград. - ОВЦС МП. Официальный сайт. Доступ: Ы^:// mospat.ru/ru/news/49233/ (проверено 24.03.2024).

3 Письмо патриарха Сербского Иринея протонеимару храма св. Саввы В. Миловановичу. Бр. 826/ зап. 575 от 16.06.2011 г. Бланк «Св. Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви». - Исторщски архив Београда (ИАБ). Ф. „Легат Воислава МиловановиЬа".

писи под которым поставили главы МИДа Республики Сербия В. Еремич и Российской Федерации С.В. Лавров (вместо министра культуры РФ

A.А. Авдеева, который не смог лично участвовать в подписании)1.

Документ фиксировал, что «до определения структуры, объемов и формата своего участия Российская сторона в координации с Сербской стороной окажет консультативно-методическую помощь в оформлении внутреннего убранства храма Святого Саввы» (п. 1). Предусматривалось создание российско-сербской рабочей группы, в состав которой войдут представители Министерства культуры РФ, МИДа РФ и МИДа Сербии, а также Русской и Сербской православных церквей (п. 2). В качестве главных задач рабочей группы (п. 3) указаны: «разработка концепции конкурса на проведение работ по оформлению внутреннего убранства храма Святого Саввы», «разработка проектного задания», а также методики проведения конкурса на лучшее художественное решение внутреннего благоукрашения храма св. Саввы в Белграде.

В состав созданной в 2013 г. согласно Протоколу российско-сербской рабочей группы, а также сформированного конкурсного жюри от СПЦ вошли митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и протонеимар храма св. Саввы

B. Милованович, а президента Сербии Т. Николича как председателя Главного комитета Общества по строительству храма св. Саввы представлял советник президента, писатель и драматург Р. Павлович. Почетными сопредседателями конкурсного жюри стали первый вице-премьер и министр иностранных дел Сербии И. Дачич и председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион. В состав жюри вошли также представители Федерального агентства «Россотрудничество», Минкульта РФ и РАХ, видные российские и зарубежные художники и искусствоведы.

6 октября 2014 г., собравшись в Российской академии художеств2, конкурсное жюри выделило как лучший и рекомендуемый к дальнейшей разработке проект, подготовленный народным художником России Н.А. Мухиным под эгидой Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО. Отмечен был также проект Стенописной мозаичной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря (Минск), разработчиков которого было решено привлечь к совместной работе с разработчиками основного проекта.

Создание внутреннего мозаичного убранства храма св. Саввы в Белграде началось с работ по оформлению главного купола и алтарной конхи на благотворительные пожертвования ПАО «Газпромнефть». Подписание договора о перечислении первого транша состоялось 30 августа 2016 г. в резиденции президента Сербии3. В подписании участвовали заместитель гендиректора по корпоративным коммуникациям компании «Газпромнефть» А.М. Дыбаль, президент Общества по строительству собора св. Саввы в Белграде патри-

1 Протокол между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики Сербии о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде 16.03.2012 г. Копия. - Архив ОВЦС МП. Д. 041410.14.08 «Сербская Православная Церковь». «Украшение Собора святителя Саввы 20112017 гг.» Ч. 1.

2 Протокол заседания жюри открытого Всероссийского конкурса на проект внутреннего мозаичного убранства храма Святого Саввы в Белграде. 06.10.2014 г. - АрОВЦС. Д. 041410.14.08 «Сербская Православная Церковь». «Украшение Собора святителя Саввы 2011- 2017 гг.» Ч. 2; Итоги Всероссийского конкурса на проект оформления внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде. - РАХ. Официальный сайт. Доступ: https://rah.ru/exhibitions/ detail.php?ID=29355 (проверено 24.03.2024).

3 Председатель ОВЦС посетил Белград. - ОВЦС МП. Официальный сайт. Доступ: https:// mospat.ru/ru/news/49233/ (проверено 24.03.2024).

арх Сербский Ириней, председатель Главного комитета Общества президент Сербии Т. Николич и вице-президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО академик РАХ М.В. Попова.

Масштабные работы по созданию мозаичных полотен, их доставке в Белград и установке на внутренних поверхностях храма св. Саввы на Врачаре были успешно завершены в 2021 г. Их итогом стало крупнейшее по площади в истории церковного искусства мозаичное убранство православного храма.

Храм св. Саввы на Врачаре как проект общенациональной значимости «с самого начала своего строительства был осмыслен как начинание, которое помимо своей основной и высшей цели, связанной с функцией православного христианского храма, характеризовалось также и другими измерениями, делающими его. выражением готовности государства и народа подняться над повседневным и стандартным, раздвигая рамки возможного»1. С момента появления Общества по строительству храма св. Саввы проект концентрировал усилия лучших представителей различных общественных кругов Сербии: духовенства и творческого сообщества, политиков и предпринимателей.

Развиваясь с перерывами в течение свыше 120 лет, проект претерпевал трансформации, обусловленные особенностями общественно-политических условий каждой эпохи. Сербская православная церковь в период социализма сумела сохранить в сознании сербского народа значимость идеи храма св. Саввы, а в 1985 г. - взять в свои руки возобновление строительства, наладив для его успешного завершения эффективное взаимодействие с государством и общественностью на национальном и международном уровне.

Список литературы

Журналъ 103-го собран1я Императорской Академш Художествъ. 24 апреля 1906 года. 1907. - Журналы Императорской Академш Художествъ въ 1906 году. С.-Петербургъ. Тип. СПб. Градоначальства. С. 74-76.

Заветный храм святого Саввы (пер. с серб. Р. Тмушич Степанов; под ред. Л. Новакович). 2009. Белград: Заветный храм святого Саввы на Врачаре. 28 с.

Мемориальный храм святого Саввы на Врачаре: Белград (под ред. Д. Радованова). 2015. Нови Сад: Студио «Бечкерек». 29 с.

Хошев А.Ю. 2023. Возобновление строительства храма св. Саввы на Врачаре в контексте русско-сербских межцерковных отношений 1980-х - 1990-х гг. -Вопросы национальных и федеративных отношений. Т. 13. Вып. 8(101). С. 33573367.

Храм святого Саввы (пер. с серб. М. Тодич, Д. Плодник; под ред. В. Рогановича, М. Стефанович-Банович). 2021. Белград: Храм Святого Саввы. 235 с.

ДурковиЬ^акшиЬ Л. 1981. Почетак исторще Храма Светог Саве на Врача-ру. - Гласник. Службени лист Српске православне цркве. № 1. С. 9-26.

Jаниfr J. 2018. Српска Црква у комунизму и посткомунизму (1945—2000). Београд: Вечерне новости. 958 с.

JевИh Хризостом, епископ Бихачко-Петровачки, АцовиЬ Д., МиловановиЬ В. 2009. Исторща и рад Друштва за подизате Храма Светог Саве на Врачару. Зренанин: Глобтротер Бечкерек. 176 с.

Питанье о градньи Светосавске катедрале у Београду. 1932. - Гласник. Службени лист Српске православне патрщаршще. № 1. С. 10.

1 Форцан М. Обнова Опште-националног интереса за светосавски храм. -Воислава МиловановиЬа»

ИАБ. Ф. «Легат

Правила Друштва за подизаюе храма првом архи/епископу и просветителу српском Св. Сави. 1896. Београд: Штампарща Пере ТодоровиЬа. 14 с.

KHOSHEV Andrei Yurievich, Cand.Sci. (Tech.), Master of Theology, Associate Professor of the All-Church Postgraduate and Doctoral School named after Saints Cyril and Methodius (4/2 Pyatnitskaya St, Moscow, Russia, 115035; ocad.kho-shev@patriarchia.ru)

CONSTRUCTION OF THE ST. SAVA CATHEDRAL IN BELGRADE: INTERACTION BETWEEN CHURCH AND COMMUNITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT OF NATIONAL IMPORTANCE

Abstract. The article is devoted to the history of the construction and decoration of the Church of St. Sava on Vracar (Belgrade, Serbia), which is one of the largest Orthodox churches in Europe. The author focuses on the organizational aspect of this process as an ambitious project of national importance, the implementation of which with long interruptions took over 120 years. In the political and economic conditions of each specific historical period, the project creatively combined the efforts of the church, state and society. The work involves some unpublished archival documents.

Keywords: church-state relations, church and society, Orthodoxy, Serbia, monumental art, St. Sava

Статья поступила в редакцию 21.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 27.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.