УДК 39 ББК 63.5 (2)
Е.Ф. Фурсова, Новосибирск
Строительство храма Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в благотворительных деяниях каинских купцов Шкроевых
Аннотация
Статья посвящена раскрытию одного из эпизодов благотворительности сибирского купечества начала ХХ в. Купец города Каинска Томской губернии (современный город Куйбышев Новосибирской области) Иван Васильевич Шкроев завещал значительную сумму денег на строительство, внутреннее убранство и причт храма Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Среди людей, принимавших участие в возведении этого храма, упоминается выдающийся сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков. Приведенный в данной работе пример благотворительности купцов Шкроевых лишний раз показывает, что православие было для русского народа не только суммой догматов, но всеобъемлющим началом жизни и деятельности.
Ключевые слова: храмовое строительство, Каинск, храм Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна, благотворительность, купечество, купцы Шкроевы.
Отличительными чертами православного типа духовной жизни являются сопряженность веры и покаяния, мистического опыта и нравственного совершенства, смирения и добрых дел. Традиционно в народной среде считалось, что добрые дела, жертвенность могут служить безошибочным критерием для определения истинной духовности. Благотворительность, меценатство высоко ценились в России как в среде элитарных слоев общества, так и у крестьян. Разбогатевшее, достигшее определенного уровня благополучия крестьянство, купечество, корни которого нередко уходили в эти же глубинные слои землепашцев, стремились по возможности выразить благодарность, «отдать Богу богово», что было равносильно духовному спасению. Как следует из архивных материалов, по конфессиональному составу в среде купечества Западной Сибири конца XIX — начала ХХ в. с большим отрывом от прочих преобладали лица православного вероисповедания [2, с. 215-218]. В общей картине статистических данных середины XIX в. среди постриженных в монахи мужчин на первом месте стояли выходцы из духовенства, а на втором — купцы и мещане. Среди женщин — представители купечества и мещанства занимали первое место, а на втором стояли крестьянки [4, с. 83].
До сих пор в г. Куйбышеве Новосибирской области (ранее Каинске Каинского уезда Томской губернии) помнят благотворительность местных купцов Шкроевых, пожертвовавших значительную сумму денег на строительство каменной церкви во имя Рождества Святого Великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [5, с. 87]. Время скрыло детали этой истории, но до настоящего времени помнится главное — «каменный храм с таковою же в связи колокольнею» построен на личные пожертвования каинского 1-й гильдии купца Ивана Васильевича Шкроева.
В ряде местных архивов сохранились документы, переписка, протоколы заседаний, проливающие свет на событие более чем столетней давности. Сохранилась выписка из нотариально заверенного духовного завещания, согласно которому в Государственный банк от имени Ивана и Александры Шкроевых вносился неприкосновенный капитал размером 20 тысяч рублей, а проценты с этой суммы должны были поступать «на пользование» в богадельню престарелых, находившуюся в введении приходского попечительства. 60 тысяч рублей оставил купец на постройку нового храма в Каинске. Еще 10 тысяч составили неприкосновенный капитал для обеспечения причта вновь построенной церкви, на проценты с которого завещалось вечное поминовение за упокой купца Шкроева, за здравие его жены, а «по смерти ея за упокой и на поминовение отца и матери моих Василия и Евдокии» [3, л. 2]. 3 тысячи рублей купец оставил на украшение каинского собора, а еще 10 тысяч рублей велел «послать на сорок церквей и монастырей» на поминовение его души.
После смерти завещателя исполнением его последней воли занялась жена Александра Ивановна Шкроева, которая передала духовное завещание в суд. Приведем письмо прокурора Томского окружного суда в Томскую духовную консисторию, датируемое 1899 г.: «На основании 1096 ст., препровождаю при сем выпуску из нотариального духовного завещания Каинского 1-й гильдии купца Ивана Васильевича Шкроева, имею честь уведомить Духовную Консисторию, что завещание это утверждено к исполнению определением Томского Окружного Суда, состоявшимся 15 Октября сего года и было представлено в Суд женою завещателя — Александрою Ивановной Шкроевой, проживающей в г. Каинске» [3, л. 1].
Поскольку завещание было нотариально подтверждено и деньги оказались в наличии, практически сразу начались подготовительные работы к постройке нового храма. В июле 1901 г. благочинный протоиерей Николай Вавилов обратился с письмом к епископу томскому и барнаульскому Макарию, испрашивая разрешение на создание Строительного комитета: «...постановлением Каинской Городской Думы от 25 января сего года за №8 образован Строительный комитет, Председателем избран я, членами оного: Городской Голова Степан Лебедев, Каинские первой гильдии купцы Иродиан Волков, Сергей Ерофеев, мещане — Петр Кузнецов, Андрей Досманов (?) и Николай Сибирцев, которые изъявили на то свое согласие. Донося о сем, долг имею почтительнейше испрашивать благословение Вашего Преосвященства на учреждаемый Строительный комитет и утверждение меня Председателем и вышеназванных лиц членами онаго. Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца послушник благочинный Протоиерей Николай Вавилов» [3, л. 4]. В делах имеется копия с протокола заседания Каинской Городской думы, «состоявшегося по заявлению купеческой вдовы Шкроевой об образовании Комитета для постройки церкви на капитал, завещанный умершим мужем ея Иваном Васильевичем Шкроевым». В ходе заседания под председательством городского главы С.А. Лебедева при 12 гласных была изложена просьба А.И. Шкроевой о создании Строительного комитета по постройке храма, которому она могла бы передать завещанные деньги и план построения. Со своей стороны комитет предложил Александре Ивановне принимать участие во всех своих совещаниях. Уже 8 марта 1902 г. Епископу Макарию был послан «покорнейший рапорт» с планом, сметой и объяснительной запиской на постройку в г. Каинске церкви во имя Предтечи и Крестители Господня Иоанна. Работы пошли быстро и согласованно: из документов следует, что закладка храма и его строительство началось в 1902 г., а закончилось в 1904 г.
Таким образом, Епископ Томский и Барнаульский Макарий уже менее через два года после закладки храма писал господину Томскому губернатору 9 ноября 1904 г.: «Начатый строиться в 1902 году каменный храм в городе Каинске во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, постройкою окончен и я намерен освятить его в 18-е число текущего месяца. Сообщая о сем, честь имею покорнейше просить Ваше Превосходительство, не найдете ли возможным сделать зависящее от Вас распоряжение об освидетельствовании в возможно непродолжительном времени означенного храма относительно прочности его чрез особого техника. О выдаче технику прогонных денег и суточного содержания Консисторией предписано Благочинному №23 Протоиерею Николаю Вавилову. Призывая на Вас благословение Божие, с истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства Милостивого Государя» [3, л. 18].
А 5 марта 1905 г. от Томского губернатора в Консисторию епископа Макария пришло письмо: «Вследствие письма от 9/10 ноября прошлого года за №12056 имею честь препроводить при сем на распоряжение Вашего Преосвященства акт, составленный 21 января с.г. Младшим Инженером Строительного Отделения Томского Губернского Управления Крячковым12, в присутствии подписавших акт должностных лиц по осмотру каменного храма в г. Каинске во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Поручая себя святым молитвам Вашим и испрашивая Вашего Архипастырского благословения, с истинным почтением и совершенной преданностью, имею честь быть, вашего Преосвященства. Подпись: С. Бирюков» [3, л. 22].
В акте об освидетельствовании храма изложено заключение о безопасности постройки. «Из
12 Здесь, по всей видимости, упоминается выдающийся сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков, который в это время приехал в г. Томск после окончания Петербургского института гражданских инженеров и с 1902 г. начал работать младшим инженером в строительном отделении Томского губернского управления [1, с. 13].
предъявленного нам наряда №3 по постройке означенного здания видно, что в последний раз здание церкви было осмотрено Губернским инженером С.В. Хомич 15 августа 1904 г., причем, судя по существу наряда, Губернским инженером не было замечено таких нарушений в постройке, которые бы грозили опасностью. Во время настоящего освидетельствования постройка здания окончена. Леса убраны. Внутри здание отделано начисто. Штукатурка не отстает, трещин и других признаков разрушения нигде не замечено. На основании этого, по мнению нашему, здание церкви вполне прочно и безопасно в личном отношении». Акт составлен за подписью исполнявшего обязанности исправника М. Шеремета, а также всех членов строительного комитета [3, л. 19].
В 1930-х гг. советская власть не пощадила храм: колокольня была разрушена, справа от основного хода и позади алтаря сделаны кирпичные пристройки, сохранившиеся до настоящего дня. Кованая ограда на кирпичном фундаменте, которой была окружена территория церкви, также подверглась варварскому разрушению. В здании церкви размещались в разное время конюшни, склады, Дом культуры и кинотеатр с идеологическим названием «Октябрь».
В 1990 г. здание церкви было возвращено верующим и освящено Владыкой новосибирским и бердским Тихоном. В 1990-х гг. была восстановлена колокольня, в апреле 2004 г. — купола. Постепенно возрождаются и забытые на десятилетия традиции храмовой благотворительности. На историческую арену вышли новые «купцы шкроевы», как правило, представители малого и среднего бизнеса, которые выделяют деньги не на культивирование земного порабощения человека, а на распространение любви, кротости, смирения, духовное кормление современников. Не случайно ведь даже название значительной части населения нашей страны — крестьяне, своим происхождением связанное со словом «христиане», возвращается в современный лексикон. Приведенный в данной работе пример благотворительности купцов Шкроевых лишний раз показывает, что православие было для русского народа не только суммой догматов, но всеобъемлющим началом жизни и деятельности.
Капнскъ. базарная площадь
Рис. 1. Базар в Каинске. 1907 г. Из кн. «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». — Т. 16: Западная Сибирь. — СПб., 1907. — С. 453.
Рис. 2. Александра Шкроева. Снимок начала ХХ в. Фотоархив Музейного комплекса г. Куйбышева
Рис. 3. Александра Шкроева. 1905 г. Фотоархив Музейного комплекса г. Куйбышева
Список использованных источников
1. Баландин С.Н. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. — Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1991. — 200 с.
2. Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй половины XIX — начала ХХ в. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. — С. 215-218.
3. Государственный архив томской области. Ф. 170. Оп. 7. №49.
4. Конюченко А.И. Некоторые социокультурные характеристики монашествующих православных мужских монастырей России (вторая половина XIX — начало ХХ в.) // Макарьевкие чтения. — Горно-Алтайск: РИО госуниверситета, 2006. — С. 83-89.
5. Павлова Н.И., Гайер И.Н. Православные храмы и народное образование в г. Каинске и уезде // Православные традиции в народной культуре восточнославянского населения Западной Сибири в конце XIX-XX вв. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. — С. 86-92.