Научная статья на тему 'Строительство дорог на заболоченных территориях'

Строительство дорог на заболоченных территориях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2060
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОТА / ТОРФА / ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО / НАСЫПЬ / ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА / ВЫТОРФОВЫВАНИЕ / СПЛАВИННЫЕ БОЛОТА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Халиулина Лилия Эльверовна

В статье анализируются особенности строительства автомобильных дорог на заболоченных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Халиулина Лилия Эльверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Строительство дорог на заболоченных территориях»

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ НА ЗАБОЛОЧЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Халиулина Л.Э.

Халиулина Лилия Эльверовна — инженер II категории, Инженерно-технический центр (филиал), ООО «Газпром добыча Ямбург», г. Новый Уренгой

Аннотация: в статье анализируются особенности строительства автомобильных дорог на заболоченных территориях.

Ключевые слова: болота, торфа, земляное полотно, насыпь, дорожная одежда, выторфовывание, сплавинные болота.

Болотами называются избыточно увлажненные участки местности, на которых большую часть года застаивается вода. Отмирающая болотная растительность разлагается при избытке влаги и недостатке воздуха и образуются отложения торфа.

Если толщина торфа более 0,5 м, болота называются торфяником. Участки, на которых торфяной покров отсутствует, но происходит застой поверхностных вод или систематическое переувлажнение грунтовыми водами, называются заболоченными.

Всегда целесообразно стремиться к обходу болота при условии, что это не вызовет значительного удлинения и извилистости автомобильной дороги.

Болота целесообразно пересекать в наиболее узком и мелком месте; при пересечении сплавинных болот следует избегать положения трасы по крутым склонам водоема, где возможно сползание земляного полотна.

Необходимо внимательно изучать гидрологический режим болот, пересекаемых автомобильными дорогами. Насыпь, прорезающая торф или уплотнившая его своим весом, создает препятствие проходу воды и может вызвать накопление воды с верхней стороны и активизировать процессы заболачивания [1].

Наиболее желательно пересекать болота перпендикулярно к направлению течения воды.

Полевые работы, включая топографические и геодезические работы (съемка плана, продольных и поперечных профилей), а также обследования болот путем зондировки, отбора и изучения образцов торфа. Болота зондируют специальными бурами-зондами, снабженными устройствами для отбора образцов торфа.

Земляное полотно на болотах проектируется таким образом, чтобы возвышение низа дорожной одежды над поверхностью болота удовлетворяло требованиям к местам с длительным стоянием поверхностных вод [2].

Поверхность болота обычно имеет весьма малый уклон. Поэтому проектную линию, если её положение не определяется подходами к мостам, проектируют горизонтальной или с маленьким продольными уклонами.

На дорогах с усовершенствованными капитальными дорожными одеждами, при глубине болота до 4 м, при прочном минеральном дне насыпи земляного полотна возводят с посадкой на минеральное дно с полным выторфовыванием. Торф предварительно удаляют экскаватором взрыванием на выбор или другими способами. Откосы земляного полотна ниже поверхности болота могут в зависимости от плотности торфа иметь различную крутизну - от 1:0 (отвесные) до 1:0,5 (обратные). На дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд, на болотах с устойчивыми торфами можно возводить земляное полотно с использованием несущей способности торфа без выторфовывания или частичным выторфовыванием, чтобы толщина оставшегося под насыпью торфа после уплотнения составила при переходных покрытиях не более 1/3, а при низших -1/2 толщины минеральной части насыпи. Такое ограничение необходимо, чтобы при упругих просадках земляного полотна прогибы дорожной одежды не достигли величин, которые могли бы вызвать их разрушения.

Под воздействием веса насыпи, дорожной одежды и веса проезжающих автомобилей торф под насыпью сжимается. Осадка земляного полотна может длиться несколько лет.

Наиболее эффективным методом ускорения осадки является ускорение вертикальных песчаных дрен диаметром 30-40 см, размещаемых по расчету через 2-3 м. Действие вертикальных дрен основано на сокращении пути фильтрации воды, выжимаемой их оснований.

На болотах со сравнительно жидким торфом, способным выжиматься из-под насыпи в стороны, притеняют конструкцию земляного полотна с дренажными прорезями. При ширине земляного полотна 10-12 м делают 4-5 прорезей.

Для отвода воды от земляного полотна, вдоль насыпи не ближе чем в 2 м устраивают боковые канавы глубиной 06-1, 0 м с продольным уклоном не менее 20%о. Из канав следует делать отводы для сброса воды в пониженные места. Крутизну откосов канав принимают в зависимости от плотности торфа (обычно 1:1 -1:0,75), а ширину канавы по дну-0,5 м. На сплавинных болотах канавы не устраивают, чтобы не ослабить сплавину.

При пересечении болот, дно которых имеют большой поперечный уклон, необходимо проверять устойчивость насыпей против бокового смещения. Смещение может возникнуть как у насыпей, посаженных на дно болота, так и у насыпей, возведенных методом частичного выторфовывания, когда под весом насыпи происходит боковое выжимание торфа, приводящее к разрушению. При недостаточной устойчивости в проекте необходимо предусмотреть полное выторфовывание и выравнивание дна болота. При поперечном уклоне дна болота более 100%о рекомендуется его выровнять, сделать на нем уступы или взрыхлить взрывами.

Список литературы

1 СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог. М.: Стройиздат, 1973.

2 Евгеньев И.Е., Казарновский В.Д. Земляное полотно автомобильных дорог на слабых грунтах. М.: Транспорт, 1976. 270 с.

3 СП 34.13330.2012 - Автомобильные дороги. М.: Госстрой России, 2013.

КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ IP ATC НА БАЗЕ ASTERISK Ткач К.В.1, Пономарев А.Д.2

'Ткач Ксения Вадимовна — магистрант, 2Пономарев Андрей Дмитриевич — аспирант, кафедра компьютерных систем и сетей, факультет информатики и систем управления, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

г. Москва

Аннотация: говоря об Asterisk, можно говорить о VoIP-сетях. VoIP-сети на сегодняшний день достаточно популярны, ведь многие компании не обходят стороной IP-телефонию. Однако стоит задуматься об основных видах угроз VoIP-сетей: перехват сессии и манипулирование данными, проникновение в сеть организации через уязвимости, появившиеся при разворачивании IP-телефонии, подмена и взлом пользовательских данных, ограничение доступности, DoS-атаки, направленные на ухудшение сервисов, перехват/перепродажа трафика. Опираясь на виды и влияние угроз, а также на особенности Asterisk, решение защиты такой IP АТС можно рассматривать со стороны сети и со стороны сервера. Ключевые слова: Asterisk, VoIP, защита информации.

Первым и огромным шагом к обеспечению безопасности должно быть верное проектирование сети. Вы ошибетесь и попадете в зону рисков, если спроектировали сеть таким образом, как показано на рисунке 1:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.