Научная статья на тему 'Строительство Донского и Сталинградского оборонительных рубежей в 1941-1942 г. Г'

Строительство Донского и Сталинградского оборонительных рубежей в 1941-1942 г. Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
993
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОНА / СТРОИТЕЛЬСТВО / РУБЕЖ / УКРЕПЛЕНИЕ / ФОРТИФИКАЦИЯ / ДОН / РОСТОВ-НА-ДОНУ / СТАЛИНГРАД / КРАСНАЯ АРМИЯ / ВЕРМАХТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведев Максим Валерьевич

Статья посвящена особенностям строительства Донского и Сталинградского оборонительных рубежей в 1941-1942 гг. В исследовании анализируется организация строительных работ и влияние природного фактора на качество построенной обороны, а также эффективность использования рубежей в ходе оборонительных сражений Красной армии на этом участке фронта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Медведев Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Строительство Донского и Сталинградского оборонительных рубежей в 1941-1942 г. Г»

УДК 94(47).084.8

Медведев Максим Валерьевич

стажер-исследователь Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук [email protected] Maxim V. Medvedev

Institute of Social-economic and Humanities Researches of Southern Scientific Center of Russian Academy of Science [email protected]

Строительство Донского и Сталинградского оборонительных

рубежей в 1941-1942 гг.*

Construction of the Don and Stalingrad Defensive Line in 1941-1942

Аннотация. Статья посвящена особенностям строительства Донского и Сталинградского оборонительных рубежей в 1941-1942 гг. В исследовании анализируется организация строительных работ и влияние природного фактора на качество построенной обороны, а также эффективность использования рубежей в ходе оборонительных сражений Красной армии на этом участке фронта.

Ключевые слова: оборона, строительство, рубеж, укрепление, фортификация, Дон, Ростов-на-Дону, Сталинград, Красная армия, вермахт.

Abstract. Article is devoted to the construction features the Don and Stalingrad defensive lines in 1941-1942. The study analyzes the organization of construction works and the influence of natural factors on the quality of defense, as well as efficiency frontiers on the defensive battles of the Red Army in this sector.

Keywords: defense, construction, abroad, strengthening, fortification, Don, Rostov-on-Don, Stalingrad, Red Army, Wehrmacht.

В любой войне важным условием сдерживания врага и залогом победы является заранее подготовленная оборона. Одним из главных факторов, повлиявших на боевые действия в 1941-1942 гг. на юге СССР, стало состояние оборонительных рубежей по реке Дон в Сталинградской и Ростовской областях.

Осенью 1941 г. на южном участке советско-германского фронта немецкая группа армий «Юг» (6, 11, 17-я полевые и 1-я танковая армии) наносила удар на Ростов-на-Дону, стремясь выйти на Кавказ. Поэтому Ставка ВГК приняла решение подготовить на юге стратегические рубежи обороны, в том числе и в полосе большой излучины Дона. Это решение легло в основу постановления ГКО СССР № 782 от 13 октября 1941 г. об оборонительном строительстве. 22 октяб-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований № 14-01-00300 «Большая излучина Дона - место решающих сражений Великой Отечественной войны (19421943 гг.)»

ря ГКО принял постановление № 830 о создании местных городских комитетов обороны. Они включали в свой состав руководителей областных, городских, партийных и советских органов, НКВД и решали важнейшие вопросы в прифронтовой полосе, в том числе и оборонительного строительства. Первоначально работами на стратегических рубежах обороны занималось Главное управление оборонительных работ НКВД и управления оборонительного строительства Главном военно-инженерном управлении Красной армии.

Ростовский обком партии попытался организовать строительство оборонительного рубежа на подступах к городу. Планировалось до 3 ноября 1941 г. мобилизовать гусеничные трактора и автогужевой транспорт. Инженерному управлению СКВО разрешалось выполнять вырубку лесов местного значения и разборку зданий по согласованию с местными органами власти [11, д. 318, л. 36-37]. Но быстрое продвижение 1-й танковой армии сорвало эти планы. 17 ноября началось сражение на подступах к Ростову-на-Дону. Несмотря на сопротивление советских войск, противник прорвался в город. 21 ноября главные силы 56-й армии отошли на южный берег Дона, взорвав переправы. В ходе советского контрнаступления Ростов был освобожден, а вермахт отступил на рубеж по высотам западного берега реки Миус [2, с. 150-151]. До вторжения противника в Ростов было построено лишь 21 долговременное сооружение, но без всякой системы огневого взаимодействия. Объявленная мобилизация населения на рытье оборонительных сооружений запоздала. Только после освобождения города начала проводиться систематическая работа по усилению оборонительных рубежей вокруг Ростова, да и то после жесткого указания Ставки ВГК.

Согласно постановлению ГКО от 13 октября 1941 г. № 787, началось формирование саперных армий в крупных областных центрах. К ноябрю эти оперативные объединения стали основной силой по выполнению поставленных задач оборонительного характера. В Ростовской области планировалось мобилизовать 300 тыс. чел. для строительства Донского рубежа протяженностью в 450 км от села Кагальник до станицы Верхнекурмоярской. Строительство обводов вели 8-я саперная армия и 8-е управление оборонительного строительства [4]. В конце декабря 1941 г. вокруг Ростова-на-Дону строились три рубежа Ростовского оборонительного района (РОР). РОР располагался на правом берегу Дона, занимая участок в 155 км по фронту и от 20 до 30 км в глубину, охватывая города Ростов и Новочеркасск четырьмя рубежами обороны: «Г», «А», «Тыловым» и «Городским» [5, с. 87].

На среднем Дону, в Сталинградской области поставленные задачи выполнялись 5-й саперной армией и Главным управлением оборонительного строительства Наркомата обороны. Сооружение оборонительных рубежей проходило медленно, причиной тому являлся огромный масштаб строительных работ. В период с октября 1941 по январь 1942 гг. Сталинградский городской комитет обороны направлял на возведение внешнего оборонительного обвода гражданских строителей, которые оборудовали противотанковые рвы, эскарпы, траншеи, окопы [9]. Более сложные фортификационные задачи - установку железобетонных дотов, бронеколпаков - выполняли саперные части. Саперы руководили рабочим процессом и у гражданских формирований оборонного

2

строительства. Именно такой подход давал более качественный результат при строительстве рубежей обороны.

Существенные трудности при возведении рубежей создавали погодные сезонные условия, особенно в зимнее время. Личному составу военно-строительных колонн требовались пункты обогрева, теплая одежда, горячее питание, медицинская помощь и регулярная смена. Все это часто предоставлялось с перебоями, что негативно сказывалось на состоянии здоровья строителей и на качестве возводимых ими сооружений. По воспоминаниям жительницы Сталинградской области Л.М. Сысыкиной: «Снова надо было строить оборонительные сооружения, теперь уже в Даниловском районе. Земля не копалась, спина не разгибалась, желудок сводило от голода. Но вокруг были такие же, как я, а то и похилее. Все копали молча, борясь с лопатой, которая сопротивлялась и выскальзывала из ослабших рук» [1, с. 21].

К концу 1941 г. в Сталинградской области были сооружены обводы: внешний по рубежам «О», «М», «В», «Д» и «П»; средний обвод «К», «Т» и «Б»; внутренний обвод по рубежам «С» и «А». Общая длина проделанных земляных работ составила 3860 км. По решению ГКО от 27 декабря 1941 г., строительство государственного рубежа обороны от реки Медведицы и по Дону с января 1942 г. приостановилось. Такое решение обосновывалось необходимостью мобилизации трудовых ресурсов на работы по сохранению хлебного запаса. Но весной оборонительное строительство возобновилось [9].

С 17 января 1942 г. по указаниям военных советов Южного фронта и 56-й армии начались строительные работы по сооружению полевых укреплений новой полосы обороны от кургана Баба Армянская до села Миллерово Куйбышевского района Ростовской области [11, д. 324, л. 103-105].

В весенний период важным делом стало восстановление и приведение в порядок оборонительных сооружений после паводка [3]. Принимались меры к приведению оборонительных рубежей в полную боевую готовность. Развертывание работ по рубежу «Г» РОРа затруднялось из-за отсутствия древесины, необходимой для землянок. Для ускорения работ на рубежах применялись взрывные действия. 20 января руководство 4-го строительного района на рубеже «А» заявило, что все работы, кроме маскировочных, завершены. Однако на многих участках даже не было начато строительство противотанковых рвов, эскарпов и ходов сообщений. Основной причиной отставания были недостатки в мобилизации населения Ростова. Решения обкома ВКП(б) о мобилизации рабочей силы в районах города выполнялись на четверть. Так, к 25 марта Сталинский район выполнил задание на 21 %, а Кировский - на 25 %. Задержка строительных работ происходила и из-за сильных морозов и метелей [10, д. 2, л. 170-173].

6 апреля была организована проверка состояния оборонительных сооружений на тыловых рубежах в районах и городах Ростовской области: «Левый берег Дона», «Северский Донец», «Цымла-Чернышевка», «Г» РОРа. Проверка выявила плохое состояние рубежей обороны, существенно пострадавших не только из-за погодных условий, но и из-за расхищения населением строительных материалов. Внутригородские сооружения также были в неудовлетвори-

тельном состоянии. Многие противотанковые рвы, вырытые по улицам Ростова, не соответствовали нормам [11, д. 342, л. 2-3].

12 мая 1942 г. по указанию автодорожного отдела Южного фронта началось строительство мостов через реки Дон и Северский Донец. 3 июня Ростовский обком ВКП(б) и исполком Ростовского областного совета депутатов трудящихся приняли план постройки мостов: на реке Дон - у станицы Цымлян-ской, под нагрузку 16 т - до 5 июля; у станицы Константиновской, под нагрузку 30 т - до 1 июля; на реке Северский Донец: у хутора Усть-Быстрого, под нагрузку 16 т - до 1 июля; у хутора Усть-Быстрянского, под нагрузку 30 т - до 15 июня; у хутора Авиловского, под нагрузку 9 т - до 25 июня. [11, д. 351, л. 113]. Краткие сроки строительства мостов и отсутствие лесоматериала заставляли использовать деревянные бочки. К 20 июня подготавливался мост в створе Буденновского проспекта в Ростове-на-Дону для пропуска танков и автомашин. Для переправ использовали баржи завода «Красный моряк». По указанию командования Юго-Западного фронта возводились переправы через Дон в станицах Казанской и Вешенской [11, д. 352, л. 139-140]. Наплавные низководные мосты на бочках через реки Северский Донец и Дон строились у хутора Ави-ловского, станиц Константиновской и Багаевской [11, д. 353, л. 46-47].

Главным препятствием в создании рубежей обороны летом 1942 г. стала обстановка на советско-германском фронте [17, с. 134-135]. После майских боев под Харьковом 4-я танковая армия генерала Г. Гота прорвала 28 июня советский фронт и 4 июля вышла к Воронежу. 6 июля немецкие части вдоль Дона устремились на юг, осуществляя план по захвату Ростова. Сталинград тоже оказался под угрозой захвата. В сложившейся обстановке войска Юго-Западного и правого крыла Южного фронта были отведены на восток. Силами 51-й армии организовывалась оборона по южному берегу Дона, от Верхнекур-моярской до Азова [6, с. 72-76]. 17-я немецкая армия 19 июля перешла в наступление с Миусского рубежа. Южный фронт, отступая, занял РОР силами 56-й армии западнее Ростова. Но 24 июля 1942 г. Ростов пал, войска Южного фронта отошли на левый берег Дона, взорвав переправы. Ослабленные советские армии не сумели закрепиться на недостроенных и разрушенных весенним паводком оборонительных рубежах донского левобережья и отступили на юг. Ворота на Кавказ для противника были открыты.

Сталинградский комитет обороны, понимая всю опасность ситуации, с 12 июля 1942 г. ускорил оборонительное строительство. На предприятиях города увеличилось производство дотов, бронеколпаков, противотанковых ежей, колючей проволоки и строительного инструмента. На учет бралась вся имевшаяся трофейная и бракованная бронетехника. В это время начал возводится Сталинградский рубеж «Г» [8, с. 381-387]. За весь период оборонительных работ в городе было возведено до 2500 погонных метров траншей, 200 ДЗОТов, 37 ДОТов, 450 блиндажей и убежищ, 320 баррикад, переоборудовано к обороне 186 зданий [4].

6-я полевая и 4-я танковая армии вермахта пытались сходу пробить советскую оборону по Дону, чтобы выйти к Сталинграду и Волге. Немецкий офицер К. Подевильс, будучи военным корреспондентом, записал в своем дневнике

4

в сентябре 1942: «Русская оборона имеет систему долговременных огневых точек и окопов. Глубокий и широкий, в несколько метров, противотанковый ров. Он является ее связующей основой. В траншеях, образующих ломаную линию, установлены минометы, которые стреляют вверх, для них не существует понятия не простреливаемой («мертвой») зоны. Ров был буквально нашпигован русскими минометами» [7, с. 137]. Но в сентябре боевые действия уже шли в самом городе. Бойцы и командиры 62-й и 64-й армий использовали в качестве оборонительных позиций развалины зданий и цехов предприятий Сталинграда. Четыре попытки Донского, Сталинградского и Юго-Восточного фронтов замкнуть кольцо вокруг 6-й армии Ф. Паулюса в сентябре-октябре 1942 г. потерпели неудачу. Лишь в ходе контрнаступления советских войск с 19 по 30 ноября 1942 г. удалось изолировать армию Ф. Паулюса. При этом она использовала уцелевшие советские фортификационные сооружения, ДОТы и ДЗОТы для организации своей обороны. Тем не менее, в ходе операции «Кольцо» советским войскам с 10 января по 2 февраля 1943 г. удалось ликвидировать группировку Паулюса.

Таким образом, с октября 1941 по сентябрь 1942 гг., на Дону и под Сталинградом была проведена огромная работа по строительству оборонительных сооружений. К моменту вторжения вермахта и его союзников в Ростовскую область в октябре 1941 г. заранее подготовленной обороны у советских войск не оказалось. Масштабное строительство рубежей Ростовского оборонительного района началось лишь после освобождения города. Эти рубежи имели противотанковые рвы, эскарпы, проволочные заграждения, минные поля, и около 80 ДОТов. Но темпы выполнения работ не соответствовали запланированным нормам. Весной, после таяния снега и разлива рек, многие уже построенные укрепления в пойме Дона оказались затоплены и пришли в негодность. К лету полностью восстановить оборонительные рубежи не успели.

Возведенные укрепления не позволили сдержать врага. Ростов-на-Дону во второй раз был захвачен вермахтом и его союзниками. Внешний обвод Сталинградского рубежа обороны задержал войска вермахта всего на месяц. Несмотря на значительный масштаб проделанных работ, построенные рубежи на Дону и под Сталинградом летом и осенью 1942 г. не смогли стать непреодолимой обороной для противника.

Литература

1. Битва, изменившая мир! Воспоминания участников Сталинградской битвы спустя 70 лет. Волгоград: Волга-Медиа, 2013. - 410 с.

2. Краснознаменный Северо-Кавказский. Ростов-на-Дону: Ростов. кн. изд-во, 1978. - 336 с.

3. Krinko E.F. Spring Flooding and Its Consequences for the Soviet Defenses against the Wehrmacht at the Lower Don in 1942 // Военный сборник. Российский военный журнал. 2014.- Т. 3. № 1. - С. 41-50.

4. Маляров В.Н. Строительный фронт в годы Великой Отечественной войны. Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941-1945 гг. URL: http://www.szst.ru/library/malyarov/ (дата обращения 4.04.2014).

5. Матишов Г.Г., Афанасенко В.И., Кринко Е.Ф. Миус-фронт в Великой Отечественной войне. 2-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦРАН, 2011. - 228 с.

6. Огненные рубежи. Военно-исторический очерк. Ростов-на-Дону: Ростов. кн. изд-во, 1976.- 224 с.

7. Подевильс К. Бои на Дону и Волге. Офицер вермахта на Восточном фронте. 1942-1943. М.: Центрполиграф, 2010. -191 с.

8. Сталинград 1942-1943. М.: Изд-во «Библиотека», 1995. - 424 с.

9. Строительство оборонительных рубежей на территории Сталинградской области осенью 1941 - летом 1942 гг. URL: http://kua.volganet. ru/activity/folder_9/folder_1/downloads/909125df-e6f2-2c10-6bac-fd922eecb239 (дата обращения 4.04.2014).

10. Центр документации новейшей истории Ростовской области (далее - ЦДНИРО). - Ф. 3. - Оп. 2.

11. ЦДНИРО. - Ф. 9. - Оп. 1.

12. Штейдле Л. От Волги до Веймара. М.: Прогресс, 1973. - 421 с.

Literature

1. Battle that changed the world! Memories of the Battle of Stalingrad participants 70 years later. Volgograd: Volga-Media, 2013. - 410 р.

2. The Red Banner Northern Caucasus. Rostov-on-Don: Rostov. Book Publishers, 1978. - 336р.

3. Krinko E.F. Spring Flooding and Its Consequences for the Soviet Defences againstthe Wehrmacht at the Lower Don in 1942 // Voennyi Sbornik. Russian military journal. 2014.- Т. 3. № 1. - P. 41-50.

4. Malyarov V.N. Building the front during the Great Patriotic War. Creation of strategic milestones and bridgeheads for defensive operations of the armed forces during the war of1941-1945. URL: http://www.szst.ru/library/malyarov/ (date accessed 04.04.2014).

5. Matishov G.G., Afanassenko V.I., Krinko E.F. Mius-Front in World War II. 2nd ed., rev. and exp. Rostov-on-Don: SSC RAS Publishers, 2011. - 228 p.

6. Fire boundaries. Military-historical essay. Rostov-on-Don: Rostov. Book Publishers, 1976. - 224р.

7. Podevils K. Battles on the Don and Volga. Wehrmacht officer on the Eastern Front. 1942-1943. M.: Tsentrpoligraf 2010. -191 p.

8. Stalingrad 1942-1943. Moscow: Publishing House «Library», 1995. -

424 р.

9. Construction of defensive lines in the territory of the Stalingrad area in autumn 1941 - summer 1942. URL: http://kua.volganet. ru/activity/folder_9/folder_1/downloads/909125df-e6f2-2c10-6bac-fd922eecb239 (date accessed 04.04.2014) .

10. Documentation Center of the modern history of the Rostov region (DCMHRR). - F. 3.- Inv. 2.

11. DCMHRR. F. 9. Inv. 1.

12. Shteydle L. From the Volga to Weimar. Moscow: Progress, 1973. - 421

p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.