Научная статья на тему 'Строительство бетонно-композитных мостов'

Строительство бетонно-композитных мостов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВИАМ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / COMPOSITE MATERIALS / ПЛЕТЕНИЕ / WEAVING / ИНФУЗИЯ / INFUSION / СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТОВ / BRIDGE CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Коротков И.А., Борщев А.В., Караваев Р.Ю., Власенко Ф.С.

При возведении железобетонных и металлических мостов одними из главных недостатков являются низкая скорость и высокая стоимость строительства. Возможным вариантом решения данных проблем является применение композиционных материалов. В работе рассматривается возможность применения плетеных преформ при строительстве мостов и проводится сравнение скорости и стоимости строительства с железобетонными и металлическими мостами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Коротков И.А., Борщев А.В., Караваев Р.Ю., Власенко Ф.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF CONCRETE-COMPOSITE BRIDGES

One of the main disadvantages of ferroconcrete and metal bridges construction, are low speed and high cost. A possible way to solve these problems is a usage of composite materials. A possibility of application of braided preforms during a construction of bridges and comparison of the speed and cost of construction with ferroconcrete and metal bridges is considered in this article

Текст научной работы на тему «Строительство бетонно-композитных мостов»

УДК 624.6.012.2

И.А. Короткое1, А.В. Борщев1, Р.Ю. Караваев1, Ф.С. Власенко1 СТРОИТЕЛЬСТВО БЕТОННО-КОМПОЗИТНЫХ мостов

Л/Го возведении железобетонных и металлических мостов одними из главных недостатков являются низкая скорость и высокая стоимость строительства. Возможным вариантом решения данных проблем является применение композиционных материалов. В работе рассматривается возможность применения плетеных преформ при строительстве мостов и проводится сравнение скорости и стоимости строительства с железобетонными и металлическими мостами.

Ключевые слова: композиционные материалы, плетение, инфузия, строительство мостов.

One of the main disadvantages of ferroconcrete and metal bridges construction, are low speed and high cost. A possible way to solve these problems is a usage of composite materials. A possibility of application of braided preforms during a construction of bridges and comparison of the speed and cost of construction with ferroconcrete and metal bridges is considered in this article

Keywords: composite materials, weaving, infusion, bridge construction.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal state unitary enterprise «All-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation] E-mail: admin@viam.ru

Введение

В мировой промышленности все более широко внедряются полимерные композиционные материалы (ПКМ), расширяются области и объемы их применения. Такие материалы позволяют изготавливать детали с гарантированным уровнем прочностных свойств при существенном снижении массы, придавать деталям необходимые физические и химические характеристики в зависимости от реальных условий эксплуатации, обеспечивать повышение надежности и долговечности машин по сравнению с традиционными конструкциями. Изделия из ПКМ весьма технологичны: для их изготовления требуется минимальный объем механической обработки, существенно меньшая, чем обычно, трудоемкость сборки, простые методы и средства коррозионной защиты и т. д. [1-4].

В настоящее время ПКМ - стекло-, угле- и органопластики - благодаря своим уникальным свойствам нашли применение в различных видах отраслевой промышленности. Существует большое количество методов получения изделий из ПКМ, одним из которых является инфузия плетеных заготовок [5, 6].

Инфузия - метод получения изделий из ПКМ методом пропитки под давлением. Подача связующего в форму происходит не за счет избыточного давления, а за счет атмосферного. Применение данной технологии позволяет сократить продолжительность формования на 20-30% по сравнению с RTM-тexнoлoгиeй [7].

При пропитке с помощью инфузии плетеных заготовок возможно получение изделий с высокими прочностными характеристиками, что позволяет использовать их в авиационной, транспортной, военной и других отраслях промышленности.

Основными преимуществами такой технологии являются:

- экономичность - небольшие затраты на организацию производства, отсутствие сложного технологического оборудования, гораздо меньший расход связующего, чем при использовании контактного формования;

- экологичность - система закрытая, поэтому снижается выброс мономеров и других летучих веществ в воздушное пространство рабочей зоны;

- формирование сэндвич-структуры (из наполнителя и вспомогательных материалов) изделия производится до пропитки связующим, что дает возможность изменения состава наполнителя и более тщательной выкладки;

- в процессе инфузии воздух удаляется из изделия практически полностью с помощью вакуумного насоса, что хорошо сказывается на прочности изделия.

Производство конструкций сложного профиля с помощью стандартных технологий становится проблематичным из-за сложности раскроя препрегов и необходимости применения ручной выкладки в зонах сложных переходов. Одним из решений данной проблемы является использование плетеных преформ, которые характеризуются высокой подвижностью нитей и способны создавать криволинейные поверхности сложной формы.

Применение плетеных преформ имеет такие преимущества, как сокращение цикла производства сложных деталей, снижение стоимости за счет увеличения доли автоматизации процесса, возможность использования в серийном производстве. Технология позволяет за один цикл получать готовое изделие без применения каких-либо дополнительных операций [8]. Например, применение объемно-армирующих преформ, выполненных плетением, в производстве трубчатых конструкций позволяет заменить операцию намотки, что в свою очередь приведет к уменьшению трудоемкости производства (рис. 1).

Рис. 1. Заготовка трубчатой конструкции, изготавливаемая методом плетения фирмой General Electric Aircraft Engines (GEAE)

Область применения изделий на основе плетеных преформ уже достаточно широка, и все большее количество компаний применяют этот процесс и внедряют его в собственное производство. Наиболее традиционными и характерными областями применения изделий на основе плетеных преформ являются авиационная, военная и транспортная промышленности [9, 10].

Использование плетеных преформ позволяет создавать бетонно-композитные мосты, которые представляют собой быстровозводимые конструкции с заливкой бетона

в несъемную опалубку на основе плетеных преформ, полученную на месте строительства, и обладают высокими эксплуатационными характеристиками [11].

Гибридно-композитная система строительства мостов обеспечивает долговечность и функциональные преимущества в сравнении с железобетонными и стальными конструкциями [12, 13].

Сравнение строительства и последующей эксплуатации мостов различной конструкции за жизненный цикл (20 лет) показано на рис. 2.

100 -------

е 80-

композитная Вид мостовой конструкции

Рис. 2. Сравнение строительства и эксплуатации мостов различной конструкции ООО УК «Новый проект» по статьям расходов за 20 лет:

В - экономия средств; □ - эксплуатация; В - строительство; В - комплектация

Преимуществами такой технологии по сравнению с обычным строительством являются [14-16]:

- малые сроки строительства - весь цикл строительства составляет 6-12 дней;

- более низкая стоимость по сравнению с аналогичным железобетонным или металлическим мостом (экономия составляет 20-30%);

- минимальные эксплуатационные затраты, связанные с отсутствием металла и, как следствие, с отсутствием коррозии и необходимости в текущем ремонте;

- длительный срок эксплуатации моста - применяемые материалы обеспечивают более чем 100-летний срок службы без реконструкции;

- конструкция моста состоит из легких элементов, не требующих применения специальной техники при монтаже;

- более высокая коррозионная стойкость и экологическая безопасность сооружения.

Предлагаемая технология позволяет возводить автомобильные и железнодорожные мосты с различными характеристиками, отвечающие всем необходимым эксплуатационным требованиям.

Возведение конструкции моста включает в себя:

- легковесные надувные арочные трубы, усиленные стеклопластиком, которые возможно быстро устанавливать вручную или с применением легкой техники;

- гофрированные листы железа;

- армированный бетон для формирования фундамента мостовой конструкции.

Последовательность строительства бетонно-композитного арочного моста включает в себя следующие этапы (рис. 3):

- демонтаж существующего металлического моста;

- бурение грунта, подготовка и формирование основания;

- установка арок;

- заливка оснований бетоном;

- установка на аркн композиционного покрытия (гофрированные листы);

- заполнение арок бетоном в течение 1 ч;

- заливка композиционного покрытия бетоном;

- установка композиционных торцевых стен;

- заполнение моста ранее вынутым грунтом;

- выравнивание и очистка участка, укладка дорожного покрытия.

Рис. 3. Этапы строительства бетонно-комиозитного моста фирмой Advanced Infrastructure Technologies Inc.

Заключение

Таким образом, процесс строительства бетонно-композитного моста позволяет сократить сроки строительства, повысить коррозионную стойкость мостового сооружения к действию окружающей среды, что увеличивает срок его службы, а также минимизировать потребность в текущем ремонте и, как следствие, затраты на эксплуатацию, повысить экологическую безопасность сооружения.

Сооружение бетонно-композитного моста позволит сэкономить за весь жизненный цикл его эксплуатации ~1 млн рублей при замене железобетонного моста или ~17 млн рублей - при замене стального моста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каблов E.H. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на пе-

риод до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7-17.

2. Гуняев Г.М., Гофин М.Я. Углерод-углеродные композиционные материалы //Авиационные матери-

алы и технологии. 2013. №S1. С. 62-90.

3. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов

//Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231-242.

4. Каблов E.H., Старцев О.В., Кротов A.C., Кириллов В.Н. Климатическое старение композиционных

материалов авиационного назначения. I. Механизмы старения //Деформация и разрушение материалов. 2010. №11. С. 19-27.

5. Слоистый композиционный материал и изделие, выполненное из него: пат. 2185964 Рос. Федерация; опубл. 19.01.2001.

6. Ерасов B.C., Макарычева А.И. Определение модуля упругости межфазной зоны в слоистом поли-

мерном композиционном материале //Авиационные материалы и технологии. 2014. №2. С. 53-55.

7. Малинин H.H. Механика конструкций из композиционных материалов. М.: Машиностроение. 1988.

272 с.

8. Эпоксидная композиция: пат. 2447104 Рос. Федерация; опубл. 05.10.2010.

9. Душин М.И., Хрульков A.B., Мухаметов P.P., Чурсова Л.В. Особенности изготовления изделий из ПКМ методом пропитки под давлением //Авиационные материалы и технологии. 2012. №1. С. 18-26.

10. Способ получения композиционного материала: пат. 2246379 Рос. Федерация; опубл. 25.02.2004.

11. Борщев A.B., Хрульков A.B., Халтурина Д.С. Изготовление низкопористого полимерного композиционного материала для применения в слабо- и средненагруженных конструкциях //Труды ВИАМ. 2014. №7. Ст. 03 (viam-works.ru).

12. Тростянская Е.Б. Пластики конструкционного назначения. М.: Химия. 1974. 303 с.

13. Белозеров Л.Г., Киреев В.А. Композитные оболочки при силовых и тепловых воздействиях. М.: Физматлит. 2003. 388 с.

14. Васильев В.В. Композиционные материалы: Справочник. М.: Машиностроение. 1990. 512 с.

15. Немировский Ю.В., Резников Б.С. Прочность элементов конструкций из композитных материалов. Новосибирск: Наука. 1986. 166 с.

16. Григорьев М.М., Хрульков A.B., Гуревич Я.М., Панина H.H. Изготовление стеклопластиковых обшивок методом вакуумной инфузии с использованием эпоксиангидридного связующего и полупроницаемой мембраны //Труды ВИАМ. 2014. №2. Ст. 04 (viam-works.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.