Научная статья на тему 'Строительство арендных жилых комплексов как новый инструмент реализации государственной жилищной политики'

Строительство арендных жилых комплексов как новый инструмент реализации государственной жилищной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / AFFORDABLE HOUSING / RENTAL HOUSING / HOUSING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Н.А.

Предложены новые формы реализации проектов арендного жилья и даны предложения по оптимальной форме, квартирографии, а также разработан механизм расчета размера ставки за аренду 1 кв.м. в жилых и нежилых помещениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF RENTAL HOUSING COMPLEXES AS A NEW TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE HOUSING POLICY

New forms of implementation of rental housing projects are proposed and suggestions are given for the optimal form, apartment design, as well as a mechanism for calculating the rate for rent of 1 sq. m. in residential and non-residential premises.

Текст научной работы на тему «Строительство арендных жилых комплексов как новый инструмент реализации государственной жилищной политики»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ УРБАНИСТИКА

Галкин Н.А. соискатель galkin.nikolai.a@gmail.com

СТРОИТЕЛЬСТВО АРЕНДНЫХ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: предложены новые формы реализации проектов арендного жилья и даны предложения по оптимальной форме, квартирографии, а также разработан механизм расчета размера ставки за аренду 1 кв.м. в жилых и нежилых помещениях.

Ключевые слова: доступное жилье, арендное жилье, жилищная политика

Повышение доступности жилья уровня и жилищной обеспеченности в настоящее время является одной из актуальных задач, требующих решения на всех уровнях власти - от федерального до местного. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является реализация проектов, направленных на развитие арендного жилья.

Актуальность и целесообразность развития арендного жилья в Российской Федерации обусловлена следующими основными факторами:

- низкая степень доступности жилья для различных категорий граждан;

- недостаточный охват граждан существующими программами жилищного обеспечения;

- повышение спроса на аренду жилья по сравнению с приобретением его в собственность, что обусловлено повышением трудовой мобильности ввиду неравномерного распределения мест приложения труда в Российской Федерации (столицы субъектов, крупные промышленные и деловые центры);

- необходимость повышения прозрачности рынка аренды жилья и сокращения доли «серой» аренды (не закрепленной договорными отношениями и не облагаемой налогами);

- увеличение количества домохозяйств, не имеющих возможности приобрести жилое помещение за счет собственных средств, либо с использованием кредитных и субсидиарных механизмов.

Необходимо отметить, что по итогам проведенного Институтом проблем управления РАН исследования, эффективность управления арендным жильем значительно превосходит прочие виды жилищного управления (товарищество собственников жилья/недвижимости, совет многоквартирного дома, управление УК), что обусловлено приведенными ниже причинами. Во-первых, жилые и нежилые помещения в конкретном объекте арендного фонда принадлежат осуществляющему управление данным объектом собственнику (физическому или юридическому лицу), в связи с чем у нанимателей отсутствует необходимость участвовать в управлении объектом недвижимости. Во-вторых, развитая сеть арендного жилья способствует развитию мобильности населения за счет предоставления широкого спектра квартир в зависимости от потребностей и платежеспособности потенциальных арендаторов. В-третьих, в арендном фонде сходного ценового диапазона формируется сравнительно однородный контингент нанимателей, что позволяет избегать социальной напряженности ввиду разного уровня дохода и различных интересов.

Помимо этого, исходя международного опыта, участие в проектах, направленных на развитие арендного жилья является надежными и экономически выгодными инвестициями.

Необходимо принимать во внимание и российский опыт реализации проектов строительства арендного жилья. Так, со второй половины XIX в. в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и иных крупных городах Российской империи развернулось широкомасштабное строительство доходных домов, которое позволило решить сразу

62

несколько задач - обеспечить жильем различные классы населения, внедрить механизм инвестирования денежных средств, обеспечить развитие строительной отрасли и создать новые рабочие места.

С учетом вышеизложенного, а также сложившейся экономической ситуации, строительство арендного жилья может послужить многофакторным драйвером роста сразу нескольких отраслей: непосредственно строительства, промышленности строительных материалов, жилищной сферы, а также позволит способствовать развитию конкуренции в них.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, реализация проектов строительства арендного жилья является многофакторным драйвером роста, который может способствовать как реализации мер государственной жилищной политики, так и являться стимулом развития предпринимательства и повышения конкуренции в жилищной сфере.

В целях уточнения общественного мнения было проведено анонимное социологическое исследование, респондентами которого являлись 1000 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на очереди на их улучшение в городе Москве, в ходе которого им были заданы вопросы о готовности принять участие как арендатора в реализации проектов арендного жилья, о желаемой величине платы за аренду, возрасте, семейном положении, количестве детей, уровне среднемесячного дохода, сфере деятельности, а также пожеланиях.

По итогам анализа указанного исследования установлено, что абсолютное большинство опрошенных граждан (876 человек, 87,6%) положительно относятся к возможности реализации подобных проектов и выражают желание арендовать жилые помещения, что свидетельствует как о готовности населения к широкому внедрению механизмов аренды, так и о невысокой эффективности существующих программ жилищного обеспечения.

Также, в ходе анализа результатов исследования удалось сформировать две наиболее типичные группы потенциальных арендаторов, основные характеристики которых приведены в таблице 1.

Таблица 1 (авторская)

Первая группа Вторая группа

Возраст 18-30 18-30

Социальное положение Учащийся, специалист с Руководитель небольшого

небольшим опытом работы подразделения, ответственный специалист

Семейное положение Не состоит в браке, либо совместно проживает с партнером Состоит в браке

Наличие детей Нет 1 или 2 ребенка

Среднемесячный уровень 25-40 45-60

дохода на человека,

тыс. руб.

Отдельно стоит отметить, что при выборе жилого помещения арендаторы учитывают комплексность застройки, то есть не только обеспечение жилищем, но и наличие в шаговой доступности необходимого комплекса объектов транспорта, соцкульбыта и общественного обслуживания.

С учетом изложенного, в настоящее время назрела необходимость в формировании новых подходов к развитию арендного жилья. В этой связи предлагается рассмотреть новый

формат реализации проектов в сфере арендного жилья - создание арендных жилых комплексов (АЖК).

Под АЖК подразумевается многоквартирный дом, объединяющий жилые помещения для аренды и нежилые помещения для размещения объектов культурно-бытового обслуживания на условиях аренды, для удовлетворения государственных (муниципальных) требований комплексности застройки и создания комфортных условий проживания на данной территории. При этом, соотношение площадей жилых и нежилых помещений и их назначение определяются как техническими возможностями архитектурно-строительной системы, так и экономической целесообразностью для инвестора, а также необходимостью реализации на данной территории градостроительных требований по комплексности застройки. На первых нежилых этажах предполагается расположение объектов торгово-бытового (магазины, предприятия общественного питания, прачечные, ателье и пр.), социального (образования и здравоохранения) и спортивно-рекреационного (спортивные клубы, секции различной направленности).

Размещение указанных видов предприятий и организаций позволит одновременно решить несколько проблем, связанных с развитием инфраструктуры и обеспечением комплексности застройки.

Прежде всего, это повысит их доступность не только для жителей АЖК, но и для жителей всего квартала, где расположен АЖК, что также позволит обеспечить стабильный уровень спроса на товары и услуги и приемлемый уровень цен на них.

Также необходимо принимать во внимание, что зачастую арендаторами нежилых помещений в многоквартирных домах являются субъекты малого и среднего предпринимательства, в связи с чем появление на рынке новых предложений в кварталах со стабильным уровнем спроса на торгово-бытовые услуги позволит стимулировать их деятельность.

С учетом вышеперечисленных факторов сформирована примерная структура АЖК с дифференциацией по функциональным зонам, а также определен примерный перечень объектов, входящих в эти зоны (схема 1).

Объекты досугового и спортивного назначения

Парковочная зона

При этом, в настоящее время разработаны и успешно внедряются серии многоквартирных домов, соответствующих вышеуказанным требованиям. Так, АО «ЦНИИЭП Жилища» разработана архитектурно-градостроительная система панельно-каркасного домостроения (далее - АГСПКД), основой которого является блок-секционный метод строительства жилых зданий с возможностью использования первых этажей для размещения объектов социального, торгово-бытового, административного назначения.

Предлагаемая АО «ЦНИИЭП жилища» система позволит при планировке городских территорий перейти к квартальной, периметрической застройке, существенно улучшающей градостроительную, архитектурную и эстетическую среду и повышающей степень комфортности проживания граждан. Эффективность архитектурно-градостроительных решений оценивается в первую очередь типизацией проектных решений.

Применение панельно-каркасного домостроения в рассматриваемом случае позволит достичь высоких потребительских характеристик и обеспечить возможность гибкой планировки и трансформации как жилых, так и нежилых помещений в зависимости от потребностей пользователей указанных помещений. При этом, АГСПКД предусматривает возможность изменения планировочных решений на протяжении всего срока жизни здания, в том числе изменение функционального назначения помещений, т.е. переформатирование при необходимости жилых помещений в нежилой фонд. Реализация принципа гибкой планировки и трансформации помещений основана на применении быстросборных лёгких стен и перегородок, в том числе перегородок санитарно-технического узла12.

Очевидно, что при реализации проектов строительства арендного жилья ключевую роль играет величина арендной платы, которая должна обеспечивать компенсацию затрат на строительство и эксплуатацию многоквартирного дома, не ухудшая финансовое положение нанимателей. Соответственно, при установлении указанного размера платы необходимо учитывать как интересы нанимателей, так и наймодателя вне зависимости от модели реализации проекта.

В рамках подготовки настоящего диссертационного исследования проведен анализ ряда факторов, оказывающих влияние на стоимость аренды типовой двухкомнатной квартиры площадью 48-65 кв.м. в типовом многоквартирном доме, возведенном в период с 1980 по 2019 гг.

В качестве основных факторов, оказывающих влияние на стоимость аренды жилого помещения, определены транспортная доступность, месторасположение, комплексность застройки, механическая безопасность, пожарная безопасность, экологическая и санитарно-эпидемиологическая безопасность, безопасность пользователей здания.

Для разработки на основе Х1-Х8 параметра качества жизни (П) использовался подход, аналогичный Стандарту качества проживания, разработанному МНИИТЭП в 2013 г. .

п = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1+1+1

х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, при расчете величины ставки арендной платы необходимо учитывать фактор качества городской среды. В целях учета влияния качества городской среды на величину ставки аренды 1 кв.м. жилого

1 По материалам АО «ЦНИИЭП Жилища» (http://agspkd.ingil.ru/)

2 Дмитриев А.Н., Галкин Н.А. Научно-практическая реализация проектов строительства арендных жилых комплексов// Регион: системы, экономика, управление, 2017. № 2.

3 Дмитриев А.Н., Гурьев В.В., Дорофеев В.М., Лепешкина Е.А. Управление реконструкцией застроенных территорий в соответствии со стандартом качества проживания// Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Плеханова. 12-16 апреля 2017 года/под ред. В.И. Ресина. - М: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Плеханова», 2017.

помещения представляется возможным ввести новый коэффициент качества жизни, рассчитываемый по формуле:

Ш с = ¥

Где:

Q - коэффициент качества жизни;

П - величина показателя для 1-го многоквартирного дома,

Ц - величина показателя для ]-го многоквартирного дома, принятого за аналог для данной территории.

За аналог принимается существующий многоквартирный дом, аналогичный со сравниваемым (в том числе, строящимся или проектируемым) по следующим характеристикам:

- технико-экономические показатели (этажность, год постройки и срок службы, материал стен);

- территориальный принцип (местоположение и стоимость аренды примерно такая же, как и у подлежащего сравнению, определяется посредством анализа данных с крупных порталов недвижимости).

- комплексность застройки (наличие объектов соцкульбыта и транспортной инфраструктуры);

- общая площадь помещения в расчете на одного вселяемого.

По итогам анализа существующих подходов к определению арендной ставки предложен следующий механизм:

= дсп+Е*т) , где

Rар - месячная ставка арендной платы, руб./кв.м;

ГС - сметная стоимость строительства объекта;

E - стоимость эксплуатации и содержания МКД., руб./год.

Т - срок эксплуатации здания до первого капитального ремонта (30 лет);

Sn - площадь жилых (нежилых) помещений, кв.м;

Sобщ - площадь жилых (нежилых) помещений, кв.м;

Q - коэффициент качества жизни;

ARR - рентабельность проекта;

Преимуществом данного подхода является учет сразу нескольких факторов: экономической обоснованности понесенных затрат (сметная стоимость строительства и стоимость эксплуатации), комфортности проживания (коэффициент качества жизни) и заполняемости объекта (коэффициент заполняемости), что позволяет учесть интересы всех участников проекта - инвестора (экономическая эффективность), потребителя (потребительская привлекательность), государства (формирование комфортной городской среды).

Данный подход применим для расчета величины ставки арендной платы за 1 кв.м. как в жилом, так и в нежилом помещении.

Также, по итогам анализа сложившейся отечественной практики и международного опыта определены следующие экономические механизмы реализации проектов строительства АЖК с учетом конкретных примеров:

- субсидирование процентной ставки по кредитам на уровне 8%;

- установление платы за подключение на льготном уровне;

- предоставление земельного участка на льготных условиях.

Таблица 2 (авторская)

Масштаб проекта Величина, на которую снизится себестоимость строительства с учетом мер государственной поддержки, %

Точечная застройка (один объект) 19,84%

Группа домов (два-три объекта) 23,78%

Квартальная застройка (четыре и более) 25,86%

Расчет мер государственной поддержки был осуществлен исходя из следующих положений:

1. Субсидирование процентной ставки по кредитам предполагается в целях удержания указанной ставки на уровне 8%, при условии, что в настоящее время кредиты предоставляются девелоперам на уровне 25%.

2. Установление льготной платы за подключение к сетям коммунальной инфраструктуры.

3. Предоставление земельного участка на льготных условиях и без проведения конкурсных процедур

Помимо этого, целесообразно освобождение организаций-участников проектов строительства арендного жилья от уплаты части налога на прибыль в размере 17% (направляемой в региональный бюджет), что позволит, прежде всего, повысить инвестиционную привлекательность указанной сферы, а также сократить срок окупаемости указанных проектов.

Применение вышеуказанных мер позволит снизить себестоимость строительства и, соответственно, сократить срок окупаемости проектов, что, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на развитие рынка арендного жилья посредством как нового строительства объектов арендного фонда, так и реконструкции имеющихся многоквартирных домов, в том числе в рамках концессионных соглашений.

Во избежание проникновения на указанный рынок недобросовестных организаций, предлагается рассмотреть возможность применения указанных стимулирующих мер исключительно к организациям, соответствующим следующим критериям:

- отсутствие задолженности по заемным и кредитным платежам, налогам и сборам;

- безубыточная деятельность по результатам прошлых финансовых периодов;

- отсутствие судебных решений о наложении ареста на имущество организации, заморозки счетов;

- в отношении организации не ведется дело о финансовой несостоятельности (банкротстве).

С учетом изложенных выше предложений, сформирован организационно-экономический механизм реализации проектов строительства арендных жилых комплексов. Предлагаемый в рамках настоящего исследования механизм предполагает участие различных инвесторов, в т.ч. крупных банков (ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ») и/или других частных инвесторов в организации финансирования в целях строительства дома за счет собственных средств. При этом заинтересованное в развитии арендного жилья и, соответственно, решении проблем жилищного обеспечения правительство субъекта Российской Федерации может предоставить инвестору гарантии заселения указанного дома, субсидировать процентную ставку, а также возможность льготного выделения земельных

участков и подключения к инженерной и коммунальной инфраструктуре. Со стороны ОАО «АИЖК» и бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовая поддержка путем софинансирования процентной ставки. Величина платы за наем в таком доме предусматривает возмещение расходов на управление многоквартирным домом и его эксплуатацию, а также желаемый уровень текущей доходности собственника. Нанимателям с низкими доходами могут предоставляться субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с нормами действующего законодательства.

Ниже приведен организационно-экономический механизм управления проектами строительства арендного жилья (схема 2), выполненный на основе данной модели с учетом изложенных в рамках настоящего исследования требований к комплексности застройки и безопасности проживания. Ключевым элементом данного механизма является определение и расчет ставки аренды 1 кв.м. жилого (нежилого) помещения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема 2.

Услуги

На первом этапе, по завершении расселения включенных в Программу реновации

жилищного фонда в городе Москве многоквартирных домов, Правительством Москвы осуществляется отбор соответствующих обозначенным в Главе 2 настоящего исследования критериям организаций и последующее им предоставление земельных участков на льготных условиях в рамках мер государственной поддержки.

На втором этапе в целях формирования экономической модели и дальнейшего расчета себестоимости в рамках настоящего исследования предлагается воспользоваться предложенными в рамках второй главы настоящего исследования формулой расчета ставки арендной платы и величиной экономии, возникающей при применении мер государственной поддержки. Далее, исходя из вышеизложенных показателей, осуществляется проектирование объекта арендного фонда с учетом установленных ГПЗУ показателей, определяется стоимость строительства объекта.

По завершении стадии строительства многоквартирного дома управляющей компанией осуществляется распределение жилых и нежилых помещений, а на стадии эксплуатации также сбор арендных платежей.

Исходя из выполненных посредством разработанной модели расчетов, минимальный срок окупаемости проекта строительства АЖК достигается при строительстве группы домов и квартальной застройке и составит 10 лет от момента начала проекта (7 лет с момента

заселения). Указанный срок окупаемости соответствует ожиданиям потенциальных инвесторов и позволит эффективно реализовать рассматриваемый проект строительства АЖК. При этом, применение квартальной застройки позволит повысить комфортность проживания.

Выполненные в рамках исследования расчеты демонстрируют преимущество предлагаемой модели реализации АЖК перед уже построенными многоквартирными домами:

- ниже себестоимость строительства за счет применения инновационных технологий каркасно-панельного домостроения;

- ниже срок окупаемости за счет более низкой себестоимости строительства;

- наличие гибких планировок дает большую вариативность планировочных решений.

Подводя итог, стоит отметить, что на настоящем этапе развития жилищного хозяйства и жилищной политики в Российской Федерации именно арендное жилье позволит перейти на качественно новый уровень их развития. Только взаимные усилия бизнеса, общества и государственных органов всех уровней позволят окончательно сформировать прозрачный и конкурентный рынок аренды жилья.

Литература:

1. Административные округа г. Москвы. Статистический сборник. - М., 1991-2018.

2. Бойко М.В., Шепель А.Н. Доходный дом: вчера, сегодня, завтра: моногр.- М.: ИИУ МГОУ, 2014.

3. Галкин Н.А. Организационно-экономический механизм управления проектами строительства арендных жилых комплексов. - М.: Издательство «Спутник +», 2019.

4. Горюшкин А.А. Строительство арендного жилья - проблемы и перспективы// Интерэкспо Гео-Сибирь,, 2014. № 1. Том 3.

5. Дмитриев А.Н., Галкин Н.А. Научно-практическая реализация проектов строительства арендных жилых комплексов// Регион: системы, экономика, управление, 2017. № 2.

6. Дмитриев А.Н., Галкин Н.А. Реализация проектов строительства арендных жилищных комплексов как мера развития рынка аренды жилья, Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Плеханова. 12-16 апреля 2017 года/под ред. В.И. Ресина.- М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Плеханова», 2017.

7. Материалы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

8. Николаев С.В. Еще раз о «Доступном и комфортном жилье - гражданам России. - М., 2010.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы».

11. Скоблицкая Ю.А. Архитектурно-планировочная организация обслуживания в многоэтажных жилых комплексах в крупнейших городах. - Ростов-н/Д: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2013.

12. Тарханова Е.В. Развитие экономического механизма регулирования доступности жилья на территориальных рынках недвижимости. - Пенза: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», 2016.

13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

14. Social Housing in Europe, C. Whitehead, K. Scalon, published by LSE London, London School of Economics and Political Science, 2008-2016.

References:

1. Administrativnye okruga g. Moskvy. Statisticheskij sbornik. - M., 1991-2018.

2. Bojko M.V., SHepel' A.N. Dohodnyj dom: vchera, segodnya, zavtra: monogr.- M.: IIU MGOU, 2014.

3. Galkin N.A. Organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm upravleniya proektami stroitel'stva arendnyh zhilyh kompleksov. - M.: Izdatel'stvo «Sputnik +», 2019.

4. Goryushkin A.A. Stroitel'stvo arendnogo zhil'ya - problemy i perspektivy// Interekspo Geo-Sibir',, 2014. № 1. Tom 3.

5. Dmitriev A.N., Galkin N.A. Nauchno-prakticheskaya realizaciya proektov stroitel'stva arendnyh zhilyh kompleksov// Region: sistemy, ekonomika, upravlenie, 2017. № 2.

6. Dmitriev A.N., Galkin N.A. Realizaciya proektov stroitel'stva arendnyh zhilishchnyh kompleksov kak mera razvitiya rynka arendy zhil'ya, Sovremennye problemy upravleniya proektami v investicionno-stroitel'noj sfere i prirodopol'zovanii: materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 110-letiyu REU im. Plekhanova. 12-16 aprelya 2017 goda/pod red. V.I. Resina.- M.: FGBOU VPO «REU im. Plekhanova», 2017.

7. Materialy Ministerstva stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossijskoj Federacii.

8. Nikolaev S.V. Eshche raz o «Dostupnom i komfortnom zhil'e - grazhdanam Rossii. - M., 2010.

9. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 323 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami grazhdan Rossijskoj Federacii».

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 № 1050 «O federal'noj celevoj programme «ZHilishche» na 2015 - 2020 gody».

11. Skoblickaya YU.A. Arhitekturno-planirovochnaya organizaciya obsluzhivaniya v mnogoetazhnyh zhilyh kompleksah v krupnejshih gorodah. - Rostov-n/D: FGAOU VPO «YUzhnyj federal'nyj universitet», 2013.

12. Tarhanova E.V. Razvitie ekonomicheskogo mekhanizma regulirovaniya dostupnosti zhil'ya na territorial'nyh rynkah nedvizhimosti. - Penza: FGBOU VPO «Penzenskij gosudarstvennyj universitet arhitektury i stroitel'stva», 2016.

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. № 600 «O merah po obespecheniyu grazhdan Rossijskoj Federacii dostupnym i komfortnym zhil'em i povysheniyu kachestva zhilishchno-kommunal'nyh uslug».

14. Social Housing in Europe, C. Whitehead, K. Scalon, published by LSE London, London School of Economics and Political Science, 2008-2016.

CONSTRUCTION OF RENTAL HOUSING COMPLEXES AS A NEW TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE HOUSING POLICY

Galkin N.A. applicant

galkin.nikolai.a@gmail.com

Abstract: new forms of implementation of rental housing projects are proposed and suggestions are given for the optimal form, apartment design, as well as a mechanism for calculating the rate for rent of 1 sq. m. in residential and non-residential premises. Keywords: affordable housing, rental housing, housing policy

Для цитирования: Галкин Н.А. Строительство арендных жилых комплексов как новый инструмент реализации государственной жилищной политики// Архонт, 2019. № 6 (15). С. 62-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.