было выбрано селение Кирхгольм, примерно в 16км от Риги, а для охраны придан отряд полковника И.Л.Воейкова7.
29октября русские войска приблизились к укреплению Кобершанец на левом берегу Западной Двины напротив Риги. По решению рижского генерал-губернатора Н.Штремберга Кобершанец был частично разрушен и без боя оставлен шведами. После этого укрепление заняли войска Б.П.Шереметева, приступившие к его восстановлению. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 2. Оп. 1. Д. 40. Л. 385, 385 об.
2 Письма и бумаги императора Петра Великого. Т.9. Вып.2. Примечания к №2954—3550, напечатанным в первом выпуске 1Хтома. М., 1952. С. 1141, 1204, 1205.
3 Письма и бумаги императора Петра Великого. Т.9. Вып.1 (январь-декабрь 1709 года). М.; Л., 1950. С. 286.
4 Архив Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук (Архив СПбИИ РАН). Ф. 83. Оп. 1. Д. 3357. Л. 1.
5 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 234. Оп. 1. Д. 23. Л. 315.
6 Архив СПбИИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 3439. Л. 1.
7 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 885 (Эрмитажное собрание). Д. 505. Л. 56.
* Здесь и далее все даты даны по старому стилю.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 ГГ.
КИЕНКО Дмитрий Геннадьевич — аспирант кафедры археологии и этнографии Гродненского государственного университета, лейтенант, магистр исторических наук (E-mail:
almer@tut.by)
СТРОИТЕЛЬСТВО АЭРОДРОМОВ В ЗАПАДНОМ ОСОБОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Частью общей подготовки будущего театра военных действий к войне было аэродромное строительство в Западном Особом военном округе в 1941году. Анализ документов, находящихся в Национальном архиве Республики Беларусь (НА РБ) и Государственном архиве общественных организаций Гродненской области (ГАООГО), позволяет рассмотреть положение дел со строительством аэродромов в 9-й смешанной авиационной дивизии (сад), что в свою очередь дает возможность говорить о состоянии готовности ВВС РККА вести активные, в том числе наступательные, действия на Западном театре военных действий.
9 сад дислоцировалась на одном из наиболее важных рубежей обороны — «Белостоцком выступе», поэтому являлась одним из самых боеспособных соединений ВВС РККА, как по численности, так и по состоянию вооружения. В составе 9 сад находились 41-й истребительный авиационный полк (иап), 124иап, 126иап, 129иап, 13-й бомбардировочный авиационный полк (бап). Все части находились в административных границах Белостоцкой области. Перед началом войны дивизия в первоочередном порядке получала авиационную технику нового образца в больших количествах. Для размещения авиатехники и успешного ведения боевых действий требовалось значительное расширение аэродромной сети. Вместе с тем некоторые исследователи, говоря о подготовке аэродромов, отмечали что «многие из них к моменту начала войны еще не были закончены»1.
Постановлением СНК СССР и ЦКВКП(б) от 24марта 1941года строительство аэродромов для Военно-воздушных сил Красной армии было возложено на НКВД СССР. Для выполнения требований постановления приказом Наркома внутренних дел №00328 от 27марта 1941года было образовано Главное управление аэродромного строительства (ГУАС), которое возглавил военный инженер 1-го ранга В.Т.Фёдоров (приказ НКВД №00328 от 27 марта 1941г.)2. В составе НКВД — УНКВД республик, краёв и областей (в районах строительства аэродромов) были созданы управления (группы) аэродромного строительства (УАС НКВД — УНКВД). Начальниками УАС стали начальники НКВД — УНКВД.
Работы велись силами заключённых, приговорённых к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), военнопленных, военнослужащих строительных батальонов и местного населения на условиях подряда.
На 15июня 1941года на территории Советского Союза строилось 254аэродрома, из них: в Белоруссии — 613, на Украине — 82, в Молдавии — 8, в Прибалтике — 23, в Мурманской области и Карелии — 10, на Дальнем Востоке — 19, в Закавказье — 10, в Ленинградской области — 12, в других областях ССС — 29. Строительство 156 объектов вели заключённые, 11 — военнопленные. На работах было занято 199674 заключённых из ИТК и 44490 из лагерных подразделений, 51920 осуждённых к исправительно-трудовым работам, 16017 военнопленных4.
Условия строительства в Белостоцкой области были аналогичны и для «спецобъектов» в других областях БССР. Разница могла заключаться лишь в приоритетности постройки аэродромов именно в данном регионе в силу его географического положения. Стратегическая важность данного района требовала повышенного внимания к процессу подготовки и более ответственного отношения к самому строительству. В то же время если организация и результаты строительства на столь важном участке оказались такими, как их зафиксировали официальные документы, то можно предположить, что положение дел в более отдалённых районах было ещё хуже.
В соответствии с разработанным в апреле 1941 года типовым планом строительства аэродрома сроки строительства были определены с апреля по сентябрь 1941 года5. В апреле должны были
быть осуществлены все подсобные работы, подготовлены карьеры и проведены энергетические линии. До конца мая требовалось провести разметку объектов на местности и расчёт необходимых материалов. Основные работы (от рыхления земли и съёмки растительного слоя до засева подготовленных к сдаче площадей) планировались на период с мая по конец сентября 1941года. Сроки и объёмы земляных работ для всей территории Белоруссии определялись с 25 июня до 15 сентябряб.
Всего на территории Белостоцкой области строились 11спецобъектов7. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Спик М. Асы союзников. Смоленск: «Русич», 2003. С. 265.
2 Смирнов А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. М.: АСТ, 2006. С. 165.
3 Национальный архив Республики Беларусь (НА РБ). Ф.4п. Оп.21. Д.2369. Справка секретаря ЦККП(б) Б.Ганенко «О ходе строительства спецобъектов НКВД по состоянию на 10—15мая 1941года». С. 24.
4 Смирнов А. Указ. соч. С.167.
5 НА РБ. Ф.4п. Оп. 21. Д.2369. Справка секретаря ЦККП(б) Б.Ганенко «О ходе строительства спецобъектов НКВД по состоянию на 10—15мая 1941года». С. 19.
6 Там же. Д.2335. Письмо секретаря ЦККП(б) Б.Понаморенко в ЦКВКП(б) по вопросу строительства и реконструкции аэродромов от 20 июня 1941г.
7 Гродненский архив общественных организаций Гродненской области (ГАООГО). Ф. 6195. Оп. 1. Д. 191. Материалы о состоянии работ на объектах спецстроительства и о ходе выполнения платной труд-гужповинности на оборонном строительстве (докладные, справки, сведения). С. 42.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.
Пилишвили Георгий Джунглович — старший преподаватель кафедры социологии и политологии Курского государственного университета, кандидат исторических наук (E-mail:
istor_kgu@mail.ru)
ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ БАТАЛЬОНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ДНИ КУРСКОЙ БИТВЫ