УДК 616.711-007.5 (089-168)
СТРОЕНИЕ ОСАНКИ И ДЕФОРМАЦИЯ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И.Т. Батршин
МУ «Детская городская поликлиника», главный врач - к.м.н. В.И. Каплина г. Нижневартовск
Обследованы 4350 детей коренного и некоренного населения Крайнего Севера методом компьютерной оптической топографии. Они разделены на 3 группы: 500 детей представители коренного населения: ханты, манси, ненцы, проживающие в условиях сельской местности, 450 - аборигены, проживающие в городских условиях; 3400 человек, дети некоренного (мигранты) населения Севера. Выявлены отличительные особенности в форме осанки и в распространенности деформаций позвоночника. Коренное население имеет выраженные поперечные размеры туловища и хорошие показатели осанки. У детей мигрантов - туловище с выраженными продольными размерами и худшими показателями осанки. Распространенность сколиоза в I группе - 3,4%, во II - 5,1%, а в III - 9,3%.
Ключевые слова: Коренное и некоренное население Крайнего Севера, дети, особенности осанки, деформация позвоночника.
BEARING STRUCTURE AND VERTEBRAL DEFORMATIONS IN CHILDREN OF THE FAR NORTH
I.T. Batrshin
A total of 4350 children of indigenous and nonindigenous population of the Far North were examined by computer optical topography They were divided into 3 groups: 500 children - the indigenous population: the Khanty, Mansi, Nenets, who live in rural areas, 450 - aborigines living in urban areas, 3400 people - the non-indigenous children (migrants). Distinctive features in the bearing form and in prevalence of vertebral deformations were revealed. The indigenous population has the expressed cross-section sizes of a trunk and good indicators of a bearing, children of migrants - a trunk with the expressed longitudinal sizes and the worst indicators of a bearing. Prevalence of a scoliosis in I group - 3,4 %, in II - 5,1 %, and in III - 9,3 %.
Key words: indigenous and nonindigenous population, Far North, children, bearing, vertebral deformation.
Со времени освоения нефтегазодобывающей промышленности в Западной Сибири происходит массовая миграция населения из других территорий России для работы в условиях Крайнего Севера. При этом экстремальные природно-климатические условия Севера отрицательно сказываются на здоровье приезжей (некоренной) части населения. Необычный и неблагоприятный климат формирует функциональную напряженность отдельных органов и систем, что ограничивает адаптационные возможности и снижает биологическую устойчивость организма [3].
Прогнозирование медико-биологического состояния пришлого населения в том или ином регионе на основе закономерностей изменчивости, характерной для коренного населения, представляется одним из возможных путей формирования устойчивых, работоспособных коллективов в зонах народнохозяйственного освоения богатых ресурсами новых территорий. В связи с этим проявляется особый интерес к
коренному населению данной экологической ниши, которое может служить «модельной» популяцией для исследования механизмов взаимодействия человека с экстремальной средой обитания.
Цель исследования - характеристика осанки групп детей коренного и некоренного населения Крайнего Севера и оценка деформационной патологии позвоночника.
Материал и методы
В амбулаторно-поликлинических условиях г. Нижневартовска и селениях ХМАО проведено скрининговое обследование 4350 детей и подростков в возрасте 7-17 лет (средний возраст - 12,24). Они были разделены на 3 группы: I группа - 500 человек из числа коренного (ханты, манси, ненцы) населения, проживающих в традиционных для себя в сельских условиях, стойбищах и пастбищах; II группа - 450 коренных жителей, проживающих в городских условиях; III группа - 3400 детей, родители
которых приехали на Крайний Север в 70-х гг. прошлого столетия во время бурного освоения Самотлорского нефтегазового месторождения. Обследование проведено методом компьютерной оптической топографии [6], применены топографические критерии оценки формы туловища и деформации позвоночника [5].
Результаты и обсуждение
Были подвергнуты сравнительному анализу некоторые параметры туловища трех групп детей, проживающих на Крайнем Севере. Одним из таких параметров является длина туловища - [5], соответствующая расстоянию от вершины остистого отростка позвонка С7 до вершины межягодичной складки (на уровне - крестца). Анализ антропометрических данных показал, что длина туловища в обследованных группах детей имеет достоверное (Р<0,05) различие. У детей коренных жителей сельской местности длина туловища имеет меньшие размеры (у мальчиков - 468 мм, у девочек - 464 мм) по сравнению с детьми некоренного населения (рис. 1), у которых составляет соответственно 505 и 502 мм. При этом данные параметры во второй группе (урбанизированные аборигены) соответствуют (477 мм и 475 мм), что больше чем у сельских аборигенов, но меньше по сравнению с детьми пришлого населения.
Еще одним антропометрическим параметром, имеющим достоверные различия для групп исследования, является ширина туловища - RWL [5], соответствующая отношению в процентах расстояния между подмышечными складками к длине туловища и описывающая пропорцию туловища. Параметр RWL в данных группах имеет обратную закономерность (рис. 2): школьники коренных жителей Крайнего Севера, проживающие в сельской местности, имеют наибольшую ширину туловища (68% у мальчиков и 67% у девочек) по сравнению с детьми некоренного населения, у которых значение RWL составляет лишь 65% и 62% соответственно. Группа урбанизированных аборигенов имеют ширину туловища у мальчиков 67%, у девочек - 66%.
Состояние осанки оценивалось по интегральному индексу нарушения формы дорсальной поверхности туловища - РТ1 [5], отражающему суммарное отклонение от нормы основных топографических показателей в трех плоскостях: фронтальной, сагиттальной, горизонтальной. В данном исследовании использовалась граница нормы по значению РТ1, равному единице. Выявлено следующее число детей с отклонениями от нормы: в первой группе - 201 (40,2%), во второй - 214 (47,6%), в третьей -1898 (55,8%). Приведенные цифры показывают,
что наиболее гармоничная осанка - у детей коренных жителей сельской местности, наименее гармоничная - у детей некоренного населения Севера. Осанка урбанизированных аборигенов хуже, чем у соплеменников из сельской местности, но гораздо лучше по сравнению с осанкой пришлых мигрантов. На рисунке 3 приведено среднее значение индекса РТ1 в обследованных группах.
Состояние осанки в сагиттальной плоскости характеризуется топографическими параметрами физиологических изгибов позвоночника (табл.).
Группы детей
Рис. 1. Параметры высоты туловища: 1 ряд — мальчики, 2 ряд — девочки
68
1 2 3
Группы детей
■ Ряд1 □ Ряд2
Рис. 2. Параметры ширины туловища: 1 ряд — мальчики, 2 ряд — девочки
98
1,18
1,01
Группы детей
Рис. 3. Значения РТ1 в группах детей
510-
500-
490-
480-
470-
460
450
440
1.2
Так, у коренных жителей глубина лордоза (ШЬ) имеет более высокие показатели, а у детей некоренного населения Севера - меньшие значения. Параметры высоты кифоза (Н1К) в вышеназванных группах имеют обратную зависимость: у детей коренных жителей они не выражены, а у некоренного населения выраженность кифоза имеет наиболее высокие показатели. При этом индекс сбалансированности дуг кифоза и лордоза (1Н) у детей коренного населения ближе к норме, чем у детей некоренного населения Севера. Сравнение детей только коренных жителей показало, что у проживающих в сельской местности более сбалансированный индекс кифоза и лордоза по сравнению с урбанизированными аборигенами.
Соотношение протяженности лордоза и кифоза (ГОЬК) является одним из главных показателей состояния физиологических изгибов
позвоночника. При этом протяженность лордоза больше выражена у детей коренного населения, а протяженность кифоза - у детей некоренного населения. Независимо от групп исследования, у всех девочек более выражен лордоз, а у мальчиков - кифоз. При этом независимо от групповой принадлежности и возраста у мальчиков более выражен наклон верхнегрудного отдела позвоночника, а у девочек - наклон таза, что согласуется с данными массовых обследований [4].
Результаты топографической оценки состояния позвоночника во фронтальной плоскости свидетельствует, что независимо от половой принадлежности и групп исследования с возрастом увеличивается число детей с деформациями позвоночника и уменьшается количество здоровых школьников. При оценке степени деформации по половому составу отмечается характерная разница между мальчиками и девоч-
Таблица
Средние значения топографии позвоночника в группах детей (M ± m
Коренное население Некоренное население
Параметры топографии сельской города
местности (урбанизированное)
Длина туловища (Lng), мм 466,13±45,7 476,03±47,6 503,63±56,9
Ширина туловища (RWL), % 67,59±4,71 66,48±4,76 63,52±5,27
Интегральный индекс
нарушения формы дорсальной поверхности 0,98±0,24 1,01±0,25 1,18±0,32
туловища (PTI)
Обобщенный угол кривизны
позвоночника 3,75±3,60 4,70±3,80 6,21±5,31
(S1-IA), град.
Интегральная
нормированная высота 2,41± 0,58 2,57 ±0,6 2,78±0,84
дуги кифоза (HIK), см
Интегральная
нормированная высота 2,37±0,59 2,19±0,58 2,01±0,71
дуги лордоза (HIL), см
Индекс сбалансированности высоты
дуг кифоза 0,17±0,98 0,59±0,96 1,16±1,30
и лордоза (IH)
Смещение вершины кифоза
относительно 1,94±3,26 1,64± 3,14 1,16±3,81
уровня нормы (DAK), %
Смещение вершины лордоза
относительно -0,28±3,03 -0,89 ±3,24 -1,22±382
уровня нормы (DAL), %
Индекс протяженности кифоза и лор-
доза в сравнении -2,32±4,21 -1,35±4,59 -0,02±5,95
с нормой (IDLK)
ками во всех группах исследования независимо от этнотерриториальной принадлежности: у девочек распространенность и степень деформации позвоночника, как правило, больше, чем у мальчиков. Большинство авторов отмечают, что у девочек сколиотическая деформация встречается чаще, носит в основном правосторонний характер, локализуется в грудном отделе и проявляется в более выраженной форме [4, 9].
По данным наших исследований, согласно топографическим критериям оценки, распространенность сколиоза среди коренного населения сельской местности - 3,4%, у урбанизированных аборигенов - 5,1%, а у некоренного населения - 9,3% (рис. 4). При этом нужно особо отметить, что в группах коренного населения грубые формы сколиоза III и IV ст. (по Чаклину) не выявлены вообще, а выраженная форма сколиоза IV ст. выявлена только в группе некоренного населения.
Результаты исследования трех групп детей Крайнего Севера позволили выявить ряд закономерностей в морфофункциональном статусе организма коренного и пришлого населения. Так, в процессе исторического развития и естественного отбора в условиях Крайнего Севера сформировалась популяция коренных жителей, характеризующихся специфическим адаптивным морфотипом организма, особенности которого сохраняются на протяжении всего онтогенеза и обеспечивает жизнестойкость в суровых климатических условиях, что позволяет рассматривать его как «северный» экологический тип [2]. Его представителями являются дети коренного населения Крайнего Севера - ханты, манси, ненцы, которые имеют небольшую длину тела, относительно короткое и широкое туловище по сравнению с детьми мигрантов Севера, плотное и крепкое телосложение с развитым грудным индексом и достаточным мышечно-мускульным, подкожно-жировым компонентом [2]. Осанка у коренных народов имеет преимущественно кругло-вогнутой тип конфигурации с хорошими рессорными функциями и устой-
Группы детей
Рис. 4. Обобщенный угол кривизны (аналог угла Coob)
чивостью, более усиленным наклоном таза и достаточным поясничным лордозом. Данная форма осанки является наиболее гармоничной и устойчивой, в связи с чем менее подтверждена отклонениям и нарушениям.
Обследованные нами дети некоренного населения Крайнего Севера в основном являются «северянами» во втором поколении, их родители приехали на Север Тюменской области во время интенсивной миграции из различных регионов СССР при освоении Самотлорского нефтегазового месторождения. В связи с этим организм некоренного населения развивается в непривычных для него условиях среды с привнесенной генетической характеристикой другой климатической территории. Вероятно поэтому у них туловище с развитыми продольными и невыраженными поперечными размерами - вытянутое по высоте и узкое по ширине туловище - характерный признак формы организма, соответствующей более «южному» экологическому соматотипу [2, 3].
В различных климатических зонах у населения независимо от его расовой и этнической принадлежности прослеживается тенденция к изменению физиологических и морфологических черт в направлении, наиболее благоприятном для существования в данной среде [8]. В период роста и развития организма детей суровые факторы окружающей среды стимулируют развитие конкретных морфофункциональных структур, которые обеспечивают наибольший уровень приспособляемости к данным экологическим условиям. Тысячелетиями шло приспособление населения различных географических регионов к условиям существования в определенных экологических нишах, пока их морфо-функциональные признаки не стали адекватными среде обитания [1, 7].
Все это позволяет сделать вывод, что у детей коренного населения выработана вполне закономерная высокая соматическая стабильность организма к условиям среды. Именно поэтому у детей коренного населения мы наблюдаем гармоничную и уравновешенную осанку, а также позвоночник с хорошо сбалансированными как по высоте, так и по протяженности физиологическими изгибами. У них также отмечены менее выраженные формы нарушений осанки и деформаций позвоночника с меньшей степенью распространенности сколиоза по сравнению с пришлым населением Крайнего Севера. Аборигены более устойчивы к среде, так как они проживают в привычных для себя климатических, а также веками устоявшихся бытовых условиях. Поэтому они имеют значительные преимущества перед своими сверстниками из вновь поселившегося на данной территории населения.
Но оказывается, что на формирование осанки и развитие патологии влияет не только смена климатических условий и этническая принадлежность, но и образ жизни, и даже бытовые условия проживания. Поэтому существенные отличия в осанке, параметрах туловища и структуре деформации позвоночника выявлены и среди детей одной этнотерриториальной группы коренного населения Севера, которые проживают в одних и тех же климатических условиях, составляют один этнос, но отличаются тем, что проживают в различных условиях среды, а именно: между аборигенами, проживающими в привычных сельских, общинных условиях, с одной стороны, и аборигенами, проживающими в городских условиях - с другой стороны.
Экологические факторы, воздействующие на городскую популяцию, имеют в основном антропогенный характер и предполагают ответные биологические реакции на них, которые не встречались в условиях многовекового сохранения естественной природной среды [1]. При этом установлено, что городское население отличается от сельского более крупными размерами тела, развитым жировым компонентом и значительно большим процентом астенических и пикнических конституциональных типов [1]. Следовательно, аборигены, переселившиеся из привычных природных и веками устоявшихся бытовых условий в городскую среду, тоже испытывают сложный процесс адаптации и являются более чувствительными к окружающей среде по сравнению со своими соплеменниками, проживающими в привычных для себя сельских условиях.
Анализ деформаций позвоночника показывает, что данная патология более характерна для детей некоренного населения как по выраженности, так и по распространенности. Именно дети некоренного населения Крайнего Севера являются группой повышенного риска по нарушениям, отклонениям и заболеваемости, так как они, приехав на Север из других регионов с другим климатом, проходят длительный процесс адаптации к новым условиям среды. Именно поэтому у детей некоренного населе-
ния худшие и неустойчивые показатели осанки, высокая степень деформационной патологии позвоночника по сравнению с детьми коренного населения, в силу чего они являются группой повышенного риска.
Заключение
У детей различных групп населения, проживающих на Крайнем Севере, выявлена разница в строении осанки, формы туловища и распространенности сколиоза. Такие факторы, как климат, географическое положение и среда обитания, на наш взгляд, значительно влияют на формирование осанки детей и деформационной патологии позвоночника.
Литература
1. Алексеева, Т.И. Адаптивные процессы в популяциях
человека / Т.И. Алексеева. — М. : изд-во МГУ, 1986. - 216 с.
2. Жвавый, П.Н. Индивидуальная изменчивость сомато-
типа детей отдельных этнических групп Тюменской области : автореф. ... дис. канд. мед. наук / Жвавый П.Н. - Тюмень, 1997. - 23 с.
3. Казначеев, В.П. Адаптация и конституция человека
/ В.П. Казначеев, С.В. Казначеев. — Новосибирск : Наука, 1986. - 119 с.
4. Михайловский, М.В. Хирургия деформаций позво-
ночника / М.В. Михайловский Н.Г. Фомичев. -Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2002. - 430 с.
5. Сарнадский, В.Н. Скрининг деформации позвоночника методом компьютерной оптической топографии / В.Н. Сарнадский, Н.Г. Фомичев. -Новосибирск, 2000. - 36 с.
6. Способ компьютерной оптической топографии тела человека и устройство для его осуществления: Евразийский патент № 000111. Заяв.26.08.1996 / Сарнадский В.Н., Садовой М.А., Фомичев Н.Г.
7. Carter, J.E. Changes in somatotypes of European males
between 17 and 24 years / J.E. Carter, J.L. Parizkova // Amer. J. Phys. Anthropol. - 1978. - Vol.48, N 3. -P.251-254.
8. Claessens, A. Somatotype and body structure of world
top judoists / A. Claessens, Y. Beumen, R. Wellens, Y. Yeldol // J. Sports Med. - 1987. - Vol.27, N 1. -P. 105-113.
9. Renshaw, T. Screening school children for scoliosis / T. Renshaw // Clin. Orthop. - 1988. - N 229. -P. 26-33.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Батршин Ильгиз Тимергадиевич - к.м.н. врач травматолог-ортопед E-mail: ilbat@inbox.ru.