СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГЕ: ДУХ, ДУША, СУЩНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ
© Корнеенков С.С.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Представлена концепция интегральной йоге Шри Ауробиндо на природу человека. Показано, что сознание человека многомерно, одним полюсом оно опускается в материю, где образует внешнюю личность, другим полюсом уходит в небытие и сливается с духом. Принципы, составляющие интегральную йогу, служат лучшим основанием для построения интегральной психологии и педагогики.
Строение человека, его сознание, бессознательное и сверхсознание глубоко исследуются многими отраслями традиционной науки. В поисках знаний о природе человека все больше число исследователей обращаются к религиозно-философской литературе, к восточной философии, в частности, к интегральной йоге. Цель статьи: показать природу человека, представленную в интегральной йоге Шри Ауробиндо.
Для более полного понимания природы и состава человека обратимся к глубочайшему источнику человеческой мысли - интегральной йоге. Под термином «йога» Шри Ауробиндо понимает «приведенную в систему напряженную деятельность самосовершенствования при помощи выявления потенций, скрытых в существе и соединение индивидуума с универсальным и трансцендентным бытием» [4, с. 4]. В представлении интегральной йоги человек в его реальной натуре есть дух. Для своего проявления в природе дух использует сверх-разум, ум, жизнь и тело как инструменты для самопроявле-ния во Вселенной [1, с. 41]. Сверх-разум есть высшее сознание, ум есть действие некоторых сил, ограниченных и частично освещенных. Жизнь - это энергия духа, соединяющая ум и тело и подчиняющаяся их действиям. Тело (материя) - ограниченная форма субстанции духа самоспрятанного в материи и таким образом вовлеченного во внешнюю деятельность ума и тела. Тело есть наружный инструмент духа, а ум и жизнь есть внутренние инструменты. Чем лучше развиты инструменты, тем полнее может проявить себя дух. «Дух есть венец Универсума; материя - основа, ум - связь между духом и материей» [4, с. 26].
Дух имеет собственное движение, сознание индивида, если объединено с ним, следует его движению, необъединенное - идет в собственном направлении. Все страдания во Вселенной, обществе и в человеке происходят потому, что индивидуальное сознание не отождествлено, не настроено на свой источник - всевышнее сознание.
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Умственное существо занято познанием, ум перерабатывает образы и идеи, его продукт - мысли, он имеет разные способности: память, волю, воображение, способность рассуждать. Это существо, как и душа, едва находится в физическом теле, но как только мы начинаем думать, часть ума немедленно приходит к нам. Ум - тонкая субстанция и имеет способность находиться там, о чем или о ком мы думаем [1, с. 48]. Очень немногие люди организовали свой ум настолько, чтобы хранить его внутри себя, как правило, он постоянно блуждает, уходит и приходит, когда ему вздумается.
В интегральной йоге Шри Ауробиндо рассматривает дух как триаду: космический дух, трансцендентальный дух, имманентный дух и дает этим понятиям подробное истолкование. Дух (Всевышнее Сознание, Атман, Брахман, Изначальное Божественное) есть центральное существо, которое господствует и направляет эволюцию индивидуальных существ в нашем мире. Он есть вечное существо каждого человека, и объединяет все его компоненты в единое целое. Интегральное объединение тела, жизни, ума, интеллекта, воли, интуиции, высшего разума выполняет всевышнее сознание-сила. Тройственный дух включает в себя духовную волю, интуицию и высший разум. Дух пребывает не в какой-то определенной точке, он - во всех точках сразу, непостижимым образом находится в «сердце каждой вещи и в то же время охватывает все» [3, с. 156]. На более низком уровне эта божественная частица выступает в виде души. Душа - это искра, эволюционируя, она превращается в пламя. «Душа вечно свободна и чиста, пребывая навеки спасенной в своем сиянии» [3, с. 165]. Выражение «искра Божья в человеке» не означает, что она в теле, она - внутри сознания, в другом измерении [1, с. 45]. Есть такие люди, которые имеют с ней постоянный контакт, и такие, которые контакта не имеют. Душа должна развить в человеке его высшие возможности, «... у души было предчеловеческое прошлое, она имеет сверхчеловеческое будущее» [3, с. 168]. «Душа - есть божественная искра, помещенная в сердце каждого существа; она идентична своему Божественному Источнику; в человеке душа - его божественная составляющая», - отмечает Мать [5, с. 10]. «Душа сама по себе - это внутреннее божество, превосходящее разум, жизнь или тело», - пишет Шри Ауробиндо [5, с. 6]. Между духом и душой есть существенная разница. Дух не подлежит рождению и смерти, не зависит от тела, разума, жизни и других проявлений природы. Он контролирует и управляет земными рождениями человека, следующими одно за другим, но сам остается вне плана земных воплощений, так как не переходит в тело воплощенного, оставаясь всегда сверху, над ним. Душа находится не сверху, а внутри воплощенного человека, она расположена за физическим сердцем человека, ее сила «не в знании, а в духовном чувстве» [5, с. 19].
Душа, будучи бессмертной, воплощается в теле при рождении и потому проходит через смерть, она переходит от одного состояния в другое, с земного уровня бытия в другие миры и обратно. Дух сначала создал материю, затем растения и животных, а затем более сознательное существо - человека.
«Дух творит сверхчеловека, бога, душа не завершила всего, что ей предназначено, развившись до уровня человека, она должна еще развить в этой человеческой природе его высшие возможности» [3, с. 167]. Этот процесс продолжается множество раз пока душа не пройдет низшие миры и не воплотится в человеческой форме. Деятельность души протекает как бы за занавесом, но приходит время, и она готова взять на себя управление всеми частями человеческой природы и обратить ее к божественной реальности. С этого момента начинается истинная жизнь человека. Человек разумный, ментальный переходит на духовный уровень бытия, затем еще выше, к супрамен-тальному сознанию. Пока душа не достигнет такого уровня развития, у нее нет возможности выхода из цикла рождения и смерти. Самое простое определение или понимание души, - это когда душа считается посредником между внешней личностью и духом, где душа служит учителем для личности. Не все души находятся на одном и том же уровне развития. Есть «молодые души», «зрелые» и «старые», что означает качество бытия души, в том числе и во время земных воплощений. Для души, и тем более для духа, время, пространство не помеха, они с легкостью заглядывают как в прошлое, так и в будущее. На своем плане душа взаимодействует с другими душами и работает над созданием группового сознания и над тем, что она хочет видеть на физическом и социальном плане между внешними личностями.
Душа обладает обостренным ощущением истины и находится в постоянной духовной ориентации, поддерживая все остальные уровни бытия: ментальный, витальный и физический, которые затемняют ее деятельность. Душа отворачивается от всего, что искажает действительность, что ложно и фальшиво. На ранних этапах своего развития душа оказывает незначительное влияние на ментальное, витальное и физическое существа, она не может реализовать своего прямого воздействия на них. Поначалу душа оказывает лишь скрытое, косвенное влияние на разум, жизнь и тело и постепенно накапливает свой опыт пребывания в материи. Если душа слабо развита, то человеку недоступны тонкие переживания, чувства истины, красоты, любви, гармонии и всего того, что имеет божественное начало, даже если индивид обладает блестящим интеллектом, сильным эмоциональным характером, большим запасом жизненной энергии, выносливым физическим телом. Непосредственное воздействие души становится преобладающим и нормальным только на высоких этапах ее развития. Хотя у каждого человека есть душа, но лишь единицы осознают ее существование и непосредственное влияние. Поначалу душа являет собой лишь искру огня и потому вынуждена подчиняться ошибочным человеческим действиям, ложным чувствам, неправильному общению. Но как бы душа не была молода, ее ориентация всегда выше любого развитого интеллекта. Она лишена ограниченности и узости интеллекта, привязанности к какой-то одной идее, силе, всегда с точностью и гибкостью ориентируется на истину, безошибочно отличает правильный поступок от ложного. Деградация души, по мнению йогов, ис-
ключается. Основными характеристиками души или ее объективными качествами являются: необусловленная любовь, самодостаточность, радость, счастье, безличность, непривязанность, свобода, безмятежность, ответственность, мудрость, интуиция, благодарность, благородство, верность, гармония, красота, простота, целостность, терпение, сострадание и многие другие, что хорошо показано в священных Писаниях Востока и Запада.
Слово «душа» имеет различные значения в зависимости от контекста. Когда говорят о душе, отмечает Шри Ауробиндо, то часто имеют в виду самые разные вещи. Иногда под душой подразумевают ментальное или витальное существо, которое находится под сильным влиянием души. Оставаясь в скрытом состоянии, душа вынуждена проявлять себя через разум человека или его витальность, при этом она приобретает соответствующий характер устремлений этих уровней сознания, например интеллектуальную или витальную (страстную) любовь. На йогическом языке название «душа» дается центру нашего существа, месту расположения высшей правды, тому, который может знать и проявить правду Всевышнего.
Человек несет в себе только некоторую часть всевышнего сознания, которая проявляется в двух видах: внешнее и внутреннее сознание. Два вида сознания представляют человека как бы двумя существами. В настоящее время человек осознает только внешнее, пробужденное, активное сознание. Внешнее сознание образует внешнее существо, персональность, внешнюю личность, она представлена поверхностным ментальным, поверхностным витальным и поверхностным физическим существами [1, с. 42]. Современный человек живет внешним умом, он находится снаружи самого себя и пользуется внешними контактами, вибрациями, идущими от внешних объектов. Внешнее сознание «закрыто» в теле, пользуется небольшим участком ума, органами чувств, видит только внешние объекты. В сознании внешней личность (существа) закрепляется определенный темперамент, характер, соответствующие способности, потребности мотивы и т.д. Внешняя личность представляет бодрствующее сознание обычного человека, и если он думает о самореализации, и ему кажется, что он «достиг всего», то эти достижения связаны только с внешней личностью. Эта ошибка связана с неведением о своей внутренней сущности, от этого неведения трудно избавиться. Необходимо признать, что внешняя личность не есть вы сами, это временная формация, инструмент в игре высших сил. Внешняя личность - это persona, маска, то, что на поверхности и закрывает душу.
Витальность означает жизненную силу. Везде, где есть жизнь, там есть витальная сила, ничто не может быть сделано или создано без витальной энергии. Но если витальное порабощено желаниями, то оно может приносить много вреда, поэтому оно должно контролироваться умом и волей. Физическое тело полностью зависит от витального и ничего без него не может сделать, поэтому, чем воспитаннее витал, тем благороднее поступки человека.
Мы находимся в океане сил, вибраций, движений, все проходит через нас. Роль ума - создавать, мотивировать, реализовывать идеи в действия. Виталическое дает реализующую силу, необходимую для работы энергию таким образом, чтобы мысль могла быть передана телу и осуществлена в действии. Когда личность в хорошем контакте с центром ума, а ум служит универсальному сознанию, тогда ум осуществляет полный контроль витали-ческого существа, делает его дисциплинированным, оно же, в свою очередь, контролирует и направляет деятельность физического тела, которое при этом всегда здорово и энергично. Виталическое или эмоциональное существо наделено инстинктами самообладания, это центр наших страстей и желаний, что проявляется в страхах, ярости, депрессии, энтузиазме, артистическом вкусе, храбрости, натиске [1, с. 48]. Это активная и динамическая энергия, в ней находится также чувство красоты и гармонии. Если виталическое существо обращено к высшему сознанию, оно становится неустрашимым, энергичным, сильным, способным победить все трудности и преодолеть все препятствия. Обращенное вовне оно может все разрушить и испортить.
Внутренне сознание Шри Ауробиндо дифференцировал на три формы. Первая: подсознание, оно лежит ниже пробудившегося сознания и удерживает следы нашего прошлого опыта, это невыраженное сознание, в нем нет связной мысли, воли и чувствования. Иногда оно может проявляться во сне или прорываться в бодрствующее сознание. Второе: засознание - расположено на уровне пробудившегося сознания, но за его порогом, вмещает внутренний ум, глубокий, обширный и эффективный. Третья форма: сверх-сознание, оно находится выше нормального сознания и засознания. Это область ума, которую обычный человек не осознает, она является источником интуиции и вдохновений. Внутреннее сознание видит мир за объектами, осознает игру сил. Когда человек начинает осознавать себя, он видит различные ступени сознания: физического, витального, умственного, душевного, спиритуального [1, с. 43]. Внутреннее сознание образует истинное внутреннее существо, оно состоит из истинного ментального, истинного витального и истинного физического сознания которое подчиняется своему внутреннему духу. Душа и окружающее ее душевное существо расположены глубоко внутри и поддерживают все остальные свои структуры. Внутренней сущности известно многое из того, что неведомо внешней личности. Внутренняя сущность находятся в непосредственном контакте со скрытыми жизненными силами природы. Каждый человек, находясь в неведении или будучи духовно неразвитым, так или иначе, строит свою жизнь вокруг внутреннего ментального, витального и физического существ. Эта внутренняя личность становится его центральным существом до тех пор, пока душа в своем развитии набирает силу. Внутренняя личность влияет на нас и руководит нами без нашего знания об этом. Но если внутреннее существо неразвито, то оно обращается к внешней личности и силам неведения, при хорошем развитии оно само руководит развитием человека, служит душе и высшему сознанию. Истинная личность поначалу
оказывает скрытое, частичное влияние на разум, жизнь и тело как на средство самовыражения. Она впитывает и усваивает суть всего накопленного в неведении бытия, что составляет основу роста и развития души. Когда истинная личность достигает полной силы, она проявляется в нас в виде святого, мудреца или провидца и обращает человеческое существо к высшей истине, высшему добру, высшей красоте, любви и блаженству. Истинная личность обладает более высокими качествами, она пребывает в постоянном контакте с высшим Я и настроена в тон с истиной. Ее истинное витальное существо - это мирное, широкое, безбрежное, спокойное, сильное, свободное от колебаний существо, он свободно от эго и способно познать Бога. Аналогичным образом построены истинное ментальное и истинное физические существа. Когда они проявлены, человек всегда спокоен и осознает свое двойное сознание.
С развитием и повышением уровня сознания управление внутренним ментальным, витальным и физическим переходит к истинному представителю духа - душе. Когда душа прорывается на поверхность человеческого существа, говорят, что у человека есть душа, когда же такое отражение отсутствует во внешних проявлениях, говорят, что у такого человека нет души. По мере развития человека внутри нас мы все больше осознаем нашу душу и перестаем быть высокоорганизованными животными, ощущая проблески скрытой в нас божественной силы. Душа способна по-настоящему управлять человеческим существом только тогда, когда полностью уничтожено эго. По йогическим взглядам на жизнь, высшее Я (душа) является именно той сущностью, ради развития которой до полноты самосознания и создан весь объективный мир. Душа - самое сокровенное, что поддерживает все остальное. В настоящее время человек есть частично самосознающая душа, ограниченная умом, жизнью, телом, которая должна стать полностью самоосознающей душой, хозяином ума, жизни и тела.
Таким образом, интегральная йога Шри Ауробиндо, написанная на основе глубокого внутреннего практического опыта, представляет истинную практическую психологию. Интегральная йога служит лучшим основанием для построения интегральной науки о человеке, интегральной психологии и интегральной педагогики [2], способствует поднятию и слиянию обыденного сознания с универсальным сознанием.
Список литературы:
1. Интегральная йога Шри Ауробиндо. - М., 1992. - 396 с.
2. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток, 2010. - 412 с.
3. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. - Л., 1989. -334 с.
4. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. - СПб., 1992. - 666 с.
5. Шри Ауробиндо и Мать. В поисках души нетленной. - СПб., 1997. -180 с.