Научная статья на тему 'СТРОЕНИЕ АИЛА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ'

СТРОЕНИЕ АИЛА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРОЕНИЕ АИЛА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ»

Экспедиции

Авторы:

Иван Чистяков, Любовь Кармазина, Елизавета Фейзрахманова

Научный консультант:

Наталья

Владимировна

Ткаченко,

к. психол. н.

Традиционный аил (новый)

Традиционный аил (старый)

Строение аила и связанные с ним религиозные обряды

В этом году наша группа «Социокультурная психология и антропология» посетила селение Язула Улаганского района Республики Алтай. Экспедиция проводилась повторно, ранее она была здесь в 2003 году.

Язула — это небольшое труднодоступное село на юго-востоке Алтая, чтобы туда добраться, нам пришлось приложить немало усилий. В Язуле проживает около 260 человек, у всех свое хозяйство и скот. Там есть все необходимое для жизни: магазин, школа, пожарная часть, скорая помощь.

Люди в Язуле живут в обычных домах и в аилах. Что такое аилы, как их строят, а также про обряды, связанные с аилами, мы расскажем в нашем докладе.

Еще в начале ХХ века на территории Язулы бытовали постройки типа чаранга. Это постройка в виде конуса. Однако начиная с первой половины ХХ века начинают встречаться рубленные аилы, которые сохранились по настоящее время, в то время как старые чаранги исчезли. Сейчас в Язуле насчитывается 55 аилов. Из них 21 старый, 22 смешанного типа и 12 новых.

Что такое аилы? Аил — это пирамидообразный срубчатый дом из дерева с остроконечной крышей, с отверстием для дыма.

Старые (традиционные) аилы — это сооружение из бревен, пол похож на многоугольник с 6, 8 или редко 12 углами. В Язуле старые аилы — 5-ти или 6-тигранные. Крыша тоже делается из бревен, между которыми при строительстве оставляют небольшое пространство и впоследствии покрывают пластинами коры лиственницы. Сейчас крыши у новых аилов покрываются современными материалами — доской и рубероидом. В селе сохранилось около 20 аилов с крышей, покрытой корой лиственницы. Все остальные аилы покрыты рубероидом или современным синтетическим покрытием крыши. По словам наших респондентов, при старом типе покрытия аил сохранял летом прохладу, а зимой — тепло, в то время как при современном покрытии зимой очень холодно, и аилом не пользуются, а при жарком лете — очень жарко. Однако жители сейчас, строя новые аилы, стали покрывать крыши в основном по-новому, так как это гораздо быстрее и проще. В 2003 году в Язуле были в основном старые аилы, покрытые корой, и только несколько покрытых досками.

Прямо в потолке есть дыра. Она существует для того, чтобы дым от очага выходил наружу.

На данный момент появилось как минимум два новых вида аилов: смешанного типа (с очагом и печкой) и новый (без очага, отверстия в крыше и с печкой).

О них поподробнее:

Аил смешанного типа (в отличие от старого) обычно имеет крышу из новых материалов (шифера, рубероида или современного

Доклады участников экспедиции по итогам исследований в селении Язула

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

синтетического покрытия), также имеет печку, пол покрыт линолеумом, дыру в потолке иногда застекляют или же закрывают крышкой, которую можно открыть, потянув за веревку. Сейчас такие отверстия не практичны из-за погодных условий.

Новый аил — строение из досок, имеет форму традиционного аила, но там нет очага в центре (вместо него печь слева от входа) и отверстия в потолке, внутри есть обои, пол деревянный и покрыт линолеумом, и в принципе он напоминает однокомнатную квартиру круглого типа.

Также раньше аилы использовались как полноценный дом. Но сейчас аилы используются только как летние кухни или кладовки, потому что люди стали жить в обычных домах. На это повлияла русская архитектура (строение русских изб).

В традиционных аилах присутствует разделение на женскую и мужскую половину. Поэтому многие предметы домашнего обихода и хозяйства стоят на различных сторонах аила. Правая сторона — женская, на этой стороне все, что связанно с кухней и приготовлением пищи, и современные печи ставят не как очаг — по центру, а именно на женской стороне. Левая сторона — мужская, на ней помещается все, что связано с охотой и скотоводством. Также приводить в порядок аил начинают с мужской половины.

На данный момент даже в тех аилах, где жители проводят не все время, продолжает сохраняться разделение на правую и левую сторону. При этом на женской, правой стороне кухня, стол, а на мужской, левой, кровать. Также на мужской стороне не обязательно сохраняются охотничьи принадлежности, сбруя для лошади и т. п.

Ровно по центру старого аила находится очаг на чугунной треноге. Тренога стоит двумя ногами к двери, а третьей к середине аила (место, где разделяется женская и мужская половина). В настоящее время эта традиция сохранилась в аилах традиционного и смешанного типа. Считается, что две ноги встречают гостей, а третья является преградой для духов, которые, влетая от входа, сталкиваются с ней и, попадая в огонь, вылетают в отверстие в крыше. Таким образом, дальняя от входа часть аила считается самой защищенной. В ней обычно размещали люльку с ребенком или почетное место для гостей.

У алтайцев процветает культ огня. В связи с этим они делают подношение огню. Перед приемом пищи алтайцы приносят жертву хранителю очага: первую порцию сжигают в нем. Кормить огонь может только хозяин аила, гостю это запрещено. Также в аиле проводят обряды очищения можжевельником. Можжевельник принято поджигать в новолуние, на третий, пятый или девятый день. Кадят с женской половины на мужскую.

Сейчас же в новых и смешанного типа аилах это зачастую не используется. Но при этом алтайцы все еще преподносят дары огню (в печке).

Внутри традиционного аила (приготовление толкана на очаге)

Свод традиционного аила

Пол переходного аила -от традиционного к современному

Исследователь/Researcher • 4/2020

371

Экспедиции

Внутри современного аила

Аил по традициям должен быть расположен так, чтобы лучи восходящего солнца падали на дверь. До сих пор в старых аилах существует почетная передняя часть для гостей. В одной части стоит кровать хозяев, сразу за очагом — небольшое пространство, которое считается самым почитаемым в аиле. С противоположной стороны садятся люди, вошедшие на минутку, а также те из гостей, кто моложе хозяев по возрасту. Все члены семьи до сих пор, когда собираются вместе, рассаживаются по родственному и возрастному статусу.

Говоря о месте аила в культуре теленгитов, важно отметить, что, несмотря на то, что аил приобретает статус летней кухни и места для отдыха, аил важная, можно даже утверждать, ключевая часть жизни алтайской семьи, особенно в теплое время года. В первую очередь это связано с наличием очага. Так как большая часть обрядов жизненного цикла теленгитов связана с культом огня вообще и очага в частности.

Поэтому теперь приобретает большую популярность строительство аилов с очагом, даже если у семьи есть добротный, теплый и большой дом.

Культ огня и воды у язулинцев

Авторы:

Алексей Кузиченков, Кирилл Фейзрахманов, Фёдор Божевольнов, Екатерина Байдакова

Научный консультант:

Вероника Сергеевна Ерофеева

В июле 2019 года группа «Социокультурная психология и антропология» отправилась в экспедицию в село Язула, находящееся в отдаленном Улаганском районе Республики Алтай. Это уже вторая экспедиция нашей группы в Язулу, первая была в 2003 году.

Население Язулы, в основном малочисленный народ те-ленгиты, составляет около 260 человек. Их основное занятие — скотоводство, поэтому почти у каждого жителя имеются коровы, дающие молоко, кони и овцы. Значимыми промыслами являются охота и рыболовство. Все продукты и вещи сюда либо поставляются из крупного райцентра Улагана, либо являются продуктами местного сельского хозяйства. Воду берут из реки, а еду готовят на огне.

Большинство жителей села язычники, хотя многие и крещенные, верят в духов окружающей их природы. Особенно развиты среди теленгитов культы огня и воды, именно на них мы решили сосредоточиться в своем докладе.

В статье Жанны Вениаминовны Посконной сказано, что «на Алтае культ огня является одним из самых важных, центральных, структурообразующих в общей обрядовой системе культов. Он охватывал самые разнообразные явления материальной и духовной культуры алтайцев. В этом культе отражались представления об огне как неком живом существе, причисляемом к «чистым духам». Существо это наделено душой, оно покровительствует семье и охраняет очаг...» [Посконная 2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.