Научная статья на тему 'СТРИТ-АРТ КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА'

СТРИТ-АРТ КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
762
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / СТРИТ-АРТ / ГРАФФИТИ / БЭНКСИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котляр Е.Р., Касатова Е.Р.

В статье рассматриваются специфика, особенности, основные темы, проблематика стрит-арта в современном искусстве, анализируются концептуальные примеры одного из ярких представителей уличного искусства - современного английского художника Бэнкси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STREET ART AS A TYPE OF CONTEMPORARY ART

The article examines the specifics, features, main themes, the problems of street art in contemporary art, and analyzes the conceptual examples of one of the brightest representatives of street art - the contemporary English artist Banksy.

Текст научной работы на тему «СТРИТ-АРТ КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

«Изобразительное искусство», 1975. - 203 с.

УДК: 7.036.5

Котляр Е.Р., кандидат искусствоведения

доцент

кафедра Декоративного искусства

Касатова Е. Р. студент 3 курса кафедра Декоративного искусства ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет» СТРИТ-АРТ КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматриваются специфика, особенности, основные темы, проблематика стрит-арта в современном искусстве, анализируются концептуальные примеры одного из ярких представителей уличного искусства - современного английского художника Бэнкси.

Ключевые слова: современное искусство, стрит-арт, граффити, Бэнкси.

Kotlyar E.

Ph.D, Associate Professor associate professor of the Department of Decorative Arts of the "Crimean Engineering and Pedagogical University "

Kasatova E.

3-year student of the Department of Decorative Art of the "Crimean Engineering and Pedagogical University" STREET ART AS A TYPE OF CONTEMPORARY ART

Annotation. The article examines the specifics, features, main themes, the problems of street art in contemporary art, and analyzes the conceptual examples of one of the brightest representatives of street art - the contemporary English artist Banksy.

Key words: contemporary art, street art, graffiti, Banksy.

Современное искусство - совокупность художественных видов, сложившаяся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением [5]. Актуальность данной темы заключается в том, что стрит-арт приобретает большую популярность в современном искусстве, но кто-то видит в нем искусство, а кто-то заблуждается в понятии и относят его к вандализму.

Искусство всегда было носителем идей и, что важно, средством внедрения этих идей в массы. Так называемое высокое искусство очень тесно связано с большими финансовыми капиталами, а те в свою очередь имеют прямое отношение к политике и власти. Естественно, что приоритет

в искусстве отдается тем его произведениям, которые способствуют внедрению в сознание общества идей, необходимых для управления им.

Современное искусство, в некоторых своих проявлениях, до боли откровенно в своих диагнозах «болезни» общества. Искусство игры и интерпретации современного искусства становятся бунтом против мнимого распространения массовой культуры. Такое искусство несет в себе отрицание в превращении человека в бесчувственное устройство государственной системы [6].

Стрит-арт - направление в современном искусстве, особенностью которого является использование внутригородских территорий для различного рода арт-проектов. Одним из заметных проявлений стрит-арта являются граффити, история которого берет свое начало в 1920-х годах, когда рисунки и надписи начали появляться на товарных поездах, курсирующих по США. Позднее данное направление превратилось в способ распространения политический и других идей, а также метод закрепления территории различного рода группами лиц.

В 1980-е годы - быстрый и бесконтрольный рост арт-движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал «Арт Форум» посвящает статью явлению «FashionModa». В том же году райтеры принимают участие в выставке «PSI NewYork/NewWave» вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. В 1982 году FashionModa выставляется на «Dokumenta 7» в Касселе, Германия [1]. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Так как у уличного искусства нет четких или технических границ, невозможно выделить конкретных идейных предшественников для стрит-арта как такового. В данном жанре можно наблюдать огромное количество различных поджанров и каждый из них зачастую имеет свою историю. В настоящее время, когда стрит-арт уже признан как направление искусства, существует точка зрения, которая «легализует» его в глазах широкой общественности, указывая на то, что уличные художники придают невзрачным промышленным городам статус новых культурных центров, создают новые эстетические пространства, что повышает качество жизни местного населения.

Ярким примером такого преображения может считаться город Бристоль, предположительно родина Бэнкси, где сейчас его работы не только сохраняются, но по ним даже устраивают экскурсии.

Бэнкси - псевдоним скандально известного английского андерграундного художника граффити. Вокруг его биографии и реального

имени ведётся много споров. Согласно самым распространённым версиям его настоящее имя Роберт или Робин Бэнкс [2]. Его знают миллионы, но видели - только друзья. Он никогда не показывает своего лица, а для интервью использует тумблер для искажения голоса. Бэнкси - всемирно известный художник граффити, чьи работы знают во всем мире: их можно увидеть на родине Бэнкси, в Бристоле, в Лондоне, на стенах разрушенного ураганом Нового Орлеана, в Каире, Лос-Анджелесе и на разделительном барьере на Западном берегу реки Иордан [2,3]. Работы художника часто содержат социально-политический месседж, остроумны и носят антивоенный или антикапиталистический характер.

Бэнкси создал рисунок классического граффити, который стал мгновенно узнаваемым и эффектным в своей способности нести озлобленный, но одновременно забавный взгляд на современную жизнь, с изображением животных, в частности обезьян и крыс, парадирующих и привлекающих внимание к общей испорченности нашей культуры. Помимо уличных работ, именно такие акции продвинули его к успеху. Он делал из уличного искусства нечто другое, своего рода перфоманс - по большому счету передразнивая работу крупных брэндов, атакуя устоявшиеся ценности

[4].

Одна из самых популярных и обсуждаемых работ Бэнкси «2012 01утрюР1есез», посвященная олимпиаде в Лондоне. Граффити затрагивает проблему детского труда в странах третьего мира - изображение мальчика, который шьет маленькие британские флаги к олимпиаде, стоя на коленях. Мальчик, лишенный детства, создает атрибуты праздника, который будет использоваться в течении двух с половиной недель, после чего флаги оказываются на свалках. Цена за эту картину составляла от 500 000 до 700 000 долларов.

Анализ и конструктивную критику арт-проектов Бэнкси можно дополнить тем, что он знает основу классической школы искусства: анатомическое строение человека, законы композиции, цвета и формы. Незнание этого отрицательно отложилось бы на его работах и являлось бы ничем иным, как «грязь» на стенах, что считалось бы вандализмом, нежели искусством.

Выводы. Стрит-арт преследует различные цели: это может быть агитация, самовыражение, пропаганда, критика, привлечение внимание к проблеме. И при этом стрит-арт один из наиболее современных видов искусства, примеры которого находятся не в галереях и музеях, а на улицах больших и малых городов. Стрит-арт не претендует на качество, а меру художественности определяет исключительно зритель. Художники вышли за рамки общепризнанных правил, отказались от известности и критики, они сделали из обычных людей экспертов, и ждут только их оценок. Бэнкси, пожалуй, один из немногих, кто делает своеобразные социальные граффити. Объектом его критики становятся явления нашей повседневной жизни.

Использованные источники:

1. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания ХХ века. Формальная школа / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 344 а

2. Сайт о современных художниках. [Электронный ресурс]. URLhttp://contemporary-artists.ru/Banksy.html (Дата обращения 18.03.2018г.).

3. Бэнкси.РФ. [Электронный ресурс]. URLhttp://www.бэнкси.рф (Дата обращения 28.11.2017г).

4. Капёв Е. BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет, вы скоро об этом узнаете /[пер. с англ. Е.Кеник]. - Москва: Издательство «Э», 2017. -240с.

5. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. Спб., 2004.

6. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Постмодернизм: Учебное пособие / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 287 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.