Научная статья на тему 'Стрессовые факторы и техники их преодоления'

Стрессовые факторы и техники их преодоления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6519
909
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / COPING / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЧЕЛОВЕК / MAN / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клячкина Наталья Львовна

Рассматривается значение стресса в современной жизни: он влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. Особенно это касается студенческой среды. Появилось достаточно много научной литературы, посвященной изучению этого вопроса, но многие аспекты проблемы остаются еще не до конца изученными. Современный этап развития теории и практики психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению влияния стрессов на развитие личности, что имеет важное научное значение. Существует необходимость изучения не только самого механизма стресса и его влияния на человека, но и проблемы стрессоустойчивости личности и эффективного поведения в ситуации стресса. В результате исследования получены дополнительные данные: студенты с низкой и пороговой степенью сопротивляемости стрессу и студенты с высокой степенью сопротивляемости стрессу отличаются между собой по тревожности и копинг-поведению. Делается предположение о том, что состояние студентов первого года обучения обусловлено процессом адаптации в новом учебном заведении, привыканием к новым методам преподавания, а студентов последнего года обучения ожиданием предстоящего окончания обучения, смены социального окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS FACTORS AND TECHNIQUES OF OVERCOMING

The article discusses the importance of the values of stress in modern life. They affect human behavior, education, work, health, relationships with others. This particularly applies to the student's environment. It appears a lot of scientific literature is devoted to the study of this question, but many aspects of the issues are still not fully understood. The modern stage of development of the theory and practice of psychology is characterized by a greater attention to the in-depth study of the influence of stress on the development of personality that has important scientific value. Stresses in modern life are important. They affect human behavior, work, health, relationships with others. This makes it necessary to study not only the mechanism of stress and its effects on humans, but also the study of the problem of stress resistance of a personality and effective behavior in situations of stress. The article also says that the survey obtained additional data: students with a low threshold and the degree of resistance to stress and students with a high degree of resistance to stress differ between themselves on anxiety and coping behavior. To overcome stress, it is necessary to be methodical and well-organized. In the article it is assumed that the psychological condition of students of the first year is determined by the process of adaptation to a new institution, the adaptation to the new methods of teaching, and students of the last year by the forthcoming completion of the training, passing State qualification examinations, the change of the social environment of the status.

Текст научной работы на тему «Стрессовые факторы и техники их преодоления»

УДК 37

СТРЕССОВЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕХНИКИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Н.Л. Клячкина

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

Рассматривается значение стресса в современной жизни: он влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. Особенно это касается студенческой среды. Появилось достаточно много научной литературы, посвященной изучению этого вопроса, но многие аспекты проблемы остаются еще не до конца изученными. Современный этап развития теории и практики психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению влияния стрессов на развитие личности, что имеет важное научное значение. Существует необходимость изучения не только самого механизма стресса и его влияния на человека, но и проблемы стрессоустойчивости личности и эффективного поведения в ситуации стресса.

В результате исследования получены дополнительные данные: студенты с низкой и пороговой степенью сопротивляемости стрессу и студенты с высокой степенью сопротивляемости стрессу отличаются между собой по тревожности и копинг-поведению. Делается предположение о том, что состояние студентов первого года обучения обусловлено процессом адаптации в новом учебном заведении, привыканием к новым методам преподавания, а студентов последнего года обучения - ожиданием предстоящего окончания обучения, смены социального окружения.

Ключевые слова: стресс, студенты, образование, копинг-поведение, личность, человек.

Современный этап развития теории и практики психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению влияния стрессов на развитие личности, что имеет большое научное значение. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [11]. Это вызывает необходимость изучения не только самого механизма стресса и его влияния на человека, но и проблемы стрессоустойчивости личности и эффективного поведения в ситуации стресса. Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Л.М. Аболин, Б.Д. Василюк, P.M. Грановская, Ф.Е. Карвасарский, А.Г. Ковалев, И.Д. Ладанов, Л.М. Попова, Н.А. Сирота, Н.В. Самоухина, И.В. Соколова, Н.Е. Черепанова и другие.

Интересной, на наш взгляд, является проблема стрессоустойчивости студентов. Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вредных последствий для здоровья и психического состояния. Известно, что такая социальная группа, как студенчество, испытывает наибольший стресс в ситуации экзамена. Порой поведение студентов походит на страх. Однако при анализе оказывается, что причин для опасений и страхов нет,

Клячкина Наталья Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика».

преподаватели не «лютуют», не испытывают желания «завалить», то есть исход экзамена довольно предсказуем. Парадоксальность ситуации состоит в том, что студенты, у которых уровень тревожности высокий, готовятся к экзамену лучше, обстоятельнее, но на самом экзамене выглядят значительно хуже тех студентов, уровень тревожности которых значительно ниже. То есть высокий уровень тревожности означает выраженную склонность к возникновению стресса и выбору неэффективного способа поведения в ситуации эмоционального напряжения, которая вызывается экзаменом.

Целью нашего исследования явилось выявление взаимосвязи между копинг-поведением, ориентированным на решение задачи, и стрессоустойчивостью личности. Мы попытались показать, что копинг-поведение в стрессовых ситуациях, ориентированное на решение задачи, является показателем стрессоустойчивости личности студентов.

Обсуждение вопроса о стрессоустойчивости студентов невозможно без обращения к проблеме копинг-поведения. Отечественные исследователи данной проблемы, среди которых Б.Д. Карвасарский, понятие «копинг-поведение» интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Оно подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовыми ресурсами, которые определяют поведение человека [1]. Психологи выделили несколько видов копинг-поведения, среди которых самым эффективным является копинг-поведение, ориентированное на решение задачи. А.Г. Ковалев считает, что только данный вид копинг-поведения способствует повышению уровня стрессоустойчивости и может считаться адаптивным [2].

Работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появляются в зарубежной психологии со второй половины XX века. Понятие coping в переводе с английского означает «преодоление» (соре - «преодолевать»). В работах немецких авторов используется термин bewaltigung («преодоление»).

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход - непсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предлагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. В 1984 г. А. Биллингс и Р. Моос выделили три способа совладания со стрессовой ситуацией [3]:

- копинг, нацеленный на оценку, преодоление стресса, включающее в себя попытки определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивную переоценку и др.;

- копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса;

- копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса.

Д. Галахер выдвинул гипотезу, согласно которой оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза [6]. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения.

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем, или копинг-процесс [7]. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения -стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности.

Проводившееся Н.А. Сиротой исследование стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению задачи снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации [8]. Кроме того, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям. Высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий.

По данным Н. Кьюпера с соавторами, дистанцирование, самоизоляция рассматриваются как неэффективные стратегии поведения, способствующие возникновению депрессии [1]. Установлено также, что при борьбе со стрессогенными событиями уязвимые люди используют неадекватные стратегии, преимущественно самоизоляцию.

Интерес исследователей к проблеме совладания со стрессом привел к тому, что за последние годы увеличилось число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг -поведение. Авторы чаще всего исходили из потребности исследовать: отдельные, конкретные ситуационные копинг-стратегии; стратегии, разделенные по основным сферам психической деятельности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие); базисные стратегии копинг-поведения, включающие когнитивные, поведенческие и эмоциональные варианты реагирования на стресс и объединенные из отдельных ситуационно -специфических копинг-стратегий по принципу активности-пассивности совладания со стрессом; отдельные ситуационно-специфические копинг-стратегии и базисные копинг-стратегии, для чего в опросники включались шкалы, нацеленные на изучение тех и других типов стратегий.

В 1989 г. была создана шкала копинг-поведения, в которой выделяются две его формы: характерологическая и ситуационная. Эндлер и Паркер в 1990 г. составили многомерный опросник, определяющий три вида копинга: ориентированный на задачу, ориентированный на эмоции, ориентированный на избегание [13]. Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных

копинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил три группы копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание [3].

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

- стратегия разрешения проблем - активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;

- стратегия поиска социальной поддержки - активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим;

- стратегия избегания - поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий в зависимости от ситуации. В одних случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Доказано, что установки людей, наилучшим образом справляющихся со стрессом, отличаются следующими чертами:

- контроль над ситуацией. Эти люди - хозяева жизни, потому что они уверены в том, что смогут добиться поставленной цели, применив свои знания в решении стоящих перед ними задач;

- преданность цели. Эти люди видят смысл в том, что делают, и считают результаты своего труда нужными и полезными;

- радость преодоления. Эти люди рассматривают возникающие на их пути трудности и препятствия как вызов своим способностям, а не как преграды, поэтому воспринимают любые испытания не с негативной, а с позитивной точки зрения [2].

Для преодоления стресса и выработки эффективного копинг-поведения большое значение имеет то, как мы сами себя воспринимаем, какую роль себе отводим. Д. Лейк выделяет следующие виды ролей: перфекционист, нытик, мученик, послушный, пай-девочка (мальчик), жертва.

К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся ресурсы личности (Я-концепция; интервальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффилиация; эмпатия; позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере; духовность; ценностная, мотивационная структура личности) и ресурсы социальной среды (окружение, в котором живет человек, а также его умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку) [4].

Интервальный локус контроля, или умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее, является личностным ресурсом, на основе которого формируется адаптационное поведение. Именно от этого ресурса во многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль человека. По мнению Д. Роттера (автора данного понятия), субъективный контроль, или локус контроля, представляет собой «определенную степень восприятия людьми событий, зависящих либо от собственного поведения (интервальный локус контроля), либо от других людей, судьбы, удачи (экстернальный локус контроля)», а также трактуется

как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого». Доказано, что люди с внутренним (интервальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем «экстерналы» [3].

Стремление быть вместе с людьми, умение сопереживать - аффилиация и эмпатия - являются коммуникативными личностными ресурсами, влияющими на поведение человека. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс.

Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, которая определяется как постижение чужого эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Это целостный процесс, включающий физиологический, кинестетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения и позитивные личностные изменения. Он является одним из ключевых факторов в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения и выступает важнейшим ресурсом преодоления стресса.

Человек переживает любое свое состояние через призму сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества является знаком нарушения этой сети, знаком утраты жизненного важного во внутреннем мире личности [12].

В условиях стресса у человека актуализируются два типа адаптационных механизмов: психологическая защита - компенсация стресса; копинг - совладание со стрессом.

Проблема соотношения понятий «защитные механизмы» и «копинг-механизмы» является дискуссионной. Одни авторы признают только пассивные механизмы психологической защиты как единственный вид преодоления стресса [14]. Другие предполагают параллельное действие механизмов психологической защиты и копинга в процессе адаптации. Третьи трактуют защитные механизмы как разновидность ко-пинг-поведения [1].

Еще в 1952 г. К. Гольдштейн проводил различия между протективными механизмами и механизмами защиты. Он утверждал, что хотя и те, и другие могут использоваться для преодоления стресса и тревоги, первые возникают при появлении трудностей функционирования в окружающей среде, последние же развиваются в ответ на психодинамический конфликт [8].

По З. Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта [12]. Механизмы психологической защиты способствуют сохранению психологической целостности личности и определяются как относительно стабильные индивидуальные паттерны.

В.А. Ташлыков рассматривает психологическую защиту как одну из форм психических регулятивных механизмов, выступающих в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспомощности, вызванное внешним или внутренним конфликтом, не может понять его истинные источники и успешно справиться со стрессом. Защитные механизмы направлены на снижение ощущения выраженного дискомфорта, что достигается преимущественно путем искажения восприятия и оценки внешнего и внутреннего мира. Он отмечает, что диапазон этих приспособительных механизмов достаточно широк: от попыток активного преодоления трудноразрешимых ситуаций до полного отказа от необходимых действий.

В.А. Ташлыков делит механизмы психологической защиты, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и сохранение устойчивости системы «Я»,

на три основные группы в зависимости от степени активности и противодействия стрессу:

- защитные механизмы, помогающие самостоятельно справиться с ситуациями, представляющими психологическую угрозу для личности (группа близка к копинг-механизмам);

- защитные механизмы по типу «вытеснения», «отрицания», отличающиеся авто-матизированностью и отсутствием осознания при достаточно ригидной системе «Я»;

- защитные механизмы «рационализации», «бегства в болезнь», «фантазирования». Они отражают особенно пассивный характер попыток личности справиться с психологическим стрессом при неопределенной позиции.

В.А. Ташлыков рассматривает механизмы совладания и психологической защиты как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации [8].

Постепенно в работах многих зарубежных и отечественных исследователей появляется расширенное описание традиционного понятия «защитные механизмы» за счет включения в него активно-оборонительных вариантов.

Н.В. Иванов разделил защитные позиции личности на три типа:

- уклонение от переживания трудной ситуации;

- преодоление такой ситуации обходным путем;

- преодолению психотравмирующей ситуации путем прямого сопротивления.

Н. Хаан рассмотрела термин «защитные механизмы» с позиции психоанализа и сделала вывод о существовании «копинг-механизмов». В рамках психоаналитической теории защитные механизмы позволяют устранить психотравмирующее воздействие, но за счет искажения действительности. На основании проведенных исследований Н. Хаан пришла к выводу, что существуют аналогичные защитные механизмы, позволяющие преодолеть конфликтную ситуацию без искажения действительности и обеспечить адаптацию без отказа от реальности. Классические защитные механизмы она характеризует как эмоционально неадекватные, ригидные, не соответствующие действительности. Четкое ведение копинга и защиты играет центральную роль.

Р. Лазарус рассматривает защитные механизмы как парапсихические формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация. Иное поведение именуется им «пассивное копинг-поведение». Автор ввел дифференциацию непродуктивных методов психологической защиты. Он предложил параметры классификации копинг-механизмов защиты: временная направленность; инструментальная направленность (на окружение или на самого себя); функкционально-целевая значимость - механизм совладания индивида с ситуацией (функция восстановления нарушенных отношений индивида с окружением или регуляции эмоционального состояния); модус совладания - поиск информации, реальные действия или бездействие [3].

Ф.Е. Василюк рассматривает соотношение понятий «копинг» и «защита» применительно к категории «переживание». Он отмечает, что исследователи, использующие в своей терминологии понятия «овладание» и «компенсаторика», применяют для обозначения «неудачных» процессов переживания понятие «защиты», а для описания «удачных процессов» - термин «совладание».

Л.И. Вассерман с соавторами рассматривает механизмы психологической защиты и механизмы совладания как способы адаптации к стрессовой ситуации, где копинг-поведение определяется как стратегия действия личности, направленная на устранение ситуации психологической угрозы. Механизмы психологической защиты являются интрапсихологической адаптацией и направлены на ослабление

психического дискомфорта. Для различения механизмов психологической защиты (МПЗ) и механизмов совладания авторы предложили следующую схему анализа: МПЗ не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, техники эмоционального самоконтроля пластичны и приспособлены к ситуации; МПЗ стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения, при использовании эмоционального самоконтроля человек, напротив, часто сам приносит себе мучения (антигедонистический характер техник самоконтроля); МПЗ «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения (принцип действия - «здесь и сейчас»), тогда как механизмы совладания рассчитаны на перспективу; МПЗ приводят к искажению восприятия действительности и самого себя, механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также способностью к объективному отношению к самому себе [12].

Таким образом, проблема стресса и стрессоустойчивости остается актуальной и в настоящее время. Причины стресса многообразны: неурядицы в семье, болезнь близких, физическое напряжение, монотонная деятельность, проблемы в обучении и так далее. В настоящее время стресс играет определяющую роль в развитии личности. Копинг-поведение людей в стрессовой ситуации различно. Реакции на стресс зависят от индивидуальных особенностей личности: от сверхвозбудимости, суетливости до резкого замедления, эмоционального «ступора». Ключом адаптации к стрессу является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для различных видов стрессовых факторов существуют разные техники преодоления. Чем выше уровень стрессоустойчивости, тем благоприятнее протекает развитие личности. Чтобы преодолеть стресс, необходимы методичность и организованность; следует проанализировать свое отношение к проблеме. Например, ситуация экзамена не вызовет стресса, если студент спокойно справляется со сложностями, регулирует свое состояние в стрессовой ситуации [4].

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Наиболее стрес-согенным фактором для студентов является экзамен. Высокая степень сопротивляемости стрессу наблюдается у студентов 4-го курса, что можно объяснить окончанием процесса адаптации к условиям обучения в учебном заведении. Студенты первого и последнего года обучения имеют низкую и пороговую степень сопротивляемости стрессу, что связано у первых - с адаптацией, а у вторых - с перспективой жизнеопределения. У студентов с высокой степенью сопротивляемости стрессу (вторая подгруппа) доминирует «склонность к типу А» в сочетании с «типом А», которые проявляются в агрессивности и нетерпеливости. В типах стрессоустойчивости «склонность к типу А» и «склонность к типу Б» достоверно значимых различий не выявлено - это свидетельствует о том, что тенденция проявляется у студентов обеих подгрупп. У студентов всех курсов доминирует средний уровень тревожности, который помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям. Математическая обработка данных показала, что различия по низкому и высокому уровням тревожности находятся в области незначимости. Анализ уровней тревожности у юношей и девушек показал, что у девушек преобладает высокий уровень тревожности, но различия между высоким уровнем тревожности у них и у юношей находятся в области незначимости. У студентов всех групп доминирует ко-пинг-поведение, ориентированное на решение задачи. Качественные отличия имеются, но они незначительны. При разделении всех испытуемых на три подгруппы по копинг-поведению не было выявлено значимых различий между тревожностью и стрессоустой-чивостью. При разделении всех испытуемых на подгруппы с рациональным копинг-поведением (ориентированным на решение задачи), эмоциональным копинг-поведением

(ориентированным на эмоции) и избегающим копинг-поведением (ориентированным на избегание) были выявлены значимые различия между стрессоустойчивостью студентов с копинг-поведением, ориентированным на решение задачи, и копинг-поведением, ориентированным на избегание.

Таким образом, цель исследования достигнута. Установлена взаимосвязь в корреляции по Пирсону: чем выше стрессоустойчивость, тем более эффективно личность выбирает копинг-поведение, ориентированное на решение задачи. Доказано, что копинг-поведение, ориентированное на решение задачи, взаимосвязано со стрессоустойчивостью личности студента. В результате исследования получены дополнительные данные: студенты с низкой и пороговой степенью сопротивляемости стрессу и студенты с высокой степенью сопротивляемости стрессу отличаются между собой по тревожности и копинг-поведению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: Пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. - СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. - 28 с.

2. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 1966. - 466 с.

3. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. - М.: Медицина, 1984. - 218 с.

4. Лазарус Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга. - М.: Медицина, 1987. - 67 с.

5. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. - СПб.: Речь, 2007. - 307 с.

6. Марищук В.Л.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.

7. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессом и проблемными для личности ситуациями. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. - 40 с.

8. Перре М. Стресс, копинг и здоровье: ситуативный поведенческий подход: теория, методы и применение. - М., 2012. - 233 с.

9. Пирлинг Л. Структура копинга. - М.: Медицина, 2008. - 42 с.

10. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи: Талант, 2010. - 144 с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Медицина, 1962. - 54 с.

12. Селье Г. Стресс в жизни. - М.: Медгиз, 1956. - 216 с.

13. ЩербатыхЮ.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

Поступила в редакцию 12.06.2014; в окончательном варианте 12.06.2014

UDC 37

STRESS FACTORS AND TECHNIQUES OF OVERCOMING N.L. Klyachkina

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: [email protected]

The article discusses the importance of the values of stress in modern life. They affect human behavior, education, work, health, relationships with others. This particularly applies to the student's environment. It appears a lot of scientific literature is devoted to the study of this

question, but many aspects of the issues are still not fully understood. The modern stage of development of the theory and practice ofpsychology is characterized by a greater attention to the in-depth study of the influence of stress on the development of personality that has important scientific value.

Stresses in modern life are important. They affect human behavior, work, health, relationships with others. This makes it necessary to study not only the mechanism of stress and its effects on humans, but also the study of the problem of stress resistance of a personality and effective behavior in situations of stress.

The article also says that the survey obtained additional data: students with a low threshold and the degree of resistance to stress and students with a high degree of resistance to stress differ between themselves on anxiety and coping behavior. To overcome stress, it is necessary to be methodical and well-organized.

In the article it is assumed that the psychological condition of students of the first year is determined by the process of adaptation to a new institution, the adaptation to the new methods of teaching, and students of the last year - by the forthcoming completion of the training, passing State qualification examinations, the change of the social environment of the status.

Key words: stress, students, education, coping, behavior, personality, the man.

Original article submitted 12.06.2014; revision submitted 12.06.2014

Natalya L. Klyachkina, candidate of pedagogics, associate professor, department of Psychology and Pedagogics.

УДК 376.32

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л.А. Колыванова1, Т.М. Носова2 1Кинель-Черкасский медицинский колледж

446350, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Красноармейская, 60 А E-mail: [email protected]

2 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена инклюзивному профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Формирование трудоохранной культуры, повышение безопасности жизнедеятельности и социального статуса инвалидов и других маломобильных групп населения - актуальный вопрос сегодняшнего дня. При этом важно, чтобы в процессе инклюзивного профессионального образования у будущего специалиста были сформированы умения и навыки безопасности жизнедеятельности, охраны труда и культуры здоровья, он мог пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди окружающих. В этой связи важную роль в профессиональной подготовке студентов-инвалидов медицинского колледжа играют дисциплины медико-биологического цикла, экологии, безопасности жизнедеятельности,

Лариса Александровна Колыванова, кандидат педагогических наук, менеджер по связям с общественностью.

Тамара Михайловна Носова, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.