Молчанова Екатерина Юрьевна
адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Стрессоустойчивость как показатель эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции
В статье описываются механизмы адаптации личности в сложных ситуациях. Особое внимание уделяется понятию стресса и стрессоустойчивости, способам психической саморегуляции личности.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, адаптация, стресс, личность, способы совладания.
E.Yu. Molchanova, Adjunct of the Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Stress resistance as an indicator of the efficiency of professional activity of police
This article describes the mechanisms of adaptation of personality in difficult situations, special attention concept of stress, and stress, as well as methods of psychic self-regulation of personality. Key words: stress, adaptation, stress, personality, ways of coping.
Рассматривая деятельность сотрудников полиции, мы можем говорить о том, что их жизнь практически всегда окружена стрессовыми ситуациями. Если каждый человек будет уделять им особое внимание, это поможет понизить уровень стресса и повысить показатели эффективности профессиональной деятельности. Ганс Селье является основоположником понятия стресса и характеризует его со стороны неспецифичной отдачи определенной реакции организма на предъявляемые ему внешние раздражители. Суть данного высказывания в том, что психике предъявляется особое требование с точки зрения «человек - среда». Чтобы личность находилась в здоровом состоянии психики, нужно осознавать угрозу предполагаемого возбудителя, собирая воедино внутренние ресурсы организма на преобразование эффективных стратегий поведения в борьбе с жизненными трудностями.
Опираясь на данное понятие, мы можем говорить о том, что оптимизация психических состояний и поведения человека в экстремальных ситуациях должна предусматривать соответствующую психологическую подготовку.
Общество, благодаря своему опыту, выработало определенные механизмы приспособления к стрессовым ситуациям. Так, например, американский психолог В. Сатир выделила четыре типа коммуникаций в обществе: заи-
скивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный. Заискивающий тип коммуникации пытается во всем угодить окружающим, извиняясь и никогда не споря. Обвиняющий тип коммуникации постоянно ищет виновных, снимая с себя таким образом ответственность. Расчетливый тип коммуникации всегда спокоен рассудителен, скрывает свои эмоции. Отстраненный тип коммуникации не реагирует ни ка какие вопросы, находится в своих мыслях и фантазиях [1].
Стрессоустойчивость в правоохранительных органах в сложных жизненных ситуациях - это залог личного здоровья человека, а в дальнейшем и успешность в профессиональной деятельности. Пользуясь навыками психической саморегуляции, личность может взять верх над своими эмоциями, находясь в состоянии стресса. С помощью регуляции психического состояния, а именно различных способов воздействия на функции своего организма, мы может контролировать себя, не впадая в нервно-психическое напряжение. Основной задачей регуляции своей психики выступает активизация и ее же успокоение для сохранности собственного здоровья. Процесс реализации активности поведенческой деятельности личности возможен благодаря особой группе ее свойств, представляющих собой сферу саморегуляции. К сфере личной регуляции относятся феномены самооценки, уровня притязаний, субъектив-
296
ной локализации контроля волевой регуляции и т.д.
По мнению А.Г. Спиркина, некоторые люди в очень напряженных ситуациях могут объединять в себе саморегуляцию и контроль над собой, а другие тем временем теряют над собой контроль даже при самых незначительных трудностях. Это объясняется особенностями индивидуальных различий каждого человека [2]. В особых случаях мобилизация ресурсов играет немаловажную роль в формировании ответной реакции организма на неблагоприятный раздражитель. Чем чаще человек будет сталкиваться с негативными состояниями, тем сильнее может стать эмоциональное напряжение.
Одним из важных показателей функций самостоятельных навыков психической саморегуляции являются определенные техники, с помощью которых психика готова воспринимать эффект саморегуляторного воздействия. Благодаря сознательному управлению своими эмоциями и действиями, системные механизмы в организме человека готовы перейти на непроизвольный уровень, а чем чаще возникает ответ на стрессовый возбудитель, тем крепче остаются навыки, вследствие чего мы можем овладеть успешным контролем над эмоционально-волевой сферой. Существует определенный набор психотехник, улучшающих эмоциональное состояние, которое подлежит волевому воздействию, благодаря им человек в силе снять напряжение и перейти в оптимальный режим существования своего организма и психики в целом. Процесс регуляции человеческой психики осуществляется с помощью определенных упражнений, основанных на спокойном расслаблении мышц, работы с дыхательным аппаратом, а следовательно, расслабления всей нервной системы. Таким образом, процессы, связанные с расслаблением мышц во всем организме при правильном дыхании, дают толчок нервному импульсу в коре больших полушарий, после чего происходит процесс торможения всего организма в целом. При неоднократном повторении упражнений сотрудник полиции способен контролировать свои внутренние процессы, связанные с напряжением и тревожностью.
Основоположник западного учения о стрессах Ганс Селье выделял три стадии стресса: 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги); 2) максимально эффек-
тивная адаптация (стадия резистентности); 3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). Все эти стадии характеризуют адаптивный процесс личности в сложных ситуациях. Адаптация играет немаловажную роль в профессиональной деятельности сотрудников полиции и показателях психического здоровья личности [3]. Стрессоустойчивость можно понимать как определенный набор качеств индивида, с помощью которых личность способна перенести эмоционально-волевые, мыслительные нагрузки в рабочей сфере без особых последствий для здоровья, как своего, так и сослуживцев. Такое определение, как профессиональный стресс, взаимосвязано с тяжелой рабочей деятельностью, а также незаслуженным отношением вышестоящего начальства к успехам личности в каких-либо заслугах. Состояние стрессового расстройства проявляется в определенных психосоматических недомоганиях, негативном отношении к сослуживцам, плохом аппетите, повышенной тревожности и депрессии.
На сегодняшний день наиболее распространенной идеей является когнитивно-феноменологическая теория борьбы со стрессовыми состояниями, разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкман. Создатели данной идеи выделяют два подхода к успешному выходу из критической ситуации: проблемо-ориентированный, направленный на решение стрессовых факторов, и эмоционально-ориентированный, нацеленный на урегулирование эмоционального состояния, смену личного взгляда на окружающую действительность, когда мы не в силах изменить происходящее. Большинство ученых данного направления сходятся в том, что получаемый эффект от выбора определенных стратегий будет успешен в том случае, когда человек использует сразу не одну тактику борьбы со стрессом, при этом выполняя определенный набор упражнений, направленный на расслабление нервной системы. При борьбе со стрессом существуют определенные ступени к успешному выходу из критической ситуации. Первое правило: если человек постоянно зацикливаемся на тех факторах, которые вызывают стресс, то личность еще больше погружается в него. Второе правило: запуская определенные ситуации, человек тем самым осуществляет накопительный эффект. Третье правило: с помощью аутогенной тренировки, физических упражнений, положительного само-
297
настроя можно улучшить эмоциональное состояние сотрудников полиции.
Таким образом, устойчивое поведение сотрудников полиции в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха деятельности. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для целого ряда специальностей, деятельность которых протекает в экстремальных условиях.
Ряд авторов понятие стрессоустойчивости связывают с характеристиками темперамента, которые оказывают определенное влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений, а не на их содержание. Так, например, другие авторы считают эмоциональную устойчивость проявлением волевых характеристик личности и определяют ее как способность управления возникающими эмоциями при выполнении определенной деятельности. В работах М.И. Дьяченко и К. Изард обосновывается положение о том, что стрессоустойчивость в значительной мере детерминируется динамической лабильностью и содержательными характеристиками
1. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М., 2005.
2. Дикая Л. Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (си-стемно-деятельностный подход). М., 2003.
3. Тарас А. Е., Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. Минск,1999.
эмоционального процесса. Значимым критерием эмоциональной устойчивости является содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в стрессовой ситуации. Так, например, П.Б. Зильберман утверждает, что под стрес-соустойчивостью понимается интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке.
Научный анализ проблемы стрессоустойчи-вости сотрудников полиции в психологическом смысле позволяет сделать определенные выводы о том, что психической устойчивостью является совокупность приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу человека, с помощью которой каждый индивид способен переносить переживания, значительные интеллектуальные перегрузки с меньшей потерей своему здоровью.
Исходя из этого, большинство ученых отмечают, что стрессоустойчивость является набором таких свойств личности, с помощью которых индивид в силах управлять процессами эмоционально-волевой регуляции.
1. Malkina-Pykh I.G. The extreme situation. Moscow, 2005.
2. Dikaya L.G. Psychological self-regulation of human functional state (system-activity approach). Moscow, 2003.
3. Taras A.E., Selchenok K.V. Psychology of extreme situations. Minsk,1999.
298