Научная статья на тему 'STREET ART КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА'

STREET ART КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СТРИТ-АРТ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА ГОРОДОВ / УРБАНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО УЛИЦ / ПЕРФОМАНС / ГРАФФИТИ / КЭМП

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Болун

В современном мире важную роль играет поиск себя, а появившийся во второй половине XX века стрит-арт, выступил инструментом познания себя и мира, позволив сблизиться зрителю и творцу в творческом процессе. Благодаря стрит-арту культура и искусство стали ближе и понятнее наблюдателю. Существует множество форм и видов уличного искусств, в статье мы сосредоточимся на двух основных, самых массовых: граффити и перфомансе. Стрит-арт позволяет заглянуть внутрь себя и найти те интерпретации произведений искусства, которые ближе всего зрителю, а также отвергает единообразие и жесткую структурированность искусства. Граффити взаимодействует через зрительные живописные образы, которые можно заметить в городском пейзаже. Перфоманс, в свою очередь, отсылает нас к чувственному восприятию, предлагая прожить события и эмоции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STREET ART AS A DIRECTION OF CONTEMPORARY ART

In the modern world, the search for oneself plays an important role, and street art, which appeared in the second half of the 20th century, acted as a tool for understanding oneself and the world, allowing the viewer and the creator to get closer in the creative process. Thanks to street art, culture and art have become closer and more understandable to the observer. There are many forms and types of street art, in the article we will focus on the two main, most massive ones: graffiti and performance. Street art allows you to look inside yourself and find those interpretations of works of art that are closest to the viewer, and also rejects uniformity and rigid structure. Graffiti interacts through visual pictorial images that can be seen in the urban landscape. Performance, in turn, refers us to sensory perception, offering to live events and emotions

Текст научной работы на тему «STREET ART КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

УДК 1

Чжан Болун

магистрант кафедры искусствоведения

Белорусский государственный университет культуры и искусств

(г. Минск, Беларусь)

STREET ART КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Аннотация: в современном мире важную роль играет поиск себя, а появившийся во второй половине XXвека стрит-арт, выступил инструментом познания себя и мира, позволив сблизиться зрителю и творцу в творческом процессе. Благодаря стрит-арту культура и искусство стали ближе и понятнее наблюдателю. Существует множество форм и видов уличного искусств, в статье мы сосредоточимся на двух основных, самых массовых: граффити и перфомансе.

Стрит-арт позволяет заглянуть внутрь себя и найти те интерпретации произведений искусства, которые ближе всего зрителю, а также отвергает единообразие и жесткую структурированность искусства. Граффити взаимодействует через зрительные живописные образы, которые можно заметить в городском пейзаже. Перфоманс, в свою очередь, отсылает нас к чувственному восприятию, предлагая прожить события и эмоции.

Ключевые слова: Стрит-арт, street-art, современное искусство, культура городов, урбанистическое искусство, искусство улиц, перфоманс, граффити, кэмп.

В конце прошлого века мир познакомился с таким явлением как Street art или, другими словами, искусством улиц, урбанистическим искусством, искусством города. Стрит-арт объединяет сразу несколько направлений, в том числе граффити, трафаретную живопись, перфомансы, инвайромент и флешмобы. Стрит-арт настолько многогранен и разнообразен в своем проявлении, что было бы сложно ограничить его определенным набором видов деятельности. Более того уличное искусство находится в процессе постоянного развития, совмещая несколько направлений, зачастую становясь пограничным

из-за включения в себя сразу нескольких направлений, например, перфоманс с элементами трафаретного графити.

Стрит-арт долгое время не признавался обществом как искусство и относился к маргинальным видам деятельности. Такое направление как граффити до сих пор нередко воспринимается как вандализм и связывается с асоциальным поведением. Подобное отношение объяснялось происхождением данного направления искусства, а именно анонимным использованием этого направления несогласными с существовавшим политическим или экономическим устройством. Часто граффити содержали в себе нецензурную лексику или призывы к насилию, однако затем искусство претерпело изменения и приобрело гораздо большую образность и выразительность. [1]

Позднее в XX веке граффити было признано частью городской среды и даже инструментом украшения городского ландшафта. Граффити разнообразили урбанистический пейзаж больших городов, украсив собой заброшенные здания, вагоны, подземные переходы, фабричные бетонные заборы и многое другое.

В наши дни граффити является неотъемлемой частью молодежной культуры, а самым известным в мире художником современности является представитель именно этого направления — Бэнкси. [2] Граффити воплощает в себе способ заявить о себе и своем мировоззрении миру, протест против канонов традиционной культуры и противовес элитарному искусству. Однако для искусства важен контекст, если не учитывать, например, место экспозиции и время событий, смысл работ Бэнкси может испариться, так как он существует в конкретном контексте среды, где размещена работа.

Из вышесказанного вытекает главная черта такого направления искусства как граффити и современного стрит-арта в целом, а именно — целевая аудитория. Стрит-арт обращается к каждому прохожему, каждому, кто идет мимо объекта искусства, не важно подготовлен ли человек, соприкасался ли с каким-либо видом искусства раньше. Таким образом, выступая в качестве связующего звена

между массовой признаваемой всеми культурой и ярким проявлением индивидуальности в образе протеста.

Стрит-арт становится наиболее понятным и близким молодежи, отвергая однообразие и структурированность искусства. Ж. Бодрийяр в своей работе «Символический обмен и смерть» рассматривает виды бунтов современной личности против системы. [3] Автор подчеркивает выразительность граффити как формы социального протеста против организованности, единообразия и унифицированности, а также безграничные возможности в этом направлении искусства, так как творцу не нужны специальные холсты, весь окружающий его мир превращается в полотно. Автор сравнивает граффити на теле города с тату на теле человека, оба вида искусства являются способом украсить имеющуюся реальность. Обыденность, нас окружающая, наполняется творчеством и размышлениями, основанными на интерпретации каждым отдельным человеком произведений искусства.

Стрит-арт позволил искусству выйти из традиционных помещений музеев на улицы, став ближе к зрителю. Однако это не означает, что стрит-арт располагается исключительно на улице, перфомансы внутри современных музеев и арт-пространств также являются формой урбанистического искусства. Стрит-арт становится таковым не из-за своего местоположения, а философии, скрытой в нем. Это искусство городов гораздо ближе к наблюдателю благодаря своей межхудожественности и межидеологичности. Он не диктует правил, канонов, идей, он дает пищу для размышлений, благодаря чему каждый приходит к своим собственным умозаключениям, чувствуя что-то свое.

Стрит-арт является синтезом прошлого и будущего, высокой культуры и повседневности. Об этом говорит С. Зонтаг, которая ввела в обиход термин «кэмп» - баланс между грубостью, вульгарностью и театральностью, живописностью. [4]

Перфоманс — еще одно современное направление стрит-арта, активно развивающееся в формате поджанров, а именно инвайронмента, акционизм,

боди-арта и другого. Э Фишер-Лихте говорит об отказе современного театра от традиционности и переходе к большей свободе, знаковости, эмоциональности, визуальности, взаимосвязанности зрителя и актеров, а зачастую и вовлечение первых в само происходящее. [5] Особое внимание в перфомансе уделяется пространству, времени, атмосфере, звукам, чувствам и эмоциям, тактильности и телесности. Перфоманс родился из смешения таких жанров, как танец, театр, живопись, кино, бурлеск и кабаре, представляя собой «ожившую картину», где события, жесты, движения, музыка, свет несут символический характер.

Перфоманс связан не столько с наблюдением, сколько с проживанием чувственного опыта, основанного не на логическом размышлении, а эмоциональной вовлеченности в процесс. Это направление говорит о моменте «здесь и сейчас». Одновременно с тем выступая способом коммуникации зрителя и актеров, объединения их в сообщество, которое сплотилось в моменте проживания этого опыта. И наблюдатели, и участники самовыражаются, реализуются и проявляют свои эмоции.

Более того перфоманс позволяет остановиться и обратить внимание на красоту мира, окружающего нас, или его проблемы. И то, и другое мы часто, занятые своей жизнью в огромном мегаполисе, не замечаем.

Для появления перфоманса нужен минимальный набор: исполнитель и наблюдающий. Ведь действие становится перфомансом именно в тот момент, когда за происходящим начинает следить хотя бы один человек.

Мир выходит из-под контроля, не повинуется человеку, стремительное развитие технологий только ускоряет темпы развития, общество потребления диктует свои правила, в такой ситуации каждая личность проживает кризис идентичности, прибегая к стрит-арту как способу познания себя и окружающей действительности. Диалог публики и искусства растворяет такие понятия, как высокая и массовая культура, автор и зритель, обыденность и искусство, превращая нашу повседневность в холст. Стри-арт позволяет вскрыть человеческую душу, вытащить на поверхность потаенные страхи и желания,

выразить их в формате искусства, позволив другим прикоснуться к этому, разделить или присоединиться к процессу творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Graffiti World Street Art From Five Continents. - N.Y., 2004.

2. Banksy. Existencilism book: http://Hbrary.uniteddiversity.coop/More_Books_and_Reports/Banksy-Existencilism.pdf/

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

4. Зонтаг С. Взгляд на фотографию // http://mediashoot.ru/load/43-1-0-261 (

5. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте ; пер. с нем. Н. Кандинской ; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. - Москва : Play&Play : Канон-плюс, 2015. - 375 с.

Zhang Bolun

Belarusian State University of Culture and Arts (Minsk, Belarus)

STREET ART AS A DIRECTION OF CONTEMPORARY ART

Abstract: in the modern world, the search for oneselfplays an important role, and street art, which appeared in the second half of the 20th century, acted as a tool for understanding oneself and the world, allowing the viewer and the creator to get closer in the creative process. Thanks to street art, culture and art have become closer and more understandable to the observer. There are many forms and types of street art, in the article we willfocus on the two main, most massive ones: graffiti and performance.

Street art allows you to look inside yourself and find those interpretations of works of art that are closest to the viewer, and also rejects uniformity and rigid structure. Graffiti interacts through visual pictorial images that can be seen in the urban landscape. Performance, in turn, refers us to sensory perception, offering to live events and emotions.

Keywords: street art, modern art, contemporary art, urban culture, urban art, performance, graffiti, camp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.