Научная статья на тему 'Стратиграфия четвертичных отложении низовьев Зеравшана и юго-западных Кызылкумов в свете новейших геологических и археологических исследовании'

Стратиграфия четвертичных отложении низовьев Зеравшана и юго-западных Кызылкумов в свете новейших геологических и археологических исследовании Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратиграфия четвертичных отложении низовьев Зеравшана и юго-западных Кызылкумов в свете новейших геологических и археологических исследовании»

Вронский В. А. К характеристике верхнеплиоценовых и плейстоценовых ландшафтов юго-запада Прикаспийской низменности.— В кн.: Значение палинол. анализа: для стратигр. и палеофлористики, М., «Наука», 1966.

Г р и ч у к В. П. Материалы к палеоботанической характеристике четвертичных и плиоценовых отложений северо-западной части Прикаспийской низменности.— Труды Ин-та географии АН СССР, 1954, 61, вып. 11.

Супрунова Н. И., Вронский В. А. К биостратиграфии верхнеплиоценовых и четвертичных отложений юго-западной части Астраханской области.— ДАН СССР, 1965, 161, № 1.

Ч и г у р я е в а А. А. Растительность юго-востока Европейской части СССР в плиоценовое время.— В кн.: Вопросы геологии восточной части Русской платформы и Южного Урала, вып. 5. Уфа, 1960.

А. В. ВИНОГРАДОВ, Э. Д. МАМЕДОВ

СТРАТИГРАФИЯ ЧЕТВЕРТИЧНЫХ ОТЛОЖЕНИИ

НИЗОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА И ЮГО-ЗАПАДНЫХ КЫЗЫЛКУМОВ В СВЕТЕ НОВЕИШИХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ

Со времени опубликования последних работ, посвященных четвертичным отложениям низовьев Зеравшана и сопредельных с ними пространств Кызылкумов, прошло несколько лет. За это время в результате непрекращавшихся полевых работ был собран большой новый материал,, изучено большое число разрезов четвертичных осадков, составлена карта четвертичных отложений, получен обильный археологический материал, в том числе эпохи палеолита и др. Естественно, что в свете этих данных возникла необходимость внесения определенных коррективов в ранее разработанные стратиграфические схемы и детализации их. После внесения в схему ряда изменений и дополнений она приняла следующий вид.

Стратиграфия плиоценовых и нижнечетвертичных отложений приведена в этой схеме по М. Н. Грамму (Свешников и Грамм, 1953; Грамм, 1955, 1957, 1958, и др.), посвятившему их изучению многие годы. Анализ взглядов М. Н. Грамма и других исследователей в отношении строения и возраста заунгузской или туранской или базильбекской и кызылкумской и т. д. свит был уже опубликован вместе с рядом новых фактов (Ма-медов, 1964). Однако в связи с тем, что в недавно вышедшем из печати труде К. К. Пяткова, И. А. Пяновской, А. К. Бухарина и Ю. К. Быковского (1967) результаты работ М. Н. Грамма не приняты во внимание и обе выделенные им свиты — базильбекская и четвертичная-кызылкумская — отнесены к верхнему плиоцену, приходиться вернуться к этой теме еще раз.

Еще в 1955 г. М. Н. Грамм указывал на двухъярусное строение туранской свиты и наличие размыва между ее нижней и верхней частями. В 1960 г. во время геологической экскурсии по Кызылкумам, предшествовавшей Среднеазиатскому и Казахстанскому совещанию по изучению четвертичного периода, М. Н. Грамм показал участникам экскурсии такой двухъярусный разрез свиты, обнажающийся на склоне Мынбулак-ской впадины и представленный глинами с прослоями мергеля, песка и алеврита, выполняющими эрозионный врез в поверхность палеогеновых глин, и перекрывающей их толщей песков с линзами и прослоями грубых пород. При этом внимание присутствовавших было обращено на то, что последняя в обе стороны от вреза залегает на размытой поверхности палеогеновых отложений.

Представления М. Н. Грамма подтверждаются и характером контакта между базильбекской и кызылкумской свитами, вскрываемым в раз-

Выклинивание грубообломочных пород айтымского фациального комплекса из разреза кызылкумской свиты в окрестностях колодца Муюнкум (Юго-Западные Кызылкумы)

1 — конгломерат, 2 — песок с гравием; 3 — песок; 4 — гравелит; 5 — супесь с гравием; 6 — пятна карбонате?

Схема стратиграфии четвертичных отложений низовьев р. Зеравшан и юго-западных кызылкумо'в

Единая шкала Региональные шкалы

Низовья р. Зеравшан Юго-Западные Кызылкумы

Система Отдел Горизонт _ ! Условия залегания и краткая овита характеристика осадков Органические остатки, археологические памятники Свита Условия залегания и краткая характеристика осадков Органические остатки, археологические памятники

Четвертичная | Современный (голо-цеяовый) Позднеголоце-новый (неого-лоценовый) Отложения русла и поймы; представлены галечником. Осадки первой надпойменной (1,2 г-1,3 м} террасы, представленные песком; видимая мощность 1,2 — 1,3 л. Памятники классового общества Рыхлый песчано-щебнистый материал в руслах временных водотоков; суглинистые, песча-ногравийные и солевые накопления на дне котловин: мощность непостоянная, иногда до нескольких метров.

Среднеголоце-новый (мезого-лоценовый) Осадки Махан-Дарьи; представлены чередованием песков, супесей, суглинков, глин и галечников, мощностью от 0,5 до 5—6 м. Памятнши бронзового века (II тыс. до н. э.) в осадках Махан-Дарьи культурный слой поселений Заман-баба 1,2, стоянок Гуджайли 9, Пайкент 6, Большой Тузкан 3 и др. Памятники неолнта (IV — Ш тыс. до н. э.). В осадках Махан-Дарьи культурный слой стоянок Дарба-закыр 1, 2.

Раннеголоцено-вый (эоголоце-новьт) Древнеголоце-новый (палео-голоценовый) Отложения Аякагытминских дельт; представлены конгломератами из обломков алевритов, лесками и супесями; мощность до 3,5 м. Верхняя пачка осадков аллювиальной равнины Дар^я-сая г- состоит из алевритов и конгломератов из обломков алевритов; мощность до 2,5 м. Верхний торфяный горизонт аллювиальной равнины Дарья-сая; мощность 0,1 — 0,45 м. Нижняя пачка осадков аллювиальной равнины Дарья-сая; состоит из конгломерата и алевритов с линзами песчаников; мощность более 4 м. Неолитические стоянки по берегам русел Лякагытминских дельт. Памятники раннего неолита (VI — V тыс. до н. э.). В толще торфяника культурный слой стоянок Уча-щи 131/1, II. III.

Верхнечетвертичный (неоплейстоценовый) 1 Отложения II надпойменной (3 — 4 м) террасы Зеравшана. Кулкудук-ская Отложения первых (10—20 л) террас бессточных впадин; пре-ставлены конгломератом (иногда пластом гипса с обломками пород), перекрытым супеоью; мощность 1<—3 до 8 м. На поэерхности террасы в Лякагытминской впадине находки верхнепалеолитического (?) времени, единично более поздние.

Среднечет- вертичный (мезоплей- стоце- новый) Отложения III надпойменной (6 — 7 м) террасы Зеравшана. ^Надкул-кудукская Отложения вторых (30 — 40 м) террас замкнутых впадин; представлены конгломератами' о линзами песчаников, песчаниками; в кровле супесь. В ряде разрезов в верхней части присутствует пласт гипса; мощность 2—Б м. На поверхности террасы в Аякагытминской впадине находки мустьерского времени.

Нижне-четвертичный (эодлейсто-деновый) Отложения IV надпойменной (10— 11 м) террасы (плато Азкамар); представлены конгломератом и песчаником; мощность 10— 11 м. Кызылкумская (в объеме, установленном совещанием по разработке унифицированных стратиграфических схем для Средней Азии 1958 г.) Отложения свиты слагают обширные районы Панкызьглкум-ской равнины; состоят из айтым-ского и кызылкумского фаци-альных комплексов, Айтымский (подгорный) фаци-альный комплеке'представлен в Букантау-Джетымтауской СТруктурно-фзциальной подзоне конгломератами и гравелитами с прослоями песчаников и гипса прикрытыми супесью; в Аумшпатау-Сангрукгауской подзоне — пластом конгломерата; в Нуратинской конгломератом, перекрытым гипсоч и супесью; мощность 2—5 до 17 л. Кызылкумский фациальный комплекс на всей территории представлен толщей песков с линзами конгломератов; мощность до 130—150 м. D.eissensia polymorphe Pall., Corbicula fluminalis Müll., Anodonta sp.. Planorbis sp., Lymnaea sp. Lymnocythere pomosa Man. L. sankti-patricii Br. et. Rob. На поверхности (1лато в районе Лякагытминской впадины находки мустьерского времени и мустьер-ская стоянка Кызылиур»].

Неогеновая Плиоценовый Базиль-бек кая (ташакыр-ская + сады-варская) Отложения V надпойменной (32 — 33 м) террасы (плато Автобачи); представлены толщей конгломератов и песчаников; видимая мощность 20,6 м. Обломки зубов хоботного и носорога, указывающие по определению Е. И. Беляевой, на верхнеплиоценовый или нижнечетвертнчный возраст содержащей их толщи. Базипьбек-ская (таша-кырская + садывар-ская) Отложения свиты перекрыты более поздними образованиями; представлены Толщей глин, песков и песчаников, чрезвычайно невыдержанной по простиранию; мощность 35—60 м. Молл:оски Corbicula fluminalis МОП. var. apscheroni-са Alndrus., Melanoides ap-scheronica Andrus., остра-коды Cythereis pseudoco-nvexa Liv., Cythereex. gr. variabiletuberculata, Lymnocythere tenuireticulata Suzin nom. mnsc. и др.

личных районах Кызылкумов. Общеизвестно также, что фауна плиоцена содержится только в осадках нижней — базильбекской свиты, причем уже в верхах ее, как недавно установили В. Д. Данилов, Л. Д. Анплеева и Б. И. Пинхасов, присутствуют четвертичные остракоды 1. В отложениях кызылкумской свиты содержатся только четвертичные формы ископаемых моллюсков и остракод2. Таким образом, взгляды К. К. Пяткова, И. А. Пяновской, А. К- Бухарина и Ю. К. Быковского на строение и возраст плиоценовых и нижнечетвертичных отложений Кызылкумов должны рассматриваться как устаревшие, лишенные необходимой аргументации.

Результаты изучения контакта между кызылкумской и выделенной одним из авторов в 1953 г. (Мамедов, 1957) айтымской свитами показали, что последняя представляет собой предгорный фациальный комплекс кызылкумской свиты, а не является самостоятельной свитой (рисунок). Строение разреза айтымского фациального комплекса в пределах Центрально-Кызылкумской структурно-фациальной зоны В. Н. Огнева (1959) оказалось различным. Поэтому эта зона была подразделена нами на три подзоны: Букантау-Джетымтаускую, Ауминзатау-Сангрунтаускую и Ну-ратинскую с характерной для каждой литологической характеристикой айтымского комплекса. Из-за недостаточного числа разрезов, изученных авторами в районе гор Тамдытау, вопрос о включении этой территории в ту или иную структурно-фациальную подзону пока остается открытым.

Отложения обеих (айтымской и собственно кызылкумской) фаций кызылкумской свиты и в меньшей мере — плиоценовой базильбекской свиты слагают поверхность обширной равнины известной под названием «неогенового» или «кызылкумского» плато. Поскольку эта равнина далеко не всегда представляет собой «плато» (тем более неогеновое), нами предполагается для нее новое название — «панкызылкумская равнина», подчеркивающее широкое региональное распространение этой равнины по отношению к другим поверхностям (и слагающим их осадкам), жестко локализованным в замкнутых впадинах.

Существенно изменилось место в стратиграфической таблице над-кулкудукской свиты, относившейся ранее (Мамедов, 1957,1964; Когай, Ма медов, 1960) к верхнему отделу четвертичной системы. В 1967—1968 гг. на поверхности этой свиты, слагающей вторую террасу впадины Аякагыт-ма, был обнаружен комплекс мустьерских находок. В связи с этим наиболее вероятным сейчас представляется среднеплейстоценовый возраст надкулкудукской свиты и она, следовательно, должна изменить свое положение в схеме. Положение мустьерских находок из Аякагытмы хорошо согласовывается с геологическим положением большинства среднеазиатских мустьерских местонахождений открытого типа, приуроченных обычно к поверхности среднеплейстоценовых террас (Ранов, 1965).

В той же Аякагытминской впадине на поверхности первой террасы, сложенной осадками кулкудукской свиты, были обнаружены многочисленные находки, по-видимому, верхнепалеолитического времени, что с известными оговорками, позволяет ограничить верхний возрастной предел кулкудукской свиты этим временем.

В цитированной выше работе К. К. Пяткова и др. имеется указание на находку в кулкудукских (акчадарьинских) осадках в районе пос. Ба-заубай верхнечетвертичной-голоценовой фауны. Однако условия нахождения фауны авторами не указаны, что, естественно, оставляет извест-

1 В. Д. Данилов, Л. Д. Анплеева и Ъ. И. Пинхасов подразделяют базильбекскую свиту на две различающиеся литологически самостоятельные свиты: садыварскую (верхний плиоцен) и ташакырскую (верхний плиоцен — нижний плейстоцен). Устн. сообщ. геолога Л. Д. Анплеевой.

2 К. К. Пятков, И. А. Пяновская и др., к сожалению, приводят списки плиоценовой фауны не по горизонтам, а по регионам.

ные сомнения в правильности отнесения к кулкудукской свите исследованных ими осадков.

Стратиграфия четвертичных отложений долины р. Зеравшана еще недостаточно разработана. Стратиграфическое положение выделяемых свит устанавливается по-разному и часто меняется.

В соответствии с корреляционной таблицей Н. А. Когая, опубликованной в 1962 г., отложения I надпойменной террасы Зеравшана нами отнесены к современному, второй — к верхнему и третьей — к среднему отделам четвертичной системы. Известно (Юрьев, 1963), что в осадках третьей террасы Зеравшана в Самарканде была обнаружена верхнепалеолитическая стоянка, датирующая террасу в этом створе долины верхнечетвертичным временем. Следует, однако, подчеркнуть, что нижняя и средняя части долины Зеравшана имеют различное геоморфологическое строение (разное число террас), и пока что не выяснено, какая из террас, развитых в низовьях этой реки, соответствует по времени формирования третьей террасе у г. Самарканда.

Что касается осадков, слагающих плато Азкамар, то удревнение Н. А. Когаем (1962) их возраста до верхнего плиоцена вряд ли оправдано. Решая этот вопрос, нельзя упускать из виду, что слагаемое этими осадками плато расположено на более низком геоморфологическом уровне относительно Автобачинского плато, отложения которого по находкам остатков фауны позвоночных уже датируются концом плиоцена (не исключен даже нижнечетвертичный их возраст). Поэтому нижний возрастной предел осадков более позднего азкамарско-эрозионно-аккумулятив-ного цикла должен быть повышен по крайней мере до нижнечетвертичного времени.

Новейшие археологические открытия позволяют провести довольно детальную стратификацию голоценовых осадков низовий Зеравшана. В основу ее была положена четырехчленная система деления голоцена, предложенная М. И. Нейштадтом (1961).

Предлагаемая авторами стратиграфическая схема четвертичных отложений низовьев Зеравшана и Юго-Западных Кызылкумов является, конечно, промежуточным, рабочим вариантом. В процессе дальнейших исследований она, как всякая схема, будет безусловно уточнена и дополнена новыми данными.

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов А. В., Мамедов Э. Кызылнура I — первый мустьерский памятник в Кызылкумах.— Сов. археология, 1969, № 1.

Грамм М. Н. О разрезе неогеновых отложений в северо-западной части Минбулак-ской котловины (Кызыл-Кумы). ДАН СССР, 1955, т. 103, № 4.

Грамм М. Н. Этапы развития Минбулакской котловины.— Изв. АН УзбССР, серия геол., 1957, № 2.

Грамм М. Н. Схема стратиграфии неогеновых континентальных отложений Средней Азии.— в кн. «Тезисы докладов к совещанию по унификации стратиграфических схем Средней Азии». М., Госгеолтехиздат, 1958.

К о г а й Н. А. К стратиграфии четвертичных отложений Узбекистана.— Тр. Главгеоло-гии Узбекской ССР, сб. 2. М„ «Недра», 1962.

К о г а й Н. А., Мамедов Э. Д. О результатах расчленения четвертичных отложений Кызылкумов.— Узбекский геол. журнал, 1960, № 3.

Мамедов Э. Д. К стратиграфии новейших континентальных образований Центральных Кызылкумов.— Труды Ср.-Аз. гос. ун-та им. В. И. Ленина, новая серия, вып. ХС1Х. Географические науки, кн. 10. Ташкент, 1957.

Мамедов Э. Д. Пески Внутренних Кызылкумов — Научные труды Ташк. Гос. ун-та им. В. И. Ленина, новая серия, вып. 269. Географические науки, кн. 32, Ташкент, 1964.

Пейштадт М. И. Голоцен на территории СССР.—Материалы Всес. совещания по изуч. четверт. периода, т. I, М., Изд-во АН СССР, 1961.

Огнев В. Н. Основные структурно-фациальные зоны Средней Азии.— В кн.: Решения Совещания по разработке унифицированных стратиграфических схем для Средней Азии. Ташкент, 1959.

Пятков К. К., Пяневская И. А., Бухарин А. К-, Быковский Ю. К. Геол^ гическое строение Центральных Кызылкумов. Ташкент, 1967.

Ран о в В. А. Главные вопросы изучения палеолита Средней Азии.— В кн.: Основные проблемы изучения четвертичного периода», «Наука», 1965.

Решения Совещания по разработке унифицированных стратиграфических схем длл Средней Азии.

Свешников П. М. и Грамм М. Н. Находка апшеронских отложений в Кызылкумах.— Докл. АН УзССР, 1953, № 5.

Юрьев А. А. Антропоген. В кн.: «Гидрологические и инженерно-геологические условия Узбекистана», т. 1. Ташкент, 1963.

М. А. ЕРБАЕВА

БОЛЬШОЙ ТУШКАНЧИК (ALLACTAGA JACULUS PALL.) ИЗ АЛЛЮВИЯ СРЕДНЕГО ТЕЧЕНИЯ ОБИ

Во время геологической экскурсии второго Всесоюзного Совещания по изучению четвертичного периода при осмотре разреза, известного под названием «Красный яр», расположенного в 18 км ниже г. Новосибирска на правом берегу Оби, мною была найдена тарзо-метатарзальная кость— «цевка» тушканчика. В этом месте на протяжении около 1,5 км рекой вскрыты аллювиальные отложения, слагающие III надпойменную террасу, которая, по данным В. А. Мартынова, Б. В. Мизерова и др. (Путеводитель..., 1964), имеет следующее строение:

Мощность, *

1. Пески перевеянные, светло-серые............2—6,5

2. Пески желтовато-серые, мелко- и среднезернистые, волнисто- и горизон-тальнослоистые (верхний плейстоцен)........-.- 5—8

3. Суглинки желтовато-буроватые с тонкой волнистой слоистостью, в кровле разбиты мелкими клиньями (время тазовско-самаровского потепления) . 4—8

4. Пески тонкозернистые с тонкой горизонтальной и волнистой слоистостью, переслаивающиеся с желтовато-бурыми супесями и суглинками (время са-маровского оледенения?) ............». 3—5

5. Суглинки буровато-серые с растительным детритом.......2—4,5

6. Пески желтовато-серые, вверху глинистые, в нижней части с галькой и линзами растительных остатков (до уреза воды)........11—15

Слои 5 и 6 относятся ко времени тобольского межледниковья (миндель-

рисс).

Косточка найдена в осыпи, образовавшейся при зачистке слоев 4 и 5 и верхней части слоя 6. По данным анализа семенной флоры (П.. А. и В. П. Никитины) и спорово-пыльцевых исследований (Г. Ф. Букреева), во время формирования отложений верхней части слоя 6 были распространены сосновые и березовые леса, во время накопления осадков слоя 5 — еловая тайга. Время образования слоя 4 указанные выше авторы связывают с максимальной стадией распространения льдов самаров-ского оледенения, когда растительность была представлена травяно-кустарниковой и лугово-степной ассоциациями с участием карликовой березы, т. е. типичными сообществами «холодной перигляциальной степи».

Учитывая данные о растительности, можно предположить, что цевка тушканчика — обитателя степных или полупустынных ландшафтов,— скорее, происходит из слоя 4, чем из более низких, так как вряд ли он мог обитать в условиях еловой тайги или сосново-березовых лесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.