Научная статья на тему 'Стратификационные различия студентов СПбГУ'

Стратификационные различия студентов СПбГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / EDUCATIONAL SYSTEM / STUDENT BODY / SOCIAL INEQUALITY / SOCIAL STRATIFICATION / FACTORS OF SOCIAL STRATIFICATION / SOCIAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Наталия Александровна

В качестве объекта данной статьи можно выделить студенчество, предметом является такое социальное явление, наблюдающееся в студенческой среде, как социальное неравенство. Особое внимание уделено тем факторам, которые его обуславливают. Каждый фактор рассмотрен как в отдельности, так и в комплексном взаимодействии с остальными. Описанная система факторов служит основой исследования состава студентов факультета социологии СПбГУ. Анализ полученных результатов исследования, которые частично приведены в данной статье, позволяет сделать выводы о социальном составе студентов и дать оценку их социальному капиталу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stratificated differences among students of Th e Saint-Petersburg University

The primary object of this article is student body, the subject matter is such social phenomenon observed in students' environment as social inequality. Principal concern is given to those factors, which it cause. Each factor is examined as detached, as in concert with others. Described system of factors serve as a basis for study of students' structure of the faculty of sociology of The Saint-Petersburg State University. Analysis of survey partly denoted in this article permits to draw conclusions about the social structure of student body and to evaluate their social capital

Текст научной работы на тему «Стратификационные различия студентов СПбГУ»

УДК 316.443 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

Н. А. Смирнова

СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТУДЕНТОВ СПбГУ

Доступ к образованию — одна из важнейших проблем современного мира. Неравный доступ к образовательному ресурсу порождает социальную неоднородность в современной студенческой среде. Проблема социального неравенства среди молодежи и, как ее части, студенчества имеет значительную историю. Так именно этому вопросу посвящены работы Д. Л. Константиновского, В. Н. Шубкина, Г. А. Чередниченко, М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. Эта проблема не осталась без внимания и западных социологов. Среди исследователей социального неравенства в образовании можно выделить П. Бурдье, Р. Будона. Наиболее показательным в этом плане выступает этап получения высшего образования, отправной точкой которого следует считать поступление в ВУЗ, поскольку именно в этот период можно наблюдать ярко выраженную социальную дифференциацию между будущими студентами.

Очевидно, что абитуриенты приходят в ВУЗ с различными знаниями, умениями и мотивацией, имеются и значительные различия в социальном капитале. В качестве основных дифференцирующих факторов в студенческой среде выступают: социальный и профессиональный капитал семьи, место рождения, тип ранее полученного образования, социокультурный потенциал студента.

Непосредственное влияние на доступность образовательного ресурса оказывает экономический, социальный и профессиональный капитал семьи. Образовательные возможности детей из разных семей отличаются достаточно ощутимо, что во многом определяет возможность доступа школьника и абитуриента к информационным ресурсам разного рода: получению и углублению знаний с помощью профессиональных репетиторов, посещению курсов и кружков, выбору высокостатусной школы. Также значительное влияние оказывает мотивация семьи на получение образования, ее культурный капитал и многое другое. Ведущую роль этому виду человеческого капитала отводил такой сторонник воспроизводственной концепции социальной стратификации, как Р. Будон. В результате своих исследований он выявил, что достижения школьника во многом обусловливаются денежными вложениями в его обучение, то есть теми материальными вложениями, которые вносит семья в развитие своего отпрыска. Таким образом, согласно Р. Будону, социальное происхождение оказывает решающее влияние на уровень образования, которое, в свою очередь, во многом определяет социальный статус [1, с. 124].

Неравномерное распределение информационного и социального ресурса можно также наблюдать и на географическом уровне: уровень населенного пункта в системе субъектов Федерации, где человек родился, рос и получал дошкольное и основное общее образование, во многом определяет его шансы на дальнейшее образование и трудоустройство. Не секрет, что основной информационный ресурс локализован в крупных городах, прежде всего Москве и Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, а также областных и региональных центрах. Особую значимость данного фактора подчеркивает Д. Л. Константиновский, признанный эксперт в области дифференциации в системе образования [2].

© Н. А. Смирнова, 2012

Здесь же следует отметить и значение типа того образовательного учреждения, где обучался будущий абитуриент. В современной системе образования дифференциация начинается достаточно рано, о чем свидетельствует появление как профильных классов в обычных общеобразовательных школах, так и лицеев, гимназий и школ со специализацией по тому или иному направлению. Профильные школы, безусловно, дают своим выпускникам гораздо более углубленные и обширные знания по направлению специализации, увеличивая тем самым их шансы на поступление в соответствующий профилю ВУЗ.

Многое зависит и от собственного социокультурного потенциала абитуриента и студента, который образуют, прежде всего, общекультурная подготовка, знание иностранных языков и компьютера, ценности и личностные склонности молодого человека. Важную роль в формировании образовательного неравенства играет также мотивация на учебу в целом и на учебу по профессии в частности. Следует отметить, что высокостатусные школы часто создают повышенную мотивацию на учебу, обладая более сильным педагогическим коллективом, а также особой средой, побуждающей к конкуренции. Следует отметить, что именно культурную составляющую человеческого капитала считал ведущей П. Бурдье [3].

Проблема социального неравенства находит свое отражение в той или иной степени в различных учреждениях высшей школы, не является исключением и СПбГУ Попробуем проанализировать состав абитуриентов СПбГУ, основываясь на рассмотренных ранее факторах стартового неравенства. Далее будут приведены данные опроса бакалавров первого курса факультетов социологии и экономики.

Начнем с первого фактора, проанализируем социальный и профессиональный капитал семьи студентов-первокурсников СПбГУ, на примере этих факультетов. Что касается образования родителей, то в соответствии с полученными данными у подавляющего большинства родители имеют высшее образование. Этот факт подтверждают данные табл. 1, 2, в которых приведены ответы респондентов на вопрос об образовании родителей.

Таблица 1 Уровень образования матери (%)

Образование матери Факультет социологии Факультет экономики

Школьное 4% 0%

Среднее специальное 18% 15%

Высшее 78% 85%

Таблица 2. Уровень образования отца (%)

Образование отца Факультет социологии Факультет экономики

Нет данных 8% 7%

Школьное 2% 0%

Среднее специальное 16% 19%

Высшее 74% 74%

Относительно мотивации родителей на учебу детей хотелось бы отметить, что по данным ответов студентов данных факультетов, отраженных в табл. 3, почти 95% семей уверены в необходимости получать высшее образование.

Таблица 3. Каково в вашей семье отношение к учебе детей после школы? (%)

Отношение к учебе Факультет социологии Факультет экономики

Достаточно окончить техникум, колледж 0% 2%

Моя семья уверена, что получать высшее образование нужно обязательно 95% 96%

Другое 5% 2%

При этом по результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. можно увидеть следующую картину: доля людей с высшим образованием не так высока. Среди мужского населения в возрасте от 35 до 65 лет (в зависимости от возрастной группы) доля людей с высшим образованием колеблется от 13% до 23%, а среднее профессиональное образование получили от 20% до 35%; среди женщин высшее образование получили от 15% до 25%, среднее профессиональное — от 26% до 43%.'

Поскольку основным источником средств студентов является материальная поддержка со стороны родителей, любопытно было выяснить финансовое благосостояние семей студентов СПбГУ, на примере факультетов социологии и экономики. Результаты данного опроса отражены в табл. 4. Любопытно, что на обоих факультетах наблюдается достаточно высокий процент выходцев из семей со средним достатком и выше среднего. Однако, доля студентов из состоятельных семей на экономическом факультете в два раза больше и достигает 18% от общего количества учащихся.

Таблица 4. К какому уровню обеспеченности относится ваша семья? (%)

Достаток Факультет социологии Факультет экономики

Нет данных 7% 1%

Очень скромная — хватает только на бытовые расходы 6% 5%

Хватает на такие покупки как холодильник, мебель 39% 32%

Довольно обеспеченная, можем себе позволить отдых за границей 39% 44%

Состоятельная семья 9% 18%

Теперь обратимся ко второй группе факторов, обуславливающих неравенство — место рождения, тип полученного образования.

Наиболее существенно в данном случае не место рождения, а место, где проживал будущий студент в период окончания старших классов, поскольку именно в старших

1 По данным Федеральной Службы Государственной Статистики, раздел «Система визуализации демографических процессов». URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ population/demography/c2cb4b80449fc2f3a8fcb8b37074422a

классах школьники интенсивно готовятся к поступлению в ВУЗ. При сравнении полученных результатов по данному параметру (табл. 5) следует отметить, что на экономическом факультете учится значительно больше студентов из небольших и средних городов по сравнению с факультетом социологии. При этом факультет социологии отличает очень высокий процент петербуржцев — 47%.

Таблица 5. В каком городе Вы учились с 9 по 11 класс? (%)

Населенный пункт Факультет социологии Факультет экономики

Сельская местность 1% 1%

Поселок 3% 2%

Небольшой город 18% 27%

Средний город 18% 26%

Другой крупный город 12% 11%

Санкт-Петербург 47% 33%

Москва 1% 0%

Особого внимания заслуживает третья группа факторов, а именно тип ранее полученного образования наших студентов. Анализируя информацию, представленную в табл. 6, мы сможем составить представление о влиянии данного фактора. Итак, студенты факультета социологии, как правило, являются выпускниками гимназий, лицеев и профильных школ (31%, 15% и 35% соответственно, что в общей сумме дает 81%) и только 18% приходится на выпускников обычных школ.

Таблица 6. Какую школу вы закончили? (%)

Тип школы Факультет социологии Факультет экономики

Обычная 18% 26%

Лицей 15% 19%

Гимназия 31% 35%

Со специализацией 35% 20%

Другая 1% 0%

По данным Министерства образования России, зафиксированным в табл. 7, на начало 2008 / 2009 учебного года в РФ насчитывалось более 12 млн учащихся средних (полных) дневных общеобразовательных школ, 6% которых обучается в учреждениях с углубленным изучением различных предметов, 8% в гимназиях, 5% в лицеях.2

О хорошем уровне подготовки абитуриентов также свидетельствует их успеваемость в старших классах (табл. 8). Анализируя полученные результаты, можно смело утверждать, что большинство студентов данных факультетов — отличники (почти 50% на социологическом и 46% на экономическом факультете).

2 По данным Министерства образования, раздел «Статистика. Школьное образование». URL: http://mon.gov.ru/work/obr/stat/ shkol

Таблица 7. Число учащихся в средних (полных) дневных общеобразовательных учреждениях,

2008 / 2009 учебный год

Наименование Городские поселения Сельская местность Итого

Чел. % Чел. % Чел. %

Всего учащихся в средних (полных) школах 8 825 430 100% 3 360 661 100% 12 186 091 100%

о « о а ч в школах с углубленным изучением предметов 695 258 8% 52 079 2% 747 337 6%

а о н М в гимназиях 907 883 10% 40 288 1% 948 171 8%

в лицеях 591 323 7% 33 412 1% 624 735 5%

Таблица 8. Какие оценки преобладают в вашем аттестате? (%)

Успеваемость Факультет социологии Факультет экономики

Преимущественно тройки 0% 4%

Преобладают четверки, но есть и тройки 17% 7%

Преобладают четверки 15% 19%

Четверки и пятерки, но пятерок больше 19% 24%

В основном пятерки 49% 46%

Далее хотелось бы обратить внимание на такую значимую группу факторов, как собственный социокультурный потенциал студента. О багаже полученных абитуриентами знаний и общекультурном уровне можно судить по следующим критериям. Так, согласно табл. 9, чуть менее 60% студентов данных факультетов чрезвычайно активно приобретали новые знания и развивали свои способности посредством различных кружков и курсов. Среди наиболее популярных и востребованных вариантов можно выделить — спортивные секции различных направлений, музыкальные и танцевальные студии, а также театральные кружки.

Таблица 9. Занимались ли Вы в процессе учебы в школе в каких-либо кружках? (%)

Посещение кружков Факультет социологии Факультет экономики

Нет 8% 9%

Да, посещал один-два кружка 57% 56%

Да, посещал несколько кружков 35% 35%

Абитуриенты стремятся и к культурной пище — достаточно часто посещают театры, выставки и различные культурные мероприятия (табл. 10). Хотя доля таких абитуриентов на социологическом факультете заметно выше и составляет 51%.

Важным элементом кругозора современного человека является компьютерная грамотность. Большинство абитуриентов владеют компьютером на высоком уровне (табл. 11). Неожиданным является тот факт, что количество уверенных и продвинутых пользователей больше на факультете социологии, чем на факультете экономики.

Таблица 10. Как часто Вы посещали театры, выставки, учась в школе? (%)

Частота посещения Факультет социологии Факультет экономики

Очень редко (раз в год и реже) 15% 15%

От случая к случаю 34% 52%

Довольно часто (более 3-х раз в год) 51% 33%

Таблица 11. Насколько хорошо Вы владели компьютером при поступлении на факультет? (%)

Уровень владения ПК Факультет социологии Факультет экономики

Не имел компьютера 0% 1%

Только начинал осваивать 1% 8%

Начинающий пользователь 9% 21%

Уверенный пользователь 78% 61%

Продвинутый пользователь 12% 9%

Такая мировая тенденция, как глобализация, делает чрезвычайно ценным знание иностранных языков. Студентов данных факультетов отличает достаточно высокий уровень владения иностранным языком (табл. 12). Но хотелось бы подчеркнуть, что доля свободно владеющих языком на факультете социологии достигает 62%, что в несколько раз больше аналогичной группы на факультете экономики.

Таблица 12. Как вы оцениваете свое знание иностранных языков до начала учебы в ВУЗе? (%)

Уровень знания иностранного языка Факультет социологии Факультет экономики

Владел на начальном уровне 0% 8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читал и переводил со словарем, разговорной речью практически не владел 6% 25%

Читал и писал практически без словаря, речью владел ограниченно 32% 42%

Свободно разговаривал 62% 25%

Итак, подведем итог всему ранее озвученному. Результаты анкетного опроса, проведенного среди первокурсников, свидетельствуют о том, что студенты СПбГУ уже обладают значительным социальным капиталом. Особенно заметно это проявляется в сравнении с данными в целом по стране, приведенными Министерством образования. Данный факт обусловлен серьезным образовательным вкладом семьи, а также совокупностью активного участия абитуриентов в процессе школьного обучения и стремлением самих абитуриентов к получению знаний в системе дополнительного образования и расширению кругозора. Таким образом, сравнительные данные демонстрируют высокие образовательные достижения абитуриентов СПбГУ и одновременно показывают неравенство в системе общего абитуриентского состава.

Литература

1. Карабущенко П. Л. Антропологическая элитология / Глава IV «Элитология образования» // Библиотека учебной и научной литературы РГИУ. 1999. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ karabuhsenko_antro/07.aspx (дата обращения: 19.06.11).

2. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / под ред. В. Н. Шуб-кина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.

3. Зборовский Г. Е. История социологии / § 3 «Теория социального пространства П. Бурдье». М.: Гардарики. 2007. URL: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_ zborovskiy_ge (дата обращения: 23.05.11).

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.