Научная статья на тему 'Стратификационное пространство занятости'

Стратификационное пространство занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашинина Е.И.

Рассматриваются аспекты социальной стратификации в сфере за-нятости, влияющие на процессы социально-экономического неравенства в обществе. Изучение социально-профессионального статуса высококвали-фицированных работников, профессионалов, предпринимателей как пред-ставителей среднего класса общества позволяет делать выводы о направ-лениях развития и механизмах социальной политики в сфере занятости, перспективах социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATIFICATION SPHERE OF EMPLOYMENT

The article deals with the aspects of social stratification in the sphere of employment, influencing the process social and economic inequality in the society. The study of the social and professional status of highly skilled workers, professionals, businessmen as representatives of middle class of a society allows the author to conclude that the directions and mechanisms of social policy in the sphere of employment, prospects of social management are being developed.

Текст научной работы на тему «Стратификационное пространство занятости»

возраста; «показная активность», когда официальные заявления расходятся с практиками пассивного принятия негативной реальности; «критически ориентированная модель действия», инициирующая поиск обеспечения достойного существования, предполагающая активные стратегии, успешность реализации которых не одинакова.

Переход к статусу пенсионера должен быть постепенным, включающим целый ряд подготовительных этапов, содержание которых конкретизируется практиками пенсионного планирования: обсуждение финансовых проблем, вопросов здоровья, возможности работы, обучения, постановка личных задач. Пенсионное планирование может осуществляться в самых разных формах: пенсионные курсы, включающие лекции, беседы, работу в группах и индивидуальные консультации; семинары, охватывающие вопросы стиля жизни, коммуникативных практик, специфические стороны пенсионной жизни, а также вопросы, касающиеся льгот, налогов и инвестиций; путеводители, в которых сформулированы основы предварительного планирования пенсии; игровая имитация стандартизированных поведенческих ситуаций. Институциональным механизмом реализации пенсионного планирования может стать школа пенсионного планирования, организованная по принципу групп взаимопомощи, представляя собой небольшую, привязанную к определенному месту группу людей, собирающихся вместе для взаимной поддержки и обмена информацией о наиболее адекватных способах решения проблем перехода к пенсионному статусу.

Представляется, что исследование механизмов включения людей, выходящих на пенсию по возрасту, в контекст полноценной жизни, соотнесенности их представлений с существующими социальными нормами, их адаптированности к структурным переменам, происходящим в жизни в связи с переходом к статусу пенсионера, существенно продвинет разработку единой концепции государственной социальной политики в отношении данной категории граждан. Необходима социологическая рефлексия источников и факторов снятия на-пряженностей, поиск более эффективных путей, форм, средств, методов достижения приемлемого уровня жизни при переходе к статусу пенсионера.

Елютина Марина Эдуардовна -

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология» Саратовского государственного технического университета

Смолькин Антон Александрович -

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология» Саратовского государственного технического университета

Темаев Тимур Вадудович -

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология» Саратовского государственного технического университета

Латышев Дмитрий Владимирович -

аспирант кафедры «Социология»

Саратовского государственного технического университета

УДК 331.5

Е.И. Пашинина СТРАТИФИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАНЯТОСТИ

Рассматриваются аспекты социальной стратификации в сфере занятости, влияющие на процессы социально-экономического неравенства в обществе. Изучение социально-профессионального статуса высококвалифицированных работников, профессионалов, предпринимателей как представителей среднего класса общества позволяет делать выводы о направлениях развития и механизмах социальной политики в сфере занятости, перспективах социального управления.

E.I. Pashinina

THE STRATIFICATION SPHERE OF EMPLOYMENT

The article deals with the aspects of social stratification in the sphere of employment, influencing the process social and economic inequality in the society. The study of the social and professional status of highly skilled workers, professionals, businessmen as representatives of middle class of a society allows the author to conclude that the directions and mechanisms of social policy in the sphere ofemployment, prospects of social management are being developed.

Слабая инфраструктура поддержки основной части населения, механизмов развития активности, предпринимательства, неадаптированная налоговая система, отсутствие реальных механизмов защиты от ущемлений прав работающих и безработных граждан привело к увеличению числа слабо защищенных клиентов службы занятости и к резкому массовому обнищанию работающего населения. Актуальность изучения взаимовлияния процессов в социальной структуре общества и в структуре занятости проявляется в остроте социальных проблем поляризации общества по доходу, уровню и качеству жизни, в различных установках на социальную активность.

Целью работы является выявление механизмов политики занятости, влияющих на процессы социальной стратификации и конструирование среднего класса общества. Объект исследования - политика занятости как инструмент поддержания среднего класса. Предмет исследования - формы внедрения и реализации политики в сфере занятости, направленные на повышение уровня и качества жизни. Гипотеза исследования - политика занятости влияет на процессы социальной стратификации и формирование среднего класса через процессы поддержки работодателей, предпринимательства, улучшения качества рабочих мест, формирования образовательного пространства, ориентации на обучение, переобучение и повышение квалификации как основу развития человеческих ресурсов и повышения мобильности на рынке труда.

Социальное пространство структурируется деятельностью социальных институтов, организаций, социальных акторов. Инфраструктура пространства занятости представляет собой множество пересекающихся плоскостей: взаимодействие работников, работодателей и профсоюзов; правовое регулирование процессов занятости, государственная и негосударственная политика занятости; процессы самоорганизации рынка (труда); взаимодействие государства, бизнеса и общественных организаций; стратификационные процессы пространства занятости и другое.

Изучение структурирования и сегментирования сферы занятости базируется на объяснениях механизмов дифференциации, социально-профессионального закрытия такими социальными институтами как наука, СМИ, государство. Функции института массовой информации в создании пространства, информационных каналов и формировании представлений о реальности с разных точек зрения. Качественный анализ прессы (информационно-аналитическая газета «Неделя области» (далее - НО) - за 2005 год) помогает сформировать 140

представление о конструировании образов социального неравенства, процессов занятости на региональном уровне. Для эффективного менеджмента необходимо выявить социальные установки относительно социально-экономического статуса и стратегий жизнедеятельности представителей разных форм занятости.

Исследование причин социального неравенства связано с анализом деятельности институтов социальной поддержки населения, выявлением социально-экономических показателей уровня жизни, изучением состояния рынка труда. Анализ рынка труда с точки зрения идентификационных причин бедности выявляет в качестве определяющих факторов оплату труда и отсутствие оплачиваемой занятости. Методологическое рассмотрение бедности как домохозяйствен-ной характеристики позволяет увидеть процессы «объединения в одной семье людей с активной и пассивной позицией на рынке труда» и выравнивания «доходных возможностей на уровне средних характеристик». В исследовании неравенства, учитывающем доходы и совокупные ресурсы семьи, обозначено «трудоспособное лицо» российской бедности: «среди всех бедных по денежным доходам 82% домохозяйств имеют в своем составе лиц трудоспособного возраста, а среди бедных по располагаемым ресурсам - 92%» [4, с.123].

Возрастная профессиональная сегментация рынка труда имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, важно учитывать естественный процесс повышения социального статуса в профессиональной иерархии с накоплением опыта, знаний и навыков при прохож-дении этапов жизненного пути. Так, В.А. Бондаренко отмечает «положительную зависимость социального статуса на разных этапах жизненного пути» от профессионального статуса и уровня образования индивида [2, с.126]. С другой стороны, как отмечает П.В. Романов, такой подход соответствует только «стабильному состоянию общества, где должностной рост является определяющим признаком успеха», не учитывая «уровень дохода, который в настоящее время является весомой альтернативой карьерному продвижению» [7, с.55]. Более того, российская реальность свидетельствует о уязвимом положении работников молодых и предпенсионных возрастов, что оценивается как «особенность российского рынка труда. Наоборот, именно эти <старшие> группы должны характеризоваться высокой конкурентоспособностью на рынке и высокой производительностью труда» [4, с.125]. Таким образом, возраст как стратифицирующий фактор определяет, по В.А. Бондаренко, «неодинаковые риски оказаться в неблагоприятном положении на рынке труда - либо потерять работу и войти в состояние безработицы, либо оказаться на низкооплачиваемой работе».

Социальное неравенство, связанное с качеством занятости, проявляется в феномене работающих бедных, имеющих уровень зарплаты ниже прожиточного минимума и в форме скрытой безработицы на предприятиях экономически убыточных отраслей. К «новым бедным» Б.И. Максимов относит рабочих и бюджетников, «депривированных не только в материальном плане, но и во многих других отношениях, в том числе униженных морально». Однако он учитывает и дифференциацию рабочих в оплате труда, на основании которой «отдельные группы рабочих могут причислить себя даже к модному среднему классу. ... Даже на одном производстве заработки рабочих разных производств различаются в 3-4 раза» [6, с.96]. Профессии медиков и учителей часто представлены в прессе как дающие низкий заработок, еле позволяющие сводить концы с концами (забастовки, доплаты и индексации, благодаря которым можно оплатить квартплату). Нередко представители одной профессии (медики, юристы) могут повысить социальный статус и доход, переходя с работы из государственных в частные или более престижные организации других форм собственности. Однако, такие переходы не имеют универсального характера.

Исследование неравенства в секторах экономики выявило, что феномен «работающих бедных» встречается в рыночных и нерыночных (29 и 32% соответственно) секторах экономики. Внутриотраслевая дифференциация в бюджетной сфере приводит к разным доходам работников, поскольку «и в государственном секторе есть успешные предприятия». Решение проблемы работающих бедных авторы связывают с учетом сохранения существующей диф-

ференциации при повышении минимальной заработной платы во избежание деформаций рынка труда в секторе высококвалифицированных работников, связанных со снижением их материальной заинтересованности и с ростом неформальных отношений [4, с.135]. Б.М. Генкин при оценке развития социального неравенства в разных странах также отмечает необходимость рационального распределения «не через уравнивание доходов, а через такой уровень их дифференциации, который обеспечивает высокие стимулы к росту эффективности и вместе с тем сохраняет стабильность в обществе за счет гарантий удовлетворения основных потребностей всего населения страны в целом» [3, с.248].

Положение дел на рынке труда в российской действительности нередко зависит не только от профессионализма, но и от сферы профессиональной деятельности, а также от географического статуса поселения, при котором актуализируется проблема центр-периферия со значимыми различиями в доступе к ресурсам. Влияние поселенческого фактора на профессиональный статус индивида отмечается при стратегиях поиска, адаптации к новому рабочему месту и решению о смене работы.

При соотношении вида трудовой деятельности и соответствующего ему места в социальной иерархии на обыденном уровне можно упрощенно определить те виды деятельности, которые соотносятся с высоким (деятели искусства, науки, политики) или низким (дворники, посудомойки, грузчики, слесари) социальным статусом. Для стратификационного анализа занятости важно операционализировать понятия профессиональной и предпринимательской деятельности, показать научную разработанность и практическую значимость исследуемой темы. Формирование среднего класса связано с трансформацией социальной структуры и новых форм рыночных практик, а в качестве его представителей при социологическом анализе все чаще рассматриваются профессионалы и предприниматели.

Отечественный подход определяет профессию как вид деятельности, сложившийся в процессе разделения труда, для которого характерно наличие определенной совокупности теоретических знаний и практического опыта, а в англо-американской традиции профессия - определенная категория привилегированных занятий, требующих специальных знаний, установленных профессиональным сообществом. И.М. Иванов рассматривал профессионалов как «носителей человеческого потенциала нации», являющихся преимущественно наемными рабочими, главная задача которых в создании «платежеспособного спроса, стимулирующего экономический рост, сбережения в разных видах, трансформируемые в инвестиции, а также быть гарантом общественной стабильности», но «материальное положение профессионалов явно не позволяет им выполнить вышеуказанную роль» [5, с.115]. Профессиональная принадлежность данной группы включает: юристов, врачей, преподавателей, инженеров, экономистов, офицеров, научных сотрудников, программистов и др.

Остановимся на явлениях престижности и востребованности профессии, которые определяют место профессионала на рынке труда. Востребованность профессии связана с потребностью в специалистах на рынке труда и доступностью выбора мест работы, уровнем конкуренции, а в итоге - сложностью профессионального измерения жизненного пути, профессионального самоутверждения. Престижность профессии определяется теми преимуществами, которые ее сопровождают - социальная значимость, известность, высокий доход, доступ к власти и ресурсам. Вследствие этого, по Ф. Паркину [1], доступ к профессиям можно ограничить через стратегии «профессионального закрытия», объясняющие существование привилегий и завышенных требований к образованию, не соответствующих характеру профессиональной работы. Гендерный аспект «профессионального закрытия» показывает не-равность доступа полов к ресурсам (образовательным, правовым и государственным), необходимым для успеха в приобретении статуса профессионала, что связывается с тем, что «вся система социально-экономических отношений, вся политика в государстве способствуют гендерно-дифференцируемому образовательному и профессиональному выбору. Государство, определяя нищенские оклады работникам социальных служб, фактически действует на

основании негласно действующего в обществе установления о дешевизне женского труда, с одной стороны, и на основании гендерной сегрегации рынка - с другой» [8, с.77].

Согласно теории цикла депривации, особенности социализации в малообеспеченных семьях формируют пассивную жизненную позицию, воспроизводство бедности и неготовность к инновациям, предпринимательству. С точки зрения теорий конфликта и действия, рассматривающих общество как борьбу различных групп за соблюдение собственных интересов, профессиональный контроль и профессионализация раскрываются в стремлении получить и сохранить высокий профессиональный статус и удержать властно-имущественные ресурсы, предоставляемые профессией. Таким образом, профессия связана с социальным статусом в стратификационной системе общества посредством механизмов, открывающих или ограничивающих доступ к образовательным, властным и материальным ресурсам.

Явление предпринимательства операционализируется как инновационная и/или хозяйственная деятельность экономического субъекта, действующего на свой риск и владеющего средствами производства. Диалектическая структура общества взаимодействия социально-экономических процессов занятости, в марксистском понимании представленная классами рабочих и капиталистов, не актуальна в современных условиях со сложными процессами управления производством при усложнении форм собственности. По мере модернизации социологического понимания социальной структуры, классы предлагается выделять путем деления на статусы в рамках профессиональной структуры, однако возникающие в социальном пространстве группы П. Бурдье предлагает рассматривать как «возможные классы».

Определение классовой принадлежности на основании собственности на средства производства возможно посредством проведения различия «между юридической собственностью на капитал и выполнением функций капитала, которые могут осуществляться лицами, юридически не имеющими собственности на используемые ими средства производства» [1, с.176]. Результатом процесса разделения функций капитала и собственника стало увеличение «средних классов» менеджеров, профессионалов и специалистов, совмещающих функции капитала и коллективного рабочего. Они выполняли функции управления все более сложными процессами производства и их координирования, контроль и инспектирование труда, размещение ресурсов в рамках предприятия, проектирование продукции и процессов ее производства.

Согласно данным П. В. Романова, социально-квалификационная структура российских предприятий и профессионализм являются наиболее значимыми факторами, определяющими статус работника в структуре современного общества и на рынке труда. Элементами организационно стратифицированного общества являются статусно-квалификационные группы, имеющие схожие модели социального поведения - «политические пристрастия, определенные культурные стили, потребительские предпочтения, а также жизненные шансы и возможности, формирующиеся в конкретных социально-экономических обстоятельствах» [7, с.55]. Основными властно-статусными группами, характеризующими социально-профессиональную структуру предприятий, являются директорат; ИТР, высококвалифицированные рабочие, профессионалы; низкостатусные группы. Причем первая группа консолидируется в интересах сохранения капитала и личного обогащения, а последняя расширяется за счет «деквалификации индустриального труда» с логичной тенденцией снижения уровня жизни. Средняя группа испытывает снижение социального статуса, престижа и дохода, утрату ранее имевшихся привилегий, перерастая в категорию - «бедность сильных».

Таким образом, в определении социального статуса занятых очень важна внутрипро-фессиональная и внутриотраслевая дифференциация. Распределение профессионально-квалификационных и социальных групп на рынке труда имеет сегментированный характер, создающий барьеры социальной мобильности. Нам важно отметить уровни стратификации, определяющие содержание социальной политики: организационный - определяет должностной статус работника, внутрипрофессиональный - устанавливает звание, признание профес-

сионального сообщества, межотраслевой - где стратификационные особенности связаны с государственной или частной сферой, а также с экономически развитыми или убыточными сферами. Соответственно этим уровням, социальная политика регулирует требования к рабочему месту, времени, минимальной оплате труда, предоставляет возможности получения образования и повышения квалификации, при ориентации на развитие конкурентоспособной личности стимулирует развитие социально-экономически приоритетных отраслей, формирует инфраструктуру предпринимательства.

Государственная политика занятости ориентирована на переход к рыночной экономике и развитие рыночных форм деятельности организаций производственной и непроизводственной сферы. Меры «шоковой терапии» 1990-х создали почву для развития предпринимательства посредством проб и ошибок. Наряду с этим население испытало влияние массовой безработицы, защитой от деструктивных влияний которой стало развитие направлений политики занятости, характеризуемой мерами поддержки безработных (пособия, профориентация, профкон-сультирование, профобразование, психологическая поддержка), политикой создания рабочих мест, развитием предпринимательства и социального партнерства работников, работодателей и государства. Однако, несмотря на разнонаправленность действий, политика занятости имеет ряд проблем ввиду ограниченных возможностей воздействия на работодателей (проблема непредоставления вакансий в службу занятости), ограниченные возможности поддержки малого предпринимательства ввиду налогового давления и жесткой конкуренции.

Остановим внимание на приоритетных отраслях экономики области, определенных в областной целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы»: инновационная деятельность, услуги (бытовые, в сфере строительства, ЖКХ), промышленность: импортозамещающая, производство товаров народного потребления, пищевая (молочная, мясная, консервная, по производству минеральной воды) ремесленничество; сельское хозяйство (крестьянские (фермерские) хозяйства, переработка сельскохозяйственной продукции). Средства на поддержку малого предпринимательства в обл-бюджете в 2001 г. - 1,5 млн руб, 2002 г. - 2 млн руб, 2003 г. - 1 млн руб, 2004 г. - 3,985 млн руб. Финансирование программы из областного бюджета на 2005-2007 гг. составляет 27,7 млн.рублей. Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ в настоящее время можно отметить тенденцию сокращения лицензируемых видов деятельности в сельском хозяйстве и строительстве.

Незаконное предпринимательство выявляется государственными органами через отсутствие или ненадлежащую регистрацию предпринимательской деятельности, при укрытии доходов, невыплате налогов, предоставлении ложных данных в отчетной документации, а также получении крупного дохода в лицензируемой сфере при отсутствии лицензии. Однако в СМИ национальные риски бизнеса репрезентируются как связанные с особенностями национального характера, который «навязывания и строгих, регламентированных законом рамок не любит» и жизненным опытом ряда поколений, столкнувшихся с «обманными махинациями частников, владельцев финансовых пирамид, тем же государством» [НО, № 67. С.1,4].

Задача развития предпринимательства в сфере жилищного хозяйства стимулируется в СМИ аргументами, что «в «коммуналке» крутятся большие деньги - до 8 млрд рублей в год» [НО, № 72. С.3], а также «бизнес всегда идет туда, где выгодно. ... Там, где умеют считать и умело используют экономические факторы, места для приложения усилий хватит всем» [НО, № 59. С.3]. Но сложности развития ЖКХ на частной основе связаны не только с необходимостью установления обоснованных тарифов на коммунальные услуги и налаженных механизмов субсидирования малообеспеченного населения из бюджета, но и с необходимостью государственного финансового контроля за частными операторами. Зам. министра ЖКХ Д.Федотов отмечал, что муниципалитеты не хотят отдавать из управления жилфонд, терять финансовые потоки - создание ТСЖ, подконтрольных муниципальным властям, и проведение тендера на оказание жилищных услуг среди «своих». Но принятие закона об организа-

ции местного самоуправления ограничивает их функции, в результате чего «бизнес может смело поучаствовать в делении ЖКХашного пирога» [НО, № 22. С.3].

Юридические и налоговые ограничительные механизмы ориентированы на контроль и перераспределение ресурсов, изъятие доли прибыли на отчисления государству через фискальные органы, причем налоги составляют значительную долю от дохода (ЕСН, НДС и др). Для выживания предприниматели нередко вынуждены «уходить в тень», а их поведение принимает незаконные формы. Теневой бизнес выявляется налоговой службой Саратовской области. Среди 47,5 тысяч организаций «чуть более 10 тысяч признаны «мертвыми душами», «однодневками», исчезающими после одной крупной финансовой операции. Большинство из них не только «засоряют реестр и не платят налоги», но и «замешаны в криминальном бизнесе» [НО, № 67. С.4]. В результате меры поддержки начинающих предпринимателей должны не ограничиваться только налоговыми льготами, но и создавать базу стабильной деятельности, развивая экономическую инфраструктуру региона.

Декларативные заявления правительства о поддержке средних слоев, как отмечает О.И. Шкаратан, не подкрепляются фактами экономических затрат и реальной активности властей. Таким образом, воспроизводство социальной дифференциации связано с политикой государства. Разные социальные классы испытывают зависимость от государственных действий: низшие «добиваются бюджетных трансфертов, рассматривая их получение как свое естественное социальное право», средние, определяемые как «основные продуктивные группы», добиваются реализации социальных программ универсального характера, гарантирующих им «социальные права на самосохранение в статусе и своем воспроизводстве» [9, с.33]. Следствием того, что «средние слои ущемлены в своих социально-экономических правах», явилось «устойчивое воспроизведение нормативно нежелательных (и даже запрещенных) типов поведения представителей средних слоев как единственно возможный способ адаптации к нормативной структуре общества, в которой отсутствуют механизмы защиты их социальных прав. Основной метод адаптации состоит в массовом отклоняющемся поведении, вызывающем деструктивное воспроизводство этих социальных слоев». Ряд мероприятий социальной политики, например реформа ЖКХ, ориентирована на наибольшую финансовую нагрузку средних слоев, что может вызвать их массовое обнищание.

Для поддержки бизнеса на государственном и региональном уровне необходимы механизмы правового регулирования деловой сферы, отлаженная система взаимодействия бизнеса и власти. Но совершенствование законодательной базы не решает проблему реализации правовых документов. В качестве примера можно привести закон о создании технико-внедренческих (вариант кооперации вузов и инвесторов) и промышленно-производственных экономических зон, преимущество которого в «свободном таможенном режиме ввоза оборудования и материалов, нужных для реализации инвестиционных проектов» имеет аналог в областном законодательстве 1997 года («О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области», «О гарантиях частных инвестиций»), который обеспечивает «те же льготы по налогу на имущество на практически тех же условиях, что в законопроекте по ОЭЗ» [НО, № 44. С.3].

Во многих отраслях производства государство стремится снять с себя функции финансирования организаций и предприятий. Более того, государство оценивается как «собственник весьма и весьма неэффективный» на примере оборонных предприятий, которые «само же душит - руками налоговой инспекции. Их мало волнуют проблемы с оборонзаказом. ... Отдайте все долги и немедленно, говорят оборонщикам». Другая сторона вопроса - оборонные предприятия, находящиеся в частной собственности, могут практически бесконтрольно перепродаваться, собственность уходить в другие регионы, поскольку «попросту говоря, любой саратовский оборонный завод можно сегодня подвергнуть аресту и продать по частям на торгах» [НО, №7. С.3]. Но стоит ли «посыпать голову пеплом и кричать: «Чужаки идут!», «если новый собственник приходит не высосать из предприятия последнее соки, а вложиться и развивать его?». Такая ситуация выгодна работникам, получающим стабильную

занятость и заработок, и даже области, хотя и теряющей финансовые потоки, но получающей стабильные социальные отчисления.

Негосударственные формы политики занятости проявляются в деятельности общественных организаций, кадровых агентств, образовании профсоюзов, союзов предпринимателей. Для эффективного ведения регионального бизнеса необходима эффективная технология взаимодействия предпринимателей и власти. Поскольку квалификация и характер работы не всегда определяют величину заработной платы, важно учитывать формирование рыночных механизмов соглашений союзов работников и работодателей и государства по поводу ее регулирования. Деятельность саморегулируемых бизнес-организаций области (Торгово-промышленная палата, консультативный совет по вопросам предпринимательства при губернаторе Саратовской области, «Саратовское бизнес-сообщество») проявляется в выступлении «одним фронтом - члены ТПП входят в СБС и наоборот», но при этом отмечается слабость «консолидации бизнеса» при реализации плана совместных действий. Оценка создания «звена между бизнесом и властью» выражается в возможности «равноудаления» или «равноприближения» предпринимательства, «чтобы на равной дистанции со всеми состыковаться на предмет наполнения региональной инвестиционной корзины, дающей в итоге рост доходов бюджета». Ответная реакция со стороны главы области проявляется в готовности к диалогу с самым «низом», с местным самоуправлением [НО, № 43. С.1,3].

Таким образом, механизмы политики занятости, влияющие на стратификационные процессы, связаны с формированием доступной инфраструктуры содействия предпринимательству, свободного диалога с властью, социально-правового сопровождения занятости и безработицы, стимулирования наращивания человеческого капитала и формирования активной жизненной позиции. Однако заявленные задачи не всегда эффективно реализуются, о чем свидетельствует рост количества незаконных видов предпринимательства, хронической безработицы и числа работающих бедных. При этом основные меры социальной политики в настоящее время преимущественно ориентируются на поддержку уязвимых слоев населения, воспроизводя зависимость от социальных трансфертов. Расстановка акцентов социальной политики на поддержку средних слоев общества позволит создать условия для поддержания достойного социального статуса основной массы населения. Задача социально-экономической политики в нахождении баланса между патерналистской установкой государства и поощрением социально-экономической активности, при учете готовности населения к инновациям и результатов научных исследований. Построение рационального курса социально ориентированной политики воспроизводства и развития человеческих ресурсов, поддержание традиционных и инновационных форм занятости, развитие высокотехнологичных производств может стать механизмом по повышению социального статуса и качества жизни населения, способствуя формированию массового среднего класса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аберкромби Н. Социологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Аберкром-би, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С.А. Ерофеева. М.: Экономика, 2004. 620 с.

2. Бондаренко В.А. Эмпирическая модель воспроизводства социального статуса / В .А. Бондаренко // Мир России. 2002. № 4. С. 126-156.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / Б.М. Генкин. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА М, 2000. 396 с.

4. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность / Г.Е. Бесстремянная, А.Я. Бурдяк, А.С. Заборовская и др.; рук. авт. колл. Л.Н. Овчарова. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2005. 348 с.

5. Иванов И.М. Профессионалы на рынке труда и проблемы их социальной защищенности в современной России / И.М. Иванов // Мир России. 2004. № 4. С. 115-125.

146

6. Максимов Б.И. Рабочие в период реформ: положение, ориентации, коллективные действия / Б.И. Максимов // Мир России. 2002. № 3. С. 96-121.

7. Романов П. В. Социально-квалификационные группы при переходе России к рыночной экономике: методология исследования / П.В. Романов // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках: тез. докл. Междунар. конф. Самара: Изд-во Самар. гуманитар. академии, 1998. С. 55-63.

8. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ЮНИОН РАН, 2002. 456 с.

9. Шкаратан О.И. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества / О.И. Шкаратан // Мир России. 2004. № 1. С. 3-48.

Пашинина Екатерина Игоревна -

аспирант кафедры «Социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета

УДК 316.3

Е.В. Печенкина

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Представлены результаты сравнительного анализа интеграции иностранных студентов на примере образовательных систем различных стран. При сравнительном анализе мы используем результаты кейс-стади, проведенного в университете Воллонгонга (Австралия) в 2006 году, и статистические данные об иностранных студентах, обучающихся в России и других странах. На основе этого исследования нами выделены ключевые факторы успешной интеграции иностранных студентов.

E.V. Pechenkina

INTERNATIONAL STUDENTS AND EDUCATION SYSTEM: INTERNATIONAL EXPEREINCE

In this article we present the results of comparative analysis of international students' integration using various countries' educational systems as examples. Conducting comparative analysis we use the results of a case-study done in Wollongong University in 2006 and statistical data on international students who study in Europe, Russia and other countries. Based on the research, the article identifies the key factors of international students' successful integration.

В этой статье мы рассмотрим определенные аспекты функционирования современной системы высшего образования. Нас интересует роль иностранных студентов в развитии этой системы, диверсификации источников финансирования, влиянии на экономику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.