Научная статья на тему 'Стратегия, задачи и методы формирования имиджа'

Стратегия, задачи и методы формирования имиджа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2552
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИМИДЖА / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанов В.В.

В статье рассматривается процесс формирования имиджа организация. Описываются стратегические принципы формирования имиджа и задачи, которые из них вытекают. Также описываются методы, с помощью которых происходит управление имиджем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия, задачи и методы формирования имиджа»

76

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

4. Дурович А.П. Реклама в туризме: учебное пособие. - М.: Новое знание, 2003.

5. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика и управление туристской деятельностью: учеб. пособ.: в 2-х ч. Ч. 1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

6. Причерноморье: реклама туризма в регионе. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006. - № 5. - С. 42-44.

7. Романова Л.М., Сердюкова Н.К. Продвижение Сочи как туристской дестинации в постолимпийский период // European Journal of Physical Education and Sport. - 2014. - Vol. 3, № 1.

8. Сеть туристско-информационных центров «i-SITE» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.newzealand.com/int/visitor-information-centre.

9. http://www.rg.ry/2013/08/30rashody-site-anons.html.

10. http://www.proturism.com/blog/articles/statistika-ot-rosturisma.html.

11. http://www.basegarant.ru/55171986.

СТРАТЕГИЯ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

© Рязанов В.В.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

В статье рассматривается процесс формирования имиджа организация. Описываются стратегические принципы формирования имиджа и задачи, которые из них вытекают. Также описываются методы, с помощью которых происходит управление имиджем.

Ключевые слова: стратегия имиджа, формирование имиджа, методы формирования имиджа.

Современный уровень конкуренции на рынке ставит перед его участниками вопрос о необходимости поиска новых методов конкуренции. Одним из таких метод является имидж организации. Роль этого инструмента конкуренции повышается, однако до сих пор представляется трудным дать чёткое определение имиджа организации и, тем более, сформировать достаточно чёткие методы управления им.

Целью данной статьи является обзор типичной стратегии формирования имиджа, задач, которые вытекают из неё, а также методов, которые применяются при формировании имиджа.

В целях данной статьи определим имидж организации как образ компании, её восприятие реципиентами имиджа.

* Студент.

Одной из основных идей формирования имиджа является создание необходимого образа компании в умах тех, от кого зависит компания. Отсюда вытекают две базисные задачи, которые формируют первый этап процесса формирования имиджа - разработку концепции. Первая задача состоит в описании целевого имиджа компании, того, какой образ необходимо формировать. Вторая задача состоит в определении тех реципиентов, на которых должен делаться основной акцент. В стратегии имиджа описывают ответы на такие вопросы как [1]:

- Какие типы реципиентов являются приоритетными (покупатели, местные органы власти, партнёры, инвесторы);

- Необходимо ли формировать отдельный имидж для каждого типа реципиентов;

- Как разделить реципиентов на более детальные сегменты;

- и др.

Рассмотрим, какие аспекты, необходимо учесть при формировании концепции имиджа.

История организации должна быть изучена при формировании имиджа [1]. Вполне очевидно, что руководству компании стоит позаботиться о том, чтобы положительные моменты истории были известны общественности, но негативные - наоборот. Но это не единственно верная стратегия. Например, руководство компании может придать огласке некий негативный факт из истории компании и продемонстрировать общественности, как сильно компания изменилась, естественно, в лучшую сторону. Однако такая стратегия должна быть использована с особой осторожностью.

Деловая репутация компании также является аспектом имиджа, который нуждается в осторожном с ним обращении [1].

Конечно, на имидж организации также влияют такие объективные факторы как качество товара и предоставляемых услуг, качество обслуживания [1].

Важным моментом концепции имиджа является миссия организации, которая должна быть сформулирована достаточно чётко и давать представление об основной цели существования организации [1].

Определённую роль в формировании образа компании играют такие факторы как личность руководителя, стиль управления и фирменный стиль компании [1].

В свою очередь, фирменный стиль складывается из таких элементов как: фирменный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, фирменная цветовая гамма и прочее [1].

Когда концепция имиджа сформулирована и целевой имидж определён, перед руководством компании возникает ряд задач, требующих разрешения:

- Разработка линии поведения фирмы, согласующейся с целевым имиджем;

- Разработка мероприятий, необходимых для формирования имиджа;

78

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

- Определение информации, распространение которой будет способствовать формированию целевого имиджа;

- Определение каналов распространения информации.

Решение всех этих задач является важной частью стратегии формирования имиджа.

Переходя к методам формирования имиджа, стоит уделить отдельное внимание такому методу как связи с общественностью (Public relations). Связи с общественностью - это управление потоками информации между организацией и общественностью. Используется множество разных PR-меро-приятий и выбор тех или иных мероприятий зависит от групп, на которых делается акцент. Рассмотрим примеры таких мероприятий в разрезе типов реципиентов, представленные в табл. 1 [2].

Таблица 1

PR-мероприятия в разрезе типов реципиентов

Тип реципиента PR-мероприятия

Покупатели / потребители организации Повышение качество услуг/работ/товаров, повышение качества обслуживания, проведение конкурсов, введение клубных карт и т.п.

Потенциальные покупатели / потребители организации Участие в различных массовых мероприятиях (прим. День города), конференциях, симпозиумах, выставках, ярмарках.

Представители СМИ Создание информационных поводов, своевременная подготовка и рассылка пресс-релизов, проведение пресс-конференций, приглашение журналистов на ежегодные публичные отчеты и другие значимые мероприятия, проводимые организацией или инициируемые ею

Органы власти Приглашение представителей местной администрации на ежегодные публичные отчеты и прочие значимые акции и мероприятия, проводимые организацией, а также поддержка местных властей в проводимых ими мероприятиях

Потенциальные спонсоры и попечители (влиятельные деятели культуры, политики, представители бизнеса и др.) Проведение рассылок с предложениями о сотрудничестве, создание Попечительского совета, учреждение стипендий для студентов ВУЗов культуры в честь меценатов

Потенциальные социальные партнеры (учреждения культуры, науки, образования и др.) Активное участие в разнообразных профессиональных мероприятиях (симпозиумах, конференциях, семинарах, выставках и т.д.). Выход с инициативными предложениями о проведении совместных широкомасштабных зрелищных акций (фестивалей, исторических реконструкций), крупных исследовательских проектов

Отдельно стоит уделить внимание внутреннему имиджу организации [2]. Здесь речь идёт о таком типе реципиентов как сотрудники компании. Одной из современных тенденций является увеличение значимости кадров в успешной деятельности фирмы. Особую роль персонал играет в компаниях, профилем которых является предоставление услуг. В таком случае может иметь место непосредственный контакт конечного потребителя и сотрудника, предоставляющую услугу.

Необходимо предпринимать определённые меры, чтобы развивать человеческий капитал. Однако недостаточно заниматься поиском наиболее квалифицированных работников и переманивать их на фирму. В самой фирме необходимо сформировать и поддерживать «здоровую атмосферу». Важно обеспечить сотрудникам такую организацию труда, чтобы их отношение к рабочему процессу было позитивным, а общение в коллективы было бесконфликтным [2]. При этом необходимо суметь сохранить дух конкуренции среди сотрудников.

С целью формирования внутреннего имиджа применяется ряд программ, которые можно объединить в группы [2]:

- Кадровая политика компании;

- Ориентация и тренинги сотрудников;

- Программы поощрения.

Кадровая политика покрывает такие задачи как [2]:

- установление необходимого уровня заработной платы;

- полномочия сотрудника;

- возможность продвижения по служебной лестнице;

- премии и внутренние коммуникации.

Ориентация и тренинги сотрудников проводятся с целью мотивации сотрудником, а также с целью передать сотрудникам определённых знаний и навыков.

Программы поощрения могут включать как материальные, так и нематериальные методы мотивирования сотрудников.

Важно понимать, что и внешний и внутренний имидж не являются самодостаточными элементами имиджа, а оказывают друг на друга влияние. Таким образом, приходим к выводу, что формирование имиджа требует комплексного системного подхода.

Список литературы:

1. Ветчанова О.В. Имидж организации: стратегия формирования // Организация и управление.

2. Горчакова Р.Р. Инструменты и методы формирования и развития корпоративного имиджа // Системное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.