Научная статья на тему 'Стратегия возрождения экономики Донецкой области в пост-кризисный период в условиях глобализации'

Стратегия возрождения экономики Донецкой области в пост-кризисный период в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
632
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКОНОМіЧНИЙ РОЗВИТОК / SWOT АНАЛіЗ / ВіДРОДЖЕННЯ ЕКОНОМіКИ / СТРАТЕГіЯ РОЗВИТКУ / ДОНЕЦЬКА ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SWOT АНАЛИЗ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ / ECONOMIC DEVELOPMENT / SWOT ANALYSIS / THE REVIVAL OF THE ECONOMY / DEVELOPMENT STRATEGY / DONETSK REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макогон Ю.В.

В статье рассматривается стратегия возрождения экономики Донецкой области в пост-кризисный период. Статья дает краткую характеристику социально-экономической ситуации в Донецкой области за последний период. Приводится анализ промышленно-хозяйственной базы региона на современном этапе. Дается описания структуры и динамики развития малого и среднего бизнеса в регионе. В статье приводится SWOT анализ области, на основе которого дается характеристика сильных и слабых сторон экономического развития региона. Анализируются основные угрозы и возможности для реализации экономического потенциала области в условия обострения политической и экономической ситуации в регионе. В статье приводится основные направления реализациистратегии экономического развития Донецкой области. Выстроено дерево стратегических и тактических целей и задач, достижение которых позволит выйти на стабильный экономический рост в области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of reviving the economy of Donetsk region in the post-crisis period in the context of globalization

The article discusses the strategy of reviving the economy of Donetsk region in the post-crisis period. Article gives a brief description of the socio-economic situation in the Donetsk region in the last period. The analysis of industrial and economic base of the region, at the present stage. The description of the structure and dynamics of development of small and medium-sized businesses in the region. The article provides a SWOT analysis of the area on which describes the strengths and weaknesses of the region's economic development. Analyzes the main threats and opportunities for the realization of the economic potential of the region, in terms of worsening political and economic situation in the region. The article presents the main directions of economic development strategy of the Donetsk region. Building the tree of strategic and tactical goals and objectives, the achievement of which will allow to enter the stable economic growth in the region.

Текст научной работы на тему «Стратегия возрождения экономики Донецкой области в пост-кризисный период в условиях глобализации»

Ю. В. Макогон

д-р экон. наук г. Винница

СТРАТЕГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Постановка проблемы. Донецкая область испытывает сегодня наибольшую социально-экономическую, политическую и институциональную нагрузку, обусловленную стремительным изменением геополитической ситуации. Область переживает чрезвычайно сложный период — почти все макроэкономические показатели демонстрируют негативные тренды, в стадии «турбулентности» находится финансовая система как области, так и страны в целом.

В условиях стремительного изменения геополитических реалий и ведения военных действий на территории области особую актуальность для экономики приобретает поиск путей и механизмов реформирования региональных экономических комплексов, определение перспектив диверсификации региональной экономики. От успешного решения этих вопросов зависят перспективы создания новых рабочих мест, уровень и динамика заработной платы, доходы местных бюджетов, а в конечном итоге — социально-экономическая стабильность в регионе.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы развития Донецкого региона и Украины в целом были исследованы многими учеными экономистами. Среди них такие как: И.М. Вахович, В.Ф. Столяров, Т.В. Стройко, Н.Д. Свиридова, В.Д. Базилевич, А.Е. Лугнин, А.Ф. Мельник, Л.В. Белецкая, Ю.С. Левчук, Д.Г. Лукьяненко, И.А. Бочан, Ю.Н. Пахомов и другие. Но с изменением ситуации спектр вопросов расширяется и трансформируется, что в свою очередь требует постоянного мониторинга и анализа.

Цель исследования заключается в определении наиболее перспективных путей возрождения экономики Донецкой области в пост-кризисный период.

Результаты исследования. За 2013 г. общий объем промышленного производства в сопоставимых ценах уменьшился на 6,4%, реализованной промышленной продукции в действующих ценах — на 17,1 млрд. Спад производства обусловлен сокращением спроса на внешних рынках основной экспортной продукции региона — черных металлов (33,0% — доля металлургической отрасли в объеме реализации, более 70% продукции отрасли экспортируется).

Внешнеторговый оборот товарами по сравнению с 2012 г. уменьшился на 4,5%. Экспорт сократился на 12,2%, импорт увеличился на 16,2%. Сальдо внешнеторгового оборота положительное — 6,3 млрд долл. США (уменьшение на 29,0%).

В области сосредоточено 8% основных средств Украины. Удельный вес в структуре основных средств по видам экономической деятельности составляет:

1) промышленности — 50,1%,

2) операций с недвижимым имуществом — 19,0%,

3) деятельности транспорта и связи — 18,3%,

4) строительства — 2,6%.

Степень износа основных средств возросла с 67,1% в 2012 г. до 68,2% в 2013 г.

По состоянию на 01.01.2014 г. в области насчитывалось 28731 предприятие, из которых 1587 (или 5,5% от общего количества) — это средние предприятия, 27041 (или 94,1%) — малые предприятия.

Наблюдается тенденция увеличения количества малых предприятий в расчете на 10 тыс. человек населения. Этот показатель вырос с 58 единиц в 2010 г. до 62 — в 2013 г., или на 6,9%. Количество средних предприятий остается почти неизменной — около 4 единиц.

Как и в предыдущие годы существует неравномерность размещения малых и средних предприятий в разрезе административно-территориальных единиц Донецкой области. Около трех четвертей малых предприятий сосредоточены в пяти крупных городах — Донецк (50,0%), Мариуполь (10,2%), Макеевка (5,8%), Краматорск (3,6%), Горловка (3,5%). Более половины средних предприятий расположены в городе Донецк.

В структуре малых предприятий по видам экономической деятельности, по-прежнему, преобладают сферы деятельности непроизводственного характера, особенно те, которые имеют относительно быстрый оборот средств. Количество малых предприятий, которые занимались оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов, хотя и уменьшается с каждым годом, но продолжает составлять наибольший удельный вес в общем количестве предприятий (33,1%).

Всего в сфере малого и среднего предпринимательства области по итогам 2013 г. было занято почти 647,0 тыс. человек, в том числе: на малых предприятиях — 149,7 тыс. человек, на средних предприятиях — 277,1 тыс. человек, количество физических лиц — предпринимателей составляла 164,6 тыс. человек, у них по найму работало 55,5 тыс. рабочих.

Малыми предприятиями области по итогам 2013 г. был получен отрицательный финансовый результат до налогообложения в сумме 903 млн грн убытков. При этом доля предприятий, получивших прибыль, составила 68,0% от общего количества малых предприятий, ими получено 2,4 млрд грн прибыли. Средними предприятиями был получен положительный финансовый результат до налогообложения в сумме 3,5 млрд грн.

Одной из самых серьезных экологических проблем региона остается неудовлетворительное состояние воздушного бассейна. На область приходится почти четверть общих выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух страны.

В то же время, неблагоприятная экономическая конъюнктура и сокращение объемов промышленного производства сопровождались уменьшением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В течение 20122013 гг. данный показатель уменьшился на 4,9% и составил 1646,5 тыс. т.

Около 88% общего объема выбросов в атмосферу составляют поступления загрязняющих веществ от

стационарных источников. При этом, основными загрязнителями атмосферного воздуха в регионе являются предприятия угольной промышленности, металлургического комплекса и энергетической сферы. На них в 2013 г. приходилось 94,5% общего объема выбросов региона.

Если анализировать социально-экономическое состояние региона на основе SWOT анализа, то к сильным сторонам области можно отнести следующие факторы:

• существенный экспортный потенциал, положительное сальдо внешнеторгового оборота;

• развитые межрегиональные и международные связи;

• наличие свободных площадок, рекреационных и сырьевых ресурсов;

• упрощение создания и ведения предпринимательской деятельности (функционирования центров предоставления административных услуг в районах и

• выгодное географическое расположение;

• прохождение международных транспортных коридоров Европа-Азия;

• многоотраслевой хозяйственный комплекс;

• разветвленная сеть железнодорожных, автомобильных дорог;

• наличие местных энергетических мощностей (ТЭС, ВЭС);

Таблица 1

городах области, выдача субъектам хозяйствования разрешительных документов по принципу «единого окна»);

• создание «Агентство инвестиционного развития Донецкой области» и центр законодательных инициатив;

• научно обоснована и утверждена «Схема планирования территории области».

Оптовая и розничная торговля 33,1 %

Транспорт 3,8 %

Строительство 10,1 %

Промышленность 11,7 %

Операции с недвижимостью 10,5 %

Другое 23,4 %

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 7,4 %

Рис. 1. Структура мальх предприятий по видам экономической деятельности за 2013 г.

Удельный вес наемных работников малых и средних предприятий в общем количестве

наемных работников соответствующего региона, %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

малые средние малые средние малые средние малые средние

Украина 26,1 43,3 26,1 42,2 25,7 41,5 26,0 41,3

Донецкая 17,1 32,4 16,6 32,5 17,2 31,8 16,9 32,6

Днепропетровская 18,5 36,5 19,9 37,0 18,6 35,1 18,4 36,3

Запорожская 24,0 41,2 24,7 40,7 24,8 39,7 24,9 39,3

Луганская 18,3 36,0 17,9 37,7 17,3 36,5 18,2 38,4

Полтавская 23,5 51,6 23,1 49,0 22,7 50,0 22,3 47,7

Сумская 29,7 52,3 28,6 50,0 27,2 50,5 27,2 49,7

Харьковская 28,5 47,6 29,4 43,2 28,1 45,1 28,5 45,4

В свою очередь к слабым сторонам экономики Донецкой области можно отнести:

• разрушение и повреждение большого количества объектов производства, инфраструктуры, жилищного фонда и социальной сферы в результате вооруженного конфликта;

• зависимость на 60% промышленного потенциала региона от конъюнктуры мирового рынка черных металлов;

• незавершенность реструктуризации и реформирования угольной отрасли;

• высокая энергоемкость валового регионального продукта;

• устаревшие физически и морально основные производственные мощности, объекты транспортной инфраструктуры;

• удовлетворение 50% спроса на товары широкого потребления импортными товарами;

• отсутствие эффективного собственника земли сельскохозяйственного назначения;

• отсутствие подземных газохранилищ на востоке Украины;

• монофункциональность большинства городов области и существенная зависимость от городо- и бюджетообразующих предприятий;

• есть старопромышленные регионы, экономика нуждается в модернизации, активизации инновационного развития;

• недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства, неравномерность развития в территориальном разрезе и по отраслевому признаку;

• несформированность кластерных систем;

• несовершенство инструментов доступа к финансовых ресурсам для развития бизнеса.

К возможностям развития региона можно отнести следующие факторы:

• стабилизация общественно- политической ситуации;

• разработка и реализация Государственной целевой программы по восстановлению мирной жизни, стабилизации ситуации и развития экономики в Донецкой и Луганской областях;

• привлечение международной финансовой, технической и гуманитарной помощи в целях экономической, социальной и экологической реабилитации региона;

• создание Государственного агентства по вопросам восстановления Донбасса;

• открытие дополнительных иностранных рынков после подписания соглашения об ассоциации с Европейским Союзом;

• внедрение европейских принципов региональной политики;

• реализация пилотных проектов государственной региональной политики;

• проведение реформы системы местного самоуправления с децентрализацией власти;

• реализация на государственном уровне мер по дальнейшей дерегуляции и развитию предпринимательства, улучшения бизнес-климата в Украине;

• дальнейшее реформирование системы предоставления административных услуг.

Потенциальные угрозы в свою очередь составляют:

• продолжение на территории области вооруженного противостояния;

• снижение экономической активности в области и в Украине в целом;

• ухудшение социально-гуманитарной и экологической ситуации в регионе в результате проведения боевых действий;

• ухудшение межобластных отраслевых связей производственной кооперации с предприятиями других регионов Украины;

• отсутствие организационно-правовых, финансовых условий для реализации полномочий органов местного самоуправления;

• нестабильность нормативно-правовой базы на государственном уровне;

• рост цен на энергоносители, а именно газ, импортируемый с территории Российской Федерации;

• высокая стоимость, ограниченность долгосрочных кредитных ресурсов;

• возможно ухудшение конъюнктуры мирового рынка черных металлов;

• ухудшение инвестиционной привлекательности региона и Украины в целом;

• наличие правовых, экономических и административных препятствий в реализации прав на предпринимательскую деятельность.

Первостепенное значение среди благоприятных тенденций развития внешней среды имеют стабилизация общественно-политической ситуации, восстановления безопасности жизнедеятельности и экономическая реабилитация региона, в частности, путем разработки и реализации Государственной целевой программы по восстановлению мирной жизни, стабилизации ситуации и развития экономики в Донецкой и Луганской областях, создание Государственного агентства по вопросам восстановления Донбасса и привлечения международной финансовой, технической и гуманитарной помощи. Положительное влияние указанных возможностей должны поддержать собственные преимущества природного, общего и уникального характера. Это, в первую очередь, наличие свободных площадок, сырьевых и рекреационных ресурсов, наличие местных энергетических мощностей, развитые межрегиональные и международные связи, существенный экономико-хозяйственный, экспортный потенциал.

Преимуществом области остается имплементация механизмов, направленных на упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности путем выдачи разрешительных документов по принципу «единого окна», обеспечение функционирования сети центров предоставления административных услуг.

Ориентация государственной политики на проведение реформы местного самоуправления, реализацию пилотных проектов государственной и внедрение базовых принципов Европейской региональной политики на уровне области могут опираться на такие ее преимущества, как мощный кадровый потенциал в сфере местного самоуправления, а также основания таких общественных организаций, как «Центр законодательных инициатив» и Агентство регионального развития «Донбасс».

Далее необходима стабилизация общественно-политической ситуации, восстановление безопасности, жизнедеятельности и экономическая реабилитация региона путем разработки и использования эффективных организационно-правовых и финансовых инструментов, что будет способствовать преодолению такого существующего в настоящее время проблемного аспекта развития региона, как существенные разрушения и повреждения производственных, инфраструктурных и жилищных объектов.

Углубление сотрудничества со странами Европейского Союза после подписания соглашения об ассоциации, открывает дополнительные возможности доступа к новым иностранным рынкам, что будет сопровождаться ростом конкурентной нагрузки на отечественные предприятия и ростом требований к их продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем ни менее продолжение на территории области вооруженного противостояния будет сопровождаться ухудшением социально-гуманитарной и экологической ситуации в регионе, представляет собой серьезную угрозу.

Влияние на развитие области таких угроз, как снижение экономической активности и ухудшение инвестиционной привлекательности региона и Украины в целом, усиливается наличием таких слабых сторон, как повреждения и разрушение значительного количества промышленных и инфраструктурных объектов, незавершенность реструктуризации и реформирования угольной отрасли, устарелость производственных мощностей, распространенность практики теневой занятости и тенизации финансовых потоков. Указанные свойства ослабляют способность региона противостоять неблагоприятным условиям экономической конъюнктуры.

Недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства, неравномерность развития в территориальном разрезе и по отраслевому признаку создают дополнительные риски для устойчивого развития региона в условиях наличия правовых, экономических и административных препятствий в реализации прав на предпринимательскую деятельность.

В свою очередь для стабильного развития Донецкой области, как других регионов Украины необходимо, чтобы региональная политика на всех уровнях осуществлялась в соответствии со следующими принципами:

конституционности и законности — соответствие Конституции и законам Украины, международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

сотрудничество — согласование целей, приоритетов, задач, мероприятий и действий центральных и местных органов исполнительной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, обеспечение взаимодействия между ними при формировании и реализации государственной региональной политики;

паритетность — обеспечение равных возможностей доступа объектов государственной региональной политики к ресурсам государственной финансовой поддержки регионального развития;

открытость — прозрачность, предсказуемость, последовательность деятельности органов государственной власти;

субсидиарности — децентрализация властных полномочий, их передача другим органам на низкий уровень управления, которые могут их реализовать наиболее эффективно;

координация — взаимосвязь и согласованность долгосрочных стратегий, планов и программ развития на региональном и местном уровне;

единство — уменьшение социально-экономических диспропорций между отдельными регионами, обеспечение пространственной, политической, экономической, социальной, гуманитарной целостности Украины;

историческая преемственность — учет и сохранение положительного опыта развития регионов;

устойчивое развитие — обеспечение устойчивого, сберегательного и эффективного использования энергетических, материальных, природных и других ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений.

На сегодня развитие Украины и ее регионов осуществляется под влиянием геополитических и внутренних вызовов, рост открытости экономики требует изменений в подходах к стратегическому развитию регионов Украины и определения целей государственной политики регионального развития на перспективу.

Указанные изменения заключаются в переходе от прямых краткосрочных отраслевых мер воздействия и реализации инвестиционных проектов в конкретных регионах для решения проблем их развития системного и комплексного подхода к развитию территорий на основе концентрации финансовых ресурсов и создания условий для конкурентного развития всех регионов. Четкое понимание неравномерности регионального развития должно способствовать направлению региональной политики на решение проблем обеспечения равных возможностей ведения экономической деятельности для населения и бизнеса, развития и стимулирования конкурентных основ экономики, а также равного доступа населения к социальным, административным и другим услугам, обеспечивающих возможность самореализации .

Другим важным фактором является усиление роли институциональной, социальной и экономической среды на региональном и местном уровнях для экономического роста территорий и повышения уровня благосостояния населения, соответственно требует эволюции институциональной модели формирования и реализации государственной региональной политики, которая способствует созданию и устойчивому функционированию среды, благоприятной для внедрения местных и региональных инициатив.

Государственная региональная политика должна базироваться не на патерналистских отношениях между государством и регионом, а на создании условий для формирования постоянно воспроизводящей внутренней (эндогенной) базы развития в условиях открытой экономики.

Это возможно только при условии системной координации действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления на всех уровнях, представителей бизнеса и гражданского общества. Определяющим становится как горизонтальная координация действий органов государственной власти, которые имеют влияние на региональное развитие, так

и внедрение многоуровневого вертикального управления, что должно способствовать синхронизации действий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере регионального и местного развития.

Процесс формирования и реализации государственной политики регионального развития должен базироваться на следующем:

внедрение системы постоянного мониторинга, анализа и оценки экзогенных и эндогенных факторов влияния на региональное развитие. Экзогенные факторы могут формироваться как за пределами страны и обусловлены открытостью ее экономики, особенно в случае, когда экономика региона существенно связана с внешним рынком или географическим расположением самого региона, так и внутренними факторами, которые связаны с принятием решений соответствующими органами власти, которые непосредственно влияют на экономическое и социальное положение в регионе. Эндогенные факторы формируются в результате внутренних особенностей региона, его исторического развития, географических, политических, экономических, социокультурных и других факторов, а также особенностей формирования институциональной среды для развития;

формирование государственной региональной политики, реализация которой распространяется на все регионы и соответственно реагирует на вызовы экзогенных и эндогенных факторов, которые сдерживают развитие. Целесообразность государственного воздействия на все регионы, с одной стороны, связана с необходимостью создания условий для развития регионов за счет использования внутреннего потенциала, с другой — дает возможность активизации межрегиональной интеграции регионов с разным уровнем развития, увеличения количества "точек экономического роста" на всей территории Украины, а не только в отдельных регионах;

внедрение механизма сильной и гибкой координации всех субъектов государственной региональной политики в процессе ее формирования и реализации, взаимоувязки региональной политики с политикой развития отдельных отраслей и сфер. Такая координация должна обеспечивать синхронизированное стратегическое прогнозирование и планирование регионального развития на всех территориальных уровнях, согласованное законодательное обеспечение процессов планирования, а также внедрение присущего каждому субъекту региональной политики инструментария воздействия на региональное развитие;

создание четкой функциональной структуры центральных и местных органов исполнительной власти для обеспечения государственного регулирования регионального развития на всех территориальных уровнях, координации многоуровневого управления с участием органов местного самоуправления, бизнеса, неправительственных организаций и населения. Такая структура должна создаваться на основе определенных стратегических целей и задач государственной региональной политики, быть функционально гибкой в соответствии с потребностями регионального развития. Любые ее изменения должны быть мотивированы прежде требованиями по созданию необходимых условий для стимулирования регионального и местного развития;

подготовка высококвалифицированных кадров в соответствующих центральных и местных органах исполнительной власти, которые имеют знания и навыки по разработке и реализации проектов регионального развития, создание системы управления различными структурами в контексте координации их деятельности в процессе формирования и реализации государственной региональной политики. Способность такой системы обеспечивается возможностью определять сферы политики центральных органов исполнительной власти, которые имеют влияние на региональное развитие, и координировать их деятельность путем принятия согласованных решений при формировании и реализации политики;

обеспечение финансовой способности органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной региональной политики, законности и ответственности при осуществлении с участием органов местного самоуправления действий, связанных с региональным и местным развитием, а также выполнение соответствующих государственных обязательств, предусматривает формирование источников финансирования проектов регионального развития на среднесрочной основе. Финансирование государственной региональной политики должно согласовываться с ее приоритетами, сконцентрироваться на ключевых проектах, обеспечивающих совершенствование инфраструктуры для экономического роста, создания условий для развития частного сектора и доступа населения к административным услугам. Доступ местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, населения и бизнеса к государственным и другим финансовым ресурсам, определенных в рамках реализации государственной региональной политики, должен обеспечиваться путем определения четких процедур, обязательных финансовых обязательств реципиентов, стандартов проведения мониторинга и оценки результативности финансовых интервенций, направленных на развитие территории. Необходимо ввести механизм согласования действий и концентрации финансовых ресурсов органов исполнительной власти, сфера ответственности и политика которых имеет территориальную направленность и влияние на развитие отдельных областей, районов и городов. Действие указанного механизма должно распространяться как на ресурсы, которые выделяются из государственного бюджета непосредственно на реализацию проектов в сфере регионального развития, так и на ресурсы министерств и других центральных органов исполнительной власти, которые расходуются ими на определенной территории в рамках выполнения соответствующих отраслевых программ;

формирование механизма деконцентрации и децентрализации государственных полномочий. Институциональная модель властных полномочий должна предусматривать возможность осуществления декон-центрации и децентрализации государственных полномочий — их передачу на местный уровень в процессе динамических изменений условий регионального развития. С одной стороны, концентрация экономической активности в городах Украины требует от органов местного самоуправления решений, направленных на соответствующую и быструю реакцию на процессы городской агломерации. С другой стороны, уменьшение концентрации сельского населения не

должно негативно влиять на доступ сельских жителей и субъектов хозяйствования к административным и другим услугам. Кроме того, органы местного самоуправления регионов должны иметь управленческие, организационные и финансовые возможности стимулирования сотрудничества территориальных общин на межрегиональном уровне для решения общих проблем развития.

Таким образом для достижения восстановления экономики Донецкой области и для дальнейшего стабильного развития региона и страны в целом необходимо реализовать следующие цели.

1. Восстановление безопасности жизнедеятельности и экономическая реабилитация области. Что включает реализацию первоочередных мероприятий по восстановлению мирной жизни и стабилизации ситуации в области. А также реализацию мероприятий по экономической реабилитации области.

2. Предотвращение роста диспропорций, тормозящих развитие области. Это предполагает поддержку экономически менее развитых и депрессивных территорий. А так же требует обеспечение осуществления мероприятий по социальной поддержке малонаселенных территорий, населения территорий, на которых размещаются угледобывающие и углеперерабатыва-ющие предприятия, находящиеся в стадии ликвидации (консервации).

3. Усиление межотраслевой и территориальной координации в процессе планирования и реализации региональных программных документов. Включает учет органами местного самоуправления общегосударственных интересов при решении вопросов местного значения. Плюс согласование целей, приоритетов, задач и мероприятий местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по решению текущих проблем развития области.

4. Развитие межрегионального сотрудничества, по средствам создания условий для укрепления связи с другими регионами и территориальными общинами. А так же содействие организации и проведению форумов, встреч представителей деловых кругов, презентаций, выставочно-ярмарочных мероприятий, заседаний за круглым столом и т. д.

Таким образом в силу ухудшения конъюнктуры на основных рынках экспортной продукции Донецкого региона, в области происходит значительный спад производства. В дополнение к внешнеэкономическим факторам, огромный негативный эффект на уровень деловой активности в регионе оказывает политическая и геополитическая ситуация.

Для восстановления экономики региона необходимо сосредоточится на усилении имеющихся конкурентных преимуществ с параллельной работой над уязвимыми моментами в жизнедеятельности области. Так же несмотря на сложную ситуацию, Донецкая область по-прежнему имеет широкий спектр возможностей для реализации своего экономического потен-

циала. Для реализации которого необходима совместная работа общества, местных и центральных органов власти, международных партнеров, представителей науки и бизнеса.

Особую роль в восстановлении экономики Донецкой области и переведении её в режим стабильного развития следует выделить малому и среднему бизнесу. Который в условиях рыночной экономики может стать основой развития как отдельного региона, так и государства в целом.

Список использованных источников

1. Ваховiч 1.М. Розвиток креативно! економiки в умовах транскордонного ствробггництва / 1.М. Вахо-вiч, О.М. Чуль // Проблеми економжи. — 2014. — № 3. — С. 85-91.

2. Ковалев В.Н. Проблемы экономического стимулирования эффективности использования трудового потенциала Донецкой области / В.Н. Ковалев, Е.А. Атаева // Економжа промисловость — 2008. — № 1. — С. 126-129.

3. Кравщв В. С. Залучення прямих шоземних ш-вестицш в економ^ Укра!ни: проблеми та политика активiзацil : монографiя / В. С. Кравщв, М. I. Мельник, В.Б. Антонов ; НАН Укра!ни, 1н-т регюн. дос-лщж. — Л. : 1РД НАН Укра!ни, 2011. — 366 с.

4. Логинов В. К эффективной структурной перестройке промышленности / В. Логинов // Экономист. — 2012. — №6. — С. 16-21.

5. Макогон Ю.В. Регюнальш економiчнi зв'язки i вшьш економiчнi зони / Ю.В. Макогон, В.1. Ля-шенко, В.О. Кравченко. — Д.: ДонНУ, 2005. — С. 478481.

6. Макогон Ю.В. Тенденции социального развития старопромышленных регионов / Ю.В. Макогон.-Економжа промисловость — 2013. — № 3 (63). — С. 192-196

7. Програма науково - техшчного розвитку До-нецько! обласп на перюд до 2020 року [Електрон-ний ресурс] // Офщшний сайт Донецько! обласно! державно! адмшстрацп. — Режим доступу: http://www.donoda.gov.ua/ тат/иа/2369.Мт1.

8. Свiрiдова Н.Д. Оргашзацшно - економiчне за-безпечення регюнально! полiтики залучення iнозем-них швестицш: монографiя / Н.Д. Свiрiдова. — Луган-ськ: вид-во СНУ iм. В. Даля, 2009. — 200 с.

9. Столяров В.Ф. Основи ощнки фшансово! без-пеки регюнального людського розвитку в контекстi стратеги економiчних реформ / В.Ф. Столяров, О.В. Шинкарюк // Збiрник наукових праць Буковинського утверситету. — 2012. — № 9. — С. 75-88.

10. Стройко Т.В. Стратепчш напрями функщо-нування фшансових шструменив регiонально! полi-тики 6С / Т.В. Стройко, Т.Ф. Гордеева, О.О. бвдо-ченко // Електронне видання, Микола!вський нацiо-нальний унiверситет iменi В. О. Сухомлинського. — 2014. — Вип. 1. — С. 55-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.