и персонализация совести - для них является чем-то мифическим. Природа и совесть - также контекстуальные синонимы в повествовании «Царь-рыба».
Таким образом, анализ художественного текста «Царь-рыба» при помощи современных методов лингвистического исследования позволяет реализовать образовательную, воспитательную и эстетическую задачи литературного образования в школе и продемонстрировать, как организована семантическая категория экспрессивности в повествовании «Царь-рыба».
Список литературы
1. Астафьев, В. П. Собрание сочинений : в 15 т. [Электронный ресурс]. Красноярск, 1997. иКЬ: http://www.fro 196.narod.ru/library/asta-
fiev/astafiev.htm.
2. Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста : слов.-тезаурус. М., 2009. 384 с.
3. Виноградов, В. В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов, В. В. Избр. труды. О языке художественной прозы. Л., 1980. С. 42-54.
4. Падучева, Е. В. В. В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. 1995. Т. 54. № 3. С. 39-48.
5. Сергеева, Е. В. К вопросу о классификации концептов в художественном тексте // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. 2006. № 5. С. 98102.
6. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред.
А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М., 1999.
7. Телия, В. Н. Экспрессивность // Русский язык : энциклопедия. М., 1997. 703 с.
8. Федеральный государственный об-
разовательный стандарт [Электронный ресурс]. иКЬ: http://standart.edu.ru/catalog.
aspx?CatalogId=2627.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293).
Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 8-10.
Е. Н. Бекасова
СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭЛИТАРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается стратегия воспитания элитарной языковой личности в условиях современного образовательного процесса. Предлагается коррекция содержания курса русского языка в школе и введение курса «Язык и культура общения», направленного на формирование параметров полифункциональной языковой личности.
Ключевые слова: элитарная (полифункциональная) языковая личность, русский язык, методика преподавания, курс «Язык и культура общения».
Язык - первая программа, с которой начинается культурное воспитание человека, его вхождение в человеческое общество. Значение слов, их коннотативное восприятие проецирует дальнейшее отношение личности к окружающей действительности. Язык как «орган внутреннего бытия человека» и выразитель «национального духа народа» в определенной степени подчиняет, согласно взглядам В. Гумбольдта [3. С. 86-87], практическую деятельность людей. В свою очередь, изучение общих языковых процессов приводит к изучению проблемы коммуникации, а значит, и к ее создателю - языковой личности, кото-
рая тесно связана с этнокультурными и национальными чертами индивидуальности. В рамках теории языковой личности, разработанной Ю. Н. Карауловым, под языковой личностью понимается «вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психические, и социальные, и этические, и другие компоненты, но представленные через ее язык, ее дискурс», таким образом, языковая личность включает в себя языковую компетенцию, определенный уровень знаний и интеллектуальную способность порождать новые знания на основе накопленных с целью объяснения всей совокупности как своих действий, так и дей-
ствий других языковых личностей [4. С. 46]. Трактовка языковой личности как «совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурной сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» [4. С. 33], дают возможность выявить и специфику реального воплощения языка в тексте, и индивидуальность личности автора.
Однако уровень культуры языкового социума имеет определенную дифференциацию речевой культуры, при этом народно-речевой, просторечный и арготический типы находятся за пределами литературного языка [1]. В сфере литературного языка типы речевой культуры также существенно отличаются, что приводит к необходимости корректировки целей и задач преподавания языка в образовательных учреждениях, так как неполнофункциональный (среднелитературный, литературно-жаргони-зирующий или обиходный [2. С. 110-111]) тип речевой культуры свидетельствует о разной степени ущербности языковой и коммуникативной компетенции его носителей. Истинное усвоение литературного языка требует серьезной ортологической, этической и коммуникативной подготовки. Элитарный, или полнофункциональный, тип языковой личности «максимально полно реализует все функции языка благодаря наиболее полному владению всеми возможностями литературного языка (системой функциональных стилей, системой жанров, соблюдением различий устной и письменной формы речи, умением использовать синонимические богатства лексики и грамматики и т. д.)» [2. С. 110] при соблюдении этических норм поведения [5. С. 15-16; 6. С. 287-288].
В воспитании такой личности недостаточно знаний единиц разных уровней языковой системы и особенностей их функционирования. Необходимы знания текстовых социальных параметров, служащих средствами оптимизации общения. Аллюзии и прецедентные тексты в речи языковой личности свидетельствуют о высокой степени владения языком. Такой уровень позволяет создавать собственные тексты, характеризующиеся не только нормированно-стью, но и творческой целесообразностью.
Осмысление элитарной языковой личности как свободно владеющей всеми возможностями литературного языка при целесообразном использовании каждого из функциональных
стилей, речевых жанров, свойств устной и письменной форм речи позволяет создать эффективную модель обучения языку, определить этапы формирования языковых способностей, а также интегрировать разрозненные области научного знания.
Основы воспитания полифункциональ-ного типа языковой личности должны быть заложены в курсе русского языка в школе. Предлагаемая нами программа направлена на корректирование содержания курса русского языка с целью усиления функциональной направленности преподавания русского языка. Учитель-словесник подобен архитектору, возводящему сложнейшее строение, где отсутствие или слабость какого-то элемента не позволят крепить следующий. Мельчайшие лакуны в знаниях учащихся приводят к разрушению постройки. Именно поэтому каждый элемент языковой системы должен нести определенную нагрузку, и ученик обязан знать, какую функцию выполняет элемент в языковой системе и зачем его надо изучать.
Корректировка содержания предмета «Русский язык в школе» призвана решить не только чисто лингвистические проблемы, но и повысить уровень фоновых знаний, речевой компетенции и культуры школьников, предоставить им возможность почувствовать «красоту, великолепие и богатство российского языка» (М. В. Ломоносов), «его неоспоримое превосходство пред всеми европейскими» (А. С. Пушкин), насытиться «сладостью книжною», найти в русском языке «поддержку и опору во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» (И. С. Тургенев).
Для успешного решения поставленных задач необходимо прежде всего усилить преемственность преподавания дисциплин, в особенности между русским языком, литературой, иностранным языком, которые в ряде моментов должны объединиться в единый блок, позволяющий добиться резонансного эффекта в усвоении учебного материала. При этом узловые пересечения предметов, входящих в блок, определяются содержанием каждого из них.
Слияние в ряде случаев литературы и языка в единый филологический курс позволит, с одной стороны, окончательно отойти от социально-идеологических перекосов в изучении литературного произведения, с другой - усилить практическую направленность русского языка, в частности, реализовать единство лингвостилистического анализа текста с его содер-
жательной стороны. Углубление преемственности между начальным и средним звеньями позволит рационально использовать учебное время, необходимое для получения новых знаний, и успешно закрепить умения и навыки. Преемственность необходимо сочетать с перспективностью изучения учебного материала, так как сам объект языка как системы систем требует взаимосвязанности всех сведений, получаемых на уроках русского языка.
Однако формирование высшего уровня языковой личности возможно лишь совокупными усилиями всех учебных предметов и внеурочной работы. В связи с этим целесообразно введение в школе специального курса «Язык и культура общения». Такой курс поможет углубить представления о мире и месте в нем человека, осветить проблематику важнейшей области человеческих отношений - общения. Предлагаемый нами курс «Язык и культура общения» состоит из трех блоков: программы для учащихся 1-3 классов, 5-11 классов и программы для студентов 1 курса высших учебных заведений. Это позволит сохранить целостность воспитания языковой личности в соответствии с лингводидактическими представлениями о языковой личности, ее структуре и этапах формирования базисных компонентов, усилить коммуникативный потенциал традиционных школьных предметов, откорректировать практическую деятельность учащихся во внеурочное
время в соответствии с формированием параметров элитарной языковой личности.
Предлагаемый комплекс программ, ориентированных на элитарную языковую личность как базовый компонент всех методик обучения и концептуальная основа образования позволит интегрировать разрозненные факты современной науки, свести их в единую картину мира и обратиться к сосредоточию всех научных и педагогических усилий - к человеку.
Список литературы
1. Гольдин, В. Е. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие /
В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина // Вопросы стилистики. Вып. 25. Саратов, 1993. С. 9-19.
2. Гольдин, В. Е. Русский язык и культура общения : учеб. для студентов-нефило-логов / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова; под ред. О. Б. Сиротининой. 2-е изд., стер. М., 2002. 212 с.
3. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 397 с.
4. Караулов, Ю. С. Русский язык и языковая личность. М.,1987. 263 с.
5. Культура русской речи : учеб. пособие / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М., 2001. 560 с.
6. Культура русской речи : энцикл. слов.-справ. / под ред. Л. Ю. Иванова и др. М., 2003. 840 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293).
Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 10-15.
Д. А. Богач
САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
На материале романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» выявляется сакральный характер образа природы в тесной взаимосвязи с системой ценностей писателя, рассматривается восприятие природы главными героями произведения, что по-новому позволяет раскрыть их сложный внутренний мир.
Ключевые слова: творчество Ф. М. Достоевского, роман «Братья Карамазовы», образ природы, сакральное, образная система.
Понятие сакрального - это, прежде все- сравнительно недавно в обиход гуманитар-го, особая философская категория, вошедшая ных наук, благодаря работам Э. Дюркгейма,