МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
Блохин В. Н.
Блохин Виктор Николаевич, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 213407, Беларусь, г. Горки, Могилевская область, ул. Мичурина, 5. Эл. почта: [email protected]
В статье рассматривается значение управления в переходе сельских территорий к устойчивому развитию. Особую роль в этом играет разработка стратегии устойчивого развития, которая учитывает особенности конкретных сельских территорий. В 2016 г. автор участвовал в качестве эксперта в международном проекте «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси». Целью проекта была разработка стратегии устойчивого развития для сельских территорий и последующий их переход к устойчивой социально-экономической динамике. Создание стратегии устойчивого развития является важным управленческим инструментом, так как позволяет оценить социально-экономические, экологические, демографические условия той или иной территории, выявить сильные и слабые стороны местных сообществ, принять управленческие решения для определения приоритетов местного территориального развития. Ключевые слова: устойчивое развитие, управление, стратегия, сельские территории, возможности, проблемы.
В настоящее время постсоветские страны вынуждены решать важную социально-экономическую задачу. Во-первых, это потребность в системной модернизации и переход к инновационному общественному устройству. Во-вторых, это защита социума от потрясений. Быстрое развитие глобализационных и инновационных процессов, а также внутренняя перестройка всех сфер социальной жизни ведет к радикальному преобразованию сущности и характера социальных изменений, требует новых управленческих подходов (Струк, 2011).
В России и Беларуси состояние большинства сельских территорий можно охарактеризовать как сочетание современного и патриархального укладов, новых и отсталых технологий, исчезающие сельские населенные пункты и низкоэффективное общественное производство соседствуют с внедрением инноваций.
Сельские территории отличаются консерватизмом и медленными темпами развития, кардинально отстают от уровня и качества городской жизни, имеют специфические социально-экономические и экологические проблемы территориального развития, местные органы власти отличаются крайне ограниченными
финансовыми и административными полномочиями. Обозначенные проблемы типичны для многих государств и являются глобальной проблемой, которую должна решить система управления устойчивым развитием.
Теоретические и методологические подходы к исследованию социально-экономических и управленческих основ устойчивого развития сельских территорий широко представлены в трудах зарубежных, а также российских и белорусских ученых: Л. И. Абалкина, Ю. П. Алексеева, В. М. Баутина, В. Н. Ильиной, З. М. Лексина, Н. Н. Моисеева, Г. Мюрдаля, Г. В. Миренковой, Р. Нуреева, А. В. Петрикова, Р. Чамберса, А. В. Чаянова.
Организацией Объединенных Наций еще в 1992 г. была принята «Повестка дня на XXI век», которая включает более сотни проблемных областей, конкретизирует компоненты модели устойчивого развития, уделяет внимание различным видам деятельности и средствам их реализации с учетом особенностей конкретных государств, при этом отдельной проблемой рассматривается сельское развитие. Однако подходы к развитию сельских территорий и их научное обоснование не всегда учитывают особенности местных сообществ (Миренкова, 2011).
В настоящее время термин «устойчивое развитие сельских территорий» не имеет четкого содержания, не определены показатели и критерии устойчивого развития, отсутствует единая методика оценки сельских территорий.
Под устойчивым развитием можно понимать процесс изменений, суть которого заключается в научно-техническом развитии, снижении использования ограниченных ресурсов, личностные и институциональные изменения направлены на улучшение современного и будущего потенциала для удовлетворения потребностей и устремлений человека (Новикова, Медков, 2011).
Устойчивость — это постоянный рост и инновационное социально-экономическое развитие, которое приводит к формированию разумной системы хозяйства и прекращению нерационального использования ресурсов (Шерстобитова, 2012).
Развитие устойчивого типа включает интеграцию управленческих, социально-экономических и экологических вопросов, способствует решению следующих задач:
- улучшение качества управления;
- обеспечение положительной экономической динамики;
- социальное развитие;
- повышение эффективности охраны окружающей среды;
- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
В странах Европейского союза одним из приоритетных направлений государственного управления является создание условий для устойчивого развития сельских территорий. Еще в середине ХХ в. эти государства столкнулись с проблемами, характерными для современной Российской Федерации и Республики
Беларусь: массовым оттоком сельского населения в города и последовавшим процессом обезлюдения целых районов, формированием обширных зон «депрессии». Поэтапная целенаправленная политика развития сельских регионов, включающая, с одной стороны, комплекс мер по стимулированию производства продуктов питания и обеспечению продовольственной безопасности, с другой — создание диверсифицированной, многоукладной сельской экономики, а также меры по поддержанию экологической безопасности природной среды, изменила сложившуюся ситуацию и способствовала к их переходу на устойчивое развитие.
Управленческие подходы Европейского союза по отношению к развитию сельских территорий включают ряд направлений, многие из которых будут актуальны для практического внедрения в сельских территориях России и Беларуси. Среди таких направлений:
- помощь фермерам в производстве необходимого количества продовольствия;
- контроль за безопасностью производимой продукции;
- защита сельских производителей от чрезмерной волатильности цен и кризисных явлений в экономике;
- поддержка в модернизации производств;
- поддержка жизнеспособных сельских сообществ;
- создание и развитие пищевой промышленности;
- защита окружающей среды и животного мира.
Кроме обозначенных направлений, в ЕС проводится политика внедрения инноваций в сельских территориях, что должно способствовать росту производительности и уменьшению воздействия на окружающую среду (например, использование побочных продуктов и отходов для производства энергии). Для увеличения конкурентоспособности продукции, произведенной в сельских территориях, используются специальные маркировки, с помощью которых потребитель получает информацию о географическом происхождении товара, использовании традиционных ингредиентов или методов производства (EU by topic. Agriculture, 2017).
Таким образом, центральным звеном сельского территориального развития должна быть стратегия, учитывающая локальные и государственные условия, общественные и личные интересы.
Ведущие страны мира уделяют приоритетное внимание реализации мер так называемой зеленой корзины. В соответствии с определением ВТО «зеленую корзину» составляют платежи, направленные на защиту окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, страхование, а также программы региональной помощи (поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях).
Реализация обозначенного комплекса управленческих мер должна привести к следующим результатам:
- появление стимулов к активности и расширение возможностей местной власти (в случае получения дополнительных полномочий и финансирования);
- развитие частного бизнеса: фермерство или небольшие товарные хозяйства (в том числе возможность развития органического направления сельхозпроиз-водства), ремесленничество, оказание сервисных услуг, развитие агроэкотуризма;
- проведение мероприятий по охране окружающей среды (мониторинг состояния земельного фонда, ликвидация и переработка бытовых отходов, максимальное использование возобновляемых природных ресурсов без нанесения вреда экосистеме (развитие деревообработки, рыболовства и рыбоводства, оказание охотничьих услуг и т.д.);
- расширение возможностей социокультурного развития для местного населения и укрепление человеческого потенциала.
При разработке стратегии развития сельских территорий необходимо учитывать различия не только в уровне социально-экономического, но и культурного и экологического состояния регионов. Недоучет социокультурной дифференциации сельских регионов приводит, как правило, к преобладанию упрощенных, стандартизированных подходов к решению проблем регионального развития. Тем более что государство сталкивается с проблемой, когда, с одной стороны, необходимо выравнивание стандартов жизни населения различных регионов, с другой — сохранение социокультурной дифференциации, разнообразие стилей жизни. Все это говорит о необходимости адресной региональной политики государственной власти на основе научных данных о сельском регионе как территориальном сообществе во взаимосвязи его культурных и социальных параметров. В первую очередь это касается проблем стратегического планирования (Смирнова, 2012).
Во время разработки стратегии необходимо непосредственное посещение сельских территорий, встреча с местными жителями — представителями власти, бизнеса, общественными активистами и т.д. Для каждой сельской территории составляется Б'ОТ-анализ — это стратегическое планирование, отражающее факторы внешней и внутренней среды (описываются сильные и слабые стороны территории, возможности и угрозы развития).
В 2016 г. автор лично разрабатывал стратегию устойчивого развития для Ходосовского сельского совета (Мстиславский район, Могилевская область, Беларусь). Исследование проводилось в рамках проекта международной технической помощи «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза и Фонда «Евразия» (за счет средств Агентства США по международному развитию иБАГО). Проект зарегистрирован Министерством экономики Республики Беларусь под
№ 2/14/000737 от 24 декабря 2014 г. В рамках проекта было отобрано 12 пилотных территорий в различных областях Беларуси, для которых разрабатывались стратегии устойчивого развития. Стратегии основывались на результатах исследований социально-экономического, природного и человеческого потенциала, учитывалось мнение местных жителей, представителей власти и бизнеса.
Для изучения реальной социально-экономической ситуации в апреле 2016 г. была организована выездная сессия в населенном пункте Ходосы, где состоялось общение автора с местными жителями, которые сделали критические замечания, внесли конструктивные предложения и озвучили образ желаемого будущего для своих сельских населенных пунктов.
Участники сессии сформулировали образ желаемого будущего так: «Сельские территории должны стать привлекательны для жизни. Для этого нужно создать рабочие места с достойной заработной платой и условиями труда. После этих преобразований можно развивать или улучшать социальную сферу».
Проект «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси» продолжается, в его рамках жители пилотных сельских территорий, представители местной власти и бизнеса имеют возможность представить бизнес-план или концепцию развития. На конкурсной основе будут отобраны лучшие предложения, которые получат финансовую и консультативную поддержку. Так, на территории Ходосовского сельского совета перспективным проектом является развитие агроэкотуризма (есть агроусадьбы и важные исторические объекты различных эпох), пищевой промышленности (мало объектов общественного питания и торговли), альтернативной энергетики (использование энергии ветра, поскольку существуют благоприятные природные условия).
К важнейшим индикаторам устойчивого развития сельских территорий можно отнести:
- уровень занятости трудоспособного населения (%);
- среднемесячная заработная плата;
- среднедушевые располагаемые ресурсы сельского населения;
- доля населения с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума в общей численности малоимущего населения (%);
- обеспеченность населения общей площадью жилья, уровень газификации домов сетевым газом (%);
- обеспеченность населения питьевой водой (качественной питьевой водой);
- обеспеченность населенных пунктов (хотя бы наиболее крупных) подъездами по дорогам с качественным твердым покрытием;
- индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий;
- численность населения.
Целевые индикаторы являются критерием оценки выполнения задач по обеспечению устойчивого развития сельских территорий. В связи с этим список ключевых индикаторов может быть расширен. Так, должны отражаться качественные и количественные оценки результатов реализации:
- демографической политики и создания условий для переселения в сельскую местность;
- диверсификации сельской экономики и результатов политики занятости;
- развития социальной инфраструктуры (показатели обеспеченности объектами социальной инфраструктуры);
- политики сельского расселения (показатели, характеризующие территориальную концентрацию поселений, плотность и людность сельских поселений по типам и т.д.);
- экологической политики;
- политики по отношению к отдельным проблемным группам сельского населения;
- региональной дифференциации политики развития сельских территорий.
Локальные индикаторы сельских территорий разрабатываются на основе детализации направлений устойчивого развития. Такие индикаторы предоставляют возможность оценки не только уровня достижения целей и выполнения задач в конкретных социально-экономических условиях, но и выявления, в какой степени развитие сельских территорий в целом соответствует заданным параметрам устойчивого развития на региональном и государственном уровне, какова эффективность и результативность применяемых мер по достижению целевых индикаторов (Волошенко, Волошенко, 2011).
Таким образом, стратегия устойчивого развития является важным управленческим инструментом, который создается на основе всесторонних научных исследований конкретного региона. Сельские территории в России, Беларуси и других постсоветских республиках находятся в транзитивном состоянии, отличаются, как правило, низким уровнем социально-экономического развития, сложной демографической ситуацией и снижением человеческого потенциала, что представляет собой угрозу для будущего сельских сообществ. Разработка стратегий устойчивого развития должна внести вклад в улучшение ситуации в сельских территориях, расширить полномочия местной власти, реализовать на практике инновационные концепции территориального развития.
Библиографический список
1. Волошенко, Е. В., Волошенко, К. Ю. (2011). Индикаторы устойчивого развития сельских территорий: региональное измерение. Вестник Российского государственного
университета им. И. Канта, 1, 117-124.
2. Миренкова, Г. В. (2011). Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. Горки: БГСХА.
3. Новикова, И. И., Медков, А. Л. (2011). Комплексное исследование устойчивого развития сельских территорий. Труды вольного экономического общества России, 151, 403-427.
4. Смирнова, Р. А. (2012). Сельские регионы как объект социологического исследования. Социологический альманах, 3, 290-302.
5. Струк, Е. Н. (2011). Особенности проявления социальных пределов инновационного общества. Общество. Среда. Развитие, 1, 122-126.
6. Шерстобитова, Г. И. (2012). Концептуальные основы устойчивого развития сельских территорий региона. Вестник СамГУ, 7 (98), 143-146
7. EU by topic. Agriculture. Режим доступа: http://europa.eu/pol/agr/index_en.htm.
Статья поступила в редакцию 17.11.2016.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY — CONDITION FOR SUCCESSFUL MANAGEMENT OF COUNTRYSIDE
Blokhin V N.
Blokhin Viktor Nikolaevich, Belarusian State Academy of Agriculture, 213407, Belarus, Gorki, Mogilev region, str. Michurina, 5. E-mail: [email protected]
The article examines the value of management in transition of countryside to sustainable development. A special role in this is elaboration a sustainable development strategy which takes into account specific characteristics of countryside. In 2016, the author participated as an expert in the international project "Expanding economic opportunities in rural Belarus". The aim of the project was to develop a strategy for sustainable development of countryside and their subsequent transition to sustainable socio-economic dynamics. Creating a strategy of sustainable development is an important management tool, as it allows to assess the socio-economic, environmental, demographic conditions of a particular territory, identify the strengths and weaknesses of the local communities, take management decisions to determine the local territorial development priorities.
Key words: sustainable development, management, strategy, countryside, opportunities, problems.
References
1. Voloshenko, E. V., Voloshenko, K. YU. (2011). Indikatoryi ustoychivogo razvitiya selskih territoriy: regionalnoe izmerenie [Indicators of sustainable development of countryside: the regional dimension]. VestnikRossiyskogogosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta [Herald of the Russian State University of Immanuel Kant], 1, 117-124.
2. Mirenkova, G. V. (2011). Ustoychivoe razvitie selskih territoriy: teoriya, metodologiya, praktika [Sustainable development of countryside: the theory, methodology, practice]. Gorki: BGSHA.
3. Novikova, I. I., Medkov, A. L. (2011). Kompleksnoe issledovanie ustoychivogo razvitiya selskih territoriy [A comprehensive study of sustainable development of countryside]. Trudy volnogo ekonomicheskogo obschestva Rossii [Works of the Free Economic Society of Russia], 151, 403-427.
4. Smirnova, R. A. (2012). Selskie regionyi kak ob'ekt sotsiologicheskogo issledovaniya [Rural areas as an object of sociological research]. Sotsiologicheskiy almanah [Sociological Almanac], 3, 290-302.
5. Struk, E. N. (2011). Osobennosti proyavleniya sotsialnyih predelov innovatsionnogo ob-schestva [Peculiarities of social limits of innovation society]. Obschestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development], 1, 122-126.
6. Sherstobitova, G. I. (2012). Kontseptualnyie osnovyi ustoychivogo razvitiya selskih ter-ritoriy regiona [Conceptual foundations of sustainable development of countryside in the region]. VestnikSamGu [Vestnik of SSU], 7 (98), 143-146.
7. EU by topic. Agriculture. Retrieved from http://europa.eu/pol/agr/index_en.htm