Научная статья на тему 'Стратегия устойчивого развития региона: экономическое содержание и подходы к разработке'

Стратегия устойчивого развития региона: экономическое содержание и подходы к разработке Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1306
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / БАЗОВЫЕ И ЧАСТНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вдовин С.М., Гуськова Н.Д., Краковская И.Н.

В статье рассматриваются общие принципы и особенности формирования стратегии устойчивого развития региона в зависимости от его географического положения, экологической, демографической и социальной напряженности, накопленного экономического потенциала и эффективности его использования. Предлагается методический подход к выбору базисной стратегии развития региона и ее детализации в форме частных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия устойчивого развития региона: экономическое содержание и подходы к разработке»

43 (232) - 2013

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.142:332.145:338.242.4

стратегия устойчивого

развития региона:

экономическое содержание и подходы к разработке*

С. М. вдовин,

кандидат экономических наук,

профессор кафедры менеджмента,

ректор Мордовского государственного университета

им. Н. П. Огарёва

E-mail: rector@mrsu.ru

Н. д. ГУСьКОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента E-mail: econauka@yandex.ru

И. Н. КРАКОВСКАЯ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики и логистики

E-mail: econauka@yandex.ru

Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва

В статье рассматриваются общие принципы и особенности формирования стратегии устойчивого развития региона в зависимости от его географического положения, экологической, демографической и социальной напряженности, накопленного экономического потенциала и эффективности его использования. Предлагается методический подход к выбору базисной стратегии развития региона и ее детализации в форме частных стратегий.

Ключевые слова: устойчивое развитие, регион, базовые и частные стратегии, экономический потенциал, экологическая напряженность.

* Публикуется при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания (проект 6.6282.2011 «Разработка стратегии устойчивого развития социально-экономической системы и механизмов ее реализации»).

Устойчивое развитие территории - развитие, направленное на обеспечение жизнедеятельности населения и сохранение природной среды. Важнейшим критерием устойчивого развития является достижение стратегического баланса между деятельностью человека и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы. При этом не всегда следует исходить из принципа экономической эффективности. Стратегия устойчивого развития отличается от стратегии экономического роста прежде всего тем, что цивилизация не должна разрушать окружающую природу, а напротив, должна «вписываться» в биосферу, учитывать законы ее развития и вытекающие из них ограничения и запреты. Переход к устойчивому развитию предполагает соблюдение принципа упреждения (предосторожности). Этот принцип является конкретным выражением необхо-

- 21

димости опережающих действий по таким глобальным проблемам, как экономическая и экологическая безопасность, обеспечение естественного прироста и здоровья населения [3, с. 10-12].

Устойчивое развитие России в целом возможно лишь при гармоничном развитии всех ее регионов и сбалансированности межрегиональных отношений. Стратегии устойчивого развития субъектов Федерации призваны определять их долгосрочное развитие в рамках общей стратегии устойчивого развития России, направленной на повышение уровня и качества жизни населения на основе перевода экономики на инновационный тип развития без ущерба для окружающей среды.

Переход к устойчивому развитию должен иметь эволюционный характер, осуществляться поэтапно. На первом этапе устойчивого развития России необходимо решить задачи по преодолению кризисных явлений в социальной сфере. Кроме того, необходимо сформировать предпосылки для перехода страны к стабилизации социально-экономических и экологических процессов, наращиванию интеллектуального потенциала, созданию высокотехнологических производств и современной инфраструктуры.

На втором этапе (в среднесрочной перспективе) будут решаться задачи, связанные с обеспечением динамичного социально-экономического развития регионов на основе эффективного использования их производственного потенциала и преимуществ, обусловленных вступлением России в ВТО.

На третьем этапе реализации стратегии устойчивого развития необходимо акцентировать внимание на гармонизации взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе и в стране за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы, переноса акцента с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные, осознания необходимости рационального потребления.

Стратегия устойчивого развития должна реали-зовываться с учетом особенностей регионов России. В отдельных регионах, городах и субъектах Федерации темпы и сроки преобразований могут быть различными. Особенности устойчивого развития объективно обусловлены тем, что цели и условия социально-экономических преобразований, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды неразрывно связаны с определенной терри-

торией, для которой характерны специфические природно-климатические и ресурсные условия, сложившаяся система расселения, традиции и национально-культурная специфика. По площади территорий и численности населения, объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, среднедушевым реальным доходам субъекты Федерации значительно отличаются друг от друга, что предопределяет дифференциацию регионов по располагаемому экономическому потенциалу, уровню и качеству жизни населения.

В связи с этим не может быть разработана универсальная стратегия устойчивого социально-экономического развития для всех регионов. При единой методологической основе и глобальных критериях конкретные механизмы достижения целей устойчивого развития в каждом регионе (или, по крайней мере, в каждом типе регионов) должны иметь существенные отличия, учитывающие его специфику. Следовательно, каждому региону необходимо разработать в рамках общей стратегии устойчивого развития страны свою собственную стратегию устойчивого развития.

Формирование стратегии устойчивого развития региона предусматривает выбор базисной и частных стратегий. Базисная стратегия определяет направления развития региона в рамках его миссии и находит свое воплощение в реальной практике, в разработанных комплексных программах социально-экономического развития. Частные стратегии выбираются в рамках базисной стратегии и отражают приоритетные направления развития региона: стратегии развития приоритетных видов деятельности и производств, функциональные стратегии, стратегии развития территориальных единиц в рамках региона (рис. 1).

При разработке базисной стратегии необходимо учитывать ряд факторов, характерных для большинства регионов.

1. Географическое положение региона. Российская Федерация экономически и геополитически соприкасается с крупнейшими мировыми социально-культурными системами. Различные субъекты Федерации испытывают в связи с этим разные внешние притяжения. Так, регионы Европейской части России и Урал экономически в большей степени ориентированы на Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной части Сибири главное пространство внешнеэкономического сотрудничества -это Азиатско-Тихоокеанский регион. Для российс-

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Базисная стратегия

Стратегии приоритетных направлений хозяйствования

ТЛ V

1. Высокотехнологичный сектор.

2. Добывающий сектор.

3. Агропромышленный сектор.

4. Туризм и рекреация.

5. Транспорт и коммуникации.

6. Другое

I

лг

У.

Функциональные стратегии

1. Стратегия социального развития.

2. Стратегия природопользования.

3. Стратегия модернизации производства и инфраструктуры.

4. Финансовая стратегия.

5. Стратегия внешнего взаимодействия.

6. Стратегия институционального развития

I

Стратегии развития территориальных единиц (районов и муниципальных образований)

I

Рис. 1. Взаимосвязь базисной и частных стратегий устойчивого развития региона

ких регионов, приближенных к южным границам -от Северного Кавказа до Восточной Сибири - это соседи по СНГ, страны мусульманского мира и континентальный Китай. Кроме того, регионы РФ значительно различаются и по природно-климатическим условиям.

2. Накопленный экономический потенциал и эффективность его использования. По данному критерию регионы разделяются на регионы-доноры и дотационные регионы. Более развернутая классификация подразделяет российские регионы на развитые и проблемные [1, с. 8-14; 3, с. 102-103]. В группе развитых регионов выделяются регионы-лидеры и «промышленные» регионы, в числе проблемных регионов - кризисные, отсталые (или слаборазвитые) и собственно депрессивные (теряющие потенциал в условиях кризиса).

Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей в число регионов-лидеров входят такие регионы, которые осуществляют добычу нефти и газа: Тюменская область, Сахалин, Татарстан и Башкортостан.

Промышленные регионы разделяют на две подгруппы. Для первой - Красноярский край, почти все

регионы Уральского федерального округа (Свердловская, Челябинская, Пермская, Томская области) и некоторые регионы европейского Севера (Вологодская область, Республика Коми), а также Республика Саха (Якутия) - большую роль играет экспортный сектор экономики. Во вторую подгруппу входят те промышленные регионы, в которых все секторы экономики представлены более равномерно. Это Самарская, Нижегородская, Новосибирская и Ярославская области.

К кризисным

относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чеченская Республика), экстремальных спадов производства и уровня жизни.

Группу слаборазвитых регионов составляют субъекты РФ, экономический потенциал которых в силу объективных экономических и исторических причин значительно ниже среднероссийских показателей. Их экономика находится в состоянии длительного застоя при низкой интенсивности хозяйственной деятельности и характеризуется ма-лодиверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитыми инфраструктурой и социальной сферой. К ним относятся Псковская область, ряд республик Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Таймырский, Эвенкийский, Корякский автономные округа, Республика Тыва, Читинская область и другие районы. Развитие этих регионов зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета.

К депрессивным регионам России, экономика которых характеризуется глубоким спадом или невысокими показателями экономической актив-

ности, резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, развитых аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов (Ивановская, Тульская, Брянская, Костромская области, Республика Удмуртия и др.). Для большинства них выход на траекторию подъема и устойчивого развития может быть обеспечен путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) обозначены два типа зон опережающего экономического роста в РФ: сформировавшиеся зоны, определившие региональное развитие России до 2012 г., и перспективные зоны, которые смогут внести существенный вклад в данное развитие после 2012 г. [2, с. 164-165]. К первым относятся: 1) крупнейшие (в том числе столичные) агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций; 2) крупные города -центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств; 3) территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка; 4) порты европейской части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки; 5) территории Юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью и уникальными рекреационными ресурсами.

Перспективные зоны опережающего экономического роста это: 1) агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и Среднего Урала, на территории которых развиваются научные и образовательные центры и сосредоточены достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные сектора, а также сырьевые и перерабатывающие производства; 2) города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, а также порты Севера и Дальнего Востока; 3) новые центры освоения и переработки природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; 4) туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.

Для каждой группы регионов в Концепции обозначены приоритетные направления развития. Экономическое развитие Приволжского федерального округа будет опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и расширение сектора современных услуг. В долгосрочной перспективе будут развиваться межрегиональное разделение труда и кооперация с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и крупных центров Поволжья.

3. Экологическая напряженность. В зависимости от состояния и степени изменения природной среды выделяют семь ступеней (рангов) экологической напряженности (см. таблицу) [3, с. 39-42]. В регионах с низкой или очень низкой степенью экологической напряженности (1-й и 2-й ранги) хозяйственная емкость экосистем практически сохранена полностью и согласно Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию хозяйственное освоение новых территорий здесь нецелесообразно, поскольку сохранившиеся на них экологические ресурсы представляют собой бесценный резерв для восстановления биосферы.

В регионах с относительно низкой степенью экологической напряженности (3-й ранг) возможны дальнейшее наращивание производства, частичное хозяйственное освоение новых территорий вне системы особо охраняемых природных территорий.

В регионах со средней степенью экологической напряженности (4-й ранг) хозяйственная емкость экосистем относительно сохранена. В них нет необходимости осуществлять структурные преобразования.

В регионах с относительно высокой экологической напряженностью (5-й ранг) хозяйственная емкость экосистем исчерпана в значительной степени. В них необходимо осуществить частичное изменение структуры хозяйства за счет внедрения новых технологий, строительства очистных сооружений, восстановления и рекультивации ландшафтов.

В регионах с очень высокой экологической напряженностью (7-й ранг) на значительной части их территорий уже превышены возможные пределы хозяйственной емкости экосистем, а в регионах с высокой экологической напряженностью (6-й ранг) эти емкости пока лишь исчерпаны. Дальнейшее наращивание производства здесь при существующем уровне технологий и структуре хозяйства приведет

Районирование территории Российской Федерации по уровню экологической напряженности

Номер ранга Наименование ранга Перечень районов Наличие экологических проблем Использование хозяйственной емкости экосистем

1 Районы с очень низкой экологической напряженностью Лено-Оленекский, Яно-Инди-гирский, Хатанго-Анабарский, Горноалтайский, Горносаянский, Северотаймырский, Джунгарский, Нижнеколымский, Корякско-Омолонский Экологические проблемы отсутствуют Хозяйственная емкость экосистем сохранена практически полностью. Хозяйственное освоение новых территорий нецелесообразно (резерв для восстановления биосферы)

2 Районы с низкой экологической напряженностью Новоземельский, Восточноколь-ский, Среднесибирский, Витимс-кий, Верхнеколымский, Охотский, Курило-Камчатский Экологические проблемы отсутствуют Хозяйственная емкость экосистем сохранена практически полностью. Хозяйственное освоение новых территорий нецелесообразно (резерв для восстановления биосферы)

3 Районы с относительно низкой экологической напряженностью Полярноуральский, Пинежский, Североуральский, Ямало-Тазовс-кий, Олекминский, Сихоте-Алинс-кий, Чукотский Экологические проблемы отсутствуют Хозяйственная емкость экосистем сохранена в значительной степени. Возможно дальнейшее наращивание производства вне особо охраняемых природных территорий

4 Районы со средней экологической напряженностью Онего-Кубенский, Мезеньско-Пе-чорский, Унженский, Тувинский, Северобайкальский, Южноякутский, Приамурский, Сахалинский Преобладают площади с умеренно острыми экологическими ситуациями Хозяйственная емкость экосистем относительно сохранена. Нет необходимости осуществлять структурные преобразования

5 Районы с относительно высокой экологической напряженностью Карельский, Северодвинский, Вычегодский, Вятский, Приир-тышский, Центральноалтайский, Среднеобский, Среднеангарский, Центральноякутский, Забайкальский, Калининградский Преобладают площади с умеренно острыми экологическими ситуациями Показатели использования хозяйственной емкости экосистем стремятся к предельным значениям. Необходимо осуществить частичное изменение структуры хозяйства

6 Районы с высокой экологической напряженностью Западно-Кольский, Приладожский, Северокавказский, Прикаспийский, Прибайкальский, Хабаровско-Ком-сомольский Характерно почти равное соотношение территорий с острыми и умеренно острыми экологическими ситуациями Показатели использования хозяйственной емкости экосистем достигли предельных значений. Наращивание производства при существующем уровне технологий и структуре хозяйства нецелесообразно

7 Районы с очень высокой экологической напряженностью Среднерусский, Поволжский, Нижнедонской, Западно-Уральский, Среднеуральский, Южно-Уральский, Предсаянский, Норильский Преобладают площади с острыми и очень острыми ситуациями На значительной части территории уже превышен возможный предел использования хозяйственной емкости экосистем

к полной деградации природных комплексов, истощению ресурсной базы, формированию стойких очагов заболеваний населения.

4. Сложившаяся демографическая и социальная ситуация в регионе, состояние и динамика развития человеческого потенциала. Регионы РФ классифицируются с позиции демографической ситуации на регионы с естественным и миграционным приростом населения, регионы с естественной и миграционной убылью населения.

Классификация с точки зрения социальных факторов осуществляется на регионы относительной бедности или обеспеченности (которые оцениваются, в частности, по ВРП и среднемесячному располагаемому денежному доходу на душу населения в сравнении со средними российскими показателями).

Совокупное влияние рассмотренных выше факторов может быть выражено показателями инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, соотношение которых характеризует поло- 25

жение региона в рейтинге инвестиционном привлекательности «Эксперт РА». В указанном рейтинге выделены 13 групп регионов:

1) 1А (максимальный потенциал - минимальный риск);

2) 2А (средний потенциал - минимальный риск);

3) 3А1 (пониженный потенциал - минимальный риск);

4) 3А2 (незначительный потенциал - минимальный риск);

5) 1В (высокий потенциал - умеренный риск);

6) 2В (средний потенциал - умеренный риск);

7) 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск);

8) 3В2 (незначительный потенциал - умеренный риск);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) 1С (максимальный потенциал - высокий риск);

10) 2С (средний потенциал - высокий риск);

11) 3С1 (пониженный потенциал - высокий риск);

12) 3С2 (незначительный потенциал - высокий риск);

13) 3D (низкий потенциал - экстремальный риск). Большое значение для выбора базисной стратегии имеют тип экономического потенциала и тип действующей экономической системы региона -ресурсный, инвестиционный, инновационный, а также степень диверсификации существующих и потенциальных конкурентных преимуществ. Возможные варианты базисных стратегий устойчивого развития региона представлены на рис. 2. На основе выбранной базисной стратегии осуществляется разработка частных стратегий.

Хозяйственные системы регионов и территориальных сообществ внутри них объективно формируются вокруг секторов экономики (видов экономической деятельности), на которых специализируются регионы в общероссийской системе территори-

ального разделения труда. Специализация выгодна каждому из регионов и локальных сообществ. Она позволяет им сконцентрировать свои ресурсы и усилия на развитии производств, наиболее эффективных в данных региональных и локальных условиях, повышая тем самым эффективность экономики региона, способствуя укреплению регионального и местного бюджетов и расширению возможностей в решении проблем устойчивого развития.

При разработке стратегий приоритетных направлений хозяйствования необходимо помимо специализации региона учитывать потребность в его комплексном развитии, диверсифицирующем отраслевую структуру региона, что обеспечит его устойчивость к изменениям рыночной конъюнктуры. Комплексное развитие региона позволяет обеспечить более рациональное использование сырья, уменьшить долю отходов, решить экологические проблемы.

При разработке функциональных стратегий устойчивого развития региона (стратегии природопользования, модернизации производства и инфраструктуры, социального развития, институционального развития, внешнего взаимодействия) необходимо решить следующие задачи:

1) развитие природно-сберегающих и безотходных производств;

2) создание региональной инфраструктуры, предназначенной для решения экономических, социальных и экологических проблем;

«в 3

у £

£ о

с §

£

со о ю ■о

¡3

¡5

3

*о о о о с о

т

i

I м

ш £ & §

з М

| I

3 I

& §

Стратегия переориентации (изменение специализации) Стратегия конгломератной диверсификации (новые направления специализации)

СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО РОСТА (межрегиональное сотрудничество)

Стратегия концентрированного роста (углубление специализации) Стратегия горизонтальной диверсификации (инновации по направлениям традиционной специализации)

Стратегия ограниченного роста Стратегия центрированной диверсификации (экстенсивный рост по нескольким направлениям традиционной специализации)

Однопрофильный, природно-ресурсный

Многопрофильный, инвестиционно-инновационный

Тип экономического потенциала региона

Рис. 2. Варианты базисных стратегий устойчивого развития региона

3) повышение уровня и качества жизни населения региона и наращивание среднего класса. Переход к устойчивому развитию - долговременный процесс, затрагивающий фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития каждого региона.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (далее -Стратегия) рассматриваются три сценария развития региона: 1) капитализация активов и рыночная реструктуризация (базовый сценарий); 2) «локальное технологическое лидерство»; 3) смена специализации [4, с. 2-3]. В качестве приоритетных направлений экономического, социального и пространственного развития Республики Мордовия обозначены:

• развитие современной производственной, транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной, финансовой инфраструктуры, институтов работы с инвесторами, малого бизнеса;

• реформирование рынка труда;

• развитие пространственной организации региона (в том числе формирование нового опорного каркаса расселения);

• сохранение демографического и социального капитала республики (реализация активной демографической политики, повышение уровня социального обслуживания населения, улучшение условий проживания, в том числе повышение экологической устойчивости территории).

Стратегия предусматривает также совершенствование механизма разработки и реализации республиканских целевых программ, развитие частно-государственного партнерства, повышение эффективности предоставления финансовой поддержки предприятиям республики, повышение качества бюджетного управления и создание финансовых стимулов для развития муниципальных образований.

Таким образом, стратегия развития республики является комплексной, отражает основные положения стратегий развития приоритетных направлений хозяйствования и функциональных стратегий, создает предпосылки для их детализации на уровне муниципалитетов.

Список литературы

1. Григорьев Л. М. Синтетическая классификация регионов: основа региональной политики / Л. М. Григорьев, Ю. В. Урожаева, Д. С. Иванов. URL: http://grigorev.viperson.m/wmd.php?ro=642288 &soch=1.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А. М. Шелехова. М., 2002.

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года: утверждена законом Республики Мордовия от 01.10.2008 № 94-З.

Публикация годовой и квартальной отчетности ^ / В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс (495) 989-9610, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.