Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / социально-экономическое развитие / региональная экономика / экономическое неравенство / человеческий капитал / инвестиции / стратегия социально-экономического развития / sustainable development / socio-economic development / regional economy / economic inequality / human capital / investment / socio-economic development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чофу А. Г.

Актуальность темы. Устойчивое развитие экономики регионов является одной из приоритетных задач для Российской Федерации. В условиях глобальных вызовов, таких как изменение климата, демографические изменения и трансформация технологий, стратегия устойчивого развития становится необходимой для обеспечения экономической стабильности, социального благополучия и защиты окружающей среды. Данная статья посвящена стратегиям и аспектам устойчивого развития экономики регионов России. Цель. Рассмотреть ключевые аспекты и перспективы устойчивого развития экономики регионов России. Методология. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщения, историко-ретроспективный анализ, анализ информативно-аналитических материалов, касающихся поставленных в исследовании задач. Результаты и выводы. Для достижения устойчивого развития регионов необходимо разрабатывать и внедрять законы и политику, которые будут способствовать созданию устойчивой и интегрированной системы развития. Это требует вовлечения всех заинтересованных сторон государственных органов, бизнеса, гражданского общества и населения. Только объединенные усилия всех субъектов позволят достичь устойчивого и гармоничного развития регионов России. Область применения. Стратегия устойчивого развития экономики регионов России является неотъемлемой частью стремления к устойчивому развитию национального уровня. Она должна учитывать особенности региона, его ресурсный потенциал, социально-экономическую ситуацию и другие факторы, которые могут влиять на достижение целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN REGIONS: KEY ASPECTS AND PROSPECTS

Relevance of the topic. Sustainable development of regional economies is one of the priorities for the Russian Federation. In the face of global challenges such as climate change, demographic changes and technological transformation, a sustainable development strategy becomes necessary to ensure economic stability, social well-being and environmental protection. This article is devoted to strategies and aspects of sustainable development of the economies of Russian regions. Goal. Consider key aspects and prospects for sustainable development of the economies of Russian regions. Methodology. The following research tools were used: generalization method, historical-retrospective analysis, analysis of information and analytical materials related to the tasks posed in the study. Results and conclusions. To achieve sustainable regional development, it is necessary to develop and implement laws and policies that will contribute to the creation of a sustainable and integrated development system. This requires the involvement of all stakeholders government agencies, business, civil society and the population. Only the combined efforts of all subjects will allow us to achieve sustainable and harmonious development of Russian regions. Scope of application. The strategy for sustainable economic development of Russia's regions is an integral part of the desire for sustainable development at the national level. It should consider the characteristics of the region, its resource potential, socio-economic situation and other factors that may influence the achievement of goals.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

6. Kowalska-Pyzalska A. Do consumers want to pay for green electricity? A case study from Poland [Text] / A. Kowalska-Pyzalska // Sustainability (Switzerland). — 2019. — No. 5 (11). — P. 1310.

y^K 332.14

7. Stigka E. K. Social acceptance of renewable energy sources: A review of contingent valuation applications [Text] /E. K. Stigka, J. A. Paravantis, G. K. Mihalakakou // Renewable and Sustainable Energy Reviews. — 2014. — No. 32. — P. 100—106.

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Коды JEL: R11

Чофу А. Г., аспирант, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова), г. Москва, Россия

E-mail: sibirskaya_71@mail.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 26.09.2023. Принята к публикации 11.10.2023

Аннотация.

Актуальность темы. Устойчивое развитие экономики регионов является одной из приоритетных задач для Российской Федерации. В условиях глобальных вызовов, таких как изменение климата, демографические изменения и трансформация технологий, стратегия устойчивого развития становится необходимой для обеспечения экономической стабильности, социального благополучия и защиты окружающей среды. Данная статья посвящена стратегиям и аспектам устойчивого развития экономики регионов России.

Цель. Рассмотреть ключевые аспекты и перспективы устойчивого развития экономики регионов России.

Методология. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщении, историко^ретроспективный анализ, анализ информативно-аналитических материалов, касающихся поставленных в исследовании задач.

Результаты и выводы. Для достижения устойчивого развития регионов необходимо разрабатывать и внедрять законы и политику, которые будут способствовать созданию устойчивой и интегрированной системы развития. Это требует вовлечения всех заинтересованных сторон - государственных органов, бизнеса, гражданского общества и населения. Только объединенные усилия всех субъектов позволят достичь устойчивого и гармоничного развития регионов России.

Область применения. Стратегия устойчивого развития экономики регионов России является неотъемлемой частью стремления к устойчивому развитию национального уровня. Она должна учитывать особенности региона, его ресурсный потенциал, социально-экономическую ситуацию и другие факторы, которые могут влиять на достижение целей.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-экономическое развитие, региональная экономика, экономическое неравенство, человеческий капитал, инвестиции, стратегия социально-экономического развития.

UDC 332.14

STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN REGIONS: KEY ASPECTS AND PROSPECTS

JEL Codes: Rll

Chofu A. G., postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

E-mail: sibirskaya_71@mail.ru; SPIN-code: missing

Annotation.

Relevance of the topic. Sustainable development of regional economies is one of the priorities for the Russian Federation. In the face of global challenges such as climate change, demographic changes and

technological transformation, a sustainable development strategy becomes necessary to ensure economic stability, social well-being and environmental protection. This article is devoted to strategies and aspects of sustainable development of the economies of Russian regions.

Goal. Consider key aspects and prospects for sustainable development of the economies of Russian regions.

Methodology. The following research tools were used: generalization method, historical-retrospective analysis, analysis of information and analytical materials related to the tasks posed in the study.

Results and conclusions. To achieve sustainable regional development, it is necessary to develop and implement laws and policies that will contribute to the creation of a sustainable and integrated development system. This requires the involvement of all stakeholders - government agencies, business, civil society and the population. Only the combined efforts of all subjects will allow us to achieve sustainable and harmonious development of Russian regions.

Scope of application. The strategy for sustainable economic development of Russia's regions is an integral part of the desire for sustainable development at the national level. It should consider the characteristics of the region, its resource potential, socio-economic situation and other factors that may influence the achievement of goals.

Keywords: sustainable development, socio-economic development, regional economy, economic inequality, human capital, investment, socio-economic development strategy.

Введение

Оценка устойчивого развития регионов Российской Федерации крайне важна для выявления проблем, с которыми они сталкиваются. В разных регионах наблюдается неравенство в уровне доходов и уровне жизни населения, что требует перераспределения доходов и помощь хозяйствующим субъектам для достижения устойчивого развития [1, с. 159]. Такая неоднородность развития обусловлена отличиями в отраслевой структуре ВРП и вызывает социальное напряжение, что влияет на устойчивость экономики и ее способность справляться с возможными кризисами. Неравномерность развития регионов объясняется и объективными факторами, такими как климат, природные ресурсы и специализация регионов, и субъективными факторами, такими как правильность и эффективность распределения федеральных ресурсов между регионами и качество управления регионами на местах [2, с. 125].

В приоритете деятельности органов региональной власти стоит социально-экономическое развитие. Не следует путать развитие с изменениями, прогресс — это стремление к лучшему. В своих работах А. И. Гаврилова отмечает, что социально-экономическое развитие — «это многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей» [3, с. 11].

Одновременно с этим, важно учитывать специфику каждого региона, его потенциал и преимущества, чтобы оптимально использовать имеющиеся ресурсы. Для этого необходимо разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на развитие экономики, соци-

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-62-3-52-57

альной инфраструктуры, образования и здравоохранения. Кроме того, необходимо обеспечить доступность и качество услуг для жителей всех регионов и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития предпринимательства. В целом, только сбалансированное развитие всех регионов может обеспечить устойчивое и процветающее будущее для страны.

Особенности разработки стратегий социально-экономического развития на региональном уровне

Существует ряд барьеров, препятствующих социально-экономическому развитию регионов. Неравномерное развитие экономики России ставит под угрозу ее устойчивость. Регионы с низким уровнем ВВП испытывают серьезные трудности, сталкиваются с дефицитом бюджета и зависят от федеральных трансфертов. Они нуждаются в продуктивных инвестициях, развитии малых и средних предприятий, поддержке агрокультурного сектора. Правительство должно разработать комплексные меры поддержки регионального развития, чтобы достичь сбалансированного роста экономики страны в целом. [5, с. 254].

Согласно приказу Минфина России от 11 ноября 2020 г. № 1030, утвержден перечень регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2020 году (приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 1032) [9]. Таким образом, в 2020 году 72 субъекта Российской Федерации остаются дотационными. Всего лишь 13 из 85 субъектов нашей страны (Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Не-

нецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

По прогнозам Министерства финансов Российской Федерации, количество регионов, которые не получают дополнительное финансирование для уравнивания своего бюджета, должно увеличиваться. Однако, в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, этот рост недостаточно значителен.

Неравенство между экономическими регионами обусловлено многими факторами, включая природно-климатические и исторические условия. Это неравенство в свою очередь приводит к социальным неравенствам между регионами и усугубляет проблемы в развитии человеческого капитала.

Говоря об устойчивом развитии экономики России, невозможно не упомянуть некоторые аспекты, способствующие повышению социально-экономического благосостояния регионов. К таким аспектам можно отнести переход к инновационной экономике, развитие человеческого капитала, развитие экологически устойчивых отраслей, привлечения инвестиций в малый и средний бизнес.

Развитие экономики на основе инноваций. Один из основных аспектов стратегии устойчивого развития — это переход к инновационной экономике. Регионы должны развивать и поддерживать инновационные кластеры, научные исследования и разработки, а также содействовать коммерциализации научных достижений. Инновации способны увеличить производительность, привлечь инвестиции и создать новые рабочие места, способствуя экономическому росту регионов.

Развитие человеческого капитала. Устойчивое развитие невозможно без развития человеческого капитала. Человеческий капитал включает в себя знания, навыки и опыт работников, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей, играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности страны, позволяет создавать новые продукты и услуги, улучшать качество продукции, повышать эффективность и снижать затраты на производство, способствует развитию инноваций и обеспечению экономической безопасности государства.

Регионы должны инвестировать в образование, профессиональную подготовку и развитие навыков своих жителей. Создание доступной и качественной системы образования, а также поддержка непрерывного обучения являются важными компонентами стратегии устойчивого развития.

Развитие экологически устойчивых отраслей. Охрана окружающей среды и развитие эко-

логически устойчивых отраслей играют ключевую роль в стратегии устойчивого развития. Регионы должны стимулировать развитие возобновляемых источников энергии, снижение выбросов парниковых газов, энергоэффективность и переработку отходов. Развитие экологических технологий и инфраструктуры способствует экономическому росту и улучшению качества жизни в регионах.

Привлечение инвестиций и развитие малого и среднего бизнеса. Одним из условий успешного развития экономики в регионах является привлечение инвестиций. Регионы должны делать всё возможное для развития малого и среднего бизнеса: создавать благоприятные условия, сокращать бюрократические барьеры. Для этого им нужно предоставлять налоговые льготы, а также инфраструктуру, которая способствует развитию данного сектора экономики. Это способствует созданию новых рабочих мест, разнообразию экономики и улучшению жизненного уровня населения [7, с. 462].

Важной задачей для устойчивости региона является развитие туристического потенциала региона, который может стать важным источником доходов, способствовать развитию инфраструктуры, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. При этом необходимо учитывать экологические аспекты туризма и заботиться об сохранении культурного и природного наследия региона.

Таким образом, путем развития инноваций, человеческого капитала, экологически устойчивых отраслей, а также привлечения инвестиций и поддержки малого и среднего бизнеса регионы могут достичь экономической стабильности, социального прогресса и защиты окружающей среды.

Для успешного обеспечения устойчивого развития экономических систем региона необходима разработка и реализация стратегии, ориентированной на достижение конкретных целей. Так, стратегия устойчивого развития экономики регионов России является неотъемлемой частью стремления к устойчивому развитию национального уровня. Такая стратегия должна учитывать особенности региона, его ресурсный потенциал, социально-экономическую ситуацию и другие факторы, которые могут влиять на достижение целей.

Важной составляющей таких инструментов является учет особенностей и потенциала каждого региона, чтобы разработать наиболее эффективные меры поддержки и стимулирования развития его отраслей экономики. Это также позволит достичь баланса между развитием центральных и отдаленных регионов. Важную роль играет взаимодействие государственных

органов, бизнеса и научно-нсследовательскнх институтов при разработке и реализации мер по развитию региональной экономики. Принятие обоснованных и обусловленных экономическим потенциалом регионов решений позволит достигнуть устойчивого развития экономики страны в целом.

Разработанная на региональном уровне Стратегия социально-экономического развития представляет собой главный документ стратегического планирования, [8]. Рисунок демонстрирует информацию о сроках завершения реализации существующих региональных стратегий социально-экономического развития.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

46

19

13

2 2

2024

2025

2026

2030

2035

Рис. Информация о количестве стратегий социально-экономического развития регионов России (с распределением по годам завершения реализации) Источник: составлено автором.

Исходя из данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод о различии подходов к взаимодействию между периодом реализации национальных целей развития и региональным стратегическим планированием.

Такая дезорганизованность и различия в подходах к утверждению стратегий социально-экономического развития могут привести к непредсказуемым результатам и затруднить достижение общих целей развития страны. Для эффективной работы и синхронности развития необходимо установить единые стандарты н процедуры утверждения стратегий на региональном уровне. Также следует обеспечить координацию между федеральными и региональными стратегиями, чтобы они были взаимосвязаны и нацелены на достижение общих целей развития. Принятие таких мер позволит улучшить эффективность системы планирования; и управления на региональном уровне, а также способствовать более устойчивому и сбалансированному развитию страны в целом.

Некоторые регионы разрабатывают своп стратегические планы с учетом принципов устойчивого развития, включая экологическую, экономическую и социальную устойчивость. Они определяют приоритетные направления развития, уделяют внимание охране окружающей среды, эффективному использованию ресурсов н повышению качества жизни

населения. Такие планы могут быть реализованы через программы и проекты, направленные на экологическое строительство, создание энергосберегающих технологий, развитие малого н среднего предпринимательства, развитие социальной инфраструктуры и др. Реализация стратегий социально-экономического развития позволяет решать важные задачи, такие как создание благоприятных условий для предпринимательства, содействие социальной защите населения, модернизация инфраструктуры н повышение качества жизни жителей региона. Таким образом, стратегии социально-экономического развития играют ключевую роль в планировании и достижении устойчивого развития регионов.

Однако не все регионы активно применяют принципы устойчивого развития в своих стратегических планах. Некоторые сосредотачиваются на экономическом росте без учета потенциальных негативных воздействий на окружающую среду н общественное благо. Такой подход может привести к неравномерному развитию н усугубить проблемы в сфере экологии, здравоохранения, образования и других социальных сферах.

Выводы

Для достижения устойчивого развития регионов необходимо разрабатывать и внедрять

законы и политику, которые будут способствовать созданию устойчивой и интегрированной системы развития. Это требует вовлечения всех заинтересованных сторон — государственных органов, бизнеса, гражданского общества и населения. Только объединенные усилия всех субъектов позволят достичь устойчивого и гармоничного развития регионов России. Для успешного развития экономики необходимо не только просто применять эти механизмы, но и учитывать специфические особенности и потребности каждого региона. Необходимо разрабатывать и реализовывать экономические проекты, которые будут соответствовать потребностям регионального рынка, таким образом создавая новые рабочие места и способствуя развитию местного бизнеса. При этом важно учитывать социальные аспекты, направленные на улучшение качества жизни населения и обеспечение доступности услуг. Такой подход к управлению экономикой позволит обеспечить устойчивое развитие регионов и всей страны в целом.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асканова О. В. Региональная дифференциация и стратегия пространственного развития России / О. В. Асканова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 4—2. — С. 157—165.

2. Батракова Л. Г. Социально-экономическое неравенство регионов России / Л. Г. Батраков // Теоретическая экономика. — 2021. — № 10 (82). — С. 125—128.

3. Гаврилов А. И. Интеграционные процессы в современной экономике / А. И. Гаврилов // Ученые записки. — Нижний Новгород : Нижегородский институт управления — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2017. — С. 11—18.

4. Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования : учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушко-ва. — Москва : КноРус, 2018. — 254 с.

5. Михайлов М< В. Роль инфраструктуры как активного элемента обеспечения устойчивого развития современных экономических систем / М. В. Михайлов // Экономика и пред-

принимательство. — 2022. — № 3 (140). — С. 461—464.

6. Сибирская Е. В. Организация информационно-коммуникационного взаимодействия регионов в макрорегионе Российской Федерации / Е. В. Сибирская, Л. В. Овешнико-ва, И. Ю. Владыко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2023. — Т. 19, № 7 (424). — С. 1266—1290. — DOI 10.24891/ ni. 19.7.1266. — EDN ZECKGG.

7. Сибирская Е. В. Необходимость предприятий в инновациях / Е. В. Сибирская // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. — 2014. — № 1. — С. 78—88. — EDN RTKHTH.

8. Сибирская Е. В. Типология обеспечения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса / Е. В. Сибирская, Е. В. Симонова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2014. — № 4 (62). — С. 246—253. — EDN TFLAKT.

9. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Consultant, ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841/a43fcadc7cfl3c80842d7e3cfel51c223 2а1705е/ (дата обращения: 07.07.2023).

10. Мониторинг региональной экономики : учебное пособие / С. Ю. Евдокимов, И. Р. Ляпи-на, Е. В. Сибирская [и др.]. — Орел : ОрелГУ-ЭТ, 2019. — 108 с. — ISBN 978-5-98498-293-1. — EDN QBLJLM.

LITERATURE

1. Askanova О. V. Regional differentiation and strategy of spatial development of Russia / О. V. Askanova // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. — 2021. — No. 4—2. — Pp. 157—165.

2. Batrakova L. G. Socio-economic inequality of Russian regions / L. G. Batrakov // Theoretical Economics. — 2021. — No. 10 (82). — Pp. 125—128.

3. Gavrilov A. I. Integration processes in modern economics / A. I. Gavrilov // Scientific notes. — Nizhny Novgorod : Nizhny Novgorod Institute of Management — branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation», 2017. —P. 11—18.

4. Kurnyshev V. V. Regional economics. Fundamentals of theory and research methods : Textbook for universities / V. V. Kurnyshev, V. G. Glushkova. — Moscow : KnoRus, 2018. — 254 p.

5. Mikhailov Mi V. The role of infrastructure as an active element of ensuring the sustainable development of modern economic systems / M. V. Mikhailov //Economics andEntrepreneurship. 2022. — No. 3 (140). — P. 461—464.

6. Sibirskaya E. V. Organization of information and communication interaction between regions in the macroregion of the Russian Federation / E. V. Sibirskaya, L. V. Oveshnikova, I. Yu. Vladyko // National interests: priorities and security. — 2023. — T. 19, No. 7(424). — Pp. 1266—1290. — DOI 10.24891/ni. 19.7.1266. — EDN ZECKGG.

7. Sibirskaya E. V. The need for enterprises to innovate / E.V. Sibirskaya // Theoretical and applied issues of economics and the service sector. — 2014. — No. 1. — P. 78—88. — EDN RTKHTH.

8. Sibirskaya E. V. Typology of ensuring the competitiveness of small innovative and large businesses / E. V. Sibirskaya, E. V. Simonova // Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. — 2014. — No. 4 (62). — Pp. 246—253. — EDN TFLAKT.

9. "On Strategic Planning in the Russian Federation" : Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ (as amended on February 17, 2023) Consultant.ru. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/a43fcadc7cfl3c80842d7e3cfel51 c2232al705e/ (date of access: 07/07/2023).

10. Monitoring the regional economy : textbook / S. Yu. Evdokimov, I. R. Lyapina, E. V. Sibirskaya [and others], — Orel: OrelGUET, 2019. — 108 p. — ISBN 978-5-98498-293-1. — EDN QBLJLM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.