Е Ю. КЫТИН
Евгении Юрьевич КЫТПН — соискатель кафедры систем технологий и товароведения СПбГУЭФ.
В 1998 г. окончил Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ». Автор 8 публикаций.
Область научной специализации — логистика и управление цепями поставок.
^ ^ ^
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВКАМИ В СФЕРЕ СНАБЖЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ*
Одним из условий перехода отечественной экономики на инновационно-логистический путь развития является интенсификация процесса закрепления норм логистического менеджмента в регламентах корпоративного управления. Это требование обусловлено, по крайней мере, двумя положениями. Во-первых, корпорация (акционерное общество), концепция функционирования которой основывается на привлечении капитала путем продажи части предприятия многочисленным вкладчикам, является наиболее жизнеспособной организационно-экономической формой осуществления бизнеса [9]. Во-вторых, именно корпорации устанавливают институциональные правила, которые определяют процессные особенности межфирменного взаимодействия, в том числе логистического характера. Среди норм логистического корпоративного менеджмента, потребность в установке которых является наиболее актуальной, особо следует выделить правила разработки стратегии управления поставками в сфере снабжения. На практике установлению таких правил препятствует целый ряд обстоятельств: 1) объективная неопределенность оценки эффективности снабжения; 2) разобщенность отдельных подразделений корпорации, т. е. отсутствие логистического организационного и технологического единства; 3) неоднозначность решения дилеммы «централизация или децентрализация управления поставками» в сфере снабжения; 4) сложность строгого обоснования влияния логистических решений на обеспечение товарно-экономического равновесия в хозяйственной деятельности корпорации; 5) трудность идентификации логистических затрат [5; 6].
Корпоративный предпринимательский институт в России находится еще в стадии становления. О заинтересованности государства в решении этого вопроса, в частности, свидетельствует Национальная стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, одной из задач которой является создание условий для развития корпоративного предпринимательства за счет формирования массового розничного инвестора и обеспечения информационной прозрачности корпоративного менеджмента [10]. Среди отечественных корпораций особое место занимает ОАО «Газпром», которое оказывает существенное воздействие на развитие национальной экономики, что предопределяет весомость его влияния на ее переход в режим функционирования в инновационно-логистическом формате.
Официальная статистика отдельно не выделяет результаты участия ОАО «Газпром» во внедрении организационных инноваций, однако косвенным образом об этом свидетельствует рисунок, который характеризует логистическую активность предприятий, добывающих топливно-энергетические полезные ископаемые. Очевидно, что снижение такой активности в 2009 г. обусловлено мировым финансовым кризисом, который не обошел стороной и Россию. Здесь уместно отметить, что в 2010 г.
ГРНТИ 44.01.88 © Е.Ю. Кытин, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. С.А. Уварова.
Рис. Внедрение предприятиями, добывающими топливно-энергетические полезные ископаемые,
логистических инноваций [8]
удельный вес предприятии дайной отрасли, принимавших участие во внедрении логистических инноваций, почти на 40 % был меньше, чем в промышленности в целом. Последнюю оценку не следует рассматривать как недостаток внимания предприятий рассматриваемой отрасли к вопросам логистического менеджмента и управления цепями поставок.
30
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Во-первых, организация распределения продукции этих предприятий, в частности нефти и газа, является весьма специфичной, причем на первое место в ней выходит управление технологическими процессами. Главной областью приложения приемов и методов логистического менеджмента в этой отрасли, несомненно, является сфера материально-технического снабжения предприятий. Это означает, что число актуальных функциональных направлений такого менеджмента меньше, чем в иных отраслях, где, например, существует значительная потребность во внедрении логистических инноваций, поскольку готовая продукция обладает высокой стоимостью или скорость ее производства велика, вследствие чего она занимает очень много складского пространства. Во-вторых, ОАО «Газпром» является корпорацией с государственным участием. Организация закупок такими предприятиями хотя и не строго, но все же регламентируется Федеральным законом РФ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Кроме того, ожидается принятие Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который должен определить новые институциональные правила осуществления государственных закупок. Уместно заметить, что ОАО «Газпром» является субъектом естественной монополии, причем до принятия Федерального закона РФ № 223-ФЗ ему законодательно было рекомендовано осуществлять снабжение с учетом установленных правил размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд. Следует также отметить, что в отношении организации закупок для нужд ОАО «Газпром» действует ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007, который разработан на базе международного стандарта качества ISO, хотя он также носит рекомендательный характер [4].
Стратегия материально-технического снабжения корпорации, независимо от ее отраслевой принадлежности, должна отвечать приоритетам общей корпоративной стратегии [6]. И здесь уместно отметить, что миссия ОАО «Газпром» основывается на принципах устойчивого развития, которые нацелены на последовательное сбалансирование взаимоотношений корпорации со всеми стейкхолдерами, т. е. со всеми сторонами, заинтересованными во взаимодействиях с ней. Причем обеспечение такого развития напрямую связано с охраной окружающей среды. Дополнительно следует отметить, что эти принципы перекликаются с положениями менеджмента для достижения устойчивого успеха организации (ГОСТ Р ИСО 9004-2010), в соответствии с которыми результативная стратегия снабжения предприятия должна предусматривать: 1) постоянное отслеживание производственных потребностей
корпорации, конкурентной ситуации на рынке поставок, новых технологий производства продукции для нужд предприятия и др.; 2) прогнозирование и выявление производственных потребностей, повышение качества их специфицирования; 3) определение целей снабжения; 4) оценку вклада снабжения в корпоративное развитие; 5) обеспечение надежности поставок; 6) определение выходов логистических процессов, необходимых для удовлетворения производственных потребностей и ожиданий сторон, заинтересованных в организации поставок для производственных нужд; 7) разработку правил взаимодействия службы снабжения с другими функциональными подразделениями, предусматривающих недопущение или оперативное разрешение межфункциональных логистических конфликтов; 8) обоснование направлений развития материально-технической базы снабжения; 9) повышение качества стратегического планирования в сфере снабжения.
Самостоятельное место в стратегии снабжения занимает стратегия закупок, т. е. размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и предоставление услуг. Функциональными областями ответственности такой стратегии являются: 1) гарантия снабжения (обеспечение удовлетворения будущих производственных потребностей); 2) снижение непроизводительных логистических расходов на организацию поставок в сфере снабжения; 3) логистическая поддержка снабжения (обеспечение работоспособности службы снабжения за счет эффективного взаимодействия с поставщиками и применения логистических информационных технологий); 4) оперативное реагирование на изменения на рынке поставок; 5) обеспечение конкурентоспособности корпорации путем управления базой поставщиков [1; 2; 6].
В контексте государственного регулирования поставок в сфере снабжения ОАО «Газпром» обращают на себя внимание следующие моменты. Во-первых, Федеральный закон № 223-ФЭ, который устанавливает общие принципы закупок, в том числе для этой корпорации, не определяет весомость критериев оценки предложений поставщиков. В проекте ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» предполагается установить в размере 50 % сумму значимостей двух критериев: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ. Таким образом, остальные 50 % приходятся на следующие критерии: 1) сроки поставки товаров, завершения работ, предоставления услуг; 2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок; 3) условия гарантии в отношении объекта закупок; 4) квалификация участников процедур закупок. Никто не сомневается в первостепенности в сфере государственных закупок таких критериев, как цена контракта и «цена потребления» товаров. Главным оправданием подобной практики служит необходимость снижения бюджетных расходов и ухода от прецедентов, которые обусловливают коррупцию в этой области. Однако очевидно и то, что сроки поставки являются недооцененным критерием. В этой ситуации действующая рекомендация по применению субъектами будет носить дискуссионный характер.
Следует согласиться с выводом о том, что «процедура сбалансированного планирования поставок должна формироваться таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную надежность поступления каждой ассортиментной позиции для ее расходования в определенную дату» [3, с. 22]. Однако неясно, почему при формировании плана поставок предлагается разделять номенклатуру требуемых товаров на диапазоны сроков исполнения заказов с шагом в 1-й квартал? Такой ограничительный подход не исключает попадания в следующие логистические ловушки. Во-первых, привязка длительности поставок к таким периодам априори снижает возможность обеспечить условия для равномерных поставок. Кроме того, она способствует повышению нагрузки на склады. Во-вторых, подобный подход препятствует консолидации поставок. В-третьих, он не позволяет должным образом реагировать на изменения на рынке товаров и услуг. В-четвертых, он осложняет отсрочку размещения заказов на поставки до окончательного уточнения производственных потребностей.
Стратегия управления поставками в сфере снабжения должна разрабатываться с учетом отраслевой специфики логистических циклов исполнения заказов [7]. Длительность таких циклов должна подвергаться оценке с учетом возможной изменчивости интервалов времени их выполнения. Причем такая процедура должна производиться в отношении каждой номенклатурной позиции, так как современные логистические информационные системы сегодня это позволяют. Отдельное внимание следует уделять, прежде всего, тем заказам, размещению которых предшествует проведение коммерческих переговоров, которые должны нормироваться, чтобы не допустить их затягивания и, соответственно,
срыва плановых поставок. В последнем случае особое значение приобретает прогнозирование взаимодействий с поставщиками, которое является одной из ключевых компетенций управления их базой.
Информационная прозрачность стратегии управления поставками создает объективные условия для устойчивого развития корпорации, поскольку, с одной стороны, она способствует установлению сбалансированных отношений с поставщиками, а с другой — содействует положительному восприятию акционерами общества действий его менеджмента. Чтобы добиться этого, необходимо разрабатывать сбалансированные системы показателей эффективности логистики снабжения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс ДДж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
2. Боутеллир Б., Королей Д. Стратегия и организация снабжения. М.: КИА центр, 2006. 128 с.
3. Голубев В. Горизонтальная интеграция служб снабжения // РИСК. 2006. № 1. С. 19-23.
4. ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007. Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.
5. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. М.: ИНФРА-М, 2005. 798 с.
6. Линдере М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002. 768 с.
7. Петракова Е.А. Экономический оптимум и траектория развития цепей поставок // Известия СПбУЭФ. 2011. №6. С. 110-113.
8. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 795 с.
9. Современный бизнес: в 2 т. Т. 1. М.: Республика, 1995. 431 с.
10. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р.