Научная статья на тему 'Стратегия управления имущественным комплексом потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)'

Стратегия управления имущественным комплексом потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ СОБСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА / УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / НЕДЕЛИМЫЙ ФОНД / MANAGEMENT OF PROPERTY RELATIONS / OBJECTS OF PROPERTY COMPLEX / CONSUMER COOPERATION / INDIVISIBLE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Л. И.

В статье обоснована необходимость в разработке стратегии управления имущественным комплексом потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) и рассматриваются предлагаемые автором основные методологиче­ские подходы к управлению недвижимым имуществом кооперативных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of management of property complex in consumer cooperation of the Sakha Republic (Yakutia)

The article emphasizes the importance of developing a strategy of property complex management in the sphere of consumer cooperation in the Republic of Sakha (Yakutia). The author describes the major methodological approaches to this task in relation to cooperative organizations.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления имущественным комплексом потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

поколения продолжают заниматься скотоводством и содержат личное подсобное хозяйство как источник п роду ктов для пропитания семьи, но ввиду низких финансовых доходов вынуждены продавать молоко и мясо. В этом ключе кооперация представляет для них интерес. Поэтому региональным органам власти необходимо уделить внимание повышению доходов сельскохозяйственных производителей, которыми в Республике Саха (Якутия) преимущественно являются граждане с личным подсобным хозяйством.

Таким образом, результаты исследования факторов, влияющих на интерес к сельскохозяйственной кооперации с позиции потенциальных участников, позволяют сделать следующие выводы:

- самыми существенными факторами, которые влияют на интерес потенциальных участников к сельскохозяйственной кооперации, являются источники их доходов, род занятий, возраст, наличие скота;

- самыми заинтересованными в сельскохозяйственной кооперации являются люди преимущественно позднего взрослого возраста, имеющие крупный рогатый скот, основным источником доходов преимущественно являются пенсии, возможность продажи молока и мяса, в меньшей степени заработная плата;

- незаинтересованными в сельскохозяйственной кооперации являются люди среднего взрослого возраста, преимущественно работающие в бюджетных учреждениях, которые не содержат скот.

Литература

1. Винокурова М.Н., Прохорова М.Н. Современное состояние и развитие животноводства в Республике Саха (Якутия) // Вопросы современной экономики. — 2013 — №4.

2. Дарбасов В.Р., Никифоров А.Г., Афанасьева А.В. Продовольственная безопасность Республики Саха (Якутия) в условиях вступления России в ВТО // Проблемы современной экономики. — 2012 — №4

3. Распоряжение об утверждении ведомственной программы «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Саха (Якутия) на 2009-2012 годы» от 16 марта 2009 г. №191-р // СПС «КонсультантПлюс»

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Л.И. Данилова,

профессор кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук kaf.mggo-fei@mail.ru

В статье обоснована необходимость в разработке стратегии управления имущественным комплексом потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) и рассматриваются предлагаемые автором основные методологические подходы к управлению недвижимым имуществом кооперативных организаций.

Ключевые слова: управление отношениями собственности, управление объектами имущественного комплекса, управление использованием объектов имущественного комплекса, социально-экономический механизм управления, неделимый фонд.

УДК 339.16.012.34 ББК 65.422(2Рос= Як)

Одна треть населения Республики Саха (Якутия) проживает на селе и занимается сельским хозяйством и промыслами. Осуществляя торговое и бытовое обслуживание сельского населения, в том числе труднодоступных отдаленных населенных пунктов, закупки продукции, производимой на сельских подворьях, производство востребованного в сельской местности продукта питания — хлеба и хлебобулочных изделий, потребительская кооперация всегда выполняла роль связующего звена между хозяйствами населения и рынком.

В Якутии кооперативное движение начало развиваться со второй половины XIX века. В 1883 г. была создана первая ссудная касса в Олекминском округе, а к 1890 г. насчитывалось уже 20 ссудных касс крестьян почтовосодержателей. В этот же период был организован первый общественный завоз продовольственных товаров и мануфактуры на прииски Ленского товарищества. С 1901 г. начали открываться потребительские лавки на почтовых станциях.

Первым потребительским обществом Якутии считается общество потребителей города Якутска, устав которого официально зарегистрирован и утвержден в Министерстве внутренних дел 19 августа 1898 г.

Якутское городское потребительское общество «Экономия», организованное в начале 1913 г., проводя активную торгово-посредническую деятельность, сыграло огромную роль в становлении системы кооперации.

В 1918 г. в регионе насчитывалось 67 кооперативов, в том числе 59 сельских и 8 городских. Первый съезд уполномоченных делегатов кооперативных формирований проходил с 4 по 10 де-

кабря 1918 г. На съезде был принят Устав Якутского областного союза кооперативов «Холбос». Утверждены организационные вопросы и смета на содержание союза кооперативов на 19181919 гг., приняты решения об организации библиотек на местах, о выписке плакатов, карт кооперативного и сельскохозяйственного содержания, об открытии народных домов, лавок, чайных [2].

Все годы становления и развития потребительской кооперации (до начала 90-х годов прошлого века) большое внимание уделялась укреплению ее материально-технической базы и приумножению ее собственности.

Так, на начало 1990 г. система потребительской кооперации имела солидный имущественный потенциал: 1218 розничных торговых предприятий, 467 предприятий общественного питания, 301 промышленное предприятие, 822 общетоварных склада, 63 овощекартофелефруктохранилища, 5 складов-холодильников с машинным охлаждением [3].

Имущественный комплекс союза потребительских обществ «Холбос», начиная с 1990 г. до настоящего времени, не имеет четкой тенденции изменений в динамике.

Значительное сокращение количества структурных подразделений по сравнению с 1990 г. в последующие годы связано с государственной реорганизацией системы торговли республики и республиканского потребительского союза «Холбос». Материально-техническая база потребительских обществ, обслуживающих шесть арктических улусов, передана на баланс государственного унитарного предприятия «Сахаарктикаторг», которое впоследствии обанкротилось. В результате вмешательства органов власти потребительская кооперация лишилась

247

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

ощутимой части своей собственности, накопленной в течение долгих десятилетий. По сути, 1990 г. стал началом отчуждения кооперативной собственности.

По данным бухгалтерской отчетности союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия) за период с 01.01.1991 г. по 01.01.2012 г. сократилось количество: объектов торговли — втрое, объектов общественного питания, общетоварных складов — в девять раз.

Сокращение кооперативного имущества происходит путем распродажи, сдачи в аренду, ликвидации, консервации в связи с убыточностью содержания, ареста по решению налоговых органов и приговоров суда, отчуждения в личную собственность.

Закрытие и консервация магазинов мотивированы убыточностью их содержания, оптимизацией налогообложения. В то же время одновременно с этим ряд потребительских обществ арендует магазины. Целесообразность такой меры руководители потребительских обществ объясняют относительной выгодностью выплаты арендной платы вместо несения текущих расходов по содержанию магазинов.

Сельское население отрицательно относится к закрытию торговых предприятий, так как магазины в небольших селах выполняют функции общественного центра села. К сожалению, на местах потребительские общества слабо координируют работу с органами местного самоуправления по регулированию жизнеобеспечения населения.

В период с 1998 по 2012 гг. наибольший удельный вес оборота торговли союза потребительских обществ «Холбос» в общем объеме оборота Республики Саха (Якутия) приходится на 2001 г. — 6,4%, когда зафиксировано наибольшее количество объектов торговли — 626 единиц. Затем наблюдается их сокращение и соответственно снижение доли Союза на потребительском рынке региона.

Организации потребительской кооперации имеют разные организационно-правовые формы, неоднородны по размерам и составу. У многих организаций потребительской кооперации сложилось мнение, что они в состоянии выжить и развиваться самостоятельно, в результате они не взаимодействуют и не развиваются совместно.

Особенно негативным моментом является отчуждение (только за 2004-2006 гг.) в уставный капитал организаций других организационно-правовых форм 35 объектов кооперативной торговли. В последующие годы процесс отчуждения продолжался. В настоящее время неизвестен фактический размер недвижимого кооперативного имущества системы потребительской кооперации региона ни в количественном, ни в денежном выражении.

При создании новых коммерческих субъектов гарантией сохранности кооперативного имущества принято считать то, что потребительское общество является единственным учредителем, а в договоре фиксируются формы сотрудничества, которые обеспечивают выполнение обязательств перед кооперацией. В то же время потребительское общество теряет право собственности (как вещное право) на имущество, а приобретает обязательственное право к нему (право требования). Учредитель ответственность по обязательствам созданного им субъекта не несет. Таким образом, имеется законодательная база для отчуждения кооперативной собственности, риск потери имущества равен 100%. В связи с этим возникает необходимость в разработке стратегии управления имущественным комплексом потребительской кооперации.

Управление имущественным комплексом осуществляется с целью сохранения, поддержания, увеличения, обновления и эффективного использования объектов собственности кооперативных организаций.

Управление объектами собственности (имущественным комплексом), в первую очередь, недвижимостью, должно быть направлено на решение социально-экономических проблем потребительской кооперации, обеспечение экономического роста кооперативных организаций и должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

Для достижения цели необходимо решение, прежде всего, следующих задач:

— укрепление нормативно-правовой базы, регулирующей отношения собственности;

— осуществление контроля со стороны пайщиков за состоянием, движением, использованием недвижимого имущества;

— создание единой информационной системы учета недвижимого имущества (собственности) потребительской кооперации.

Управление имущественным комплексом должно стать системой, что требует выполнения следующих условий:

— управление организуется как планомерный, последовательный и непрерывный процесс;

— методы и технологии управления имущественным комплексом разрабатываются и научно обосновываются с учетом мирового опыта;

— задачи управления, механизм их реализации учитывают социально-экономическое состояние потребительской кооперации, ее особенности и преимущества, возможности и ресурсы;

— обеспечивается обязательное участие пайщиков в подготовке и принятии решений по формированию и использованию имущественного комплекса;

— предусматривается ответственность совета и правления, руководителей кооперативных организаций за социальные, экономические и иные последствия их деятельности по управлению, распоряжению и использованию собственности.

При разработке стратегии управления имущественным комплексом потребительской кооперации следует учитывать региональные и отраслевые особенности, в частности, для кооперативных организаций Республики Саха (Якутия):

— большие масштабы территории, низкая плотность населения, слабое развитие транспортной сети и отсутствие дорог, что вызывает большие коммуникационные затраты;

— низкие доходы населения зоны деятельности потребительской кооперации, что определяет низкий платежеспособный спрос;

— необходимость сезонного завоза товаров для торговли и общественного питания и сырья для производства, что отвлекает оборотные средства;

— отсутствие во многих труднодоступных наслегах инфраструктуры по социально-бытовому и торговому обслуживанию населения.

Система управления имущественным комплексом дифференцируется по слагаемым: управление отношениями собственности, объектами имущественного комплекса, использованием объектов имущественного комплекса.

Социально-экономический механизм управления имущественным комплексом включает следующие блоки: экономический, организационно-правовой, административный, социальный, информационный.

Слагаемые системы управления имущественным комплексом следует тесно увязать со всеми блоками социально-экономического механизма (рис. 1).

Рис. 1. Блоки социально-экономического механизма управления имущественным комплексом потребительской кооперации

На каждый из слагаемых системы управления имущественным комплексом оказывают воздействие все составляющие единого механизма. В то же время воздействие каждой формы механизма на отдельные блоки неравноценно.

248

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

На первый блок «управление объектами имущественного комплекса» наибольшее влияние оказывает организационноправовой механизм (рис.2).

Рис. 2. Организационно-правовой механизм управления имущественным комплексом потребительской кооперации

Административный механизм включает практические действия, которые осуществляются при участии органов власти всех уровней. Первостепенное значение имеет заключение Соглашений с администрациями муниципальных образований, субъекта, участие в региональных программах социально-экономического развития.

Актуальным становится формирование эффективной системы взаимодействия государства и кооперативных организаций.

Механизм государственного воздействия на систему кооперативных отношений должен представлять собой комплекс экономических мероприятий, основанных:

— на признании уникальности кооперативной собственности, как следствие возрождения в гражданском праве категории «кооперативная собственность»,

— нормативном определении потребительской кооперации как части агропродовольственного комплекса, полноправном участии потребительской кооперации в реализации приоритетных государственных программ;

— использовании кооперативных принципов;

— сохранении экономической самостоятельности системы потребительской кооперации.

Для управления использованием имущественного комплекса наибольшую роль играют экономический и информационный механизмы, так как целью управления в данной подсистеме является достижение высокой эффективности хозяйственной, финансовой, инвестиционной деятельности от использования объектов имущественного комплекса: повышения доходности, прибыльности, снижения издержкоемкости.

Экономический аспект заключается в сохранении, модернизации, приращении объектов имущественного комплекса и получении субъектами собственности выгоды от владения, пользования, распоряжения ими.

Информационный механизм предусматривает создание единого реестра учета объектов собственности. Основу учета составляют реестры всех объектов недвижимого имущества. В реестр вносятся полные сведения об имуществе всех потребительских обществ (союзов). Предполагается пообъектное управление имущественным комплексом на основе совместимости и объединении баз данных различных потребительских обществ и союзов в единое информационное пространство и обеспечение оперативного доступа к данным.

Состав имущества может быть представлен следующим образом:

— имущество действующее, в том числе неделимый фонд;

— имущество, изъятое из оборота (проданное, переданное безвозмездно);

— имущество, изъятое из оборота временно (сданное в аренду, законсервированное).

Информация должна постоянно, систематически обновляться.

В состав неделимого фонда включаются предприятия торговли, заготовок, производства и других отраслей деятельности,

здания социальной инфраструктуры, учебных заведений, административные здания и другие объекты организаций потребительской кооперации.

Предлагаемый нами механизм образования неделимого фонда включает следующие этапы:

Первый этап — разработка критериев отнесения объектов недвижимости к неделимому фонду с учетом следующих признаков:

• многофункциональность, означающая, что неделимый фонд включает недвижимое имущество каждой отрасли;

• наличие документального обоснованного права собственности на объекты недвижимости (регистрация прав на недвижимость и сделок с нею преследует две цели: обеспечение правовых гарантий и защиту собственности, формирование объективной базы для справедливого налогообложения);

• обеспечение основного объема производства продукции, работ, услуг, их реализации;

• соответствие современным требованиям технологического и технического оснащения.

Доля объектов неделимого фонда в стоимости всего имущества потребительского общества (союза) по данным бухгалтерского учета должна превышать 50%.

Второй этап — проведение оценки имущества, определение залоговой, покупной, ликвидационной, рыночной объектов неделимого фонда. Результат второго этапа — отражение в бухгалтерском учете реальной стоимости объектов неделимого фонда.

Третий этап — внесение изменений в Устав потребительского общества (союза), организация и проведение общего собрания пайщиков, утверждение списка объектов неделимого фонда.

Четвертый этап — контроль за сохранностью, движением, оценка эффективности использования объектов недвижимого имущества, включаемого в состав неделимого фонда.

Предлагаемая нами система включает, наряду с традиционными, следующие показатели: «стоимость недвижимого неделимого имущества в рыночной оценке», «объем и доля продукции, работ, услуг по блокам объектов неделимого фонда в разрезе отраслей деятельности в общем объеме продукции, работ, услуг», «доля стоимости объектов неделимого фонда в общей стоимости недвижимого имущества», «фондоотдача по блокам объектов неделимого фонда в разрезе отраслей деятельности»;

Пятый этап — юридическое закрепление положений по неделимому фонду, главная цель которого обеспечить сохранность объектов неделимого фонда.

На наш взгляд, такой механизм будет способствовать сохранению и увеличению числа объектов имущественного комплекса.

При ликвидации организаций потребительской кооперации объекты недвижимости, формирующие неделимый фонд, передаются другим организациям потребительской кооперации на основании решения общего собрания ликвидируемой организации.

Пополнение неделимого фонда осуществляется за счет вновь приобретенного имущества. Право внесения изменений в состав неделимого фонда принадлежит общему собранию пайщиков потребительского общества (союза). Движение объектов, включенных в состав неделимого фонда, утверждается общим собранием пайщиков потребительского общества (союза).

В случае сдачи в аренду объектов, санкционированной общим собранием пайщиков, формируется публичный реестр, который содержит полную информацию об объектах, сданных в аренду, арендаторах, условиях аренды. Реестр в обязательном порядке утверждается на общем собрании потребительского общества (союза), что обеспечивает ознакомление с ним пайщиков. При сдаче объектов в аренду цены арендной платы должны быть согласованы с ревизионной комиссией.

Социальный механизм структурирован по субъектам экономических отношений (рис.3).

249

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Социальный механизм управления и эффективности управления имущественным

имущественным комплексом комплексом потребительской кооперации

В практической деятельности социальный механизм управления имущественным комплексом наиболее полно реализуется по отношению к работнику-пайщику.

Нами предлагаются критериальные показатели результативности и эффективности управления имущественным комплексом (рис. 4).

Таким образом, имущественный комплекс и управление им являются одним из основных средств реализации социально-экономической политики кооперативных организаций. Грамотное и обоснованное управление кооперативным имущественным комплексом — неотъемлемое условие успешной и эффективной деятельности потребительской кооперации.

Литература

1. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (19 июня 1992 r.).http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148609/© КонсультантПлюс, 1992-2015.

2. Борисов В.Д. Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия). Опыт, проблемы, перспективы. — Новосибирск: Но-восиб. гос. ун-т, 2003. — 230 с.

3. Данилова Л.И. Имущественный комплекс потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) // Кооперация: история, теория, экономика, управление: материалы международной научно-практической конференции, 17-18 апреля 2008 г. — Новосибирск: СибУПК, 2008.

ГАЗИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА

Н.В. Прохорова,

заместитель руководителя департамента Министерства экономики Республики Саха (Якутия)

hamerops@mail.ru

В статье показано состояние инфраструктуры в сельской местности. Газификация создает благоприятные экономические и технические предпосылки для повышения благосостояния населения на селе. Определены основополагающие принципы, которые необходимо учесть при оценке эффективности газификации сельских населенных пунктов.

Ключевые слова: газификация, качество жизни, продолжительность жизни, сельское и городское население, эффективность

УДК 330.131.5:662.76(571.56-22)

ХХ1 век предопределяют как век качества. Соответственно, в центре внимания становится защита качества жизни и интересов каждого человека. Создание достойных условий жизни населения на Севере с учетом удовлетворения потребностей и запросов каждого конкретного человека зависит от многих факторов, в том числе от современного уровня развития техники, способностей биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

Особенности обеспечения жизнедеятельности населения Якутии определяются сочетанием экстремальных природноклиматических условий, эколого-географических особенностей территории со сложившимся социально-экономическим потенциалом и культурной самобытностью народов [1, 2, 3, 4]:

— высокой степенью ранимости северной природы и низкой степенью самовосстановления;

— сложной транспортной схемой, отсутствием устойчивых путей сообщения с арктическими и северными регионами;

— зависимостью экономики и жизнедеятельности от северного завоза;

— дорогим энергообеспечением северных населенных пунктов;

250

— неэффективностью и дороговизной производства и услуг на Севере;

— ограниченным узкоспециализированным производством по занятости населения: сельскохозяйственной и горнодобывающей отраслями;

— нерентабельным сельскохозяйственным производством, где занято значительное количество населения;

— низкой благоустроенностью жилья основной массы населения.

Внутри республики имеются социальные группы, среди которых наблюдается резкая разница в качестве жизни. Таким наиболее социально незащищенным местом является село, где характерны низкий уровень жизни, безработица, низкий уровень инженерного благоустройства жилья, а также малоэффективная экономика сельскохозяйственного производства. В работах [1,3] показано состояние инфраструктуры в сельской местности, которое характеризуется недостаточным уровнем развития надежного и качественного топливо-, энерго-, водоснабжения, транспортной сети, инженерного обустройства: уровень охвата жилищной площади центральным отоплением составляет 28,9%, газификацией — 11,3%, остальными видами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.