Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Садеков Р.Р. — Стратегия специальной профессиональной подготовки полиграфологов в системе ведомственного образования МВД России // Полицейская деятельность. - 2023. - № 2. DOI: 10.7256/24540692.2023.2.40095 EDN: SOKIQY URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=40095
Стратегия специальной профессиональной подготовки полиграфологов в системе ведомственного образования МВД России
Садеков Рустем Рафекович
ORCID: 0000-0002-2739-5490 кандидат педагогических наук
Доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД, ВИПК
МВД России
142007, Россия, Московская Область область, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3
И vipkl 0kafedra@yandex.ru
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2023.2.40095
EDN:
SOKIQY
Дата направления статьи в редакцию:
01-04-2023
Аннотация: Автор подробно рассматривает в своей работе вопросы, связанные с методическим и программно-учебным обеспечением обучения полиграфологов в системе МВД России.В основном работа посвящена анализу и описанию основных принципов специальной профессиональной подготовки специалистов-полиграфологов, структуры программы обучения и объективной оценки ее эффективности.Также рассматриваются новые тенденции в обучении полиграфологов, включая новые методы и подходы в обучении и инновационные технологии, используемые в процессе профессиональной подготовки. Отмечается также необходимость постоянного совершенствования системы профессиональной подготовки полиграфологов в системе ведомственного образования, с учетом предъявляемых требований к указанной категории специалистов. Значимым вкладом автора в проведенном исследовании является то, что рассмотрены и предложены эффективные педагогические инструменты, методы и приемы, позволяющие при их использовании усовершенствовать систему профессиональной подготовки специалистов-полиграфологов МВД России. Отмечено, что в свою очередь внесение корректив в образовательные программы профессионального обучения должно носить
плановый характер и быть основано на лучших и эффективных разработках ученых и практиков в системе ведомственного образования МВД России и других правоохранительных структур. Применение в образовательном процессе качественного педагогического контента позволит значительным образом повысить уровень образования и компетентности специалистов-полиграфологов в современных условиях
Ключевые слова:
полиграф, МВД России, специалист, исследования, подготовка, технологии, образование, обучение, компетентность, профессиональные качества
Полиграфология - это наука о детекции лжи с помощью полиграфа, и она играет важную роль в правоохранительной деятельности. В МВД России работа специалистов-полиграфологов имеет особое значение для расследования уголовных дел, предотвращения и профилактики преступлений и обеспечения безопасности граждан, а также является эффективным барьером при осуществлении комплекса мероприятий по отбору граждан на службу в Министерство внутренних дел Российской Федерации. В данной статье рассмотрим стратегию специальной профессиональной подготовки полиграфологов в системе ведомственного образования МВД России. В частности, мы обсудим ключевые принципы обучения, структуру программы обучения, эффективность программы и новые тенденции в обучении специалистов-полиграфологов. Наша цель -предоставить объективную информацию о том, какие требования на современном этапе развития общества и государства выдвигаются к обучению этой категории специалистов и какие эффективные инновационные технологии возможны к применению в этом процессе.
В настоящее время использование полиграфов в правоохранительной деятельности становится все более распространенным, и спрос на компетентных квалифицированных полиграфологов неуклонно растет. Кроме того, полиграф является важным инструментом в борьбе с уголовными преступлениями, такими как мошенничество, кражи, наркоторговля и терроризм. Полиграфологи в МВД России, как уже отмечалось, играют важную роль в рамках уголовного судопроизводства, выявлении лжи, установлении важнейших фактов и формировании доказательственной базы.
Стратегия специальной профессиональной подготовки полиграфологов в системе ведомственного образования МВД России безусловно является актуальной темой, так как она помогает обеспечить высокое качество подготовки таких специалистов и улучшить работу правоохранительных органов в целом. Кроме того, стратегия обучения полиграфологов в МВД России может быть полезна для других правоохранительных органов и организаций, занимающихся вопросами обеспечения национальной безопасности.
Для успешной работы в сфере полиграфологии специалистам необходимо обладать определенными навыками и компетенциями. Вот некоторые из них:
1. Знание принципов работы полиграфа: полиграфолог должен понимать, как устроен и работает полиграф, какие сигналы он регистрирует, как их интерпретировать и т.д.
2. Навыки интервьюирования: полиграфолог профессионально должен уметь задавать верные вопросы, которые помогут ему в ходе применения определенной тактики в ыя в ить лож ь.
3. Знание психологии лжи: полиграфолог должен понимать, как работает психология
лжи и какие признаки лжи следует искать.
4. Навыки анализа данных: полиграфолог должен уметь анализировать данные, полученные с помощью полиграфа, и делать соответствующие выводы на основе этих данных.
5. Навыки коммуникации: полиграфолог должен уметь общаться с людьми, быть дипломатичным и уметь донести свои мысли до других людей.
6. Знание законодательства: полиграфолог должен оперировать знаниями законодательства, регулирующего использование полиграфов в правоохранительной деятельности.
Эти навыки и компетенции должны быть включены в программу специальной профе с с ио на льной подгото в ки по л иг ра фологов в с ис те ме МВД Р о с с ии.
Специальная профессиональная подготовка полиграфологов в МВД России основана на следующих принципах:
• Теоретическая подготовка: обучающиеся получают теоретические знания, связанные с работой на полиграфном устройстве, психологией лжи, методиками интервьюирования и анализом полученных данных. Они также изучают нормативные правовые и законодательные акты, регулирующие использование полиграфов в правоохранительной деятельности.
• Практическая подготовка: слушатели проходят практическую подготовку, в том числе тренинги по интервьюированию, анализу данных в ходе работы с полиграфом. Они также получают опыт работы с реальными клиентами и участвуют в симуляциях ситуаций, связанных с применением полиграфов в реальной жизни. Отмечается, что статистика при приеме на службу граждан такова, что все чаще выявляется отрицательная мотивация, которая может препятствовать дальнейшему прохождению
службы [6]. Это обстоятельство в своей работе полиграфолог должен учитывать проводя полиграфные исследования.
• Индивидуальный подход: каждый слушатель должен иметь возможность получать индивидуальную педагогическую консультацию, в зависимости от своих знаний, навыков и опыта. Обучение проводится с учетом особенностей каждого слушателя и обеспечивается силами профессорско-преподавательского состава, обладающего профессиональным опытом и мастерством. Исследователи отмечают, что к примеру обучение методу и прикладным приёмам выполнения опросов с использованием полиграфа за рубежом осуществляется почти индивидуально (в группах по два-три человека) и предполагает обязательную стажировку в реальных условиях под
контролем опытного полиграфолога-профессионала Этот аспект на наш взгляд тоже необходимо учитывать.
• Постоянное обновление знаний: полиграфологи должны постоянно актуализировать и совершенствовать свои знания и навыки, чтобы оставаться в курсе последних достижений в области полиграфологии и психологии лжи. В этих целях достаточно часто проводятся специальные семинары, конференции и тренинги. Как отмечает в своей работе Комиссарова Я.В., практика проведения под эгидой МВД России научно-практических конференций по обмену опытом в области полиграфологии, ведущих
отсчет с 1997 года, показывает плодотворность научных дискуссий [4].
• Сотрудничество с другими специалистами: полиграфологи работают в команде с другими специалистами, такими как следователи, криминалисты, психологи и эксперты. Они должны иметь возможность к сотрудничеству с другими специалистами в результате чего обмениваться с ними знаниями и опытом профессиональной деятельности.
Таким образом, специальная профессиональная подготовка полиграфологов в МВД России включает в себя как теоретические, так и практические занятия, индивидуальный педагогический подход к каждому обучающемуся и постоянное обновление знаний. Педагогическое ссотрудничество с другими специалистами также является важным аспектом обучения ведомственных полиграфологов.
Еще одним немаловажным аспектом является то, что кандидаты на обучение по программе профессиональной переподготовки полиграфологов в МВД России должны соответствовать определенным требованиям. Во-первых, они должны иметь высшее гуманитарное образование, иметь опыт работы в сфере правоохранительной деятельности или смежных областях.
Кроме того, кандидаты должны иметь определенные навыки и качества, необходимые для работы полиграфолога. Они должны обладать высокой уровнем коммуникативных навыков, уметь быстро оценивать ситуацию, принимать решения в условиях неопределенности и стресса, быть внимательными, ответственными,
дисциплинированными и обладать хорошей памятью.
Важным требованием к кандидатам является отсутствие противопоказаний к работе на полиграфе. Кандидаты должны быть физически и психологически здоровы, не иметь никаких медицинских противопоказаний и ограничений к работе на полиграфе.
Кроме того, кандидатам, направляемым на обучение было бы целесообразно проходить отборочные испытания, которые включают в себя тестирование на знание основ психологии лжи, проверку коммуникативных навыков, а также проверку грамотности и способности работать с техническими устройствами. Справочно важно отметить, что научно-техническая обоснованность полиграфа не вызывает сомнений, так как он представляет собой многофункциональный осциллограф, который не может быть ненаучным. Проблема полиграфа состоит не в его технических характеристиках, а в интерпретации результатов, полученных с использованием этого прибора
Нам наш взгляд, только после успешного прохождения всех вышеперечисленных этапов отбора, кандидаты могут быть допущены к обучению в ведомственных образовательных организациях МВД России.
С целью оценки эффективности программы профессионального обучения полиграфологов в МВД России проводятся различные методы исследования и оценки результатов обучения. Один из наиболее эффективных методов - это оценка практических навыков и умений полиграфологов после завершения процесса обучения.
Оценка уровня полученных практических навыков и умений проводится в ходе специальных практических занятий, которые организуются в подразделениях правоохранительных органов. Будущие специалисты-полиграфологи выполняют реальные тестирования на полиграфе, а их работа оценивается опытными преподавателями, наставниками из числа опытных специалистов и экспертами.
Кроме того, проводятся теоретические экзамены и зачеты, которые позволяют оценить уровень знаний обучающихся по теоретическим дисциплинам, связанным с предстоящей профессиональной деятельностью. Педагогически целесообразно проводить экзаменационные испытания в конце каждого модуля обучения и по их результатам слушателям выставлять объективные оценки.
Также важным элементом оценки результатов обучения является отзывы самих
слушателей и представителей заказчика от лица практического подразделения МВД России, которые позволяют оценить эффективность программы обучения и выявить ее преимущества и недостатки, провести корректировку содержания и структуры образовательной программы.
По результатам полученной оценки практических навыков и умений выпускников, экзаменов и отзывов можно сделать вывод о том, насколько эффективной является программа профессионального обучения полиграфологов в МВД России. В том случаи, когда начинающие специалисты-полиграфологи успешно справляются с практическими заданиями и экзаменами, а также удовлетворены программой обучения, это свидетельствует о высокой эффективности программы, компетентности профессорско-преподавательского состава и качестве подготовки специалистов в данной области.
В последние годы в МВД России отчетливо наблюдается развитие новых методов, приемов и подходов в обучении полиграфологов. Один из таких подходов - это использование компьютерных симуляторов полиграфного устройства для обучения и тренировки полиграфологов.
Симулятор полиграфа - это компьютерная программа, которая позволяет имитировать работу настоящего полиграфа. С помощью симулятора полиграфа лица, проходящие обучение могут практиковаться в проведении тестирования на полиграфе и улучшать свои навыки работы со сложным техническим оборудованием.
Еще одним новым эффективным подходом в обучении полиграфологов на наш взгляд было бы возможное применение виртуальной реальности (УЯ) в профессиональном образовании. УЯ-технологии, с эффективным инструментарием, таким как наглядность, эффективность, сосредоточенность, безопасность, реально позволяют создавать симуляции, в которых полиграфологи могут приобретать необходимые навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.
Кроме того, в последнее время в обучении полиграфологов все больше внимания уделяется развитию навыков межличностного общения. В связи с этим проводятся тренинги и семинары по коммуникативным навыкам и развитию эмпатии. Это помогает обучающимся лучше понимать психологические состояния и мотивации тестируемых, что повышает точность проведения тестирования с применением полиграфа.
Также важным направлением в обучении полиграфологов является изучение новых методов обработки данных. С развитием компьютерных технологий и искусственного интеллекта появляются новые методы анализа данных, которые могут помочь полиграфологам более точно оценить результаты тестирования.
В целом, новые методы и подходы в обучении полиграфологов в МВД России позволяют повысить качество и эффективность подготовки полиграфологов и лучше подготовить их к работе в современных условиях.
В МВД России для обучения полиграфологов безусловно следует применять и внедрять инновационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность и качество обучения. Некоторые из этих технологий включают в себя:
• Виртуальные тренажеры. Это компьютерные программы, которые позволяют полиграфологам тренироваться в условиях, максимально приближенных к реальным. Виртуальные тренажеры позволяют симулировать различные ситуации, в том числе экстремальные, и тренироваться в принятии решений в условиях неопределенности и
стресса.
• Интерактивные курсы. Это курсы, которые представляют собой не просто лекции, а интерактивные занятия, включающие в себя диалог между преподавателем и обучающимися, обсуждение темы, групповые задания и т.д. Интерактивные курсы позволяют слушателям лучше усваивать материал и развивать коммуникативные навыки. К примеру, в процессе серьезного профессионального обучения очень важно преподавательскому составу донести до будущего специалиста знания о том, что основная тематика, интересующая заказчика, складывается из следующего комплекса вопросов: необходимо определить мотивы поступления на работу, наличие или отсутствие вредных привычек, возможно криминального прошлого, причины, послужившие уходу с прежнего места работы, установление полного и корректного соответствия заявленных анкетных данных, состояние здоровья, выявление факторов антисоциального поведения и др. Иными словами, специалист-полиграфолог должен научиться не просто построить диалог с обследуемым лицом, но и уметь в процессе
проведения исследования различить достоверную информацию и искаженную
• Использование современного оборудования. Современное оборудование, такое как компьютерные полиграфы, позволяют улучшить качество обучения и повысить эффективность практических занятий. С помощью компьютерных полиграфов обучающиеся могут тренироваться в проведении полиграфных исследований и анализе результатов.
• Дистанционное обучение. Дистанционное обучение позволяет слушателям проходить обучение в рамках выполнения служебных обязанностей без отрыва от производства. Оно особенно полезно для тех, кто живет в удаленных регионах или не имеет возможности посещать занятия в учебном заведении. Дистанционное обучение может быть организовано как в форме онлайн-курсов, так и в форме вебинаров, что не теряет своей актуальности в современных условиях.
• Использование новых методик и технологий. В процессе обучения полиграфологов в МВД России используются новые методики и технологии, основанные на последних достижениях в области психологии, криминалистики и технологий обеспечения безопасности. Например, достаточно эффективной может быть использование технологии фейс-анализа, которая может помочь специалистам полиграфологам лучше определять эмоциональное состояние человека и выявлять признаки обмана. В процесс обучения возможно включать новые методы анализа голоса и речи, а также методы работы с невербальными сигналами, которые позволяют специалистам получать более точные результаты при проведении полиграфных исследований.
• Обучение на практике. Обучение на практике - это один из наиболее эффективных способов обучения специалистов-полиграфологов. Слушатели имеют возможность применять полученные знания и навыки на практике, работая с реальными клиентами и пров одя полиграфные ис с ле дов а ния . Т а кой по д хо д поз в о ля е т с пе циа лис та м лучше усваивать материал, повышать свою квалификацию и приобретать практический опыт работы.
• Использование мультимедийных материалов. В процессе обучения специалистов-полиграфологов в системе МВД России широко используются мультимедийные материалы, такие как видео, анимации, интерактивные презентации и т.д. Такой подход позволяет обучающимся гораздо лучше визуализировать и усваивать материал, а также тренировать и улучшать их память и внимание.
Таким образом, в МВД России имеется возможность применять различные инновационные образовательные технологии, которые позволяют повысить эффективность и качество обучения полиграфологов. Флагманом в обучении должны
стать наиболее эффективные и качественные методики и технологии, работа над созданием которых ведется и во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России (рис.1), совместно со специалистами ГУРЛС МВД России, учеными и практиками из других правоохранительных структур.
Рис.1 Профессорско-преподавательский коллектив ВИПК МВД России и выпускники-полиграфологи
В результате анализа применяемых программ обучения специалистов-полиграфологов в МВД России можно сделать следующие основные выводы:
1. Обучение указанной категории специалистов в МВД России представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, который включает в себя как теоретические, так и практические занятия.
2. Программа обучения полиграфологов в МВД России должна соответствовать предъявляемым государством высоким требованиям, к профессионалам в данной области, как к обучаемым так и обучающим, и должна включать в себя все необходимые современные темы позволяющие сформировать навыки, необходимые для успешного выполнения специалистами-полиграфологами своих служебных обязанностей.
3. Программа обучения полиграфологов в МВД России постоянно должна корректироваться, совершенствоваться и обновляться, чтобы учитывать последние научные и технические достижения и предъявляемые МВД России новые требования к профессионалам в этой области.
4. В МВД России используются современные инновационные технологии и методики в обучении полиграфологов, которые позволяют повысить эффективность и качество обучения, при этом не останавливается приоритетная работа по созданию новых наукоемких и важных педагогических технологий, позволяющих улучшить профессиональную подготовку полиграфологов для МВД России.
5. Система обучение полиграфологов в МВД России является ключевым компонентом в повышении качества и эффективности работы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в сфере правоохранительной деятельности и направлена на защиту прав и свобод граждан, национальных интересов государства.
Стоить также отметить что, к примеру, опираясь на опыт преподавания психологии сотрудниками кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД можно сформулировать вывод о том, что реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации психологов по работе с личным составом максимально эффективно возможна при высокой организации самостоятельной
работы слушателей ^^
Работа над совершенствованием профессионального обучения специалистов-полиграфологов в образовательных организациях МВД России должна постоянно продолжаться и быть направлена на создание эффективных педагогических технологий, отвечающих все современным требованиям и реалиям сегодняшних дней.
Библиография
1. Аратулы, К. Полиграф в деятельности правоохранительных органов / К. Аратулы, С. Адилгазы, С. С. Алимова // Вестник Казахского национального университета. Серия юридическая. - 2020.- Т. 93, № 1. - С. 139-149. - DOI 10.26577/JAPJ.2020.v93.i1.15. - EDN CTVBYN. URL: https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 30539
2. Баева, Е. В. Из опыта преподавания психологических дисциплин в условиях дистанционного образования (на примере образовательного процесса ВИПК МВД России) / Е. В. Баева, А. И. Барышева // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения-2022) : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 апреля 2022 года / Под редакцией Ю.А. Шаранова, сост. И.Ю. Кобозев, А.А. Сарсенова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 26-31. - EDN NCVSCS.
3. Богаевский, В. А. Психофизиологическое исследование как один из методов изучения личности сотрудника для зачисления в кадровый резерв / В. А. Богаевский, Е. А. Печенкова // Вестник Московского университета МВД России. -2017. - № 5. - С. 268-271. - EDN ZQJEZP.
4. Комиссарова, Я. Использование полиграфа в уголовном судопроизводстве / Я. Комиссарова // Законность. - 2006. - № 7(861). - С. 45-47. - EDN KWLJSJ.
5. Садеков Р.Р. — Теоретические аспекты обучения специалистов-полиграфологов проведению сравнительного анализа методик специальных психофизиологических исследований, применяемых в рамках скрининга // Полицейская деятельность. -2019. - № 5. - С. 23-36. DOI: 10.7256/2454-0692.2019.5.30539
6. Формирование умений и навыков проведения сравнительного исследования основных категорий стимулов специалистами-полиграфологами в процессе профессионального обучения/ Р. Р. Садеков, Н.В. Бойко // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 12. - С. 204-211.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной рукописи выступает образовательный процесс подготовки полиграфологов, предметом же фактически его структурно-содержательная специфика.
Актуальность работы обусловлена как высокой социальной значимостью представителей данной профессии, так и объективным рыночным спросом на подобные кадры. Основным методом исследования выступает описательный педагогический анализ, что является минимальным и достаточным инструментарием для статьи подобного рода. Текст статьи выполнен языком, полностью соответствующим нормам научного стиля. Список литературы соответствует требованиям, однако, желательно было бы видеть в теоретической части самой работы фамилии исследователей в качестве представленных авторов хотя бы в формате обзора.
Статья может вызвать интерес у узкоспециализированной аудитории. Для ориентации на широкую аудиторию желательно было бы раскрыть содержание деятельности полиграфолога более подробно с учётом сравнительной редкости этой профессии в обывательском понимании.
Заслуживает внимания тезисность и высокий уровень конкретики в представленных авторм выводах.
Рекомендуется переформулировать цель исследования. Формулировка «представить объективную информацию» выглядит, по нашему мнению, избыточной, потому что научное исследование, научный текст уже априори подразумевают объективный подход
к изучению и изложению. Вместо этого можно написать, например, просто «рассмотреть», «осуществить обзор» и пр..
Рекомендуется заменить в названии работы слово «стратегия» на «специфика», «особенности», «опыт работы и пр.». Всё же первое подразумевает глобальность, требует комплексного исследования, по нашему мнению, шире и глубже, пре дс та в ле нно г о те кста .
Со структурной точки зрения отметим, что работа воспринималась лучше, если бы в ней отчётливо выделялись теоретическая и практическая части. В целом автор говорит и о теоретических, и о практических аспектах проблемы, однако, они «сливаются» в едином тексте.
Основным недостатком данной рукописи, по нашему мнению, является то, что она в целом напоминает тезисы для конференции нежели журнальную статью. Так, в частности, отсутствует теоретическая проработка материала именно в научно-аналитическом плане, вместо этого автор скорее делится профессиональным опытом, что существенно приближает текст к материалу практической конференции. С практической точки зрения, безусловно, ценным представляется обзор средств обучения и технологий работы с будущими полиграфологами (тренажеры, курсы и пр.), но с содержательной точки зрения, текст выиграл , если бы эта информация была представлена на уровне конкретных методов, приёмов работы, то есть с раскрытием педагогической деятельности именно со структурных позиций. Интересно было бы узнать и трудности, возникающие в процессе работы, и пути их преодоления. Без этой информации работа носит скорее обзорный характер.
Представленные замечания несколько обедняют текст с содержательной точки зрения, но не отменяют того факта, что в целом он соответствует основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть опубликован в рецензируемом издании по педагогическому направлению.