Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ'

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АЛЬЯНСЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРИРАЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕСУРСЫ / ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / INTERNATIONAL EDUCATIONAL ALLIANCES / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / INFORMATIZATION / INCREMENT OF NEW KNOWLEDGE / INNOVATIVE ECONOMY / STRATEG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрищев П.В.

Стратегии развития современных университетов неразрывно связаны с влиянием глобализации, интернационализации и информатизации - основными процессами, сопровождающими становление экономики знаний. Другой определяющей тенденцией в образовании является интеграция образовательных организаций различных уровней и форм собственности, что особенно актуально для российских университетов. Чтобы оставаться конкурентоспособными на образовательном рынке, университеты должны искать новые, нетрадиционные методы сотрудничества. Международные партнерские отношения предоставляют возможности для привлечения более разнообразного студенческого корпуса и повышения мобильности персонала и студентов. Эти партнерства также могут влиять на разработку и реализацию учебных программ, совместные учебные программы и исследовательские сети и др. В данной статье рассматриваются вопросы создания международных образовательных альянсов в контексте поддержки управленческих решений, принимаемых руководством университета о вступлении в альянс. Такое стратегическое решение способно в корне изменить ситуацию в университете и всю его образовательную политику, а также существенным образом повлиять не только на результативность деятельности всего университета и достижение его стратегических целей, но и на укрепление его конкурентных позиций в международном образовательном пространстве. Обосновано, что интеграция университетов в инновационной экономике знаний становится одной из самых прогрессивных форм сотрудничества по приращению новых знаний и компетенций.Strategies for the development of modern universities are inextricably linked with the impact of globalization, internationalization and informatization - the main processes that accompany the formation of the knowledge economy. Another defining trend in education is the integration of educational organizations of various levels and forms of ownership, which is especially important for Russian universities. To remain competitive in the educational market, universities should look for new, non-traditional methods of cooperation. International partnerships provide opportunities to attract a more diverse student body and increase the mobility of staff and students. These partnerships can also influence the development and implementation of training programs, joint training programs and research networks, etc. This article examines the creation of international educational alliances in the context of supporting management decisions taken by the university's leadership to join the alliance. Such a strategic decision can fundamentally change the situation in the university and its entire educational policy, and also significantly affect not only the effectiveness of the whole university's activities and the achievement of its strategic goals, but also to strengthen its competitive positions in the international educational space. It is substantiated that the integration of universities in the innovative knowledge economy is becoming one of the most progressive forms of cooperation in incrementing new knowledge and competencies. Ключевые слова: международные образовательные альянсы, глобализация, интернационализация, информатизация, приращение новых знаний,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрищев П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ»

08.00.14. Мировая экономика

УДК 334.726

П.В. Петрищев Ассистент кафедры управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

P. V. Petrishev

assistant of the chair of management of the Vladivostok State University of Economics and Service (petrichev@hotmail.com)

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ

Аннотация. Стратегии развития современных университетов неразрывно связаны с влиянием глобализации, интернационализации и информатизации - основными процессами, сопровождающими становление экономики знаний. Другой определяющей тенденцией в образовании является интеграция образовательных организаций различных уровней и форм собственности, что особенно актуально для российских университетов. Чтобы оставаться конкурентоспособными на образовательном рынке, университеты должны искать новые, нетрадиционные методы сотрудничества. Международные партнерские отношения предоставляют возможности для привлечения более разнообразного студенческого корпуса и повышения мобильности персонала и студентов. Эти партнерства также могут влиять на разработку и реализацию учебных программ, совместные учебные программы и исследовательские сети и др. В данной статье рассматриваются вопросы создания международных образовательных альянсов в контексте поддержки управленческих решений, принимаемых руководством университета о вступлении в альянс. Такое стратегическое решение способно в корне изменить ситуацию в университете и всю его образовательную политику, а также существенным образом повлиять не только на результативность деятельности всего университета и достижение его стратегических целей, но и на укрепление его конкурентных позиций в международном образовательном пространстве. Обосновано, что интеграция университетов в инновационной экономике знаний становится одной из самых прогрессивных форм сотрудничества по приращению новых знаний и компетенций.

Annotation. Strategies for the development of modern universities are inextricably linked with the impact of globalization, internationalization and informatization - the main processes that accompany the formation of the knowledge economy. Another defining trend in education is the integration of educational organizations of various levels and forms of ownership, which is especially important for Russian universities. To remain competitive in the educational market, universities should look for new, non-traditional methods of cooperation. International partnerships provide opportunities to attract a more diverse student body and increase the mobility of staff and students. These partnerships can also influence the development and implementation of training programs, joint training programs and research networks, etc. This article examines the creation of international educational alliances in the context of supporting management decisions taken by the university's leadership to join the alliance. Such a strategic decision can fundamentally change the situation in the university and its entire educational policy, and also significantly affect not only the effectiveness of the whole university's activities and the achievement of its strategic goals, but also to strengthen its competitive positions in the international educational space. It is substantiated that the integration of universities in the innovative knowledge economy is becoming one of the most progressive forms of cooperation in incrementing new knowledge and competencies. Ключевые слова: международные образовательные альянсы, глобализация, интернационализация, информатизация, приращение новых знаний, инновационная экономика, стратегия, компетенции, ресурсы, динамические способности.

Key words: international educational alliances, globalization, internationalization, informatization, increment of new knowledge, innovative economy, strategy, competences, resources, dynamic abilities.

Становление инновационной экономики, основанной на знаниях [9] сопровождается активизацией процессов интеграции образовательных организаций во всем мире [1, 2, 4]. Одной из современных форм интеграционного взаимодействия вузов в условиях глобализации является создание образовательных альянсов, в том числе, на международном образовательном рынке [20, 21]. Проекты интеграции университета в тот или иной международный образовательный альянс предварительно рассматриваются ситуационными центрами университетов либо другими подразделениями, которые занимаются разработкой стратегических направлений развития [12,13]. Большинство университетов-мировых лидеров имеют развитую партнерскую сеть по всему миру. Несмотря на это, наличие большого количества партнерских отношений не обязательно гарантирует, что высшее учебное заведение обязательно повысит свой международный авторитет и репутацию, но это может сыграть важную роль в достижении этих целей, о чем говорит опыт университетов, участвующих в сетевом взаимодействии с партнерами [5,6]. Стратегии партнерства в рамках международных образовательных альянсов предоставляют несколько преимуществ. Так, например, партнерства могут внести существенный вклад в цели институциональной интернационализации [16,17], но только в том случае, если эти цели сформулированы и поняты внутри

университета и будут переданы партнерам. На институциональном уровне партнерские отношения предоставляют возможности для обучения друг у друга, обмена знаниями и опытом и сравнительного анализа, но многие университеты видят партнерство более узким и ограниченным, понимая под этим только преимущества, которые они предоставляют студентам и сотрудникам, которые участвуют в программах мобильности.

Партнерские отношения в рамках международных альянсов рассчитаны на долгосрочную перспективу, переговоры по созданию либо вступлению в альянс являются очень трудоемкой и длительной процедурой, поэтому вхождение в альянс должно соотноситься с одной из среднесрочных либо долгосрочных стратегических целей университета. Если перспективы таких отношений не просматривается, то лучше отказаться от вхождения в альянс, поскольку интернационализация требует от университета специальных способностей и компетенций [15, 18, 19]

Практика показывает, что партнерам нужно время, чтобы узнать друг друга. Даже если партнеры исследовали и даже посетили друг друга, четких знаний друг о друге сразу не появится и, возможно, могут появиться некоторые сюрпризы в виде непредсказуемых ситуаций, связанных, к примеру, с национальными, культурными, религиозными либо другими особенностями партнера [22]. Но если соглашение о вхождении достигнуто и соответствующий документ подписан, следует надеяться, что партнерские отношения также будут развиваться со временем. Этот процесс будет сопровождаться внутренними изменениями, такими, как руководство, кадровое обеспечение, механизмы финансирования, институциональная стратегия и, возможно, внешние изменения, такие как государственная политика и др.

Следует помнить, что стратегия вступления в международный образовательный альянс либо его создание с самого начала требует четкой направленности. Почти у каждого российского вуза есть соглашения, которые были подписаны в прошлом и которые никогда не были активированы. Для того, чтобы они были успешными, партнерские отношения должны предусматривать какую-то деятельность в самом начале отношений, независимо от того, насколько они малы. Соглашения, которые на самом деле немного больше, чем выражения добрых намерений, редко приводят к чему-либо. Для того, чтобы успешно встроиться в международное образовательное пространство, университету необходимо обладать определенной альянсоспособностью, под которой понимается «соответствие и достаточность стратегических возможностей организации для эффективного интегрированного сетевого взаимодействия в условиях стратегического партнерства (альянса)» [8]. Применительно к университету можно также использовать понятие стратегического потенциала альянсоспособности, которое означает «совокупность ресурсов университета (материальных, нематериальных, кадровых), его динамических способностей (координации, организационного обучения и реконфигурации) и компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных)» [10].

Некоторые партнерские отношения могут вначале сосредоточиться на одной «начальной» деятельности, такой, как обмен студентами, но далее стороны будут стремиться стать многомерными в долгосрочной перспективе, т.е развивать другие направления международного сотрудничества, расширяя тем самым конфигурацию бизнес-моделей [11]. Тем не менее, важно быть реалистичным в отношении того, что можно сделать для поддержки партнерства и уровня ресурсов, которые могут быть направлены на то, чтобы сделать партнерство успешным не только в начале отношений, но и в устойчивом состоянии.

У университетов очень разные подходы к управлению партнерскими отношениями. Некоторые из них с первых шагов настаивают на полном спектре направлений сотрудничества. Другие вузы могут передать полномочия на создание таких соглашений на уровень факультетов, департаментов или даже отдельных лиц. Во всех случаях важно знать, кто является уполномоченными ответственными, и давать четкие указания относительно процессов утверждения вместе со стандартными шаблонами соглашений, чтобы защитить стороны альянса от ненужного риска.

Партнерства работают лучше всего с партнерами, которые «как мы». Идентификация «правильных» партнеров является критическим фактором успеха. Университеты могут получать предложения от потенциальных партнеров, и, хотя это может привести к позитивным и взаимовыгодным отношениям, важно также проявлять инициативу и определять своих собственных предпочтительных партнеров. Собственные критерии университета будут зависеть от его целей и приоритетов, таких как характер деятельности предполагаемого партнерства, географическое положение и т. Д. Некоторые университеты уделяют особое внимание партнерам с аналогичным статусом и считают, что рейтинги являются важным фактором в выборе партнеров. Некоторые, особенно финансируемые государством вузы могут иметь проблемы в случае партнерства с частными университетами. Однако в зависимости от целей партнерства и соответствующей страны они могут быть наиболее подходящими партнерами [14].

Независимо от собственных критериев, университету важно исследовать потенциальных партнеров и потратить некоторое время, чтобы понять, чего хочет каждый партнер от вхождения в альянс. Также важно достичь такого уровня взаимопонимания, чтобы каждый партнер адекватно представил свой университет другим участникам альянса, не скрывая сложностей и недостатков. Как бы ни выглядел ваш будущий партнер, «как мы», неизбежно будут различия в культуре, подходе и ожиданиях.

Вхождение в международный образовательный альянс дает университету определенные преимущества (рис.1).

Рисунок 1 Преимущество вхождения университета в международный образовательный альянс

Чаще всего международное сотрудничество осуществляется между отдельными преподавателями, учебными или исследовательскими подразделениями университетов. Разработкой и подписанием официальных межинституциональных соглашений и контрактов, как правило, занимаются ситуационные центры [7], которые в дальнейшем поддерживают их развитие и администрирование.

Стратегия управления развитием международных образовательных альянсов базируется на си-нергетическом эффекте от партнерства, который заключается в том, что выгода двух и более университетов, работающих отдельно, ниже, чем производительность их результирующей комбинации.

С другой стороны, деятельность международного образовательного альянса основана на принципе креативности, который заключается не в изобретении чего-то нового, а в создании новых синерге-тических связей.

Кроме того, конкурентное преимущество участников альянса определяется не столько корпоративными способностями ресурсами каждого отдельного партнера, сколько их уникальной синергетиче-ской комбинацией.

Выводы.

1. В заключение можно констатировать, что создание международных образовательных альянсов дает возможность определить отношения, управлять ожиданиями партнеров и разъяснять любые неправильные представления и предотвратить неоправданные ожидания участников от вхождения в международный образовательный альянс. Все время, проведенное на этом этапе, является хорошей инвестицией для будущих отношений. Доверие важно, но никогда не заменяет хорошую практику и профессиональный подход.

2. Формальные соглашения призваны внести весомый вклад в международные цели каждого партнера. Достижение потенциала большинства соглашений в значительной степени зависит от активного участия преподавателей и академических подразделений, а также их коллег в университете-партнере. Источники:

1. Альтбах Ф.Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // «АМ». - 2004. - № 11. - С. 39 -45.

2. Дударева Н.А. Интернационализация российской образовательной системы: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва, 2009) // Вестник ИГЭУ. - 2010. - Вып. 1. - С. 1 - 5.

3. Беляков С.А., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в России и в мире. Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 26-34.

4. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М.Л. Агранович [и др.]; Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Логос, 2010. - 280 с.

5. Краснова Г.А., Тесленко В.А. Сетевое взаимодействие вузов в мире и России: создание и развитие стратегических партнерств / Государственная служба. 2017. Т. 19. № 4 (108). С. 59-65.

6. Краснова Г.А., Тесленко В.А. Анализ основных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций / Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4 (110). С. 30-40.

7. Куликова О.М., Масюк Н.Н., Межонова Л.В. Проектирование организационной структуры ситуационного центра как одного из инструментов управления интеграционными процессами в университетском комплексе / Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 63.

8. Лунькин, А. Н. Альянсоспособность как критерий оценки конкурентоспособности форм интеграционного взаи-

модействия стратегических партнеров в сфере среднего профессионального образования // Экономические науки. - 2010. - N 12. - С. 429-434.

9. Масюк Н.Н., Межонова Л.В., Бушуева М.А. и др. Стратегическое партнерство в инновационной экономике знаний: мультивариантный подход. Владивосток. 2014. 160 с.

10. Масюк Н.Н., Петрищев П.В., Бушуева М.А. Стратегическое партнерство как свидетельство альянсоспособности университета / Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3 (53-3). С. 658-662.

11. Масюк Н.Н., Петрищев П.В., Бушуева М.А. Типология бизнес-моделей университета в контексте его международной альянсоспособности / Научное обозрение. 2015. № 24. С. 330-337.

12. Межонова Л.В., Масюк Н.Н. Университетский комплекс: инновационные подходы к управлению / Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6 (82). С. 32-37.

13. Межонова Л.В., Масюк Н.Н., Куликова О.М. Инновационный подход к управлению интеграционными процессами в университете с использованием технологии ситуационного центра / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 439.

14. Петрищев П.В., Масюк Н.Н., Бушуева М.А. Алгоритм и дорожная карта вхождения университета в международный образовательный альянс / . 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 303-306.

15. Altbach P. (2005) Academic challenges: the American professoriate in comparative perspective, A. Welch (ed.) The Professoriate: Portrait of a profession., Springer, Dordrecht, pp. 147- 165.

16. Garrahan P. Strategies for Internationalisation in Higher Education: the UK and China experience / P. Garrahan // Sheffield Hallam Литература Литература 273 University. URL: https://staff.shu.ac.uk/exec/philipgarrahan.asp 31.01.2010).

17. Higher Education to 2030. Vol. 2. Globalization. Paris: OECD Center for Educational Research and Innovation, 2009

18. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Era of Globalization: a Comparative Perspective from China and Japan/ F. Huang // Global Campus Net Osaka. URL: http://www.gcn-osaka.jp/ project/finalreport/6E/6-3-2e.pdf (Дата обращения: 31.01.2010).

19. Internationalization and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. Paris: OECD, 2004.

20. OECD Thematic review of Tertiary Education // Организация экономического сотрудничества и развития. URL: http://www.oecd. rg/document/16/0,3343, en_2649_39263238_35580240_1_1_1_1,00. html

(Дата обращения: 29.06.2018).

21. Scott P. (1998) Massification, internationalization and globalization, in Peter Scott (ed.) The Globalization of Higher Education. The Society for Research into Higher Education/ Open University Press, Buckingham, pp. 108-129.

22. Tertiary Education for the Knowledge Society. OECD Thematic Review of Tertiary Education: Synthesis Report. Paris: OECD, 2008. URL: www.oecd.org/edu/tertiary/review (дата обращения: 10.07.2010).

М.А. Половченко

доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, к.э.н., Кубанский государственный университет

M.A. Polovchenko

Associate Professor of the Department of World Economy and Management, Ph.D., Kuban State University (maov03012007@rambler.ru, 89064341911)

В.В. Стебловская

магистрант, Кубанский государственный университет

V. V. Steblovskaya

master's student, Kuban State University (lera_steblovskaya1995@mail.ru, 89787248992)

ПОЗИЦИИ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ

Аннотация. Статья посвящена комплексной оценке роли России в международной торговле высокотехнологичными товарами. Выявлено, какую долю высокотехнологичная продукция занимает в товарном экспорте страны. Определена динамика абсолютных стоимостных показателей высокотехнологичного экспорта России в период 2012-2016 гг., при этом приведены данные международных организаций и национальных институтов, которые применяют различные подходы к определению набора товаров, относящихся к высокотехнологичным. Особое внимание уделено позициям России на мировом рынке, в частности анализируется доля страны в мировом экспорте и импорте высокотехнологичных товаров. Отмечено, что Россия выступает импортером на мировом рынке, имея отрицательное сальдо внешней торговли высокотехнологичными товарами. Для более детального анализа приводятся показатели участия России в мировом экспорте фармацевтической продукции, компьютеров, электроники, аэрокосми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.