Научная статья на тему 'Стратегия создания интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении'

Стратегия создания интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ / СОЗДАНИЕ РАБОТАЮЩЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / QUALITY OF SCHOOL EDUCATION / CREATING A MOTIVATIONAL WORKING ENVIRONMENT / FORMS / METHODS / TECHNOLOGIES AND INTELLECTUAL FOCUS OF THE GAME / THE ORGANIZATION MODEL OF INTELLECTUAL AND MOTIVATIONAL LEARNING ENVIRONMENT / IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / STRATEGY / CONCEPT OF FORMATION OF THE INTELLECTUAL AND MOTIVATIONAL LEARNING ENVIRONMENT IN SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбуллин Р. Р., Мухутдинова Т. З., Храпаль Л. Р., Камалеева А. Р.

В статье рассмотрена проблема совершенствования качества школьного образования, обусловленная теми целями, которые определены в качестве стратегических векторов развития системы российского образования на ближайшие годы. Возникшее качественное отставание в эффективности образовательно-воспитательного процесса относительно мирового сообщества, сделало особенно важным поиск инновационных вариантов дальнейшего движения отечественного образования. Сценарий проектирования стратегии формирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды в школе, миссией которой в глобальном плане являются модернизация сути образовательного процесса, рост конкурентоспособности всей системы среднего образования, превращение школы в полноценный действующий разнонаправленный центр социума, на наш взгляд, направлена на разрешение всех вышеперечисленных проблем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбуллин Р. Р., Мухутдинова Т. З., Храпаль Л. Р., Камалеева А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of improving the quality of school education due to objectives that are defined as strategic vectors of the Russian education system in the coming years. Arisen as a result of the lag in the effectiveness of high-quality education and the educational process relative to the global community has made a particularly important find innovative options for further movement of national education. Scenario planning strategy for the formation of intellectual and motivational learning environment in school, whose mission in global terms are essentially the modernization of the educational process, increase the competitiveness of the whole system of secondary education, the School as a full-fledged acting multidirectional center of society, in our opinion, is aimed at resolving all these issues in education.

Текст научной работы на тему «Стратегия создания интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении»

Р.Р. Хайбуллин, Т. З. Мухутдинова, Л. Р. Храпаль,

А. Р. Камалеева

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ключевые слова: качество школьного образования; стратегия и концепция формирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды в школе; создание работающей мотивационной среды; формы, методы, технологии интеллектуально-игровой направленности; модель организации интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении, модернизация образовательного процесса.

В статье рассмотрена проблема совершенствования качества школьного образования, обусловленная теми целями, которые определены в качестве стратегических векторов развития системы российского образования на ближайшие годы. Возникшее качественное отставание в эффективности образовательновоспитательного процесса относительно мирового сообщества, сделало особенно важным поиск инновационных вариантов дальнейшего движения отечественного образования. Сценарий проектирования стратегии формирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды в школе, миссией которой в глобальном плане являются модернизация сути образовательного процесса, рост конкурентоспособности всей системы среднего образования, превращение школы в полноценный действующий разнонаправленный центр социума, на наш взгляд, направлена на разрешение всех вышеперечисленных проблем образования.

Keywords: quality of school education, strategy and concept of formation of the intellectual and motivational learning environment in schools, creating a motivational working environment, forms, methods, technologies and intellectual focus of the game, the organization model of intellectual and motivational learning environment in educational institutions, modernization of the educational

process.

The article considers the problem of improving the quality of school education due to objectives that are defined as strategic vectors of the Russian education system in the coming years. Arisen as a result of the lag in the effectiveness of high-quality education and the educational process relative to the global community has made a particularly important find innovative options for further movement of national education. Scenario planning strategy for the formation of intellectual and motivational learning environment in school, whose mission in global terms are essentially the modernization of the educational process, increase the competitiveness of the whole system of secondary education, the School as a full-fledged acting multidirectional center of society, in our opinion, is aimed at resolving all these issues in education.

Последние десятилетия российское

образование переживало значительный кризис, став опосредованной жертвой всех глобальных политико-экономико-социальных изменений,

происходивших с нашим государством. В определенный момент была утрачена внутренняя парадигма развития системы, своеобразная

образовательная национальная идея, трагически приумноженная постсоветским нигилизмом,

уничтожившим многие позитивные наработки советской педагогики.

В своем Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что «главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном

мире... Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килечек», Стратегия развития образования в городе Казани на 2010-2015 годы определяют как одну из основных задач современной школы -раскрытие способностей каждого ученика,

воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В 2009 году Российская академия образования проанализировала результаты PISA (Programme for International Student Assessment) -2009. Это общепризнанная международная программа по оценке подготовки 15-летних школьников, проводимая каждые три года Организацией экономического сотрудничества и развития и определяющая уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности учащихся из 65 стран мира. По итогам тестов Российская Федерация оказалась в нижней половине таблицы, показав понижение результатов даже в сравнении с предыдущими годами. Эта тенденция снижения конкурентоспособности российских школьников послужила причиной появления в Послании Президента слов о необходимости инновационных преобразований отечественной системы образования и последующей Президентской инициативы «Наша Новая школа».

В настоящее время можно говорить о существовании серьезных противоречий между требованиями школьной программы и реальным уровнем обученности, между предметным образованием и восприятием целостной картины мира. Эти противоречия проявляются не только в международных тестированиях, но и в Едином Государственном экзамене. Причина низких

показателей не в том, что школа не в состоянии дать знания. Проблема в том, что наша школа не вполне справляется с двумя важнейшими задачами, без решения которых невозможен эффективный образовательный процесс: создание работающей мотивационной среды, способной заинтересовать ребенка в получении знаний.

Считается, что порядка 2% детей -вундеркинды, дети со сверхспособностями, ещё порядка 15% - талантливые дети. Этим категориям интересно практически всё, что им преподают. Самая большая группа детей - порядка 70-80% -дети одарённые, но «не проснувшиеся», не способные на самомотивацию, нуждающиеся в стимулировании, «пробуждении». И, наконец, 1015% - инертные дети, заинтересовать которых крайне сложно. Фактически, вопрос мотивации к обучению и самообучению - краеугольный камень самого процесса образования. Необходимы

выстраивание связи «знания - реальность -ситуация», построение системы метапредметного образования. Зачастую обладая обширными

знаниями, выпускники не умеют эффективно работать с ними, быстро принимать оптимальные решения, что и не удивительно в условиях отсутствия у них достаточной для этого мотивации в рамках традиционно учебного процесса.

Развитие конкурентоспособности в контексте решения главной задачи современной школы -достижения высокого качества образования,

отвечающего требованиям ХХ1 в. - возможно, в первую очередь, через применение компетентност-ного подхода и использование современных

педагогических технологий, способствующих:

- вовлечению каждого учащегося в активный познавательный процесс,

- созданию атмосферы сотрудничества при решении разнообразных проблем,

- формированию собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования, постоянному совершенствованию интеллектуальных способностей.

Таким образом, существуют противоречия:

- между традиционной системой ценностей отечественного образования и необходимостью ее обновления на основе новых критериев, принципов, трендов изменения качественных показателей образования - формирования конкурентоспособности;

- между пониманием ориентиров дальнейшего развития и отсутствием однозначного понимания организации процессов этого развития, необходимостью подготовки и переподготовки всех участников образовательного процесса.

Разработанный нами сценарий

проектирования стратегии формирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды в школе, миссией которого в глобальном плане являются модернизация сути образовательного процесса, рост

конкурентоспособности всей системы среднего образования, превращение школы в полноценный

действующий разнонаправленный центр социума, включает следующие условия его воплощения

(рис.1):

Качественное изменение компетентностей у преподавателей, работающих в интеллектуальномотивационной образовательной среде

Формирование у детей установки на самомотивацию, осознания ценности и практической йпг.тррбайпнмпг.ти

образования (быть умным -модно)

Эффекты реализации стратегии

т

Миг г ия -

Модернизация образовательного процесса, рост конкурентоспособности сшиты среднего образовании, Преврйщение шш!ы б ПМНОЦеННЬ/И Ц4Нтр Сйциумй

Возникновение систем интерактивного взаимодействия «школа-клуб -семья»

конкуаентоспособности участников образовательного процесса

Превращение школы в центр метапредметного развития, подготовки кадров доя любой сферы деятельности

Разработка новых \

систем оценивания

успешности

учащихся т

условия раскрытия индивидуальных

и творческих

способностей

Лктизное 1

использование е

учебном процессе

форм..

методов., технологий

интеллектуал ьно-

игровой

направленности

Условия и эффекты реализации стратегии интеллектуально-мотива ционной образооатслыюй г ре дм

Соответствие шкального образования целям опережающего и устойчивого развития общества

Уичивии реализации стратегии

Создание необходимой органи.зационт-педагогической базь/

интеграция основного и дополнительного образо&ания

Ноёый подход к учебному прпцрггу, приоритет мотивационного поведения и мировоззрений, переход К микрогруппам и индивидуальному подходу (интеллект ушьжяг здйрооьеебсрсмашс)

Иямрнрнчр внутренней структуры организации и управления УВП

Разработка системы материальных и моральных стимулов поддержки учителей, работающих е контексте интеллеятуалъна-ттивационнай сред ьу

Рис. 1 - Условия и эффекты реализации

стратегии интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении

- новый подход к учебному процессу,

приоритет мотивационного поведения и мировоззрения, переход к динамическим микрогруппам и индивидуальному подходу, что дает эффект «интеллектуального

здоровьесбережения» участников образовательного процесса;

- разработка новых систем оценивания успешности учащихся (а в перспективе и учителей) как условия раскрытия индивидуальных и творческих способностей;

- активное использование в учебном процессе форм, методов, технологий интеллектуально-

игровой направленности (педагогическая игра,

интеллектуальная игра, мотивационная игра,

психологическая игра);

- разработка системы моральных и

материальных стимулов поддержки учителей,

работающих в контексте интеллектуальномотивационной образовательной среды;

- создание необходимой организационнопедагогической базы, построенной на интеграции основного и дополнительного образования, что должно привести к изменению внутренней структуры организации и управления учебновоспитательным процессом.

Ожидаемые результаты от внедряемой нами Стратегии:

1. Повышение качества образовательного процесса посредством внедрения интеллектуальных игровых педагогических техник, формирования интерактивной мотивационной образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

2. Повышение качества школьного

образования через комплекс педагогических условий, к которым, прежде всего, относятся: самомотивация всех участников образовательного процесса, стремление к самореализации,

дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, интерактивная игровая система средств и методов осуществления проверки знаний и умений, интегрированная система «интересно на уроке - интересно после уроков».

3. Активизация личностного фактора

в школьной среде, развитие творческого потенциала учащихся и учителей, увеличение объема и качества усваиваемого материала, выход за рамки

предметности в образовательном процессе -

развитие умений и навыков межпредметного и метапредметного характера.

4. Повышение

конкурентоспособности учащихся за счёт увеличения роли самооценки обучающихся, внедрения принципа состязательности в учебный процесс при одновременном снижении уровня тревожности - «интеллектуальное здоровье-

сбережение».

Следовательно, формирование

интеллектуально-мотивационной образовательной среды складывается на основе интеграции трёх базовых составляющих: педагогической («интересно на уроке»), клубной («интересно после урока»), интерактивной («интересно самому»). Речь идёт о полноценной структурной интеграции, подразумевающей применение в учебно-воспитательном процессе элементов и техник интеллектуального клуба, а в интеллектуальном клубе - принципов образовательного процесса.

Теоретические основания концепции выражаются в следующих основных положениях:

1. В современных условиях значительного отставания нашей системы образования от общемировых тенденций, модернизация образования должна осуществляться на принципиально новых (организационных, управленческих, профес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сионально-педагогических, методических, эконо-мическихО основаниях. Необходима переориентация учебно-воспитательного процесса, изменение системы внутренних акцентов и целей образования, что нашло отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.

2. Основными проблемами нашего

образования в настоящее время являются низкая мотивация участников образовательного процесса и низкий уровень конкурентоспособности

выпускника. Без решения проблемы мотивации иные пути модернизации образовательного процесса приобретут, по сути, экстенсивный характер, а без решения проблемы

конкурентоспособности система образования утрачивает смысл как таковая.

На этом основании можно говорить о следующих приоритетах модернизации образовательного процесса в школе: формирование

актуальной мотивации всех участников учебновоспитательного процесса; организация единой мотивационной образовательной среды, ориентированной на постоянное стимулирование интеллектуально-творческого саморазвития, образовательную социализацию личности; создание педагогических условий метапредметного образования, позволяющего адаптироваться в любой сфере профессиональной деятельности.

3. Модернизация образования не может быть успешно осуществлена за счёт усилий только средней школы. Для решения столь масштабной задачи, как мотивационная образовательная среда, требуется привлечение к решению этой задачи системы дополнительного образования (с одновременной его модернизацией) и системы молодёжных общественных организаций интеллектуально-творческой направленности (интеллектуальные игры, ролевые игры, экономическое моделирование, психологические клубы и т.д.).

4. Мотивационная образовательная среда

представляет собой систему интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, за счёт которого происходит поддержание высокого уровня внутренней самомотивации. Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих: создание условий

появления установки на качественную деятельность, формирования чувства ответственности перед самим собой, появление возможности видеть конечный результат в краткосрочной перспективе и понимание способов его достижения.

Модернизация образовательного процесса в контексте создания мотивационной образовательной среды возможна через интеллектуально-мотивационное воздействие, успешность которого, в свою очередь, зависит от следующих факторов:

1) полноты интеграции основного и дополнительного образования в рамках общеобразовательного учреждения в единую взаимосвязанную систему в методическом и управленческом смыслах;

2) наличия обоснованного инструментария мониторинга динамики основных критериев

конкурентоспособности, а также построенной на иных принципах системы оценки качества образования;

3) степени внедрения инновационных методов и технологий обучения, основанных на применении интеллектуально-игровых техник, обеспечения дифференциации и индивидуализации образования в школе на основе вариативности и многообразия направлений интеллектуальнотворческого развития;

4) подготовленности педагогических кадров к работе в нетрадиционных формах в рамках мотивационной образовательной среды, органичности процесса адаптации кадров дополнительного образования и общественных организаций к работе в структуре общеобразовательного учреждения.

Идея использования интеллектуальноигровых методик в образовании, переноса огромного 30-летнего опыта сообщества «знатоков» в школу, достаточно актуальна и перспективна, поскольку такой инновационный подход позволит повлиять на решение целого ряда проблем.

1. Проблема мотивации учащихся. Быть умным пока не модно, поскольку нет понимания, зачем это нужно. Дети должны получить возможность практически применять полученные знания во всех областях. Олимпиадное движение многих отпугивает и сложностью, и предметными рамками. Интеллектуальные турниры гораздо шире по охвату, они ярче и привлекательнее внешне, их организация не сложнее, чем организация олимпиад, а потенциальный охват знаний участников безграничен, любой ребенок может оказаться полезным в команде, т. е. почувствовать себя способным к развитию. Организуя сразу несколько чемпионатов по разным видам интеллектуальных игр и используя образовательно-игровой портал, можно охватить практически всех учащихся республики. Масштабная соревновательная среда даст возможность детям демонстрировать свои знания, смекалку, логику, побуждая их к дальнейшему развитию или пробуждая в них скрытый потенциал.

2. Проблема подготовки к ГИА и ЕГЭ. Интеллектуальные игры развивают общую эрудицию, нестандартность мышления, креативность, реакцию. Однако адаптируя их к процессу обучения через игровые педагогические технологии, мы можем придать им конкретную направленность, т. е. использовать при подготовке к итоговой аттестации. Подобный подход отвечает принципам здоровьесбережения, поскольку уменьшает психологическое давление, стрессовость. Мы приучаем детей думать и генерировать в условиях крайне ограниченного времени, применяя все имеющиеся знания и получая новые знания на их основе. Такой учащийся воспримет ЕГЭ гораздо спокойнее и увереннее. Такой выпускник станет гораздо конкурентоспособнее.

3. Проблема раскрытия потенциала учителей. Наши учителя далеко не всегда готовы воспринимать инновации, перестраиваться. Связано это и с тем, что сами они не уверены в своих

способностях, их профессионализм в некоторой степени закостенел, мышление частично утратило творческую гибкость. Вовлечение их в процесс интеллектуально-игрового развития актуализирует их знания, дает возможность раскрыться и поверить в себя. Объединение их в микрогруппы (команды) способствует обмену опытом, сплоченности, формирует позитивный микроклимат. Разработка и использование методов и техники игропедагогики дает инструментарий успешной инновационной деятельности, налаживания контактов с детьми, построения эффективной образовательной среды.

Для успешного функционирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды предполагается работа в трех направлениях:

1.Лаборатория игровых технологий, задача которой - непосредственная разработка, адаптация и внедрение игровых педагогических техник в образовательный процесс, создание программ мониторинга и критериев оценки степени эффективности использования тех или иных методов и приёмов, разработка учебных курсов.

2.Клуб интеллектуального творчества, основная функция которого - создание единого мотивационного образовательного пространства школьников через организацию очных и заочных массовых соревнований, турниров, чемпионатов, фестивалей. Здесь подразумевается проведение общешкольных чемпионатов по интеллектуальным играм, соединённым с предметной подготовкой: «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Скрэббл», «Пирамида» и другим.

3. В рамках создания единой мотивационнообразовательной среды организуются мероприятия, ориентированные на участие в них педагогических коллективов школ, а также родителей.

Ресурсный центр подготовки педагогических кадров, направленный на решение двух задач:

1. Непосредственную подготовку учителей-тьюторов, способных успешно применять в своей практике внедряемые педагогические технологии.

2. Формирование мотивационной среды для самих учителей, стимулирующей рост их творческого потенциала, стремление к саморазвитию в условиях требований нашей новой школы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что интеллектуально-мотивационная образовательная среда способствуют повышению качественных показателей образования. Научные и организации-онные задачи, встающие при формировании интеллектуально-образовательной мотивационной среды сложны, их решение требует значительных, но вполне осуществимых усилий и затрат. Эффект от создания такой среды способен принципиально изменить образовательный процесс и может стать основой качественно нового уровня организации преподавания в школе, отвечая требованиям к качеству образования, изложенным в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.

Литература

1. Камалеева А.Р. Использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций для повышения качества обученности учащейся молодежи (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла) [коллективная монография] - Казань: ТГГТУ, 2011. - 210 с.

2. Храпаль Л.Р. Стратегия социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования как института социализации // Вестник Поморского ун-та. - 2009. - № 11. - С. 282-287

3. Храпаль Л.Р. Развитие социокультурной и этнокультурной компетентностей специалистов как сложный социокультурный процесс интеграции //

Вестник Башкирского ун-та. - 2010. - Т.15. - № 1. - С. 221-224.

4. Храпаль Л.Р. Уровни и критерии оценки

модернизационных изменений высшего профессионального экологического образования // Высшее образование сегодня. - 2010. - №8. С. 42-45 (0,3 п.л.).

5. Храпаль Л.Р., Мухутдинова Т.З. Организационнопедагогические основы модернизации экологического образования в национальных исследовательских университетах в современных социокультурных условиях // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - №8. -С. 298-307.

6. Храпаль, Л.Р., Камалеева, А.Р. Особенности

социокультурного проектирования модернизации

экологического образования в вузе // Современная наука. - 2011. - №2 (5). - С. 46-51.

© Р. Р. Хайбуллин - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, директор 85 общеобразовательной школы г. Казани; Т. З. Мухутдинова - д-р пед. наук, член-корр. РАЕ, проф. кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, , tamara@kstu.ru; Л. Р. Храпаль - д-р пед. наук, проф. РАЕ, доцент К(П)ФУ; А. Р. Камалеева - канд. пед .наук, проф. РАЕ, доцент К(П)ФУ.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 30.11.12. по 10.01.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.