Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнестойкость / предикторы выбора / профессиональная мобильность / самоэффективность / стратегии совладающего поведения / resilience / predictors of choice / professional mobility / self-efficacy / coping strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Татьяна Николаевна, Мариненко Татьяна Юрьевна, Мисиров Динамутдин Несретдинович

Цель данной работы заключается в изучении субъективных детерминант успешной повторной профессионализации личности, таких как: самоэффективность, жизнеспособность, копинг-стратегии. Процедура и методы. Сопоставляются результаты изучения содержания представлений об успехе, выраженности жизнестойкости, самооценки эффективности предпочитаемых копинг-стратегий у магистров с разным уровнем успешности на этапе репрофессионализации. С помощью U-критерия Манна-Уитни производилось сравнение средних данных по двум группам респондентов; корреляционный анализ по Спирмену позволил выявить наличие статистически достоверных различий выраженности субъективных детерминант успешности личности на этапе репрофессионализации у успешных и менее успешных респондентов-магистров. Состав выборки: магистры, имеющие непрофильное первое образование и принявшие решение об освоении другой профессии (N = 222; 25–35 лет). Диагностические методики: «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева); «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцера, М. Ерусалема; в адаптации В.Г. Ромека); опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана; анкета «Факторы успеха» (Т.Н. Щербакова). Результаты. Определены особенности стратегий совладающего поведения у лиц с разной степенью успешности в ситуации повторной профессионализации. Показано наличие связи предпочитаемой копинг-стратегии с самоэффективностью и жизнестойкостью субъекта репрофессионализации. Выявлены различия в выбираемых копинг-стратегиях, а также уровни самоэффективности и жизнестойкости у успешных и менее успешных магистров на этапе освоения новой профессии, оказывающие влияние на эффективность учебно-профессиональной деятельности. Установлено, что более успешные магистры чаще выбирают в качестве копинг-стратегий «принятие ответственности», «планирование решения проблем». Среди значимых факторов успеха магистранты выделяют прежде всего креативность, способность к достижению цели, стремление к самореализации. Выявлено наличие у менее успешных магистров прямой положительной взаимосвязи между самоэффективностью и такими стратегиями копинг-поведения, как «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание», обратная отрицательная связь между самоэффективностью и копинг-стратегией «принятие ответственности». Теоретическая и/или практическая значимость. Определение значимых показателей субъективных предикторов успешности личности в условиях профессиональной мобильности дополняет представления о роли конструктивных копинг-стратегий в организации продуктивной активности субъекта репрофессионализации. Комплексный анализ ресурсов и рисков различных копинг-стратегий и взаимосвязи с другими предикторами успешности с использованием методов математической статистики позволяет определить систему поведенческих стратегий и личностных характеристик, необходимых для успешности в ситуации профессиональной мобильности. На основе данных проведённого эмпирического исследования, связанного с изучением особенностей стратегий совладающего поведения у лиц с повторной профессионализацией, разработана программа психологического сопровождения магистров, выбирающих новую профессиональную сферу. Данная программа включает диагностический блок выявления индивидуальных затруднений и рисков и тренинг конструктивного совладающего поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербакова Татьяна Николаевна, Мариненко Татьяна Юрьевна, Мисиров Динамутдин Несретдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping strategy as a predictor of individual success in conditions of professional mobility

Aim. To study such subjective determinants of successful re-professionalization of an individual as self-efficacy, vitality, coping strategies. Methodology. The results of studying the content of ideas about success, the severity of resilience, self-assessment of effectiveness of preferred coping strategies among Masters with different levels of success at the stage of re-professionalization are compared. Using the Mann-Whitney U test, average data for two groups of respondents were compared; Spearman’s correlation analysis revealed the presence of statistically significant differences in the severity of subjective determinants of personal success at the stage of re-professionalization among successful and less successful Master’s respondents. Sample composition is Master's students who have a non-major first education and have decided to master another profession (N = 222; 25-35 years old). Diagnostic methods: Vitality test (Methodology by S. Maddi, adaptation by D.A. Leontyev); General self-efficacy scale (R. Schwarzer, M. Yerusalem; adapted by V.G. Romek); Questionnaire “Methods of coping behavior” by R. Lazarus and S. Folkman; Questionnaire “Success Factors” (T.N. Shcherbakova). Results. The features of coping behavior strategies in individuals with varying degrees of success in the situation of re-professionalization are determined. It is shown that there is a connection between the preferred coping strategy and the self-efficacy and resilience of the subject of reprofessionalization. Differences were identified in the chosen coping strategies, as well as the level of self-efficacy and resilience among successful and less successful masters at the stage of mastering a new profession, which influence the effectiveness of educational and professional activities. It has been established that more successful masters more often choose “taking responsibility” and “planning to solve problems” as coping strategies. Among the significant success factors, undergraduates highlight, first of all, creativity, ability to achieve goals, and desire for self-realization. It was revealed that among less successful Master’s students there is a direct positive correlation between self-efficacy and such coping behavior strategies as “seeking social support” and “escape-avoidance”, and an inverse negative relationship between self-efficacy and the coping strategy “taking responsibility”. Research implications. Determining significant indicators of subjective predictors of individual success in conditions of professional mobility complements the understanding of the role of constructive coping strategies in organizing the productive activity of the subject of re-professionalization. A comprehensive analysis of resources and risks of various coping strategies and correlation with other predictors of success using mathematical statistics methods allows us to determine a system of behavioral strategies and personal characteristics necessary for success in a situation of professional mobility. Based on the data from the empirical study related to the study of the characteristics of coping behavior strategies in people with re-professionalization, a program of psychological support for masters choosing a new professional field has been developed. This program includes a diagnostic block for identifying individual difficulties and risks and training in constructive coping behavior.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 159.9

DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-163-177

стратегия совладающего поведения как предиктор успешности личности в условиях профессиональной мобильности

Щербакова Т. Н.1, Мариненко Т. Ю.1, Мисиров Д. Н.2

1 Донской государственный технический университет, 344000, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1, Российская Федерация

2 Южный федеральный университет, 344006, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 02.02.2024 После доработки 19.03.2024 Принята к публикации 01.04.2024

Аннотация

Цель данной работы заключается в изучении субъективных детерминант успешной повторной профессионализации личности, таких как: самоэффективность, жизнеспособность, копинг-стратегии.

Процедура и методы. Сопоставляются результаты изучения содержания представлений об успехе, выраженности жизнестойкости, самооценки эффективности предпочитаемых копинг-стратегий у магистров с разным уровнем успешности на этапе репрофессионали-зации. С помощью U-критерия Манна-Уитни производилось сравнение средних данных по двум группам респондентов; корреляционный анализ по Спирмену позволил выявить наличие статистически достоверных различий выраженности субъективных детерминант успешности личности на этапе репрофессионализации у успешных и менее успешных респондентов-магистров. Состав выборки: магистры, имеющие непрофильное первое образование и принявшие решение об освоении другой профессии (N = 222; 25-35 лет). Диагностические методики: «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева); «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцера, М. Ерусалема; в адаптации В. Г. Ромека); опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана; анкета «Факторы успеха» (Т. Н. Щербакова).

Результаты. Определены особенности стратегий совладающего поведения у лиц с разной степенью успешности в ситуации повторной профессионализации. Показано наличие связи предпочитаемой копинг-стратегии с самоэффективностью и жизнестойкостью субъекта репрофессионализации. Выявлены различия в выбираемых копинг-стратегиях, а также уровни самоэффективности и жизнестойкости у успешных и менее успешных магистров на этапе освоения новой профессии, оказывающие влияние на эффективность учебно-профессиональной деятельности. Установлено, что более успешные магистры чаще выбирают в качестве копинг-стратегий «принятие ответственности», «планирование решения проблем». Среди значимых факторов успеха магистранты выделяют прежде всего креативность, способность к достижению цели, стремление к самореализации.

© CC BY Щербакова Т. Н . , Мариненко Т. Ю . , Мисиров Д . Н . , 2024.

V163y

Выявлено наличие у менее успешных магистров прямой положительной взаимосвязи между самоэффективностью и такими стратегиями копинг-поведения, как «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание», обратная отрицательная связь между самоэффективностью и копинг-стратегией «принятие ответственности». Теоретическая и/или практическая значимость. Определение значимых показателей субъективных предикторов успешности личности в условиях профессиональной мобильности дополняет представления о роли конструктивных копинг-стратегий в организации продуктивной активности субъекта репрофессионализации. Комплексный анализ ресурсов и рисков различных копинг-стратегий и взаимосвязи с другими предикторами успешности с использованием методов математической статистики позволяет определить систему поведенческих стратегий и личностных характеристик, необходимых для успешности в ситуации профессиональной мобильности. На основе данных проведённого эмпирического исследования, связанного с изучением особенностей стратегий совла-дающего поведения у лиц с повторной профессионализацией, разработана программа психологического сопровождения магистров, выбирающих новую профессиональную сферу. Данная программа включает диагностический блок выявления индивидуальных затруднений и рисков и тренинг конструктивного совладающего поведения. Ключевые слова: жизнестойкость; предикторы выбора; профессиональная мобильность; самоэффективность; стратегии совладающего поведения

Для цитирования: Щербакова Т. Н., Мариненко Т. Ю., Мисиров Д. Н. Стратегия со-владающего поведения как предиктор успешности личности в условиях профессиональной мобильности // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. №3. C. 163-177. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-163-177

Original Research Article

COPING STRATEGY AS A PREDICTOR OF iNDiViDUAL SUCCESS iN CONDITIONS OF PROFESSIONAL MOBILITY

T. Shcherbakova1, T. Marinenko1, D. Misirov2

1 Don State Technical University, 344000, Rostov region, Rostov-on-Don, pl. Gagarina, 1, Russian Federation

2 Southern Federal University, 344006, Rostov region, Rostov-on-Don, st. Bolshaya Sadovaya, 105/42, Russian Federation; e-mail: [email protected]

Received by the editorial office 02.02.2024 Revised by the author 19.03.2024 Accepted for publication 01.04.2024

Abstract

Aim. To study such subjective determinants of successful re-professionalization of an individual as self-efficacy, vitality, coping strategies.

Methodology. The results of studying the content of ideas about success, the severity of resilience, self-assessment of effectiveness of preferred coping strategies among Masters with

different levels of success at the stage of re-professionalization are compared. Using the MannWhitney U test, average data for two groups of respondents were compared; Spearman's correlation analysis revealed the presence of statistically significant differences in the severity of subjective determinants of personal success at the stage of re-professionalization among successful and less successful Master's respondents. Sample composition is Master's students who have a non-major first education and have decided to master another profession (N = 222; 25-35 years old). Diagnostic methods: Vitality test (Methodology by S. Maddi, adaptation by D. A. Leontyev); General self-efficacy scale (R. Schwarzer, M. Yerusalem; adapted by V. G. Romek); Questionnaire "Methods of coping behavior" by R. Lazarus and S. Folkman; Questionnaire "Success Factors" (T. N. Shcherbakova).

Results. The features of coping behavior strategies in individuals with varying degrees of success in the situation of re-professionalization are determined. It is shown that there is a connection between the preferred coping strategy and the self-efficacy and resilience of the subject of reprofessionalization. Differences were identified in the chosen coping strategies, as well as the level of self-efficacy and resilience among successful and less successful masters at the stage of mastering a new profession, which influence the effectiveness of educational and professional activities. It has been established that more successful masters more often choose "taking responsibility" and "planning to solve problems" as coping strategies. Among the significant success factors, undergraduates highlight, first of all, creativity, ability to achieve goals, and desire for self-realization. It was revealed that among less successful Master's students there is a direct positive correlation between self-efficacy and such coping behavior strategies as "seeking social support" and "escape-avoidance", and an inverse negative relationship between self-efficacy and the coping strategy "taking responsibility".

Research implications. Determining significant indicators of subjective predictors of individual success in conditions of professional mobility complements the understanding of the role of constructive coping strategies in organizing the productive activity of the subject of re-professionalization. A comprehensive analysis of resources and risks of various coping strategies and correlation with other predictors of success using mathematical statistics methods allows us to determine a system of behavioral strategies and personal characteristics necessary for success in a situation of professional mobility. Based on the data from the empirical study related to the study of the characteristics of coping behavior strategies in people with re-professionalization, a program of psychological support for masters choosing a new professional field has been developed. This program includes a diagnostic block for identifying individual difficulties and risks and training in constructive coping behavior. Keywords: resilience; predictors of choice; professional mobility; self-efficacy; coping strategies For citation: Shcherbakova T. N., Marinenko T. Yu., Misirov D. Yu. Coping strategy as a predictor of individual success in conditions of professional mobility // Bulletin of Federal State University of Education. Series: Psychological Sciences. 2024, no. 3. P. 163-177. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-163-177

Введение

На современном этапе развития психологической науки особую актуальность приобретают вопросы изучения субъективных предикторов успешности личности в ситуации горизонталь-

ной профессиональной мобильности. Это обусловлено тем, что в условиях динамичного рынка труда человеку необходима внутренняя готовность к повторному самоопределению и смене профессии в ответ на вызовы новой

Vi6sy

реальности . В связи с тем, что ситуация смены профессии, как правило, содержит и стрессогенные факторы, связанные с изменением привычного образа жизни и необходимостью выхода за границы комфорта, значимым является выявление возможностей стратегий совладающего поведения для сохранения психологического благополучия личности. Самореализация в профессиональной сфере наделяется личностным смыслом, интегрирует субъективные ресурсы с требованиями транспрофессионализма в условиях рынка труда современного общества. Многочисленные исследования психологов свидетельствуют о том, что успешная самореализация на протяжении жизненного пути в изменяющемся мире связана с развитием жизнестойкости, готовностью к переменам, уверенностью в самоэффективности, способностью делать взвешенные выборы и выбирать модели поведения, адекватные требованиям времени и специфике трансформаций в процессе модернизации в цифровом обществе [2; 7].

Актуальность изучения данной проблематики обусловлена интенсификацией модернизации современного российского рынка труда, что требует поиска новых путей и способов активизации личностных ресурсов успешного профессионального самоопределения в новых условиях Субъект профессионального самоопределения и сегодня стоит перед необходимостью корректировать свои жизненные планы и свой путь в профессиональном пространстве . Психологи подчёркивают, что процесс профессионализации приобретает перманентный характер, что, с одной стороны, способствует максимальной реализации

своих ресурсов, а с другой - заставляет концентрироваться на преодолении препятствий в социальной и профессиональной среде и адаптации, на со-владании со стрессом и нестандартными ситуациями [11].

В настоящее время важное значение приобретает поиск способов развития психологической готовности человека к профессиональным трансформациям в ситуации мобильности и неопределённости и, одновременно, ориентации на развитие устойчивых социально-экономических систем . В данном контексте была поставлена цель исследования -изучить субъективные детерминанты успешной повторной профессионализации личности: самоэффективность, жизнеспособность, копинг-стратегии Реализация цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- теоретического анализа современного изучения проблемы ресурса стратегии совладающего поведения как фактора успешности личности в условиях профессиональной мобильности;

- формирования пакета адекватного предмету исследования диагностического инструментария;

- проведение эмпирического изучения, выявления особенностей стратегий совладающего поведения как предиктора успешности личности на этапе репрофессионализации

Анализ проблемы

В новой социальной реальности для успешности субъекта важно рефлексировать свои жизненные перспективы в соотношении с самоэффективностью, находя новые направления самореализации на рынке труда

С точки зрения психологов, успешность профессионализации определя-

155Ы 2949-5113^

ется целым комплексом переменных: способностями, ресурсами, компетентностью, активностью, жизнестойкостью, креативностью и уровнем одарённости в контексте транспрофессионализации [10].

С точки зрения психологов, процесс профессионализации личности включает выработку адекватных профессиональных ориентаций, а также освоение компетенций, в соответствии с требованиями инновационных технологий, стандарта по специальности и социальными ожиданиями

Профессионализация сегодня рассматривается в совокупности с принятием и освоением субъектом деятельности профессиональной роли, идентификацией с определённой группой профессионалов, а также с проявлением поисковой активности, направленной на определение своего места в пространстве профессии, на формирование собственного стиля деятельности, понимание возможного профессионального образа-Я [5; 7].

В контексте современных рисков подчёркивается значимость необходимости формирования индивидуального набора механизмов выбора конструктивных копинг-стратегий в процессе психологической пристройки в ходе освоения различных профессиональных сфер с учётом индивидуальных характеристик [1]. Стратегии совладающего поведения рассматриваются с точки зрения их ресурсности в ситуации репрофессинализации

В ходе профессионализации сегодня в условиях мобильности личность сталкивается с проблемными ситуациями разного класса, и способность их конструктивного преодоления является важной составляющей успеха

| 2024 / № 3

самореализации человека в профессиональной жизни

В условиях горизонтальной мобильности репрофессионализация человека поддерживается на уровне государственной политики и социального моделирования за счёт развития системы профессиональной переподготовки, реализации программ магистратуры и переквалификации на уровне взрослой личности, что расширяет индивидуальные горизонты возможностей самоактуализации

Повторная профессионализация может способствовать самореализации личности в профессиональном пространстве, развитию интересов, ценностных ориентаций образа себя как субъекта деятельности [8; 9].

Вместе с тем психологи подчёркивают, что вынужденная смена типа профессиональной деятельности может провоцировать кризис адаптации, сомнения в самоэффективностии, непродуктивную трансформацию жизненных планов в изменяющихся условиях индивидуального бытия Анализ современных психологических исследований кризиса в ситуации смены профессиональной деятельности показывает, что основное внимание уделяется порождаемым им эмоциональным эффектам, а также техникам преодоления кризисных ситуаций, тогда как недостаточно работ, в которых представлена внутренняя детерминация активности преодоления [12; 17].

Исследование психологических механизмов преодоления кризиса в ситуации профессиональной мобильности позволяет выявить внутренние предикторы выбора конструктивной стратегии, способствующей достижению успеха и личностному росту

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Психологи акцентируют внимание на уверенности в своих силах, жизнестойкости и ресурсах конструктивного ко-пинга как факторах, способствующих устойчивости субъекта в кризисных ситуациях и продуктивному решению трудных жизненных задач и личностному росту [13; 16].

Полученные в психологических исследованиях результаты позволяют говорить о взаимосвязи личностных характеристик, конструктивных ко-пинг-стратегий и адаптации при повторной профессионализации, которая отражается практически на всех аспектах жизнедеятельности субъекта [15].

В современной психологии доказано, что жизнестойкость может выступать системообразующим фактором в системе предикторов адаптации субъекта к условиям профессиональной мобильности Эта характеристика позволяет компенсировать и преодолевать ограничения ситуации неопределённости и влияет на устойчивость преобразующей активности субъекта в ситуации смены профессиональной деятельности, адаптируясь к её требованиям, даёт возможность справляться с высокой стрессовой нагрузкой и эмоциональным напряжением, поэтому важно понимание детерминант жизнестойкости личности [14].

Индивидуальные перспективы горизонтальной профессиональной мобильности в психологических исследованиях связываются с личностным потенциалом, среди личностных ресурсов особо выделяется жизнестойкость, обеспечивающая адаптацию к новым условиям и продуктивность деятельности за счёт вовлечённости, проявления субъектности в контроле событий собственной жизни, рефлексии опыта и

переноса в контекст новых ситуаций и готовности к принятию риска [18].

Вовлечённость субъекта в процесс повторной профессионализации позволяет эффективно моделировать оптимальные схемы активности, выбирать продуктивные копинг-страте-гии, адекватно оценивать результаты и корректировать активность, видеть значимые для достижения цели внешние и внутренние условия

Способность субъекта репрофесси-онализации к принятию риска и умение адекватно действовать в данных ситуациях связана с моделированием и оценкой результатов, адекватной оценкой своей активности на основе устойчивых субъективных критериев

В исследованиях психологов показано, что в период повторной профессионализации большое значение имеют целеустремлённость, осмысленность жизни, эмоциональная насыщенность самого процесса, высокий уровень планирования будущего, чёткие жизненные цели

Выделенные в психологии стратегии совладающего поведения отличаются особенностями адаптационных ресурсов в условиях смены профессиональной деятельности При этом одни стратегии с высокой степенью вероятности облегчают адаптацию к новым условиям деятельности, а другие не решают эту проблему, что имеет непосредственную связь с личностными характеристиками [3]

Трансформация профессиональной среды, инновационное технологическое развитие, многозначность вариантов профессионального развития порождают необходимость перестройки поведенческих конструктов субъектов профессионализации

155Ы 2949-5113^

В настоящее время определённое количество людей, освоивших профессию, впоследствии переживают неудовлетворённость своей профессиональной жизнью и уровнем самоактуализации . Это побуждает субъекта профессионализации искать способы разрешения этой ситуации и реализации своего внутреннего потенциала в новой профессиональной сфере Проблема заключается в выборе как наиболее оптимального способа конструктивного разрешения вну-триличностного конфликта, так и соответствующей копинг-стратегии В противном случае при необходимости смены профессии может возникать психическое напряжение, развиваться стрессы, депрессия, деструктивные реакции и снижение жизненной эффективности Страх неэффективности, потери работы, может вызывать барьеры профессионализации молодёжи в условиях мобильности и проблемы депрофессионализации, эмоциональные сбои в системе адаптации субъекта [4; 19].

Внутриличностный конфликт при смене профессии связан с недостаточной готовностью к риску и принятию перемен, в связи с этим значимым фактором успеха личности в условиях профессиональной мобильности является готовность к изменениям в своей жизни, что повышает её востребованность на современном рынке труда

В ситуации ориентации на повышение качества жизни субъект стремится реализовывать профессиональные планы, воплощение которых приносит не только материальное благополучие, но и психологическое удовлетворение, а также признание со стороны референтных лиц, что может стать субъ-

| 2024 / № 3

ективной платформой для принятия решения о смене профессии

Исследования психологов показывают, что в ситуации профессиональной мобильности успешность личности во многом связана с рефлексивными способностями, умением выдвигать новые приоритеты и трансформировать личные цели В ситуации неопределённости может усложняться достижение успеха, и дальнейшая самореализация личности во многом будет зависеть от адекватности выбираемых стратегий совладания

Жизнестойкость, наличие конструктивных копинг-стратегий повышают вероятность успешной адаптации и эффективности субъекта в новом профессиональном пространстве

Важное значение в успешности ре-профессионализации субъекта играет качественное психологическое сопровождение В связи с этим актуализируется задача создания соответствующих программ психологического сопровождения и консультирования персонала разного типа на этапе смены профессии как компонента системы организационного карьерного планирования, реализации профессиональной перспективы и развития человеческого капитала Перспективным направлением в данном проблемном поле может стать изучение психологической готовности субъекта репро-фесионализации к выбору конструктивных копинг-стратегий в условиях профессиональной мобильности

Процедура и методы исследования

Цель исследования - изучить субъективные детерминанты успешной повторной профессионализации личности: самоэффективность, жизнеспособность, копинг-стратегии

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

ISSN2949-51 и С В^стник^^с^дяствсягокорш^;)прмцщеноНенЫшомнале^^зи [ 2024/№3

Для

были использованы следующие диа-гносшчеокиеметоцики:

1. «Тест жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д . А . Леонтьева), «Тест жизнестойкости» (Леонтьев, Рассказова, 2006) .

2 . «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М . Ерусалем в адап-ТЗ^иИИ щ. Г. РСТИВ^

3 . Опросник «Способы совла-дарщегв щовеиениив И Лазщруса и С. Фолкмана.

4. Анкета «Факторы успеха» (Т. Н . Щербакова) .

Ящавиение дилось по U-критерию Манна-Уитни, а таиже осуществлелсв корртляцион-ный анализ по Спирмену

Выборку исследования составили магистры в возрасте 25-35 лет в количестве 150 человек . Исследование проводилось в рамках профессиональной подготовки по программам магистратуры по направлению «Психология» на базе ЮФУ и ДГТУ Выборка была

сформированаиз м аги стров, имеющих непрофильное первое образование и принявешх р ешениеобфсвоении друг гой профессии

Реоульиатыиссл едомании и их обсуждение

Анализ анкетирования позволяет увидеть содержательные аспекты представленфймагнстрощофащтораи успеха. Оказалось, что 36% респон-оентсв-нагиснрофвыделяют в числе приоритетных предикторов успеха «способностьдостигатьцель»;В 2% нас зывают «креативность»; 10% считает, что вероятносте нсюеха садфазуме-вает наличие у субъекта «готовности и щнвизне»;2р%итнииафценсингют внимание на значении «стремления к семорталнзацин».

Далее выяснялось, как содержание представлений магистров о факторах успеха соотносятся с выраженностью содержательно релевантных характеристик у респондентов, находящихся на разных уровнях успешности На

ФЫКАОРЫ уСПФХЫ (%)

Криативниети 32%

СпивиНниети дивтигати цели 36%

Стрлмлинил Д влмирлллитлции 22%

Гитияниети д нияитнв 10%

Рис. 1 / Fig. 1 Представление о факторах успеха магистров на этапе репрофессионали-зации / Idea of success factors of Masters at the stage of re-professionalization

155Ы 2949-5113^

основе анализа портфолио респондентов, отражающего не только академическую успешность, но и социальную активность, результативность функционирования в учебно-профессиональном пространстве, а также результатов исследования самоэфективности магистров и субъективной оценки своей успешности условно были выделены группы: «успешные» и «менее успешные» .

Диагностика самоэффективности позволяет выявить степень уверенности субъекта в том, что он способен действовать целеустремлённо и эффективно для достижения желаемого результата и успеха

Корреляционный анализ результатов позволил выявить наличие умеренной положительной связи между самоэффективностью и субъективной оценкой успешности (0,51 при р < 0,05) . Интересно, что успешность повторной профессионализации прямо пропорционально связана с самоэффективностью На уровне теоретического анализа показано, что жизнестойкость является субъективным фактором, способствующим адаптации к ситуации профессиональной мобильности и сохранению эффективной активности

2024 / № 3

в процессе смены профессии за счёт контроля над эмоциональными переживаниями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по тесту жизнестойкости дают представление о способности личности активно и гибко действовать в ситуации стресса и затруднений, выраженность показателей по группам представлена графически (рис 2)

Сравнительный анализ шкал жизнестойкости показал наличие различия выраженности средних значений у «успешных» и «менее успешных» магистров: выявилось существенное преимущество первой группы респондентов по показателям общей жизнестойкости и по показателям выраженности принятия риска и контроля: у успешных выше, чем у неуспешных

Наибольшие различия средних значений между группой «успешных» и «менее успешных» выявлены по шкале «вовлечённость» . Таким образом, можно заключить, что вовлечённость в процесс усиливает шансы личности более полно использовать свой потенциал, а контроль и готовность рисковать облегчает адаптацию к новому профессиональному выбору

В связи с тем, что решение сменить профессию влияет на трансформацию

100 75 50 25 0

(в баллах)

92 4

Вовлечённость

Контроль •Успешные

Принятие риска •Менее успешные

Жизнестойкость

Рис. 2 / Fig. 2. Показатели жизнестойкости у магистров, осваивающих новую профессию / Indicators ofresilienceamong Mastersacquiring anewprofession

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

многих аспектов жизнедеятельности и является проблемной ситуацией, требует от человека способности искать способы решения возникающих проблем, важно выявление профиля выраженности копинг-стратегий у магистров, получающих новую профессию и имеющих разный уровень успешности

Изучение выбираемых типов ко-пинг-стратегий с помощью методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана показало аличие различий у групп респондентов (рис. 3) .

Анализ используемых способов со-владающегоповедения ре спондент ами двухгруппсразнымуровнем пнпеш-ности повторной профессионализа-ципярказто.пто выраженностьспосо-бовсавлеоднигвосвовномнаходится в пределах средних значений . Группы респондентов-мтгисауов.народящдх-сявс^с^т^а^щи^онвн^р^нткпвдВ^^с^тра-нализации, выбирают широкий спектр

копинг-стратегий, что может рассматриваться как ресурс адаптивности

У обеих групп респондентов в кластер предпочитаемых попали такие стратегии, как: «принятие ответственности», «бегство-избегание», «дистанцирование», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка» Среди менее выраженных оказались такие, как «поиск социальной поддержки» и «самоконтроль»

Группа успешных респондентов-магистров демонстрирует более высокие показатели по сравнению с менее успешными по таким стратегиям со-владания, как «принятие ответствен-ндхти», «озДагание» , «щпвтивщфд-дахае>х анлвнор^^^нха ртшедия проблемы», «конфронтация» . Тогда ыануменееуспешныиресяондтытоа-магистров больше, чем у успешных выражены «поиск поддержки», «поло-жительнаяпоуесщенка».

сменд1пнафе ссди ]нод нее успешные магистранты в большей

(в баллах)

Конфликтность Самоконтроль Принятие Планирование решения

ответственности проблемы

■ Успешные ■ Менее успешные

Рис. 3 / Fig. 3. Сравнительный анализ стратегий совладания групп респондентов-маги-стровсразнымуровнемуспешности / Comparativeanalysis ofcopingstrategiesofgroupsof respondents-Masters with different levels of success

155Ы 2949-5113^

степени ориентируются на поддержку извне, ждут позитивных перемен и проявляют меньше активности по актуализации внутренних ресурсов

У группы успешных магистров наиболее выраженными оказались стратегии копинга, связанные с готовностью принимать ответственность и искать эффективное решение проблем Эта эмпирическая картина отражает тенденцию к активному использованию внутренних ресурсов, веру в целесообразность полагаться на самого себя, что позволяет быстрее адаптироваться и быть продуктивным

Проведённый корреляционный анализ выявил прямые положительные связи между самоэффективностью и жизнестойкостью (0,51), вовлечённостью (0 . 57) при р < 0,05 у успешных респондентов

В группе менее успешных выявлены прямые положительные взаимосвязи между самоэффективностью и такими стратегиями копинг-поведе-ния, как «поиск социальной поддержки» (г = 0,47) и «бегство-избегание» (г = 0,41), при р<0,01.

Респонденты данной группы готовы принимать помощь и поддержку со стороны, но сами чаще проявляют пассивность и избегание принятия ответственности, о чём свидетельствует обратная отрицательная связь между самоэффективностью и копинг-стра-тегией «принятие ответственности» (г = -0,35) .

Статистически достоверные различия у успешных и менее успешных респондентов-магистров выявлены по шкалам «принятие ответственности», «бегство-избегание», «жизнестойкость», «вовлечённость» по критерию Манна-Уитни .

2024 / № 3

Таким образом, в качестве субъективных детерминант успешной повторной профессионализации личности выступают самоэффективность, выраженные компоненты жизнестойкости, конструктивные копинг-страте-гии. Использование конструктивных копинг-стратегий повышает ресурс-ность и успешность субъекта в условиях профессиональной мобильности

Заключение

На уровне эмпирического исследования можно выделить ресурсы и риски выбираемых стратегий копинг-поведения субъектов повторной профессионализации, которые рассматриваются как детерминанты уровня их успешности в процессе освоения новой профессии

Успешность повторной профессионализации связана с выраженной самоэффективностью, поэтому есть смысл закладывать развитие этого параметра в программы психологического сопровождения субъекта в условиях повышенной профессиональной мобильности

Показатели общей жизнестойкости, вовлечённость в процесс репрофесси-онализации, способность контролировать происходящее и свою активность в новом профессиональном поле, готовность к принятию риска становятся для субъекта деятельности внутренними предикторами успеха

Магистры, демонстрирующие

успешность в процесс освоения новой профессиональной области, используют достаточно широкий спектр конструктивных копинг-стратегий, напротив, менее успешные чаще прибегают к пассивным стратегиям

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

В современных условиях существует противоречие между ярко выраженной необходимостью психологического сопровождения субъектов, оказавшихся в ситуации смены профессиональной ориентации, и дефицитом продуктивных персонифицированных программ развития необходимых характеристик личности для успешной адаптации в этот период .

Для построения действенных программ психологического сопровождения субъекта на этапе повторной профессионализации важна информация о его индивидуальных ресурсах и рисках адаптации, позволяющая прогнозировать тип его преобразующей активности в ситуации смены профессии

ЛИТЕРАТУРА

1. Акименко А. К. Взаимосвязь стратегий совпадающего поведения и социально-психологических характеристик личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 5 . №2. С. 151— 156. 001: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-151-156.

2. Баженов С. В. , Баженова Е . Ю . , Абросимов Д . В . Тренды трансформации академической профессии в формирующемся цифровом обществе // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019 . Т. 9 . №10-1. С. 216-234. 001:10.34670/АЯ.2020.92.10.027.

3. Борисова Н . М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости // Мир науки, культуры, образования. 2017. №4. С. 216-219 .

4 Верещагина А В , Мухина К С Методологические параметры исследования профессионализации и депрофессионализации российской молодёжи на рынке труда // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9 . №6 . С. 80-93. 001: 10.18522/2227-8656.2020.6.5.

5 . Голубь О . В. , Минасян Е . Р. , Тимофеева Т. С. Особенности образа «возможного я» в

профессиональном самоопределении людей зрелого возраста // Человеческий капитал . 2019 . №12 (132). С. 149-158. 001: 10.25629/ИС. 2019 .12.14.

6 . Ласкин А. А. Смена профессиональной и служебной сферы деятельности и субъек-

тивные факторы, влияющие на личность специалиста // Гуманитарное пространство 2017. Т. 6 .№2. С. 149-159.

7 Мансуров В А , Голубева А С , Ермолаева Ю В Профессиональные группы в процессе модернизации социальной структуры России // Россия реформирующаяся 2019 . №17. С. 376-403. 001: 10.19181/ezheg. 2019 .16 .

8 . Нилова А. В. Особенности смены профессии во взрослом возрасте // Ярославская

психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции / Ярославль, 08-20 октября 2020 года / под ред А. В. Карпова. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 179-183.

9 Плеханова Н П , Подымахина К Т Профессиональное самоопределение взрослых в ситуации смены профессиональной деятельности // Психология Историко-критические обзоры и современные исследования . 2020. Т. 9 . №2-1. С. 254-266. 001: 10.34670/ АЯ.2020.87.44.029.

10 . Поварёнков Ю . П. Характеристика типов, видов и форм одарённости профессиона-

ла // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен М : Институт психологии РАН, 2020. С. 1340-1348. 001: 10.38098/ргос.2020. 59.34. 001.

11 Самоделко В А Профессиональное развитие личности с точки зрения современной психологии // Психология Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019 . Т. 1. №3-1. С. 224-230.

12. Смирнов О . А. Методологические подходы к формированию моделей структуры профессионального развития личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9 . №6-1. С. 163-169. DOI: 10.34670/ AR.2020. 73.45. 023.

13. Сыманюк Э . Э . Жизнеспособность как предиктор конструктивного профессионального развития // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М . : Институт психологии РАН, 2016 . С. 25-537.

14 . Федотова В . А . Детерминанты жизнестойкости у трех поколений современной России

// Российский психологический журнал . 2020. №17 (1). С. 74-91. DOI: 10.21702/ rpj .2020.1.6,

15 . Фомина Е . А . , Соломонов В . А . Проявление жизнестойкости молодёжи в ситуации

вторичной профессиональной адаптации // Управление устойчивым развитием. 2021. №3 (34). С . 114-119 .

16 . Фордмен В. А. Вынужденная смена профессиональной деятельности как этап про-

фессионального развития и психологического роста // Психология Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. №2-1. С. 181-186. D0I:10. 34670/AR.2021.62.17.014.

17 . Bonanno G . A . , Burton C . L. Regulatory flexibility: An individual differences perspective on

coping and emotion regulation // Perspectives on Psychological Science . 2013. Vol. 8 . №6 . P. 591-612. DOI: 10.1177/1745691613504116.

18 . Maddi S . R . Hardiness: The courage to grow from stresses // Journal of Positive Psychology.

2006. №1. P. 160-168. D0I:10.1080/17439760600619609.

19 . Pelzer B. , Schaffrath S. , Vernaleken I. Coping with unemployment: The impact of unem-

ployment on mental health, personality, and social interaction skills // Work. 2014 . Vol . 48 . №2 . P. 289-295. DOI: 10. 3233/W0R-131626.

REFERENCES

1. Akimenko A. K. [The relationship between coping strategies and social and psychological personal characteristics]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology], 2020, vol. 5, no. 2, pp. 151-156 . DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-151-156.

2 . Bazhenov S . V. , Bazhenova E . Yu . , Abrosimov D. V. [Transformation trends in the aca-

demic profession in an emerging digital society]. In: Ekonomika: vchera, segodnya, za-vtra [Economics: yesterday, today and tomorrow], 2019, vol. 9, no. 10-1, pp. 216-234. DOI:10. 34670/AR.2020.92.10.027.

3 . Borisova N. M . [Relationship of personal characteristics and coping in adulthood]. In: Mir nau-

ki, kul'tury obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education], 2017, no. 4, pp. 216-219 .

4 . Vereshchagina A . V. , Mukhina K. S . [Methodological parameters of the study of profession-

alization and deprofessionalization of Russian youth in the labor market] In: Gumanitarij Yuga Rossii [Humanities of the South of Russia], 2020, vol. 9, no. 6, pp. 80-93. DOI: 10.18522/2227-8656. 2020.6. 5.

5 . Golub O. V. , Minasyan E . R. , Timofeeva T. S . [Peculiarites of the image of "possible I" in

professional self-determination of people of mature age]. In: Chelovecheskij kapital [Human capital], 2019, no . 12 (132), pp. 149-158. DOI: 10.25629/HC. 2019 .12.14.

6 . Laskin A. A. [Change of professional and service scope and subjective factors affecting pro-

fessional identity]. In: Gumanitarnoe prostranstvo [Humanity space], 2017, vol . 6, no . 2, pp. 149-159.

V175y

7 . Mansurov V. A . , Golubeva A . S . , Ermolaeva Yu . V. [Professional groups in the process of

modernization the social structure of Russia]. In: Rossiya reformiruyushchayasya [Reforming Russia], 2019, no. 17, pp. 376-403. DOI: 10 ,19181/ezheg. 2019 .16 .

8 . Nilova A. V. [Features of changing profession in adulthood]. In: Karpov A . V. , ed .

Yaroslavskaya psihologicheskaya shkola: istoriya, sovremennost', perspektivy: sbornik mate-rialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii / Yaroslavl', 08-20 oktyabrya 2020 goda [Yaroslavl psychological school: history, modernity, prospects: collection of materials of the All-Russian scientific conference / Yaroslavl, October 08-20, 2020]. Yaroslavl, Filigran Publ. , 2020, pp. 179-183.

9 . Plekhanova N. P. , Podymakhina K. T. [Professional self-determination of adults in a situa-

tion of changing professional activities]. In: Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovre-mennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 2020, vol. 9, no. 2-1, pp. 254-266. DOI: 10. 34670/ AR2020.87.44.029.

10 . Povaryonkov Yu . P. [Characteristics of types, kinds and forms of giftedness of a professional].

In: Sposobnosti i mental'nye resursy cheloveka v mireglobal'nyhperemen [Abilities and mental resources of a person in the world of global changes]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2020, pp. 1340-1348. DOI: 10. 38098/proc. 2020.59. 34.001. 11. Samodelko V. A. [Professional development of the personality with regard to modern psychology] . In: Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 2019, vol. 1, no. 3-1, pp. 224-230.

12 Smirnov O. A. [Methodological approaches to the formation of models of the structure of professional development of the individual]. In: Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 2020, vol. 9, no. 6-1, pp. 163-169. DOI: 10. 34670/AR.2020. 73.45. 023.

13 Symanyuk E . E . [Resilience as a Predictor of Constructive Professional Development], In: Zhiznesposobnost' cheloveka: individual'nye, professional'nye i social'nye aspekty [Human Resilience: Individual, Professional, and Social Aspects] Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences Publ. , 2016, pp. 25-537.

14. Fedotova V. A. [Determinants of Resilience in Three Generations of Modern Russia], In: Rossijskij psihologicheskij zhurnal [Russian Psychological Journal], 2020, no. 17 (1), pp. 7491. DOI:10.21702/rpj.2020.1.6.

15 Fomina E A , Solomonov V A [Manifestation of Viability of Youth in a Situation of Secondary Professional Adaptation], In: Upravlenie ustojchivym razvitiem [Sustainable Development Management], 2021, no. 3 (34), pp. 114-119 .

16 . Fordmen V. A . [The involuntary professional activity change as a stage of professional devel-

opment and psychological growth]. In: Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 2021, vol. 10, no. 2-1, pp. 181-186 . DOI:10.34670/AR2021.62.17.014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 . Bonanno G . A . , Burton C. L . Regulatory flexibility: An individual differences perspective on

coping and emotion regulation In: Perspectives on Psychological Science, 2013, vol 8, no 6, pp. 591-612. DOI: 10.1177/1745691613504116.

18 . Maddi S . R. Hardiness: The courage to grow from stresses . In: Journal of Positive Psychology,

2006, no. 1, pp. 160-168. DOI:10.1080/17439760600619609.

19 . Pelzer B. , Schaffrath S . , Vernaleken I. Coping with unemployment: The impact of unem-

ployment on mental health, personality, and social interaction skills . In: Work, 2014, vol. 48, no. 2, pp. 289-295. DOI: 10.3233/WOR-131626.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Щербакова Татьяна Николаевна (Ростов-на-Дону) - доктор психологических наук, профессор, кафедра общей и консультативной психологии Донского государственного технического университета;

e-mail: tatiananik@list. ru; ORCID: 0000-0002-4114-185X

Мариненко Татьяна Юрьевна (Ростов-на-Дону) - аспирант, кафедра общей и консультативной психологии Донского государственного технического университета; e-mail: marinenkotan@rambler. ru; ORCID: 0009-0007-8315-6287

Мисиров Динамутдин Несретдинович (Ростов-на-Дону) - кандидат психологических наук, доцент, кафедра технологии и профессионально-педагогического образования, Южный федеральный университет; e-mail: dmisirov@yandex. ru; ORCID: 0000-0002-2652-7228

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana N. Shcherbakova (Rostov-on-Don) - Dr. Sci. (Psychology), Prof. , Department of General and Consultative Psychology of Don State Technical University; e-mail: tatiananik@list. ru; ORCID: 0000-0002-4114-185X

Tatyana Yu. Marinenko (Rostov-on-Don) - Postgraduate student of Department of General and Consultative Psychology of Don State Technical University; e-mail: marinenkotan@rambler. ru; ORCID: 0009-0007-8315-6287

Dinamutdin N. Misirov (Rostov-on-Don)- Cand . Sci . (Psychology), Assoc . Prof, of Department of Technology and Vocational Pedagogical Education of Southern Federal University; e-mail: dmisirov@yandex. ru; ORCID: 0000-0002-2652-7228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.