Научная статья на тему 'Стратегия социокультурного развития регионов: программно-технологический аспект'

Стратегия социокультурного развития регионов: программно-технологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1210
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брижатова С. Б.

Выявляется специфика социально-культурной структуры регионов. Предлагаемое направление развития программ социокультурного становления региона дает возможность подвергнуть анализу ценностные социокультурные запросы общества, особенности общественного российского интеллекта и социокультурной инфраструктуры региона, современные концепции социального и социокультурного планирования и прогнозирования вообще и профессиональной деятельности работников социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия социокультурного развития регионов: программно-технологический аспект»

5.Глухов, Л.В. Московское синодальное училище церковного пения. Дирижерско-хоровое образование России и педагогическая деятельность В.С.Орлова (конец XIX — начало XX столетий) / Л.В. Глухов. — Пермь, 2001.

6.Ершов, А. Старейший русский хор / А.Ершов. — Л., 1978.

7.Ильин, В.П. Очерки истории русской хоровой культуры / В.П. Ильин. — М., 1985.

8Локшин, Д.Л. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры / Д.Л.Локшин. — М., 1963.

9.Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. / К.Ф. Никольская-Береговская. — М., 2003.

10.Памяти Н.М. Данилина: Письма. Воспоминания. Документы. — М., 1987.

11.Парфентьев, Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII веков: государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и поддьяки / Н.П. Парфентьев. — Челябинск, 1991.

12.Пляскина, Е.В. Певческая культура русского средневековья / Е.В. Пляскина. — Барнаул, 2005.

13.Преображенский, А.В. Культовая музыка в России /А.В. Преображенский. — Л., 1924.

14.Птица, К.Б. Мастера хорового исполнительства в Московской консерватории / К.Б. Птица. — М., 1970.

15.Разумовский, Д.В. Церковное пение в России / Д.В. Разумовский. — М., 1867.

Материал поступил в редколлегию 30.01.07

УДК 008.2; 351.85 С. Б. Брижатова

СТРАТЕГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Выявляется специфика социально-культурной структуры регионов. Предлагаемое направление развития программ социокультурного становления региона дает возможность подвергнуть анализу ценностные социокультурные запросы общества, особенности общественного российского интеллекта и социокультурной инфраструктуры региона, современные концепции социального и социокультурного планирования и прогнозирования вообще и профессиональной деятельности работников социокультурной сферы.

Целостность и относительная самостоятельность социокультурной сферы региона обусловлены как спецификой ее внешних функций, так и особенностями развития социально-бытовой инфраструктуры, условий, образа жизни и культурно-духовных потребностей и интересов населения, степени их осознания, качественным уровнем социокультурной сферы — насыщением ее объектами и кадрами, и эффективностью деятельности последних, социокультурной обусловленностью специфики города и села.

Трансформационные процессы, протекающие в социокультурном развитии регионов, характеризуются значительной глубиной, сложностью и противоречивостью. В результате развития этих процессов социальнотерриториальная структура региона в 1990-е гг. претерпела заметные изменения. Однако по сравнению с социально-экономической структурой, подвергшейся радикальным сдвигам, социокультурная структура являет собой пример дифференцированного и весьма неустойчивого к внешним изменениям образования.

Выявленная автором статьи социально-культурная структура регионов имеет «переходный» характер. По-видимому, свой окончательный вид, который сохранится на протяжении достаточно длительного времени, она обретет лишь после завершения реформационных процессов в экономической и социокультурной сфере.

Единство теоретических, методологических и технологических системообразующих оснований разработки региональных программ социально-культурного развития и профессионального образования специалистов социокультурной сферы обеспечивает концепция жизненных сил регионального развития, позволяющая исследовать их особенности, выявлять специфику конкретного социума в социокультурных потребностях в условиях конкретного региона.

Разработка и внедрение региональных программ социокультурного развития дает возможность подвергнуть анализу ценностные социокультурные запросы об-

щества; особенности, общественного российского интеллекта и социокультурной инфраструктуры региона, современные концепции социального и социокультурного планирования и прогнозирования вообще и профессиональной деятельности работников социокультурной сферы, а также социокультурного образования специалистов для региона и другие важные для выполнения работ проблемы и использовать в их решении самые современные научные достижения.

Социокультурные процессы, обладающие динамичностью в изменении социокультурного неблагополучия, аккумулируя противоречия и отражая общие и региональные (специфические) тенденции социокультурной жизни, выступают, таким образом, системообразующим фактором программирования социокультурной деятельности в регионе и подготовки профессиональных специалистов социокультурной сферы.

Социокультурные процессы в регионе имеют свою специфику, которая заключается в многообразии, противоречивости, парадоксальности их характеристик, отражающих нарушения жизненного пространства населения.

Особенности социокультурных процессов в разработке программы проявляются на различных уровнях организации социокультурной жизни (на уровне социума, социально-групповом, индивидуально-личностном), формируя своеобразный социум, новые взаимоотношения в системе «человек—общество—культура».

Характеристика социокультурных процессов в региональных программах прямо и опосредованно детерминирует потребности региона, отдельных групп и индивидов в специфическом социокультурном обслуживании.

Своеобразие профессиональных функций работников социокультурной сферы при разработке региональных программ также детерминируется особенностями социокультурных процессов, потребностями региона и состоит, прежде всего, в осуществлении социологической диагностики; в разработке и реализации конкретных локальных и региональных программ преимущественно

социокоррекционного и социоразвивающего характера, направленных на построение новых отношений человека и общества.

Удовлетворение социокультурных потребностей требует дополнительной проработки с учетом особенностей социокультурных процессов в конкретном регионе, в применяемых формах и технологиях обучения, подготовки профессиональных работников социокультурной сферы, выражающейся в инновационном содержании и отражающейся в нетрадиционных специализациях: педагог-организатор социокультурной деятельности, социальный педагог, менеджер социально-культурной среды, культуролог.

Проектирование разработки региональных программ социокультурного развития имеет специфические концептуально-содержательные и структурно-функциональные особенности, которые можно использовать, модифицируя (модернизируя) при проектировании профессиональную деятельность специалистов социокультурной сферы и управления, на примерах профессиональной деятельности педагогов и менеджеров социально-культурной сферы.

Создание многоуровневой основы внедрения единой сквозной, программы социокультурного развития региона, основанной на региональных культурных традициях, наложенной на специфику социокультурной среды конкретной территории, позволит гармонизировать действия всех компонентов последней и создаст базу для возрождения уникальных городских и сельских форм, народных ремесел, позитивного творчества.

На этой основе возможно осуществление своеобразного социокультурного единства, создание узнаваемых разновариантных форм творческой деятельности, относящихся к одной поселенческой общности, активизация контактов, целенаправленное и системное улучшение окружающей социокультурной среды.

Полученные нами результаты исследования позволили сделать обоснованный выбор стратегии перспективного социокультурного развития регионов. В частности, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что происходящие в настоящее время процессы дезинтеграции обусловливают на данном этапе реальность включения большинства сельских районов и городов в разработку локальных и региональных программ социально-культурного развития.

Таким образом, разрешение существующих проблем в социокультурном развитии возможно только посредством единой региональной культурной политики, кардинальной замены многих ее ориентиров и приоритетов, а, следовательно, целевого комплексного социальнокультурного инновационного планирования и прогнозирования, позволяющего свести к минимуму негативные последствия начавшихся преобразований и усилить ее позитивные, конструктивные элементы, повысить эффективность управленческой практики в сфере культуры на всех уровнях, поиска и внедрения современных форм и способов актуализации культурного потенциала личности, когда личность выступает не только объектом воспитательных воздействий социокультурной среды, но и сама будет стремиться к освоению и производству культурных ценностей, вовлеченности в социокультурные процессы региона.

Возможные, на наш взгляд, направления инновационного планирования и прогнозирования регионального социокультурного развития (в рамках государственной культурной политики), которые значимы для учреждений социокультурной сферы исходя из рассмотренных выше приоритетов:

1) разработка информационно-просветительских программ, ориентирующих широкие группы населения на рынке труда, в возможностях профессио-

нального роста, повышении квалификации и образовательного уровня с учетом специфики современной социально-экономической ситуации;

2) подготовка и переподготовка кадров, непосредственно работающих с населением и помогающих ему решать социально-культурные проблемы (традиционные категории специалистов в сфере культуры, социальные работники, организаторы досуга, социальные педагоги по месту жительства, специалисты по оказанию социально-культурной помощи инвалидам, пожилым, подросткам на базе центров досуга и т. д. — как следствие тесной взаимосвязи учреждений социально-культурной деятельности с учреждениями образования;

3) разработка пакетов-программ культурно-досуговых услуг различным группам населения (необходима широкая межведомственная программа развития досуговой активности различных групп населения);

4) поддержка и развитие культурной элиты. Это направление культурной политики ориентировано на накопление и рост национального культурного потенциала, на привлечение культурной элиты к решению социально-значимых проблем, связанных с модернизацией, на стимулирование инновационной культурной деятельности;

5) организация подготовки и переподготовки специалистов отрасли; создание новых поколений учебных пособий и программ по социальным наукам, по прикладному использованию социально-научного знания (социокультурное проектирование и программирование, менеджмент и т. п.); структурные изменения в отрасли культуры: создание новых (или модернизация уже существующих) рабочих мест в рамках отрасли культуры, функции которой связаны с полным обеспечением разработки и реализации проектов (программ) регионального и локального социокультурного развития.

Выход на комплексные межотраслевые показатели культурного развития означает акцент на фиксацию «социального измерения» культурной политики: реальной включенности населения в культурные процессы, влияние социокультурной деятельности на улучшение качества и образа жизни жителей региона, взаимосвязи социокультурных и социально-экономических процессов.

Социально-культурная сфера как объект модерниза-ционно-инновационной политики означает замену традиционного административного управления культурно-досуговой сетью комплексными целевыми программами развития досуговой активности населения, где социально-культурные учреждения, клубные общности способствуют интеграции учреждений культуры других типов (различных досуговых объединений, коллективов, решающих проблемы свободного времени в регионе), позволяют решать задачи дальнейшего развития отрасли на основе соответствующих научно обоснованных прогнозов, опережающих моделей, инноваций, ориентиров.

Такой подход в государственной социально-культурной политике и ее программно-целевое обеспечение предполагают в первую очередь создание на федеральном, региональном и локальном уровне института независимых экспертов и консультантов, разрабатывающих стратегические направления управления в сфере культуры и осуществляющих комплексные экспертизы предполагаемых решений, проектов, программ, научноисследовательских разработок в соответствии с ближайшими перспективами развития социально-культурной отрасли.

Прогнозное социокультурное проектирование и программирование, на наш взгляд, перспективная форма интеграции науки с практикой выработки управленчес-

ких решений как инструмента социально-культурного развития региона.

Прогнозное (проблемно-ориентированное), или проблемно-целевое социально-культурное проектирование и программирование — это звено социально-управленческого цикла, представляющее собой социальнокультурную технологию (комплекс взаимосвязанных операций), нацеленную на диагностику актуальных и перспективных социально значимых проблем, выработку вариантных образцов решения таких проблем совместно с механизмом обеспечения согласованных действий по их реализации.

Программа, стратегия социально-культурного развития любого уровня должна начинаться с тщательного анализа наиболее актуальных социокультурных проблем данного региона, территории, общества в целом. Каждый социокультурный проект должен исходить из конкретной конфигурации проблем в каждом конкретном случае, месте, времени и т. д.

Социально-культурная сфера исключает жесткие алгоритмы в принятии решений и их реализации, мы всегда имеем дело так или иначе с вероятностными моделями, т. к. сами люди и условия жизнедеятельности могут внести значительные коррективы в предполагаемую программу социокультурных преобразований. Эти коррективы могут существенно изменить первоначальный замысел. Поэтому вариативность проектных решений позволяет учесть эти коррективы в начале проекта. Следует учитывать тот факт, что логика проектирования объектов несущих определенные социокультурные функции, не совпадает с логикой социального предвидения, т. к. последнее движется в иной плоскости и соответственно ориентируется на принципиально иные задачи и нормативы. Важно исходить из тех антропо-экологи-ческих и социокультурных последствий, к которым те или иные управленческие решения приведут. Такие результаты не всегда могут быть измерены количественно, но, как правило, они имеют четко выраженные качественные характеристики. А также акцентировать внимание при инновационном социокультурном проектировании и программировании не на валовых, количественных показателях, а на качественной оценке и прогнозе социально-культурной ситуации. К сожалению, в настоящее время количественные критерии в сфере культуры превалируют. Уровень социокультурного развития регионов, отдельных подотраслей культуры оценивается по количеству объектов культуры, мероприятий, посещаемости и т. д. При этом, как правило, не оценивается реальное содержание культурных процессов и их социальная значимость для населения.

Социокультурный проект, прогноз и программа не является самоцелью. Инновационное проектно-программное мышление предполагает на начальном этапе разработки проекта (программы) выработку знаний об истоках и взаимосвязях разнохарактерных проблем с учетом имеющихся о них представлений у всех заинтересованных сторон, а также организации диалога и поиска компромиссов в современных условиях развития общества.

Что касается уяснения и предварительной формулировки основных целей и задач программы, ожидаемых от ее реализации социальных результатов, то выводы проведенных в последние годы научных проработок, социологических исследований, анализа статистики и выявления тенденций упадка социокультурного развития регионов позволяют сформулировать следующие исходные целевые установки на разработку социокультурной программы:

- провести углубленный анализ традиций, исторического развития и современного состояния художественного творчества, его основных видов и жан-

ров, бытовавших и ныне бытующих в конкретном регионе, современного социокультурного состояния его, с целью выявления и оценки основных социокультурных проблем;

- определить круг проблем сохранения, возрождения и стимулирования развития народного творчества, оценить социальную значимость каждой из них, выявить наиболее неотложные и приоритетные по объему и продолжительности их реализации, требующие разработки и оформления в виде самостоятельных проектов в рамках данной программы. Наметить возможные пути решения выявленных проблем;

- разработать комплекс мер, обеспечивающих надежную правовую защиту народного искусства и самодеятельного художественного творчества, их сохранение, возрождение и всестороннюю поддержку (организационную, финансовую, материальную, методическую и кадровую);

- провести ориентировочную экономическую оценку основных, включенных в программу, мероприятий по реализации отдельных проектов и программы в целом, как по этапам, так и за весь период реализации. Оценить ожидаемый социально-культурный эффект от реализации программы.

Следующим важным элементом уяснения задания на разработку программы является оценка отведенного или располагаемого времени как на реализацию разрабатываемой программы, так и на ее разработку. Практика хозяйствования последних лет показывает, что попытки к жесткому ограничению сроков реализации социальнокультурных программ оказываются мало конструктивными. Более реально определять начало реализации программы при детальной проработке объема мероприятий и проектов, рассчитанных на реализацию в ближайшие один—два года.

Окончание работ, требующих по своему объему и технологии более продолжительного времени выполнения, целесообразно ограничивать ориентирующими сроками, но в рамках ближайшего пятилетия, планирование на более продолжительное время в наши дни весьма проблематично. Работы длительного характера могут выполняться поэтапно, с учетом их временной приоритетности.

На основании изложенного выше изучения процессов формирования региональных программ социокультурного развития в России в последнее десятилетие, можно сделать вывод: совершенствование данного процесса требует развития системы долгосрочного его планирования как в целом, так и на уровне отдельных ее направлений. Главными чертами таких программ выступают комплексность, органическая взаимосвязь содержательных, организационных, кадровых, институционных, материально-технических и экономических механизмов культурной политики. Программы, несомненно, должны отражать представление о желательных направлениях, но в целом должны быть открыты по отношению к непредсказуемым изменениям, что позволит оперативно находить выход из сложившейся ситуации. Следует, вероятно, избегать и всеобъемлющего планирования многообразных направлений, образующих процесс социокультурного развития в регионе. Это, во-первых, сделает программы реальными, во-вторых, будет способствовать созданию условий для саморазвития культуры.

И, наконец, тщательно анализируя все события и процессы социокультурного состояния в России в 19902000-е годы можно заключить, что:

- процессы социокультурного саморазвития регионов становятся все более масштабными, стали необратимыми;

- региональные комитеты по культуре и искусству (туризму), местные власти должны и будут поддерживать процессы саморазвития региона. Именно поэтому сегодня необходимы разработки и внедрение системы целевых программ социокультурного развития, так как переход на них ряда регионов, думается, со временем будут пронизывать все социокультурное пространство страны. Отличие региональных социокультурных программ не только в их тотальности, но и в том, что они стимулируют инициативу снизу, призваны поддерживать наиболее интересные, прогрессивные, авторские проекты, перспективные, актуальные программы, яркие, оригинальные идеи. Слагаемыми успеха являются также четкое научное представление о тенденциях, масштабах, проблемах саморазвития социокультурной жизни региона, его научное прогнозирование и программирование в современных условиях развития общества.

Цель социокультурных программ в постановке и разрешении проблем социокультурного развития регионов, современной региональной культурной среды, вопросов сохранения своеобразия российских регионов, актуальна, потому что выросло не одно поколение людей, невосприимчивых к культурно-историческому наследию, традициям, духовно-нравственным ценностям, да-

Материал поступил в редколлегию 08.02.07

леко не всегда отличающих временное, сиюминутное, от вечного.

Следует отметить, что как в теоретическом, так, особенно, в практическом плане этот круг проблем сегодня весьма актуален, привлекает повышенное внимание не только ученых, но и практиков социокультурной сферы, работников учреждений образования, общественных организаций.

Будущее российской культуры нам представляется как параллельно существующие, взаимопересекающие-ся региональные социокультурные пространства. Их параллельное развитие предполагает самостоятельность решения проблем и вопросов сохранения самобытности и специфики региона. Разработка современных региональных социокультурных программ и моделей позволяет рационально выстроить картину социокультурных процессов, происходящих в обществе, дает возможность обнаружить наиболее слабые места, выявить актуальные проблемы и определить пути дальнейшего социокультурного развития государства. В условиях усиления в России регионализации социокультурного развития, обострения проблем управляемости социокультурными проблемами на региональном уровне данная проблема приобретает стратегически важное государственное значение.

УДК 008.009

В. И. Десятое, Г. И. Оленина

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Анализ социально-культурной сферы опирается с опорой на философско-антропологические рамочные идеи, а также на науку «социальная и культурная антропология», на тенденции самого феномена социально-культурной деятельности. Выявляются не только различия, но и единство социально-культурной деятельности и социально-культурной педагогики.

Характеризуя в первом приближении связи с общественностью, отметим, что они представляют собой комплексное образование, объективно сформировавшееся в фокусе самых разных видов деятельности: менеджмента, маркетинга, журналистики, обеспечения коммуникационных взаимодействий, политической рекламы, лоббизма, изучения общественного мнения, практической психологии и т. д. [49, с. 50]. Институт связей с общественностью (РИ) включен практически во все сферы общественной жизни: социально-экономическую, политическую, духовно-идеологическую, культурную. РИ взаимодействует с соответствующими институтами и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное функционирование этих сфер [там же, с. 185]. В силу комплексности своей природы связи с общественностью допускают различные дефиниции, опирающиеся на понятийный аппарат науки, которая этот термин использует [там же, с. 51].

Социально-культурная сфера есть сфера реализации социально-культурной деятельности, к анализу которой мы теперь обращаемся. Пожалуй, никогда более в истории культуры столь емкий антропологический философский и научно-практический концепт, как «социальнокультурная деятельность» не применялся для обозначения такой локальной и репродуктивной практики, как культурно-просветительная работа. Столь яркий и содержательный концепт не может не вызывать анали-

тический интерес к более глубокому пониманию обозначаемого им феномена.

Сменив название данной практики — «культурнопросветительная работа» на «социально-культурную деятельность», — инициаторы введения этого концепта, авторы учебного пособия «Основы социально-культурной деятельности» (1995 г.), учебной программы «Социально-культурная деятельность» (2001 г.), учебника «Социально-культурная деятельность» (2004 г.) Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников декларативно отклоняя термин КПР [18, с. 45], по существу без изменения оставили его культурно-просветительный характер. В своем учебнике 2004 г. они так определяют эту сферу деятельности: «В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурныьх ценностей в объект взаимодействия личности и социальные групп в интересах развития каждого члена общества1» [18, с. 49]. То есть перед нами использование культуры как готового механизма в целях просвещения и воспитания, без участия в его творчестве. Нам представляется очень точной экспликация концепта Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова,

Здесь и далее, кроме специально оговорённых случаев,

курсив авторов статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.