УДК 620.9:622.279
М.В. Юмашев1, e-mail: [email protected] 1 ООО «Газпром ВНИИГАЗ» (Москва, Россия).
Стратегия снижения энтропии и квазиэнтропийных процессов в системе управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности ПАО «Газпром»
В условиях реализации в России Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ПАО «Газпром» создана и устойчиво функционирует система управления энергосбережением. Сфера энергосбережения, являясь многофазным и многофакторным параметрическим пространством, архитектура которого динамично и непрерывно видоизменяется, обуславливает необходимость организационно-технической и технологической модернизации системы управления с целью снижения энтропии и квазиэнтропийных процессов в этой системе и ее структурных компонентах.
С целью повышения устойчивости и живучести системы управления энергосбережением ПАО «Газпром» в статье представлен разработанный функционал, обеспечивающий снижение энтропии и квазиэнтропийных процессов в этой иерархической системе и ее структурных компонентах, и сформированы предложения по его совершенствованию. Предложенный комплекс мероприятий обеспечит возможность эффективной реализации политики энергосбережения ПАО «Газпром» в современных и перспективных условиях в период до 2035 г.
Ключевые слова: система управления энергосбережением, сфера энергосбережения, энергетическая эффективность, энтропия и квазиэнтропийные процессы, стратегия снижения энтропии.
M.V. Yumashev1, e-mail: [email protected]
1 Gazprom VNIIGAZ LLC (Moscow, Russia).
Strategy of entropy and quasientropy processes reduction in the power saving control and energy efficiency improvement system of Gazprom PJSC
In the context of the implementation in Russia of Federal Law No. 261 "On energy saving and energy efficiency improvements and on Amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 23.11.2009 Gazprom PJSC established and continuously operated an energy saving management system.
Energy saving, as a multi-phase and multi-parameter space, where architecture is dynamically and constantly changes, stipulates the necessity of technical-organizational and process modernization of the management system in order to reduce the entropy and quasientropy processes in the system and its structural components.
In order to improve the sustainability and survivability of energy management system of Gazprom PJSC the paper presents the developed functionality, providing reduction of entropy and quasi-entropy processes in the hierarchical system and its structural components, and generated proposals for its improvement. The proposed set of measures will enable the effective implementation of energy-saving policy of Gazprom PJSC at the current and future conditions in the period until 2035.
Keywords: energy saving management system, energy saving sphere, energy efficiency, entropy and quasi-entropy processes, entropy reduction strategy.
Введение в России Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации» [1] обусловило необходимость формирования новых методов управления энергосбережением, повышения устойчивости и надежности функционирования
системы управления энергосбережением как на государственном уровне, так и на уровне отдельных организаций, осуществляющих добычу, преобразование, переработку, транспортировку,
ENERGY SECTOR
передачу различных видов энергий и энергетических ресурсов в едином экономическом комплексе России. В современных условиях ПАО «Газпром», как глобальная вертикально интегрированная энергетическая компания, успешно реализует энергосберегающую политику на основе устойчиво функционирующей системы управления энергосбережением, которая была сформирована в соответствии с приказом ОАО «Газпром» [2] в 2000 г. и в дальнейшем организационно-технически и технологически модернизировалась на основе «Концепции энергосбережения ОАО «Газпром» на период 2001-2010 гг.» [3] и «Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ОАО «Газпром» на период 2011-2020 гг.» [4].
Вместе с тем необходимо отметить, что сфера энергосбережения является многофазным и многофакторным параметрическим пространством,архитектура которого динамично и непрерывно видоизменяется по причинам:
• возрастания дефицита топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на континентальном, региональном и планетарном уровнях;
• ужесточения требований законодательно-правовых документов к уровню расхода ТЭР;
• повышения уровня влияния научно-технического прогресса на степень эффективности добычи, преобразования, переработки, транспортировки и передачи различных видов энергий и энергетических ресурсов;
• государственного отнесения категорий «энергоэффективность» и «энергосбережение» к рангу приоритетных направлений реализации национальной политики России;
• геостратегического смещения центров добычи углеводородов в акватории Арктики и на Восток;
• объективной необходимости построения в России энергосберегающего и энергоэффективного общества на основе программно-целевой стратегии
технологичного развития экономики России по инновационной траектории; • усиления влияния закономерности соотношения категорий «энергоэффективность» и «затраты» на экономический комплекс России: единица энергии, полученная за счет наращивания ее производства, требует в среднем в 2-6 раз больше капитальных вложений, чем ее получение за счет использования ресурса повышения энергоэффективности. Под воздействием вышеприведенных факторов происходит непрерывное, с определенной степенью дискретности, изменение сферы энергосбережения ПАО «Газпром», что является первопричиной и объективной необходимостью модернизации и совершенствования системы управления энергосбережением. Проблема заключается в необходимости синхронизации временного интервала и темпов модернизации и совершенствования системы управления энергосбережением с динамикой изменения сферы энергосбережения. Необходимо отметить, что происходящие изменения являются скрытыми по форме и характеризуются некоторой неопределенностью, что, в свою очередь, обуславливает наличие доли неопределенности в поведении и функционировании системы управления энергосбережением. Это состояние системы управления энергосбережением характеризуется энтропией. Энтропия системы управления энергосбережением - это мера неопределенности ее состояния и функционирования в данных условиях внутренней и внешней среды.
Термин «энтропия» (от греч. «поворот, превращение») активно находит применение в естественных и точных науках. Впервые термин был введен в качестве детерминанты функции состояния термодинамической системы, определяющей меру необратимого рассеивания энергии. В статистической физике энтропия является мерой вероятности осуществления какого-либо макроскопического состояния.В мате-
матике энтропия находит применение в теории информации и математической статистике.
В обобщенном виде энтропия представляет собой меру неопределенности (неупорядоченности) рассматриваемой системы или процесса. При вероятностном подходе энтропия характеризует меру или степень беспорядка в системе. Согласно второму началу термодинамики, энтропия замкнутой системы увеличивается с течением времени. Энтропии присуще свойство аддитивности: энтропия системы есть сумма энтропий локальных частей системы. Поскольку энтропия является функцией состояния системы, то она не зависит от того, как осуществлен переход из одного состояния системы в другое, а определяется только начальным и конечным состоянием системы. Исходя из целевого предназначения энтропии становится очевидным, что применительно к системе управления энергосбережением в ПАО «Газпром» энтропия будет влиять на уровень вероятности готовности системы к выполнению возложенных на нее задач в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно - уровень вероятности готовности системы управления энергосбережением к управлению расходом ТЭР на собственные технологические нужды (СТН). В математической форме уровень вероятности готовности системы управления энергосбережением к управлению расходом ТЭР на СТН (Ш) с учетом структурной схемы управления энергосбережением (рис. 1) имеет следующий вид функциональной зависимости:
. Ш , Ш , Ш , Ш , Ш ) (1),
4 вуу с до' иус до фо эо псу' * '
где Швуу - вероятность готовности системы управления высшего уровня управления к управлению расходом ТЭР на СТН;
Ш - вероятность готовности систе-
сдо г
мы управления дочернего общества к управлению расходом ТЭР на СТН;
Ссылка для цитирования (for citation):
Юмашев М.В. Стратегия снижения энтропии и квазиэнтропийных процессов в системе управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности ПАО «Газпром» // Территория «НЕФТЕГАЗ». 2016. № 6. С. 108-114.
Yumashev M.V. Strategy of entropy and quasientropy processes reduction in the power saving control and energy efficiency improvement system of Gazprom PJSC (In Russ.). Territorija «NEFTEGAZ» = Oil and Gas Territory, 2016, No. 6, P. 108-114.
TERRITORIJA NEFTEGAS - OIL AND GAS TERRITORY No. 6 june 2016
109
Шиус - вероятность готовности информационно-управляющей системы к выполнению управленческих задач в структуре системы управления; Ш - вероятность готовности системы
до г
документационного обеспечения управления энергосбережением; Шфо - вероятность готовности системы финансового обеспечения управления энергосбережением; Шэо - вероятность готовности системы энергетического обследования технологических объектов дочерних обществ и организаций;
Шпсу - вероятность готовности персонала системы управления к выполнению управленческих задач. Под воздействием влияния энтропии и квазиэнтропийных процессов в системе управления энергосбережением ПАО «Газпром» функционал (1) будет со временем уменьшаться с учетом условий влияния внутренних и внешних факторов окружающей среды. При рассмотрении системы управления энергосбережением расхода ТЭР на СТН как замкнутой становится очевидным утверждение, что количество энергии в этой системе не изменяется, но меняется качество энергии в направлении снижения уровня выполнения работы системой.
С целью уменьшения степени влияния энтропии и квазиэнтропийных процессов в системе управления энергосбережением ПАО «Газпром» ею необходимо управлять. Следует отметить, что это не противоречит второму началу термодинамики: понижение энтропии и квазиэнтропийных процессов в системе управления носит локальный характер - снижается только энтропия данной системы. Это уменьшение с избытком компенсируется возрастанием энтропий в других системах, в частности в осуществляющих обеспечение управления данной системой (рис. 1). Процесс обеспечения устойчивости управления энергосбережением ПАО «Газпром» базируется на повышении вероятности готовности системы управления энергосбережением к управлению расходом ТЭР на СТН с учетом всех подсистем, образующих эту систему (1). Для этого в ПАО «Газпром» непрерывно и на системном уровне формируется и реализуется комплекс организационно-распорядительных, технических и технологических мер, способствующих повышению уровня вероятности готовности системы управления к выполнению управленческих задач (W). Рассмотрим комплекс этих мероприятий с учетом степени их приоритетности,
допустимой степени детализации и анализа их применимости и реализуемости в современных и перспективных условиях функционирования системы управления энергосбережением в ПАО «Газпром».
Главенствующую роль в обеспечении повышения вероятности готовности системы управления высшего уровня ПАО «Газпром» (W) к управлению расходом ТЭР на СТН и одновременно к снижению энтропии в этом контуре управления выполняет нормативный документ Р Газпром 2-1.20-673-2012 «Система управления энергосбережением в ОАО «Газпром» [5]. Этот документ регламентирует функционирование системы управления энергосбережением в ПАО «Газпром» и содержит: цели и задачи системы управления энергосбережением, описание ее организационной структуры, функций системы управления энергосбережением, организации планирования управления энергосбережением, а также методы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности. Учитывая главенствующую функцию Р Газпром 2-1.20-673-2012 [5] и его приоритетную роль в обеспечении функционирования системы управления энергосбережением в ПАО «Газпром»,
КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИTET А 1 t
\ СИтМА УПPAВЛEНИЯ 4-1 Г* МИНИСТРОВ ЭНEPГETИКИ РФ
ПАО «ГАЗПРОМ» ЭНEPГОCБEPEЖEНИEМ В ПАО «ГАЗПРОМ» <-|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В ДО И
ОРГАНИЗАЦИЯХ ПАО «ГАЗПРОМ» -______________?„
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИШМА ПEPCОНAЛ УПPAВЛEНИЯ ЭНEPГОCБEPEЖEНИEМ
f 4-
СИШМА ДОКУМEНTAЦИОННОГО ОБECПEЧEНИЯ ЭНEPГОCБEPEЖEНИЯ
СИОГМА КОН!РОЛЯ РАСХОДА !ЭР
СИОГМА ЭНEPГETИЧECКИХ ОБШДОВАНИИ TEХНОЛОГИЧECКИХ ОБЪEКTОВ
I
СИОГМА ФИНАНСОВОГО ОБECПEЧEНИЯ ЭНEPГОCБEPEЖEНИЯ
УPОВEНЬ PEAЛИЗAЦИИ ПОЛИВКИ ЭНEPГОCБEPEЖEНИЯ
УPОВEНЬ PEAЛИЗAЦИИ ПРОГРАММЫ ЭНEPГОCБEPEЖEНИЯ
УPОВEНЬ PEAЛИЗAЦИИ КОН^ПЦИИ ЭНEPГОCБEPEЖEНИЯ
Рис. 1. Структура системы управления энергосбережением в ПАО «Газпром» Fig. 1. Gazprom PJSC energy saving management system structure.
©Ramada
Kazan City Centre
№1 _
В городе Казань
по данным сайта
{^¡(©5 tripadvisor
Один из 7 800 отелей американской сети Wyndham Hotel Group
УЮТНЫЙ, СОВРЕМЕННЫЙ И МОДНЫЙ ОТЕЛЬ
С ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ГОСТЮ
Для деловых туристов и больших групп, для госкомпаний и частного бизнеса 157 изысканно оформленных номеров от 27 кв. м располагают к работе и отдыху, деловому мероприятию, корпоративному или личному празднику
• ramada
ГОСТЕВЫЕ НОМЕРА
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ОТЕЛЯ
КОНФЕРЕНЦИИ И БАНКЕТЫ
157 изысканно оформленных номеров
удобные американские кровати Serta
сатиновое постельное белье класса люкс
ванные комнаты с мраморной
столешницей
утюг и гладильная доска
фен
чайная станция
мини-бар
сейф
американский завтрак - шведский стол включен в стоимость проживания круглосуточное обслуживание номеров индивидуальный кондиционер бесплатный Wi-Fi смарт ТВ с доступом в Интернет
в шаговой доступности от исторических достопримечательностей, а также государственных и бизнес объектов вблизи остановки общественного транспорта
в трех минутах ходьбы от Казанского железнодорожного вокзала и аэроэкспресса
в 20 минутах езды от международного аэропорта «Казань»
ВНИМАНИЕ! спецтариф
для нефтегазовой промышленности Кодовое слово: НЕФТЕГАЗ
Ваш персональный менеджер:
+7 987221 3111
Ресепшен отеля круглосуточно:
+7(843) 294 00 00
Максимальная вместимость залов: 250 человек - рассадка «Театр» 160 человек - рассадка «Класс» или «Банкет» 5 уникальных банкетных - залов общей площадью 380 мг для проведения деловых встреч, конференций и банкетов 2 потолочных экрана размером 5*2 м. потолочный и переносные проекторы кабина синхронного перевода разноуровневое освещение интерактивный 55-дюймовый монитор беспроводной доступ в Интернет удобное расположение ресторана и бара индивидуальный менеджер для решения всех вопросов
меню для групп и банкетное меню
Отель «Рамада Казань»
г. Казань, ул. Чернышевского, 39
ЭНЕРГЕТИКА
а также истечение сроков его практического применения в статусе рекомендаций, становится актуальной его переработка с учетом накопленного теоретико-практического опыта и выпуск в ранге СТО - стандарта Общества. Приоритетную роль в обеспечении повышения вероятности готовности системы управления дочернего общества к управлению расходом ТЭР на СТН (Шсдо) и одновременно снижения энтропии в этом контуре управления выполняет нормативный документ Р Газпром 2-1.20-984-2015 «Система управления энергосбережением в ОАО «Газпром». Организация управления энергосбережением и энергетической эффективности в дочерних обществах и организациях ОАО «Газпром» [6]. Этот документ регламентирует функционирование системы управления энергосбережением в дочерних обществах и организациях ПАО «Газпром» и содержит цели и задачи управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, описание организационной структуры системы управления энергосбережением, функций центров ответственности в системе управления энергосбережением, организации управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, контроля управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.
В 2015 г. Р Газпром 2-1.20-984-2015 введен в действие в ранге рекомендаций, и его целесообразно рассматривать в качестве основы для последующей разработки и введения в практическую деятельность в ранге СТО - стандарта Общества.
Системы управления энергосбережением в ПАО «Газпром» и в дочерних обществах и организациях, являясь разноуровневыми, организационно и технологически включают в себя функциональные компоненты (рис. 1), характеризующиеся соответствующей целевой направленностью, уровнем взаимодействия, ролью и функциями в структуре системы управления. Информационно-управляющая система (ИУС) совместно с персоналом управления процессом энергосбережения обра-
зует эргатическую систему, которая является основополагающей компонентой в структуре управления. В настоящее время в ПАО «Газпром» в сфере энергосбережения успешно функционируют ИУС «Магистраль», «Астра», «Агат» и др. Вместе с тем в современных условиях реализации политики энергосбережения актуальной является разработка проекта технического задания на создание ИУС для ПАО «Газпром», который являлся бы типовым проектом для дочерних обществ и организаций на период до 2035 г.
При разработке такого проекта необходимо учитывать структуру и содержание целевых показателей энергосбережения и энергоэффективности и динамику их прогнозных изменений, алгоритмы реализации потенциала энергосбережения по видам деятельности, направления и характер совершенствования системы отчетности в дочерних обществах и организациях, формы и способы каталогизации и закономерности реализации наилучших доступных технологий и лучших мировых практик в сфере энергосбережения на период до 2035 г.
Важной компонентой системы управления энергосбережением является система документационного обеспечения (Ш ), которая разрабатывается и развивается на основе метода «ветвей и границ с отсечением неперспективных множеств на рассматриваемом временном интервале». В связи с интенсивным обсуждением проекта «Энергетической стратегии России на период до 2035 г.» становится актуальным формирование плановых работ по актуализации комплекса документов по нормативно-методическому обеспечению сферы энергосбережения и энергоэффективности в ПАО «Газпром» с учетом задающего вектора этой стратегии. В интересах устойчивого функционирования системы управления энергосбережением необходимо обеспечить максимальное значение вероятности готовности системы документационного обеспечения управления энергосбережением независимо от характера и динамики изменения энергетической ситуации как на локальном и региональном, так и глобальном уровнях.
С этой целью целесообразно, по мнению автора статьи, в период 2017-2019 гг. провести исследования по комплексной НИР, результатом которой должно стать формирование единой системы документационного обеспечения энергосбережения в ПАО «Газпром» на период до 2035 г.
Для успешного функционирования системы управления энергосбережением требуется соответствующий уровень вероятности готовности системы финансового обеспечения - Ш. . Состояние
фо
этой системы будет определяться в первую очередь характером содержания законодательно-правовых документов, разрабатываемых на государственном уровне и регламентирующих деятельность по финансированию сферы энергосбережения с учетом обновления энергетического оборудования, внедрения наилучших доступных технологий и лучших мировых практик. Необходимой компонентой системы управления энергосбережением является система энергетических обследований технологических объектов дочерних обществ ПАО «Газпром». По своему целевому назначению и формам реализации энергетические обследования представляют собой инструментальный контроль за уровнем эффективности эксплуатируемого энергетического оборудования и создания базовых условий для формирования управленческих решений о необходимости и целесообразности использования наилучших доступных технологий и внедрения лучших мировых практик в соответствующем обследуемом дочернем обществе. Для повышения вероятности готовности системы энергетического обследования технологических объектов дочерних обществ и организаций необходимо:
• совершенствование ИУС проведения энергетических обследований с учетом современных требований к системе документооборота и ее реализации в современных и перспективных условиях;
• актуализация нормативно-методического обеспечения энергетических обследований в условиях изменившейся нормативно-методической базы энергосбережения ПАО «Газпром»;
• развитие новых перспективных форм инструментальной и документальной
112
№ 6 июнь 2016 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ
ENERGY SECTOR
комбинаторики реализации энергетических обследований на фоне многообразия видов энергетического оборудования и условий его применения. Приоритетную роль в системе управления энергосбережением выполняет система контроля расхода ТЭР. Эта система инструментально и документально фиксирует количественные значения показателей энергоэффективности расхода ТЭР на СТН и обеспечивает возможность реализации органами управления политики энергосбережения как в дочерних обществах и организациях, так и на уровне ПАО «Газпром» в целом. Органы управления на основе оценки и анализа количественных значений показателей расхода ТЭР формируют выводы об уровне эффективности функционирования системы в целом и при необходимости вырабатывают рекомендации по коррекции законов управления системой, возможно, с коррекцией политики энергосбережения. Документирование учета расхода энергоресурсов в ПАО «Газпром» осуществлялось на основе корпоративных форм статистической отчетности в соответствии с Р Газпром 2-1.20-431-2010 [7]. Однако временной интервал применения этого документа лимитирован, и это обусловило разработку и последующее введение в действие нового документа СТО Газпром ХХХ-2016 [10]. Также необходимо отметить, что в оперативном плане ежегодно структуру и содержание данных форм корректируют
и уточняют соответствующим приказом ПАО «Газпром».
КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЭР ВКЛЮЧАЕТ:
• оценку и анализ эффективности энергопотребления и показателей энергетической эффективности технологических процессов и оборудования производственно-технологических объектов;
• выявление причин превышения фактическими показателями удельного расхода ТЭР соответствующих нормативных показателей;
• оценку экономической эффективности энергосберегающих мероприятий программы энергосбережения;
• эффективное планирование энергосберегающих мероприятий при разработке новой программы энергосбережения.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РАСХОДА ТЭР ФОРМИРУЕТСЯ ТРЕНД, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЙ О УРОВНЕ РЕАЛИЗАЦИИ:
• политики энергосбережения в ПАО «Газпром» на текущем временном интервале;
• программы энергосбережения на текущем временном интервале;
• Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Газпром» на период 2011-2020 гг. С учетом реализуемых комплексных мероприятий (Мвуу-Мпсу) для повы-
шения каждого уровня вероятности выполнения управленческих задач функциональными компонентами системы управления энергосбережением функционал (1) преобразуем:
W=f.[W (M ) x W (M ) x
L вуу4 вуу' сдо4 сдо'
W (M ) x W (M ) x WA (Мф) x
иус4 иус' до* до' фоч фо'
W (M ) x W (M )].
эоч эо' псу4 псу'-1
(2)
В результате реализации управленческого функционала (2) в части каждой функциональной компоненты системы управления энтропия S, включая квазиэнтропийные процессы, будет уменьшаться на величину Д, определяемую эффективностью реализуемых меро-
приятий (M -M ):
вуу псу
S+[AS1+AS2+AS3+AS.]>0,
(3)
Рис. 2. Функции изменения вероятности готовности системы управления энергосбережением ПАО «Газпром» W и энтропии S при реализации комплекса мероприятий M
Fig. 2. Functions of change in the availability probability of energy saving management system of Gazprom PJSC W and the entropy S at set of measures M implementation
ДS. - снижение энтропии в 1-й функциональной компоненте системы управления энергосбережением. Динамика изменения вероятности готовности системы управления энергосбережением Ш ПАО «Газпром» и энтропии S при реализации комплекса мероприятий М представлена на рисунке 2.
Типовые компенсационные мероприятия с целью противодействия росту энтропии и повышению вероятности готовности системы управления энергосбережением к выполнению управленческих задач разработаны в Р Газпром 2-1.20-728-2013 [8]. Стоит отметить, что в реализации политики энергосбережения ПАО «Газпром» системе управления энергосбережением принадлежит главенствующая роль в управлении процессом эффективного расхода ТЭР на СТН, включая оптимизацию управленческих решений в процессе повседневной деятельности дочерних обществ и организаций. На современном этапе уровень состояния инфраструктуры системы управления энергосбережением в ПАО «Газпром» создает позитивные стартовые условия для дальнейшего ее развития на основе:
• сертификации системы управления энергосбережением с учетом требований к системам энергетического менеджмента [9];
TERRITORIJA NEFTEGAS - OIL AND GAS TERRITORY No. 6 june 2016
113
• перехода к реализации стратегии «расширения границ искусственного интеллекта в архитектуре системы управления» - на основе результатов комплексной НИР на период 2018-2021 гг.
В целом система управления энергосбережением в ПАО «Газпром» является двухконтурной. Первый контур управления по своему характеру является стратегическим и решает задачи управления энергосбережением в масштабе всего ПАО «Газпром». Второй контур управления - тактический, он решает задачи управления энергосбережением в масштабе отдельных дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром».
Таким образом, в ПАО «Газпром» успешно функционирует система управления энергосбережением. Высокая устойчивость, живучесть и надежность системы управления энергосбережением в различных условиях развития энергетической ситуации глобального и континентального масштаба обеспечивает парирование внешних возмущающих воздействий на деятельность компании и способствует сохранению лидирующих позиций ПАО «Газпром» среди глобальных мировых энергетических компаний посредством повышения эффективности деятельности во всех видах бизнес-сегментов, диверсификации и гарантированных
поставок энергетических ресурсов и продуктов их переработки потребителям.
Устойчивое функционирование системы управления энергосбережением ПАО «Газпром» в современных условиях и в период до 2035 г. будет способствовать эффективной реализации энергосберегающей политики, укреплению конкурентоспособности ПАО «Газпром» на международных и внутреннем рынках, повышению рыночной капитализации акций и сохранению приоритетной роли Общества в решении важных государственных и глобальных проблем долгосрочного социально-экономического развития.
References:
1. Federal Law No. 261 "On energy saving and energy efficiency improvements and on Amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation" ["Ob e'nergosberezhenii i o povyshenii e'nergeticheskoj e'ffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii"] dated 23.11.2009.
2. Gazprom OJSC Order No. 77 "On the organization of energy saving works in Gazprom OJSC" ["Ob organizacii rabot po e'nergosberezheniyu v OAO «Gazprom»"] dated 09.10.2000.
3. Energy saving concept in Gazprom OJSC for the period 2001-2010 [Koncepciya e'nergosberezheniya v OAO «Gazprom» na 2001-2010 gg.]. Approved by the Chairman of the Board of Gazprom OJSC dated 13.04.2001.
4. Energy saving and energy efficiency improvement concept in Gazprom OJSC for the period 2011-2020 [Koncepciya e'nergosberezheniya i povysheniya e'nergeticheskoj e'ffektivnosti v OAO «Gazprom» na period 2011-2020 gg.]. Approved by the Resolution of the Board of Gazprom OJSC No. 364 dated 08.12.2010.
5. R Gazprom 2-1.20-673-2012 Energy saving management system in Gazprom OJSC [Sistema upravleniya e'nergosberezheniem v OAO «Gazprom»].
6. R Gazprom 2-1.20-984-2015 Energy saving management system in Gazprom OJSC. Organization of energy saving and energy efficiency management in subsidiaries and organizations of Gazprom OJSC [Sistema upravleniya e'nergosberezheniem v OAO «Gazprom». Organizaciya upravleniya e'nergosberezheniem i e'nergeticheskoj e'ffektivnosti v dochernix obshhestvax i organizaciyax OAO «Gazprom»].
7. R Gazprom 2-1.20-431-2010 Regulatory documents for the design, construction and operation of Gazprom OJSC facilities. Resolution on reporting forms for the implementation of energy saving programs at subsidiaries [Dokumenty normativnye dlya proektirovaniya, stroitel'stva i e'kspluatacii ob"ektov OAO «Gazprom». Polozhenie o formax otchetnosti po vypolneniyu programm e'nergosberezheniya dochernix obshhestv].
8. R Gazprom 2-1.20-728-2013 Guidelines for the development of energy saving programs and energy efficiency improvement program at subsidiary and organizations [Metodicheskie ukazaniya po razrabotke programmy e'nergosberezheniya i povysheniya e'nergeticheskoj e'ffektivnosti dochernego obshhestva i organizacii].
9. GOST R ISO 50001:2012 Energy management systems - Requirements with guidance for use (IDT).
10. STO Gazprom XXX-2016 Energy management system of Gazprom PJSC. The order of registration, management and reporting on the implementation of energy saving programs in Gazprom PJSC and energy efficiency indicators at subsidiaries and organizations [Sistema upravleniya e'nergosberezheniem v PAO «Gazprom». Poryadok oformleniya, vedeniya i predstavleniya informacii o vypolnenii programm e'nergosberezheniya PAO «Gazprom» i pokazatelyax e'nergeticheskoj e'ffektivnosti dochernix obshhestv i organizacij].
Литература:
1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Приказ ОАО «Газпром» от 09.10.2000 № 77 «Об организации работ по энергосбережению в ОАО «Газпром».
3. Концепция энергосбережения в ОАО «Газпром» на 2001-2010 гг. Утв. председателем Правления ОАО «Газпром» 13.04.2001.
4. Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ОАО «Газпром» на период 2011-2020 гг. Утв. Постановлением Правления ОАО «Газпром» от 08.12.2010 № 364.
5. Р Газпром 2-1.20-673-2012 Система управления энергосбережением в ОАО «Газпром».
6. Р Газпром 2-1.20-984-2015 Система управления энергосбережением в ОАО «Газпром». Организация управления энергосбережением и энергетической эффективности в дочерних обществах и организациях ОАО «Газпром».
7. Р Газпром 2-1.20-431-2010 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Положение о формах отчетности по выполнению программ энергосбережения дочерних обществ.
8. Р Газпром 2-1.20-728-2013 Методические указания по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности дочернего общества и организации.
9. ГОСТ Р ИСО 50001:2012 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по использованию (Energy management system -Requirements with guidance for use (IDT).
10. СТО Газпром ХХХ-2016 Система управления энергосбережением в ПАО «Газпром». Порядок оформления, ведения и представления информации о выполнении программ энергосбережения ПАО «Газпром» и показателях энергетической эффективности дочерних обществ и организаций.