Научная статья на тему 'Стратегия слияний и поглощений в трансграничной экспансии российских компаний'

Стратегия слияний и поглощений в трансграничной экспансии российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия слияний и поглощений в трансграничной экспансии российских компаний»

0.73- Клилювец,

к.э.н., доцент, зав. кафедрой «^Мировая экономика» Академии маркетинга и социально-информационных технологий

(г. Краснодар)

СТРАТЕГИЯ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭКСПАНСИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Б условиях глобализирующейся экономики характерной чертой развития компаний становятся слияния и поглощения хозяйствующих субъектов разных стран. Мировая практика свидетельствует о том, что сделки по слияниям и поглощениям (СиП) представляют собой преобладающую часть прямых иностранных инвестиций.

В конце 1990-х гг. деятельность компаний в сфере трансграничных СиП резко возросла. После достижения пика на рубеже XXI в. и отката в его первые годы новая волна сделок по слияниям и поглощениям началась в 2003 г.

Мировые объёмы сделок по объединению компаний, а также мировой объём ПИИ получили за четыре года (2003—2006 гг.) дальнейшее развитие {табл. 1).

Как видно из таблицы, объёмы сделок по слияниям и поглощениям и объёмы ПИИ заметно разнятся, хотя рынок ПИИ подпитывается трансграничными слияниями и поглощениями. В 1999 Г. доля СиП в объёме потока ПИИ составляла более 80 % .

Приведённые данные показывают, что в 2006 г. был превышен рекорд 2000 г. по слияниям и поглощениям компаний; в 2007 г. была продолжена тенденция роста. При этом рост на национальных рынках сделок СиП сопровождается и нарастанием трансграничного вида этих сделок.

Нынешний бум на рынке слияний и поглощений значительно отличается от имевшегося в начале 2000 г. Тогда подъём был вызван исключительной актив-

ностью технологических, медиа- и телекоммуникационных компаний на фондовом рынке, а сделки оплачивались большей частью акциями. Активность компаний в основном базируется на тенденциях глобального рынка: дешёвые заёмные средства, высокий спрос на сырьевые товары и появление крупных корпораций в Индии, Бразилии, Китае, России и на Ближнем Востоке. Ещё одной особенностью является активная деятельность фондов прямых инвестиций.

Таблица 1

Мировые объёмы сделок по СиП и ПИИ, млрд долл.1

Год Объём сделок по СиП Объём сделок по ПИИ

2000 3400 1400

2003 1360 637,8

2004 1860 695,0

2005 2700 896,7

2006 3800 967,0

Стратегия слияний и поглощений имеет свои положительные и отрицательные стороны для бизнеса. Однако явным преимуществом данной стратегии является быстрота её осуществления. Стратегия СиП позволяет компаниям быстро приобрести портфель «экономике-географических активов», который стал одним из существенных факторов конкурентной мощи в условиях глобализации экономики. Во временном аспекте приобретение уже существующей компании с налаженным менеджментом и маркетингом предпочтительнее, чем создание нового предприятия с нуля. Слияния и поглощения дают шанс молодым, амбициозным компаниям догнать конкурентов. Кроме того, они могут оказаться для ведущей компании и более выгодной с финансовой точки зрения стратегией, когда речь идёт о нематериальных активах, таких, как ноу-хау, патенты, торговые марки, бренды, лицензии, результаты НИОКР и маркетинговых исследований.

В 1990-е гг. крупные российские компании не имели достаточно чёткой стратегии выхода на зарубежный рынок, ни тем более освоения его. Как правило, попытки транснационализации компаний носили характер «ввязывания в бой», а затем уже действий по обстоятельствам, т.е. использования тактики быстрого реагирования, оперативного решения текущих проблем. В целом стратегия была рассчитана на экстенсивное расширение зоны своего влияния, очень часто за счёт покупки непрофильных активов. В наибольшей степени такой подход был свойственен «ЛУКойлу».

1 Данные по СиП компании Thomson Financial — Financial Times. 25.01.2007 г.; данные по ПИИ — World Investment Report за соответствующие годы.

С началом широкой экспансии российских компаний на внешние рынки их стратегии начинают приобретать более чёткие очертания. При этом они формируются как на основе собственного опыта, добытого в ходе работы на рынках СНГ, так и образцов зарубежных стратегий. Определённую строгость и чёткость им придает и их организационная структура, связанная с переходом от довольно рыхлых образований ФПГ середины 90-х гг. к интегрированным бизнес-группам и компаниям начала XXI в.

Известно, что формы корпоративной стратегии многочисленны и многообразны. Не существует какой-то абстрактной, единственно правильной корпоративной стратегии.

Многообразие форм стратегии поведения компаний на международном рынке в значительной степени концентрируется в трёх существенных процессах глобализирующейся мировой экономики: в стратегии органического роста, в слияниях и поглощениях компаний и их стратегических альянсов. Сделки по слияниям и поглощениям представляют собой преобладающую часть ПИИ.

Слияния и поглощения, рассматриваемые как объединение двух и более бизнесов (слияния, поглощения, присоединения), носят волнообразный характер. Характерной особенностью нынешней волны активности является включение в число участников рынка СиП компаний из развивающихся стран, Китая, Индии, Бразилии, а также из России. Так, объём слияний и поглощений с участием российских компаний с начала XXI в. неуклонно растёт, в то время как в мировом масштабе, наоборот, наблюдается сокращение подобного рода операций с пикового 2000 г. Тогда, по информации компании Dialogic, мировой объём слияний и поглощений составил почти 3,5 трлн долл., а число сделок перевалило за 37,5 ТЫС. В 2002 Г. эти показатели составили уже порядка 1 трлн долл. и 20 тыс. операций соответственно1. Российские компании с конца 1990-х гг. участвуют в сделках по слиянию и поглощению компаний, наращивая свою активность с середины первого десятилетия XXI в. В таблице 2 представлены данные о завершённых трансграничных сделках СиП с участием российских компаний с 1999 г. до второй половины 2003 Г.

Как видно из таблицы, число трансграничных сделок СиП с участием российских компаний росло как по количеству, так и по объему. Однако в общем объёме мировых сделок такого рода место российских компаний оставалось невысоким. Тем не менее объёмы и количество трансграничных сделок российских компаний по-прежнему, год от года, растут. Так, в 2004 г. по данным Erust and Yong объём рынка СиП в России вырос на 70%, до 30 млрд долл., правда, с учётом внутреннего рынка слияний и поглощений. В 2005, 2006 ГГ. объём рынка СиП ещё более вырос: 40,5 млрд долл. и 63,6 млрд долл. со-

1 Финанс. 2003. № 35. С. 15.

ответственно, продемонстрировав увеличение на 57%1. Значительный вклад в общий объём внесли трансграничные сделки «ЛУКойла», продавшего за 2,622 млрд долл. 7,6% акций американской Conoco Philips, покупка РУСАЛом 20% австрийского глинозёмного завода, а «Северсталью» — итальянского завода Luccini. Доля международных сделок выросла в 2006 г. по сравнению С 2005 Г. С 30 ДО 38,3%, ДО 10,8 млрд долл., при этом иностранные компании приобрели в России активов на 8,4 млрд долл. 2 2006 год стал переломным для российского рынка слияний и поглощений: он стал походить на рынки разви-тых стран. Его объём достиг в 2007 г. уровня 10% ВВП (в развивающихся странах доля сделок СиП обычно также на уровне 8-10% ВВП), превысив уровень развитых стран. Государство перестало быть главным игроком рынка слияний и поглощений, а 70% сделок проводилось с участием инвестбанков. Российские компании становятся активными игроками на мировом рынке.

Таблица 2

Завершённые сделки по слиянию и поглощению в России в 1999-2003 гг.

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1-е полугодие 2003 г.

Объём, млн долл. Число сде- лок Объём, млн долл. Число сде- лок Объём, млн долл. Число сде- лок Объём, млн долл. Число сде- лок Объём, млн долл. Число сделок

Внутри-российские слияния и поглощения 1203,8 75 508,3 134 1899,3 199 2578,9 217 2462,9 167

Поглощение российских компаний иностран- ными 167,2 33 2111,9 60 1318,6 43 1825,8 41 2022,2 22

Поглощение иностранных компаний российскими 6,9 11 105,7 17 463,6 25 504,4 33 451,6 23

Всего слияний и поглощений 1377,9 119 2725,9 211 3681,5 267 4909,1 291 4936,7 212

Источник: Dealogic 2002, 2003.

1 Данные КРМС. Ведомости. 24.07.2006 г.

2 Ведомости. 13.03.2007 г. По данным аналитической группы журнала «Слияния и поглощения» — 10,3 млрд долл. на приобретение российских активов за рубежом (54 сделки) и 47 млрд долл. на покупку иностранных фирм в России (38 сделок).

В 2006 Г произошло изменение структуры трансграничных сделок СиП: 60% — сделки по приобретению российских активов иностранными компаниями и 40% — сделки по приобретению иностранных активов российскими компаниями, по сравнению с 2005 г. - 34 и 66% соответственно. Изменение структуры трансграничных сделок происходит вследствие совершения крупных сделок по покупке российских активов иностранными компаниями и не является основанием для будущего развития рынка трансграничных операций. Наиболее значимым регионом с точки зрения стоимости трансграничных операций по слияниям и поглощениям стала Западная Ьвропа (41%). В то же время отмечается рост доли других регионов (С еверной Америки — 16% и стран СНГ

— 10%), что указывает на более равномерное распределение трансграничных сделок между географическими регионами по сравнению с 2005 г.

Объём мирового рынка слияний и поглощений представлен на рис. 1.

I I Обьем сделок СиП, млрд долл. США. —*— Число сделок СиП, тыс.

Источник: отчёт K.PMG о сделках Си11 за 2006 г.

Рис. 1. Объём мирового рынка слияний и поглощений

Если рассматривать рынок СиП в целом, то две трети сделок по слияниям и поглощениям в Восточной Е'вропе совершаются российскими компаниями. По данным Dealogic в 2006 г. Россия стала самым крупным рынком СиП среди развивающихся стран, а в мире заняла девятое место (порядка 2%); (рис. 2).

1 Ведомости. 11.01.2007 Г.; 27.08.2007 г.; РБК - daily. 27.02.2007 г.

Источник: K.PMG.

Рис. 2. Международный масштаб рынка СиП в 2006 г. (объём рынка СиП/ВВП, %)

Особенностью российского рынка слияний и поглощений является то, что 52,7% его объёма приходится на 10 крупнейших сделок. Именно они обеспечили своеобразный рекорд: средняя стоимость сделки в 2006 г. превысила 122,5 млн долл.1

Ограниченное число российских компаний заключают мега-сделки, а компании среднего бизнеса неактивны. По данным Merger’s.ru 80% рынка по сто-имости обеспечили 9% сделок (табл. 3).

Среди отраслей в трансграничных сделках лидирует металлургия. Российские металлургические компании вышли в лидеры рынка слияний и поглощений зарубежных активов. По данным M&A-Intelligence с 2004 г. по 15 мая 2007 г. российские компании совершили 142 сделки слияний и поглощений in-out на общую сумму 22,9 млрд долл. Пять сделок металлургических компаний в сумме составили 7,965 млрд долл. — треть всех сделок в стоимостном выражении.

1 M&A-Inteligence. 15.11.2007 г.

Таблица 3

Крупнейшие сделки с участием российских компаний в 2006 г.

Объект сделки Сумма, млрд долл. Отрасль Покупатель

Алюминиевые активы «Суал» и Glencore 10,2 Металлургия «Российский алюминий»

96,9% акций ОАО «Удмуртнефть» 3,5 Нефтегазовая Sinopec совместно с «Роснефтью»

100% акций Oregon Steel Mills 2,3 Металлургия Evraz Group S.A.

53,7% акций Mazeikiu nafta 1,5 Нефтегазовая PKN Orlen

54% акций Pyaterochka Holding N.V. 1,2 Торговля «Альфа-групп»

Активы Marathon Oil Corporation в XMAO 0,8 Нефтегазовая ОАО «ЛУКойл»

50% в холдинге, владеющем 22 компаниями Duferco 0,8

(50%-НЛМК) Металлургия Steel Invest & Finance S.А.

88,12% акций ОАО «Алтай-кокс» и 100% долей ОАО «Про-копьевскуголь» 0,7 Добыча полезных ископаемых НЛМК

50% акций Him Holding S.А. 0,6 Лесопромышленный комплекс International Paper

100% акций ОАО «Импэксбанк» 0,5 Финансы Raffeisen International Bank-Holding AG

Источник: M&A-Intelligence.

Как видно из таблицы 4, возглавляяют список крупнейших сделок слияний и поглощений in-out «СУАЛ» и «РУСАЛ», объединившие свои активы с алюминиевыми предприятиями Glencore в US Rusal. Вторую строку занимает Evraz Group S.А. В целом экспансия российского бизнеса была обусловлена его стратегией по насыщению необходимыми производственными звеньями, а также продвижением как на уже утраченные, так и на новые рынки.

Таблица 4

Сделки СиП российских металлургических компаний

Год Объект сделки Компания-покупатель Сумма сделки, млрд долл.

2005 62% акций Lucchini ОАО «Северсталь» 0,560

2006 Алюминиевые активы Glencore US Rusal 3,6

2006 100% акций Oregon Steel Mills Evraz Group S.A. 2,3

2006 50% в 22 компаниях Dufeгсо Steel Invest &Finance S.A. (50%- НЛМК, 50% - Duferco Group) 0,805

2007 79% акций Highveld Evraz Group S.A. 0,700

Источник: журнал «Слияния и поглощения».

В 2007 Г. российский рынок слияний и поглощений по-прежнему демонстрировал существенный рост: за полугодие он достиг 35,6 млрд долл. (рост — 47%). Крупнейшей сделкой года стала покупка «Норильским никелем» за 5,3 млрд долл. 90% канадской Lion Ore. Рынок СиП не только растёт, но и диверсифицируется. В 2007 г. появилась тенденция смены лидеров сделок по слияниям и поглощениям. Так, в первом полугодии 2006 г. на пять крупнейших отраслей в сфере СиП — нефтегазовую, телекоммуникационную, металлургическую и горнодобывающую, финансовую и потребительскую приходилось 88% рынка (21,4 млрд долл.), а в первом полугодии 2007 г. доля прежних лидеров составила только 48% (17 млрд долл.). Вперед вышли другие пять отраслей — энергетика, строительство, промышленность, СМИ и транспорт, чья доля составила 51% рынка (18,2 млрд долл.). В данных отраслях идёт активная консолидация (и поглощение крупными холдингами активов в энергомашиностроении), а также реструктуризация усилий для дальнейшей экспансии. Можно прогнозировать появление в ближайшие годы новых крупных российских компаний на международных рынках и новой волны приобретения зарубежных активов российскими компаниями в сфере энергетики, строительства, промышленности, СМИ и транспорта. Подтверждением этого прогноза можно считать уже сделанные приобретения за рубежом в сфере недвижимости, активов в строительстве и гостиничном бизнесе. Так, Raspera Trading (структура «Базэла») приобрела 30% акций Strabag и 6,9% Hochtief. В промышленности активную зарубежную политику в сфере СиП ведёт «Ре-нова». Есть и другие примеры зарубежных приобретений компаниями «новой пятёрки отраслей», хотя и не столь масштабных.

Выбор формы и стратегии зарубежной экспансии в рамках процессов СиП зависит от политики конкретной российской компании, её финансовых возможностей, прошлого опыта развития, от конкретных политических и экономических условий страны экспансии и т. п. В зависимости от этого формируются ключевые показатели, определяются критические точки, на которых концентрируется внимание в рамках выработки стратегии. Можно выделить четыре основных направления развития компании посредством слияний и поглощений:

— увеличение присутствия компании на рынке с тенденцией к монополизации;

— диверсификация бизнеса;

— спекулятивные операции;

— выход на фондовый рынок (IPO, SPO).

Увеличение присутствия компании на рынке с тенденцией к монополизации предполагает агрессивную стратегию развития компании, так как достижение поставленных целей требует от компании максимальной концентрации всех имеющихся в её распоряжении ресурсов. К тому же данная стратегия неизбежно будет сопровождаться сильным влиянием внешней среды, макроэкономическими процессами и жёсткой конкурентной борьбой. Российские компании при реализации этой стратегии одной из основных задач считают необходимость увеличения производственных ресурсов.

Увеличение производственных мощностей — это не просто способ увеличения оборота компаний, но в большинстве случаев необходимый элемент захвата рынка, снижение производственных издержек, возможность применения более гибкой ценовой политики.

Реализуя цель увеличения присутствия на рынке через приобретение контроля над зарубежными активами, российские компании используют различные подходы. Рассмотрим основные из них.

Приобретение контрольных пакетов акций у национальных инвесторов целевого рынка зарубежных инвесторов, которые раньше вышли на этот рынок, а также у российских компаний, уже оперирующих на данном рынке, — первый случай характерен для рынка предприятий как в странах дальнего зарубежья, так и в странах СНГ, второй — в основном для стран СНГ.

Так, в странах СНГ в 2005-2006 гг. российские компании приобретали контрольные пакеты акций у западных компаний, которые ранее вышли на этот рынок, что можно рассматривать как начало процесса вытеснения российским капиталом своих западных конкурентов. В качестве примеров можно привести приобретение «ЛУКойлом» 65% акций канадской Nelson Resources, добывающей нефть в Казахстане; РАО «ЕЭС России» — в 2005 г. мол-

давской ГРЭС у бельгийско-российской компании; в том же году «Альфа-групп» - 76% акций сотового оператора «Узмакома» (Узбекистан) у малазийской компании Suporior Communications и др.

Увеличение присутствия компании на зарубежном рынке помимо увеличения производственных мощностей даёт возможность расширить рынок сбыта, усилить конкурентные преимущества путём вхождения в бизнес конкурента, приобретения активов (отдельных подразделений), задействованных в производственном процессе в целях оптимизации производства.

Примером вхождения в бизнес конкурента с нацеленностью на поглощение является стратегия группы «Ренова» в отношении швейцарского машиностроительного и инжинирингового концерна Sulzer. В 2007 г. группа «Ренова» стала владельцем 31,4% акций этого концерна, приобретя 100% акций в Everest Betelgungs GMBH, которой принадлежат бумаги Sulzer, выкупив долю австрийской Victory Industrtebeiligung AG.

Дальнейшую экспансию «Реновы» остановило соглашение с Sulzer (на 2 года — до мая 2009 г.) о том, что российская компания в течение этого периода не будет увеличивать долю в швейцарской компании и воздержится от её поглощения.

В странах СНГ подобные сделки, как правило, доводятся до конца, т.е. до поглощения. Так, ещё в 1999 г. «Сибирский алюминий» приобрёл у украинских компаний 30% акций Николаевского глинозёмного завода (НГЗ), на который приходилась четверть поставок глинозёма на алюминиевые заводы компании. В 2000 г. «Сибирский алюминий» через специально созданную дочернюю компанию «Украинский алюминий» приобрёл на приватизированном аукционе 30% акций НГЗ, а впоследствии купил у украинских и офшорных структур ещё 35,6 % акций. Затем уже «РУСАЛ», в который вошёл «Сибирский алюминий», провёл консолидацию бумаг НГЗ. В результате этой консолидации доля «РУСАЛа» В НГЗ возросла на 100%, а завод был перерегистрирован в открытое акционерное общество1.

В начале 2006 г. ЗАО «Северсталь-метиз», входящее в «Северсталь-групп», приобрело у украинской финансовой группы «ТАС» 60% + 1 акцию ОАО «Днепрометалл», в результате чего его уставный капитал предположительно вырастет втрое.

Российские компании в странах СНГ покупают активы у тех отечественных компаний, которые ранее вышли на этот рынок. Примером может быть покупка Сбербанком в 2006 г. банка «НРБ-Украина», принадлежащего «Националь-

1 Ведомости. 04.06.2005 г.

ной резервной корпорации», а также покупка «Ингосстрахом» 61,5% акций страховщика «Остра-Киев» у российской компании «АльфаСтрахование».

В целом при увеличении присутствия на рынке российские компании используют стратегию приобретения недооценённых активов предприятий, находящихся в предбанкротном и банкротном состоянии, компаний аутсайдеров, чтобы через них попасть на целевые рынки, а также способы постепенного поглощения посредством покупки миноритарных пакетов акций, дополняя их последующими приобретениями до мажоритарных пакетов.

С точки зрения процессов слияний и поглощений стратегия российских компаний, нацеленная на усиление конкурентных преимуществ, выражается в выстраивании вертикальной и горизонтальной международной производ-но-сбытовой цепочки, что свойственно прежде всего российским компаниям нефтяной и металлургической отрасли. Эта стратегия посредством приобретения активов предприятий или их подразделений, задействованных в производственном процессе, осуществляется также в целях оптимизации производства, ценообразования, защиты от конкурентов и является, пожалуй, одной из наиболее востребованных российским бизнесом. Она способствует решению следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повысить автономность зарубежного производства;

— получить эффект от оптимизации производственных процессов;

— диверсифицировать бизнес в рамках отраслевой разнополярности;

— повысить финансовую устойчивость, расширить публичность.

Классическим примером трансграничной стратегии увеличения присутствия компании на рынке с тенденцией к монополизации с использованием механизма сделок слияния и поглощения является сделка по слиянию «РУСАЛа», «СУАЛа» и швейцарской С1епсоге. В созданную глобальную компанию включены алюминиевые и глиноземные активы компаний России, Китая, Австралии, Швеции, Италии, Ирландии, Армении, Гвинеи и Ямайки. Совокупная выручка трёх компаний по итогам 2006 г. составила около 10 млрд долл.

Особо следует отметить, что в сделках СиП, нацеленных на поглощение зарубежного партнёра, участвуют не только крупные, но и средние российские компании. Так, ещё в 2002 г. российский производитель мороженого компания «АльтерВест» приобрела германскую компанию Frostdog Е1зкгет, использовав благоприятную конъюнктуру: стоимость активов Frostdog Е1зкгет в результате спада в европейской экономике упала вдвое. Параллельно с этим «АльтерВест» приобрела долю в польской фабрике мороженого Агщизк). В результате возникла производственная цепочка, в которой германская фабрика занимается инновационными и нишевыми товарами, а польская фабри-

ка осуществляет производство продукции массового спроса. Таким образом, выстраивание производственного цикла от нишевых товаров до продукции массового спроса с использованием мощностей предприятий в разных странах характерно не только для молодых российских ТНК, но и для среднего бизнеса. Конечно, от выстраивания глобальных цепочек добавленной стоимости основная масса российского среднего бизнеса пока ещё далека. Однако уже первые шаги в этом направлении свидетельствуют о том, что благодаря реализации стратегии слияний и поглощений российский средний бизнес активно растёт, несмотря на все препоны, и становится всё более заметным игроком на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.