Научная статья на тему 'Стратегия Северного морского пути Китая:сотрудничество и конкуренция'

Стратегия Северного морского пути Китая:сотрудничество и конкуренция Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1443
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / КИТАЙ / РОССИЯ / АРКТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чэн Хунцзе

В настоящее время, внимание многих стран обращено к арктическому региону с его запасами углеводородов и потенциальными транспортными путями. Можно говорить о начале Новой игры с участием, как арктических держав, так и новых участников, в числе которых и страны АТР. До получения официального статуса наблюдателя Арктического совета, Китай уже активировал сотрудничества (равно как и конкуренции) между арктическими и неарктическими странами в сфере не только научных исследований, но и разработки ресурсов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия Северного морского пути Китая:сотрудничество и конкуренция»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512310038?index=1&rangeSize= (дата обращения 01.03.2016).

4. Прогноз мировой энергетики. Основные положения /МЭА. Париж. 2012 с.1-2.

5. Oil Market Report. International Energy Agency. December 2015. [Электронный ресурс] - URL: https://www.iea.org/media/omrreports/fullissues/2015-12-11.pdf (дата обращения 10.02.2016).

6. BP Statistical Review of World Energy. June 2015. [Электронный ресурс] - URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf (дата обращения 10.12.2015).

7. World Energy Outlook 2012 / International Energy Agency. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.worldenergyoutlook.org/publications/weo-2012/#d.en.26099 (дата обращения 20.02.2016).

8.Глобальная энергетика и геополитика (Россия и мир) / под ред. Ю.К. Шафраника. М.: Энергия, 2015. 80 с.

© Хлопов О.А.. 2016

УДК:327

Чэн Хунцзе,

младший научный сотрудник Институт России Хэйлунцзянской Академии общественных наук, Китай.

Rus163@163.com

СТРАТЕГИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ КИТАЯ : СОТРУДНИЧЕСТВО И

КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация

В настоящее время, внимание многих стран обращено к арктическому региону с его запасами углеводородов и потенциальными транспортными путями. Можно говорить о начале Новой игры с участием, как арктических держав, так и новых участников, в числе которых и страны АТР. До получения официального статуса наблюдателя Арктического совета, Китай уже активировал сотрудничества (равно как и конкуренции) между арктическими и неарктическими странами в сфере не только научных исследований, но и разработки ресурсов региона.

Ключевые слова

Северный морской путь, Китай, Россия, Арктика

Китай давно интересовал Северный морской путь (СМП). Главная причина усиления китайского интереса к Арктике также бесспорно экономическая. Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). в навигацию 2012 года по СМП было перевезено около 4 млн. тонн грузов, в том числе 1,2 млн. тонн транзитных, что на 53% больше, чем в 2011 году (820,8 тыс. тонн). Подсчитано, что грузопоток может увеличиться до 2019 года в десять раз. А в перспективе - в двадцать раз, до 50 миллионов тонн в год [1].

Китаю как мировая экономическая держава арктический маршрут дает возможность сэкономить время и деньги. По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал СМП позволяет сократить путевое расстояние между Шанхаем и Гамбургом на 5200 км. Учитывая, что Китай активно развивает свои торговые отношения с европейскими странами, маршрут через Северный ледовитый океан сулит ему огромную экономическую выгоду.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

В период с 2010 по 2013 год по этому пути Китай провез больше всего 920 тысяч тонн. Если с таянием льдов период эксплуатации маршрута увеличится, то появится новая транспортная сеть, связывающая Европу и Азию, здесь может быть обеспечен транзит одной пятой части международной торговли Китая (при этом 10% китайского внешнеторгового оборота будет соответствовать 526 млрд. евро). В соответствии с китайскими долгосрочными прогнозами, к 2020 году по арктическому маршруту пойдёт от 5 до 15% китайского внешнеторгового грузопотока. Теперь КНР хочет сделать путь по арктическим водам своим (СМП и СЗП), Эти пути существенно сокращают сроки и средства на перевозку грузов, и являются относительно безопасными маршрутами.

Тем временем, после полного открытия Арктического фарватера, СМП будет стимулировать возрождение северо-восточного района Китая. И Китай заблаговременно готовится к этому. Например, арендуя несколько портов на восточном побережье КНДР с целью подготовки транспортных узлов на пути перспективных перевозок по СМП. Поэтому не исключено, что в XXI веке Северному морскому пути уготовано интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только Китая, но и международного значения.

В 2014 году "Сборник карт и справочных материалов о Северном полюсе" прошел проверку экспертной группой Управления транспорта КНР и в течение этого года издавали. Данный сборник представляет собой наиболее информативный с точки зрения обилия материалов и количества охваченных тем из подобных изданий, выпущенных за последнее время в Китае, и будет служить эффективным справочным материалом для работы в сфере навигации, научной работе и для принятия политических решений [2].1

Помимо транспортных путей, Китай заинтересован в доступе к ресурсной базе Арктики, в том числе и к богатым рыбным промыслам в Северном Ледовитом океане, к месторождениям редкоземельных металлов в Гренландии и углеводородов, В арктическом регионе сосредоточено более 20% неразведанных мировых запасов углеводородов, и большая их часть находится в российской части Арктики. Для отстаивания своих интересов Китай наращивает дипломатическую активность в северных регионах и развивает двусторонние отношения с Арктическими прибрежными государствами.

В последние годы двустороннее сотрудничество ведется на множественных уровнях и в широком спектре сфер, усилить взаимодействие в рамках деятельности, осуществляемой в районе Арктики, во имя совместного развития, и дает плодотворные результаты в политических обменах, научных исследованиях и экономике.

Подписанные КНР с некоторыми европейскими государствами вступили в силу соглашения о свободной торговле, в том числе с Исландией. Действие документа распространяется на торговлю грузами и услугами, инвестиции и ряд других отраслей. Исландия стала первой европейской страной, подписавшей соглашение о свободной торговле с Китаем. в области геотермальной энергии Исландия может помочь некоторым городам Китая. Для Исландии очень важно заключить этот договор с Китаем, который сможет укрепить торговые отношения после экономического коллапса. Самым главным является то, что гавань Рейкьявик находится прямо на маршруте Арктики.

В Канаде Китае приобрела акции местных нефтяных компаний, чтобы получить права разведки в Арктики. В 2012 году Китай и Дания подписали ряд соглашений по сотрудничеству в области совместной разработки минеральных ресурсов в Гренландии. Проект, который, возможно, будет готов к 2015 году, предусматривает огромные инвестиции в инфраструктуру, включая порт, аэропорт и дороги. Кроме того, КНР построила ледокол ''Снежный дракон'', и он уже несколько раз проводил исследовательские экспедиции в Арктике.

Внимание со стороны Китая один из наиболее активных игроков в отношении судоходства в акватории СМП, в последние годы считает особенно приоритетным. Сотрудничество в рамках судоходства в акватории СМП активно обсуждается между КНР и Россией на правительственном уровне.

1 http ://www. gov. cn/xinwen/2014-09/18/content_2752215. htm

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

За последнее время Китай участвует в разных форумах и политических дискуссиях по Арктике, принятии решений по развитию международно-правовой базы. В 2013 году КНР получила статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, объединяющем циркумполярные страны, и Китай может добиваться роли для себя в определении политических рамок и правовой основы для будущей деятельности в Арктике. Судя по всему, у Китая уже есть арктическая программа или, как минимум, Данный план, скорее всего, нацелен на внесение изменений в международное законодательство по статусу Арктики с учетом интересов КНР.

СМП не только в экономическом измерении дополнительных возможностей Поднебесной диверсифицировать свои каналы получения энергоресурсов. Транзит по Северному морскому пути из Северной Европы в Китай имеет потенциал вызвать в Пекине интерес, определяемый внешнеполитическими и безопасными факторами.

Для Китая этот путь является стратегическим маршрутом, который должен стать частью ''Морского шелкового пути XXI века''. Северный морской путь намного сокращает расстояние между Европой и Азией по сравнению с маршрутом, который пролегает через Суэцкий канал. Там нет рисков, связанных с ситуацией на Ближнем Востоке. В том числе фактора указывалось на угрозу пиратских рейдов у берегов Аденского залива.

Помимо этого, территориальные споры с ближайшими соседям по Южно-Китайскому и Восточно-Китайскому морям делает потенциальная неустойчивость в этой части своих территориальных вод, через которые в Китай ныне идёт практически весь транзит энергоресурсов с внешних рынков. На КНР приходится более 20% общего объема мировой торговли, при этом свыше 70% импорта и 55% экспорта страны осуществляется морским транспортом [3]. Любая дополнительная возможность обеспечения безопасного транзита энергоресурсов представляет для китайской стороны особую ценность. СМП может стать такой дополнительной возможностью для китайцев чувствовать себя более уверенно в завтрашнем дне.

Несмотря на имеющиеся предпосылки и положительную в целом динамику взаимодействия Китая с другими странами, остается ряд спорных вопросов. Экономические интересы во многом определяют арктическую политику между арктическими и неарктическими странами. Борьба за Арктику обострилась в 2007 году после того, как известный полярник Артур Чилингаров установил российский флаг на дне Ледовитого океана в точке Северного полюса. Россия гораздо активнее утверждает свое лидерство на Северо-Восточном проходе, чем Канада на Северо-Западном. В отношении использования СМП действуют разработанные Правила плавания в акватории Северного морского пути, утвержденные приказом Минтранса России от 17 января 2013. Бесконтрольное проникновение любой страны, в том числе и КНР, в российский сектор Арктики неприемлемо [4].

Интерес со стороны других стран, по мнению ряда экспертов, освоение Северного морского пути считает своей прерогативой не только Россия, но также и ряд других стран. По международному законодательству никто не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды. Ситуация, может быть осложнена позицией США, которые не считают, что ключевые акватории Северного морского пути находятся исключительно в российской юрисдикции. Более того, по вопросам правового регулирования магистрали даже в России нет единого мнения.

Эксперты успели заметить, что, Китай и некоторые неарктические страны, несмотря на их поддержку норм конвенции ООН по морскому праву в Арктике, не устраивает плата, которую Россия требует за ледокольные услуги. В Китае довольно часто звучат мнения о том, что СМП (так же, как и СЗП) - общее достояние всего человечества и его необходимо интернационализировать.

Позиция России в последнее время изменилась, с учетом стратегической важности данного маршрута для других стран и личного интереса, она готова договариваться о совместном использовании СМП. Модернизация инфраструктуры российской Арктики потребует значительных финансовых и трудовых вложений. Необходимо создавать и модернизировать сухопутные составляющие арктической транспортной системы - трубопроводы, авиационные маршруты и дороги. Для этого России может выступать за международное сотрудничество. И самым подходящим партнером для такого сотрудничества видится Китай.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

В силу географических причин, реализация арктической стратегии Китая невозможно не касаться сотрудничеств с Россией и другими странами Арктики. Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого (через Берингов пролив в Берингово море) от Карских Ворот у Новой Земли до бухты Провидения на Чукотке. И Берингов пролива не принадлежит открытому морю, и находится под контролем США и России. Ввиду этого в сотрудничестве Арктическая стратегия Китая без США и России никак не обойтись. В нынешней международной политической ситуации, сотрудничество с Россией стало неизбежным выбором. То есть в той или иной степени, Китаю не обойтись без российского участия. он можем устанавливать здесь режим страхования судов, обеспечивать спасательные операции, в том числе за деньги, а также предлагать ледокольное сопровождение.

Вместе с тем, для судоходства Арктика является сложным направлением, поскольку точно спрогнозировать время доставки груза не всегда возможно из-за погодных условий плюс к этому -экологические вопросы. Многие эксперты с большим сомнением относятся к возможностям Северного морского пути, они считают, при работе на Северном морском пути слишком велики эксплуатационные расходы, включая ледокольное обеспечение, тарифы за пограничное и таможенное оформление, повышенные ставки страховой премии, Необходимы специализированные суда ледового класса, танкеры -только с двойным корпусом. Хотя это не является главным течением, но и частично отражает сомнение политиков.

Китай осознаёт экономическую и стратегическую привлекательность Северного морского пути и стратегия СМП уже начала формироваться, но пока осторожный Китай боится потревожить Арктические страны. Тем не менее, на конкретной практике, многочисленные участвующие департаменты и некоторые туманные объяснении вызвали излишние подозрения между всеми заинтересованными сторонами. Таких случаев в прошлом между Китаем и Россией были много.

Это требует от Китая, чтобы поняли идея прибрежных арктических страны, стратегическое сотрудничество соответствовало жизненным интересам прибрежных государств. Китай и арктические страны должны стремиться к взаимной выгоде и обоюдному выигрышу путем взаимодополнения преимуществами и совместного пользования плодами сотрудничества в полном объеме.

О разработке северного морского пути Китай должен иметь четкое понимание. Невзирая на все разговоры о глобальном потеплении и прочих процессах, связанных с уменьшением площади ледяного покрова в Арктике, тем не менее, в соответствии с оптимистическим взглядом Северный полюс только с 2030-го будет полностью избавляться на лето от своей ледяной шапки. По мнению других ученых, это произойдет только после 2050-го или даже 2080 года. Поэтому стратегическое размещение Китая нужно стоять десятки лет. Вполне возможно, тенденция к погоне за скороспелыми успехами является самой большой проблемой в сотрудничестве между Китаем и соответствующими странами.

Кроме того, Китаем следует ожидать активизации сотрудничества и конкуренции между арктическими и неарктическими странами в сфере не только разработки ресурсов региона, но и научных исследований. Китай держался в тени дольше запланированного, Разбавил влияние участвующего военного сектора и необоснованные обвинения о ''Китайской угрозе''.

Участие Китая в сотрудничестве по арктическим вопросам пока находится лишь в начальной фазе, Китай по-прежнему ищет наилучшие пути и области для проявления своей конструктивной роли в арктических делах. С точки зрения Китай, освоению Арктики предстоит еще долгий путь. Арктический совет должен отделить экономические вопросы от вопросов суверенитета и безопасности. Для того, чтобы Северный морской путь стал звеном мировой экономики, должен быть создан механизм многосторонней координации, при котором должен быть достигнут реальный обмен. Успешный опыт раскрытия Китая говорит, что единственным путём является развитие.

Список использованной литературы:

1. Китай и Северный морской путь [Электронный ресурс] http:// svpressa.ru/economy/article/65718/.

2. руководство Арктической навигации [Электронный ресурс] http://www.gov.cn/xinwen/2014-09/18/content_2752215.htm

3. Китай направился в Арктику. [Электронный ресурс] http:// www.ekhoplanet.ru/other_556_21483.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Баранникова Анастасия Олеговна. Взаимодействие России и Китая в Арктике: проблемы и перспективы. Международный форум аналитического центра.КНР: 2014 .-c.76-77.

© Чэн Хунцзе, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.