ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
УДК 811.111+814
Н. Ф. ЕХЛАКОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА Б. ОБАМЫ И ДЖ. МАККЕЙНА__________________________
В настоящей статье рассматривается стратегия самопрезентации, цель которой заключается в формировании имиджа политика. Обосновывается значимость самопрезентации для политика в рамках базовой оппозиции политического дискурса «свой/чужой». Основное внимание уделяется таким тактикам, как отождествление и солидаризация с адресатом, широко представленным в выступлениях Б. Обамы и Дж. Маккейна. В данной статье описываются наиболее частотные языковые способы реализации данных тактик.
Ключевые слова: имидж, самопрезентация, отождествление, солидаризация, свой, чужой.
Как известно, одной из главных задач политического лидера является задача «понравиться народу». Поэтому в рамках политической борьбы за власть наиболее актуальной проблемой является как раз формирование имиджа политического лидера.
Имидж — это стереотип человека, закрепившийся в массовом сознании. Он призван в концентрированной форме отражать суть человека или партии [1]. Ввиду того, что избиратель не имеет с политиком личных контактов, он воспринимает не самого лидера, а его имидж. Своё решение большинство избирателей принимает, опираясь не на критический анализ политических лозунгов и программ, не на подробное изучение биографий кандидатов, их личных качеств, а полагаясь, скорее, на интуицию, на комплекс впечатлений от кандидатов, на их образ (имидж).
Можно сказать, что имидж политика является частью его профессионального успеха. Отсюда следует, что чем точнее будет выстроен имидж, тем эффективней будет коммуникация с избирателями, и, следовательно, будет достигаться основная задача — завоевание и удержание симпатий народа.
В целом, под имиджем понимается образ — представление, целенаправленно создаваемый, наделяющий впечатление от человека дополнительными ценностями, что и способствует более эмоциональному его восприятию.
По мнению Г.Г. Почепцова, имидж представляет собой «обращенное вовне «Я» человека», так называемое его публичное «Я». Люди как бы покрыты определенным коммуникативным ограждением в виде публичного «Я», за которым иногда может скрываться иное «Я» [1, с. 545].
Имидж политического лидера — это представление о политике, сформировавшееся у населения в результате длительного на него воздействия, обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью к изменениям [2].
В последнее время появилось большое количество работ о создании имиджа политика [2, 3 и др.]. Однако в них практически нет анализа вербальных составляющих имиджа. А ведь имидж политического лидера во многом создается с помощью языковых и речевых средств и умений, так как речевое пове-
дение лидера непосредственно оценивается адресатом, наблюдающим политика по телевизору, слушающего его по радио, читающего интервью с ним.
Именно поэтому для успеха речевого воздействия политика особенно важной оказывается стратегия самопрезентации, которая занимает центральное место среди стратегий воздействия.
Самопрезентация — это эмоциональная «самоподача» оратора, демонстрация психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и его целях [4]. Создание положительного впечатления об адресанте повышает доверие аудитории к говорящему.
Наши наблюдения показали, что самопрезентация может носить как стратегический, так и тактический характер. В речевом поведении политиков, которые борются за власть, самопрезентация выступает как основная стратегия, а в речевом поведении политиков, которые уже получили власть, — как сопутствующие тактики.
Стратегия самопрезентации включает в себя различные тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие народа.
Каждая из этих тактик непосредственно связана с оппозицией «свой/чужой», поскольку это противопоставление играет огромную роль в политическом дискурсе.
Одной из таких тактик является тактика отождествления, суть которой заключается в демонстрации символической принадлежности к определённой социальной, статусной или политической группе. Если лидер воспринимается избирателями как «свой» и говорит о проблемах, которые близки его потенциальной аудитории, он может рассчитывать на поддержку электората.
Вообще, политическая идентификация выступает средством объединения по отношению к одним и дистанцирования по отношению к другим, позволяет ориентироваться в реальных и воображаемых структурах общества. Человек конструирует политическую реальность и свое место в ней по шкале «свои — в чем-то близкие — чужие — враждебные».
Идентификация избирателей с политическим лидером может проявляться через готовность голосовать
за него, веру в эффективность и правильность его действий и даже неприятие его оппонентов.
Следует отметить, что идентификационная модель политика может опираться на политическую значимость представляемой им партии. Политический лидер в этом случае демонстрирует на выборах как бы не свои собственные достоинства, а значение группы, стоящей за его спиной. Это проявляется, например, в использовании им эмоционально окрашенной лексики торжественного типа вместо конкретной критики, что отражается в следующем примере: So, of course it's been enormous sacrifice. And Americans are all saddened by it. But the consequences of failure would have been devastating. And that would have been the result if we had done what Sen. Obama wanted to do (John McCain. Interview with Katie Couric. July, 2008). В данном примере использование выражений enormous, failure, devastating не только усиливают характер происходящих событий, но и акцентируют масштаб силы, стоящей за всем этим.
Также это может проявляться в использовании местоимения мы/we в значении «партия»:
We are the party of Roosevelt. We are the party of Kennedy. So don't tell me that Democrats won't defend this country. Don't tell me that Democrats won't keep us safe. The Bush-McCain foreign policy has squandered the legacy that generations of Americans — Democrats and Republicans — have built, and we are here to restore that legacy (B. Obama. The American promise. Acceptance Speech, 2008)
Имидж политического лидера должен соответствовать ожиданиям социальной среды. Стремясь привлечь избирателей на свою сторону, политик обращается к близким и понятным им вещам. Так, например, Б. Обама часто приводит примеры из жизни обычных людей, обремененных проблемами:
The college student I met in Iowa who works the night shift after a full day of class and still can't pay the medical bills for a sister who's ill — she can't afford four more years of a health care plan that only takes care of the healthy and the wealthy; that allows insurance companies to discriminate and deny coverage to those Americans who need it most.
В своих выступлениях он обращается к примерам из жизни безработных (the woman ... who just lost her job, and her pension, and her insurance when the plant ... closed down),обездоленных войной людей (the mother in Wisconsin who gave me a bracelet inscribed with the name of the son she lost in Iraq) и так далее.
На фоне всех тягот жизни обычных людей вырисовывается необходимость проявить заботу, помочь, тем самым приблизив себя к этим людям:
She needs us to stand up to those insurance companies and pass a plan that lowers every family's premiums and gives every uninsured American the same kind of coverage that Members of Congress give themselves. That's why I'm running for President (North Carolina Primary night, 2008).
Интересно отметить, что у Б. Обамы встречается создаваемый политиками образ «простого человека», который О. иС. Иссерс отмечала в качестве частотного, ведь избранник народа должен быть таким, как все. Соответственно, в имидже политика-избранника намечается семантический компонент «Простой человек». Так, приводя пример из жизни обычных людей, Б. Обама всегда подкрепляет их примерами из своей жизни, из жизни дорогих и близких ему людей: And when I hear a woman talk about the difficulties of starting her own business, I think about my grandmother, who worked her way up from the secre-
tarial pool to middle-management, despite years of being passed over for promotions because she was a woman. She's the one who taught me about hard work. She's the one who put off buying a new car or a new dress for herself so that I could have a better life (The American Promise, 2008).
Довольно успешно идентифицирует себя со многими социальными группами не только Б. Обама, но и Дж. Маккейн. Используя тактику отождествления с адресатом, они показывают себя представителями аудитории («я такой же, как и вы»), а избиратель видит в кандидате частичку себя. Избиратели голосуют за политического лидера, опираясь на представления о сверхчеловеке или среднем человеке. Если ни один из претендентов не является яркой личностью, обладающей уникальными выдающимися способностями, то люди предпочтут выбрать «такого же, как они сами» [5].
К языковым средствам реализации тактики отождествления с адресатом (народом) можно отнести разговорные фразы I get it; You know; Well, I am here to tell — Б. Обама; I mean; So, of course; You see — Дж. Маккейн; афоризмы или лозунговые фразы (Change we can believe in); цитирование всем известных прецедентных текстов: this is our time — to reclaim the American Dream and reaffirm that fundamental truth — that out of many, we are one; that while we breathe, we hope... (B. Obama. Election Night Victory speech, Grant park, Illinois, 2008).
Близкой тактике отождествления с адресатом является тактика солидаризации с адресатом («я с вами, я понимаю вашу проблему»). Порой их трудно разграничить. Обе реализуют стремление создать впечатление общности взглядов, интересов говорящего и аудитории. Это может быть выражение согласия с оценкой проблемы, данной адресатом: I agree with you; I am in favor of; I give you that point (уступаю вам по этому вопросу, соглашаюсь с вами по этому вопросу). Иногда выражение согласия с оценкой кого-либо или чего-либо, предположительно имеющейся у адресата (избирателей) также способствует реализации этой тактики:
I admire Obama's success. He won a very tough primary campaign. I respect him... (John MacCain. Interview with Katie Couric, July, 2008). В этом примере Дж. Маккейн солидаризируется с большим количеством граждан страны, положительно оценивающих личность и деятельность Б. Обамы.
В наших материалах самый широкий спектр реализаций тактики отождествления и тактики солидаризации продемонстрировал Б. Обама. Возможно, это является одним из факторов популярности данного политика.
Таким образом, роль самопрезентации в политической коммуникации огромная. Чтобы завоевать доверие и поддержку народа, ему нужно понравиться. Это и есть основная задача любого политика, особенно в ситуации предвыборной борьбы. Сделать это можно, показывая символическую принадлежность определенной группе, обращаясь к понятным этой группе вещам, наиболее острым проблемам. Политик стремится создать впечатление общности интересов, взглядов, чтобы восприниматься избирателями как «свой», кому можно вверить свою судьбу и судьбу своей семьи.
Библиографический список
1. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Богатова. — М. : Рефл-бук. — Киев : Ваклер, 2001. — С. 18.
■
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
2. Цуладзе, А Формирование имиджа политика в России /
A. Цуладзе. — М. : Университет, 1999. — С. 41 — 42
3. Шепель, В. М. Имиджелогия: Как нравиться людям /
B. М. Шепель. — М. : Народное образование, 2002. — 576 с.
4. Быкова, О. Н. Опыт классификации приёмов речевого манипулирования в текстах СМИ / О. Н. Быкова // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т. — 2000. — Вып. 1 (9). — С. 42 — 53.
5. Попова, О. В. Модели идентификации основных кандидатов на пост президента России / О. В. Попова // Политиче-
ский имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием. — СПб. : ГЦРОС, 2000. - С. 146-156.
ЕХЛАКОВА Наталья Фёдоровна, аспирантка кафедры английской филологии, преподаватель кафедры английского языка.
Адрес для переписки: eknatalya@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.09.2011 г.
© Н. Ф. Ехлакова
уДК 800=1 Н. В. СТАУРСКАЯ
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
СТЕРЕОТИПИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИВЛИНА ВО О ВНЕШНОСТИ, ХАРАКТЕРЕ И ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ, РЕПРЕЗЕНТИУРЕМЫЕ В ЕГО РОМАНАХ
В статье предпринимается попытка изучения стереотипных представлений о внешности и характере людей в романах писателя Ивлина Во. Проведен семантический анализ лексических единиц, использованных в описании персонажей. Выявлены оценочные компоненты исследуемых лексем. Установлены некоторые стереотипы И. Во, связанные с внешностью, поведением и характером различных людей.
Ключевые слова: стереотип, индивидуально-авторская картина мира, оценоч-ность, описательный параметр, языковая личность, персонаж.
В современной лингвокультурологии изучению стереотипа посвящено немалое количество работ. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в разработку данного направления, следует назвать В. В. Красных, В.А. Маслову, А.П. Садохина, Т.Г. Гру-шевицкую, О.А. Леонтович и других. Актуальность изучения стереотипа как важнейшей составляющей языковой картины мира обусловлена тем, что исследование субъективных взглядов писателя помогает выявить особенности его индивидуально-авторской картины мира, уточнить результаты лингвистической интерпретации созданных им художественных текстов. В лингвокультурологии существует несколько определений стереотипа, наиболее полным и точным из которых принято считать сформулированное В. В. Красных. Согласно данному определению, стереотип представляет собой «структуру ментальнолингвального комплекса, формируемую инвариантной совокупностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих образпредстав-ление феномена, стоящего за данной единицей» [ 1, с. 232]. В.А. Маслова обращает внимание на то, что стереотип всегда национально детерминирован. Стереотип, по её мнению, может быть эксплицирован не только в форме суждения, но и любого устойчивого словосочетания, отражающего представление народа о том или ином предмете [2, с. 109- 110]. Обобщая различные подходы к классификации стерео-
типов, можно выделить этнические (национальные, этнорегиональные), социальные (собственно социальные, профессиональные, гендерные, возрастные, семейные) и политические стереотипы [3, с. 165- 167]. Опираясь на структуру языковой личности, предложенной Ю.Н. Карауловым [4, с. 35-37], лексические единицы будут отнесены к вербально-семантическому уровню, стереотипы - к когнитивному уровню. Прагматический уровень при этом определяет целенаправленное использование стереотипа для наиболее точной передачи образа персонажа читателю. Следовательно, стереотип в художественном произведении не может рассматриваться исключительно как репрезентант языковой личности автора, а как средство установления контакта с языковой личностью читателя. Стереотипы, выявленные в рамках филологического исследования, не могут быть приписаны исключительно языковой личности автора. Такая точка зрения основана на том, что писатель, как обладатель наиболее яркой системы образов и уникальных представлений, не является типичным представителем своего социума. Однако ему присущи определенные стереотипные представления, сформировавшиеся на основе воспитания, образования, жизненного опыта, характерные для определенного времени и места. Кроме того, писатель - не только личность, наделенная литературным даром и тонким восприятием действительности, но и профессионал, одной