Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
управление / структура управления / социально-экономическое развитие / management / management structure / socio-economic development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савченко Е.А., Павлова О.А.

Cфера культуры играет существенную роль в социально-экономическом развитии как регионов, так и всей страны. При этом, такая сложная система как сфера культуры требует соответствующей организационной структуры управления и эффективной управленческой деятельности. Между тем, в настоящее время требуется иной подход к управлению сферой культуры, основанный на научных исследованиях в новых экономических условиях, учитывающий активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR DEVELOPMENT OF CULTURAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

The sphere of culture plays an essential role in the socio-economic development of both regions and the whole country. At the same time, such a complex system as the cultural sphere requires an appropriate organizational management structure and effective management activities. Meanwhile, a different approach to the management of the cultural sphere is currently required, based on scientific research in new economic conditions, taking into account the active position of the state to create conditions for socio-economic development.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 1 Савченко Е.А., Павлова О.А.

Савченко Е.А.

магистрант 2 курса факультета Социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Павлова О.А.

доктор филологических наук, Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: сфера культуры играет существенную роль в социально-экономическом развитии как регионов, так и всей страны. При этом, такая сложная система как сфера культуры требует соответствующей организационной структуры управления и эффективной управленческой деятельности. Между тем, в настоящее время требуется иной подход к управлению сферой культуры, основанный на научных исследованиях в новых экономических условиях, учитывающий активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития.

Ключевые слова: управление, структура управления, социально-экономическое развитие.

В современных условиях культура всё более зависит от состояния экономики, интенсивности и результативности ее развития. Расчет на тотальное финансирование государством сферы культуры себя уже давно не оправдывает. Включенность учреждений культуры в рыночные процессы требует иных взаимоотношений и с государством, и с потребителем.

В практической деятельности всё более утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, основанные на рыночных принципах самоокупаемости и самофинансирования. С одной стороны, это развивает предприимчивость и

инициативу в интересах потребителей культуры, с другой - создаются условия для поиска ресурсов функционирования и развития учреждений культуры. Однако культура не может быть полностью переведена на самообеспечение и дело здесь не только в экономической стороне вопроса.

Существуют социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены в Конституции Российской Федерации. Перевод на полное самообеспечение всех учреждений культуры лишит возможности удовлетворять культурные потребности значительной части малоимущих слоёв населения. Поэтому исключительное значение в новой линии учреждений культуры должна иметь система социальных гарантий. Рыночная экономика может быть приемлемой только в органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства, направленной на поддержание и укрепление социальной и культурной жизни граждан, включая создание равных возможностей для их духовного развития.

Тем не менее, в современных рыночных условиях учреждениям культуры необходимо научиться изыскивать новые ресурсы функционирования и развития.

В рамках данной проблемы было проведено исследование, объектом которого выступил учреждение культуры Московской области ДК «Юровский» филиал МУК ДК «Гжелка» в условиях рынка.

Основными тематическими блоками явились вопросы, касающиеся проблем учреждения культуры, бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Ключевая проблема, которую отмечает руководство учреждения - это дефицит финансов по всем направлениям. Следствием нехватки финансовых

средств, являются низкие заработные платы сотрудников учреждения культуры, высокие показатели износа материально-технической базы учреждения, низкий темп обновления оборудования, финансирования программ развития и многие другие проблемы.

Анализируя, можно прийти к выводу, что образ «просящей» культуры -все еще довольно сильный стереотип. Безусловно, учреждения культуры играют важную роль в жизни общества и социализации человека, и оставлять их без государственной поддержки, видимо, нельзя. Однако сохранение сильных патерналистских настроений учреждений культуры в недалеком будущем может привести к иной проблеме: крупные преуспевающие учреждения культуры, способные обеспечить себя самостоятельно, будут «оттягивать» те бюджетные средства, которые могли бы помочь существованию провинциальных или более мелких учреждений культуры.

Учреждения культуры живут по-разному. Почему в относительно равных условиях одни из них не только выживают, но и развиваются, а другие нет? Если отбросить знакомый тезис об отсутствии должной поддержки со стороны государства или региональных властей, невольно напрашивается ответ: выживают те учреждения культуры, которые смогли адаптироваться к условиям рынка, нашли новые ресурсы для функционирования и развития, учитывая новые правила игры. Что предполагают эти новые правила? Прежде всего, понимание того, что деньги теперь можно только заработать. Чем в большей степени учреждения культуры полагаются на себя, тем выше вероятность того, что их учреждения будут перспективны и востребованы. Чем большую роль руководители учреждений культуры отводят фактору профессионализма, отвечающего новым требованиям, тем с большей долей

вероятности можно прогнозировать позитивные тенденции в развитии учреждений культуры, даже если пока им это не удается. В случае ДК «Юровский» необходимо переосмысление проблемы дефицита финансов и преобразование ее в проблему дефицита представлений о том, где доставать эти финансы и каким образом. Однако это лишь первый шаг в войне с привычными

стереотипами. Второй шаг, который так трудно сделать всем, - осознание необходимости конкурентной борьбы за ресурс.

Очевиден тот факт, что решить накопившиеся финансовые проблемы невозможно без применения современных маркетинговых стратегий.

Далее, используя методику SWOT - анализа определим перспективные стратегии развития учреждения культуры в современных условиях с учетом выделенных ключевых факторов успеха (сильных сторон), а также слабых сторон в форме табл. 1.

Составляющая потенциала Сильная сторона Слабая сторона

Персонал и технологии культурной деятельности Создание условий для комфортного и безопасного пребывания посетителей, обмен опытом. Недостаточная информационно-коммуннкалионная инфраструктура

Культурная деятельность Современное оснащение специализврованной техникой Отсутствие пр о ф ес сионального образования у специалистов учреждения

Маркетинг Большое количество крупномасшт абных культурных мероприятий, высокая посещаемость и востре бованно сть Слабое налаживанве партнерства с бизнесом

Финансирование Рост расходов консолидированного бюджета муниципального образования на культуру Низкая заработная плата работников учреждения, высокая зависимость от бюджетного финансированвя, низкая доля доходов от предпринимательской деятельности.

Итоги анализа сильных и слабых сторон ДК «Юровский» филиал.

Таким образом, основными стратегическими задачами развития ДК «Юровский» должны стать следующие:

- обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для населения района, повышения качества и разнообразия культурных услуг, в том числе: создание открытого культурного пространства.

- создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан.

- активизация просветительской деятельности.

- повышение социального статуса работников, путем повышения уровня оплаты их труда, формирование нормативно-правовой базы культурной политики.

- инновационное развитие учреждения культуры, в том числе путем внедрения информационных и телекоммуникационных технологий.

- возрождение и развитие народных художественных ремесел.

- применение существующих методов и инструментов для привлечения финансирования.

Многие учреждения культуры не обладают достаточными навыками и знаниями для проведения успешных финансово-экономических кампаний. Они не знают, как правильно подойти к потенциальным спонсорам, как сформировать привлекательное предложение и как эффективно продвигать себя на рынке. Все вышеупомянутые проблемы, обуславливают для обеспечения определенного баланса собственных и бюджетных средств. необходимость учреждений культуры искать и привлекать новые ресурсы. Для успешного привлечения финансирования учреждениям культуры необходимо активно работать над решением проблем. Важно повысить осведомленность и знания о методах, разработать четкую стратегию и эффективно конкурировать за внимание потенциальных доноров. Тогда, учреждения культуры смогут обеспечить необходимое финансирование для своих проектов и сохранить свою значимость в обществе.

Таким образом, выбранная стратегия фокусирование в развитии учреждения культуры определила перечень важнейших стратегических проектов. Планируется, что реализация предлагаемой стратегии фокусирования позволит привлечь внебюджетные средства и улучшить материально-техническую базу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новиков, С. Н. Совершенствование управленческой деятельности органов публичной власти региона в сфере культуры С. Н. Новиков // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/20ECVN523.pdf;

2. Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента [Текст]: учебник / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2008. - 608 с;

3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д., Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005 г;

4. Хасси Д., Стратегия и планирование/Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001;

5. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: Издательство Вильямс, 2006;

6. Ерыгин Ю.В.., Цветных А.В. Инструменты стратегического планирования: монография, Сиб. гос. аэрокомич. ун-т, 2009 г;

7. Лукьянова Н.А., Конкурентные стратегии в менеджменте: учеб. пособие, Томск: Изд-во Томск, политех. Ун-та, 2011

Savchenko E.A., Pavlova O.A.

Savchenko E.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Pavlova O.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

STRATEGY FOR DEVELOPMENT OF CULTURAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

Abstract: the sphere of culture plays an essential role in the socio-economic development of both regions and the whole country. At the same time, such a complex system as the cultural sphere requires an appropriate organizational management structure and effective management activities. Meanwhile, a different approach to the management of the cultural sphere is currently required, based on scientific research in new economic conditions, taking into account the active position of the state to create conditions for socio-economic development.

Keywords: management, management structure, socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.