Научная статья на тему 'Стратегия развития транспортной системы Республики Болгария'

Стратегия развития транспортной системы Республики Болгария Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
244
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная система Республики Болгария / автомобильный транспорт / городская мобильность / панъевропейские транспортные коридоры / европейская интеграция / transport system of the Republic of Bulgaria / road transport / urban mobility / pan-European transport corridors / European integration

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юстратова Ирина Леонидовна, Стефанова Яна, Ахпаш Анастасия Антоновна

В исследовании рассмотрена транспортная стратегия Республики Болгария. Определена значимость транспортной системы для экономики страны. Представлены стратегические цели и приоритеты транспортной политики. Показана интеграция транспортного сектора Болгарии в систему международных транспортных коридоров и Европейский Союз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE REPUBLIC OF BULGARIA TRANSPORT SYSTEM

The study examined the transport strategy of the Republic of Bulgaria. The significance of the transport system for the country's economy is determined. The strategic goals and priorities of transport policy are presented. The integration of the Bulgarian transport sector into the system of international transport corridors and the European Union is shown.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития транспортной системы Республики Болгария»

УДК 338(497.2)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ

БОЛГАРИЯ

Юстратова Ирина Леонидовна.

Россия, г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, доцент, j.dmitry@mail.ru.

Стефанова Яна.

Республика Болгария, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, студентка, j.dmitry@mail.ru. .

Ахпаш Анастасия Антоновна.

Россия, г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, студентка, j.dmitry@mail.ru..

Аннотация. В исследовании рассмотрена транспортная стратегия Республики Болгария. Определена значимость транспортной системы для экономики страны. Представлены стратегические цели и приоритеты транспортной политики. Показана интеграция транспортного сектора Болгарии в систему международных транспортных коридоров и Европейский Союз.

Ключевые слова: транспортная система Республики Болгария, автомобильный транспорт, городская мобильность, панъевропейские транспортные коридоры, европейская интеграция.

DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE REPUBLIC OF BULGARIA

TRANSPORT SYSTEM

Yustratova Irina Leonidovna.

Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, docent, j.dmitry@mail.ru.

Stefanova Yana (Republic of Bulgaria).

Bulgaria, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, student, j.dmitry@mail.ru.

Ahpash Anastasia Antonovnа.

Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, student, j.dmitry@mail.ru.

Abstract. The study examined the transport strategy of the Republic of Bulgaria. The significance of the transport system for the country's economy is

determined. The strategic goals and priorities of transport policy are presented. The integration of the Bulgarian transport sector into the system of international transport corridors and the European Union is shown.

Keywords: transport system of the Republic of Bulgaria, road transport, urban mobility, pan-European transport corridors, European integration.

Транспорт играет ключевую роль в развитии любого современного общества как средства экономического развития. Он является предпосылкой для достижения социального и регионального единства. Республика Болгария имеет обширную транспортную сеть, где автомобильный транспорт является самым быстрым и самым распространённым видом пассажирского и грузового транспорта. В стране эксплуатируется около 20 тысяч км дорог, плотность дорожной сети составляет 338 км/1000 км. Железнодорожный транспорт является самым дешёвым пассажирским и грузовым транспортом в Болгарии. Главным перевозчиком являются Болгарские государственные железные дороги - Български Държавни Железници (БДЖ), подчиняющиеся напрямую Министерству транспорта. Водный и морской транспорт хорошо развит и имеет очень большое значение для международного товарообмена.

Транспортный сектор Болгарии важен для страны: он повышает конкурентоспособность национальной экономики и необходим для населения. Развитие транспортного сектора имеет особое значение для укрепления внешнеторговых связей страны и для развития туризма. Поэтому цель, которая осуществляется Министерством транспорта, информационных технологий и связи, заключается в создании правовых и экономических условий предоставления услуг общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры для удовлетворения ожиданий потребителей.

В Болгарии определенны следующие задачи: достижение устойчивого процесса реальной конвергенции посредством экономического роста на основе инвестиций, значительное увеличение производительности и повышение конкурентоспособности [1]. Чтобы справиться с рисками, которые могут помешать поддержанию высоких и устойчивых темпов роста, экономическая политика должна быть направлена на повышение качества жизни населения. Реализация этого требует, чтобы Болгария решила в среднесрочной перспективе две стратегические задачи:

- Достижение и поддержание высокого экономического роста экономики в соответствии с принципами устойчивого развития.

- Повышение качества человеческого капитала и достижение уровня занятости, доходов и социальной интеграции, которые обеспечивает высокий уровень жизни.

Транспортный сектор Болгарии призван помочь экономическому сектору и социальному развитию страны, следующим образом: поддержанием сбалансированного регионального развития; способствовать полной интеграции страны в структуру Европейского Союза, принимая во внимание дорожную сеть Болгарии, и ее транзитный потенциал.

К 2020 году Болгария имеет современную, безопасную и надежную транспортную систему, которая отвечает потребностям в качественном транспорте и предоставляет гораздо больший выбор для населения и бизнеса. Модернизация транспортной системы является предпосылкой ее успеха, интеграцией в европейскую транспортную систему. Это насущная необходимость улучшения качества жизни для высокого экономического развития и улучшения состояния окружающей среды. Устойчивое развитие общественного транспорта в целом является предпосылкой для повышения мобильности население и снижение социальной изоляции определенных групп.

К стратегическим целям транспортной политики относят следующее.

- Достижение экономической эффективности за счет: укрепления конкурентоспособности болгарской транспортной системы; создания правильных условий для устойчивого роста отечественных и международных перевозок с повышенной эффективностью; обеспечения честной конкуренции между различными видами транспорта.

- Развитие устойчивого транспортного сектора через: уменьшение негативного воздействия транспорта на окружающую среду и климат; интеграцию болгарской транспортной системы в европейскую; обеспечение высокого уровеня безопасности и сохранности транспорта.

- Улучшение регионального и социального развития и сплоченности по: скоординированному развитию транспортного сектора в соответствии с экономическим и социальным развитием на национальном и региональном уровне; улучшению регионального доступа к транспортным коридорам и стимулирование развития приграничных территорий; доступности общественного транспорта для населения.

Основным приоритетом транспортной политики Республики Болгария является эффективное обслуживание, модернизация и развитие транспортной инфраструктуры. В стране достаточно большая общая численность железнодорожных и автомобильных сетей, портов и аэропортов. Из-за хронической нехватки денежных средств они находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в срочных адаптациях к проектным параметрам и/или технической пригодности требованиям Евросоюза, а также в модернизации. С другой стороны, трафик в этих сетях и узлах недостаточен и плата за использование соответствующей инфраструктуры недостаточна, чтобы покрыть расходы. Следовательно, необходимо пересмотреть тарифы для доступных транспортных сетей и узлов, причем приоритет должен отдаваться основным сетям, а в отношении второстепенных должны быть смягченны стандарты обслуживания. Следует отметить, что процесс децентрализации управления портов уже начался. Это дает возможность перенаправить ограниченные финансовые ресурсы, в ту часть транспортной сети, которая принесет самую быструю экономическую и социальную отдачу.

Улучшение инфраструктуры в сочетании с оптимизацией трафика поможет увеличить эффективность работы транспорта и защитить окружающую среду.

Следующим важным приоритетом транспортной политики является интеграция болгарской транспортной системы в европейскую транспортную сеть. Интеграция болгарской транспортной системы в европейскую имеет несколько очевидных преимуществ. Это, и улучшение функциональной совместимости, и увеличение международных перевозок через страну, и повышение конкурентоспособности болгарских транспортных компаний. Интеграция транспортной сети страны является необходимым условием для достижения полной (политической, экономической и социальной) сплоченности Болгарии в рамках объединенной Европы и полностью соответствует политике ЕС по преодолению инфраструктурного дисбаланса между центральными и периферийными регионами.

Транспорт как часть экономики страны оказывает влияние на все другие отрасли, обслуживающие потребности населения и обычно работающие на рынке. Тем не менее, свободный рынок требует правовой базы, в соответствии с международными стандартами и обеспечения интересов общественности. Процесс реструктуризации болгарского транспортного сектора и либерализация рынка пока ещё находится на низком уровне, так как государство пытается всё держать под своим контролем. Рыночная ориентация предприятий государственного сектора находится на более низком уровне, чем частных. В связи с необходимостью обеспечения равных возможностей между перевозчиками в рамках интегрированного рынка, ЕС принял принцип, что все транспортные издержки оплачивает конечный потребитель.

Финансирование транспортного сектора имеет несколько основных направлений. Главным, из которых, является процесс строительства дорог и дорожной инфраструктуры, по которому финансирование осуществляется государством или различными формами государственно-частного партнерства.

Обновление, модернизация и эксплуатация транспортного парка финансируется в основном частными компаниями перевозчиков. Услуги общественного транспорта субсидирует государство во взаимодействии с частными фирмами.

Анализ развития болгарского транспортного сектора за последние годы показывает значительные структурные изменения и тенденцию к увеличению доли автотранспортных средств в общей транспортной деятельности. Ограничение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, климат и качество жизни людей требует внедрения и поощрения использования топлива и энергии из альтернативных и возобновляемых источников энергии, развития и увеличения доли экологически чистых видов транспорта. Оптимальный баланс в использовании потенциально различных видов транспорта путем перевода на более экологически чистые виды транспорта (железнодорожный транспорт, водоснабжение, электричество), а также развитие метро являются одними из самых эффективных способов сделать это.

Развитие транспорта с батарейным питанием (гибридные и полностью электрические) также внесут свой вклад для ограничения неблагоприятного воздействия на окружающую среду [1].

Городская мобильность должна обеспечивать экономическое развитие городов, качество жизни их жителей и защиту окружающей среды. Реализация концепций устойчивой городской мобильности приведет к уменьшению заторов в городах, оптимизации использования частных автомобилей, уменьшению загразнения и шума, лучшей организации и безопасности городского транспорта. Город, удобный для жизни, это город с устойчивой мобильностью. Задача транспортной политики перемещение людей, а не транспортных средств. Поэтому необходимы действенные меры со стороны городских властей по поддержке общественного транспорта и сокращению использования личных автомобилей.

Европейская транспортная политика ориентировна на человека. Интермодальность ключевой фактор привлекательности общественного транспорта. Поэтому ставка делается на комплексное использование инфраструктуры и организационных структур управления всеми видами передвижений, а также на интегрированные расписания, единые билеты и информационные системы. Необходимо осваивать новые инструменты управления городской мобильностью и вовлекать население в их разработку.

Продолжается модернизация транспортного сектора через инфраструктурные инвестиции и новые технологии как предпосылка экономического развития страны. Большое внимание уделяется развитию логистической инфраструктуры. Заканчивается строительство

интермодального терминала София. Успешно реализуются проекты по строительству интермодальных терминалов в Русе и Пловдиве, а также возведение контейнерных терминалов в порту Бургас - Запад и Порт Варны -Восток [2].

Ещё один приоритет транспортной политики - это интеграция болгарской транспортной системы в европейскую. Страна активно участвует в формировании европейской политики в вопросах транспорта и укреплении международного сотрудничества. Ведется усиленный контроль за точной, полной и своевременной реализацией европейских правовых актов в сфере транспорта, информационных технологий и связи в болгарском законодательстве.

Осуществляются меры по выравниванию транспортной инфраструктуры и услуг в направлении панъевропейских транспортных коридоров в сторону Европейских стандартов. Это необходимо для создания условий участия болгарской транспортной системы в процессах глобализации.

Международные транспортные коридоры представляют собой высокотехнологическую транспортную систему, которая концентрирует на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. Наиболее

эффективно такие коридоры функционируют в условиях предпочтительного режима, включая таможенное или экономическое пространство.

Панъевропейский транспортный коридор - это система транспорта, функционирующая в Центральной и Восточной Европе. Через Республику Болгария проходят коридоры № 4, № 7 и №10, но основным, соединяющим всю страну, является коридор № 8. Он связывает Адриатическое море с Черным, проходя через Албанию, Северную Македонию и Болгарию (Кюстендил -София - Пловдив - Бургас - Варна) [3]. Коридор является интермодальным и включает в себя порты, железнодорожные полосы, аэропорты, комбинированную транспортную инфраструктуру необходимую для управления транспортом по коридору. Через Республику Болгария проходят 631 км автодорог, построенная железнодорожная сеть составляет 747 км, и они активно функционируют. Единственный недостроенный болгарский участок коридора - это железнодорожная линия от вокзала Гюешево до болгаро-македонской границы (Деве Баир), протяженностью около 3 км [2].

В связи с важность панъевропейских транспортных коридоров, Республика Болгария должна обеспечить модернизацию транспортного сектора посредством инвестиций в инфраструктуру. Улучшить качество транспортных услуг, предлагаемых по направлениям Панъевропейских коридоров. Обеспечить конкурентную деловую среду.

В этой связи очень важно обеспечение адекватного финансирования для развития и функционирования транспортного сектора, финансируемого фондами ЕвроСоюза. Необходима своевременная реализация проектов, финансируемых ISPA и OP Transport, это программы финансовой помощи странам-кандидатам в члены ЕС. В рамках этих программ следует разработать прозрачные критерии для выбора проекта, оценки и контроля последующих решений, направленных на развите транспортной сети.

Следующим приоритетом является ограничение воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье людей. Вредные выбросы и загрязнения от транспортного сектора негативно влияют на климат страны. В рамках этого необходимо:

1. Ограничение вредных выбросов газа и шума в транспортном секторе.

2. Создание условий для модернизации подвижного состава с учетом инноваций (в том числе разработка электрических и водородных транспортных средств).

3. Уменьшение загрязнения болгарских участков Черного моря и реки Дунай.

4. Уменьшение относительного веса автомобильного транспорта и в целом транспортной деятельности.

5. Улучшение окружающей среды и условий жизни населения.

6. Вклад в выполнение обязательств по Киотскому протоколу и конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.

Процессы формирования и развития транспортной системы связаны с решением проблем безопасности транспортной инфраструктуры и

транспортных средств, которые эту инфраструктуру используют. Необходимо отметить, что Республика Болгария приступила к созданию новой и обновлению существующей нормативной базы для внедрения международных и европейских стандартов безопасности движения.

Ожидаемыми результатами ее реализации являются:

- Полное соответствие национальных стандартов безопасности на разных видах транспорта международным и европейским нормам.

- Разработка и внедрение государственных программ безопасности пассажирских и грузовых перевозок.

- Повышение эффективности деятельности специализированных учреждений для контроля за движением, использованием и обслуживанием транспортной инфраструктуры и техническим состоянием подвижного состава.

- Резкое уменьшение количества ДТП и количества погибших и раненых.

- Создание необходимого административного потенциала в органах исполнительной власти по регулированию и контролю безопасности на разных видах транспорта.

- Повышение квалификации органов по расследованию несчастных случаев в разных видах транспорта Республики Болгария.

В заключение хочется отметить, что формирование новых и реконструкция существующих транспортных сетей обеспечивает развитие транспортной инфраструктуры и активный рост экономики страны. Способствуют решению многих задач в промышленной, технологической, демографической, военной и других отраслях, являются основой безопасности и интеграции Болгарии с европейское сообщество.

Библиографический список.

1. Министерство на транспорта, информационните технологии и съобщенията. Стратегия за развитие на транспортната система на Република България, - 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления 18.02.2020. - URL: http:// www.mtitc.government.bg/ (дата обращения: 09.04.2020).

2. Bisiness Integrated Consulting. Консультации по бизнесу и инвестициям в Болгарии, - 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления 29.03.2020. - URL: http://www.bicvarna.com/ru/ subsubcategories/situaciya-v-bolgarii/ikonomika-bolgarii/sektor-transporta-i-logistiki/ (дата обращения: 10.04.2020).

3. Костенко Н.И. Транспортные коридоры. Методическое пособие. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения». - Хабаровск, 2018 . - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.