Научная статья на тему 'Стратегия развития социального партнерства в системе профессионального образования'

Стратегия развития социального партнерства в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SOCIAL PARTNERSHIP / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / DEVELOPMENT STRATEGY / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набоких Алексей Анатольевич, Фалеева Лия Владимировна, Ряттель Александра Владимировна

В статье обсуждается вопрос повышения уровня профильного трудоустройства выпускников профессионального образования. Авторы приходят к выводу, что последний во многом зависит от развития социального партнерства территориального образования. Подчеркивается значимость сотрудничества организаций профессионального образования с предприятиями заказчиками кадров. Выделяется ряд факторов, препятствующих устойчивому развитию социального партнерства в системе профессионального образования. Также в статье приводятся различные формы социального партнерства, имеющиеся в различных регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Набоких Алексей Анатольевич, Фалеева Лия Владимировна, Ряттель Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership development strategy in the vocational education system

The article discusses the issue of increasing the level of professional employment of graduates of vocational education. The authors come to the conclusion that the latter largely depends on the development of the social partnership of the territorial unit. The importance of cooperation of professional education organizations with enterprises-customers of personnel is emphasized. There are a number of factors hindering the sustainable development of social partnership in the system of vocational education. The article also presents various forms of social partnership available in various regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития социального партнерства в системе профессионального образования»

Стратегия развития социального партнерства в системе профессионального

образования

Social partnership development strategy in the vocational education system

Набоких Алексей Анатольевич,

магистрант, ФГБОУ ВО ВятГУ г. Киров, РФ alex_nabokih@mail. ru

Nabokikh Alexey Anatolyevich,

master student, Vyatka State University Kirov, Russia

Фалеева Лия Владимировна,

д. пед. н., профессор, ФГБОУ ВО ВятГУ г. Киров, РФ

Faleeva Liya Vladimirovna,

PhD, associate Professor, Vyatka state University, Russia, Kirov

Ряттель Александра Владимировна,

к. физ-мат.н., доцент, ФГБОУ ВО ВятГУ, г. Киров, РФ alex_ryt@mail.ru

Ryattel Aleksandra Vladimirovna,

candidate of Phys.-math. associate Professor, Vyatka state University, Kirov, Russia

Аннотация.

В статье обсуждается вопрос повышения уровня профильного трудоустройства выпускников профессионального образования. Авторы приходят к выводу, что последний во многом зависит от развития социального партнерства территориального образования. Подчеркивается значимость сотрудничества организаций профессионального образования с предприятиями - заказчиками кадров. Выделяется ряд факторов, препятствующих устойчивому развитию социального партнерства в системе профессионального образования. Также в статье приводятся различные формы социального партнерства, имеющиеся в различных регионах Российской Федерации.

Annotation.

The article discusses the issue of increasing the level of professional employment of graduates of vocational education. The authors come to the conclusion that the latter largely depends on the development of the social partnership of the territorial unit. The importance of cooperation of professional education organizations with enterprises-customers of personnel is emphasized. There are a number of factors hindering the sustainable development of social partnership in the system of vocational education. The article also presents various forms of social partnership available in various regions of the Russian Federation.

Ключевые слова: социальное партнерство, среднее профессиональное образование, стратегия развития, субъекты образовательного процесса.

Key words: social partnership, secondary vocational education, development strategy, subjects of the educational process.

Решение проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов является ключевым условием устойчивого развития Кировской области и главной функцией системы профессионального

образования.

Сферу среднего профессионального образования Кировской области представляют 63 образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования. Из них 5 вузов и 58 профессиональных образовательных организаций, в том числе 35 подведомственных министерству образования Кировской области.

24 организации реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Кроме того, в области осуществляют образовательную деятельность 12 негосударственных колледжей и техникумов (включая филиалы), 5 профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний, 5 организаций высшего образования ведут образовательную деятельность по программам СПО [1].

Социальное партнерство понимается как концепция взаимосвязей между ассоциациями и организациями различных сфер деятельности, государственными структурами и представителями гражданского общества, базирующаяся на диалоге с целью координации совместных усилий в решении возникающих социально-экономических проблем.

В систему профессионального образования положены основы формирования государственного заказа на подготовку кадров, разработанного с учетом мнения работодателей и муниципальных образовании. На основании мониторинга рынка труда управления государственной службы занятости населения проводится корректировка структуры подготовки кадров. Контрольные цифры приема согласовываются с Министерством экономического развития и поддержки предпринимательства и Министерством финансов. В настоящее время предпочтение отдано приему обучающихся по профессиям отраслей промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и специальностям технологического профиля.

Сеть учреждений профессионального образования приведена в соответствие с потребностями местных рынков труда. Начавшийся в 2005 году процесс реструктуризации сети позволил более рационально использовать имущественный комплекс, материально-техническую базу и педагогические кадры объединившихся образовательных учреждений, исключить дублирование профессий.

Обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой позволило более широко применять информационные и модульные технологии обучения. Создаются электронные библиотеки, в образовательном процессе используются комплекты электронных учебников, во всех учреждениях есть выход в Интернет, имеются обучающие программы по информатике и предметам специальных дисциплин.

Целенаправленная деятельность образовательных учреждений по повышению квалификации педагогических работников позволила повысить инновационный потенциал педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

В целях социальной поддержки обучающихся, требующих особого внимания государства, в учреждениях профессионального образования обеспечиваются соответствующие льготы. Учитывая особенности интеллектуального и физического развития выпускников коррекционных школ и создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в штатные расписания учреждений дополнительно введены ставки психологов, социальных педагогов, воспитателей.

Ежегодно по заявке службы занятости населения по Кировской области в учреждениях профессионального образования квотируются бюджетные места для обучения граждан под гарантированное трудоустройство.

Для повышения заинтересованности предприятий - заказчиков кадров, предоставления им права участвовать в оценке деятельности учреждений активно создаются общественные управленческие советы. В сферу их деятельности

входит обеспечение качественного и эффективного функционирования учреждений, развитие образовательной инфраструктуры, решение ряда финансовых вопросов, развития и совершенствования профессионального образования. В течение двух лет председателями итоговых аттестационных комиссий во всех без исключения образовательных учреждениях профессионального образования назначаются руководители и специалисты предприятий-работодателей. 96% учреждений заключили соглашения с работодателями на организацию производственной практики обучающихся и 52% - на дальнейшее трудоустройство выпускников. В настоящее время вся учебно-программная документация по производственному обучению согласована с предприятиями-работодателями.

С учетом переориентации системы профессионального образования на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных кадрах Министерством образования разработана Государственная программа Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы. Основная цель подпрограммы «Развитие профессионального образования» - совершенствование системы профессионального образования, обеспечивающей потребности экономики области в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда, а также обеспечение доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья.

В условиях рыночной экономики профессиональное образование не может оставаться сферой, где финансируется производимый товар (выпускники), а не реализуемый продукт (трудоустроенные по специальности), что противоречит самим основам рыночной экономики. Предстоит создать новую систему профессионального образования, ориентированную на результат - трудоустройство выпускника.

Новая система профессионального образования не может функционировать и тем более развиваться в изоляции от окружающего социума. Непременным условием развития профессионального образования сегодня является формирование системы социального партнерства.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый вид взаимодействия учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В условиях внедрения ФГОС особое значение приобретает сотрудничество с предприятиями - заказчиками кадров. В основе их интересов лежит экономический интерес. Образовательные учреждения, предлагая сотрудничество, должны показать, какие экономические перспективы оно открывает: это, в первую очередь, подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных предприятиями, организация производственной практики на рабочих местах, использование производственной базы образовательных учреждений для выполнения заказов предприятий. Данный процесс характеризуется ломкой устоявшихся психологических установок, стереотипов. Учебному заведению придется отказаться от установки «нам должны» и перейти к позиции «чем наше образовательное учреждение может быть интересно предприятию».

В сложившихся условиях одним из приоритетных направлений развития профессионального образования является формирование устойчивой взаимосвязи образования с производством, направленной на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи обучающихся с предприятиями, на которых им предстоит работать.

Сегодня как никогда возрастает роль постоянного обучения. Уже через 10 лет 80% используемых технологий и оборудования устареет. К этому времени 80% работников будут иметь образование, которое они получили 10 лет назад. В этой связи необходима реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая должна охватить не только учебные заведения, но и предприятия, а также повысить роль граждан и их ответственность за собственное обучение.

В России, как и в Советском Союзе, на протяжении длительного времени существовало социальное партнерство

(только в различных формах и проявлениях), которое жестко регулировалось государством. Но в 90-е годы произошли изменения в отношениях между работодателями и учебными заведениями. На первый план вышли коммерческие условия, и очередь из безработных специалистов позволяет не вкладывать средства в обучение и воспитание будущих специалистов.

На социальные партнерские отношения отрицательно повлияли: сложная экономическая ситуация в стране в 90-е годы, закрытие предприятий военно-промышленного комплекса, распад и ликвидация крупных предприятий агропромышленного комплекса; исчезновение потребности в квалифицированных рабочих кадрах.

В фокусе социального партнерства важно акцентировать внимание на радикальных шагах с целью снижения или исключения полностью возможности работы на производстве специалистов с малым уровнем подготовленности для самостоятельной работы. Работодатели способны оказывать влияние на формирование системы профессионального образования, отстаивая свои интересы во государственных структурах, принимая участие в создании и подготовке квалификационных правил, профессиональных стандартов, образовательных курсов. Если работодатели обеспечивают финансовую поддержку учебному процессу, то они, конечно, могут рассчитывать на возможность управления учебным заведением, могут диктовать требования к содержанию обучения и его результатам. Высокая окупаемость инвестиций превращает сферу профессионального образования в достаточно привлекательную для представителей бизнеса. Однако результат вложений оказывается виден через достаточно длинный временной промежуток, поэтому очевидна необходимость в государственной поддержке (льготирование, софинансирование, и пр.).

Главный заказчик - бизнес - должен оказывать влияние на формирование «портфеля профессий» [2]. Однако полностью отдавать этот вопрос на его усмотрение не стоит. Потребности бизнеса в известном смысле сиюминутны, поскольку его интересует, прежде всего, выгода. Аналитики по вопросу профессионального образования свидетельствуют о том, что образовательные учреждения профессионального образования не в состоянии дать сегодняшнему выпускнику специальные знания на современном уровне. Время, когда молодого специалиста доучивали тому, чему не научили в учебном заведении, ушло. Новому работодателю нет резона тратить свои средства на дополнительное обучения и переподготовку. Скорость реакции на открывающиеся вакансии на рынке труда со стороны формального профессионального образования составляет несколько лет, а работодатели реагируют на рыночные вызовы немедленно. Но есть претензии и к работодателям. У них нет четких критериев профессионализма современных рабочих и специалистов, они не имеют прогноза потребности рынка труда ни в отрасли, ни в регионе.

Устойчивому развитию социального партнерства в системе профессионального образования препятствует ряд факторов:

нестабильность работы предприятий, что затрудняет формирование перспективного заказа на подготовку рабочих кадров;

неготовность части руководителей к работе в новых экономических условиях;

призыв юношей после окончания учебы на службу в армию, не позволяющую им адаптироваться на предприятиях, что снижает процент их закрепления на производстве;

ограничение возможностей учреждения профессионального образования гибко и мобильно корректировать образовательные программы с учетом требований работодателей к квалификации выпускников;

несовершенство законодательной базы, значительно снижающее мотивацию руководителей на сотрудничество с учреждениями профессионального образования;

завышенные требования работодателей к принимаемым на работу (желание иметь в первую очередь специалистов высокой квалификации);

«неотработанность» до конца договорных отношений между всеми субъектами профессионального образования.

Но жизнь заставляет находить выход из сложившегося положения и приспосабливаться к рыночным условиям существования. Образовательные учреждения стали искать социальных партнеров и с нулевого уровня налаживать партнерские отношения. В качестве примера можно привести те формы социального партнерства, которые имеются в различных регионах Российской Федерации:

1. Заключение трехстороннего договора (учреждение СПО - работодатель - обучающийся).

Создание Учебного центра повышения квалификации на базе учреждений СПО: узкоспециализированная подготовка кадров; подготовка квалифицированных кадров широкого профиля (совместным приказом директоров СПО и работодателя крупного предприятия).

Заключение долгосрочных договоров с партнерами.

Создание попечительских советов в учреждениях СПО, в составе которых работодатели, представители муниципальных органов власти.

Мониторинг рынка востребованных профессий в регионе с анализом потребностей предприятий и организаций в квалифицированной рабочей силе, спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг, который проводят торгово-промышленные палаты, профсоюзы с ассоциациями работодателей.

В качестве примера в нашем регионе можно привести КОГПОАУ «Куменский аграрно-технологический техникум» пгт. Кумены Кировской области, где создан Ресурсный центр. Цель Ресурсного цента заключается в создании условий для повышения социально-экономической эффективности подготовки специалистов сельского профиля через целенаправленное комплексное привлечение, аккумулирование и оптимизацию использования учебно-материальных ресурсов, развитие интеграционных процессов сферы профессионального образования и сельскохозяйственной отрасли экономики Кировской области. Одной из задач Ресурсного центра техникума является организация сетевого взаимодействия с органами управления, службой занятости населения, предприятиями и организациями, другими учебными заведениями. В этой интеграции основным звеном являются работодатели, с которыми построена эффективная система социального партнерства [3].

Таким образом, в области создаются условия для переориентации системы профессионального образования на полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах. Возможности социального партнерства безграничны и многоплановы. К нему надо стремиться сообща всем участникам партнерских отношений. Только в этом случае можно ждать желаемого успеха.

Список используемой литературы:

1. Врублевская О.А. Социальное партнерство в образовании / О.А. Врублевская // Научные труды SWorld. - Т. 23. - 2014. - №1. - С. 33-36.

2. Официальный информационный сайт Министерства образования Кировской области [Электронный ресурс]. - иКЬ: https://43edu.ru. (дата обращения: 28.03.2019).

3. Официальный информационный сайт КОГПОАУ «Куменский аграрно-технологический техникум» пгт. Кумены Кировской области [Электронный ресурс]. - иКЬ: https://кумтех.рф (дата обращения: 28.03.2019).

4. Посохова Н.В. Формирование социального партнерства в системе профессионального образования / Н.В. Посохова, К.А. Ионов, М.Е. Мережко // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. -№1 (17). - С. 34-37.

5. Таппасханова М.А. Значение социального партнерства в системе профессионального образования / М.А. Таппасханова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2012. - №2. - С. 258-259.

6. Вербенко Б.В. Развитие социального партнерства среднего профессионального образования / Б.В. Вербенко, А.Б. Сираполко // Образование. Карьера. Общество. - 2016. - №3 (50). - С. 3-6.

7. Рязанцева М.В. Зарубежный опыт социального партнерства на рынке труда и в профессиональном образовании / М.В. Рязанцева, В.М. Смирнов // РППЭ. - 2016. - №9 (71). - С.125-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.