О
<м
УДК 378(571.53) ББК 74.58
В.П. Чебунин Е.И. Дулябина
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Дана характеристика развития системы высшего образования Иркутской области, выделены главные цели развития высшей школы региона и задачи, которые необходимо решить для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров.
Ключевые слова: стратегическое развитие, высшее образование, Иркутская область.
“Oi
V.P. Chebunin Ye.I. Dulyabina
STRATEGY OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN IRKUTSK REGION
Higher education system development of Irkutsk region is characterized; the main objectives of the regional higher education development, together with tasks to be solved to create an innovative educational environment, are determined.
Keywords: strategic development, higher education, Irkutsk region.
Система высшего образования Иркутской области представляет собой совокупность образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности и различных форм хозяйственной деятельности. Высшая школа Иркутской области состоит из 54 образовательных учреждений (ОУ), сгруппированных в шесть групп:
- один государственный вуз;
- 17 филиалов государственных вузов;
- три негосударственных вуза;
- 10 филиалов негосударственных вузов;
- восемь представительств государственных вузов;
- шесть представительств негосударственных вузов. Подготовка специалистов в вузах Иркутской области осуществляется по более чем 200 специальностям технического, экономического, естественно-научного и гуманитарного профилей.
Общая численность студентов на всех формах обучения в 2009 г. составила 113 тыс. чел., в том числе 108 тыс. — это студенты государственных вузов области, 16 тыс. чел. — филиалов государс-© В.П. Чебунин, Е.И. Дулябина, 2010
О
<м
твенных вузов области, 9 — негосударственных вузов и филиалов негосударственных вузов. Из общей численности студентов 60,5% обучается на платной основе. Показатель численности студентов на 10 тыс. населения равен 533 (в среднем по России — 497).
В 10 государственных вузах государственный заказ составляет 58%. С учетом негосударственных вузов, государственный заказ равен 52%, остальные студенты учатся на коммерческой основе или по договорам с предприятиями.
Эти данные показывают, что ситуация в вузах Иркутской области по этому показателю близка к среднероссийскому.
Главными целями развития высшей школы Иркутской области являются:
- создание в Байкальском регионе крупных научно образовательных комплексов инновационной экономики путем агрегирования системы научно-образовательных центров, ориентированных по основным региональным социально- производственным кластерам;
- модернизация системы образования на базе технологий инновационного развития;
- повышение конкурентоспособности иркутских вузов на отечественном и международном рынках образовательных и научнотехнических услуг.
Сформирование инновационной открытой научно-образовательной системы, направленной на развитие непрерывного многоуровневого и многоступенчатого образования Иркутской области и Байкальском регионе.
Для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечить устойчивое развитие образовательной системы за счет интеграции фундаментальной науки, образования и производства. При решении данной задачи необходимо, во-первых, развитие научных направлений и системы подготовки кадров в области технологий, способствующих повышению качества жизни. Во-вторых, для обеспечения устойчивости и качества образовательной системы необходимо перейти к непрерывному образованию на основе углубленной предметной подготовки и отбора школьников, переподготовки педагогических кадров, открытого и дополнительного профессионального образования ,включая межвузовское дополнительное профессиональное образование.
2. Создать условия для развития инновационной структуры вузов Иркутской области. Для этого необходимо развитие многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров в области инноваций, создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование и защиту прав интеллектуальной собственности
О
<м
“О!
в фундаментальной и прикладной науке и технологиях, поддержка инновационных проектов, направленных на создание и реализацию научно-инновационных разработок. В рамках этой среды и будут реализовываться базовые инновационные проекты вузов Иркутской области в области образования, медицины, информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, экологии. Полностью осуществить переход на многоуровневую систему подготовки и переподготовки кадров( бакалавриат, специалистет, магистратура).
3. Обеспечить экспорт образовательных и научных услуг, продвижение российской культуры в страны АТР. Для этого необходимо обеспечить дальнейшее развитие системы экспорта образовательных услуг, сети зарубежных филиалов вузов Иркутской области, дистанционных программ обучения. Стратегическое планирование и устойчивое развитие международных программ будет обеспечиваться комплексом научных исследований в области международного образования и проблем миграции населения.
4. Создать новую информационную инфраструктуру за счет объединения информационных ресурсов вузов Иркутской области СО РАН и партнеров за рубежом. В настоящее время научный и образовательный процессы в большей степени, чем когда-либо, основываются на информационной инфраструктуре. Это относится и к образовательным инновационным проектам, которые невозможно реализовать без серьезной технической и содержательной информационной базы. Создание новой интегрированной инфраструктуры в области информационных технологий обеспечит поддержку научных исследований, завершит создание интегрированной образовательной системы, расширит деловые контакты Иркутских ученых с ведущими специалистами России и мира, обеспечит высококвалифицированными кадрами в области информационных технологий научно-образовательные учреждения, наукоемкие и высокотехнологичные производства.
5. Главной задачей также является осуществление инновационной образовательной программы «Непрерывное образование» направленной на обеспечение современного качества и конкурентоспособности профессионального образования на основе фундаментальности, непрерывности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства, а также решения таких проблем как:
- превышение спроса на высшее образование относительно прогноза на основе традиционной экономической модели;
- появление глобальных образовательных сетей, благодаря информационным технологиям, ускоряющим процесс отказа от
О
<м
традиционного академического календаря и организации учебного графика в направлении асинхронности, возможности обучаться в разном темпе, в разное время и различных местах;
- пересмотр традиционных границ качества образовательных услуг, предоставляемых на основе существовавших ранее приоритетов (квалификация профессорско-преподавательского состава, учебные программы, методические ресурсы), которые уже не могут удовлетворять и требуют перехода от оценки качества в человеко-часах к измерению уровня профессиональной компетентности обучаемого.
Информация об авторах
Чебунин Виктор Петрович — кандидат экономических наук, доцент Иркутского государственного университета, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Дулябина Е.И. — аспирант Иркутского государственного университета, г. Иркутск.
Authors
Chebunin Victor Petrovich — PhD in Economics, Associate Professor, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: [email protected].
Dulyabina Ye.I. — post-graduate student, Irkutsk State University, Irkutsk.