Научная статья на тему 'Стратегия развития системы высшего образования Иркутской области'

Стратегия развития системы высшего образования Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / STRATEGIC DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION / IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чебунин Виктор Петрович, Дулябина Е. И.

Дана характеристика развития системы высшего образования Иркутской области, выделены главные цели развития высшей школы региона и задачи, которые необходимо решить для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чебунин Виктор Петрович, Дулябина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN IRKUTSK REGION

Higher education system development of Irkutsk region is characterized; the main objectives of the regional higher education development, together with tasks to be solved to create an innovative educational environment, are determined.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития системы высшего образования Иркутской области»

О

УДК 378(571.53) ББК 74.58

В.П. Чебунин Е.И. Дулябина

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Дана характеристика развития системы высшего образования Иркутской области, выделены главные цели развития высшей школы региона и задачи, которые необходимо решить для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров.

Ключевые слова: стратегическое развитие, высшее образование, Иркутская область.

“Oi

V.P. Chebunin Ye.I. Dulyabina

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN IRKUTSK REGION

Higher education system development of Irkutsk region is characterized; the main objectives of the regional higher education development, together with tasks to be solved to create an innovative educational environment, are determined.

Keywords: strategic development, higher education, Irkutsk region.

Система высшего образования Иркутской области представляет собой совокупность образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности и различных форм хозяйственной деятельности. Высшая школа Иркутской области состоит из 54 образовательных учреждений (ОУ), сгруппированных в шесть групп:

- один государственный вуз;

- 17 филиалов государственных вузов;

- три негосударственных вуза;

- 10 филиалов негосударственных вузов;

- восемь представительств государственных вузов;

- шесть представительств негосударственных вузов. Подготовка специалистов в вузах Иркутской области осуществляется по более чем 200 специальностям технического, экономического, естественно-научного и гуманитарного профилей.

Общая численность студентов на всех формах обучения в 2009 г. составила 113 тыс. чел., в том числе 108 тыс. — это студенты государственных вузов области, 16 тыс. чел. — филиалов государс-© В.П. Чебунин, Е.И. Дулябина, 2010

О

твенных вузов области, 9 — негосударственных вузов и филиалов негосударственных вузов. Из общей численности студентов 60,5% обучается на платной основе. Показатель численности студентов на 10 тыс. населения равен 533 (в среднем по России — 497).

В 10 государственных вузах государственный заказ составляет 58%. С учетом негосударственных вузов, государственный заказ равен 52%, остальные студенты учатся на коммерческой основе или по договорам с предприятиями.

Эти данные показывают, что ситуация в вузах Иркутской области по этому показателю близка к среднероссийскому.

Главными целями развития высшей школы Иркутской области являются:

- создание в Байкальском регионе крупных научно образовательных комплексов инновационной экономики путем агрегирования системы научно-образовательных центров, ориентированных по основным региональным социально- производственным кластерам;

- модернизация системы образования на базе технологий инновационного развития;

- повышение конкурентоспособности иркутских вузов на отечественном и международном рынках образовательных и научнотехнических услуг.

Сформирование инновационной открытой научно-образовательной системы, направленной на развитие непрерывного многоуровневого и многоступенчатого образования Иркутской области и Байкальском регионе.

Для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечить устойчивое развитие образовательной системы за счет интеграции фундаментальной науки, образования и производства. При решении данной задачи необходимо, во-первых, развитие научных направлений и системы подготовки кадров в области технологий, способствующих повышению качества жизни. Во-вторых, для обеспечения устойчивости и качества образовательной системы необходимо перейти к непрерывному образованию на основе углубленной предметной подготовки и отбора школьников, переподготовки педагогических кадров, открытого и дополнительного профессионального образования ,включая межвузовское дополнительное профессиональное образование.

2. Создать условия для развития инновационной структуры вузов Иркутской области. Для этого необходимо развитие многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров в области инноваций, создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование и защиту прав интеллектуальной собственности

О

“О!

в фундаментальной и прикладной науке и технологиях, поддержка инновационных проектов, направленных на создание и реализацию научно-инновационных разработок. В рамках этой среды и будут реализовываться базовые инновационные проекты вузов Иркутской области в области образования, медицины, информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, экологии. Полностью осуществить переход на многоуровневую систему подготовки и переподготовки кадров( бакалавриат, специалистет, магистратура).

3. Обеспечить экспорт образовательных и научных услуг, продвижение российской культуры в страны АТР. Для этого необходимо обеспечить дальнейшее развитие системы экспорта образовательных услуг, сети зарубежных филиалов вузов Иркутской области, дистанционных программ обучения. Стратегическое планирование и устойчивое развитие международных программ будет обеспечиваться комплексом научных исследований в области международного образования и проблем миграции населения.

4. Создать новую информационную инфраструктуру за счет объединения информационных ресурсов вузов Иркутской области СО РАН и партнеров за рубежом. В настоящее время научный и образовательный процессы в большей степени, чем когда-либо, основываются на информационной инфраструктуре. Это относится и к образовательным инновационным проектам, которые невозможно реализовать без серьезной технической и содержательной информационной базы. Создание новой интегрированной инфраструктуры в области информационных технологий обеспечит поддержку научных исследований, завершит создание интегрированной образовательной системы, расширит деловые контакты Иркутских ученых с ведущими специалистами России и мира, обеспечит высококвалифицированными кадрами в области информационных технологий научно-образовательные учреждения, наукоемкие и высокотехнологичные производства.

5. Главной задачей также является осуществление инновационной образовательной программы «Непрерывное образование» направленной на обеспечение современного качества и конкурентоспособности профессионального образования на основе фундаментальности, непрерывности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства, а также решения таких проблем как:

- превышение спроса на высшее образование относительно прогноза на основе традиционной экономической модели;

- появление глобальных образовательных сетей, благодаря информационным технологиям, ускоряющим процесс отказа от

О

традиционного академического календаря и организации учебного графика в направлении асинхронности, возможности обучаться в разном темпе, в разное время и различных местах;

- пересмотр традиционных границ качества образовательных услуг, предоставляемых на основе существовавших ранее приоритетов (квалификация профессорско-преподавательского состава, учебные программы, методические ресурсы), которые уже не могут удовлетворять и требуют перехода от оценки качества в человеко-часах к измерению уровня профессиональной компетентности обучаемого.

Информация об авторах

Чебунин Виктор Петрович — кандидат экономических наук, доцент Иркутского государственного университета, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Дулябина Е.И. — аспирант Иркутского государственного университета, г. Иркутск.

Authors

Chebunin Victor Petrovich — PhD in Economics, Associate Professor, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: [email protected].

Dulyabina Ye.I. — post-graduate student, Irkutsk State University, Irkutsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.