Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / стратегия развития рынка / инжиниринговая компания / технологические санкции / импортозамещение / инновации / strategic management / market development strategy / engineering company / technological sanctions / import substitution / innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Р. Савицкая, Е.В. Кузнецова

Стратегическое управление инжиниринговой компанией гибко учитывает факторы влияния внешней и внутренней среды. При этом существующие технологические санкции как фактор внешней среды оказывают сдерживающее влияние на российский рынок инжиниринга, что вынуждает менеджмент актуализировать текущие бизнес-модели инжиниринговых компаний. В статье рассматривается значимость стратегии развития рынка, предлагается выход на новый географический регион – Республику Казахстан, обосновывается необходимость данной стратегии в условиях импортозамещения и внешних вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET DEVELOPMENT STRATEGY FOR AN ENGINEERING COMPANY

The strategic management of an engineering company flexibly takes into account factors influencing the external and internal environment. At the same time, existing technological sanctions as an external environmental factor have a restraining effect on the Russian engineering market, which forces management to update the current business models of engineering companies. The article examines the importance of the market development strategy, proposes entry into a new geographical region – the Republic of Kazakhstan, and substantiates the need for this strategy in the conditions of import substitution and external challenges.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

В.Р. Савицкая, студент Е.В. Кузнецова, канд. социол. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-2-86-88

Аннотация. Стратегическое управление инжиниринговой компанией гибко учитывает факторы влияния внешней и внутренней среды. При этом существующие технологические санкции как фактор внешней среды оказывают сдерживающее влияние на российский рынок инжиниринга, что вынуждает менеджмент актуализировать текущие бизнес-модели инжиниринговых компаний. В статье рассматривается значимость стратегии развития рынка, предлагается выход на новый географический регион - Республику Казахстан, обосновывается необходимость данной стратегии в условиях импортозаме-щения и внешних вызовов.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия развития рынка, инжиниринговая компания, технологические санкции, импортозамещение, инновации.

В отечественной научной и учебной литературе вопросам сущности и особенностям стратегического управления посвящено множество работ, например, И.Н. Герчиковой, Р.А. Фатхутдинова, В.Ю. Яковлевой и др. В рамках зарубежного подхода при определении стратегического управления исследователями -М. Месконом, Ф. Котлером, Ж-Ж. Ламбеном - делается акцент на воздействие внешней среды на стратегию развития организации. При формулировании стратегии развития компании в задачи высшего менеджмента входит анализ внешних стратегических факторов с целью выявления потенциальных угроз и возможностей.

Текущее положение современного рынка характеризуется высоким уровнем конкуренции, геополитической и экономической напряженностью, а также установлением технологических санкций странами мирового сообщества, что оказывает давление на деятельность инжиниринговых организаций и вынуждает пересматривать географию рынков реализации инжиниринговых услуг. В условиях санкционных ограничений инжиниринговая компания сталкивается с проблемами доступа к новым технологиям и оборудованию. Однако, санкции могут стать новой точкой ро-

ста и фактором для адаптации стратегии инжиниринговой компании под существующие реалии внешней среды, например, посредством пересмотра рынков сбыта, поиска новых возможностей для сотрудничества, как с российскими (им-портозамещение) [1], так и зарубежными партнерами и получения доступа к заблокированным технологиям или их отдельным компонентам.

В качестве потенциальных рынков реализации инжиниринговых услуг в условиях внешних вызовов в разрезе технологического оборудования представляется целесообразным рассмотрение рынка Республики Казахстан (РК). РК в сфере инжиниринга выступает одним из ключевых партнеров РФ в регионе Центральной Азии с точки зрения научно-технического и торгового-экономического сотрудничества, что подтверждается данными торговой статистики (рис.).

Поставки из РФ обеспечили около 35% совокупных импортных операций в РК в

2022 г., при этом в общем объеме внешнеторгового оборота РК со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) РФ занимает 92,3% [2, 3]. В

2023 г. наблюдается прирост товарооборота между странами на 2,3% - до 2,2 трлн. рублей [4].

Рис. Структура совокупного импорта товаров в РК в разрезе стран-поставщиков в 2022 г., % [3]

При этом, говоря о предприятиях топливно-энергетического комплекса как об основных заказчиках инжиниринговых услуг, важно обозначить, что «текущий уровень износа ТЭС и ГЭС (без учета ВИЭ) в РК составляет порядка 57,5%. На начало 2022 года 55,5% генерирующего оборудования электростанций имеет возраст более 30 лет, в том числе ТЭС -10620 МВт или 55%, ГЭС - 1729,3 МВт или 62%» [5]. Изношенность газовой системы Казахстана превышает 70%, степень износа основных средств горнодобывающих предприятий находится на экстремально высоком уровне (более 60%).

Таким образом, наблюдается моральное и физическое устаревание оборудования в различных видах промышленности РК, что требует разработки и внедрения передовых технологий для оптимизации производственных процессов. Казахстан можно охарактеризовать как стратегический нефтегазовый, энергетический, транспортный рынок сбыта для российской инжиниринговой компании. Промышленная сфера РК характеризуется высокой концентрацией ведущих международных компаний, например, ExxonMobil, Chevron (США), Total Energies, Orano, Air Liquide, Alstom (Франция), CNPC (Китай), Shell (Великобритания), что при участии в совместных проектах даст новые возможности для получения международного мирового опыта и доступа к технологиям (в том числе ра-

нее закупленным, но заблокированным) и инновациям в обход антироссийских санкций.

При этом в РК для инжиниринговых компаний предусмотрены значительные налоговые преференции в виде предоставления налоговых льгот, освобождения от уплаты земельного и корпоративного налогов при соблюдении законодательно установленных условий [6].

Резюмируя, можно отметить, что уровень конкурентоспособности как предмет стратегического управления инжиниринговой компанией, занимающейся разработкой и проектированием инженерных систем и сооружений, в значительной степени определяется инновациями, то есть способностью компании к постоянному улучшению процессов за счет постоянного совершенствования и разработки новых решений [7]. В свою очередь инновационное развитие основывается на инвестициях в исследования и разработки (R&D), чтобы создавать новые технологии и инновации.

В качестве инструментов для реализации инновационных решений инжиниринговой компании предлагается использовать искусственный интеллект и новое программное обеспечение, разрабатывать «зеленые» стандарты качества, внедрять эффективную логистику, развивать маркетинг.

Таким образом, преференции и налоговые льготы для инвесторов, «бюрократи-

ческая доступность» и низкий финансовый порог входа на рынок создают в РК благоприятный инвестиционный климат для российских инжиниринговых компаний,

свободного доступа к технологиям и оборудованию, обеспечивает новые возможности для стратегического роста и расширения бизнеса.

что наряду с возможностью получения

Библиографический список

1. Касимова Э. Р., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. Развитие инновационных промышленных проектов как стратегия импортозамещения // Бизнес. Образование. Право. - 2023. - №2 (63). - С. 50-54.

2. Международный торговый центр (International Trade Center (ITC)). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 27.03.2024).

3. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Казахстана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kz/ru/news/tovarooborot-kazakhstana-so-stranami-eaes-uvel

ichilsya-na-6-5/ (дата обращения: 20.03.2024).

4. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/dmitriy_volvach_v_2023_godu_tovarooborot_mezh du_rossiey_i_kazahstanom_vyros_na_23.html (дата обращения: 24.03.2024).

5. Концепция развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан до 2035 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kazenergy.com/upload/document/electric/project2035.pdf (дата обращения: 27.03.2024).

6. Аленчинов Д. Ж. Менеджмент в Казахстане для российских компаний: приспособиться или прорываться? // Юный ученый. - 2022. - №11 (63). - С. 10-14.

7. Кузнецова Е. В., Муллаянова Л. И. Инжиниринг в нефтегазовой отрасли // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: Сборник научных трудов. Под общ. ред. У. Г. Зиннурова. - Уфа, 2017. - С. 98-100.

MARKET DEVELOPMENT STRATEGY FOR AN ENGINEERING COMPANY V.R. Savitskaya, Student

E.V. Kuznetsova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The strategic management of an engineering company flexibly takes into account factors influencing the external and internal environment. At the same time, existing technological sanctions as an external environmental factor have a restraining effect on the Russian engineering market, which forces management to update the current business models of engineering companies. The article examines the importance of the market development strategy, proposes entry into a new geographical region - the Republic of Kazakhstan, and substantiates the need for this strategy in the conditions of import substitution and external challenges.

Keywords: strategic management, market development strategy, engineering company, technological sanctions, import substitution, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.